Азбука веры Православная библиотека епископ Никанор (Каменский) Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Источник

Часть 2 * Часть 3

Содержание

Введение

Название книги Деяний Святых Апостолов

Важность книги Деяний Святых Апостолов

Составитель книги Деяний Святых Апостолов

История распространения книги Деяний Святых Апостолов

Особенности языка и изложения книги Деяний Святых Апостолов

Содержание книги Деяний Святых Апостолов

Хронология событий:

Церковные чтения из книги Деяний

Деяния Святых Апостолов Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22 Глава 23 Глава 24 Глава 25 Глава 26 Глава 27 Глава 28

Объяснение семи соборных посланий святых Апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды

Объяснение соборного послания святого Апостола Иакова О соборном послании святого Апостола Иакова и жизни его Повод к написанию послания Содержание послания Церковное употребление послания О переводах послания Соборное послание святого Апостола Иакова Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Объяснение соборных посланий святого Апостола Петра О первом послании святого Апостола Петра Обстоятельства написания первого послания Апостола Петра Содержание послания Церковное употребление первого послания Апостола Петра Первое соборное послание святого Апостола Петра Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 О втором послании святого Апостола Петра Обстоятельства написания второго послания святого Апостола Петра Содержание второго послания Церковное употребление второго послания Апостола Петра Второе соборное послание святого Апостола Петра Глава 1 Глава 2 Глава 3 Объяснение соборных посланий святого Апостола Иоанна Богослова О первом соборном послании святого Апостола Иоанна Богослова Обстоятельства написания первого послания Иоанна Назначение послания и первые свидетельства о нем Содержание послания и его отличительный характер Церковное употребление второго послания Апостола Петра Первое соборное послание святого Апостола Иоанна Богослова Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 О втором соборном послании святого Апостола Иоанна Богослова Второе соборное послание святого Апостола Иоанна Богослова Глава 1 О третьем соборном послании святого Апостола Иоанна Богослова Третье соборное послание святого Апостола Иоанна Богослова Глава 1 Объяснение соборного послания святого Апостола Иуды О послании святого Апостола Иуды Писатель послания Обстоятельства написания послания Содержание послания Подлинность послания Церковное употребление послания. Соборное послание святого Апостола Иуды Глава 1  

 

Издание первое

Введение
Название книги Деяний Святых Апостолов

Название книги Деяний Святых Апостолов вполне соответствует содержанию книги, т. е. изображению дел, трудов и подвигов святых Апостолов.

О возвещении Евангелия святой Иоанн Богослов сказал: «если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25).

То же отчасти должно сказать и о деяниях Апостольских: если бы изображать их все, то их потребовалось бы столько, сколько было Апостолов (т. е. 82). Между тем деяния Апостолов изображены только одним Апостолом Лукою (Евангелистом), который описал только то, что ему внушалось Духом Святым, что он слышал от самих Апостолов и чему он сам был свидетелем, в особенности как сотрудник святого Апостола Павла.

В святом Евангелии Лука сказал первое слово проповеди об Иисусе Христе, начавши оное с сказания о рождении Предтечи Господня и окончивши кратким сообщением о вознесении Христовом (Лк.24:51–53), причем он писал Феофилу (для которого предназначалось Евангелие), чтобы он узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк.1:4). Посвящая тому же достопочтенному Феофилу и второе слово благовестия, святой Апостол Лука, воспомянув о первом, передает более подробно о вознесении Господнем и потом непрерывно говорит о Евангельской проповеди, как она совершалась через Апостолов. со дня вознесения Господня, сошествия Святого Духа на Апостолов и оканчивая пребыванием Апостола Павла в Риме, под надзором стражи, причем, как спутник Апостола Павла, он многие главы, особенно последние, посвящает изображению деяний этого Апостола, как бы не ведая о прочих. Таким образом, Апостол Лука, хотя сказал многое об Апостолах, так что это было потом разделено на 28 глав и более чем на 1000 стихов, однако он сказал далеко не все. Да и мог ли мир вместить большее?!

Четвертый век христианства считается «золотым веком». Но и тогда святой Иоанн Златоуст, ведя первую беседу о книге Деяний, говорил: «многие не знают даже и того, что эта книга существует, (не знают) ни самой книги, ни того, кто ее написал и составил». То же можно сказать и ныне. А потому надлежит благодарить Господа, что Он вдохновил святого Луку написать эту книгу, как возможное продолжение Евангелия, а вместе и последующее (Апостольское) основание того учения, в котором мы должны быть наставляемы.

В Евангелиях учение Христово большею частью передается в словах Самого Иисуса Христа, а потому им по справедливости усвоено название благовестия (Греческое слово Евангелие значит благовестие) по преимуществу.

В писаниях святых Апостолов возвещается то же Евангелие, но словами Апостолов. Посему книга Деяний Святых Апостолов сокращенно называется Апостол, как и все последующие за нею книги, как содержащие Апостольскими словами изложенное учение Христово, в применении к тем обстоятельствам, находясь в которых, проповедывали и писали святые Апостолы. Святой Игнатий, епископ Антиохийский, в послании к Филадельфийцам указывает две части книг Нового Завета: Евангелие и Апостол (V). То же деление находится у святого Иринея, епископа Лионского, в книге «Против ересей» (1, 3:6), равно как у Тертуллиана (Против Маркиона IV, 2), а также у Климента Александрийского (Строматы VII, 3; V, 5). И не без основания древняя церковная литература под собирательное имя «Апостол», наряду с посланиями Павловыми, включила и книгу Деяний Апостольских. Есть все основания предполагать, что такая практика установилась раньше и след ее находится в послании святого Игнатия. «Здесь (в книге Деяний Святых Апостолов) повествуется о Петре и Павле. Почему же книга называется деяниями всех Апостолов?» – вопрошает святой Иоанн Златоуст. И отвечает: «так как, по словам Павла, аще славится один уд, с ним радуются вси уди (1Кор.12:26), то писатель и не надписал ее: деяния Петра и Павла, но: Деяния Апостолов, – общим заглавием».

Сопоставляя далее начало Евангелия Луки и книги Деяний, он говорит: «очевидно, что тот самый Лука, который написал Евангелие, составил и Деяния, Первое мое сочинение, говорит он, содержит деяние и учение Господа; и достигает эта первая книга до Его вознесения. А ты видишь, что ни Матфей совершенно, ни Марк, разве только отчасти, ни Иоанн не довели Евангелия вполне до вознесения; но один только Лука». «Как некогда проконсул Кипрский принял проповедь от Павла, так и Феофил, быв правителем, в это самое время принял проповедь от Луки. Он просил блаженного Луку описать ему и деяния Апостолов. Ты изложил мне, говорил он, дело Спасителя: изложи ты мне и дело учеников Его. Посему Лука посвящает ему и второе слово. Ибо и Евангелие от Луки написано к (тому же) Феофилу» (см. Беседы на разные места Священного Писания, изд. в СПБ. 1862 г., т. II стр. 260–264).

Таким образом, существенное значение книги Деяний Святых Апостолов состоит в том, что она содержит продолжение Евангельской проповеди – устами Апостолов. А так как и слова Самого Иисуса (в Евангелиях) переданы через слова тоже Апостольские, то по своему достоинству книга Деяний является почти столь же важною, как в историческом ее значении, так и в догматическом и нравственном.

