профессор Михаил Николаевич Скабалланович

Успение Пресвятой Богородицы

Приложение. Служба праздника в Римо-Католической Церкви

«Взятие на небо (assumptio) Блаженной Марии Девы», по-польски «wmebowzie ë cie Najswieetszej Maryi Panny» в Римо-Католической Церкви принадлежит к разряду самых великих праздников: «duplicia primae classis (двойные первого класса)». Но в этот разряд, обнимающий 16 праздников, кроме так называемых у нас двунадесятых праздников (исключая Рождество Богородицы и Сретение, причисляемые ко 2 классу), входят и дни важнейших святых (всех святых, Предтечи, Иосифа Обручника, Петра и Павла, храмового или местного святого), равно как праздники позднейшего установления (тела Христова, сердца Иисусова).

Подготовление к празднику верующих совершается с 14 августа, которое составляет «вигилию» (сочельник) праздника, в соединении с попразднством мч. Лаврентию (с 10 августа) и дневному святому (Евсевию). На утрени посвящены Пресвятой Богородице одно из двух евангельских чтений (Лк. 11:27–29) (о возгласе одной женщины: «блаженно чрево, носившее Тебя») с беседой на него бл. Августина и следующая молитва: «Боже, удостоивший избрать для обитания Своего девственный дворец блаженной Марии, даруй, просим, чтобы мы, огражденные Ее защитою, соделались приятными участниками Ее торжества». На литургии входное Пс. 44:13б, 15–16. «Лицу Твоему помолятся...» из-за поста не говорится, «Слава в вышних Богу»; молитва та же, что на утрени; вместо Апостола Сир. 24:20–25 о сладости Премудрости; graduale(­ прокимен): «Благословенна и досточестна Ты, Дева Мария, Которая без истления обрелась матерью Спасителя. Дева Богородительница, Кого весь мир не вмещает, заключился в Твое чрево, соделавшись человеком». Евангелие Луки – что на литургии; offertorium (стих на принесение Даров): «Блаженна Ты, Дева Мария, понесшая Творца всего, родившая сотворившего Тебя, и во веки пребываешь Девою»; secreta (тайная молитва): «Дары нам, Господи, у милости Твоей да исходатайствует молитва Богородительницы, Которую Ты затем и преставил от нынешнего века, чтобы Она надежно предстательствовала у Тебя за грехи наши чрез Того же Господа»; причастен «Блаженна утроба Девы Марии, понесшая Сына Вечного Отца», по причащении: «Окажи, милосердный Господи, помощь слабости нашей, чтобы, предваряя праздник святой Богородительницы, мы, с помощью Ее заступления, восстали от наших неправд, – чрез Того же Господа нашего Иисуса».

Из службы самого праздника гимны общие с Рождеством Богородицы и другими Богородичными праздниками: 1. «Радуйся, звезда морская». 2. «Кого земля, море, звезды чтут». 3. «О славная между девами». См. Р.Б. стр .177–178.

Молитва

«Рабов Твоих, просим, Господи, прегрешения презри, дабы мы, будучи не в силах угодить Тебе делами нашими, спаслись заступничеством Родительницы Сына Твоего Господа нашего, Который живет с Тобою».

Служба Успению имеет только одну эту молитву, которая повторяется в положенных местах (другие праздники имеют 2 –3 специальных молитвы).

Антифоны и респонсорий небиблейские

Вознесена святая Богородительница над ликами ангелов к небесным царствам.

Приидите поклонимся Царю царей, Матерь-Дева Которого воспринята в эфирное небо.

Райские двери отверсты нам Тобою, Которая ныне во славе торжествуешь со ангелами.

Взята Мария на небо; радуются ангелы, прославляя, благословляют Господа.

Блаженна Ты, Дева Мария, носившая Господа Творца мира: Ты родила создавшего Тебя.

Радуйся, Мария Дева, – Ты все ереси одна уничтожила во всем мире.

