Димитракопулос Софоклис

Источник

Назначение в Ризарийскую семинарию

Одна из самых знаменитых духовных школ Греции, Ризарийская семинария (или Ризарион174), с 1881 года переживала упадок. Причинами его были продолжительный конфликт административного («Многочленного») совета семинарии с Министерством церковных дел и неумелые действия часто сменявшихся ее директоров. Серьезные затруднения, то и дело встававшие перед руководством Ризариона, породили обширную переписку с Министерством церковных дел и Священным Синодом. В конце концов усилиями митрополита Афинского Германа (который учредил премию для лучших учеников) и тогдашнего министра церковных дел Афанасия Евтаксиаса (в прошлом «ризарита») было разработано новое «Положение» о семинарии. После этого Многочленный совет подал ходатайство о введении должности постоянного директора175 и предложил трех своих кандидатов:

«Афины, 3 января 1894 года.

На заседании 23 числа истекшего месяца Многочленный совет нашей Духовной семинарии, приняв во внимание статьи 20-ю и 21-ю нового “Положения”, касающиеся должности директора, постановил предложить трех [кандидатов], которые обладают качествами, необходимыми для этой должности:

1) Нила Смирнопулоса, митрополита бывшего Казосского, имеющего диплом Халкинской богословской школы, подданного Греции, и в бытность его жителем дима Тегеи ни за какие преступления или проступки ни гражданским, ни церковным судом не осужденного;

2) Нектария Кефаласа, архиепископа бывшего Пентапольского (в Египте), а ныне иерокирикса нома Фтиотида-Фокида, имеющего диплом Халкинской богословской школы176, подданного Греции, состоящего на государственной службе и ни за какие преступления или проступки ни гражданским, ни церковным судом не осужденного;

3) Самуила Анестопулоса, архимандрита, лиценциата богословского факультета Национального университета, подданного Греции, ныне состоящего на государственной службе и ни за какие преступления или проступки ни гражданским, ни церковным судом не осужденного.

Представляя Вам настоящее предложение, убедительно просим ускорить назначение одной из означенных персон на должность директора семинарии, поскольку отсутствие такового парализует ее деятельность.

С глубоким почтением. Административный совет (подписи)».

За Нила, бывшего митрополита Казосского и Карпафского, его земляками и влиятельными жителями Аркадии вскоре подано было особое прошение министру церковных дел. Уведомив адресата, что наслышаны о сильнейшей поддержке, κοторой пользуется Нектарий Пентапольский, они пространно описали достоинства владыки Нила и просили «предложить Его Величеству королю назначить сего иерарха директором Ризарийской Духовной семинарии»177.

За Пентапольца хлопотали, судя по всему, митрополит Афинский Герман178 и бывший министр церковных дел Евтаксиас. Действующий министр церковных дел и народного просвещения Д. Каллифронас пристально изучал достоинства всех кандидатов179 и, похоже, постепенно склонялся в пользу одного из архиереев. Сведения о Высокопреосвященном Ниле он запрашивал через Министерство иностранных дел у греческого посла в Константинополе Евгения Залокостаса. Тот ответил письмом от 20 февраля 1894 года, где, в частности, сообщал:

«Получены достоверные сведения от самого Вселенского Патриарха и членов Синода... <...> Прибыв в независимую180 епископию Казосскую и Карпафскую, [митрополит Нил] исправно пас ее и оставил по себе благодарные воспоминания. Не желая взыскивать с местных жителей, за бедностью их, законно причитающийся ему сбор, он попросился на покой и ушел на Святую Гору, чтобы предаться безмолвию, откуда несколько лет назад, с разрешения Великой Церкви, по причинам личного свойства отбыл в Грецию. Не отличаясь особыми дарованиями, имеет открытый и добрый нрав. [К такому отзыву о нем] Патриархия не прибавила ничего укоризненного».

Сведения о митрополите Пентапольском, помимо прочих каналов, добывались и через Министерство иностранных дел у дипломатического агента Греческого королевства в Александрии И. Грипариса. Письменный его ответ (уже цитированный нами181) примечателен своей заключительной частью, откуда следовало, что все, в том числе должностные лица Александрийской Патриархии, находят Высокопреосвященного Пентапольского «образцовым, деятельным и энергичным клириком».

