митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 45

Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное (Мф. 5:3).

Вот один из путей к блаженству, указанных в чтенном ныне Евангелии! Этим путем – путем духовной нищеты шествовал в царство небесное прославляемый ныне Церковию Великий Святитель и Чудотворец Николай; этим путем и нам, христиане, надобно идти, если хотим быть блаженными.

В честь Угодника Христова и в собственное наше назидание изъясним, что значит быть нищим духом, и в чем состоит блаженство нищих.

Слово: нищий понятно каждому, но прибавленное к нему другое слово: духом, показывает, что этот нищий не похож на тех, каких мы часто видим в обыкновенной жизни. Кто же этот нищий? Это кающийся грешник, который чувствует свое ничтожество пред Богом, и, сознавая естественную бедность в духовных силах, прибегает к Богу, и со слезами испрашивает у Него даров благодати. Такой нищий, подлинно, не похож на наших обыкновенных нищих. Он не нуждается ни в чем земном, у него есть все – и пища, и одежда, и жилище; он чувствует только недостаток одних сил к творению истинно добрых дел, и потому он алчет и жаждет благодати Божией, как голодный – пищи, и просит ее, как нищий – милостыни.

Быть нищим по духу значит не иметь в себе ничего, ни пищи для духа, ни одеяния для сердца, ни покоя для мыслей и желаний, значит живо чувствовать потребность в восполнении внутренних недостатков. В таком состоянии был тот сын, который умолял Отца Небесного, дабы принял его, как единого от наемник Своих. В таком состоянии находятся и все те, которые видят и чувствуют наготу и бедность своей души. Но могут ли быть нищими люди богатые, изобилующие земными благами? И могут ли не быть нищими духом собственно так называющиеся нищие? То и другое возможно. Есть много богатых, которые никогда не превозносятся своим богатством, и всегда употребляют его на существенные нужды, в пользу ближнего и ко славе Божией. Что они, как не нищие духом? Есть много и нищих, которые исполнены высокомерия и любостяжания. Что они, как не богатые пороками духа? Не богатство заграждает вход в Царство Небесное, а злоупотребление оным, и не нищете наружной обещано блаженство, а нищете внутренней. Правда, блажени нищие и в собственном смысле, если они переносят свою нищету и бедность без ропота и с полною преданностию воле Божией, ибо в лице таковых Спаситель повелел нам принимать меньшую Его братию, носящую образа. Его нищеты и уничижения; но много ли таких наружных нищих, которые бы были вполне смиренны, кротки и великодушны? Не большая ли часть найдется таких, которые живут порочно и собирают милостыню посредством лицемерия, хитрости и обмана?

Быть нищим, по слову Спасителя, значит быть смиренным и уничиженным. Эти два свойства выражают точь в точь нищету духа. Кто чувствует бедность своего духа, тот может ли быть не смиренен? И кто сознает свою греховность и недостоинство, может ли быть не уничижен? И чем хвалиться нищему духом? Дарами природы: разумом, волею, свободою? Это дары Виновника бытия нашего, и Ему одному надлежит воздавать славу и благодарение. Что имаши, говорит Апостол, егоже неси приял, аще же и приял ecu, что хвалишися, яко не прием (1Кор. 4:7). Немощь и бедность, грех и смерть – вот наша собственность! Вот, чем хвалиться можем! Посему-то святые Божии чем живее чувствовали бессилие и нищету духа, тем глубже уничижали себя смирением. Посмотрим на Авраама. Он непосредственно беседовал с Богом, но как называет себя? Землею и пеплом (Быт. 18:27). Посмотрим на Давида. Он был Царь-пророк, но что говорит о себе? Аз есмь червь, а не человек (Пс. 21:7). Посмотрим на Апостола Павла. Он удостоился еще на земле восхищения до третьего неба, но как почитает себя? Первым из грешников (1Тим. 1:15). Так и все те, имена коих написаны в книге живота вечного, нищие духом, егда творят вся повеленная им, глаголют, яко раби неключими есмы (Лк. 17:10).

Блаженство нищих духом состоит в том, что им принадлежит Царствие Небесное. Сие не то значит, чтобы нищие духом, живя на земле, не имели еще в себе блаженства. Царствия Небесного не в высотах видимого мира должно искать: оно внутри нас, говорит Иисус Христос (Лк. 17:21), оно в Божией Церкви, к которой мы уже принадлежим, приемля от нее спасительные дары живой веры в триипостасного Бога, твердой надежды на заслуги нашего Спасителя, святой любви к Богу и ближнему, – дары благодати, возрождающей нас, питающей, возвращающей в жизнь вечную. Сколько уже тут блаженства!

Будущая жизнь будет для нищих духом раскрытием того, что они имеют уже сокровенным в духе своем. И мы называем счастливым того сына, который имеет богатого и сильного отца. Хотя он не получил еще наследства, но, будучи совершенно уверен и обеспечен в получении его в свое время, он не менее счастлив. Менее ли счастливы сыны Отца небесного, которым наследие небесного Царствия уготовано Его любовию, утверждено заветом Божественной крови Единородного Сына Его, и в получении коего имеют они свидетельство Духа Святого во глубине смиренного своего сердца? Так и здесь блаженны нищие духом!

Но почему Спаситель не другую какую добродетель полагает в основание нашего блаженства, как нищету духа? Потому что причина всех наших бедствий, временных и вечных, есть гордость, за которую прародители наши и были изринуты из рая сладости. Чтобы восстановить потерянное нами блаженство, надлежало положить в основание его противоположную гордости добродетель – смирение, или нищету духа. Для сего-то Спаситель наш благоволил Сам обнищать, да мы нищетою Его обогатимся, для сего и первыми строителями тайн царствия Своего сделал бедных и смиренных рыбарей; для сего и всем нам заповедует начинать дело спасения с нищеты духа. И подлинно! Кто более способен к принятию даров благодати, как не нищий духом? Кто скорее приемлет слово Божие, и долее сохраняет его в глубине сердца своего, как не смиренный? Кто охотнее пойдет за Христом, и радостнее перенесет все трудности пути, как не уничижающий себя?

Будем, братия, нищи духом, и здесь насладимся благами Царствия Небесного, и там воцаримся со Христом в жизни вечной. Блажени нищий духом, яко тех есть царствие небесное. Аминь.

* * *

45

Произнесено в 1837 году.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том I – Слово в неделю двадцать четвертую митрополит Никанор (Клементьевский)

2. В стране священных воспоминаний – 19–е Июня. Понедельник. В Средиземном море. митрополит Арсений (Стадницкий)

3. Письма – 393. Скорби попускаются Господом, без них невозможно спастись преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

4. Отечник Проповедника – Непоколебимость игумен Марк (Лозинский)

5. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 187. Иероним – толкователь Свящ. Писания. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

6. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Народ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

7. The City of God – The City of God (Book XX) блаженный Аврелий Августин

8. К биографии Павла, митрополита Сарского и Подонского Сергей Алексеевич Белокуров

9. Служба Богу и России (слова и речи) – Речь к кончившим курс воспитанникам духовной семинарии перед молебном 13-го июня архиепископ Феодор (Поздеевский)

10. Новооткрытый фрагмент из мнимого Первоевангелия профессор Митрофан Дмитриевич Муретов

Комментарии для сайта Cackle