Сподоби меня прославлять Тебя, освященная Дева; дай мне силу против врагов моих.

По рождестве Ты, Дева, пребыла нетленною, – Богородительница, предстательствуй за нас.

Мария Дева взята в жизненный чертог, в котором Царь царей сидит на звездном престоле.

Блаженна Ты, Дева Мария, Богородительница, поверившая Господу: исполнилось на Тебе сказанное Тебе: вот возвышена Ты над ликам и ангельскими. Предстательствуй за нас пред Господом Богом нашим.

Благословенна Ты, Дщерь, от Господа, ибо чрез Тебя мы приобщились плоду жизни.

Сегодня Мария Дева восходит на небо; радуйтесь, так как Она со Христом царствует во веки.

Антифоны и респонсорий библейские

Дева мудрейшая, куда идешь, вся блистая, как заря? Дочь Сионова вся стройна и приятна, красива, как луна, изящна как солнце.

Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего.

Я увидел благовидную, как голубицу, выходящую на речные берега; ее неоценимое благоухание было чрезмерно на одеждах ее. И как в весенние дни окружали ее цветы роз и лилии долин.

Кто это идущая чрез пустыню, как столб дыма из ароматов мира и фимиама?

Я, как возвышенный кедр на Ливане и как кипарис на гор Сионе; как избранное миро, я дала приятное благоухание. И как корица и бальзам, благоухаю.

Кто это выходящая, как солнце, и стройная, как Иерусалим? Увидели ее дочери Сиона, и ублажали, и величали ее царицей.

Видом твоим и красотою твоею стремись, успевай и царствуй.

Поможет ей Бог лицом Своим: Бог среди ее, и не подвижется.

Как бы радующихся всех нас обитание в тебе.

Ублажат Меня все роды, ибо сотворил Мне Господь величие; Он сильный и свято имя Его. И милость Его в роды родов боящимся Его.

Излилась благодать во устах твоих; посему благословил тебя Бог во век; смирна и алоэ и кассия от одежд твоих, от домов из слоновой кости, из которых услаждали тебя царские дочери в почете твоем.

На благоухание мазей твоих бежим; отроковицы возлюбили тебя чрезмерно.

Прекрасна Ты и нарядна, дочь Иерусалима, страшна, как выстроенный ряд лагерей.

Псалмы

Те, что и в другие Богородичные праздники. На вечерне: 109, 112, 121, 126, 146. На утрени: 8, 18, 23, 44, 45, 86, 95, 96, 97.

Чтение

Capitula Успения положены все из книги Иисуса сына Сирахова о сладости упокоения в Боге и в наследии Его, при этом на вечерне, утрени (ее части, называемой ad Laudes) и 3-м часе один и тот же отрывок: 24:7–8, а на 6-м и 9-м часе другие два: 24:11б–13; 24:17.

Чтения (lectiones) на утрени: 1-я глава Песни Песней (о красоте Возлюбленной), разделенная на 3 чтения: 1–5; 6–9; 10–16; (на первой части утрени, in primo nocturno); слово св. Иоанна Дамаскина на Успение «Сегодня священный и одушевленный кивот Божий» – также в 3 чтениях (на второй части утрени in II nocturno); евангельское чтение из Лк. 10:38–42 о посещении Христом Марфы и Марии, и «Блаженно чрево, носившее Тя...» и беседа бл. Августина на этот евангельский рассказ (при этом Евангелие и часть беседы составляют 1-е чтение, а остальная часть беседы – два других чтения – все это на 3 части утрени, – иn III nocturno).

На литургии

Входное: «Возрадуемся все в Господе, торжествуя праздничный день в честь блаженной Марии Девы, вознесению Которой радуются ангелы и совосхваляют Сына Божия». Пс. 44"Отрыгну сердце мое...»

Молитва – что и на других службах (см. выше).

