Димитракопулос Софоклис

Источник

Прославление в лике святых

Через несколько месяцев по кончине Пентапольца духовник Свято-Троицкой обители иеромонах Савва затворился у себя в келье и, пребывая в молитве, писал икону святого. По окончании работы он вручил ее игумении Ксении с наказом поместить в храмовый проскинитарий329, что та и исполнила330. Позже, когда открылись первые чудеса и установлено было, что останки нетленны, началось почитание их как святых мощей – сперва негласное, затем открытое и все более торжественное. Тогда же установился обычай отмечать годовую его память. Праздничное богослужение 9 ноября, впервые совершенное в 1946 году по инициативе школьного учителя (впоследствии архимандрита) Яниса Илиопулоса, повторилось в 1947 и 1948 годах, а с 1949 года стало всенародным торжеством. Еще в 1932 году молодой гимнограф монах Герасим из скита Малая Анна составил богослужебное последование, спустя пять лет изданное архимандритом и бывшим игуменом Хризолеондийского монастыря Феодосием. С тех пор, заново отредактированное и дополненное молебным каноном и другим материалом, оно не раз переиздавалось.

В Афинах годовая память Пентапольца впервые была совершена 9 ноября 1945 года в церкви Божией Матери «Живоносный Источник» штатным ее священником Ангелом Нисиотисом и с тех пор отмечалась здесь неопустительно. А с 1950 года, по почину священников Фемистокла Папаконстантину и Еммануила Волудакиса, тот же обычай укоренился в Николо-Певкакийской церкви.

В 1961 году, спустя сорок лет по отшествии, Церковь причислила Нектария Пентапольского к лику святых. Подготовительная процедура началась 30 ноября 1959 года. В этот день правящий митрополит Идрский, Специйский и Эгинский Прокопий представил Священному Синоду Элладской Церкви доклад, где на основании прилагаемых материалов предложил исполнить «благочестивое ходатайство православных христиан, которых облагодетельствовал богоданным даром чудотворений приснопамятный Высокопреосвященный Пентапольский Нектарий Кефалас» и приступить к действиям, необходимым для официального его прославления. 14 октября следующего года Священный Синод Элладской Церкви после выступления митрополита Фессалоникийского Пантелеимона Папагеоргиу одобрил предложение митрополита Прокопия и переслал его доклад в Константинополь с сопроводительной запиской от 1 декабря того же года, в которой просил Вселенский Престол «согласно с обычаями Великой Христовой Церкви издать Патриаршее и синодальное деяние» о канонизации, удовлетворив тем самым желание церковной полноты. Это деяние (№ 260) последовало 20 апреля 1961 года, при Патриархе Константинопольском Афинагоре, который, как мы уже говорили, в бытность свою диаконом митрополита Афинского Мелетия по милости Божией сподобился личного знакомства с митрополитом Нектарием Пентапольским. Вот текст этого деяния:

«У Святой Христовой Церкви в обычае всегда со всяким благоговением чтить и прославлять песнопениями и похвалами тех, кто целомудренно, право и благочестно в нынешнем житии пожил, много потрудился в подвигах и учительстве, а по отшествии своем засвидетельствован знамениями и чудесами от Бога, и взывать к их благоприятному ходатайству пред Всеблагим Богом об оставлении согрешений и исцелении немощствующих.

И понеже таковым явился и почивший 9 ноября 1920 года от Рождества Спасителева приснопамятный митрополит, бывший Пентапольский Нектарий Кефалас, известный преподобием и святостью жития, представивший себя образом добродетели, воздержания и благотворения, удостоенный от Бога дара чудес в жизни сей и по кончине, – то Мерность наша вкупе с Высокопреосвященнейшими митрополитами, любезными нам и пречестными во Святом Духе братиями и сослужителями нашими, приняв во внимание святую жизнь и святую кончину преподобного сего мужа, а также совершенные и доныне совершаемые им чудеса, кои перечисляет и удостоверяет в докладе своем, решением Освященного архиерейского собора Элладской Церкви доведенном до сведения Церкви [Вселенской], Высокопреосвященнейший митрополит Идрский, Специйский и Эгинский, возлюбленный наш брат кир Прокопий, представляющий свидетельства последних десяти лет о незыблемой и еще более умножающейся вере в святость сего мужа у христиан не только его богоспасаемой епархии (в каковой находится устроенная преподобным святая общежительная обитель во имя Святой Троицы, где он жил и был погребен), но и всей Эллады и о всеобщем желании и мольбе причислить его к лику святых, определили: следуя обычаю Церкви, воздать и ему честь, подобающую святым мужам.

