митрополит Никанор (Клементьевский)

Беседа в четвертую неделю св. Великого поста68. О покаянии

Печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2Кор. 7, 10).

Очевидно, что беседа моя будет опять о покаянии. Да! сей предмет стоит немалого размышления. Недовольно внушить грешнику спасительную потребность покаяния; надобно объяснить ему и то, в чем состоит истинное покаяние. Объясним же.

Покаяние не есть одно внутреннее чувствование греховности. Как Богодарованное средство очищения души от грехов, как благодатное таинство, оно слагается из сознания грехов своих грешником и сокрушения о них, из исповедания грехов пред служителем олтаря, отпущающего грехи по власти, данной ему от Господа, и из твердой решимости грешника исправить свою жизнь. Вот главные черты покаяния! Хочешь ли знать, откуда взяты они, и на чем основаны? Сознанию грехов и самоиспытанию учит А. Павел: да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет (1Кор. 11, 28). О сокрушении говорит Царь-Пророк: жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50, 19); и чрез другого пророка так взывает к нам Сам Господь: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плачи, и в рыдании (Иоил. 2, 12). Об исповеди вещает нам возлюбленный ученик Христов: аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды (1Ин. 1, 9). Власть разрешать от грехов дана от Самого Господа Иисуса: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Ин. 20, 22–23). Твердую решимость – не возвращаться к исповеданным грехам, потрясающим словом внушает Св. Ап. Петр: аще отбегше скверн мира в разум Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся побеждаеми бывают, быша им последняя горша первых. Лучше бо бе им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися от преданныя им святыя заповеди. Случися бо им истинная притча: пес возвращся на свою блевотину; и, свиния омывшися, в кал тинный (2Пет. 2, 20–22). Видишь ли, сколь твердо основание существенных принадлежностей покаяния? Видишь, сколь чист и свят весь состав его? Вникай же в каждую черту отдельно.

Кто производит в нас сознание о грехах? Не ум и не разум, а совесть. Она знает и видит все, что происходит в нас и что мы делаем; она доносит нам на нас же, если делаем что дурно, и мы сознаем; свидетельствует пред нами о нас же, если забываем свои поступки, и мы сознаем; судит нас, одобряя наши добрые дела и наказывая за худые, и мы сознаем. Случается, и нередко, что совесть темнеет от нашего мрака греховного, слепнет от нашей плотской нечистоты, дремлет и спит от нашего нерадения и безпечности. Что поможет нам тогда сознать свои грехи? У Господа, Который не хощет смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти, есть много, очень много средств к пробуждению совести. Не говорю о слове Божием, которое своим светом озаряет мрак её, – о скорбях и болезнях, которые очищают её от наших нечистот, – о несчастиях и бедствиях, которые приводят ее в бодрость и деятельность, – о сокровенных действиях благодати на душу грешника, – скажу о настоящем посте: не действует ли он на пробуждение совести, предписывая нашему чувственному человеку самое строгое воздержание в пище и питии? Не говорит ли мне и тебе, возлюбленный собрат: востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5, 14)? Говорит, и говорит постоянно и непрерывно в течение всего святого поста. Имеяй уши слышати, да слышит (Мф. 13, 9).

Когда совесть пробуждается от греховного усыпления и входит в свои права, тогда развертывает пред нашим мысленным взором несколько записей. В одной записаны грехи, оскорбляющие величие и благость Божию; в другой, притеснения и обиды всякого рода противу ближнего; в третьей, грехи, растлевающие нашу душу и тело; в четвертой, опущенные добрые дела; в пятой, нечистые добрые дела, и так далее. Что скажет грешник, прочитав две, три статьи своих преступлений? Скажет ли, что невиновен? Совесть, как молния, внезапным грозным светом озарит мрак души его, и обличит все до малейших нечистот, помыслов и желаний. Хочет ли, или не хочет, а принужден будет сказать: виноват: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Живое сознание грехов производит в нас разные чувствования. Станем ли сознавать гнусность и безобразие грехов? Стыдимся тогда и отвращаемся. Сознавать их пагубные действия? Презираем и ненавидим. Будем ли помышлять, сколь много прогневали мы Бога своими прегрешениями? Скорбим и сетуем. Рассматривать бедность, в которую низринули нас грехи? Рыдаем и плачем. Воспоминать о будущем страшном суде? Приходим в содрогание и трепет. Обращаться к милосердию Божию? Получаем утешение и надежду помилования. Вот сколько чувствований происходит в душе от сильного сознания грехов своих! Не думайте, чтобы сии чувствования были недействительны. Стыд заставляет нас решиться не делать, чего бы вновь надлежало стыдиться. Презрение ко греху побуждает избегать его и удаляться всех случаев к нему. Скорбь – не прогневлять более Отца небесного своими поступками. Страх – не нарушать более Его св. заповедей. Надежда – не унывать и не отчаиваться. И подлинно, не в следствие ли этих самых чувствований Царь-Пророк затворялся во внутренних чертогах своих, постился, молился и лежал на земле в продолжение семи дней? Мытарь бил себя в перси и произносил смиренную молитву: Боже, буди милостив мне грешному? Блудный сын возвратился к отцу своему и говорил: Отче, согреших на небо и пред тобою? Не в следствие ли этих же чувствований иногда мы сами удаляемся от общества людей, налагаем на себя чрезвычайный пост и особенные труды, бдим, молимся и плачем? Так, братия, истинное покаяние невозможно без сокрушительных чувствований. Стыд, негодование на себя, презрение ко греху, страх, скорбь, слезы, надежда – все это нужно для сокрушения духа и сердца.

