К истории православного богослужения

Источник

Содержание

Введение

Глава первая Употребление елея в христианской древности и разрешение в связи с этим вопроса о причинах скудости отеческих и иных свидетельств о таинстве елеосвящения за первые века истории христианской церкви Место совершения таинства елеосвящения Совершители таинства елеосвящения Пресвитеры как совершители таинства св. елея. Их число Епископы как совершители таинства св. елея. Их число Лица, принимавшие таинство елеосвящения Болящие Кающиеся Здоровые Умершие Употребление лампады для елея Возжжение светилен Орудия для помазания Употребление вина и воды в таинстве елеосвящения Глава вторая Слова св. апостола Иакова о таинстве елеосвящения (5: 14–15) и определение по ним литургической стороны этого таинства в апостольское время Об освящении елея в послеапостольское время Молитвы на освящение елея для восточной половины древнехристианской церкви Молитвы на освящение елея для западной половины древнехристианской церкви Вопрос о раздельном по времени совершении освящения елея и помазания им больного Совместное освящение елея больных и елея оглашенных О помазании елеем и других литургических действиях елеосвящения в послеапостольское время Данные о древнем чине елеосвящения по грузинскому чину эласамона Западные древние чины елеопомазания Глава третья История образования схемы и состава чина елеосвящения по греческим рукописям Вводные замечания о характерных чертах чина елеосвящения по греческим рукописям Подразделение греческих рукописей на две группы История схемы и состава чина елеосвящения по греческим рукописям первой группы Чин елеосвящения в Порфирьевом евхологии Чин елеосвящения по рукописи Парижской Национальной библиотеки № 213, 1027 г. Чин елеосвящения в Барбериновом евхологии Чин елеосвящения по рукописи Синайской библиотеки №973, 1153 г. Чин елеосвящения по рукописям Синайской библиотеки № 960, 13 в., библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского № 189, 13 в., Святогробской Константинопольской библиотеки № 8, 15 в., Афоно-Пандократорской библиотеки № 149, 15 в., Синайской библиотеки № 985, 16 в. Чин елеосвящения по рукописям Синайской библиотеки № 968, 15 в., № 978, 16 в., № 977, 16 в., № 979, 16 в. Чин елеосвящения по Иерусалимскому уставу в полном и сокращенном его изложении История схемы и состава чина елеосвящения по греческим рукописям второй группы Рассмотрение действий, примыкавших к чину елеосвящения по греческим рукописям Чин елеосвящения в греческих венецианских изданиях евхология Чин елеосвящения в литургических грузинских памятниках Глава четвертая История чина елеосвящения по славянским рукописным требникам Вводные замечания Основные редакции чина елеосвящения А. Южнославянские редакции чина елеосвящения Б. Славяно-русские редакции чина елеосвящения Заключительные замечания к рассмотренным выше редакциям чина елеосвящения История чина елеосвящения по славянским печатным изданиям требника По южнославянским изданиям По южнорусским изданиям По Московским изданиям. Сокращенные чины елеосвящения и их судьба Чины елеосвящения, совершаемые над здоровыми Глава пятая Обстоятельства, благоприятствовавшие возникновению таинства елеосвящения над умершими Время возникновения и исчезновения обычая совершать елеосвящение над умершими Отношение отцов церкви к совершению елеосвящения над умершими Литургическая сторона елеосвящения над умершими Приложение первое. Чин таинства елеосвящения по рукописи Софийской библиотеки № 1054 (первой южнославянской редакции) Приложение второе. Чин таинства елеосвящения по рукописи Московской Синодальной библиотеки № 373 (второй южнославянской редакции) Приложение третье. Чин таинства елеосвящения по рукописям собраний Погодина (Императорская Публичная библиотека) № 75а и Софийской библиотеки № 1055 (первой славяно-русской редакции) Приложение четвертое. Чин таинства елеосвящения по рукописи Московской Синодальной библиотеки № 372 (второй славяно-русской редакции) Пособия Источники Греческие рукописи, собранные проф. А. Дмитриевским в его «Описании литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. 2 том. Εὐχολόγια. Киев. 1901» Печатные славянские издания требника Печатные греческие издания евхология  

 

Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства елеосвящения.

С четырьмя приложениями древнеславянских редакций чина елеосвящения.

Введение

История православного богослужения за последние два десятилетия неоднократно привлекала к себе внимание исследователей. Появились труды, посвященные изучению и изданию самих источников православного богослужения – богослужебных книг. Особенно здесь должны быть отмечены труды проф. А. Дмитриевского. Описание и затем издание им греческих рукописных церковных уставов и греческих рукописных евхологиев – тех и других на протяжении целых восьми веков – дало возможность удовлетворительного разрешения многих вопросов из области истории православного богослужения, о которых ранее возможно было делать одни только предположения. Немало и мы пользовались в своей работе греческими рукописными евхологиями в издании проф. А. Дмитриевского.

Наряду с изданием материалов по истории православного богослужения и отчасти в связи с этим появляются и научные труды, посвященные истории отдельных последований православного богослужения. К этому ряду научных трудов принадлежит и наше исследование, обнимающее собою чин таинства елеосвящения.

И нужно заметить, что чин таинства елеосвящения по сложности своей схемы и состава представляет наибольший интерес в ряду последований других таинств. Казалось бы, последованию, назначенному для совершения над больным, нередко находящимся в тяжёлом состоянии, следовало иметь более краткий вид, чем чины других таинств. На самом же деле наблюдается обратное. Последование таинства елеосвящения самое длинное из чинов таинств. История чина этого таинства и объясняет нам, почему так произошло. Она даёт видеть, что последование елеосвящения пережило длинную историю, скорее прерванную, чем естественно завершившуюся в современном чине этого таинства.

