9. Разница в понимании счастья: ἐυδαιμονία и beatitude
Эллинство: «демоническим» эллины называли указывающий и возводящий вид божественного. Соответственно, «эвдемоничным» эллины называли человека справедливого, т. е. настроенного и отлаженного по камертону демонического; человека, имеющего в поле зрения просвет бытия, и, следовательно, видимого ему. Центральным в греческом понимании счастья является присутствие в жизни человека нечеловеческого. А поскольку существо человека состоит в говорении, и мы говорим, что в богоговорении человек, собственно, и существует только как человек, называя богословствующую речь мифом и эпосом, то вполне понятно, что явление богов (демонов) и сказывание мифов связаны друг с другом непосредственно.
Латинство: ἐυδαιμονία, «переведенное на римско-христианский лад как beatitudo (т. е. состояние того, кто есть beatus, т. е. «блаженный»), оно стало обозначать лишь свойство человеческой души, а именно «блаженство». Однако на самом деле έυδαιμονία подразумевает в соразмерной степени правящее έυ – появление и присутствование δαιμόνιονa»36.
* * *
С. 255.