Важность книги Деяний Святых Апостолов

О важности книги Деяний Святых Апостолов Иоанн Златоуст говорит: «эта книга может принести нам пользы не менее самого Евангелия: такого она исполнена любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым! Здесь можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, которые Христос возвещает в Евангелиях, истину, сияющую в самых событиях, и великую в учениках перемену к лучшему, совершенную Духом Святым. Христос сказал ученикам: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин.14:12), и предсказал им, что их поведут к правителям и царям, что их будут бить в синагогах (Мф.10:17–18), что они подвергнутся жесточайшим мукам и над всеми восторжествуют, и что Евангелие будет проповедано во всем мире (Мф.24:14): все это, равно как и многое другое, что Он говорил, обращаясь с учениками, представляется в этой книге исполнившимся со всею точностью. Здесь же увидим и то, как сами Апостолы как бы на крыльях обтекли землю и море, как они, некогда боязливые и немудрые, вдруг сделались другими людьми, стали презирать богатство и славу, были недоступны ни гневу, ни зависти и сделались решительно выше всего; увидим, что они имели великое единомыслие, и что между ними уже не было, как прежде, ни зависти, ни спора о первенстве, а напротив в них водворилась всякая совершенная добродетель, и в особенности просияла любовь, о которой и Христос много заповедал им (Ин.13:35). Можно также найти здесь и догматы, которые, если бы не было этой книги, никому не были бы так хорошо известны; да и то, что составляет основу нашего спасения, как по отношению к жизни, так по отношению к догматам, было бы темно и неясно. Таким образом всё, что заключается в этой книге, достойно удивления, но в особенности то снисхождение Апостолов, которое внушил им Дух Святой, приготовляя их на служение слову о домостроительстве спасения. Поэтому то, говоря столько о Христе, они немногое сказали об Его божестве и больше говорили о человечестве, страданиях, воскресении и вознесении. Теперь им прежде всего нужно было удостоверить в том, что Он воскрес и вознесся на небо. Посему, как Сам Христос преимущественно старался показать, что Он пришел от Отца, так и Лука (писатель Деяний) в особенности доказывает, что Он воскрес и вознесся, и отошел к Отцу, и от Него пришел. Если не верили этому прежде, то тем более теперь, когда присоединилось воскресение и вознесение, все учение о Христе казалось Иудеям невероятным. Поэтому постепенно и мало-помалу Апостолы возводят их к понятиям высшим, и, с одной стороны, выказывают великое снисхождение, а с другой, пользуются обильнейшею благодатью Духа и именем Христа творят чудеса еще большие, нежели какие Он сотворил, чтобы посредством того и другого воздвигнуть лежащих долу и удостоверить в слове о воскресении. И настоящая книга действительно содержит в себе по преимуществу доказательства воскресения, так как уверовавшему в это уже легко было принять и все прочее».

Составитель книги Деяний Святых Апостолов

Составитель книги Деяний Святых Апостолов, святой Евангелист Лука, был личностью вполне достойною для того великого дела, которое он совершил, написав эту священную и богодухновенную книгу. Он был Грек из города Антиохии – столицы Сирии. Он был научен многим наукам того времени1, преимущественно же словесной и врачебной2, а также живописи, которою он так прославился, написав образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем Иисусом Христом, а также образа святых Апостолов Петра и Павла3. Более важною наукою у Греков считалась философия, любовь к мудрости в различных смыслах и представлениях, какие давали о ней философы всех времен и народов. Но Лука понял, что наивысшее бытие есть бытие божественное, которое нельзя вполне постигнуть слабым человеческим умом, что это, как и все связанное с Божеством, скорее и благонадежнее можно узнать от людей богопросвещенных, которым Сам Бог открыл о Себе то, что людям возможно и необходимо знать о Нем. Он слышал, что такие мужи были некогда среди Евреев, из коих многие жили в Антиохии, будучи рассеяны по всему миру, после пленения их сначала Вавилоно-Ассириянами, потом Персами и наконец Греко-Римлянами. Получивши возможное истинное понятие о Боге и о спасении через ожидаемого Евреями Мессиею, Лука сделался так называемым Иудейским прозелитом. А когда явился Господь Иисус Христос, то Лука, бывший в Галилее (Мф.4:25), всецело предался Ему, как Спасителю всех людей, верующих в Него, как Сына Божия. Видя необыкновенные, чудесные дела Иисуса Христа и слыша Его божественное слово, Лука сделался одним из усерднейших учеников Его4. Он ходил с Ним по Иудее и Галилее и, довольно наставленный, послан был на проповедь в числе 70-ти учеников Христовых (Лк.10:1–24). Он удостоился особливого видения Христа по Его воскресении, когда вечером, в день воскресения, он шел в Еммаус вместе с Клеопою. Это явление Господа, конечно, имело особенно возбудительное действие на Луку, который, подобно другим, по смерти Христовой был опечален и мучим недоумениями (Лк.24:21), за что и получил название «косного сердцем» (ст. 25). Но вместе с тем тогда же разгорелось его сердце (ст. 32), а вслед затем он получил дар уразумения Писаний (ст. 45)5. Ободренный же и укрепленный еще более сошествием Святого Духа, он отправился прежде всего в свой отечественный город – Антиохию. Здесь, спустя несколько лет, он встретился с Апостолом Павлом (во время второго путешествия святого Апостола Павла). И так как Апостол Павел проповедовал преимущественно язычникам, что так любезно было Луке, то он и не разлучался надолго с Павлом, кажется – до самой его смерти6. К тому еще Апостол Павел часто болел (Гал.4:13), а Лука был врач, то понятно, сколь дорого было и для Павла сотрудничество с ним Луки и почему он называет Луку «врачом возлюбленным» (Кол.4:14). Путешествуя повсюду с Апостолом Павлом и входя в христианскую жизнь во всей ее полноте, святой Лука видел и слышал, что многие стараются записать слова и дела Христовы. Возбуждалось и у него такое желание. А потом явилось к тому и побуждение от других. Один из начальников, по имени Феофил, был обращен при содействии Луки ко Христу. И вот, он пожелал иметь у себя обстоятельное изложение жизни и учения Иисуса Христа. Исполняя это желание, Лука написал святое Евангелие, которое одобрил не только Феофил, но и сам Павел и даже вся Церковь, начиная с Антиохийской, где христиане собирались на молитву в доме Феофила, сделавшегося потом здесь и епископом. Апостол Лука старался в своем Евангелии изложить все обстоятельно и в порядке. В особенности же он не опустил ничего из того, что относится к учению о призвании ко спасению язычников. Но это дело совершилось по преимуществу в Апостольское время. Посему описать жизнь и деятельность Апостолов, в особенности с этой стороны, для него было делом особенно желанным. И здесь, по сказанию святого Иоанна Златоуста, его особенно возбудил своею просьбою Феофил, пожелавший знать дальнейшую историю проповеди, после той, которую он получил в Евангелии от Луки7. И в книге Деяний Святых Апостолов святой Лука по преимуществу говорит о призвании ко спасению язычников, особенно трудами святого Апостола Павла. А так как Апостол Лука сопутствовал долго Апостолу Павлу, то здесь же (в книге Деяний) можно читать и историю жизни самого Апостола Луки, хотя он редко напоминает о своем присутствии, как бы случайно говоря «мы», вместо безличной формы, более обычной в его рассказах о тех событиях, в которых Лука был одним из весьма многих, находившихся при Павле8. Деятельность Луки, в качестве сотрудника Павла, как можно судить по книге Деяний, не была выдающеюся и, вероятно, далеко уступала по своему значению деятельности святых Апостолов Тимофея и Силы, от имени которых надписываются послания (Кол.1:2), (1Сол.1:1). Но в посланиях к Филимону (Флм.1:24) и Колоссянам (Кол.4:14) он ясно называется, а во 2-м послании к Тимофею Павел говорит: «один Лука со мною» (2Тим.4:10). Какою теплотой чувства дышат эти слова! Видно, что Лука имел самую искреннюю любовь и привязанность к Павлу, хотя Апостол Павел, быть может, и не ставил его в деле проповеди так высоко, как некоторых других, различая таким образом дело общее от частного служения и споспешествования лично ему. Вообще святой Лука был самым ревностным сотрудником Павлу и, при том, как в устном слове, так и в письменах. Есть даже сказание, что святой Лука написал книгу Деяний по повелению Апостола Павла9.

