Источник

ГЛАВА XXXVI. О РОКЕ, ДЕЙСТВУЮЩЕМ ПОСРЕДСТВОМ ЗВЕЗД868

Против египетских мудрецов, утверждающих, что фатум осуществляет себя через посредство звезд и что он изменяется мольбами и умилостивлениями [ведь есть даже особые культы этих самых звезд, смягчающие их и некоторые другие высшие силы, могущие дать им другое направление, – вследствие чего придуманы869 молитвы и культы богов и умилостивления870], – скажем, что они простирают фатум на случайное (возможное), а не на необходимое; но случайное (возможное) – беспредельно, а беспредельное – непознаваемо. Таким образом, вследствие этого подрывается (уничтожается) всякое предсказание, особенно же – прорицание так называемых генеолиалогов871, которое они сами872 предпочитают перед остальными, как нечто особенно важное и истинное. Если же они говорят, что сочетания (движения) фигур (созвездий) очевидны и известны специалистам873, а когда фигура выйдет не по своей собственной линии874, то значит, Бог воспрепятствовал, – то мы скажем, что и это абсурд. Во-первых, потому, что они полагают в нашей власти одну только молитву и культ богов и ничего другого; затем, мы будем спорить с ними о том, каким образом – в то время, как все остальные человеческие действия, и даже выбор, зависит от такого или иного взаимоотношения875 звезд – только одна молитва находится в нашей власти? В самом деле, непонятно, по какой причине это так обстоит и какая необходимость (этому). Далее, если есть некоторое искусство и средство (способ) этих умилостивлений, преодолевающее силу рока, то для всех ли людей достижимо это средство, или только для некоторых, а для других – нет? Если для всех, то ничто не мешает на этом основании совершенно ниспровергнуть фатум, раз все изучат искусство, препятствующее его действиям; а если оно достижимо только для некоторых, а для других – нет, то для кого же именно, и – кто распределяет это? Ведь, если сам фатум одних делает почитателями Божества, а других не делает, то опять все окажется во власти рока. Притом, молитва и культ876, что исключительно – в нашей власти, не только не ниже рока, как сейчас показано, но даже выше его. Если же не фатум, а что-либо иное служит причиной этого, то само оно явится роком еще в большей степени. Ведь, вся сила рока определяется тем, возможно ли, или невозможно877 посредством молитвы направлять жизнь: для кого возможно, для тех нет рока, а для кого невозможно, для тех – все во власти рока. И окажется, что для одних людей – все фатально, а для других – ничего нет фатального. Очевидно также, что тот, кто распределяет это, сам есть настоящий878 Fatum, и таким образом снова все окажется во власти рока; да к тому же и несправедлив распределяющий так: он есть или какой-то демон, или какой-нибудь другой Fatum. Ведь, он не по достоинству сообщает (раздает) людям средства (путь) для почитания богов: в самом деле, почему этот более достоин, чем тот, когда все суть орудия рока и никто ничего не делает по собственному решению879, а тем более – по выбору? Ведь, при таких обстоятельствах880 никто не может быть ни праведным, ни неправедным, а, следовательно – ни достойным, ни недостойным благоволения. А кто равным назначает (уделяет) неравное, тот несправедлив881.

* * *

868

Заглавие в лат.: «De fato, quod in astris ponitur» («О роке, который полагается в звездах»). Con. начинает 2-ю гл. 6-й книги: «Interimit (т. е. Nemesius) fatum Aegyptiorum». Ср. Philopon, Op. cit., IV, 18, p. 195 sqq. – Оксфордский издатель в своих Annotat. замечает, что против астрологического фатализма восставали многие церковные писатели. Так, например, бл. Августин – tract, in. Ps. 40 пишет: «в поступках моих и в грехах моих я не обвиняю «фортуну»: не говорю: это мне сделал фатум; не говорю, что прелюбодеем меня сделала Венера, что разбойником сделал меня Марс"… и т. д. Ср. Tertull. in Apol (Annot. edit. Oxon. p. 397).

869

Лат. Ant. «установлены».

870

Скобки подлинника.

871

Τα γενέθλια ο – день рождения; οι γενεθλιαλόγοι – предсказатели судьбы новорожденного по звездам. В лат. пер. полнее: «особенно же пророчествование тех, которые предсказывают и намечают жизнь каждого (человека) по дню рождения, и которые называются γενεθλιαλόγοι».

872

Т.е. – фаталисты (египетские мудрецы).

873

Буквально с греч.: «познаются сведующими» (т. е. предсказателями).

874

Буквально – силе (δυναμιυ).

875

Греч, σχεσις, лат. figura; можно перевести: «от такого или друг. сочетания (расположения) звезд».

876

Буквально с греч.: «то, что относится к молитве и культу"…

877

Иначе с греч.: «(сила рока) заключается в возможности или невозможности посредством молитвы"… и т. д.

878

Точнее: «главный»; лат. «истинный».

879

В Ant. вместо προαιρέσεως стоит προθέσεως: «по собственному представлению, намерению"… Такое чтение более подходяще, так как о выборе говорится дальше, и получается тавтология.

880

Иначе: «в таких случаях» (in his, quae ita fiunt).

881

Ср. попутную критическую заметку, в том же духе, в опровержение астрологического фатализма у И. Дамаскина, Цит. соч., кн. II, гл. 7-я, стр. 61-я по рус. пер.


Источник: О природе человека / Епископ Немезий Емесский ; Пер. с греч. Ф.С. Владимирского, сост., послесл., общая ред. М.Л. Хорькова. – Москва : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. - 464 с. (История христианской мысли в памятниках).

Комментарии для сайта Cackle