Азбука веры Православная библиотека протопресвитер Михаил Помазанский Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия шестидесятилетие священнослужения


протопресвитер Михаил Помазанский

Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия шестидесятилетие священнослужения

– «в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2Кор. 6, 7).

23 апреля / 6 мая, в день памяти св. великомученика Георгия Победоносца, исполняется шестидесятилетие служения в священном сане Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия. 60 лет назад, в 1898 году, будущий митрополит, тогда Александр Алексеевич Грибановский, блестяще окончивший за год перед тем курс Московской Духовной Академии, по пострижении в монашество с именем Анастасия, был рукоположен в этот день епископом Тамбовским Александром во иеродиакона, а вскоре затем во иеромонаха. Отсюда начинается всецелое отдание себя на служение Церкви, служение, милостию Божией продолжающееся до настоящего времени.

Все знаем, какия потрясения не только русской, но и мировой жизни падают на эти шестьдесят лет, и каких поэтому исключительно высоких качеств требовало и требует это время от Предстоятеля Церкви.

Шестьдесят лет – три двадцатилетия, которыя можно назвать тремя отдельными эпохами.

Первое двадцатилетие, священнослужения Владыки Анастасия, годы 1898–1918, представляет собой последние годы царской России, во всем многообразии этой эпохи, годы перемежающихся народных благополучия и бедствий, быстрого культурного роста и одновременно двух катастрофических войн и двух революций. Прозревал Владыка вперед, к чему приведет этот период, и выразил свое предвидение в неподражаемо высокой речи при наречении его во епископа в день свв. Апостолов Петра и Павла в 1906 году. Не раз приводились в печати эти многозначительныя его слова: «Быть может, наступают такие дни, когда мы снова «увидим обиды, угрозы, разграбления и описания имений, храмы, обагренные кровию и из храмов соделавшиеся кладбищами, и даже, может быть, всенародное заклание пресвитеров и епископов», какое видел некогда св. Григорий Богослов», говорил новонареченный Владыка. И все таки в те годы жизнь еще шла почти до конца периода по старому руслу, богатая церковно-общественным строительством, в котором Владыка принимал энергичное и руководящее участие.

Данный первый период деятельности Владыки может быть назван «московским». Эта деятельность проходила в самой Москве или подле Москвы, и даже когда Владыка занимал епископския кафедры вдали от нея, обстоятельства приводили к тому, что он значительное время проводил в Москве. Сначала видим молодого иеромонаха в должности воспитателя Московской Академии, потом инспектора Вифанской Духовной Семинарии (вблизи Св. Троицкой Лавры), потом, в сане архимандрита, ректором Московской Семинарии, а затем, после архиерейской хиротонии, епископом Серпуховским, викарием Московской епархии. Биографии Владыки показывают чрезвычайно богатый характер его деятельности в Москве, особенно в епископском сане. Сюда входили: совершение очередных праздничных богослужений в Большом Успенском Соборе, в Храме Христа Спасителя и многих других Московских монастырях и храмах, посещение приходов епархии по поручению Московского митрополита, заведывание духовно-учебными мужскими и женскими заведениями в городе и епархии Москвы, наблюдение над преподаванием Закона Божия в светских школах Замоскворецкого района, председательство в миссионерском Братстве Митрополита Петра, руководство работами Комиссий по устройству церковных торжеств прославления Святителя Гермогена, празднования столетия Бородинской битвы, 300-летия царствования Дома Романовых, руководство и участие в благотворительной работе разных церковных и общественным организаций, заведывание Комиссией чтений для рабочих и ея издательством и т. п. На Всероссийском Церковном Поместном Соборе в Москве, уже в сане Архиепископа Кишиневского, Владыка состоял Председателем Хозяйственного отдела Собора и возглавлял Комиссию по устройству торжества избрания и настолования Патриарха. По избрании Патриарха был избран Членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета, имевших свое местопребывание в Москве.