И так как последние строки книги Деяний (Деян.28:30–31) говорят о пребывании Апостола Павла в Риме около 64-го года, то к тому же времени и месту можно относить и написание этой книги10.

Апостол Лука не оставил Апостола Павла и во время его предсмертного пребывания в Риме11. После же смерти Павла, святой Лука проповедовал в разных странах: в Италии, Галлии, Македонии: был даже в Египте; но особенно надолго он остановился в Греции. Здесь, в Ахаии, он был повешен на оливковом дереве, когда ему было 84 года. О пребывании святого Луки и крестной смерти его в Греции свидетельствуют святой Григорий Назианзский, блаженный Иероним, епископ Ипполит и другие. Сначала мощи Апостола Луки почивали в г. Фивах Биотийских, а потом в IV-м веке императором Констанцием (сыном Константина Великого) были перенесены в город Константинополь, в храм Святых Апостолов, где почивали и мощи святых Апостолов Андрея, Тимофея и других. Память Апостола ублажается 38-го октября и вместе с прочими 70-тью Апостолами 4-го января. В церковных песнях он прославляется, как «Апостольских деяний сказатель и Евангелия Христова светлый учитель» (в тропаре), а также – «истинного благочестия проповедник и с Павлом мудрым языков учитель» (в кондаке).

История распространения книги Деяний Святых Апостолов

Распространение книги Деяний Святых Апостолов, как более неразрывно связующейся с Евангелием, было несомненно более скорое, нежели посланий Апостольских. Однако и оно имело свою историю. Как написанная в Риме, книга Деяний прежде всего могла сделаться ведомою в Западной Церкви. А так как она назначалась для Феофила12, подвизавшегося более на Востоке, то большее знакомство с нею должно было совершиться вскоре же но написании ее и при том повсюду, при живом общении Церквей того времени. Следы употребления сей книги находятся у святого Игнатия, епископа Антиохийского13, у святого Поликарпа, епископа Смирнского14, у святого Иустина мученика15. Прямые же свидетельства находятся у святого Иринея, епископа Лионского, в его сочинении «Против ересей» (III, 14)16, а также у Климента Александрийского в его «Строматах»17 и у Оригена18. Святой Иоанн Златоуст говорит, что в его время некоторые думали о принадлежности книги Деяний Клименту, епископу Римскому, другие – Варнаве, иные – Луке Евангелисту. И вот он, на основании самой книги, с неопровержимою точностью доказал ее принадлежность святому Луке Евангелисту19. И с тех пор вся вселенская Церковь верует сему вполне, что и выражает ясно через церковное и всеобщее наименование книги Деяний священною и богодухновенною книгою. По представлению преосвященного Михаила, одного из новых солидных толкователей этой книги, внутренние признаки принадлежности книги Деяний святому Апостолу Луке следующие: «Писатель ее представляется спутником и сотрудником Павла, каков и был Лука. С сими указаниями согласны в книге Деяний: и точное знание писателем описываемого времени и обстоятельств, естественность и истинность характера говорящих и действующих лиц и, наконец, сходство тона и слога книги Деяний с Евангелием от Луки. Если так, то полная и безусловная достоверность сказаний Дееписателя до мельчайших подробностей выше всякого сомнения: писатель частью был сам очевидец многих событий; частью слышал их от Апостола Павла, особенно относительно того, что касалось самого Павла; частью слышал от прочих Апостолов, как ближайший их сотрудник и помощник, особенно до времени своего сопутствования Павлу» (см. Деяния Святых Апостолов с объяснительными примечаниями, изд. 1876 г. в Москве, стр. 7). Новейшие исследователи пытаются подорвать достоинство книги признанием многих источников, которыми будто бы пользовались многие составители книги. Но один из наших ученых (И. Николин) с полной обстоятельностью разобрал эти несправедливые мнения и показал, что книга Деяний запечатлена характером единства, последовательностью рассказа, ровностью стиля и одинаковостью языка во всех частях (см. в особенности главы 1, 6 и 7)20.

Особенности языка и изложения книги Деяний Святых Апостолов

Особенности языка и изложения книги Деяний Святых Апостолов во многом совпадают в словах, формах и оборотах с третьим Евангелием. Общим же однообразием языка во всем произведении, а также строгою выдержанностью стиля, лучше всего доказывается цельность книги и единство ее писателя. В этом направлении произведены многие работы западными исследователями. И вот, пользуясь ими, наш ученый (Ив. Николин) приводит массу свидетельств об этом21.

В книге Деяний есть слова, как бы особенно любимые ее писателем, которые притом употребляются во всех частях книги22. Эти слова ясно говорят о единообразии языка, а вместе и о единстве писателя.

Еще более говорят о том же такие выражения, как «в то» (предполагается время), что нередко встречается как в Евангелии, так и особенно в книге Деяний. Можно еще отметить особенно частое определение положения говорящего и действующего через слово «вставши», что в Евангелии употреблено 16 раз, а в книге Деяний 19 раз. Достойно замечания еще, что Дееписатель часто присоединяет к глаголу несколько причастий в качестве ближайших определений, не связывая их союзом23. Вообще же язык книги Деяний отличается особенной чистотой (как и третьего Евангелия) и далее изяществом, особенно во второй половине, в которой излагаются обстоятельства, пережитые и прочувствованные самим писателем24. В главах 27 и 28 находится много новых слов, в особенности технических, так как при описании морского путешествия, притом же соединенного с кораблекрушением, все это было естественно. И так как с другими этого не случалось, то в других писаниях нет ни такой оригинальности языка, ни такой живописности изображений обстоятельств25. Печать своего стиля не мог не наложить Дееписатель как на речи Апостольские, приводимые им, так и на послания, ибо то и другое дается в свободной передаче, по памяти воспроизводимое, так как записи речей Апостольских не было вообще, а что касается посланий, то их не имел Дееписатель под руками тогда, когда он в Риме составил эту книгу26.

