Димитракопулос Софоклис

Источник

Назначение разъездным проповедником

К моменту приезда в Грецию (август 1890) сорокачетырехлетний владыка Нектарий находился в расцвете творческих сил, но, как мы знаем из его письма Патриарху Софронию128, терпел крайнюю нужду. Первое время он жил на новой афинской окраине Неаполис (Экзархия) у церкви Святителя Николая в Певкакии, где квартировал еще студентом129. Известно, что он посещал здешний храм, где и служил, если представлялась возможность (как и позже, когда стал директором Ризарийской семинарии, – до 1895 года в старой, а потом в новой, великолепно украшенной). Старый храм, расположенный рядом с новым (сразу при входе во двор с улицы Асклипиу) и впоследствии использовавшийся как учебное помещение детского сада, начальной школы и гимназии, в 1979 году был преобразован в часовню и заново освящен в честь Нектария Пентапольского, что еще более запечатлело связь святого с Николо-Певкакийским приходом и всей округой130.

Первой мыслью святого Нектария было удалиться на Афон или остров Парос, где находилось подворье монастыря Неа Мони. От этого шага владыку удержал (имея в виду пользу, какую могли принести многочисленные его дарования в миру) митрополит Патрасский и Элидский Дамаскин, а возможно, преемник последнего Иерофей Митропулос. (Дружеские отношения с будущим митрополитом Иерофеем завязались у него, кажется, еще со времен обучения в Афинах.) После этого Пентаполец, нимало не терзаемый себялюбием и не смущаемый архиерейским саном, стал искать любой церковной должности. Поистине, то был пример великого смиренномудрия, уподобляющий его архипастырю Эгины – святому Дионисию, который по удалении с Эгинской кафедры был принят жителями Закинфа как простой священник. Сохранилось прошение владыки Нектария Священному Синоду Элладской Церкви от 27 октября 1890 года:

«В Священный Синод Королевства Эллинов.

Многочтимейшие!

Причины, независящие от моей воли, вынуждают меня оставаться в Греции. Ввиду того, что скудость средств не дозволяет мне пребывать в праздности, не сочтет ли Церковь королевства мою особу пригодной для откомандирования – если соблаговолит Священный Синод – в какое-либо место иерокириксом, законоучителем или замещающим архиереем на вдовствующую кафедру с разрешением архиерейски священнодействовать, дабы тем самым обязать благодарностью как наипочтительнейшего и остающегося в непрестанной готовности.

Митрополит Пентапольский Нектарий. Афины, 27 октября 1890 года».

Прошение запротоколировано 31 октября, а через несколько дней, 5 ноября, Священный Синод по рассмотрении высказался за назначение просителя на должность иерокирикса в такой ном, где имелась вдовствующая епархия (или формально назначенный архиерей не мог исполнять свои обязанности), чтобы таким образом отчасти компенсировать фактическое отсутствие архипастыря. Надо сказать, что в период, когда образованные слои общества были заражены неверием, а правительство относилось к религии и Церкви с нескрываемым пренебрежением, церковный бюджет составлялся властями совершенно произвольно. Поэтому многие кафедры (как правило, епископии) в Греции годами не имели архипастырей, а всеми делами их распоряжались так называемые епископские эпитропии131. Итак, деяние Синода по данному поводу гласило:

«Прочитав обращение в Синод Высокопреосвященнейшего митрополита Нектария от 27 октября сего года, коим он просит предоставить ему должность иерокирикса, законоучителя или замещающего епископа в одной из вдовствующих епископий, постановили: составить прошение в Министерство церковных дел о его назначении иерокириксом Эвбеи»132.

Благожелательное решение Синода во многом определила позиция его председателя – знаменитого деятеля Элладской Церкви митрополита Афинского Германа Калигаса. Ранее служивший в Александрии, он, по-видимому, сохранял контакты с египетскими греками, которые могли уверить его в безупречной жизни и разносторонних дарованиях Пентапольца133. Первоначально Синод предполагал направить его иерокириксом в ном Фтиотида-Фокида, где находились две давно овдовевшие епископии, но епископ Каристийский, ввиду преклонного своего возраста134, попросил переменить назначение митрополиту-иерокириксу на ном Эвбея.

