епископ Михаил (Лузин)

Толкование на Евангелие от Иоанна

Глава 17

Первосвященническая молитва Господа: о себе (ст. 1–5), о своих учениках (6–19) и обо всех верующих (20–26).

1. Ин. 17:1.

После сих слов Иисус возвёл очи Свои на небо и сказал: Отче! пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

Ин. 12:23, 28, 13:1, 31 д.

После сих слов: по окончании всей последней прощальной беседы Господа с учениками, начатой в пасхальной горнице (13:31), продолженной на пути в Гефсиманию (14:31) и оконченной, вероятно, пред переходом чрез поток Кедрон в сад Гефсиманский (18:1). Оставалось уже очень мало времени до того часа, в который Он будет взят и начнётся Его осуждение, потом страдания и затем позорная, по мнению мира, смерть Его на кресте. Всё это малое время Господь употребляет на молитву к Отцу Своему Небесному, сначала на Иерусалимской стороне Кедрона, быть может, на одном из холмов, с которого виден был и Иерусалим, и Гефсимания, и Голгофа, и Елеон, потом – в саду Гефсиманском. Первая молитва – торжественная, в присутствии учеников, вторая – сокровенная, в уединении сада; первая – победная, вторая – скорбная. Первую называют первосвященнической молитвой, так как главным предметом её служит предстоящая великая жертва Христова и её необъятное значение для мира. – Возвёл очи Свои на небо: естественный при молитве порыв души к созерцанию живого Бога, величие Которого особенным образом является на небесах (ср. 11:41; Деян. 7:55). – Отче, пришёл час: час страданий и смерти Господа, как переход к славе Его небесной (ср. 12 и парал.). – Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя: под прославлением Сына разумеется вознесение Его в небесную славу Отца (см. ст. 5); под прославлением Отца Сыном разумеется откровение славы Божией действиями прославленного Богочеловека в утверждении и распространении нового Царства Божия на земле (ст. 2). Ср. прим. к 13:31 и 12:28. Но так как это прославление есть плод или следствие искупительной смерти Христовой, то под прославлением Сына Отцом и Отца Сыном разумеется вообще слава их, явленная в искуплении человечества смертью Сына по любви Отца и к Сыну и человечеству (3:16). Эта общая мысль раскрывается далее (2–5) в более частных чертах.

2. Ин. 17:2.

так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

Ин. 3:35; Лк. 3:6; Мф. 11:27; Ин. 6:37, 39, 5:21, 10:28.

Глубочайшее основание этого прославления Сына Отцом и Отца Сыном есть искупление человечества Сыном или – что то же – вечная жизнь искуплённых (2–3), что совершил Христос (4) и чем приобрёл и по человечеству Своему право на ту славу, какую имел всегда по божеству Своему (5). – Ты дал Ему власть над всякою плотию: Сын Божий, как Бог и творец всего мира и человека, всегда имел власть над всем миром и над всем человечеством; по вечному определению Божию эта неограниченная власть дана и воплотившемуся Сыну Божию по Его воплощении (ср. Еф. 1:10) для искупления всего человечества от греха или для дарования вечной жизни миру в духовном единении Его с примирённым Богом (ср. 6 и прим. к 5 и парал.). Но так как не всё человечество, не всякая плоть воспользуется плодами искупительной смерти Богочеловека, ибо не все усвоят их себе верой в Него, то плоды сии будут только в тех, кого Отец дал Сыну (что́ Ты дал Ему) или, по другому изречению Господа, кого Отец Небесный привлечёт к Нему, т. е. которые уверуют в Него (см. прим. к 6:37, 39, 44). Таковым Он даст жизнь вечную в единении с примирённым Богом (см. прим. к 3:15–16 и парал.). – Всякою плотью называется в Писании всё человечество (ср. Лк. 3:6; Деян. 2 и др.).

3. Ин. 17:3.

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

1Ин. 5:20; 1Кор. 8:6.