Применимость Дееписателя к изображению лиц и событий, в строгом соответствии даже внешней обстановке, имеет важное историческое значение. То и другое показывает, как он глубоко проникал и отчетливо выражал характер проходивших пред его взором всех образов и как он умел тонко оттенить их черты. Однако, только воздействием на него Духа Божия можно вполне объяснить все величие и силу той выразительности языка, с которою оп пересказал все, что содержит книга Деяний.

Исследователи отмечают в первой половине книги многие гебраизмы, т.е. оттенки речи, напоминающие собою Еврейский язык, чего почти уже нет в другой половине. Но это объясняется опять тем же уменьем Дееписателя с точностью изобразить то, о чем он пишет. Описываемое в первой части имеет место свое по преимуществу в Иудее, причем приводятся слова и даже целые речи, сказанные к Иудеям, с приведением библейских пророчеств, которые хотя видимо цитировались Лукою на языке Греческом (в переводе 70-ти), однако никак не могли быть отрешенными от прирожденных им гебраизмов. «Дееписатель, до точности владея литературным Греческим языком (того времени), кроме намеренного приближения к Еврейской стилистике и складу речи, должен был усвоить последнюю некоторым образом и в силу необходимости. Заимствуя многое из устного предания, он невольно, как и всегда бывает, вместе с ним воспринимал и тот язык, который складывался в христианском обществе вместе с появлением Евангельского предания и под влиянием его. А этот новообразующийся в перво-христианской общине язык несомненно носил во многих своих оборотах и выражениях Еврейскую или, точнее, Арамейскую окраску. Отсюда и можно объяснить появление в Деяниях многих отдельных выражений и фраз, несвойственных чисто Греческому языку»27. Но к сему должно прибавить, что все замечаемые здесь гебраизмы совершенно не таковы, чтобы ими выпукло выделялась первая часть книги Деяний от второй. Почти все они прошли через призму Греческого переводного языка 70-ти, а этот язык растворился во множестве Греческих диалектов, из которых все священные писатели избрали тот повсюду распространенный, так называемый «общий» (κοινή), который (как упрощенный) наиболее подходил ко всем формам древних языков (в том числе и к Арамейскому).

В целой совокупности новозаветных писаний этот язык сделался вообще священным. И вот, с точки зрения этой совокупности, язык книги Деяний представляется во всех отношениях наилучшим. Может быть не таковым бы нашли этот язык древние софисты, поэты и философы. Но им был несомненно доволен особенно много потрудившийся над разработкой этого языка святой Апостол Павел. Святой архиепископ Константинопольский Иоанн прозван был Златоустом. Но он воспитал свой язык и возрастил свое красноречие на этом богодухновенном языке священных писателей. Он похваляет бесконечно святого Павла, но не меньшую дань почтения отдаст и мудрости речи его сотрудника. Близкое знакомство с Апостолами помогало Дееписателю при воспроизведении речей Апостольских приближаться к отличительным особенностям круговоззрений, способам выражения, обусловливаемым их индивидуальными духовными способностями. Это тем легче было для святого Луки, который, как видно из Деяний и 3-го Евангелия, был богато одаренной от природы личностью, талантливым историком. Удивительно ли, если многие мысли и выражения речей Апостолов Петра и Павла кажутся как бы списанными с их посланий? Не из подобных только письменных источников мог заимствовать их святой Лука; он легко мог воспроизвести их при помощи интеллектуальных способностей своего духа, бывших под воздействием Духа Божия. «Предание, которым пользовался составитель книги Деяний, – это незатерявшаяся во мраке веков или, по крайней мере, долгих лет, традиция, передаваемая от одного поколения другому, это изустные рассказы очевидцев, старцев и соучастников, с которыми Дееписатель входил в соприкосновение, вступал более или менее в близкие и тесные сношения. Весь вопрос в том: насколько достоверны эти лица, как далеко или близко стояли к самым событиям, проще – кто они? Не без основания предполагают, что Матерь Иисусова Пресвятая Мария могла сообщить автору для его Евангелия многое, равно как и для «Деяний» (Деян.1:14). Иоанн Марк мог сообщить святому Луке о некоторых Иерусалимских событиях. Лука был вместе с Марком и в Риме (2Тим.4:11). Многое он мог узнать от диакона Филиппа, например, об избрании семи диаконов, о его сподвижнике Стефане, о деятельности Апостола Петра в Кесарии и окрестностях» (56–57). Кроме того Дееписатель, несомненно, постоянно вращался в кругу лиц, бывших свидетелями и отчасти действующими лицами в тех или других событиях, как это особенно видно из второй части Деяний (с Силой, Тимофеем). В столь же живом общении он, конечно, мог быть и со своими Палестинскими знакомыми (21:17).

И повествование Деяний по местам самым характером своим обнаруживает такого рода источники.

Дееписатель, кажется, совсем покончивший с историей Иерусалимской общины, начинает повествовать о распространении христианства в Антиохии, о собрании там пособия братиям, живущим в Иудее (Деян.11:19–30), но вдруг прерывает свой рассказ живой картиной из жизни Иерусалимской общины, сообщает о чудесном освобождении Петра из темницы. Почему это? Очень просто. Самое событие происходило на глазах Апостолов Павла и Варнавы, которые носили пособие в Иерусалим. Они воротились с Марком, который один из первых увидел Петра по его освобождении из темницы. Какою живостью и воодушевленностью должен был отличаться их рассказ об этом. Еще пример. Первое путешествие Апостола Павла с Варнавой описано сжато и в общих чертах. Но о деятельности Апостолов в Листре, родине Тимофея, рассказано довольно рельефно. Естественно возникает мысль, что Дееписатель в данном случае пользовался услугами святого Тимофея. Евсевий, как источник обоих произведений святого Луки, указывает частью на его житие и обращение с Апостолом Павлом, частью на собеседование с прочими Апостолами. По свидетельству Иоанна Златоуста, святой Лука в Деяниях излагает, что сам видел и слышал; а блаженный Иероним говорит, что Лука Евангелие написал – как слышал, Деяния – как видел (см. у Николина, стр. 58–59).

