митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в четвертую неделю св. Великого поста69

И молитва веры спасет болящаго (Иак. 5. 15).

Между болезнями, зарождающимися в нашей растленной природе, проявляются такие болезни души, которые ничем иным не могут быть уничтожены, как принятием духовных средств самими врачами вместо врачуемых ими больных. Такова была болезнь в бесноватом, о котором читалось ныне в Евангелии. Ученики Христовы употребили все усилия, чтоб исцелить его, но нисколько не помогли страждущему; ибо болезнь требовала необыкновенного способа лечения. Сей род не исходит, токмо молитвою и постом, сказал Господь ученикам. Кто же должен был употребить эти средства, – молитву и пост? Очевидно, ученики: ибо бесноватый, по своей болезни, не мог ни поститься, ни молиться, как должно.

Подлинно, способ врачевания необыкновенный! Учит ли такому способу наша земная медицина? Заставляет ли врачей принимать лекарства вместо больных? Имеет ли такие средства, кои, быв употреблены одним, действовали бы на исцеление другого? Такие средства находятся только в одной духовной медицине. Она одна по вере одного врачует другого – больного; одна она молитву одного обращает в средство спасения другого. Скажем несколько слов об одном из этих духовных средств, именно: о молитве.

Откуда произошла молитва? Где её начало и основание? Кто учит человека сей обязанности? Разрешение сих вопросов скрывается во глубине нашей души, – здесь её начало и происхождение. Мы рождаемся с чувством своей нужды и безсилия, с сознанием своей зависимости и бренности, с понятием о высшем и всемогущем существе, с предчувствием возможности удовлетворения в наших нуждах. К чему все это побуждает человека, как не к исканию себе помощи, как не к молитве? Посмотрите, кто не молится? Пойдите в Индию, и там найдете капище, – в Китай, и там увидите жертвенники, – к самым диким народам, и у них есть своя религия. Что это значит? То, что молитва есть общая потребность души.

Когда нехристианин молится: значит, что верует в силу и действие молитвы. Как объяснить иначе всеобщее употребление молитвы во все времена, и у всех народов? И не напрасно! Корнилий Сотник, упоминаемый в деяниях Апостольских, был язычник; он молился и творил милостыни. И что ж? Молитвы и милостыни его взыдоша на память пред Бога, говорит слово Божие, то есть, сделались угодны Богу. Корнилий, не зная и не ведая о спасении, которое даровано нам Иисусом Христом, вымолил себе благодать спасения.

Если молитва естественного человека бывает угодна Богу, тем более молитва Христианина: ибо его молитва происходит не из естественных только побуждений, но и вспомоществуется, а иногда и возжигается от Духа Божия: сам бо Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными, говорит Апостол. Тем более она должна быть сильна и действительна, что полна веры и любви, и возносится к Богу во имя Иисуса Христа. Читайте Историю святых угодников Христовых, и вы увидите необыкновенную силу молитвы. Одних спасает она от явной опасности жизни, других избавляет от вражеских искушений, третьих врачует от болезней душевных и телесных. И теперь кто молится истинною молитвою, чего не получает от Бога? Нуждается ли такой в духовном просвещении? Благодать просвещает умные очи его светом Божественных истин. Чувствует ли безсилие воли в творении добрых дел? Благодать дает его воле силу и твердость. Упадает ли в духе от скорбей и бедствий? Она подает терпение и утешение. Или нуждается в благах телесных и земных, здравии, пище, одеянии, покровительстве, защите? Все это ради её низпосылает ему разными недоведомыми путями и в мере, в какой благоволит промысл Божий. Кто сказал: просите, и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется, Тот всегда был и будет истинен и верен в своем обетовании.

Но случается нередко слышать жалобные вопли на безуспешность молитвы. Неудовлетворенным просителям можно бы отвечать словами Ап. Иакова: просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете. Но изъясним, от чего происходит безуспешность. Чего просите вы? спокойствия, радости и благ земных? Получите. Средств жизни? Получите. Достоинств, благоуспеяния в жизни? Получите. Только не угодно ли испросить наперед у Бога мудрости, которая умела бы пользоваться чувственными радостями без угождения сластолюбию, распоряжаться земными благами без удовлетворения корыстолюбию, и стоять на степенях чести без потворства себялюбию? Господь заповедал искать сперва благ небесных: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. Мудрые прежде всего просили мудрости, подобно мудрейшему из Царей (3Цар. 3, 6–13), а Соломону за то Бог и даровал все блага, что он просил только одной мудрости. Случалось ли вам слышать древнюю истину: глупому сыну не в помощь отцовское богатство? Она ясно показывает по крайней мере одну из причин, почему, может быть, Бог не удовлетворяет нашим прошениям. Неразумные просители подобны больным, кои просят у врачей такой пищи, или пития, кои им совершенно вредны. Какой же врач согласится исполнить их волю? Земные блага в руках людей, кои не умеют ими пользоваться, суть тоже, что раскаленные угли, или острые мечи в руках юных детей. Какой же отец и мать не откажут своим детям в неразумном прошении этих блестящих вещей.