Особую страницу деятельности Владыки составляют заслуги его во время военных действий первой Мировой войны, когда, в бытность свою Епископом Холмским и Люблинским, а потом Архиепископом Кишиневским, он, подвергая себя непрерывной опасности, совершал частыя посещения действующей армии Юго-Западного фронта, – за что был награжден орденом св. Владимира VI степени и ненобычайной для духовного лица наградой – орденом св. Александра Невского «с мечами», – а потом такия же посещения Румынского фронта.

Описанный период служения Высокопреосвященного Владыки можно также озаглавить: «На родной земле». Второй период мог бы быть назван: «На чужбине». Однако, это не была чужбина в полном смысле слова, так как целых десять лет в середине этого двадцатилетия Владыка провел в дорогой и родной для всех христиан Святой Земле – Палестине.

Благоугодно было Господу вывести массы русских людей вместе с рядом иерархов и священнослужителей после начала зловещей революции в России из родной земли, невредимо проведя их под кровом Ангелов Своих мимо многочисленных опасностей и бед так, что невольно вспоминается повествование книги Деяний Апостольских об избавлении Ангелом св. Апостола Петра из темницы: «прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которыя сами собой отворились им» (Деяний 12, 10).

Владыка Анастасий принужден был оставить в 1919 году Кишинев, место своего Архиепископского служения, а вместе с этим и родную землю, после требования румынских властей перейти в подчинение Румынскому митрополиту и разорвать таким образом связь с Русской Церковию, что он по каноническим основаниям отказался исполнить. Началось пребывание Владыки в эмиграции. Константинополь, Афон, посещение Палестины, снова поездка в Константинополь, Болгария, Югославия, поездка в Лондон, десятилетнее возглавление Русской Духовной Миссии в Палестине, оттуда поездки в Сирию, во Францию, на Синай, ежегодное участие в соборах Епископов Зарубежной Церкви, происходивших в Югославии, переезд в Югославию, возведение, в сан Митрополита, избрание после кончины блаженнейшего Митрополита Антония Председателем Собора и Синода Русской Зарубежной Церкви и, наконец, первые годы возглавления ея до начала второй Мировой войны: таковы последовательные пункты этого периода жизни и служения нашего Первосвятителя.

Как сказано, в центре этого периода стоит Палестина. По поручению Архиерейского Собора в 1924 году, Архиепископ Анастасий отправился в Иерусалим в качестве наблюдающего над делами Русской Духовной Миссии и оставался там в течение десяти лет. Он не только сохранил и укрепил ее, остававшуюся разоренной и без вcякой поддержки, но упрочил и обезпечил ея существование на будущее время, поднял на должную духовную высоту иноческую жизнь русских обителей в Палестине, открыл новыя женския обители и поставил во главе их лиц высокого духовного и культурного уровня, создал при обителях женских школы, ставшия отчасти очагами для пополнения иноческого состава. С высоты Христовой Голгофы в Иерусалиме довелось Владыке Анастасию вновь и вновь обозревать и перечувствовать страшную Голгофу русского народа. Он выразил это в своем слове, произнесенном на Голгофе в Иерусалиме в 1925 году, в седьмую годовщину смерти Царственных Мучеников.

Вспыхнувшая в 1939 году Вторая Мировая война положила резкую границу между предшествующим вторым двадцатилетием священнослужения Владыки и следующим третьим. Территориальные пункты пребывания Владыки Митрополита в этот период такие: первые годы войны – Югославия, Белград; эвакуация в виду приближения советских войск; Вена, Карлсбад, Фюссен, Мюнхен (1945), Женева (семь месяцев), возвращение в Мюнхен (к Пасхе 1946 года) и, наконец, в ноябре 1950 года переезд в США. В Америке Первосвятитель Русской Зарубежной Церкви имеет своей постоянной резиденцией город Нью-Иорк, где имеется Синодальный дом и Синодальная церковь, а часть лета обычно проводит в Западной части США в митрополичьем подворьи близ Сан Франциско, ради духовного окормления проживающих там в большом количестве своих духовных чад.