Сия же есть жизнь вечная и пр.: Господь определяется частнее, что есть жизнь вечная и именно – в отношении к прославлению Отца (ст. 1). Вечная жизнь человека состоит в познании Отца Небесного как единого истинного Бога и в познании посланного им Иисуса как Мессии. – Познание разумеется здесь как познание истинное (как до́лжно знать, 1Кор. 8:2), основывающееся на вере, порождаемое и сопутствуемое верой, познание живое и действенное, а не рассудочное только и холодное (каковое нередко бывает мёртво и недейственно), познание, обнимающее все способности души (14:20). – Тебя, единого истинного Бога: в противоположность ложным или мнимым богам языческого мира (ср. 1Кор. 8:5; ср. Вас. В. 3, 175; Григ. Б. 3, 92). – Иисуса Христа, т. е. как Искупителя мира. Таковое познание объемлет всю сущность христианского познания по его содержанию: ибо таковым познанием (которое нераздельно с верой) усвояются познающим или верующим искупительные заслуги Спасителя как истинного посланника единого истинного Бога. Посему такое познание есть жизнь вечная, ибо поставляет человека в духовное единение с источником вечной жизни – Богом и Христом (ср. прим. к 3:14–16).

4. Ин. 17:4.

Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

Ин. 17:6, 4:34.

5. Ин. 17:5.

И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

Ин. 17: 24, 1:1, 8:58, 10:30; Евр. 2 д.; Флп. 2:6.

Я прославил Тебя на земле и пр.: Господь свидетельствует пред Отцом Своим Небесным, что дело искупления человечества, которое составляет глубочайшее основание Его молитвы о прославлении Себя (ст. 1), совершено Им и тем прославлен Сам Отец Небесный. Вся жизнь Господа по Его вочеловечении, всё Его учение и все Его действия являли славу Божию, но особенно – Его смерть искупительная и последовавшее за тем воскресение; смертью Его совершено то дело, которое в предвечном совете Божием положено было Ему совершить (Ты поручил Мне исполнить), а всею жизнью Его совершено дело возвещения людям божественной истины, которую Он должен был возвестить. Пред духовным взором Господа, совершенно готового на смерть, всё Его дело представляется уже оконченным (прославил, совершил: ср. прим. к 13:31; 12:31). Теперь Ему следует уже и по человечеству войти во славу божественную, и Господь молит Отца Своего Небесного ввести Его во славу сию. – Ныне, когда Я уже совершил дело Своё на земле, прославь, введи и по человечеству в ту славу, у Тебя Самого – на небе, в единении с Тобою (Кол. 3:3), в отличие от славы Его на земле (ст. 4), которую Я имел у Тебя по божеству Моему прежде бытия мира, т. е. от вечности (1:1; 8:58), как славу Единородного Сына Божия, Бога Слова. При воплощении Слова эта вечная слава Его как бы скрылась в воспринятом образе раба (Флп. 2 и далее). По совершении же Им дела искупления, Он как уже Богочеловек должен восприять прежнюю славу Свою как Бога, славу вечную. «Естество плоти ещё не было прославлено, так как оно не сподоблялось ещё нетления и не приобщалось царского престола. Посему-то и говорит: прослави Мя, т. е. Моё человеческое естество, которое теперь не в чести, которое будет распято, и возведи оное в ту славу, которую Я – Слово и Сын Твой имел у Тебя прежде бытия мира. Ибо естество человеческое Он с Собою посадил на престоле царском и теперь поклоняется Ему всякая тварь» (Феофил., ср. Злат.). Господь молит о введении Его в сию славу, хотя как Бог имеет право на неё и как Искупитель приобрёл сие право, – молит потому, что во всех своих действиях на земле Он выражает полную Свою зависимость от Отца Своего Небесного, смирив Себя (Флп. 2:8).

6. Ин. 17:6.

Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твоё.

Ин. 15:19, 8:47, 6:1 д.

7. Ин. 17:7.

Ныне уразумели они, что всё, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

Ин. 7:17, 12:49.

8. Ин. 17:8.

ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшёл от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

Ин. 16:27, 30.