Молясь о собственном спасении, мы обязаны молиться и о спасении других. Ибо все Христиане суть братия во Христе Иисусе. Мы любим своих братьев и молимся за них, потому что чувствуем естественное, кровное родство с ними: тем не менее должны любить и молиться за тех, с коими мы связаны узами духовного родства во Христе Иисусе, носим одно одеяние веры, ходим в одном свете Евангелия, живем под одним небом благодати и питаемся одним хлебом животным от трапезы Господней. Как читаем в молитве Господней: Отче мой, или наш? Просим благ каждый для себя, или все для каждого? Не видите ли, что Господь Иисус дал всем нам одну молитву, не каждому за себя, но всем и каждому за всех? Такая молитва совокупляет всех нас в одну вселенскую Церковь, пред единое лице Отца небесного и делает из нас одно огромнейшее семейство – христианский мир.

Слышу вопрос: можно ли молиться за тех, в ком видим врагов нашего спокойствия и счастия? А кто они? Не такие же ли человеки, как и мы, и, может быть, менее злые и недостойные в своем сердце? Любите враги ваша, и молитесь за творящих вам напасть: вот заповедь Спасителя нашего! Отвращайтесь греха, гнушайтесь страстями, преследуйте порок, но за человека, каков бы он ни был, молитесь. За него молился, пострадал и умер Сам Господь.

Ко взаимной молитве обязывает нас общее благо спасения. Молитва двух, трех верующих сильнее и действительнее, чем молитва одного. Чего недостает в последней, то восполняется в первой. Аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, ея же аще просите, будет има от Отца Моего, иже есть на небесех, говорит Христос. Итак, посетила ли кого какая болезнь? Помолимся об исцелении. Сему учит Апостол Иаков: молитеся друг за друга, яко да исцелеете. Много бо может молитва праведнаго поспешествуема. Впал ли кто в какое прегрешение по слабости естества, или по неведению? Помолимся о прощении ему согрешения. Сему учит другой Апостол св. Евангелист Иоанн: аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и Бог даст ему живот. Постигло ли кого какое горе, беда и напасть? Помолимся об избавлении. Сему учит пример св. Церкви Христовой, которая молит в каждом Богослужении о спасении плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих и плененных. Свидетельства Апостолов и пример Церкви Апостольской не суть ли самые сильные убеждения в силе и действии молитв за других? Неужели они стали бы учить такой добродетели, от которой не видали и не испытывали сами спасительных плодов?

Чтобы видеть, как много может молитва праведнаго поспешествуема, посмотрим на Авраама, Моисея, Илию и Церковь верующих. Не по ходатайству ли Авраама Царь Герарский Авимелех получает исцеление со всем домом своим? Не по предстательству ли Моисея жестокосердый и упорный народ Еврейский спасается несколько раз от праведного мщения суда Божия? Не Илия ли своею молитвою отверзает и заключает небо? Не Церковь ли своею молитвою избавляет Св. Петра от темницы? И теперь кому обязаны многие тысячи грешников за долготерпение Божие, как не молитвам Церкви? Много, неисчислимо много может усердная молитва праведника.

Не обленимся, братия, сохранять в сердцах словеса Апостолов и следовать примеру их взаимной молитвы. Требует ли она от нас каких познаний, какого искусства, каких талантов? Никаких. Требует ли каких трудов и издержек? Никаких. Обратись всею душою к Богу и поведай ему благоговейным словом свои нужды и чувства: это – молитва! Не выдумывай и слов, – и этого труда не требует молитва; Церковь влагает в твои уста нужное благоговейное слово. Молись всею душою, священным словом Церкви, и – уповай на милость Божию. Аминь.

* * *

69

Произнесено марта 5, 1844 г., в Варшавском Кафедральном Соборе.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том I – Слово в четвертую неделю св. Великого поста митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

3. Мои дневники. Выпуск 4 архимандрит Никон (Рождественский)

4. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 179. Астерий Амасийский: жизнь его. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

5. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) Стефан Григорьевич Рункевич

6. Письма – 193. В матушке настоятельнице необходимо зреть образ Христов преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

7. Sermons – Confession Антоний, митрополит Су́рожский

8. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Соли Вычегоцкия Святыя Михаил Владимирович Толстой

9. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

10. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

Комментарии для сайта Cackle