Вместо Апостола: Сир. 24:7–17 – об упокоении и возвышении Премудрости.

Graduale (­ прокимен): Пс. 44:5б, 11 «Истины ради...», «Слыши дщи...».

Аллилуиа: «Вознесена Дева Мария на небо, радуется воинство ангелов».

Евангелие: Лк. 10:38–42 – посещение Христом Марфы и Марии.

Offertoriuт (на принесение Даров): «Вознесена Дева Мария на небо, радуются ангелы, совосхваляя, благословляют Господа.

Secreta (тайная молитва): «Да придет на помощь, Господи, народу Твоему молитва Богородительницы, Которую, хотя мы знаем преставившейся (migratte) по условию плоти, да почувствуем в небесной славе ходатайствующей у Тебя за нас, – чрез того же Господа».

Р raefatио (предваряющие евхаристию возгласы) общая в Богородичные праздники со вставкой: «И Тебя в вознесении (­ успении)».

Причастен: Лк. 10«Мария же благую часть избрала».

По причащении: «Трапезы небесной соделавшись причастниками, слезно умоляем милость Твою, Боже наш, да чрез вознесение Богородительницы, освободимся от всякого угрожающего зла Ее предстательством, – чрез Того же Господа».

Народный обычай в католической Церкви приурочил к Успению освящение хлебных и огородных растений, отчего Успение называется у поляков в просторечии «праздником зелий» (zielnа). Основание для обычая в том, что Успение – самый значительный праздник той поры года, когда созревают эти растения (с колосьями разного рода освящается капуста, редька и т.п.). Обычай соблюдается и в православных церквах западной России.

Попразднство Успения в католической Церкви оканчивается днем ранее, чем у нас – 22 августа, чтобы вместе с праздником получилось 8 дней (осtаиа). В дни попразднества (infra octavam) повторяется молитва (вышеприведенная) праздника и некоторые из стихов праздника. К последним прибавляется несколько новых. Вот они.

«Украшенную ожерельями дочь Иерусалима Господь возжелал. – Видя ее, дочери Сиона провозгласили блаженнейшей, говоря: миро излитое имя Твое».

«Предстала Царица одесную Тебя в одежде вызолоченной, препоясанная пестротою».

Чтения же на попразднство все новые (исключая Евангелие). В разные дни положены следующие чтения в честь праздника (чередующиеся с чтениями в честь ежедневных святых): евангельский рассказ о посещении Спасителем Марфы и Марии, извлечения из Песни песней (о красоте Возлюбленной из глав 4, 5 и 8-й), 2-е cлово св. Иоанна Дамаскина на Успение «Из древнего предания мы приняли», беседа бл. Августина на упомянутый евангельский рассказ и беседа Бернарда на Успение.

Со службою попразднству соединяется служба рядового святого, как у нас, но последняя более, чем у нас, заслоняет службу праздника, тем более, что на попразднство Успения приходятся такие великие святые для католической Церкви, как мч. Лаврентий (отдание его памяти, празднующейся, как и Успение, 8 дней) и авва Бернард.

Служба рядового святого не отменяется, как то делается у нас, для отдания праздника, а только празднику отводится в этот день больше места за службой, чем в другие дни попразднства.

Воскресение, случающееся «внутри» попразднества Успения, посвящается католической Церковью памяти «св. Иоакима Исповедника, отца блаженной Мари и Девы» (у нас – 9 сентября, после Рождества Богородицы). В этот день все успенские молитвы, чтения и стихи заменяются таковыми же в честь св. Иоакима472.

Соответственно другому взгляду Римо-Католической Церкви на Пресвятую Богородицу и Ее Успение, последнее иначе и изображается там на иконах: под видом несения ангелами Богоматери на небо, но над открытым гробом.

* * *

472

Breviarim romanum, Ratisb., 1897, рр. 667–705. Missale romanum. Campid., 1823, рр. 504–512.


Комментарии для сайта Cackle