епископ Михаил (Лузин)

Толкование на Евангелие от Иоанна

 Глава 4Глава 5Глава 6 

Глава 5

Прибытие Господа на праздник в Иерусалим и исцеление Им при Вифезде 38-летнего расслабленного (1–9); отношение к сему Иудеев (10–13). Преследование иудеями Господа и речь Его по сему случаю о Своём мессианском достоинстве (14–47).

1. Ин. 5:1.

После сего был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим.

Ин. 2:13, 6:4, 4:35.

После сего: не прямо после исцеления сына царедворца, а вообще после настоящего пребывания Господа в Галилее. Ев. Иоанн опускает много событий из этого времени, описанных первыми тремя евангелистами. – Был праздник Иудейский: какой, евангелист не называет; поэтому составилось несколько различных мнений. Более распространённое ныне то, что это был праздник очищения (Пурим), и основывается оно на следующих хронологических указаниях самого Евангелия Иоаннова: в Сихеме Господь был около времени посева, в ноябре-декабре (Ин. 4:35); в 4-м ст. 6-й главы говорится, что приближался праздник Пасхи, значит, праздник, о котором говорится в рассматриваемом стихе, должен быть один из праздников между декабрём и Пасхой (в марте-апреле), и это, вероятно, праздник Пурим, приходившийся в марте (15 Адара, ср. Есф. 9:21). – Златоуст, Феофилакт и Евф. Зигабен полагают, что это праздник Пятидесятницы; другие указывают на другие праздники. Но вероятнее всего, что это праздник Пасхи (так, из древних Ириней и Евсевий). Православная церковь признает, что служение общественное Господа продолжалось три с половиною года, основываясь главным образом на хронологии Евангелия Иоаннова, а это число может выйти только в том случае, если под праздником, упоминаемым в рассматриваемом месте, разуметь праздник Пасхи (около полугода от крещения Христова до 1-й Пасхи, упоминаемой во 2-й главе; год (1-й) до Пасхи, упоминаемой в рассматриваемой главе; год (2-й) до Пасхи, упоминаемой в 6-й главе, 4-м стихе и год (3-й) до Пасхи, в которую пострадал Христос), иначе выйдет только два с половиною года. Это мнение разделяется весьма многими и из современных не только католических, но и протестантских толковников и защищается как вернейшее. – Пришёл Иисус в Иерусалим: как имел обычай ходить туда на некоторые праздники, в особенности на Пасху. Иоанн восполняет здесь сказания первых трёх евангелистов, как и в сказаниях о первой и третьей Пасхах, о которых совсем не упоминают первые евангелисты.

2. Ин. 5:2.

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

Есть же в Иерусалиме и пр.: Флавий, историк иудейский, не упоминает об этой купальне, но это не ослабляет подлинности и исторической достоверности Иоаннова повествования о сей купальне; Флавий не упоминает о многих важных вещах и обстоятельствах. – Есть: или по живости представления Иоанн, как бы переносясь в то время, когда Иерусалим не был ещё разрушен, говорит есть, как бы имея ещё купальню пред глазами; или и при разрушении Иерусалима Титом эта купальня с пристройками была пощажена, как общественное благотворительное заведение, и была цела ещё во время написания Евангелия, хотя, может быть, не в том виде, как была во время жизни Господа. – У Овечьих ворот: о них упоминается в книге Неемии (Неем. 3:1, 32, 12:39); они находились на северо-восточной стороне городской стены на пути чрез Кедрский поток в Гефсиманию и на Елеонскую гору (ныне ворота св. Стефана). Назывались они Овечьими, вероятно, потому, что чрез них прогонялись ко храму жертвенные животные или близ них был рынок, на котором продавались и покупались эти жертвенные животные и, купленные, прогонялись ко храму для жертвоприношения. – Купальня: небольшой водоём, в котором мылись или купались. Вероятно, здесь был источник, который образовал этот водоём, из коего вода опять стекала в землю. – По-еврейски Вифезда, что значит дом милосердия или милости, т. е. Божией, так как источник имел целительную воду, которую Бог, по милости Своей, даровал народу Своему. Пять крытых ходов: галерей, в которых можно было ходить, сидеть, лежать больным, защищённым от непогоды и солнечного жара. «Визафа (Вифезда) и ныне ещё показывается» (Евсевий), и в 5-м веке ещё показывали пять портиков купальни.

3. Ин. 5:3.

В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

Мф. 12:10.

4. Ин. 5:4.

ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Откр. 16:5.

В них лежало и пр.: целебный источник этот привлекал к себе множество больных всякого рода (как пример разнообразия болезней указаны – слепота, хромота, сухотка), которые и помещались в нарочито устроенных тут галереях. Может быть, они приходили или их приводили и приносили туда только по временам, когда ожидали движения воды, может быть, некоторые оставались тут долгое время в этом ожидании. – Ибо Ангел Господень и пр.: источник имел целительную силу не всегда, а только по временам, именно когда Ангел Господень сходил в него и возмущал воду, и – был целебен не для всех, а кто прежде, по возмущении воды, входил в неё, следовательно, лишь на краткое время, но зато исцелял от всяких болезней. Из повествования не видно, чтобы Ангел в видимом образе сходил по временам в источник и возмущал его воду; это было невидимое для других, но созерцаемое духовным оком Апостола действие Ангела; больные же и прочие только по возмущению воды узнавали, что время входить в неё, чтобы получить исцеление. Священные писатели и иудеи вообще приписывали особенные видимые благодеяния Божии, являемые в известных силах и действиях природы, особенному служению и действию Ангелов, которым назначено от Бога управление теми или другими стихиями природы. То, что для других – действия стихий природы, для их просвещённого взора – действия Ангелов, поставленных над теми или другими стихиями природы. Так и здесь действие на воду Ангела – невидимое, внешнее, но таинственное, прозреваемое верою, по-видимому же, совершающееся действием самих стихий природы. Источник, как многие минеральные источники, излечивал различные болезни, не поддающиеся действию других обычных средств, и, как некоторые из таковых источников, действовал особенно сильно по временам – периодически. Кажется, в этом источнике вода по временам проторгалась с особою силою и изобилием и вследствие этого возмущалась – делалась мутною (или красною – кровавою, как говорит Евсевий), и в это время делалась особенно сильною для излечения различных болезней. Это проторжение в особом изобилии было невидимым действием Ангела Божия, которое и протолковал таким образом тайновидец – Апостол; для других же оно было обычным действием стихий природы, как, кажется, и для исцелённого тут Христом больного казалось (ст. 7; когда возмутится вода). – Кто первый входил: кажется, выражение не показывает, что именно только один получал выздоровление, первый, кто входил в воду по возмущении её, а вообще, что вода только непосредственно по возмущении оказывала особенное необыкновенное целебное свойство, а затем теряла своё энергическое действие и только успевшие войти в неё непосредственно по возмущении выздоравливали; потом вода теряла такую силу и не оказывала такого чрезвычайного действия. – Тот выздоравливал, из речи повествователя не видно, чтобы выздоравливание происходило внезапное, вдруг, – непосредственно чудесное, как при исцелении больных Спасителем; может быть, оно было постепенное, которому целительным ключом давался только первый толчок. В этом последнем случае тем поразительнее было мгновенное исцеление Спасителем недужного, лежавшего тут.

