Михаил Пселл

Обзор риторических идей

Выполняя твой наказ, шлю тебе в этом письме коротенький учебничек риторических «идей». Начну с первой из них, с ясности. Ясность (σαφήνεια) делится на два подвида, на чистоту (καθαρότης) и точность (εὐκρίνεια). Чистая речь имеет мысли, общие для всех, не содержащие в себе ничего глубокого, ее метод (μέθοδος) – голое изложение событий без каких-либо внешних добавлений, слова ее не отобранные, а общие для всех (κοινήν). Ее фигуры – правильность, колоны у нее малые и комматические, сочетания – те, в которых нет заботы о зиянии (συγκρουσις) звуков, клаузулы в ней ямбические и трохаические и такая же у нее концовка (κατάληξιν). Точная речь имеет мысли упорядоченные, свое рассужденне она ведет от начала и предначертывает его дальнейший ход и результат. Метод точной речи состоит в том, чтобы располагать вещи естественно, ее фигуры – это собирание, перечисление, а словарный состав, колоны, клаузулы и ритм в ней такие же, как в чистой речи.

Величавая речь (μέγεθος) делится на торжественную (σεμνότης), суровую (τραχύτης), стремительную (σφοδρότης), блистательную (λαμπρότης), оживленную (ἀκμή), пространную (περιβολή). В торжественной речи мысли касаются Бога самого по себе, равно как и божественных предметов, например сроков и вращения целокупности, справедливости, целомудрия и других подобных вещей. Торжественная речь включает в себя четыре мысли о великих (лакуна в тексте)... Метод у нее – решительное, без колебаний утверждение, словарный состав – пространный, фигуры – правильность и (лакуна в тексте)... Сочетание то, которое сталкивает звуки, дактилическое, анапестическое, спондеическое. Клаузула та, которая останавливает речь на спондее или дактиле без каталексы. Суровая речь заключает в себе мысли, направленные против высших лиц, когда обличителями выступают низшие. Ее метод состоит в том, чтобы делать это открыто, словами она пользуется стершимися, которые сами по себе сухи. Фигуры в суровой речи это повеление и укоризненный вопрос, колоны ее очень короткие, чаще всего комматические, сочетание допускает зияние и нагромождение звуков. В стремительной речи бывают мысли порицающие, обличающие людей низших. Ее метод – говорить открыто, ее словарный состав допускает нужное для дела словотворчество. Ее фигуры – это личное обращение (κατ’ ἀποστροφήν) и доказывание (ἀπυδεικτικόν). Колоны в ней комматические, чаще всего отдельные слова. Сочетание клаузулы и ритм в этой речи такие же, как и в суровой. Блистательная речь содержит в себе мысли, которые вселяют в ритора храбрость или, вернее, в которых он проявляет свою храбрость. Метод блистательной речи состоит в том, чтобы не колебаться и о славных вещах говорить с большим блеском. Слова в ней торжественны, фигуры – отрицание (κατ’ἀναίρεσιν), бессоюзие (ἀσύνδετον), причастные обороты (πλαγιασμός), оторванность слов друг от друга (ἀπόστασις) и удлиненность колонов (μακρωλία), остальное же все совпадает с торжественной речью. В оживленной речи мысли и методы такие же, как в суровой и стремительной, фигуры – такие, как в блистательной, колоны, сочетание, клаузулы, ритм такие, как в блистательной. В пространной речи мысли дополняются чем-то извне: род видом, неопределенное определенным или целое частью. Ей свойственно не просто излагать голые события, а перебирать их. Ее фигура – это вторжение одной фразы в другую (ἐπεμβολή). Это, пожалуй, больше относится к методу, т. е. к перестановке (ἀναστροφή), к вставке (ἐπεμβολή), к преувеличению качества (αὔξησις), к упоминанию доводов раньше высказанного утверждения. Каких-либо особенностей в словарном составе пространная речь не имеет, если не считать синонимов. Ее фигуры – это перечисление (ἀπαρίθμησοις), последовательность (ἀπαρίθμητικόν), предпочтение (κατά προτίμησιν), предположение (κατά ὑπόθεσιν), расчленение (μερισμός), причастные обороты (πλαγιασμός), нагромождение разных мыслей (ἐπιτρέχον), разрыв (ἀπόστασις), сплетение отрицаний, округленность (συστροφή), вторжение одного предложения в другое.

Красивая речь не делится на подвиды. У нее нет особых, именно ей свойственных мыслей или методов. Ее фигуры – это парисосы, повторение одинаковых начальных колонов (ἐπανάφυρα), повторение концовок (ἀντιστροφή), градация (κλίμαξ), отрицания (ἀναιρέσεις), расчленение ради сопряжения (μερισμός κατά συζυγίαν), гипербат, новые слова (καινοπρεπή), употребление одного и того же слова в разных падежах (πολύπτωτον). Колоны в красивой речи очень небольшие, сочетание не допускает зияния гласных.