Молитва Господа о Себе окончена, и Он молится затем о Своих учениках – тех, которым передаст, по Своём отшествии в небесную славу, дело распространения и утверждения на земле нового Царства Своего. Два главных предмета Его молитвы о них: соблюди (11) и освяти (17); остальные черты все относятся к раскрытию и уяснению сих двух. – Я открыл имя Твоё: имя – вместо лица, его свойств и действий; открыл имя Бога – то же, что открыл Самого Бога, соответственно изречению – да знают Тебя единого истинного Бога (ст. 3). Откровение о Боге, сообщённое людям Христом, полнее и совершеннее, чем все прежде бывшие откровения (Евр. 1:1), ибо никто не знает Отца так, как Сын (Мф. 11:25, 27). Господь открыл имя Божие именно в смысле христианском, т. е. изъяснил вполне план искупления человечества смертью Своею, и в этом смысле только Он сообщил полное понятие о Боге. – Которых Ты дал Мне от мира: т. е. отделил от неверующего мира и сделал Моими ближайшими учениками (ср. 15:19; 8:11; 16:30). Господь всем открывал имя Божие, кто слушал Его, но Он говорит здесь только об учениках Своих, о которых молится, потому что они вполне приняли учение Его и уверовали в Него (ст. 8) и потому, что им полнее открыто было имя Божие, или полнее преподано учение о Боге. – Они были Твои: все люди, как творения Божии, суть Божии; в частности евреи, как избранный народ Божий, были Божии; но не в этом общем смысле говорится здесь, что апостолы были Божии. Они были Божии по особенному нравственному настроению их духа, которое в речах Господа означается выражениями: быть от Бога (7:17; 8:47), быть от истины (18:37), творить истину (3:21), в силу чего они принадлежали к числу истинных израильтян (1:47). – Ты дал их Мне: чрез привлечение и внутреннее научение, о котором прежде говорил Христос (ср. 6:37, 44–45, 65 и прим.), и таким образом они стали отделёнными от мира и соединёнными с Христом. Они пребыли верны этому духовному единению, ибо сохранили слово Твоё – в вере и деле (ср. 7:16; 8:51; 12 и далее; 14:23), уверовали учению Моему, которое есть и Твоё учение, сохранили и сохраняют его в своём сознании как учение именно Твоё, божественное. – Ныне уразумели, – по вере в слово Моё убедились, – что всё, что Ты дал Мне, от Тебя есть: речь идёт не только об учении Господа, как принятом от Отца, но обо всём деле Христовом, которое Отец поручил исполнить Сыну (ст. 4). Ученики уразумели, что всё это дело, совершаемое их Учителем в мире, есть дело божественное, Богом Отцом определённое и по сему определению Сыном исполняемое. Не вполне понимали ещё они это дело во всём его объёме и величии, ещё многое не открыто им было о сем, потому что многого ещё не способны были они вместить и только со временем будут способны к тому (16:12–13); но всё это дело Божие они уразумели теперь из всего хода дела и учения Христова, и – этого было довольно; остальное они уразумеют, когда придёт к ним другой Утешитель (14:26; 15:26). – Средства, какими достигли они такого уразумения, суть – 1) со стороны Самого Господа – то, что учение, принятое Им от Отца, Он передал им: слова, которые Ты дал Мне, Я передал им (ср. 7 и далее; 12:49–50 и прим.); 2) со стороны их самих – то, что они это учение приняли с верой и вследствие сего убедились и уразумели истинно, что Я Мессия (ср. 16:30).

9. Ин. 17:9.

Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

Ин. 6:44.

10. Ин. 17:10.

И всё Моё Твоё, и Твоё Моё; и Я прославился в них.

Ин. 16:13, 14:16; 2Кор. 3:18.

