Источник

6. Разница в понимании человека: ζῶον λόγον ἒχον и animal rationale

Эллинство: поскольку истина не связывается с субъектом и не полагается в рассчитывающем рассудке, то и сам человек понимается не как субъект, имеющий некое мышление, наряду с его выражающим языком и другими способностями, но как из себя восходящее сущее – ζῶον, обладающее логосом для своего восхождения. Животное здесь понимается не биологически, но онтологически – как сущее, выходящее к существованию определенным образом. И логос здесь понимается опять же не «логически», но как конституирующее сущее (именуемое человек) отношение к другим сущим вещам и сущему в целом. Говорение (λέγειν – собирание сущего, особая миссия среди живого и сущего) – это то, что создает человека.

Латинство: поскольку истина здесь связывается с субъектом и означает достижение власти, то греческое ζῶον, равное φύσει ὄν, превращается в animal, т. е. в биологический субъект, соответственно, и λόγος превращается в ratio; сущностью жизни и жизни разумной оказывается достижение власти, а сама жизнь – волей к власти. Таким образом, сам человек, по точному слову Канта, есть «скот, могущий сказать «я"». Самосознание себя в качестве животного – единственное, что отличает человека от животного. Можно сказать, что человек занимает то же место, что и животное, имеет ту же миссию, ту же волю, тот же этос, что и животное. В конечном счете, это приводит в Новое время к оскотиниванию человека и очеловечиванию животного.


Источник: Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова / М.Д. Муретов ; Вступ. ст. Т.Г. Сидаша. - СПб. : Изд. Олега Абышко, 2012. - 448 с. (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»).

Комментарии для сайта Cackle