Получив эти сведения и взвесив все «за» и «против», министр сделал окончательный выбор и уже 28 февраля представил королю Георгию докладную записку:

«Ввиду того что из предложенных кандидатов Нектарий Кефалас, бывший митрополит Пентапольский, а ныне иерокирикс нома Фтиотида-Фокида, представляется наиболее подходящим для сей должности сравнительно с другими двумя как превосходящий их достоинствами, имею высокую честь просить Ваше Величество благосклонно скрепить своей подписью предлагаемый проект указа о его назначении».

На следующий день, 1 марта 1894 года, король подписал указ, тогда же опубликованный в «Ежедневном правительственном листке», а тексты, оповещавшие об этом церковные и гражданские власти на местах, были подготовлены к 8 марта.

По опубликовании указа новоназначенный директор отплыл через Стилисский залив в Пирей182, куда прибыл 7 или 8 марта183.

Адресованное владыке уведомление о назначении имело дату 8 марта 1894 года. Оно сохранилось. И дата, и почтовая отметка «здесь» показывают, что документ был вручен ему уже в Афинах.

* * *

174

Ризарийская Духовная семинария была основана королевским указом от 12 мая 1841 г. на средства братьев Ризарисов – Манфоса († 1821) и Георгия († 1841), уроженцев Монодендриона, что в Загоре (Эпир). Согласно предсмертной воле Георгия, братья завещали все свое состояние «на учреждение и поддержание Духовной семинарии», которая позволила бы дать необходимое образование молодым людям, ищущим священства. Семинария начала действовать с 1844 г. и до 1960 г. размещалась в здании напротив лечебницы Эвангелизмос, после чего переехала в новое помещение (район Халандри).

175

По-видимому, описка вместо «главного директора», поскольку должности с таким наименованием в Ризарионе не было.

176

Ошибка: святой Нектарий имел диплом богословского факультета Афинского Национального университета.

177

Примечательны следующие строки прошения: «Однако за невозможностью трудиться в столь сложной епархии, какова Казосская и Карпафская, он просил у Церкви перевода в другую митрополию, поближе к средоточию тех, кто действует против Матери-Церкви, с тем, чтобы и ему возможно было бороться с недругами ее (вероятно, в Македонии). Но поскольку Церковь, ввиду политических обстоятельств, не имела возможности исполнить такое его желание, сей иерарх был поставлен в необходимость подать прошение об увольнении из епархии (которое по прошествии двух лет после многих напоминаний было удовлетворено) и с той поры безмолвствовал на Святой Горе в ожидании лучших времен, когда призван будет Матерью-Церковью и вступит в многотрудную духовную борьбу с ее врагами. <...> Вы окажете великую услугу и всему Отечеству, и епархии Мантинийской в особенности».

178

Он, в частности, заявил 7 января 1894 г., что «Высокопреосвященнейший митрополит Пентапольский, а ныне иерокирикс Фтиотиды кир Нектарий Кефалас не впал ни в какие уклонения, которые заслуживали бы обвинительного приговора суда, церковного или гражданского».

179

Задержка с назначением директора вызывала обеспокоенность у Административного совета Ризариона, отсюда и просьба ускорить дело, выраженная в его новом письме от 14 января 1894 г.

180

То есть находящуюся в юрисдикции Вселенского Патриархата, а не Элладской Церкви.

181

См. выше, главу «Дальнейшие отношения с Патриархом Софронием».

182

См. выше, в конце главы «На новом месте».

183

Если главный секретарь семинарии Константин Пандаксис не ошибся и день представления директора был назначен действительно на 7 марта (о чем он письменно известил владыку), это означает, что святой Нектарий по прибытии в Афины, не имея другого пристанища, отправился прямо к месту новой службы.


Источник: Нектарий Пентапольский – святой наших дней / Димитракопулос Софоклис ; Пер. с новогреч. яз. Ю.С. Терентьева. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. - 415 с. фотоилл.

Комментарии для сайта Cackle