Я о них молю, не о всём мире молю: они достойны Твоей отеческой любви и охранения, по указанной причине, особенно, – не как мир, не принявший учения Моего и Твоего и не уверовавший в Меня – Мессию. И этот неверующий мир не исключается совершенно из молитвы Господа, но только выставляются преимущества учеников пред миром, по которым они достойны особенного попечения о них Отца Небесного: Я теперь только о тех молю, которые действительно достойны просимой Мною благодати. – Господь Сам повелел молиться за этот мир (5 и парал.) и Сам молился за него, но не в том смысле, в каком Он молится теперь за учеников, как достойных особенного покровительства Божия. – Отче, прости им, молился Он за Своих даже распинателей, представителей в этом случае враждебного Ему и Богу мира; но основанием Своей молитвы ставит не то, что здесь – в молитве за учеников, – что они уразумели, приняли и уверовали, а – то, что не знают они, что делают (Лк. 23:34). Далее в этой же первосвященнической молитве, в словах – да уверует мир, что Ты Меня послал (ст. 21) – содержится молитва и о мире, но опять основание её другое там, чем здесь – в молитве за учеников. – Прежде чем выразить самый предмет молитвы за учеников – чего Он просит им, Господь ещё указывает причины, почему Он молится особенно о них, а не о всём мире: 1) Ты их дал Мне (ср. ст. 6 и парал.), – можешь ли же не взять их под особенное Твоё охранение и попечение? 2) Хотя Ты Мне их дал, но тем не менее, однако же, они Твои, потому что всё у нас с Тобою одно (кроме, конечно, особенных личных свойств Отца и Сына, – нерождённость Отца, рождённость Сына и исхождение Святого Духа от Отца) и общее, и что Я от Тебя принял, принял только для того, чтобы снова привести к Тебе (14:6; ср. 1Кор. 15 и далее). «Человек может сказать Богу: все моё – Твоё, но только Сын может сказать: все Твоё – Моё». 3) Наконец, отныне они – носители славы Сына на земле и потому достойны особенной любви Божией и охранения: Я прославился в них, в их деятельности на земле. Господь созерцает в духе деятельность их как бы уже совершающуюся и даже совершённую, оконченную (ср. ст. 4).

11. Ин. 17:11.

Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

Ин. 17:17, 14:26, 17:6, 26; Ин. 17:1 д.; Ин. 10:13.

Я уже не в мире, но они в мире: это ещё особенное побуждение к молитве о них и к тому, чтобы Отец Небесный взял их под Своё особенное покровительство; они не только достойны сего, но теперь особенно нуждаются в сем, так как остаются одни среди враждебного им мира, который их ненавидит (15:18–19), одни – по Моём телесном отшествии от них к Отцу (ср. ст. 12). Господь в духе представляет Своё дело на земле как бы уже совершившимся, оконченным. – За сим, с воззванием – Отче Святый, изрекается самый предмет молитвы об учениках: соблюди их во имя Твоё. Святый (как после – праведный, ст. 25) присоединяется здесь к имени Отца в соответствии с самым предметом молитвы. Соблюдение учеников во имя Отца соответствует именно святости Божией, которой совершенно противоположна греховность мира, в коем остаются ученики. Оставленные в этом не святом греховном мире, они имеют особенную нужду в том, чтобы Отец Небесный соблюл их чистыми и святыми в мире. Соблюди их во имя Твоё (или точнее – во имени Твоём): в той сфере откровений божественных им и благодати Божественной, которая обнимается понятием имени Божия. Эта сфера – божественной истины и благодати, и соблюдение в ней означает соблюдение в истине и нравственной чистоте. Таким образом, Господь молится, чтобы ученики Его, по особенному попечению Отца Небесного о них, не отпали от истины Христовой, но постоянно в ней пребывали, чтобы ложь мира их не колебала и чтобы оставались они среди этого нечистого грешного мира чистыми и святыми. – Цель и следствие такого соблюдения: чтобы они были едино, как и Мы, т. е. чтобы они были в духовном единении веры и любви, как между собою, так и со Мною и с Тобою, чтобы не прерывалось это духовное нравственное единение и чтобы кто-либо, отделившись от этого единения, не погиб (ст. 12). Выражение – как Мы означает, что как по существу своему Отец и Сын – одно, так общением в вере и познании сего существа (имя Твоё) ученики также составляют одно. Но общение их с Христом и Отцом может быть только нравственное, а не по существу (ср. прим. к 14:20).

12. Ин. 17:12.

Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твоё; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

Ин. 17:3, 13:18; Пс. 40:10, 108:17.

13. Ин. 17:13.

Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Ин. 15:11.