Но внутренним сокрушением дело таинственного покаяния еще не оканчивается. Грешник, кающийся в душе своей, должен исповедать грехи свои пред служителем олтаря. Почему нужна такая исповедь? спросите. Неужели Бог не видит нашего сердечного покаяния? Видит; но исповедь нужна не для Него, а для нас. Ты раскаялся внутренно; но скажи откровенно, легче ли, отраднее ли тебе стало? Ведь тяжесть грехов все еще остается на душе. Сложить ее не можешь сам, а Господь непосредственно не слагает оной. Ибо, дав единожды власть разрешать от грехов Своим ученикам и Апостолам, Он навсегда дал ее в лице их всем служителям Своего слова и таинств. Когда мы сообщаем тяжкую сердечную скорбь нашим искренним друзьям, тогда чувствуем в душе только некое облегчение. Совершенное облегчение от грехов может получить только тот, кто исповедует их пред отцом духовным, имеющим власть – отпустить грехи. Ты раскаялся внутренно; но совершенно ли примирился с своею совестию? Ведь она еще не престает спорить с тобою и обличать. Когда два человека имеют между собою тяжбу, то для прекращения оной прибегают к посредничеству и суду безпристрастного лица, имеющего законную власть. Не должен ли и ты прийти с своею совестию на суд к отцу духовному, и просить его о примирении? Ты раскаялся внутренне; но уверен ли, что Господь принял твое раскаяние? Тебе нужно объявление воли Божией; а кто может объявить ее, кроме отца духовного? Не стыдишься ли обнажить пред ним свою душу и сердце? Не стыдись, возлюбленный: он на то и поставлен, чтобы принять от тебя слово покаяния, он примет тебя с любовию отца, с терпением врача; не стыдись открывать грехи, стыдись их делать.

За исповедью следует отпущение грехов. Вот высочайший дар благости; вот – печать покаяния, неоценимый плод благодатного таинства! Спеши, кающийся грешник, к дару неизреченного милосердия. Господь сам приемлет исповедание твое и чрез своего служителя подаст тебе разрешение. Исповедай чистосердечно грехи твои, благоговейно прими разрешение от служителя олтаря, как от Самого Господа, да изыдешь из духовного судилища оправданным, из бани покаяния – чистым, из врачебницы – здравым.

Истинное покаяние соединено с твердым намерением жить по заповедям Господним. В самом деле, на что употреблять врачевство, если не хочешь вести себя по предписанию врача? Какой смысл, какую цену будет иметь твое покаяние, если ты не намерен исправиться? Земные врачи, вылечивая болезни, говорят – одному: будь воздержен в пище и питии, – твоя болезнь произошла от неумеренности; а другому: будь осторожен при переменах воздушных, – твоя болезнь от простуды. Подобным образом говорит Господь, отпущая нам грехи чрез служителя Своего: се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14).

Истинное покаяние нераскаянно. После такого покаяния не должно переменять воспринятых лучших мыслей и чувствований на худшие, не должно возвращаться на прежние грехи и пороки. Сим покаянием спаслись Царь Давид и св. Петр; сие покаяние спасает и нас. Печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает.

Но что нам делать с нашими немощами и слабостями? Едва покаемся, и опять принимаемся за то же, опять грешим, опять болим. Молим Тя, Спасителю наш, даруй нам силу Твоей благодати исполнить то, что обещаем пред Тобою, и укрепляй в нас благие намерения, дабы мы ни на минуту не забывали Твоей святой и благой воли. Аминь.

* * *

68

Произнесено марта 5, 1839 г.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том I – Слово в четвертую неделю св. Великого поста митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Для клира и народа – Начало Великого поста Иван Георгиевич Айвазов

3. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

4. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Логгин, Монах митрополит Евгений (Болховитинов)

5. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) Стефан Григорьевич Рункевич

6. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 180. Сочинения его. Содержание замечательных бесед. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

7. Православная Церковь и сектанты – Признаки второго пришествия протоиерей Димитрий Владыков

8. Охридский пролог – 1. Святитель Василий Острожский святитель Николай Сербский

9. Библейская энциклопедия – Ваний архимандрит Никифор (Бажанов)

10. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

Комментарии для сайта Cackle