5. Ин. 5:5.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

Находившийся в болезни: неизвестно в какой; как видно из дальнейшего (ст. 7: когда я прихожу), он не мог свободно ходить, был расслаблен ногами и лежал (ст. 6). Тридцать восемь лет: т. е. был болен 38 лет, а не от роду имел столько. Долговременность и, как видно, неизлечимость болезни делали особенно поразительным совершившееся над ним чудо исцеления (ср. Лк. 8:43).

6. Ин. 5:6.

Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7. Ин. 5:7.

Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Узнав, что лежит уже долгое время: или от других, бывших тут, узнал, или непосредственно по Своему божественному всеведению (ср. 2:25). – Лежит: т. е. находится в болезни. – Хочешь ли быть здоров: вопрос, имеющий целью возбудить энергию веры больного. Самая необычайность вопроса заставляла больного сосредоточить свою мысль и устремить её к лицу вопрошающему и ожидать от Него помощи. Но, как видно, больной не понял, к чему ведёт речь его собеседник, обращается мыслью к целебному источнику и как бы жалуется, что не может воспользоваться его целительною силою. – Так, Господи: т. е. хочу быть здоровым, но не имею человека, который бы помог мне исцелиться в этой купальне, когда возмутится вода. – Когда же прихожу: больной ходил, но медленно и не успевал предупредить других, а другие его предупреждали и предвосхищали у него выздоровление. «Он отвечает весьма кротко, – не высказывает никакой хулы, не отвергает Христа, как бы предложившего неуместный вопрос, не проклинает день своего рождения, как мы, малодушные, делаем и притом в болезнях легчайших, но отвечает кротко и робко» (Феофил., ср. Злат.).

8. Ин. 5:8.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

Мф. 9:6; Деян. 9:34.

9. Ин. 5:9.

И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний.

Ин. 9:14.

Встань и пр.: Господь умилосердился над страдавшим так долго и, прозревая в нём веру, всемогущим словом Своим исцеляет его. – Возьми постель и пр.: см. прим. к Мф. 9:6–7.

10. Ин. 5:10.

Посему Иудеи говорили исцелённому: сегодня суббота; не до́лжно тебе брать постели.

Исх. 20:10; Иер. 17:21 д.; Мф. 12:2, 10.

11. Ин. 5:11.

Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

Сегодня суббота и пр.: мнение иудеев о хранении покоя субботнего и учение Господа о сем см. прим. к Мф. 12:1–8 и парал. – Кто меня исцелил и пр.: исцелившийся отвечает смело и здраво, ссылаясь на авторитет Исцелившего. Если Он имел силу совершить такое великое чудо, как мгновенно исцелить болевшего 38 лет, то Он великий чрезвычайный посланник Божий, знающий, что до́лжно и чего не до́лжно делать в субботу по закону, и если Он велел взять постель в субботу, то Ему следует повиноваться беспрекословно, что и исполнил он, исцелённый. Это было сильное обличение неразумия запрещавших выздоровевшему идти с места страданий его.

12. Ин. 5:12.

Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13. Ин. 5:13.

Исцелённый же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Ин. 6:15, 8:59.

Кто Тот Человек: оттенок презрительности к сотворившему чудо (ср. Ин. 9:16); самое чудо не так обратило их внимание, как мнимое нарушение закона о субботе, – такое ослепление! Иисус скрылся: «частью для того, чтобы в Его отсутствие свидетельство об исцелении было свободно от всякого подозрения и не подумали бы, что человек этот благоприятствует Ему; частью для того, чтобы ещё более не воспламенить ярость иудеев» (Феофил., ср. Злат.). Исцелённый же, в радости от исцеления, опустил Его из виду, не узнав даже и имени своего благодетеля.

14. Ин. 5:14.

Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

Ин. 8:11, 9:2; Мф. 9:2, 12:45.

Потом встретил его и пр.: вскоре ли или не вскоре по исцелении, из повествования не видно. Естественнее предполагать, что исцелевший вслед за исцелением отправился в храм возблагодарить Бога и принести жертву и что здесь встретил его Господь. – Не греши больше, чтобы не случилось чего хуже: из речи можно заключить, что болезнь этого человека была следствием какого-либо особенного греха, может быть, от злоупотреблений юности. Господь таким образом показывает ему, что знает причину его болезни, и предостерегает, чтобы он воздерживался от греха, причинившего ему болезнь, ибо иначе болезнь может возвратиться с большею лютостью и тяготою, как это нередко бывает при повторительных от таких грехов болезнях; или же предостерегает его Господь от вечных мучений за грех, каким подвергнутся неисправимые в каком-либо грехе.

15. Ин. 5:15.

Человек сей пошёл и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Пошёл и объявил Иудеям и пр.: из доброго желания – сделать явным имя чудотворца и из благодарности к Господу (Злат, и Феофил.). Он, вероятно, не предполагал такого ослепления в представителях народных (Иудеи – в том же смысле, в каком Ин. 1:19, 2:18, 20), что они, вместо того, чтобы прославлять чудотворца и веровать в Него, станут Его преследовать за мнимое нарушение субботы.

16. Ин. 5:16.

И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

Ин. 9:16, 7:23 д.

Гнать, убить и пр.: см. прим. к Мф. 12:14 и парал. – Такие дела: исцеление, приказание взять постель и идти.

17. Ин. 5:17.

Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

Быт. 2:2 д.; Исх. 20:11; Ин. 9:14, 14:10, 7:30.

Иисус говорил им: преследование и искание убить Господа, без сомнения, обнаруживалось в обвинениях, укоризнах, интригах или каких-либо других действиях, о которых Господь узнал, и в ответ на это говорил (с подлинника – отвечал) в оправдание Себя и Своего действия в субботу в отношении к расслабленному. – Отец Мой доселе делает, и Я делаю: закон о покое субботнем (Исх. 20:8–11) основывался на том, что Бог, сотворив в шесть дней мир, в седьмой (субботу) окончив творение, почил от всех дел Своих, благословил и освятил его (ср. Быт. 2:2). Иудеи закон о субботе применяли с такою мелочностью, что будто в субботу не до́лжно делать не только никаких обычных дел, но даже и добрых дел, даже благотворить будто не до́лжно в субботу. Господь указывает на нелепость такого толкования ими закона в самом основании его. Он говорит что Бог, перестав творить новые твари в субботу, не перестал, однако же, действовать; сотворённое всё без Его содействия не может продолжать своего бытия, а потому Он действует непрерывно в управлении миром, в поддержании его бытия, в содействии тварям к достижению ими их цели (Злат, и Феофил., Григ. Б. 3, 89) и особенно в устроении спасения человеческого, к чему направлена деятельность Божия в отношении к человечеству, особенно со времени грехопадения прародителей. Такая деятельность Бога-Творца продолжается доселе, т. е. непрерывно; это знают и сами иудеи. – И Я делаю: т. е. потому, что Отец Мой делает. Здесь выражается отношение не подражания, не примера, а единства воли и действия, или вообще – единосущия и равенства (Злат., ср. Феофил.), как сие видно из последующего. «Чего, говорит, не поставляете в вину Богу, в том не можете обвинять и Меня» (Злат.).