Когда Я был с ними в мире и пр.: в том же духе продолжает Господь, считая уже дело Своё на земле совершившимся и представляя Себя уже вознёсшимся от земли. Слова Господа в этом стихе относятся к разъяснению сказанного непосредственно пред сим в ст. 11; именно к выяснению понятия – соблюди их. – Во время Своей земной жизни с учениками Господь Сам делал в отношении к ним то, о чём просит теперь Отца Своего Небесного. Он соблюдал их во имя Отца (ср. ст. 11) – в истине и чистоте (13:10), и – сохранил, и никто из них не уклонился от истины Божией в ложь мира и не подпал влиянию нечистоты мирской, и, таким образом, никто из них не погиб, кроме одного сына погибели, который погиб по собственной вине и о погибели которого предвозвещено было в Писании. – Сын погибели – то же, что человек погибший, потерянный, точно так же как сын света означает человека просвещённого (ср. 12:36). Разумеется здесь погибель вечная, духовная, чрез отпадение от источника жизни (ср. Мф. 23:15). – Да сбудется Писание: разумеется пророчество о вероломном предателе, указанное Господом по умовении ног ученикам и содержащееся в Псалме 40 (Пс. 40:10, ср. Ин. 13:18). – Ныне же, повторяет Господь (ст. 11), к Тебе иду, и сие говорю в мире, заключает Он раскрытие мысли Своей, т. е. приношу Тебе эту молитву Мою об учениках о соблюдении их в имени Твоём, когда Я лично уже не буду, обращаясь с ними как доселе, соблюдать их, – приношу Тебе эту молитву Мою о них, для того чтобы они – свидетели и вместе предмет этой молитвы Моей – зная, что Ты услышишь Меня и исполнишь молитву Мою и будучи тем уверены, что Ты будешь соблюдать их во имя Твоё, имели в себе радость Мою совершенную (см. 15:11), радовались тою же радостью, какой радуюсь Я пред лицом предстоящих Мне страданий и последующей славы; пусть и последнее облако печали в сердце их рассеется, и оно наполнится одной только радостью.

14. Ин. 17:14.

Я передал им слово Твоё; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.

Ин. 17:8, 15:15, 8:23.

15. Ин. 17:15.

Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.

Флп. 1:23; 1Ин. 3:12; Мф. 6 п.

16. Ин. 17:16.

Они не от мира, как и Я не от мира.

Ин. 8:23.

Изложение первого предмета молитвы об учениках (соблюди их) окончено; начинается изложение второго предмета молитвы о них – освяти их, и предваряется, как и первое, изложением побуждений и оснований к молитве именно об этом. – Я передал им слово Твоё и пр. Слово Господа, учение Его, преданное ученикам как слово Божие и принятое ими как таковое, возбудило против них ненависть мира, как и против Самого Его (см. прим. к 15 и далее), и они должны остаться в этом враждебном им мире для высоких целей распространения и утверждения Царства Моего на земле. Посему не молю, чтобы Ты взял их из среды этого враждебного им мира теперь же, но молю только о том, чтобы Ты сохранил от зла, от того зла, какое может причинить им этот враждебный мир вместе с князем мира (ср. Мф. 6:13; Лк. 11:4). – Они не от мира и пр.: см. прим. к 15:19. – Как и Я не от мира: «этим не смущайся. Слово – как не означает здесь совершенного сходства. Как в том случае, когда говорится о Христе и об Отце, словом – как выражается полное равенство; так тогда, когда говорится о нас и о Христе, оно допускает великое различие, по причине великой и беспредельной разности между Его и нашим естеством» (Злат., ср. Феофил.).

17. Ин. 17:17.

Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина.

18. Ин. 17:18.

Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.

Ин. 8:40, 20:21; Мф. 10:5, 28:19.

19. Ин. 17:19.

И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.

Евр. 2:11, 7:27, 10:1 д.; 1Кор. 1:30; 2Кор. 5:15.

