Библиотеке требуются волонтёры
Азбука веры Православная библиотека протопресвитер Михаил Помазанский Вера, любовию поспешествуема. Памяти преосвященнейшего архиепископа Аверкия

Вера, любовию поспешествуема. Памяти преосвященнейшего архиепископа Аверкия

Источник

(Род. 19 октября 1906 г. Скончался 31 марта / 13 апреля 1976 г.)

Скончался наш Авва, Архиепископ Аверкий, Архипастырь Сиракузской и Свято-Троицкой епархии, Настоятель Свято-Троицкой Обители, Ректор ея Семинарии, наш Наставник, Учитель и Друг.

Временно осиротела Обитель. Уже последние годы омрачены были болезнью и лишением телесных сил Владыки. Только бодростью духа, при молитвах Обители о болящем, он превозмогал свой недуг, не оставляя до последнего момента единственно возможной для него при недуге деятельности учительной в слове с церковной кафедры и в церковной печати.

Кончина Владыки была, однако, неожиданной. Скорбь о почившем совпала с церковно-богослужебными воспоминаниями о плаче сестер Марфы и Марии над Лазарем, их братом. Большое стечение народа образовалось отдать последний долг почившему участием в чине погребения, возглавленном пятью иерархами. И день погребения утешительно закончился прославлением евангельского чуда воскрешения Лазаря. Так все первое девятидневие по кончине Владыки проходило под сенью переживания дальнейших скорбных дней Страстной недели. Сама собой их сопровождала и грусть о почившем. В этой глубокой единодушной грусти проявилось сыновнее чувство потери, так как для Братии и для прихожан храма Обители Владыка был, как родной отец, участливым, близким, своим.

И как сам Владыка остро скорбел душой за страждущую Церковь на Родине, как страдал и от наблюдения роста богоборчества в мире, и как эта скорбь при жизни его передавалась окружающим, – она и ускорила его кончину, – так это соучастие в его скорбях осталось и далее жить в сердцах людей, соединяя с памятью о почившем.

При своей кротости, мягкости, сердечности, благородной деликатности, – Владыка Аверкий умел быть активным вдохновителем всей трудовой жизни Обители и насельников ея и одновременно строителем прямолинейного и твердого направления духовной жизни Братии и учащихся Семинарии.

Однако, чистая душа Почившего не требует долгой скорби. И само чувство нашей потери было не в состоянии превозмочь радости Пасхи, с ея вестью о победе над смертью, принесенной Воскресшим Господом Иисусом Христом. Как бы по особому предчувствию Владыка успел приветствовать свою паству с праздником Воскресения Христова в своем Пасхальном Послании, по обычаю, но в этот раз с необычной силой и одушевлением – можно сказать – воспел славу радости Победителю смерти Воскресшему. Послание помещено в предыдущем выпуске «Православной Руси».

И теперь наш мысленный взор, освещенный таким кругом воспоминаний, с верою видит почившего Владыку в сонме отшедших прежде его, в Бозе почивших Архипастырей: блаженнейших митрополитов Антония и Анастасия, архиепископов Аполлинария, Тихона, Иоанна и ряда других самоотверженно и мужественно несших свой святительский крест почивших архипастырей, и с ними непосредственного предшественника его, Аввы и духовного строителя Монастыря, Архиепископа Виталия.

Прошла Страстная неделя. Пройдут и недели с пением «Христос Воскресе». Позади останется период грусти и период утешения. Сохранится светлая память о почивших, молитвенная и церковно-общественная. «Насаждены в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут» (Пс. 91). Остается – «взирая на кончину жизни их, подражать вере их», укрепляя в себе качества веры их.

Общим качеством святителей наших здесь, в зарубежьи, была твердость и верность своему долгу. Непоколебимость, стойкость, прямолинейность – были личными качествами Владыки Аверкия; они были предметом его заботы, его проповеди, его попечения по отношению ко всей нашей Церкви, и конечно, к служащим ей. Здесь было осуществление во всей полноте завета блаженнейшего митрополита Антония.

Владыка митрополит Антоний, еще вначале своего епископского служения, участвуя в одной из епископских хиротоний, рисовал первостепенность названных качеств в служении Церкви в таких словах:

«Наши современники, – говорил Владыка, – с завистью и смущением останавливаются перед всяким убежденным человеком, перед всяким делателем, раз навсегда предавшим себя в подчинение Высшей Воле... Знай, что в этом наша сила, сила Церкви Христовой – в верности, в убежденности, в непоколебимости!.. Нам не нужно славы от людей, но славы, которая от единого Бога (Иоан. 5, 44). Мы работники не для сей жизни, а для будущей, мы воины Царства «не от мира сего» (Иоан. 18, 36–37), а царства вечного, перед которым вздымающияся волны неверия и ересей суть лишь показатели осуждения к вечной погибели вздымающих их, а не действительная угроза для Церкви Христовой, которая красуется на небе, да и на земле в борьбе своей с князем мира сего не будет никогда одолена вратами ада» (Архиеп. Никон, Жизнеописания блаж. митр. Антония, т. II, стр. 96).

Так передается талант верности из рук в руки строителями остающейся вне пределов Отечества части бывшей великой Русской Православной Церкви, с верой в возстановление ея духовной силы в планах недоведомого для нас Домостроительства Божия.


Источник: О жизни, о вере, о церкви : Сборник статей (1946-1976) / Протопресвитер Михаил Помазанский. - Jordanville, N.Y. : Holy Trinity Monastery, 1976 (Тип. преп. Iова Почаевского) / Вып. 1: Жизнь в Церкви. - 1976. - 333, [2] с. : ил. / Вера, любовию поспешествуема. Памяти преосвященнейшего архиепископа Аверкия. 272–274 с.

Комментарии для сайта Cackle