Содержание книги Деяний Святых Апостолов

Содержание книги Деяний Святых Апостолов историческое. Но так как эта история содержит повествование о распространении христианства от Иудеи до Рима, через проповедь Апостолов, то вместе с изображением внешней судьбы Церкви здесь находятся указания и на ее внутреннюю жизнь, нравоучение н догматы. Посему можно сказать, что книга Деяний Святых Апостолов – это первая и наилучшая (после Евангелий) история христианства, в самых существенных его проявлениях, взятых Дееписателем не случайно, но премудро, чтобы в различной полноте и совершенстве выразить исторический ход распространения христианства, призвание в него избранных Евреев, утверждение и упорядочение матери Церквей в Иерусалиме и Иудеи трудами почти всех Апостолов, преимущественно же Апостола Петра. Изображению сего посвящены первые 12 глав книги Деяний28. Правда, и здесь имеются отдельные рассказы и о проповеди Апостола Петра, Филиппа и Варнавы язычникам (см. гл. 3, 5–40; 10; 11, 19–26), но далее (13–28 главы) преимущественно повествуется о проповеди среди язычников, в особенности Апостола Павла: в Дамаске, Антиохии, Малой Азии, Греции, Македонии и наконец в Риме. Проповедуя Евреям в Риме, Апостол Павел от утра до вечера излагал им учение о Царстве Божием, приводя свидетельства об Иисусе Христе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались, а другие не верили (Деян.28:23–24). Тогда Апостол сказал: «Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: «пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, – и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис.6:9–10). Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат» (Деян.28:25–28). Здесь, с одной стороны, указывается на универсальное значение христианства, ради достижения которого и пришел Павел в Рим, как всемирную столицу, а с другой – на исторический порядок призвания народов ко спасению. Этот порядок состоял в первоначальном призвании верующих из Евреев и в отвержении неверующих, а потом в призвании язычников, что и получило завершение в Риме, как столице всего известного тогда мира. Нередко говорили об этом порядке Евангельского благовестия и другие Апостолы (Деян.2:23; 3:14), ибо такова была заповедь и Самого Спасителя (Деян.1:8), ср. (Лк.24:46–48). Посему можно сказать: в этом была самая существенная мысль Дееписателя, которому, как сотруднику Апостола Павла, была весьма приятна та мысль его, что христианство есть сила Божия во спасение всякому верующему, Иудею же прежде и Еллину (Рим.1:16). А так как он сам был Еллин, а Павел – Апостол языков, то это спасение о Христе язычников было ему и еще приятнее. А потому оно, как говорится, и проходит красною нитью во всей книге, как существенная ее идея, так ясно выраженная Апостолом Павлом Евреям в Риме, чтобы они, зная это, не совершенно отложились от Христа, но возревновали бы хотя тогда, когда восполнится число верующих из язычников (Рим.11:11)29. По взгляду одного западного учёного, «целью книги было дать историю Апостольской проповеди в процессе ее отрешения от Иудейского народа». Но можно сказать, что «писатель книги Деяний, преследуя чисто историческую цель, хотел только дать тщательно проверенное и вполне согласное с объективною истиною историческое повествование» (см. у Николина, стр. 15 и 172), или, говоря проще, он желал все описать так, как было в действительности. А в действительности было то, что как при Иисусе Христе, так и при Апостолах, многие Иудеи восстали и враждовали против христианства, причем некоторые старались ввести разные Иудейские обряды и постановления в жизнь христиан, чему особенно противостоял Апостол Павел, старавшийся всемерно освободить от ига обрядности христиан из язычников, в чем он и успел, особенно на соборе Апостольском, после которого, во время трех своих Апостольских великих путешествий, он потом свободно обращал ко Христу язычников, не возлагая на них бремени Иудейских обрядностей. Всему этому был очевидцем-свидетелем святой Апостол Лука. Посему он так и изобразил Апостола в его частых столкновениях с Иудействующими и полной благоплодности проповеди среди язычников. Не умолчал он и о том, что Иудействующие восставали и на Апостола Петра за его проповедь и обращение среди язычников. Об этой болезни того времени ясно говорят и многие послания Апостола Павла, особенно же послания к Римлянам и Галатам. – Так как Евреи рассеяния были первыми обращениями к вере Христовой во всех местах, то из них же находились и ревнители отеческих преданий, старавшиеся внести все эти предания в христианскую жизнь, со многими излишествами. Чтобы предотвратить воздействие этих Еврейских излишеств на христиан из язычников, Апостол Павел и писал им предостережения в своих посланиях. А что делал он в этом направлении, о сем по возможности поведал составитель книги Деяний, который посему является не только первым историком христианства, но и самым лучшим его выразителем и при том в ту первоначальную эпоху, которая для всех времен является самою вдохновенною, во всех отношениях примерною и потому драгоценнейшею, как для историка, так для догматиста, моралиста и всякого положения христианина. «Дееписатель был историком в лучшем смысле этого слова. Он был лучшим выразителем универсальности христианства. Его взгляды совпадают с воззрениями Апостола Павла. А в этом мы приобретаем новое и надежное основание для подлинности священной книги, поскольку она происходит от ученика и спутника Апостола Павла, и – ее исторической достоверности, поскольку она изображает ход распространения христианства»30. Анализ книги Деяний показывает, что целью Луки было представить: каким образом Евангелие в его историческом осуществлении стало силою Божией во спасение всякому верующему (Рим.1:16).

В самом начале книги он приводит слова Иисуса Христа: «будете Моими свидетелями в Иерусалиме и даже до последних земли» (Деян.1:8), в чем как бы поставляется тема, задача и цель повествования. В изображении распространения христианства трудами Апостолов Петра и Павла дается раскрытие самого процесса распространения христианства, с чем вместе раскрывается и картина внутреннего состояния христианской общины в разных пунктах тогда известного мира. Само собою понятно, что Дееписатель должен был довести свою историю и до Рима, как конечной цели своего повествования. Средоточный пункт язычества должен был сделаться средоточием новообразующейся Церкви из язычников. Этот взгляд Апостола Павла, проведенный в послании к Римлянам, усвоил себе и верный ученик его – писатель Деяний. По-видимому, книга Деяний обрывается в своем конце. Но с возвещением о Христе в центре жизни тогдашнего мира, в Риме, сделавшемся вскоре же великим центром духовно христианской жизни среди бывшего языческого мира, о распространении христианства среди язычников сказано все существенное. Главный интерес Дееписателя покоится здесь не на личности Павла, а на его деятельности по распространению христианства, которое ставится Апостолом на твердую почву, имеющую возрастить христианство в дерево, покрывающее собою весь мир. Только теперь, приблизительно к 64 году, христиане отличаются в сознания Римлян от Иудеев (как видно это из Анналов Тацита). С другой стороны, только теперь христианская община здесь возросла, умножилась, проникнув глубоко в языческую среду (Флп.1:13). То и другое обусловливалось прибытием Павла в Рим. Средоточный пункт язычества становился средоточием новообразующейся Церкви из язычников. И писатель Деяний в обосновании христианства в Риме видит твердое обеспечение мировой миссии христианства. Здесь же выражено и другое заключительное дело, а именно: отлучение от спасения Иудеев и переход его к верующим из язычников помимо и независимо от Иудейства. Таким образом, не случайно и не по произволу Дееписатель заключает свою историю сказанием о распространении христианства в Риме через Апостола Павла. Можно сказать, что таким сообщением о пребывании Апостола Павла в Риме вся существенная задача Дееписателя исчерпывалась. Дальше уже и не мог он сказать что-либо более, ибо он сказал все то, что было последним по существу проповеди и по времени, так как несомненно он писал книгу Деяний именно тогда, когда был в этот раз в Риме, вместе с Апостолом. Вскоре затем он был посылаем в Иерусалим для передачи помощи, какую христиане из язычников оказывали Иерусалимской Церкви. А потом ему пришлось и опять быть в Риме, когда здесь предавался смерти его отец и учитель святой Апостол Павел. Между тем книга Деяний уже передана была Феофилу. И не достало бы для нее листов, чтобы описать все последующие дни и труды святого Павла, в труды которого тогда вошли и другие Апостолы, в особенности святой Апостол Петр. И не то было время теперь, чтобы при свете факелов Нерона писать спокойную историю не столько деяний, сколько великих страданий Апостолов и блаженной кончины их.