Сего ради соборно постановляем, предписываем и во Святом Духе повелеваем, чтобы отныне и навеки впредь приснопамятный иерарх Нектарий Кефалас был причислен к преподобным и святым Церкви, а память его почиталась верными и прославлялась похвальными песнопениями в 9-й день месяца ноября, когда он преподобно окончил свое пребывание в теле.

В показание и утверждение сего и явилось настоящее патриаршее наше и синодальное деяние, составленное и подписанное в сем Священном Кодексе нашей Святой Христовой Великой Церкви и в точной копии отосланное Высокопреосвященному митрополиту Идрскому, Специйскому и Эгинскому кир Прокопию для помещения в архив священной его митрополии.

В год от Рождества Спасителя 1961 месяца апреля день 20-й...

Патриарх Константинопольский Афинагор вынес решение

[Архиереи – члены Синода:]

Халкидонский Фома

Дерконский Иаков

Принкипонисский Дорофей

Неокесарийский Хризостом

Лаодикийский Максим

Сардийский Максим

Родопольский Иероним

Филадельфийский Иаков».

О том, какую реакцию вызвала у некоторых церковная канонизация через столь краткое время по преставлении, писал в 1975 году митрополит Филадельфийский (ныне Патриарх Константинопольский) Варфоломей: «Были и такие, кто находил канонизацию Нектария преждевременной, однако из церковной истории известны случаи, когда мужи Церкви и до истечения сорока лет по кончине официально признавались... святыми. Думается, достаточно вспомнить пример Григория Паламы, всего лишь через восемь лет по блаженном успении официально и торжественно причтенного к лику святых».

Первое официальное празднование памяти святого состоялось 3–6 ноября на Эгине при участии многих архиереев и других священнослужителей, не говоря уже об огромном стечении народа. С того же времени ежегодно празднуется и день перенесения честных мощей святителя.

После канонизации почитание Пентапольца особенно усилилось. На территории Греции появились храмы в его честь, и число их к нашему времени весьма велико. Самый прекрасный из них был воздвигнут недавно на южной стороне Троицкого монастыря (освящен в 1994) попечением митрополита Идрского, Специйского и Эгинского Иерофея, который глубоко чтит святого и хочет, чтобы православные узнали о нем как можно больше. На Эгине имя святителя носит и улица к востоку от кафедрального собора. Это же имя получили здесь в крещении многие дети. В Греции опубликовано множество книг и статей о нем. Недавним указом президента Греческой Республики Нектарий Пентапольский объявлен покровителем духовных учебных заведений.

Наконец, почитание святого Нектария распространяется и в других Православных Церквах, а доклады некоторых участников монашеского и богословского съездов на Эгине (сентябрь – октябрь 1996) показывают, что оно начинает приобретать вселенский масштаб.

Чтут Пентапольца и на его родине – в восточнофракийском городе Силиврии331. Здешний вице-мэр, семидесятипятилетний доктор Джемаль Коджаноглу в детстве жил напротив дома святого. Благодаря его усилиям мэрия экспроприировала земельный участок, занимаемый этим домом до сноса, чтобы восстановить строение в первоначальном виде как музей. В книге Коджаноглу о Силиврии (издана в 1994 г. на турецком языке) четыре страницы занимает глава «Святой Нектарий и дом, где он родился». Корреспонденту одной из греческих газет доктор сообщил, что намерен посетить Эгину и таким образом укрепить отношения побратимства между ней и Силиврией. В 1999 году день памяти святого был ознаменован здесь – впервые с 1922 года – Божественной литургией в крипте храма Иоанна Богослова. По нашим сведениям, праздничное богослужение совершалось в том же месте и на следующий год.

* * *

329

Проскинитарий – особо устроенные места для икон Господа, Пресвятой Богородицы и святых, располагающиеся в средней части храма, а также справа и слева от так называемых «царских дверей» притвора (см.: Святогорский Устав церковного последования. Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, 2002. Стр. 14, примеч. 2). – Перев.

330

К сожалению, этой иконы в настоящее время в монастыре нет.

331

Ныне г. Силиври на западе Европейской Турции. – Перев.


Источник: Нектарий Пентапольский – святой наших дней / Димитракопулос Софоклис ; Пер. с новогреч. яз. Ю.С. Терентьева. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. - 415 с. фотоилл.

Комментарии для сайта Cackle