5. Разница в понимании справедливости: δίκη и iustitia
Эллинство: греческое δίκη Хайдеггер связывает с δείκνυμι и δικεῖν (показывать и бросать) и переводит, как лад, противоположностью которого является разлад. Эта справедливость, которая есть лад, этот лад соотносит человека не с полисом (о котором мы будем говорить ниже отдельно), но с истиной. Так что справедливый человек – человек слаженный и ладный – таков по отношении к истине, а не к полису. То же и относительно несправедливого, неслаженного, неладного человека.
Латинство: латинская iustitia есть то, что является и принадлежит res publica, поскольку обеспечивает этому симфоническому субъекту, этой «публике» власть. Всякий справедливый, в римском смысле слова, соотнесен через свою справедливость с государством, в смысле империи – тем, что властвует и предписывает, насколько ей достает сил, каким именно следует быть подчиненному и рассчитанному ей сущему.