Освяти их истиною Твоею: ученики уже пребывали во истине, ибо преданное им Христом от Бога учение (слово) они приняли и уразумели и уверовали в Иисуса как Мессию, а в этом – сущность христианской истины. Господь молит теперь Отца Своего Небесного не о том только, чтобы Он сохранил их в этой истине (молитва о сем выше, ст. 11), а о том, чтобы благоволил освятить их в этой истине. Освятить значит, в общем смысле сделать святым, в частном – принести в жертву Богу или отделить для особенного служения Богу. В приложении к апостолам освящение их означает поставление их на дело особенного служения Богу, их особенное должностное служение именно как проповедников и служителей Евангелия (ст. 18), поставление – чрез сообщение им особенных даров и сил для прохождения сего служения. Это совершилось в излиянии на них даров Святого Духа (14:17; 15:26; 16 и далее). В сем особенно открылась истина Божия, как и называется Дух Святой Духом истины во всей последней беседе Господа, где Он говорит о Нём как ином Утешителе. – Слово Твоё есть истина: т. е. освяти их истиною в Духе Святом, для служения особенного их этой самой истине, которая есть слово Твоё или учение Твоё, следовательно, для особенного служения слову Твоему или учению истины, которое они должны распространить и утвердить в мире после Его отшествия от них к Отцу. Это особенное служение их должно простираться до самоотвержения, до принесения себя в жертву истине или слову истины, и в сем случае они будут как жертва, посвящённая и освящённая Богу. Таков здесь смысл молитвы – освяти: отдели их Себе на особенное служение Тебе в слове истины, даруй им потребные к тому силы и особенные дарования и приими их как посвящённую тебе жертву, приносимую ими в сем служении до самоотвержения (ср. Злат., и Феофил.). Ученикам Господа потребно такое освящение именно потому, что они предназначаются на таковое особенное служение. Бог, посылая в мир Сына Своего Единородного на особенное служение, освятил Его (10:36; см. прим.); и для апостолов, посылаемых в мир также на особенное служение, нужно также освящение от Отца: как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир; следовательно, как освятил Ты Меня, так освяти и их (как: ср. прим. к ст. 14). Послание учеников на всемирную проповедь совершилось по воскресению Господа (ср. 20:21; Мф. 28:19), но Господь во всей этой молитве созерцает дело Своё как бы уже совершившимся, и притом в самом избрании апостолов заключалась уже мысль о таковом их служении. – И за них Я посвящаю Себя (то же – освящаю): освящённый от Отца перед посланием в мир (10:36), Господь Сам совершает во времени это освящение принесением Себя в жертву святому и праведному Богу за грешный мир (Евр. 9:14; Еф. 5:2; ср. Злат. и Феофил.). Это освящение Себя Христом отличается, таким образом, от освящения апостолов тем, что Христос есть вместе и первосвященник и жертва, и потому Сам освящает Себя, апостолы же должны быть освящены Богом в Духе Святом, как жертвы за истину слова. – Чтобы и они были освящены: Христос принесением Себя в жертву освятил Себя за всех, так как жертва принесена была за всех, чтобы все освящены были; но Он говорит здесь только об учениках потому, что только о них молится Он теперь (ср. ст. 9 и прим.), и в отношении к ним освящение Себя Господом имеет особую цель, чтобы именно они освящены были истиною для особенного служения их Богу и миру. – Истиною: здесь нужно принимать это слово (в греческом без члена) в смысле истинно, как означение противоположности высшего духовного освящения образному освящению левитского священства и жертв. «И за них Я посвящаю Себя, т. е. приношу в жертву. Так Ты и их освяти, т. е. отдели в жертву на проповедь и поставь их свидетелями истины и жертвою. Ибо всё, принесённое в жертву, называется святым. – Чтобы и они, как Я, были освящены и принесены в жертву Тебе Богу, не как жертвы подзаконные, закалаемые в образе, но во истину... Итак, освяти и посвяти души учеников и сделай их истинными приношениями, или укрепи их потерпеть и смерть за истину» (Феофил., ср. Злат.).

20. Ин. 17:20.

Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,

Ин. 20:31; Рим. 10:17.

21. Ин. 17:21.

да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня.

Ин. 17:11, 22.