18. Ин. 5:18.

И ещё более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

Ин. 10:31 д.; Рим. 8:32.

И ещё более искали и пр.: теперь уже находили иудеи в Господе двоякую вину, достойную, по их мнению, смерти, – ту, что Он нарушал закон о субботе, и ту, что богохульствовал, по их мнению, а потому ещё более чем прежде за одно нарушение субботы искали убить Его. – Отцем Своим Бога: они верно поняли, что Господь называл Бога Отцем Своим не в общем смысле сыновства Богу всех людей, особенно святых, но в смысле особенном, исключительном, ибо выводят из сего заключение, что Он делает Себя равным Богу, т. е. присвояет Себе, по их мнению, право и власть, принадлежащую одному Богу, что и представляется им богохульством, достойным смерти. Таким образом, Господь, назвав Бога Своим Отцем в особенном смысле исключительно Ему принадлежащего сыновства, утверждает тем, что и Ему принадлежит, как и Отцу, власть действовать и в субботу, следовательно, поставлял Себя, как Бог, выше субботы, выражая сим «именно равенство Своё с Богом. Он при этом не показывает никакого различия, не говорит: Отец делает, а Я служу Ему в делах; Он говорит, как Отец делает, так и Я, и таким образом выражает совершенное равенство» (Злат.). Господь не отвергает такового ими понимания Своих слов и тем утверждает их правильность; ложен только вывод их, будто Он богохульствует и повинен смерти. Дальнейшим разъяснением Своих отношений к Отцу Он оправдывает и раскрывает истину произнесённых Им слов, которые так возмутили иудеев, и опровергает этот ложный их вывод из них.

19. Ин. 5:19.

На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

Ин. 5:30, 3:11, 32, 8:26, 28.

Истинно, истинно: см. прим. к 1:51. – Сын ничего не может и пр.: указав на равенство Своё с Богом Отцем, Господь, вопреки нареканию на Него иудеев, не только не отрекается от Своих слов, но с поразительною силою, ввиду опасности, утверждает их истинность, доказывает и разъясняет. Сын, т. е. Мессия, Иисус един со Отцом, и потому по природе Своей не может творить того, что не сообразно с природою и волею Отца и отдельно от Отца. Таково это единство, что ежели что Сын творит, то творит не иначе как вместе с Отцом. Выражение образное: если не увидит Отца творящего указывает на непосредственность и полноту ве́дения Сыном всех тайн божественных (ср. Ин. 3:11, 32). Ни один человек не видит Бога, а Сын видит, как люди видят друг друга, следовательно, Его ве́дение такое, какого не может иметь ни один смертный, ве́дение божественное, следовательно, Он Бог. – Что Он творит, то и Сын творит: не в смысле подражания или примера, но в смысле равенства (Григ. Б. 3, 89). – Выражение, очевидно, человекообразное: если один человек делает или может делать всё, что делает другой, то он равен ему; если сын делает всё, что делает отец, он по силе равен ему; если Христос делает всё, что делает Бог Отец, то Он Бог всемогущий и может делать в субботу то, что делает Бог Отец. «Итак, слова: Сын не может ничего творить Сам по Себе и пр.: означают то, что Он не делает ничего противного Отцу, ничего чуждого Ему, ничего несообразного, а это ещё более показывает между ними равенство и совершенное согласие... Если же Он произносит некоторые слова о Себе в виде самоуничижения: не удивляйся. Так как иудеи, слыша высокое учение Его о Себе Самом, гнали Его, называли противником Божиим: то Он несколько снисходит в образе только выражения; потом снова возводит учение к высшим понятиям; затем опять обращается к уничижённым выражениям и так разнообразит Своё учение, чтобы сделать его и для неразумных удобоприемлемым» (Злат., ср. Феофил.).

20. Ин. 5:20.

Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

Ин. 1:51, 14:12.

Ибо Отец любит Сына: основание единства действий Отца и Сына выше указано в равенстве и единосущии их; здесь другое нравственное основание – любовь Отца к Сыну (ср. прим. к 3:35). По этой любви Отец всё, что Сам творит, показывает Сыну: выражение опять образное, заимствованное от близких отношений отца к сыну, по которым между ними нет ничего скрытого, – отец всё показывает сыну и сын всё видит, что отец делает. В отношении Бога Отца ко Христу это означает совершеннейшее (абсолютное) самооткровение Бога во Христе и чрез Христа. Все орудия откровения Божия в человечестве – пророки, апостолы, святые – имеют откровения временные, частичные, неполные, настолько, насколько будет им открыто Богом; для Христа же открыты все тайны Божии, и всегда и вполне. – Дела больше сих: указание на дела, совершённые доселе Христом, и, в частности, исцеление больного при Вифезде; ещё больше сих дела покажет Ему Отец, чтобы, т. е. Он мог делать и их (ст. 19); или, иначе, Мессия Сын Божий Иисус Своею силою, в единении с волею Отца, совершит дела большие, чем совершал доселе и – подразумевается – не стесняясь временем, суббота ли то будет или другой день. Какие это дела – указывается далее. – Так что вы удивитесь: с подлинника сильнее – дабы вы дивились: т. е. вы, упорные в неверии, увидев эти большие дела, в вере своей Мне отказать можете, но, к удивлению, вынуждены будете, невольно должны будете дивиться, не сможете не дивиться, весь ваш род неверующий диву дастся. Заметим слово дела: по терминологии Иоанна, дело, совершить которое пришёл Господь на землю, – есть дело искупления человечества (Ин. 4:34, 17:4), все действия для исполнения этой цели суть дела, в особенности чудеса (Ин. 10:32, 38, 15:24, 9:4).

21. Ин. 5:21.

Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

Втор. 32:39; Откр. 20:5.