Что касается в частности до тех событий, которые описываются в книге Деяний, то их такое великое множество, что полное ознакомление с ними возможно только при ближайшем рассмотрении их. Посему здесь мы ограничимся перечнем существенных из них, с приблизительным указанием глав и стихов, а также и совершения этих событий, следуя в этом руководству преосвященного Михаила, данному в приложении к его объяснению книги Деянии.

Хронология событий:


Главы: Годы по Дионисию:
Явления Иисуса Христа в течение 40 дней и вознесение Его 1:1–13
Избрание Матфея 1:14–26
Сошествие Святого Духа и обращение 3000 человек 2:1–41
Исцеление Апостолом Петром хромого и проповедь Апостола Петра 3:1–26
Первое гонение па Апостолов от синедриона, заключение, освобождение 4:1–31
Наказание Анании и Сапфиры 5:1–11
Второе гонение. Чудесное освобождение из темницы. Допрос Апостолов. Совет Гамалиила 5:17–42
Поставление 7-ми диаконов 6:1–6 34.
Убиение Стефана и гонение на христиан 6:7–8 60. 38.
Гонение от Савла 8:1–4
Проповедь диакона Филиппа в Самарии, отправление туда Апостолов Петра и Иоанна. Симон волхв 8:5–25
Обращение Филиппом евнуха 8:26–40
Обращение Савла 9:1–19
Проповедь Савла в Дамаске 9:20–22
Возвращение его из Аравии в Дамаск и удаление в Иерусалим 9:23–26
Удаление Савла в Кесарию и Тир 9:27–30
Путешествие Петра в Лидду (исцеление Енея), в Иоппию (воскрешение Тавифы) 9:31–43 39–43.
Путешествие его в Кесарию и обращение Корнилия сотника 10:1–48
Возвращение его в Иерусалим, нападки на него и оправдание 11:1–18
Проповедь Варнавы и Савла в Финикии, Кипре и Антиохии Сирской 11:19–26
Пророчество Агава о голоде 11:27–28
Гонение Агриппы. Кончина Иакова Зеведеева. Заключение Петра и чудесное освобождение его 12:1–17 44.
Путешествие Варнавы и Савла из Антиохии в Иерусалим с милостынею и возвращение 11:29–30 12:25
Первое Апостольское путешествие Павла к язычникам – в Кипр и Малую Азию и возвращение в Антиохию 12–14 гл. 45–51.
Разлука Варнавы с Павлом 15:36–39
Второе Апостольское путешествие Павла к язычникам – в Сирию и Малую Азию 15:40–41 16:1–6 53–54.
– из Троады в Македонию 16:8–11
Апостол Павел в Филиппах 16:12–40
– » в Солуни 17:1–9
– » в Верии 17:10–14
– » в Афинах 17:15–34
– » в Коринфе 18:1–18
Обратное путешествие в Ефес, Кесарию, Иерусалим и Антиохию 18:19–22 55.
Третье Апостольское путешествие Павла в Ефес и Ахаию 18:19–28
Пребывание в Ефесе 3 года 19:1–40
Путешествие из Ефеса в Македонию и Ахаию 20:1–2 58–59.
Обратное путешествие из Греции в Иерусалим 20:3 21:1–16
Последнее пребывание Павла в Иерусалиме, возмущение против него, умысел убить его 21:17–40 22 и 23 гл. 59–61.
Узы в Кесарии (2 года) 23:22–25 24:1–27
Речь пред Агриппою и Фестом 25–26 гл.
Путешествие в Рим на суд кесаря 27–28 гл.
Прибытие Павла в Рим 28:16–28
Двухлетнее пребывание в Риме 28:30–31 62–64.

Хронология событий Апостольских Деяний многими различно видоизменяется и устанавливается постепенно все с большею и большею вероятностью. Особенно много потрудились над этим исследователи о великих Апостольских путешествиях, как, напр., И. Артоболевский в его исследовании о 1-м путешествии, Д. Глаголев о 2-м и иеромонах Григорий о 3-м. Все три исследования эти изданы под руководством известного знатока Нового Завета профессора Муретова, который сам был учеником преосвященного Михаила. Почему их хронологические изыскания большею частью ограничиваются не очень значительными поправками31.

Церковные чтения из книги Деяний

Церковные чтения из книги Деяний совершаются в таком порядке:


Гл. I, 1– 8 читается на Св. Пасху.
9–12 – на Вознесение.
12–17 и 21–27 – в понедельник Пасхи.
II, 1–11 – в нед. 8, т. е, Пятидесятницы.
14–21 – во вторник Светлой Недели.
22–36 – в среду.
38–43 – в четверток.
III, 1– 8 – в пяток.
11–16 – в субботу.
19–26 – в понед. 2-й нед. по Пасхе.
IV, 1 – 10 – во вторник.
13–22 – в среду.
23–31 – в четверток.
V, 1–11 – в пяток.
12–20 – в нед. 2-ю по Пасхе, Фомину.
21–33 – в субботу 2-й недели.
VI, 1–7 8–15 – в нед. 3-ю по Пасхе, о Мирон.
VII, 1–5 47–60 – в понедельник 3-ей недели по Пасхе и св. Стефану.
VIII, 5–17 – во вторник 3-й недели.
18–25 – в среду.
26–39 – в четверток.
40–
IX, 1–19 – в пяток и Ап. Анании (10–19).
20–31 – в субботу.
32–42 – в нед.4 по Пасхе, о Расслабленном.
X, 1–16 – в понедельник 4-й недели.
21–33 – во вторник.
34–43 – в четверток.
44–48 и XI, 1–10 – в пяток.
XI, 19–26 и 29–30 – в неделю 5-ю, о Самарянине.
XII, 1–11 – в субботу 4-ой недели; св. мученику Георгию и Иакову Зеведееву.
12–17 25– – в понедельник 5-й недели.
XIII, 1–12 – во вторник.
13–24 – в среду 5-й недели.
25–32 – августа 29-го в день Предтечи Господня.
XIV, 6–18 – в среду 4-й недели, Преполовение.
20–27 – в четверток 5-ой недели.
XV, 5–34 – в пяток.
35–41 – в субботу.
XVI, 16–34 – в неделю 6-ю, о Слепом.
XVII, 1–15 – в понедельник 6-й недели.
16–28 – во вторник и св. Дионисию до 34 стиха.
XVIII, 1–11 – на обновление Царя-града.
22–28 – в среду 6-й недели.
XIX, 1– 8 – в пяток 6-й недели и Предтечи, 7 января.
XX, 7–12 – в субботу 6-ой недели.
16–18 и 28–36 – в неделю 7-ю, Святых Отец.
XXI, 8–14 – в понедельник 7-й недели.
26–32 – во вторник.
XXIII, 1–11 – в среду.
XXV, 13–19 – в четверток.
XXVI, 1–20 – в день царя Константина, 21 мая.
XXVII, 1–44 – в пяток 7-ой недели.
XXVIII, 1–31 – в субботу.