Молитва Господа о Себе и учениках оканчивается молитвой обо всех верующих в Него по слову учеников, или вследствие их проповеди. Предмет этой молитвы – да будут все едино (ст. 21) и – да видят славу Мою (ст. 24), т. е. предмет этой молитвы – вся Церковь Христова в её шествии от славы в славу, от веры к единению с Богом и от сего и в сем – к славе Сына и Бога. Это – исполнение той великой цели, для которой Господь создал человека, содержание той премудрости Божией тайной, сокровенной, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (1Кор. 2:7). Это молитва – не о единении верующих только между собою, но о единении всего тела Церкви с Главою её Христом и чрез Него с Богом в вечной славе и любви Отца и Сына и Святого Духа. – О верующих в Меня по слову их: верующие созерцаются ещё только в идее, вся совокупность будущих верующих, ибо в настоящем ещё не было почти верующих по слову их. Так как слово их, запечатлённое Духом, содержится в их Писаниях, предназначенных для всех времён, то, очевидно, в этом изречении содержится и указание величайшей важности апостольских писаний, и – указание на верующих по этому слову их во все времена. – Да будут все едино: в единении духа, стремлений, любви и т. п. на основании веры (ср. Еф. 4:3; Деян. 4:32). – Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе: см. прим. к 10:38; 14:10, 20. – И они да будут в Нас едино: см. прим. к 14:20; 15:5–6. («Частица – как опять не означает совершенного равенства. Ибо нам невозможно объединиться друг с другом так, как Отец с Сыном» (Феофил., ср. Злат.). Разумеется единение верующих с Христом и Богом нравственное, по образу или подобию единения Сына с Отцом по существу или природе. – Такой духовный организм Церкви на земле будет таким поразительным явлением, что при созерцании его самый неверующий и враждебный делу Христову мир будет мало-помалу приходить и придёт к вере в Иисуса как Мессию: да уверует мир, что Ты послал Меня. Это начало приходит в исполнение с самых первых времён христианства, идёт чрез всю его историю и придёт в совершение по исполнении времён: первое малое общество верующих во Христа было явлением, которое всё более и более привлекало неверующий иудейский мир в недра Христовой Церкви (ср. Деян. 21:20); по перенесении христианства в среду языческих обществ, быстро возрастала Церковь Христова, и враждебный языческий мир всё более и более переходил на сторону христианства; наконец, по пророческому изображению Ап. Павла, и самый враждебный представитель неверующего и враждебного мира – народ еврейский в массе, как национальность – придёт к вере во Христа (Рим. 11 и далее). Исключаются из сего только отдельные члены этого враждебного мира, которые совершенно ослепли духовно и ожесточились сердцем, для которых вера во Христа (Мессию) стала нравственной невозможностью (ср. 12:39–40).

22. Ин. 17:22.

И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

Ин. 15 д.; Ин. 13 д.

23. Ин. 17:23.

Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да позна́ет мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.

Гал. 3:28; Еф. 4:3, 13 д.; Флп. 1:27; 1Кор. 6:17, 3:1 д.

24. Ин. 17:24.

Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.

Ин. 12:26, 14:3; 1Ин. 3:2; Ин. 17:5.