Эти большие дела, которые сотворит Христос в единении с волею Бога Отца, суть воскрешение мёртвых и суд над миром, речь о которых идёт до 31 ст. – Эта часть речи Господа представляется особенно затруднительной для уразумения и объяснения потому, что в ней заключается двоякий смысл и отношение (подобно пророческой речи Его о разрушении Иерусалима и кончине мира – Мф. 24:1, 25:31 ср. с прим. к 1 ст. 24 главы). Воскресение разумеется здесь двоякое – нравственное, в настоящей жизни, и всеобщее телесное для будущей, а равно и суд нравственный, в настоящей жизни, и будущий всемирный суд. Одни черты в сей речи могут быть относимы только к воскресению и суду первому, другие – к другому. Но поелику те и другие события по своему внутреннему характеру имеют теснейшее сходство, как прообраз с самым событием, то и черты, в которых они изображаются здесь, имеют такое сходство, что входят одни в другие и разграничить их все точно затруднительно. Потому и у древних Отцов-толкователей объяснение их не во всём одинаково, что, впрочем, общей истине толкования не вредит, ибо общая истина, раскрываемая Христом здесь, в том и другом случае остаётся неприкосновенною и выше всяких сомнений. – По библейскому воззрению жизнь греховная и жизнь вне истинной религии, вообще жизнь в удалении от Бога представляется смертью, а обращение к Богу, обращение к истинной религии – воскресением человека (ср. Лк. 15:24; Рим. 6:13; Еф. 5:14; Ис. 26:19). В пророческом видении Иезекиилем поля, усеянного мёртвыми костями, по мановению Божьему облёкшимися плотью и ожившими, это воззрение прилагается в известном отношении к целому народу еврейскому, как бы воскресшему от смерти (Иез. 37). Это – воскресение нравственное, или духовное, которое служит образом будущего всеобщего воскресения мёртвых. Точно так нравственный суд над верующим и неверующим происходит ещё в этой жизни (см. прим. к 3 и далее) и служит образом будущего всемирного суда Христова. Об этом двояком воскресении и суде и говорит здесь Христос, и говорит почти слитно, и отсюда трудность для разумения и объяснения этой речи. – Как Отец воскрешает мёртвых и оживляет: воскрешение и оживление мёртвых как дело, зависящее от воли Бога Отца, представляется и в Ветхом Завете (Втор. 32:39; 1Цар. 2:6; Тов. 13:2; Прем. 16:13); сопоставление понятий воскрешает и оживляет указывает на двоякое понятие – собственно воскресения и нравственного оживотворения. – Так и Сын оживляет, кого хочет: это выражение – кого хочет указывает довольно ясно, что речь идёт, собственно, о нравственном оживлении или воскресении силой и властью Сына, ибо последнее всеобщее воскресение будет воскресение всех, а не тех только, кого Сын хочет воскресить; но при жизни Своей Господь воскрешал и телесно, кого хотел (сына вдовы Наинской, дочь Иаира и Лазаря). Духовно-нравственное же оживление или воскрешение народа иудейского к новой жизни Господь совершал Своим учением, подкрепляемым чудесами, и всеми Своими действиями, конечная цель которых была обратить весь народ, а затем и весь мир к вере в Себя как Мессию Искупителя мира. При сем «слова: как Отец воскрешает показывают равенство силы (Сына со Отцом), а слова: кого хочет равенство власти» (Злат.).

22. Ин. 5:22.

Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,

Мф. 11:27, 25:32; Деян. 1:7; 2Кор. 5:10.

Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну: суд разумеется здесь как осуждение (3 и далее), в противоположность оживлению, или воскрешению нравственно-духовному (ст. 21), следовательно, прежде всего разумеется суд нравственный в настоящей жизни над неверующими; а так как этот суд неизбежно влечёт за собой осуждение и на всеобщем суде в день судный, то разумеется и этот последний суд. Так как дело искупления человечества по предвечному совету Божию предназначено совершить Сыну Божию, то вместе с сим Ему же принадлежит власть совершить, без сомнения в единении с волею Бога Отца, и суд над теми, кто не уверует в Него как Искупителя и, отвергнув Его, останется в состоянии неискупленных, следовательно, подлежащих гневу Божию за грех и осуждению. В этом смысле и говорится, что Отец весь суд отдал Сыну, как совершителю спасения.

23. Ин. 5:23.

дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

Исх. 20:3; Флп. 2:5 д.

Дабы все чтили Сына: цель сего действия Бога Отца и Господа Иисуса Христа в отношении к людям, между прочим, та, чтобы все чтили Сына, т. е. воздавали Ему такое же почтение или славу, честь и поклонение, какое подобает Отцу, т. е. поклонение божественное. Как противоположно сему было отношение иудеев к Господу, указанное в ст. 16 и 18! В своём ослеплении они ищут убить Его как осквернителя (будто бы) субботы и богохульника! – Кто не чтит так, не воздаёт божеского почтения Сыну, тот по сему самому не воздаёт божеского почтения и Отцу в существе дела, хотя бы и мнился воздавать Ему таковое, – не воздаёт потому, что Сын равен Отцу и Отец в Нём вполне открылся и чрез Него действует в искуплении мира; следовательно, не чтущий Сына, как Отца, не чтит Самого Отца (ср. Феофил.).

24. Ин. 5:24.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь.

Ин. 3:18, 36, 8:51; 1Ин. 3:14.

Истинно, истинно говорю и пр.: понятия оживления или воскрешения и суда объясняются здесь прямее и решительнее в отношении к людям, подлежащим им. Оживотворены и избавлены будут от суда те, кто примет слово Господа, следовательно (противоположное не высказано, а подразумевается), подлежат осуждению смерти и не будут оживотворены те, кто не примет слово Господа. – Слушающий: не телесными только ушами, но приемлющий сердцем как истину. – Слово Моё: проповедь или учение Иисуса Христа вообще, учение о спасении человека, средствах для достижения оного и пр. И верующий в Пославшего Меня: т. е. верующий в ту истину, что Бог Отец послал в мир Христа как Спасителя, следовательно, верующий и в Самого Христа как Спасителя, Искупителя мира. – Имеет жизнь вечную: самою этою верою в Спасителя в верующем совершается это духовно-нравственное оживотворение, или воскрешение в новую жизнь, и притом жизнь вечную, так как единение верою с Христом и есть истинная жизнь души, блаженная, в вечность, тогда как отчуждение неверием есть смерть души вечная в удалении от Бога (ср. прим. к 3:15). И на суд не приходит: суду как осуждению не подлежит именно потому, что верою имеет уже жизнь вечную в своём духе и перешёл в эту жизнь прямо, непосредственно от смерти духовно-нравственной, в которой находился пред сим, когда не веровал в Господа как Искупителя, – перешёл, не подлежа осуждению за неверие, ибо уверовал. Так и на последнем суде веровавшие (и показавшие веру от дел) не будут подлежать осуждению, но воскреснув от смерти временной, перейдут в жизнь вечную, а неверующие подвергнутся осуждению, т. е. от смерти временной перейдут в смерть вечную.

