Димитракопулос Софоклис

Источник

Благодарная память эвбейцев

Добрая память о Пентапольце не померкла на Эвбее и впоследствии. Местные газеты освещали его деятельность в номе Фтиотида-Фокида и Ризарийской семинарии; многие жители сохранили с ним духовную связь, стали подписчиками его книг. Благочестивые островитяне с любовью вспоминали владыку при каждом подходящем случае. Такое отношение к нему сохранялось и много позже. Когда в 1907 году осиротела объединенная епископия Халкидская и Каристийская170, эвбейцы обратились в Священный Синод с просьбой поставить во главе ее Высокопреосвященного Нектария. Это обращение за подписью без малого 300 человек было опубликовано 25 мая 1907 года в «Эврипосе» (здесь же сообщалось, что в следующем номере появятся аналогичные просьбы из Лимны и Айя-Анны). Его предварял текст от редакции:

«Публикуя нижеследующее обращение наших сограждан, мы также возвышаем голос за избрание и поставление выдающегося иерарха, всячески преуспевшего словом и делом и известного нам в качестве иерокирикса Эвбеи и директора Ризарийской семинарии. И блаженна будет Эвбея, получив такого достойного и многоуважаемого архипастыря».

И другое обращение в том же номере:

«Поистине тяжкие времена! И потому горячо просим Вас, представляя единодушные пожелания всей христоименной полноты данной епископии, услышать нашу мольбу и избрать из числа трех кандидатов выдающегося иерарха – Высокопреосвященного Нектария Кефаласа, которого мы по справедливости желаем иметь духовным своим отцом и епископом как знаменитого добродетелью и ученостью и могущего наставлять христоименитое свое стадо на путь благочестия, добродетели и милосердия».

Избрания владыки Нектария добивалось и местное Торговое общество, но тот в письме к его представителям объявил, что примет их пожелание лишь с одобрения населения нома и согласия Священного Синода. О своей позиции он, разумеется, известил и митрополита Афинского Феоклита, вновь подавая пример смиренного послушания Церкви и, как некогда в Египте, не желая быть причиной любых нестроений в ней.

Синод не удовлетворил ходатайства эвбейцев, уступив давлению внецерковных сил. Как писал ученый и благочестивый митрополит Гортинский и Мегалопольский Мелетий,

«община Халкиды просила [у Синода] Нектария Пентапольского, директора Ризарийской семинарии, ранее служившего иерокириксом. Но предпочтение странным образом отдано было безвестному и из безвестности явившемуся Хрисанфу... игумену богатого Галатакийского монастыря... который был предложен королевским двором тогдашнему премьер-министру Георгию Феотокису. В этом предпочтении виноват был Правительствующий Синод, выдвинувший его без возражений из-за благоволения всесильного премьера»171.

Достойно восхищения то, что в неизбрании своем Нектарий Пентапольский усмотрел Божий Промысл. «Высокочтимые члены Синода не хотят, так что, по-видимому, нет воли Божией», – написал он эгинским сестрам.

В наши дни на Эвбее имеется ряд храмов, освященных в честь святого, и верующие благоговейно и с особого рода гордостью празднуют его память.

Сам владыка с избытком вознаграждал их привязанность своей любовью. Он постоянно молился за дорогих его сердцу эвбейцев, скопелитов, скиафитов и скириотов и при случае щедро оделял своими книгами. Добавим, что вышедшее в 1892 году сочинение «Об Откровении Божием в мире» посвящено «благороднейшим и благочестивейшим халкидцам и кимийцам», а «Вселенские Соборы Христовой Церкви» – «Янису Кьяпекосу, халкидцу, мужу благочестивому, любителю искусств и благодетелю, в знак глубокого уважения».

И наконец, в оставшееся время своей земной жизни Пентаполец побывал на Эвбее дважды: один раз в Киме, другой – в Халкиде. Приехав в Киму 23 июля 1894 года, он провел здесь несколько дней. Как писала «Палирия»,

«вчера прибыл отдохнуть от трудов по воспитанию будущих клириков Высокопреосвященнейший митрополит Пентапольский Нектарий, бывший иерокирикс нашего нома, а ныне директор Ризарийской семинарии, которого мы с нетерпением ожидали, желая узреть дневной свет святых его наставлений».

Путешествие же в Халкиду он совершил в 1913 году, чтобы духовно укрепить Яниса Кьяпекоса и его супругу, потерявших сына. Капрал Георгий Кьяпекос, участник греко-турецкой войны 1913 года, умер от тифа в госпитале Арты в январе того же года.

* * *

170

В 1896 г., после ухода на покой епископа Макария, Каристийская епископия была объединена с архиепископией (позже – епископией) Халкидской. В 1922 г. восстановлена как самостоятельная епископия.

171

Утверждение, будто митрополит Афинский Феоклит не имел возможности выдвинуть владыку Нектария на какую-нибудь епископию в Греции, нельзя признать верным. Нектарий Пентапольский имел и каноническое отпущение Александрийской Церкви, в которой ранее служил, и греческое подданство. По-прежнему существовала практика избрания и посвящения в архиереи клириков, перешедших из других единоверных Церквей (как то было с самим Германом Афинским, когда его, архидиакона Александрийского престола, возвели в митрополита Элладской Церкви).


Источник: Нектарий Пентапольский – святой наших дней / Димитракопулос Софоклис ; Пер. с новогреч. яз. Ю.С. Терентьева. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. - 415 с. фотоилл.

Комментарии для сайта Cackle