Это единение всех верующих по слову апостолов между собой и Богом Отцом и Христом во Святом Духе Господь определяет частнее, как единение во славе Бога и Христа. Если и в предшествующих словах молитвы о всех верующих (ст. 20–21) тело Церкви созерцается ещё на земле, то здесь (ст. 22–24) оно созерцается уже в небесной славе в единении с Богом в небесном Царстве Мессии. – Славу, которую Ты дал Мне, т. е. славу небесную, в которую вознесён Богочеловек как Искупитель мира (ст. 1, 5, 24), Я дал им, т. е. верующим, дал как возможность сопрославления со Мною, которая перейдёт в самую действительность такового сопрославления (ср. Рим. 8:17, 24, 30), и по этой дарованной им славе они будут едино в этой славе между собою и с Нами (ср. прим. к ст. 21 и парал.). Да будет это единое прославленное тело Церкви с главою – Христом в славном единении с Отцом во Святом Духе! – Я в них и Ты во Мне: см. прим. к ст. 21 и парал. 14:20. – Да будут совершены́ во едино: да будет это единение совершенное во славе, полное, целостное, вполне совершенное. – Да познает мир и пр.: созерцая земное тело Церкви, мир поражённый мало-помалу уверует (кроме совершенно ослепших) в Иисуса как Мессию (ст. 21); созерцая небесное славное тело Церкви, мир не уверует, но познает, т. е. волей или неволей весь даже совершенно враждебный Христу мир созерцанием этого зрелища будет доведён до сознания, что Господь Иисус есть истинный Мессия. Это – та же идея, какую созерцательно выразил св. Ап. Павел в словах об Иисусе Христе: Бог Его превознёс – дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2:10–11). В этом прославленном теле Церкви мир неверующий волей-неволей убедится также, что Ты, Отче, возлюбил их, т. е. верующих, как возлюбил Меня, тою же отеческой любовью, какой Ты возлюбил Сына Твоего Единородного как Искупителя мира (3:16; Еф. 1:5). Эту же мысль о единении всех верующих в славном Царстве Отца и Сына и Святого Духа выразительно изрекает Господь в дальнейших словах: Отче, хочу и пр. Xочу: это – завещание умирающего, воля которого должна быть исполнена. Выражая эту волю, умирающий за живот мира Господь тем же самым выражает уверенность, что Отец Небесный исполнит эту Его волю, нераздельную с Его волей. – Которых Ты дал Мне: по связи речи – всех верующих по слову апостолов и самих апостолов, т. е. всю Церковь Христову в истинных живых членах её (ст. 20, 2, 5 и прим.). – Чтобы там, где Я, и они были со Мною: т. е. на небе, или в дому Отца Небесного, где обителей много (14:2–4; Лк. 24:51 и парал.), где и Господь пребывает как Богочеловек с прославленным телом Своим. – Да видят славу Мою: славу небесную (ст. 22, 5). Видят – в смысле созерцают (θεωρῶσι), что́ указывает на участие созерцающего в созерцаемом, и, следовательно, выражается мысль о том же единении во славе Христовой верующих в Него. – Основание этой славы Христа – любовь к Нему Отца Небесного, любовь вечная (ст. 5, 23), точно так же, как и основание сопрославления верующих с Ним – та же любовь к ним, как и к Сыну Его возлюбленному (23). Любовь и вследствие её слава – вот внутреннейшая основа Церкви Христовой на земле и на небе.

25. Ин. 17:25.

Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.

Ин. 15:21, 8:19; Флп. 1:23; Ин. 16:3, 27.

26. Ин. 17:26.

И Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

Ин. 17:8, 6, 15:9.

В окончании первосвященнической молитвы Господа сосредоточивается всё, что сказано в этот вечно великий вечер в прощальной беседе с учениками, которая, в свою очередь, сосредоточивает в себе всё, что сказано и сделано Господом во всё время Его общественного служения. – Призывается на суд правда Божия, в удовлетворение которой Он принёс Себя в жертву за мир, и пред суд этой правды представляется всё совершенное Господом и имеющее ещё совершиться. – Отче праведный: не перед милость Твою приносится всё дело, совершенное Единородным Сыном Твоим, но перед правду Твою – судящую; пусть будет суд Твой праведный над тем, что совершил посланный Тобою для искупления мира. – Мир Тебя не познал: ибо враждебно отнёсся к Посланному Тобою и предал Его смерти. – А Я познал Тебя: зная Тебя, как сущий в лоне Твоём (1:18), Я познал и премудрость, сокровенную от родов, Твою премудрость в деле искупления и спасения мира. От Меня и сии, т. е. верующие, между коими первые – эти ученики Мои, познали во Мне Мессию, следовательно, познали и эту премудрость Твою в искуплении мира. – И Я открыл им, по вере в Меня, имя Твоё, т. е. сообщил им полное по мере их способности теперь познание о Тебе, но они ещё не всё могут вместить теперь, а потому Я открою ещё полнее им впоследствии, по совершении дела искупления, когда пошлю им иного Утешителя, Святого Духа истины; открою чрез Него имя Твоё и всем верующим в Меня. Совершением, венцом всего Моего дела есть и будет то, что любовь, которая составляет самое существо Твоё как Бога (1Ин. 4:8) и которая выразилась во всём деле, совершённом Мною (которою Ты возлюбил Меня), в них будет, составит основание их духовного единения с Тобою, вследствие чего и Я в них. И таким образом будет Бог всё и во всём (1Кор. 15:28). Любовь всеобъемлющая, всесозидающая и всепроникающая будет всесовершающею в вечном славном Царстве Бога Отца и Сына и Святого Духа!


Комментарии для сайта Cackle