Насколько это распределение чтений из книги Деяний древне, об этом отчасти можно судить по древним рукописям. Так, напр., в Слепчанском Апостоле ХII-го века, в части, принадлежащей г. Верховичу, чтение в пяток 2-ой недели по Пасхе оканчивается (как и ныне) 10 и 11 ст. 5-й главы (см. в сочинении профессора г. Воскресенского «Древне-Славянский Апостол», выпуск I, изданный в 1882 г., стр. 13. Этот ученый особенное значение придает Апостолу Толковому 1220 г., но, к сожалению, эта рукопись сохранилась далеко не вся. Далее, в качестве третьей редакции Кирилло-Мефодиевского перевода Апостола он считает труд святителя Алексия, митрополита Московского, за которым следует Библия 1499 года, принесенная, быть может, митрополитом Киприаном. По руководству ее, Апостол был напечатан в Москве в 1564 году Иваном Феодоровым и П.Мстиславцем, а потом издана К.Острожским Библия в 1581 году).

 

 

* * *

1

По замечанию блаженного Феофилакта, святой Лука был вообще «богат внешнею мудростью».

2

Древние толковники, пишет блаженный Иероним, предполагали, что Евангелист Лука был весьма сведущ во врачебном искусстве и знал лучше Греческий язык, чем Еврейский; отсюда и речь его, как в Евангелии, так и в Деяниях Апостольских, т. е. в той и другой книге, изящнее, носит в себе отпечаток тогдашнего красноречия и отличается более Греческими, нежели Еврейскими, признаками. О знании им Еврейского языка того времени свидетельствуют (Деян.1:19, 4:36).

3

Феодор чтец (писатель VI века) сообщает, что Евдокия (жена императора Феодосия II) прислала из Иерусалимских церквей сестре своей Пульхерии икону Богоматери, написанную Евангелистом Лукою.

4

В жизнеописании святого Луки, составленном Симеоном Метафрастом, читается: «когда молва (об Иисусе Христе) распространилась по всей Иудее и Галилее, тогда и святой Лука, презревши все земное, внезапно объемлется горним, прибывает в Иудею и приходит к Нему, Кого так жаждал... С этого времени он делается настоящим и истинным учеником Христовым»... В древнейшем списке 70‑ти Апостолов старца Дорофея (V века) Евангелист Лука значится на 16-м месте, а в последующем (Ипполита, епископа Тирского) на 15-м, причем замечается, что Лука был в числе оставивших Иисуса Христа по случаю недоразумения о тайне Тела и Крови (Ин.6:53), так что дальнейшим обращением ко Христу он обязан Павлу (см. у Николина, стр. 319).

5

О том, что в числе двух был именно святой Лука, ясно засвидетельствовали святой Григорий Великий, блаженный Феофилакт и другие.

6

Первое с путешествие Луки с Павлом было из Троады в Македонию. О приезде Апостола Павла и его спутников в Филиппы сообщается (в книге Деяний) в первом лице множественного числа; но об отъезде его и Силы в третьем лице: «они, вышедши из темницы, отправились» (Деян.16:40). Из такой перемены формы рассказа можно заключать, что святой Лука остался в Филиппах. А так как следующий отдел с «мы» начинается с того самого места, где он прервался, с Филипп (Деян.20:6), то под этим «мы» нет препятствий разуметь того же святого Луку, который при первом путешествии оставался в Филиппах, а в конце третьего путешествия снова присоединился к Апостолу. Но повествование Деяний с 17-ой главы до 20-ой показывает, что он следил за событиями, имеющими отношение к Павлу и распространению христианства. Если под «мы» 20-й главы 6-го стиха разуметь Луку, то его нужно считать ближайшим наблюдателем Иерусалимских и Кесарийских событий. Он же сопровождал Апостола Павла и в Рим. В посланиях, написанных из Кесарии и Рима, имя Луки упоминается ясно (см. у Николина, стр. 140).

7

Церковное предание о принадлежности книги Деяний Луке получает тем большую устойчивость и историческую достоверность, что оно имеет за собой целый ряд веков и непредзанятое чувство миллионов непредзанятых читателей, тогда как за разными гипотезами стоит лишь «лукаво-мудрствующее остроумие падких до гипотез кабинетных ученых» (см. у Николина, стр. 144).

8

Смиренный Дееписатель не нуждался в выставлении своей личности. Он писал свою книгу для своего знакомого Феофила, а если не для него одного, то во всяком случае для ограниченного круга читателей, которые близко знали Дееписателя и его отношения к Павлу. Такие читатели без затруднения могли понять, кто это был «я» (Деян.1:1) и кого он подразумевает под «мы» (Деян.16:10) (см. у Николина, стр. 145).

9

См. Жития святых на Русском языке, излож. по рук. Чет. Мин. кн., 2, стр. 420, изд. 1902 г.

10

Свидетельство о сем находится у Евтолия, основывающегося на сообщении блаженного Иеронима. «Ясно (говорит Николин), что священная сия книга написана святым Лукою до окончания процесса над Павлом и его смерти, ибо представляется странным, что св. Лука ничего не говорит о разрешении судебного процесса» (см. у Николина, стр. 337).

11

В предсмертном своем 2-м послании к Тимофею Апостол Павел писал: «Дамас оставил меня, Крискент пошел в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною» (2Тим.4:6–10).

12

О Феофиле сообщается вообще немного; однако, несомненно, это была определенная личность, а не всякий вообще бого (Θεο) – любивый (φίλος) человек. В Апостольских Постановлениях Феофил называется епископом Кесарийским (кн. 7:64). Евтихий, патриарх Александрийский (Х века), считает Феофила Италийцем, из чего выводят заключение, что он был выходец из Рима и занимал сначала какой-либо важный пост в Антиохии, а потом сделался христианином и т. д. (см. у Николина, стр. 355). Святой Иоанн Златоуст говорит: «в те времена он был правитель и, находясь в этом звании, принял проповедь. Как некогда проконсул Кипрский принял проповедь от Павла, так и Феофил принял проповедь от Луки. Он просил блаженного Луку описать ему и деяния Апостолов. Ты изложил мне дела Спасителя, изложи и дела учеников Его. Посему Лука посвящает ему второе слово. Название «державный» значит – «знатный» (см. 2 беседу на надписание, стр. 263).

13

Мы уже приводили его название второй части книг Нового Завета «Апостолом», куда во всех известных канонах, равно как и в древних переводах, входит и книга Деяний Святых Апостолов.

14

В послании его к Филиппийцам находится выражение, параллельное с 10, 42 книги Деяний (11:1), которое находится также и у Апостола Варнавы в 7-ой главе 2-м стихе его послания.

15

Знакомство святого Иустина с книгою Деяний особенно отмечается в его Апологии (1:50). Нельзя еще не упомянуть здесь и о Тертуллиане. Он горячо отстаивал книгу Деяний от еретиков, нападавших на нее за проведение взглядов, ненавистных Иудействующим.