25. Ин. 5:25.

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

Ин. 11:43; Мф. 11:5; Еф. 2:1, 5:14; Ин. 10:16, 27.

Наступает время и пр.: усиленное повторение в более образном изложении того, что сказано в предшествующем стихе – об оживотворении, или воскресении мёртвых и нравственно и телесно. – Настало уже: в отношении к мёртвым духовно-нравственно время оживотворения и воскресения их настало уже со времени явления Христа как Искупителя мира, с Его учением и действиями, направленными к этому оживотворению мёртвого духовно мира. В отношении к будущему всеобщему воскресению мёртвых это время наступает и настало уже потому, что основание воскресения всех во Христе, и с явления Его началась последняя эпоха строительства спасения человеческого, которая уже непременно окончится всеобщим воскресением и судом; следовательно, это время, по внутренней тесной связи событий, уже не только наступало, но и настало. Услышат глас Сына Божия: мёртвые духовно услышат и уже слышат (настало уже) проповедь Господа об искуплении Им мира и услышавшие, т. е. поверовавшие этой проповеди, оживут, или воскреснут духовно к новой жизни. При всеобщем воскресении мёртвые услышат глас Сына Божия в смысле божественного повеления вообще, по которому все мёртвые оживут, или воскреснут (ср. 1Сол. 4:16).

26. Ин. 5:26.

Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

1Ин. 4:9, 5:20; Ин. 1:4, 11:25, 5:22.

27. Ин. 5:27.

И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

Евр. 2:17; Дан. 7:13

Ибо, как Отец и пр.: внутреннее основание, почему Сын может действовать так при воскресении и суде, как указано в предшествующих стихах, т. е. всемогуще, как Бог Отец.

Отец имеет жизнь в Себе: Бог есть источник всякой жизни, и Он есть жизнь самосущая; потому всё живое от Него получает свою жизнь. Эта жизнь самосущая есть также и в Сыне, как и в Боге Отце (ср. 1 и прим.), и вот почему словом Своим Он оживляет мёртвых и духовно и телесно. Как Слово Сын Божий, единосущный Отцу, Он всегда имел в Себе Самом эту жизнь; но и в воплощении Своём, как Сын Человеческий, Он получил от Бога иметь таковую же самосущую жизнь в Себе Самом, и потому кого хочет Он оживляет, как ставший и по человечеству источником жизни. – Вместе с сим дана Ему от Отца власть и суд творить (см. прим. к 22 ст.), так как Он, будучи Сыном Божиим Единородным, стал и Сыном Человеческим в воплощении, т. е. Мессиею, Искупителем и Спасителем мира, с чем вместе нераздельна власть судии этого мира (ср. Григ. Б. 3, 86–87.).

28. Ин. 5:28.

Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;

Откр. 20:5 д.; 1Кор. 15:23; 1Сол. 1:16; Рим. 2:7.

29. Ин. 5:29.

и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.

2Кор. 5:10; Мф. 25:46; Дан. 12:3.

Не дивитесь сему (ср. прим. к 3:7), т. е. тому, что́ Я сейчас говорил о присущей Мне власти воскрешать и оживлять мёртвых и судить, хотя это такие дела сравнительно с исцелением больного при Вифезде, которые способны возбудить удивление, и вы действительно удивитесь, когда увидите и уразумеете это; но не дивитесь сему, потому что это так неизбежно должно быть по ходу дела, по божественному определению. – Наступает время (ср. прим. к ст. 25) и пр.: здесь речь идёт уже исключительно и единственно о будущем всеобщем воскресении и суде (Феофил., ср. Злат.); на это указывает решительное выражение – находящиеся во гробах и выражения – творившие добро и делавшие зло. – Все находящиеся во гробах: выше, когда речь шла и о духовном оживотворении мёртвых верою во Христа, не сказано – все мёртвые, но просто мёртвые, ибо в нравственном смысле не все мёртвые оживут, а только те, кто уверует; во время же всеобщего воскресения и суда воскреснут все без исключения когда-либо жившие и подвергнутся последнему суду. – Учение о всеобщем воскресении довольно подробно раскрывает св. Ап. Павел 1Кор. 15:1 и далее – Творившие добро в воскресение жизни: веру в Господа Иисуса Христа оправдавшие добрыми делами (ср. Феофил.) воскреснут в жизнь или для жизни, т. е. вечной; а делавшие зло воскреснут для осуждения (ср. Мф. 28, 31 и далее).

30. Ин. 5:30.

Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Ин. 5:19, 8:16, 7:18, 6:36.

Я ничего не могу и пр.: уверение в справедливости суда, который имеет произвести Сын Божий Господь Иисус Христос, уверение, выраженное в общем положении, ещё ранее высказанном (ст. 19; см. прим. к сему стиху). «Слова сии и им подобные, как и выше сказано, указывают на равенство Сына с Отцом. Я не могу творить ничего нового и чуждого от Отца: ибо Я не имею ни воли, ни силы, отличной от Отчей» (Феофил.). – Как слышу: от Отца, который, по силе единения Его с Сыном и любви к Нему, открывает Ему Себя совершеннейшим образом (ст. 20, ср. 3 и прим.), так что посему суд, производимый Христом, есть вместе суд и Бога Отца, и потому этот суд совершенно праведный, правильный, справедливый. – Ибо не ищу Моей воли и пр.: суд Мой мог бы быть неправедным в одном только случае, если бы, слыша или зная волю и определение Божие, Я не последовал бы этой воле Отца, а творил бы волю Свою, отдельную и несогласную с волею Отца; но этого не может быть, ибо воля Отца есть воля и Моя, они совершенно согласны между собою и противоречия или разногласия между ними быть не может (ст. 19). Следовательно, суд Мой – суд Божий и, следовательно, суд праведный. «Я так сужу, как бы и Сам Отец судил... Нет у Меня хотения иного, отдельного от Отца, но чего Отец хочет, того и Я, и чего Я хочу, того и Он. Посему, как Отцу никто не может противоречить, когда Он судит, так и Мне; ибо суд тем и другим производится с одною мыслью. – А что Он беседует об этом человекообразно, и этому не удивляйся: ведь иудеи ещё считали Его простым человеком» (Злат.).

31. Ин. 5:31.

Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно.

Ин. 8:54.

Если Я свидетельствую и пр.: оправдание самосвидетельства Господа о равенстве Своём с Отцом, с сильным обличением неверия иудеев – до 47 ст. Связь дальнейшей речи с предшествующею такова: что Я сказал о равенстве Моём как Мессии Сына Божия с Богом Отцом Моим, то несомненно истинно. Но если вы не верите Моему свидетельству о Себе Самом, то для полного уверения вашего у Меня есть другие свидетели о сем. Эти свидетели: Креститель Иоанн, дела Мои, Сам Бог Отец Мой и ветхозаветные писатели, и, в частности, ваш законодатель Моисей. – Свидетельство Моё не есть истинно: «поелику, свидетельствуя так о Себе, (Господь) знал, что раздражённые иудеи будут противоречить Ему и скажут, что ежели Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твоё не истинно, ибо никто из людей, сам о себе свидетельствующий, не заслуживает веры по причине возможного подозрения в самолюбии, то Господь предварил сие и изрёк то, что они хотели возразить Ему» (Евф. Зиг., ср. Феофил. и Злат.). Таким образом, это не слова Самого Господа, что свидетельство Его о Себе самом не истинно, а слова, как бы вложенные Им в уста иудеев. Этим и примиряется кажущееся противоречие сих слов с Ин. 8:14. Что Господь говорил Сам о Себе, то несомненно истинно, ибо Он Сам есть Мессия-Бог, но неверующие иудеи могли утверждать, что самосвидетельство Его не истинно. Закон Моисеев для удостоверения истинности или неистинности известного дела требовал двух свидетелей, не менее (Чис. 35:30; ср. Ин. 8:16–17); Христос говорит, что если не верят Ему иудеи, то у Него есть другие свидетели истинности того, что Он говорил.

32. Ин. 5:32.

Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.

Ин. 5:36, 8:18, 3:11.

Есть другой и пр.: этот другой, или Иоанн Креститель (так Злат., Феофил., Евф. Зиг.), или Бог Отец (Кирилл Иерусал., Август.). Речь далее идёт собственно о Боге Отце, как свидетельствующем о Христе различными способами, чрез Крестителя, чрез дела, чрез писания ветхозаветные, чрез Моисея, а потому под другим свидетельствующим вернее будет разуметь Бога Отца, – Свидетельствующий – свидетельство: см. прим. к 3:11. – Я знаю, что истинно: простое, но торжественное уверение в несомненной истине свидетельства.

33. Ин. 5:33.

Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

Ин. 1:19 д.

34. Ин. 5:34.

Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

Ин. 10:42.

35. Ин. 5:35.

Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

Ин. 1:8.

Вы посылали к Иоанну (Крестителю): указание на посольство иерусалимского Синедриона к Иоанну спросить, кто он (1 и далее). Видно из сего, что между теперешними слушателями Христовыми были, хотя некоторые, члены иерусалимского Синедриона, которым и говорит теперь Христос – вы. – И он засвидетельствовал об истине: Ин. 1:20–27. Он сказал, что он не Мессия, а только Его предтеча, Мессия же – Иисус из Назарета. Это было свидетельство об истине, ибо Иоанн говорил истину и – вот для иудеев свидетельство, что, говоря о Своём равенстве с Богом Отцом как Мессия Сын Божий, Господь говорит истину и свидетельство Его о Себе истинно. Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство: свидетельство Крестителя о Христе было не человеческое, не от человека свидетельство, но Божие, от Бога (Ин. 1:31–34); потому сими словами Господь не отвергает силы свидетельства Крестителева о Себе, а становится на точку зрения иудеев и, имея в виду указать на свидетельство о Себе ещё высшее, как бы уступает им. Речь Господа можно перефразировать так: Иоанн Креститель, когда вы посылали к нему, засвидетельствовал вам истину обо Мне как Мессии. Вы не поверили ему, как видно из того, что не верите Мне, – не поверили потому, что легкомысленно отнеслись к его свидетельству и сочли его за свидетельство не Божие, но человеческое, и самого Иоанна перестали считать посланником Божиим и предали его врагам его. Пусть будет так, по-вашему; пусть свидетельство Иоанново будет свидетельство человеческое; оставим его! Я не нуждаюсь в свидетельстве человеческом, – у Меня есть свидетельство высшее; но Я ссылаюсь на это свидетельство ради вас, чтобы вы спаслись, ибо оно – истинное свидетельство, хотя вы ему и не верите, принимая его ошибочно за человеческое. – Чтобы вы спаслись: уверовав свидетельству Крестителя, как свидетельству об истине и свидетельству божественному, вы могли бы получить спасение, ибо уверовав ему, уверовали бы в Меня как Мессию и получили бы спасение. В этих и следующих словах Спаситель защищает достоинство свидетельства Иоаннова против ложного понимания его иудеями как свидетельства человеческого, а не утверждает, что оно действительно свидетельство человеческое, которого Он не хочет будто бы принимать, – Он был светильник, горящий и светящий: не был он свет самобытный (ср. Ин. 1:8), но был светильник, зажжённый от этого света, горящий и светящий этим истинным светом (ср. прим. к 1:8). Как свет и светильники были знамением и иногда предварением откровения Божия в Ветхом Завете, так и Иоанн предварял и знаменовал пришествие Мессии, т. е. полное откровение Божие в лице Мессии. Его учение (свет – символ просвещения) было истинное. Но вы его не поняли и не приняли: вы хотели малое время порадоваться при свете его, точнее – вы хотели немного повеселиться при свете его. Вместо того чтобы понять всё величие явления его как провозвестника наступающего нового Царства, в которое нужно войти чрез покаяние, вы легкомысленно отнеслись к нему: он проповедовал вам покаяние, а вы хотели только повеселиться, как в праздник, хотя немного; он пел вам плачевные песни, а вы не рыдали (ср. Мф. 11:16–17 прим.); вы не поняли его, и если «показали усердие к Иоанну, то – только временное и не твёрдое» (Злат., ср. Феофил.). Спаситель говорит об Иоанне в прошедшем времени; следовательно, служение его уже окончилось в то время, когда Господь говорил эту речь, т. е. он был в темнице.

36. Ин. 5:36.

Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

Ин. 1:33, 3:2, 7:31, 10:25, 11:42, 14:11 д.; 1Ин. 5:9; Деян. 2:22; Чис. 16:28.

Я же имею свидетельство (о Себе) больше Иоаннова: пусть вы не верите свидетельству обо Мне Крестителя, как свидетельству, по вашему мнению, человеческому! Я имею свидетельство о Себе и кроме его, и больше его. Это свидетельство – дела Мои. Под именем дел разумеются не чудеса только (Феофил.), но вообще дела, совершаемые Мессией, все действия Его частные, имеющие целью исполнение одного общего великого дела Его – искупления людей, значит – разумеется и учение Его, и всякая Его деятельность. Для неверующих самые разительные из дел Его, доказывающих Его мессианское достоинство, суть, без сомнения, чудеса Его. – Отец дал Мне: в том же смысле, в каком выше, ст. 26–27. «Хотя Он действовал и по собственной власти, но желая вполне показать, что Он не делает ничего, противного Отцу, употребил смиреннейшее выражение» (Злат.). Совершить. Для одной высочайшей цели – искупления человечества и основания нового Царства Божия на земле (Ин. 4:34). Самые дела сии: усиление указания чрез повторение. Эти дела свидетельствуют об Иисусе как Христе, как чрезвычайном посланнике Божием, ибо таких дел не может творить тот, кто не послан Богом. – Отец послал Меня: см. прим. к 3:17. «Если же дал их (дела – Мне) Отец: то вы, противясь таким делам, противитесь Богу» (Феофил.).

37. Ин. 5:37.

И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;

Мф. 3:17 д.; Исх. 33:20; Ин. 1:18.

38. Ин. 5:38.

и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

1Ин. 1:10; 2Кор. 3:15.

Отец Сам засвидетельствовал о Мне: от свидетельства о Нём дел Христос восходит к свидетельству Того, Кто дал Ему совершить эти дела, от свидетельства Отца чрез посредство дел к свидетельству Его непосредственному. Слово Сам указывает, что здесь разумеется свидетельство о Христе Бога Отца не чрез дела (так Август.), но иное. Какое же именно? Св. Златоуст разумеет свидетельство Бога Отца при крещении Христовом; так, но едва ли сим полно исчерпывается мысль изречения. По связи речи свидетельство Божие нужно понимать здесь общее, как свидетельство Бога Отца в Его слове, в писаниях Ветхого Завета, которые, как откровение Божие, центром коего служит Мессия, суть полное непосредственное свидетельство Бога Отца о Мессии (так Кирилл Алекс., Феофил., Евф. Зиг.). В пророчествах ветхозаветных о Христе и прообразованиях, которые составляют сущность всего Ветхого Завета, Бог Отец, выражаясь образно, засвидетельствовал о Христе Своим голосом, явил образ Свой, дал слово Своё, истинное, твёрдое, непреложное. – А вы ни гласа Его никогда не слыхали и пр.: общий упрёк в неспособности понять и принять это свидетельство Божие о Христе в ветхозаветных писаниях. Упрёк обобщён и отнесён к целому народу (как к массе), подобно как делают это иногда древние пророки (ср. Ис. 6:9 и далее и др.), и усиленно выражен (никогда). В поразительной речи к народным вождям времён Господа и к массе народной, может быть, и вполне применима речь Господа, но вообще выражение усиленное, поразительное. Что Бог в свидетельство о Христе говорил в Ветхом Завете, или как Он открывался вообще для сей цели, для духовного созерцания веры, вы не поняли; к первому вы были глухи, ко второму были слепы. Под лицем или, точнее, видом (εῖδος) разумеются не богоявления только и пророческие видения, но вообще самооткровение Бога в Ветхом Завете, по силе которого Он мог быть созерцаем духовным оком тех, кто имел таковое. – Общая мысль: вы не способны были к уразумению свидетельства Бога Отца о Христе в ветхозаветных писаниях, а потому слова Божия в себя вы не приняли, и оно не пребывало в вас, не было действенно, не держалось в душе вашей, а как бы вылетало, исчезало из неё. Если бы вы слышали его таковым, каково оно есть в своей силе (но вы не имели уха слышать его), и если бы вы видели в нем божественное самооткровение (но вы не имели очей видеть его), то чрез духовный слух и зрение ваше всё, сказанное в Ветхом Завете Богом в свидетельство о Христе, проникло бы в сердце ваше и осталось бы пребывающим в вас, стало бы постоянно пребывающею силою внутренней жизни вашей. Доказательство, что его в вас нет, то, что вы не веруете Тому, Которого Он послал: ибо если бы слово Его пребывало в вас, вы веровали бы в Того, о Ком слово сие свидетельствует, а если не веруете, значит, нет в вашем сердце силы и действия этого слова как свидетеля о Мне (ср. Злат., и Феофил.).

39. Ин. 5:39.

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

Ин. 7:52; 1Тим. 4:13; 2Тим. 3:15; Ин. 5:46.

40. Ин. 5:40.

Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

Ин. 6:35.

Исследуйте Писания и пр.: изречение, показывающее всю извращённость, всю неестественность этого неверия иудеев во Христа на основании ветхозаветного слова Божия как свидетельства о Христе. Ветхозаветные Писания свидетельствуют о Мне как о Мессии, вера в Которого приводит к жизни вечной; значит, кто исследует Писания с уверенностью достигнуть чрез них жизни вечной, тот свидетельствами их обо Мне должен быть приведён ко Мне. Вы исследуете Писания с целью найти в них жизнь вечную, и, однако же, их свидетельства обо Мне не приводят вас ко Мне, – какое странное и извращённое отношение ваше к ветхозаветным писаниям! – Исследуйте (повелительное, так Злат., Август., Феофил., Евф. Зиг.) или исследуете (изъявительное, так Кирилл Алекс., и мн. нов.); последнее более согласно с контекстом речи (и вы не хотите ст. 40). – Вы думаете чрез них и пр.: это указание не на то, что они напрасно думают чрез них иметь жизнь вечную, а только на то, что они, хотя правильно думают чрез них достигнуть жизни вечной, но на самом деле не достигают её, так как не веруют в Того, о Ком они свидетельствуют (ср. Феофил. и Злат.); значит, надежда их иметь чрез Писания жизнь вечную правильна, но она не осуществилась в них и для них. – Чрез них (точнее, в них) иметь жизнь вечную: в них содержится указание и раскрытие тех средств, чрез которые достигается жизнь вечная, или нравственное самоусовершенствование, которое приводит к жизни вечной в единении с Богом, или к Царству Мессии, в котором вечная жизнь, в противоположность вечной смерти вне его. – Они свидетельствуют о Мне: в них содержатся пророчества о Его пришествии, лице, царстве и всех благах Его Царства. – Но (точнее – и) вы не хотите и пр.: изучаете Писания и не приходите ко Мне, чтобы иметь жизнь вечную, которой ищете в них; это потому, что вы не понимаете свидетельств обо Мне, содержащихся в них, не слышите в них живого голоса Божия, не видите в них откровения Его и не имеете в себе слова Его пребывающего.

41. Ин. 5:41.

Не принимаю славы от человеков,

Ин. 5:34.

42. Ин. 5:42.

но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

Не принимаю славы и пр.: не из суетной славы от людей, не из желания, чтобы Меня прославляли люди, говорю вам это; но говорю так, зная, в чём заключается причина или основание вашего неверия (ср. Злат, и Феофил.). Слава Моя или прославление Меня как Мессии не зависит от людей, и Я не принимаю таковой славы от них. Бог, свидетельствующий обо Мне в слове Своём, прославляет и прославит Меня как Мессию, и от Него принимаю и приму Я эту славу (17 и далее). Но говорю это, зная вас, почему вы не приходите ко Мне, не веруете Мне. Причина сего и того, что вы не понимаете ветхозаветных свидетельств обо Мне, та, что вы не имеете в себе любви к Богу: ибо если бы в сердце вашем была истинная любовь к Богу, то эта любовь проявилась бы и в отношениях ваших к посланному от Отца-Бога. Как в Писаниях ваших вы имеете жизнь вечную, но не усвояете её сами себе, так в Писаниях же вы имеете любовь к Богу, но в сердцах ваших её нет, «хотя вы и выставляете всюду, что гоните Меня из любви к Богу» (Феофил.), вы её не усвоили, она вне вас, она – чуждое вам благо, вы лишены её.

43. Ин. 5:43.

Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете.

Мф. 24:5, 5:24.

44. Ин. 5:44.

Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

Ин. 12:25 д.; Рим. 2:1 д.

Я пришёл во имя Отца Моего и пр.: пагубное следствие такого вашего отношения к свидетельствам Писания обо Мне как Мессии и недостатка любви к Богу, по которым вы не веруете Мне, – то, что, не приняв истинного Мессию, вы будете принимать ложных. – Во имя Отца: как посланный от Отца, как уполномоченный от Него, действующий именем Его, следовательно, истинный Мессия (ср. Ин. 7:28, 8:42). – Во имя своё: не действительно посланный от Бога, действующий сам от себя, самозванец, ложный мессия. – Его примете: потому что он удовлетворит в вас тому, что противоположно любви Божией и заменило в вас её, т. е. вашему самолюбию, удовлетворит тем, что будет проповедовать льстящее вашему самолюбию (обещание земного величия и славы и пр., вообще того, чего ложно ожидали иудеи от Мессии). Со времён Христа насчитывают таких ложных мессий у евреев более 60. – Как же вы можете и пр.: упрёк достигает крайней силы и напряжённости, ибо подвергается сомнению или отрицается даже самая возможность веровать в истинного Мессию у тех, у кого высказанное извращённое отношение к Богу, его откровению и Христу достигло высшей степени. – Причина этой невозможности та, что они славу друг от друга принимают, а славы, которая от Бога одного, не ищут, т. е. они друг друга прославляют и друг от друга принимают прославление. Это суетное, взаимное самопрославление (ср. Ин. 12:43; Мф. 23 и далее) и необходимо с ним соединённое равнодушие к истинному прославлению от Бога должно так отчуждить их от любви Божией, что они станут неспособными к вере. Так как Господь говорит об истинном Мессии и ложных и под славою здесь разумеется прославление Мессии Богом, то слова Господа частнее заключают следующий смысл: имея такое превратное направление, вы не можете веровать в Меня как Мессию, ибо вы не ищете, чтобы Мессию прославил Бог и не понимаете такого прославления. Вам нужно или вы поймёте только то прославление Мессии, когда он будет славиться от людей, от вас, а он будет славить вас, когда будет это взаимное самопрославление и самовосхваление. Но знайте, что такой мессия, которого вы будете славить, и который вас будет славить при вашей испорченности теперешней и при извращённости ваших стремлений, ложный мессия, пришедший во имя своё. Его вы примете, потому что он будет по вашему извращённому вкусу, но он будет ложный мессия. – От единого Бога: иудеи гордились тем, что одни они на земле почитают единого истинного Бога; Господь даёт им разуметь, что они, предпочитая славе от сего единого Бога, славу друг от друга, уничижают истинного Бога.

45. Ин. 5:45.

Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

Втор. 31:26; Рим. 3:20.

46. Ин. 5:46.

Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

Быт. 3:15, 14:18, 22:18, 49:1 и дал. Втор. 18:15.

47. Ин. 5:47.

Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Лк 24:27.

Не думайте и пр.: в заключение Своей грозной речи Господь лишает иудеев последней почвы и основания, на которых они строили свои надежды и желания, представляя им ясно как день, что Моисей, на которого они возлагали всё своё упование, есть не защитник, а обвинитель их пред Богом, потому что их неверие в Иисуса как Мессию свидетельствует о неверии их Моисею, а неверие их Моисею делает невозможною веру их во Христа. Это решительное поражение их неверия, которому они не могли противопоставить ничего, не могли оправдаться ничем. – Не думайте: как могли бы думать по Моей обличительной речи к вам. Господь не говорит сим, что Он не будет обвинять их пред Богом в неверии Себе как Мессии (такое обвинение предполагается властью и действиями Иисуса Христа как судии, ст. 22, 30), Он указывает только, что и тот будет обвинителем их пред Богом, на кого они более всего надеются, – Моисей. – Буду обвинять: в неверии Мне как истинному Мессии; обвинение разумеется не в последний судный день, но вообще: в судный день Господь явится не обвинителем, но полновластным судиею. – Есть на вас обвинитель: выразительное указание, что обвинитель их не только будет, но есть уже, давно уже, постоянный обвинитель (почему и поставлено настоящее – есть). – На которого вы уповаете: этот обвинитель ваш – тот, на которого вы более всего надеетесь, – поразительный для слушателей оборот речи! – Уповаете: возлагаете все свои надежды (ср. 2Кор. 1:10). За свою ревность по законе и послушание (Рим. 9 и далее) иудеи надеялись получить все блага Царства Мессии, и – поручителем за сие был законодатель их Моисей; надежда их на него была непоколебимая надежда, но вместо сего он обвинитель их! Он обвинитель иудеев потому, что писал о Христе, а они Христу не верят, следовательно, не верят и ему, Моисею, и в этом-то неверии их ему и Христу он постоянный их обвинитель. – Он писал о Мне: разумеются не только прямые пророчества и обетования, заключающиеся в книгах Моисеевых (каковы Быт. 3:15, 12:3, 49:10; Втор. 18:15 и др.), но вообще весь закон, который был сенью грядущих в Царстве Христовом благ (Евр. 10:1) и пестуном во Христа (Гал. 3:24; ср. Лк. 24:44). «Смотри, как Он со всех сторон лишает их всякого оправдания. Вы говорите, что гонением на Меня доказываете свою любовь к Богу? Но Я показал, что вы делаете это по нелюбви к Нему. – Вы говорите, что Я нарушаю субботу и преступаю закон? Я отверг и это обвинение. Вы утверждаете, что по вере в Моисея дозволяете себе такие поступки против Меня? Я опять вам объясняю, что этим-то в особенности вы и доказываете своё неверие Моисею. Ибо Я столь далёк от намерения идти против закона, что и обвинителем вашим будет не другой кто, а сам тот, кто дал вам закон» (Злат.). Если же его писаниям и пр.: Господь показал ясно, что писаниям Моисея иудеи не веруют, хотя и мнятся веровать. Если же ему, на которого возлагают всё своё упование, не веруют, то как поверуют тому, что говорит им Господь о равенстве с Богом Отцем и пр., о чём выше шла речь? – Так эта грозная речь оканчивается грустным вопросом, выражающим как бы безнадёжность, что иудеи обратятся к вере в Мессию своего.


 Глава 4Глава 5Глава 6 

Требуется программист