Прошение Нектария Пентапольского было передано в Министерство по делам Церкви и народного просвещения, но здесь возникло серьезное затруднение, связанное с подданством просителя. Митрополит Нектарий родился за пределами независимого Греческого королевства, в Восточной Фракии, которая оставалась под властью Турции. Между тем действовавший в Греции с 1878 года закон требовал, чтобы иерокириксы всех номов наряду с дипломом богословского факультета имели и греческое подданство.

Тем не менее, когда Министерство отказало, сославшись на данный закон, Синод занял решительную позицию и спустя десять дней выслал справку за подписью мэра Афин Тимолеона Филимонаса, которая подтверждала, что митрополит Нектарий Кефалас – подданный Греческого королевства. Справка эта прилагалась к нижеследующему письму:

«В связи с неблагоприятным ответом Министерства на просьбу предоставить Высокопреосвященнейшему митрополиту Пентапольскому вакантную должность иерокирикса в номе Эвбея Синод извещает, что, помимо благоприобретенного опыта и необходимых способностей, названный иерарх обладает и дипломом лиценциата богословского факультета нашего Национального университета, что согласуется со статьей первой закона 746-го. Ввиду другого вопроса – о подданстве – Синод прилагает необходимую справку, откуда явствует, что он – греческий подданный, и посему вновь испрашивает благожелательного содействия Министерства в издании надлежащего королевского указа.

Митрополит Афинский Герман, председатель

Митрополит Закинфский Дионисий

Митрополит Керкирский Евстафий

Митрополит Патрасский и Элидский Дамаскин

Митрополит Каристийский Макарий

Второй секретарь Архимандрит Евфимий Платис».

Справка афинского градоначальника удостоверяла, что «Нектарий Диму Кефалас, 44 лет от роду, согласно списку жителей дима135, куда он внесен под номером 4962 литеры К, является греком, пользующимся правом греческого гражданства в соответствии с законами государства, и избрал проживание в Греции 29 мая 1884 года». Дата, указанная в справке, означала, вероятно, день, когда иеродиакон Нектарий зарегистрировался в Афинах как студент богословия136.

Однако Министерство, невзирая на заявленное свидетельство, продолжало чинить препятствия. Теперь оно предложило Синоду использовать владыку Нектария на одной из вдовствующих кафедр, а не в должности простого иерокирикса, так как последнее «может нанести ущерб величию усвоенного ему высшего церковного сана». В ответ Синод 7 февраля 1891 года указал, что

«выражает благодарность за предусмотрительную заботу об ограждении церковного достоинства поименованного иерарха. Но, как хорошо известно Министерству, если Синод и дозволит ему перейти на одну из вдовствующих кафедр, он, во-первых, не сможет действовать там иначе как в качестве рядового, так сказать, священнослужителя, ибо исполнять архиерейские обязанности управления ему в силу существующего закона запрещено, а посему он будет подчинен управлению тамошней епископской эпитропии, что весьма унизительно. Во-вторых, следует принять во внимание и то, что при возможном в ближайшие два-три месяца удовлетворении [многочисленных] ходатайств о назначении на вдовствующие кафедры сей иерарх вновь останется без места и возымеет нужду в хлебе насущном»137.

Поэтому, говорилось далее, Священный Синод просит Министерство церковных дел принять его предложение и назначить митрополита Нектария проповедником Эвбеи. И вот спустя пять дней, 12 февраля 1891 года, король подписал соответствующий указ, текст которого был напечатан 14 февраля в «Ежедневном правительственном листке», а 15 февраля доведен до сведения Синода, номарха138 Эвбеи и самого Нектария Пентапольского.

На благополучный исход дела о греческом гражданстве и подготовку указа о назначении на Эвбею решающее влияние оказал будущий мэр Афин Михаил Мелас139 (отец Павла Меласа, павшего в боях за Македонию). Сохранилось описание их встречи в здании Министерства церковных дел (оно размещалось тогда в двухэтажном особняке на углу улиц Эрму и Эвангелистриас). Она произошла, когда опечаленный отказом министра владыка спускался к выходу. Исполненный глубокой признательности, святой впоследствии говорил: «Бог послал господина Меласа, и он столкнулся со мной на лестнице Министерства».

* * *

128

См. выше, главу «Дальнейшие отношения с Патриархом Софронием».

129

См. выше, главу «Студент Афинского университета».