В это третье двадцатилетие сразу по окончании военных действий перед высшей властью Зарубежной Церкви встала задача собирания воедино русского разсеяния за пределами Родины. Распыленное по городам, лагерям и селениям Германии, Австрии и в других странах Европы русское беженство, нахлынувшее из России, Польши, прибалтийских стран, из Югославии и иных мест, затем лица насильно вывезенныя на работы во время войны в Германию, а также бывшие военнопленные, – вся эта масса, на которую охотились многочисленные агенты советских комендатур, была как овцы без пастыря, жаждала духовной опоры, искала духовного центра. Здесь были люди – одни без всякой церковной принадлежности, между ними не крещеная молодежь, другие – принадлежавшие перед тем к разным церковным образованиям в зависимости от государственной и национальной принадлежности. Апостольская миссия сближения с Церковию одних, объединения других легла на рамена Первосвятителя Владыки Анастасия. Среди всеобщего разрушения и разгрома после войны, при отсутствии нормальных условий передвижения по стране, при наличии разнообразных послевоенных трудностей и препятствий было не малым подвигом со стороны Владыки посещение пунктов русского разсеяния в разных частях и зонах Германий. Эти посещения Владыка неизменно совершал, сопровождая чудотворный образ Курской Божией Матери, под небесным покровом Владычицы. Кто из живших в больших русских лагерях не помнит этих трогательных моментов прибытия и пребывания чудотворного образа, молитвенного общения и духовного утешения из уст благостного Владыки Анастасия? И скольких обездоленных осиротевших и близких к отчаянию людей Владыка ободрил, утешил и благословил на жизнь в новых условиях. Здесь было апостольство духовной заботы, отеческого внимания, сострадания, утешения. «К вам прибыла Владычица утешить вас, укрепить, защитить Своим покровом»... приблизительно таковы были первые слова Владыки к собравшемуся народу. И весь лагерь, как один человек, теснился у чудотворного образа, падал ниц перед Владычицей, и как пчелы вокруг матки объединялся возле своего Первосвятителя. Так совершилось великое дело объединения, – можно сказать, тайна объединения – в лоне Зарубежной Церкви русских масс, которыя остаются, за малым исключением, верными ей до сего дня, куда бы ни занесла этих людей судьба.

Встает в воспоминаниях иная картина: храмовой праздник в большом лагере, в более торжественной обстановке, с участием в богослужении нескольких епископов. Традиционный общий обед после долгого богослужения. Третий час дня. Владыка Митрополит почти не дотрагивается к пище, его просят есть. «Я питаюсь в данный момент духовной пищей», отвечает Владыка: «я смотрю на эти нивы, как дозревают оне к жатве». И настроение Владыки выливается в возвышенную, воспринимаемую с сосредоточенным вниманием слушателями речь. Радует Первосвятителя церковное торжество, умиление молящихся, единение народа при Церкви; все это создает надежды на наше общее будущее, говорит он.

Среди забот и многообразного архипастырского труда, при ежедневном присутствии на богослужениях в своей церкви, при неизменно личном совершении воскресных и праздничных богослужений, при обилии личной переписки, постоянном благовестии слова Божия, выступлениях в общественных собраниях, при печатных трудах, Владыка, от первых дней своего служения особенно живо отзывающийся на все выдающияся явления умственной жизни всегда умеет объединять вокруг себя людей умственных, научных интересов: пребывание в этой атмосфере, как можно наблюдать, является для него как бы часами душевного отдыха. Близкий к этим кругам в Москве, Владыка Анастасий потом, в Югославии, объединил вокруг себя лучшие умы ученых и общественных деятелей, собирая их периодически на совещания при участии также некоторых духовных лиц в своих покоях в Белграде. Так это было затем и в Мюнхене. Кроме постоянных участников этих собраний, приглашались докладчики и участники и со стороны. Темы «Совещаний» были общественно-церковныя, философския, социально-политическия, даже вопросы естествознания и др. В центре внимания, конечно, было то, что связано с Россией в ея прошлом и в ея печальном настоящем. Здесь особенно привлекали общее внимание мысли Владыки, составлявшия заключительное слово к проведенной дискурсии. Из разнообразия суждений, из мнений, основанных на разных предпосылках, даже разных мировоззрениях, Председатель извлекал вывод логический и ясный, указывая при этом ту линию, какая соответствует православному христианскому мировоззрению.

