митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в неделю 2 по Пятидесятнице

Грядите по Мне (Мф. 4, 19).

Сии слова сказал Господь наш Иисус Христос в чтенном ныне Евангелии двум рыбарям Петру и Андрею, увидев их, когда они закидывали сети в море. Подобно сему в другом месте Евангелия Он говорит и нам, Христиане, видя наше изнеможение под тяжестию грехов и безпокойный труд суетных дел. Приидите ко Мне, взывает Он, вси труждающиися и обремененнии (Мф. 11, 28). Петра и Андрея призывал от ловитвы рыб к ловитве человеков: и сотворю вы ловца человеком (Мф. 10, 20); а нас зовет от сует мирских к покою: и Аз упокою вы.

Идти ко Христу и идти за Христом есть одно. Но дело в том, что идти необходимо нужно. В сем мире нет ничего неподвижного, но все идет и проходит. Мы покоимся иногда, по-видимому, телом, но наши сокровенные помышления и желания непрестанно в движении; а потому, если не идем ко Христу, то верно идем ко врагу Его. Но да не будет сей враг нашим и господином! Пойдем за Христом, по примеру учеников Его, Петра и Андрея. Но как идти, с чем и для чего идти, о сем несколько размыслим в настоящем слове.

Как скоро сказал Господь Петру и Андрею: грядита по Мне (Мф. 4, 19): они тотчас, – заметьте, тотчас, –оставив все, пошли за Ним. Она же абие оставльша мрежи, по Нем идоста (Мф. 4, 20). Не спрашивали, что значат слова сии: и сделаю вас ловцами человеком, – тогда как сии слова были на первый раз неясны и загадочны. Не спрашивали, чего они могут надеяться от Него, оставляя свои сети и ладии, свои домы и семейства, тогда как Призывавшего еще не знали.

Так и мы, Христиане, когда слышим глас сей: приидите ко Мне, не должны раздумывать, куда пойдем? Иисус, как Господь вездесущий, всегда близ нас. Се стою, говорит Он устами Тайнозрителя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна, – се стою при дверех и толку. Не должны раздумывать, как пойдем? Здесь не требуется чувственное шествие. Можно идти мыслями, желаниями и добрыми делами; но должно идти без отлагательства, тотчас, как коснется нашего сердца глас Божий, – идти неуклонно, постоянно.

Не все мы предназначены к Апостольству: ибо это есть особенное призвание и служение; но тем не менее мы все обязаны последовать Христу. Не мы ли дали обет еще во святом Крещении, тотчас, как только родились, в том, что до самой смерти будем веровать в Господа Иисуса, и поступать по Его заповедям? Не можем, как Апостолы, оставить свои занятия, свой дом, свое семейство, но тем не менее все должны оставить свои пристрастия и свои худые наклонности и привычки. Можно шествовать за Христом, не оставляя своих жилищ, и не покидая семейства. Но с чем?

Первые ученики Христовы, упоминаемые ныне в Евангелии, шли за Ним с верою, любовию и надеждою. Правда, иногда они слабели в вере, но никогда не впадали в неверие, иногда заблуждались, но никогда не упорствовали, иногда предавались робости и страху, но никогда не погружались в отчаяние. Не с пустым сердцем и нам должно следовать за Христом: вера, любовь и надежда должны сопровождать нас в шествии. Без веры невозможно угодити Богу: веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим его мздовоздатель бывает (Евр. 11, 6), говорит Апостол. Но вера без любви есть образ без жизни. Любовь одушевляет веру и творит ее деятельною, и потому кто идет с верою за Христом, тот должен идти и с любовию к Тому, в кого верует. Но как идти с верою и любовию без надежды? Кто чувствует в себе грех, тому не потребна ли надежда прощения и очищения? Кто страждет, тому не нужна ли надежда лучшего состояния? Кто подвизается до изнурения, не имеет ли нужды в надежде воздаяния? Подлинно, идти за Христом без надежды невозможно: всяк, имеяй надежду сию нань, очищает себе, якоже он чист есть, говорит Апостол (1Ин. 3, 3).

Для чего идти? Иисус Христос говорит: Аз есмь свет, истина и живот. Посему идти за Ним значит освещаться Его светом, одушевляться Его истиною и жить Его жизнию. Не великие ли это для нас блага? Дает ли мир последователям своим, что подает нам Господь? Вы жаждете истинной радости? идите ко Христу: Он отымет всякую слезу от очей ваших и всякую скорбь от сердца вашего. Вы ищете вожделенного мира? идите ко Христу: Он есть мир наш и покой. Вы ищете спасения? идите ко Христу: Он есть спасение наше. Не думайте, что путь за Христом труден и тяжел, напротив он благ и легок. Господь Сам идет с нами: а где Господь, там нет ничего трудного и невозможного.

Вот краткое размышление об образе последования за Христом. Кто из нас не скажет Вождю и Спасителю своему: Господи! иду по Тебе, аможе аще идеши (Мф. 8, 19). И кого не примет сей вождь и Спаситель? Он Сам сказал: грядущаго ко Мне не иждену вон (Ин. 6, 34). Веруем, Господи, и идем за Тобою. Аминь.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Святителя и Чудотворца Николая митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 187. Иероним – толкователь Свящ. Писания. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

3. The City of God – The City of God (Book XX) блаженный Аврелий Августин

5. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Родители схиархимандрит Иоанн (Маслов)

6. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Пустыня преподобный Исаак Сирин Ниневийский

7. Из Румелии – Кастория. 6 июня. Вечер. архимандрит Антонин (Капустин)

8. Охридский пролог – 1. Семеро священномучеников Херсонских: Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий, Капитон святитель Николай Сербский

9. Биографические материалы. Том I – Семинария архиепископ Никанор (Бровкович)

10. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Комментарии для сайта Cackle