130

По свидетельству хиосского протопресвитера Иоанна Неамонитакиса, он, будучи еще студентом, в 1890 или 1891 г. посетил владыку Нектария в его временном жилище при храме в Певкакии. Тот переносил лишения с истинно христианским смирением, без малейшего упрека гонителям. За эти семь месяцев пребывания в Афинах ему, судя по всему, приходилось проживать и в других местах.

131

Согласно закону от 9 июля 1852 г., епископскую эпитропию составляли три пресвитера данной епископии, назначенные Священным Синодом и утвержденные королевским указом.

132

Заседание состоялось 5 ноября 1890 г. Его участниками были митрополиты Афинский Герман, Закинфский Дионисий, Патрасский и Элидский Дамаскин и епископ Каристийский Макарий, а также представитель короля П. Мавромихалис и первый секретарь архимандрит Геннадий Панайотопулос.

133

Митрополит Герман не служил в Египте, как иногда утверждают, одновременно с Нектарием Пентапольским. В бытность Высокопреосвященного Германа на служении в Александрийской Церкви Анастасий (затем монах Лазарь и иеродиакон Нектарий) Кефалас находился на Хиосе; в «египетский» же период владыки Нектария (1886–1890) Герман был уже митрополитом Кефаллинийским, а затем Афинским. Даровитый архипастырь – первоначально архидиакон, секретарь и протосинкелл Софрония Александрийского, затем, по переходе в Элладскую Церковь, митрополит Кефаллинийский – он относился к Пентапольцу с откровенной симпатией, и это говорит о многом.

134

Макарий Каллиархис известен как благоговейный и высокоученый архиерей. Был епископом Каристийским с 14 декабря 1852 г. до 8 апреля 1896 г., когда, находясь на острове Миконос, попросился на покой. Первое прошение об этом, поданное в конце 1888 г., было отклонено. Афинская газета «Акрополис» в 1899 г. сообщала, что епископу Каристийскому «минуло девяносто лет, и он едва передвигается».

135

Дим – «муниципалитет», – Перев.

136

В архиве Афинского дима [муниципалитета] хранится регистрационная карточка святого: «№ 4835. Кефалас Нектарий. Имя отца – Димос. Дата регистрации: 10–11–1890. Возраст: 44 года. Основание для выдачи – распоряжение номархии № 1420». Указанный здесь регистрационный номер, как мы видим, не вполне совпадает с указанным в справке мэра (вероятно, из-за ошибки канцеляриста). Регистрация была осуществлена после письма из Министерства и основывалась, вероятно, на существовавшем тогда уложении о гражданстве (его же имело в виду, скорее всего, и «распоряжение номархии»). Заметим, что до Нектария Кефаласа, внесенного в списки Афинского дима, туда уже был внесен и его брат Хараламбос (23 октября 1890 г.).

137

Не исключено, что сложности с назначением владыки Нектария на Эвбею (по крайней мере, после разрешения вопроса о его подданстве) связаны с закулисными встречными действиями, которые предпринимались в тамошних церковных кругах, о чем речь впереди.

138

Номарх – глава администрации нома (см. выше, примеч. 110, главу «Дальнейшие отношения с Патриархом Софронием»). – Ред.

139

Михаил Мелас (которому было тогда 58 лет) – брат известного писателя Леона Меласа, депутат парламента, председатель Национального общества, много сделавшего для освобождения порабощенных греческих земель. Его знакомство с Нектарием Пентапольским произошло, судя по всему, не в Египте (как думают некоторые биографы), а в Афинах, где М. Мелас постоянно жил с 1874 г., принимая деятельное участие в общественно-политической жизни (в том числе и как депутат парламента от нома Аттики). Его близкие часто посещали церковь Святителя Николая в Певкакии и помогали строительству нового храма. Вероятность «египетского» его знакомства со святителем Нектарием кажется тем меньшей, что при поездке в Египет сын Мелоса Леон во время посещения Патриарха Софрония имел при себе рекомендательное письмо от митрополита Германа Афинского, а не от Нектария Пентапольского. Дружескому сближению святого Нектария и М. Меласа содействовало и благочестие последнего, и эпирское происхождение их предков. М. Мелас скончался 17 июня 1897 г. в собственном доме на ул. Академиас от нервного потрясения после неудачного исхода Греко-турецкой войны.


Источник: Нектарий Пентапольский – святой наших дней / Димитракопулос Софоклис ; Пер. с новогреч. яз. Ю.С. Терентьева. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. - 415 с. фотоилл.

Комментарии для сайта Cackle