Чтобы дать возможность видеть в исторической перспективе зарождение, развитие и завершение современных схемы и состава чина елеосвящения, нами и был избран исторический метод. "

Этот же исторический метод был применен и к вопросам, затронутым нами в первой вступительной главе сочинения. Именно, мы стремились показать, как исторически разрешилась литургическая практика о месте совершения таинства, о совершителях его, о лицах, над которыми оно совершалось, о предметах, имеющих ближайшее отношение к чину таинства. Такое историко-литургическое рассмотрение данных вопросов имеет самостоятельный интерес, независимый от канонического и догматического их разрешения.

Именно, рассмотрение этих вопросов в исторической перспективе даёт видеть, что литургическая практика не всегда была одинаковой и в каждый период определялась общей совокупностью условий своего времени и оказывала своё влияние на каноническое и догматическое решение тех или иных вопросов, касающихся рассматриваемого нами чина. Например, свободное совершение в греческой церкви таинства елеосвящения над здоровыми оказало своё влияние на определение этого таинства у современных греческих писателей – догматистов Мезолораса и Раллиса. Тот и другой определяют это таинство, как потребное для всякого православного христианина здорового и больного.

Затем, исторический метод, давая возможность объяснить происхождение тех или иных особенностей литургической практики в отношении чина таинства елеосвящения, способствует и устранению недоразумений в определении их характера. Например, это нужно сказать относительно общего маслоосвящения, совершаемого теперь в русской церкви лишь в нескольких местах. Необычность общего маслоосвящения и его несоответствие с установившимися у нас догматическими определениями таинства св. елея склоняют к пониманию его, как простого религиозного обряда. Однако историческое объяснение его происхождения решительно опровергает такое понимание общего маслоосвящения. Оно даёт видеть, что литургическая практика общего маслоосвящения возникла в восточной церкви постепенно из обычая совершать таинство св. елея взамен или в восполнение таинства покаяния. Каким же образом? В восточной церкви с древних времён установились дни, когда все христиане считали своим долгом приобщиться Св. Таин и готовились к этому постом и принятием таинства покаяния. Вот в эти-то дни общего покаяния и было привлечено таинство св. елея в восполнение таинства покаяния, с одной стороны, и для более достойного принятия Св. Таин, с другой. Следовательно, литургическая практика общего маслоосвящения стоит в тесной связи с практикой общего покаяния и общего принятия Св. Таин. Но такое происхождение общего маслоосвящения решительно устраняет возможность понимания его, как простого религиозного обряда.

Однако наше исследование о чине таинства елеосвящения является не первым в русской литургической литературе, в которой уже есть исследование «О тайне св. елея» прот. М. Архангельского (Санкт-Петербург, 1895), обнимающее и литургическую его сторону. Это обстоятельство налагает на нас обязанность определить отношение нашего сочинения к отмеченному сейчас исследованию. Указанный труд прот. М. Архангельского касается таинства елеосвящения с догматической, канонической и лишь отчасти с литургической стороны. Между тем, наш труд всецело носит литургический характер. Затем, прот. М. Архангельский в своём исследовании опирался на русские системы догматического богословия и отчасти на некоторые западные исследования о таинстве елеосвящения. В нашем сочинении круг литургической иностранной литературы о таинстве елеосвящения значительно расширен.

После появления труда прот. М. Архангельского был издан целый ряд древних литургических памятников, имеющих большой интерес и для таинства елеосвящения; еще более обильный литургический материал был издан по истории греческого чина св. елея, начиная с 10 века. Вне поля зрения у прот. М. Архангельского остались и литургические славянские памятники, хранящиеся в наших отечественных книгохранилищах.

Между тем, мы в своем сочинении и стремились главным образом использовать отмеченный сейчас литургический материал. И наше сочинение представляет первую попытку дать историю чина св. елея на основе:

древних литургических памятников, свидетельств отцов и учителей церкви, житий святых;

греческих рукописных чинов св. елея, изданных проф. А. Дмитриевским;

славянских рукописных и печатных требников, собранных нами, по мере возможности, в отечественных книгохранилищах.

Соответственно характеру бывшего у нас литургического материала и задаче нашего сочинения дать историю чина св. елея определился и план нашего сочинения. В первую главу мы выделили те вопросы, попутное рассмотрение которых в истории самого чина таинства св. елея повело бы к частым повторениям и отразилось бы на ясности изложения. В следующих главах, второй и третьей, мы дали историю чина св. елея в древнехристианской церкви и за период греческих рукописных известий, кончая 16 веком, временем появления нынешнего чина елеосвящения. Затем, в четвертой главе мы рассмотрели чины св. елея в славянских рукописных и печатных требниках, сокращенные чины св. елея и, наконец, чины св. елея, совершаемые над здоровыми. В заключительной пятой главе нами дан очерк истории чина св. елея, совершавшегося некогда в, греко-восточной церкви над умершими.

Автор.


Источник: К истории православного богослужения : Ист.-литург. и археол. исслед. о чине таинства елеосвящения : С 4 прил. древнеславян. ред. чина елеосвящения / Иеромонах Венедикт (Алентов). - Киев : Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва папы Римского, 2004. - 616, [7] с.

Комментарии для сайта Cackle