Не делится на подвиды и горячая речь. Особых, только ей свойственных мыслей она не имеет, метод ее состоит в том, чтобы пользоваться быстрыми антитезами. Ее фигуры – это прерывание речи вводными замечаниями (ἔξ ὑποστροής ἐπεμβολή), причастные обороты (ἐπιτρέχον), бессоюзие, перечисление имен (κατ’ ὄνομα κομματικόν), перемены конструкции в мелких отрезках (κατ’ελαχίστου ἐξαλλαγαί), негладкие сплетения, сочетание в горячей речи бывает без зияния, клаузула оканчивается на трохей и нестойкая.

Правдивая речь тоже неделима. Мысли в ней простые и пристойные. Метод – досада и другие страсти, пользование ими без предварительного предупреждения и непоследовательность в страстях. Слова в ней суровы. Ее фигуры – это стремительность в жалобах (ἐλεεινολογιαίς) и в изложении основного содержания (ἐπιφοραῖς), а также обращение сначала к одному лицу, затем к другому (ἀποστροφαί), утверждение уже высказанной мысли (ἐπικρίσεις). Сочетание, клаузулы, ритм в правдивой речи такие же, как в стремительной. Жалобы в ней должны быть просты.

Тяжелая речь – это такая речь, которую нельзя рассматривать саму по себе и которая состоит из простоты, пристойности и чего-то еще, что свойственно другим чертам характера. Мысли в ней – порицающие, метод – ирония, фигура – сомнение в том, что считается признанным. Остальных шести частей она не имеет, но довольствуется теми, которые свойственны речи, выражающей характер.

Простота – одна из «идей», выражающих в речи характер. Мысли в ней те, которые свойственны откровенным характерам и касаются бессловесных животных и растений. Методы те же, что и в чистой речи, а также плеонастическое упоминание частностей. Слова своеобразные, например «братствовать». Фигуры и колоны те же, что и в чистой речи. Сочетание очень простое и свободное, клаузула стойкая. Сладостная речь вычленяется из простой. Мысли в ней «мифические», близкие к мифам, услаждающие наши чувства, такие, в которых к непреднамеренным вещам добавляется еще и намерение. Методы те же, что и в чистой речи, слова простые, чаще всего поэтические, фигуры те же, что в чистой речи, сочетание без зияний, клаузула та же, что в торжественной речи, стойкая, ритм такой же, как в простой речи. Из простой речи вычленяется и речь остроумная (δριμύς). Мысли в ней умышленно глубокие и такие, когда слово обозначает общеизвестную мысль, но само в этом смысле не употребляется обычно или когда это парономасия и когда мы, прибегая к образному языку, привносим новый смысл в него.

Из речи, выражающей характер, вычленяется речь «пристойная». Мысли в ней такие, когда кто-то себя добровольно умаляет, а противника возвышает в чем-то. Ее метод – не говорить запальчиво против врага, а остальное в ней то же, что в чистой и простой речи.

Мощная речь не делится на подвиды. Мысли в ней парадоксальные, глубокие, не терпящие возражений и вообще те, которыми создается величие. Метод ее тот, который подходит для подобных мыслей и создает величие. В речи действительно, а не только по видимости мощной, пригодны бывают мысли простые и выражающие характер. Слова в мощной речи веские (ἀξιωματική), отточенные. В подлинной, а не кажущейся мощной речи слова бывают простые и выражающие характер. Ведь речь лишь по видимости, а не на самом деле мощная главную свою силу имеет в словах. Фигуры, колоны, сочетание, клаузула и ритм у нее такие же, как в величественной речи.


Источник: Воспроизведено по изданию: Античность и Византия: Сб. ст. - М., 1975. - С.158 - 160.

Вам может быть интересно:

1. О стиле некоторых сочинений Михаил Пселл

2. По вопросам логики профессор Сергей Сергеевич Глаголев

3. Похвальное слово в день святого мученика Фоки святитель Астерий Амасийский

4. Не противление злу профессор Павел Иванович Горский-Платонов

5. Апология Халкидонского Собора и Томоса святого Льва святитель Ефрем Антиохийский

6. Памяти высокопреосв. Сергия (Спасского), архиеп. Владимирского профессор Анатолий Алексеевич Спасский

7. Похвальное слово христолюбивому владыке Василию святитель Фотий, патриарх Константинопольский

8. Отрывок из похвального слова святому великомученику Димитрию Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

9. Апологетик Арефа, архиепископ Кесарийский

10. Послание к Епифанию архимандритов Акакия и Павла и его ответ святитель Епифаний Кипрский

Комментарии для сайта Cackle