Вера, любовию поспешествуема. Памяти преосвященнейшего архиепископа Аверкия
(Род. 19 октября 1906 г. Скончался 31 марта / 13 апреля 1976 г.)
Скончался наш Авва, Архиепископ Аверкий, Архипастырь Сиракузской и Свято-Троицкой епархии, Настоятель Свято-Троицкой Обители, Ректор ея Семинарии, наш Наставник, Учитель и Друг.
Временно осиротела Обитель. Уже последние годы омрачены были болезнью и лишением телесных сил Владыки. Только бодростью духа, при молитвах Обители о болящем, он превозмогал свой недуг, не оставляя до последнего момента единственно возможной для него при недуге деятельности учительной в слове с церковной кафедры и в церковной печати.
Кончина Владыки была, однако, неожиданной. Скорбь о почившем совпала с церковно-богослужебными воспоминаниями о плаче сестер Марфы и Марии над Лазарем, их братом. Большое стечение народа образовалось отдать последний долг почившему участием в чине погребения, возглавленном пятью иерархами. И день погребения утешительно закончился прославлением евангельского чуда воскрешения Лазаря. Так все первое девятидневие по кончине Владыки проходило под сенью переживания дальнейших скорбных дней Страстной недели. Сама собой их сопровождала и грусть о почившем. В этой глубокой единодушной грусти проявилось сыновнее чувство потери, так как для Братии и для прихожан храма Обители Владыка был, как родной отец, участливым, близким, своим.
И как сам Владыка остро скорбел душой за страждущую Церковь на Родине, как страдал и от наблюдения роста богоборчества в мире, и как эта скорбь при жизни его передавалась окружающим, – она и ускорила его кончину, – так это соучастие в его скорбях осталось и далее жить в сердцах людей, соединяя с памятью о почившем.
При своей кротости, мягкости, сердечности, благородной деликатности, – Владыка Аверкий умел быть активным вдохновителем всей трудовой жизни Обители и насельников ея и одновременно строителем прямолинейного и твердого направления духовной жизни Братии и учащихся Семинарии.
Однако, чистая душа Почившего не требует долгой скорби. И само чувство нашей потери было не в состоянии превозмочь радости Пасхи, с ея вестью о победе над смертью, принесенной Воскресшим Господом Иисусом Христом. Как бы по особому предчувствию Владыка успел приветствовать свою паству с праздником Воскресения Христова в своем Пасхальном Послании, по обычаю, но в этот раз с необычной силой и одушевлением – можно сказать – воспел славу радости Победителю смерти Воскресшему. Послание помещено в предыдущем выпуске «Православной Руси».
И теперь наш мысленный взор, освещенный таким кругом воспоминаний, с верою видит почившего Владыку в сонме отшедших прежде его, в Бозе почивших Архипастырей: блаженнейших митрополитов Антония и Анастасия, архиепископов Аполлинария, Тихона, Иоанна и ряда других самоотверженно и мужественно несших свой святительский крест почивших архипастырей, и с ними непосредственного предшественника его, Аввы и духовного строителя Монастыря, Архиепископа Виталия.
Прошла Страстная неделя. Пройдут и недели с пением «Христос Воскресе». Позади останется период грусти и период утешения. Сохранится светлая память о почивших, молитвенная и церковно-общественная. «Насаждены в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут» (Пс. 91). Остается – «взирая на кончину жизни их, подражать вере их», укрепляя в себе качества веры их.
Общим качеством святителей наших здесь, в зарубежьи, была твердость и верность своему долгу. Непоколебимость, стойкость, прямолинейность – были личными качествами Владыки Аверкия; они были предметом его заботы, его проповеди, его попечения по отношению ко всей нашей Церкви, и конечно, к служащим ей. Здесь было осуществление во всей полноте завета блаженнейшего митрополита Антония.
Владыка митрополит Антоний, еще вначале своего епископского служения, участвуя в одной из епископских хиротоний, рисовал первостепенность названных качеств в служении Церкви в таких словах:
«Наши современники, – говорил Владыка, – с завистью и смущением останавливаются перед всяким убежденным человеком, перед всяким делателем, раз навсегда предавшим себя в подчинение Высшей Воле... Знай, что в этом наша сила, сила Церкви Христовой – в верности, в убежденности, в непоколебимости!.. Нам не нужно славы от людей, но славы, которая от единого Бога (Иоан. 5, 44). Мы работники не для сей жизни, а для будущей, мы воины Царства «не от мира сего» (Иоан. 18, 36–37), а царства вечного, перед которым вздымающияся волны неверия и ересей суть лишь показатели осуждения к вечной погибели вздымающих их, а не действительная угроза для Церкви Христовой, которая красуется на небе, да и на земле в борьбе своей с князем мира сего не будет никогда одолена вратами ада» (Архиеп. Никон, Жизнеописания блаж. митр. Антония, т. II, стр. 96).
Так передается талант верности из рук в руки строителями остающейся вне пределов Отечества части бывшей великой Русской Православной Церкви, с верой в возстановление ея духовной силы в планах недоведомого для нас Домостроительства Божия.