16

Святой Ириней здесь говорит: «Лука был неразлучным (спутником) Павла и сотрудником его в благовествовании. Он сам это объясняет не из похвалы, но будучи побуждаем самой истиной. Ибо он говорит: когда Варнава и Иоанн отделились от Павла и отплыли в Кипр, «мы» пришли в Троаду (Деян.16:8)... Он рассказывает по порядку..., пока не пришли в Иерусалим..., как связанный (Павел) был отправлен в Рим..., как отплыли они в Путеолы и потом прибыли в Рим (Деян.21–28). Присутствуя при всем этом, Лука тщательно описал это так, что не может быть обличенным во лжи или превозношении» (см. у Николина, стр. 154 и далее). К сему можно присовокупить, что в одном древнейшем (II века) перечислении книг (Мураториевом) говорится: «Деяния же всех Апостолов, описанные в одной книге, Лука обобщил для славного Феофила, потому что нечто происходило в присутствии Луки» (см. у Николина, стр. 159).

17

В сказанном сочинении святого Климента Александрийского говорится: «Лука в Деяниях Апостолов вспоминает Павла говорящего: Афиняне, по всему видно, что вы как бы особенно благоговейны» (5:14); ср. (Деян.17:22).

18

Он причисляет книгу Деяний к числу священных книг, «исповедуемых» Церковью, т.е. признаваемых за несомненно канонические книги.

19

Ко многому множеству изданий Толкований святого Иоанна Златоуста на книгу Деяний, в 1903 году прибавился новый перевод оных, сделанный при С.-Петербургской Духовной Академии, в виде 9-го тома. Общим же замечаниям о книге Деяний святой Иоанн Златоуст посвятил особый ряд бесед под названием: «На надписание книги Деяний» (см. в Русском переводе т. 2, изд.1862).

20

Апостольскими правилами (85) книге Деяний усвояется каноническое достоинство, с поставлением ее после Павловых и Соборным посланий.

На Неокесарийском соборе (315 года) книга Деяний приводилась в качестве основной книги. Здесь сказано: «Диаконам семи быти должно. В этом удостоверены будем из книги Деяний Апостольских».

На Лаодикийском соборе 360 года книга Деяний трактуется как книга, назначенная для учения в Церкви.

В каноне Римской Церкви книга Деяний, как видно из Мураториева списка, поставлялась за Евангелием Иоанна.

В древне-Сирском переводе книга Деяний занимала место между посланиями Павла и Соборными.

В древнейших кодексах: Синайском (IV века) и Клоромаитанском книга Деянии помещается там же, а в Ватиканском (IV века), Александрийском (V века), Ефремовом (V века) и Безы (VI века) после Евангелий. И в более позднюю эпоху в Восточной Церкви утвердился этот обычай помещать Деяния непосредственно за Евангелием. Такое же место книга Деяний занимает в Армянских кадексах, а в Низибийских – после Апостольских посланий (см. у Николина, стр. 386).

21

Предполагая отметить их своевременно, – укажем теперь некоторые. Например, слово «принимать» (ἀποδέχεσθαι), мало употребляемое в других писаниях, здесь употребляется несколько раз (Деян.2:41, 15:4, 18:27, 21:17, 24:3, 28:30), равно как и в 3-ем Евангелии (Лк.8:40, 9:11). То же должно сказать о слове «воевода» (στρατηγός) (Деян.4:1, 5:24:26); срвн. (Лк.2:19, 14:31), «державный» (κράτιστος) (Деян.23:26, 24:3, 26:25); ср. (Лк.1:3), «рассуждать», употребленное в книге Деяний 4 раза (4:15, 17:8, 18:27, 20:14), а в Евангелия Луки дважды (2:19, 14:31), и тому подобные.

22

Таковы, напр., «мужи» (Деян.1:10–16, 2:14, 22, 29, 3:12, 5:35, 13:15,16,26, 15:7,13, 21:28, 22:1, 23:1,6, 28:17), «ересь» (Деян.5:17, 15:5, 24:5,14, 26:5, 28:22); «совет Божий» (Деян.2:23, 4:28, 13:36), «экстаз» (Деян.3:10, 10:10, 11:5, 22:17, 2:7, 8:9,11,13, 9:21, 10:45, 12:16). Смотри более многочисленное указание подобных слов у Николина, на стр. 87–91.

23

Таких мест с глаголом «были» отмечается в книге Деяний 37, а в Евангелии Луки 48.

24

Как истый Грек, Дееписатель очень часто употребляет частицу «же» (до 50 раз). Для означения мест он не говорит: Египет, Халдея; но: земля Египетская, земля Ханаанская. Он называет Израиля «дитя Божие». Усвояет это название и Давиду, и Христу (Деян.9:20, 3:13,26, 4:27:30).

25

Это отчасти говорит вообще о богатстве языка книги Деяний.

26

«Соборное послание (в главе 15) перефразировано Дееписателем несомненно с полным сохранением основных мыслей его (говорит И. Николин). Но он, при написании истории Апостольского Собора, не имел пред глазами списка с Апостольского определения, а воспроизводил последнее по памяти. Иначе трудно было бы объяснить несомненный отпечаток слога Евангелиста Луки на Апостольском постановлении» (см. стр. 102–103 и 101, где дается сравнение двух посланий 15, 23 и 23:26).

27

Таковы, напр., слова «анафематствовать» (Деян.23:12) и другие (смотри у И.Николина, на стр.112–113).

28

В этой части книги Апостол Петр занимает выдающееся положение. Но Дееписатель не ставит личности Апостола Петра так высоко, чтобы она заслоняла собою остальных Апостолов. Везде рядом с Апостолом Петром стоит Апостол Иоанн (Деян.3:1–12, 8:14–25). На Иерусалимском соборе решающий голос принадлежит Апостолу Иакову (15 глава). «Не биография – цель книги, а история развития перво-христианских общин в их главных представителях», говорит г. Николин (стр. 42).

29

Известно, что кроле Апостола Павла в Риме, как и среди других язычников, которым проповедовал Павел, проповедовали и другие Апостолы, о чем однако мало говорится в книге Деяний. Поэтому было мнение, что Дееписатель повествует о всем в духе Павлинистическом. Но ближайшее рассмотрение содержания книги показывает, что такого духа в нем не было, как не было сего и вообще во всей Церкви, как ясно засвидетельствовал о сем Апостол Павел (1Кор.1:13).

30

См. у Николина, на стр.182–133.

31

Так, напр., Артоболевский, вполне согласно с преосвященным Михаилом указывает год выступления святого Апостола Павла в первое великое путешествие с проповедью (45), доказывая это подробным ссылками на время предшествовавшаго сему великого голода, во время которого он и Варнава были посылаемы с помощью от Антиохийской Церкви к Иерусалимским христианам (см. стр. 42–48). Д.Глаголев относит пребывание Апостола Павла в Коринфе (Деян. 18 глава) к октябрю 52 года, а конец его к апрелю 54, разнствуя, таким образом, как впереди, так и в конце, на несколько месяцев, что легко объясняется тем, что преосвященный Михаил не указывал месяцев, а довольствовался указанием приблизительного года, ибо установка месяцев редко где возможна точная.


Источник: Толковый Апостол / Сост. епископ Никанор. – Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1904-. / Часть 1: Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий. – 1905. – 639 с.

Комментарии для сайта Cackle