Но временный подъем русской общественно-церковной жизни в Германии, с постепенным разездом ди-пи в другия страны, сходил на убыль, в Германии осталась только горсть православных русских людей, и само Высшее Управление Зарубежной Церкви перешло в США. Вторая часть третьего двадцатилетия посвящена была строительству церковной жизни в Америке и в других странах разсеяния, продолжаемому и далее при неустанном бдительном попечении и руководстве Первосвятителя. «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор. 11, 29), можно отнести по праву эти слова св. Апостола к Владыке Митрополиту.

До приезда в Америку Владыки Анастасия только мужеством и твердостью Архиепископа Виталия и единомысленных с ним иерархов вместе с небольшой группой приходов были сохранены верность и единство с Зарубежной Русской Церковью. И многим, может быть, казалось, что переезд сюда Митрополита мало внесет нового в сложившуюся церковную ситуацию. Между тем, ныне мы видим, как живым пульсом бьет жизнь нашей Церкви, как возрасла здесь Церковь количественно, видим, что она укрепляется внутренне и твердо охраняются в ней устои Православной Церкви, несмотря на все отрицательныя веяния, наблюдаемыя вокруг. Это благосостояние Церкви в огромной степени обязано неусыпным заботам и ревности Владыки Митрополита, с одной стороны, а с другой, тому – позволим себе так выразиться – обаянию, какое несет с собой его личность. Приобретение нового Синодального дома в центре Нью-Иорка, с устройством там соборного храма и домашней митрополичьей церкви, – щедрый дар лица, выразившего этим свою глубокую преданность Владыке Анастасию, – является показателем тех чувств, какия вообще имеет паства к своему Первосвятителю. Впрочем, мы верим, что совершается все это Промыслом Божиим, благословением и благодатию Божиею. Непоколебимая вера в содействующую Божию силу и премудрость, соединенная с воспитанным православной аскетикой духом «терпения, великодушия и кротости», создают то, что в глазах людей представляется выражением только личного ума, осторожности и такта.

По непроторенному пути, в исключительно трудных условиях взволнованных стихий человеческого мира, Божественным Промыслом суждено Владыке Анастасию нормировать и направлять жизнь Зарубежной Русской Церкви. Коммунизм продолжает угрожать миру. Затаенный антагонизм мировых сил, под покровом относительного внешнего спокойствия, в каждый момент готов снова и снова прорваться наружу. И Церковь Русского Зарубежья благодарит Всеблагого Господа, что в дни этих сложных условий ея бытия Он дал ей такого Предстоятеля и Вождя. И молит она, да сохранит Всемогущий силы и здоровье Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия для дальнейшего ведения Церковной жизни на блого православной зарубежной Руси, всего Русского народа и всей Русской Православной Церкви.


Источник: Прот. Михаил Помазанский. О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статей (1946–1976). Выпуск первый: Жизнь в Церкви. — Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Monastery, 1976. — С. 242-248.

Вам может быть интересно:

1. Наше церковное правосознание (1950 г.) протопресвитер Михаил Помазанский

2. Записка с изложением Слова при наречении во епископа архиепископ Варфоломей (Ремов)

3. Архиепископ Виталий: к столетию со дня рождения архиепископ Никон (Рклицкий)

4. Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба: неизданный памятник литературы XII века Хрисанф Мефодиевич Лопарев

5. Слово при закладке владимирского храма-памятника архиепископ Виталий (Максименко)

6. Яков Александрович Чмелев протодиакон Сергий Голубцов

7. Архиепископ Димитрий (Муретов), как церковный проповедник протоиерей Николай Гроссу

8. К материалам для истории Московских соборов 1666-1667 гг. Сергей Алексеевич Белокуров

9. Унижает ли вера человеческое достоинство? Сергей Львович Худиев

10. Юбилей Казанской Духовной Академии профессор Василий Александрович Соколов

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс