митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в неделю двадцать четвертую91

В чтенном ныне Евангелии слышали мы, братия, о двух необыкновенных явлениях в жизни человеческой, Одно произошло с кровоточивою женою и состояло в чудесном исцелении ея от неизлечимой болезни, другое – с умершею дщерию князя Иаира и заключалось в воскрешении ее из мертвых. Рассмотрим сии сверхъестественные события подробнее для нашего назидания.

Упоминаемая в Евангелии жена страдала течением крови двенадцать лет. Можете представить, как она была измучена болезнию и озабочена исцелением от оной. Все, что имела она, истощила на лекарства и врачей, – и что же?–не возможе ни от единого исцелети (Лк. 8, 43).

Слово Божие не запрещает нам употреблять в болезнях естественные средства и прибегать ко врачам: ибо мудрый Сирах свидетельствует, что Господь созда врачевания, и муж мудрый не возгнушается ими (Сир. 38, 4). Но тот же Сирах и преподает наставление всем болящим прибегать прежде к Богу с молением, потом не делать грехов, за сим принести жертву Богу, и наконец уже обратиться и ко врачу. Чадо, говорит он, в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и той тя исцелит. Отступи от прегрешения, и направи руце, и от всякаго греха очисти сердце твое: даждь благоухание и память семидала, и умасти приношение. И даждь место врачу, Господь бо его созда: и да не удалится от тебе, потребен бо ти есть (Сир. 38, 9–12). Наставление божественное! Какой больной не воспользуется им? и какой врач не одобрит его? – Но воспользовалась ли им жена кровоточивая? Молилась ли Богу? Уповала ли на Его всесильную помощь? Очищала ли сердце свое от грехов? – Нет. Она молилась врачам и уповала на их искусство и знание. И потому болезнь ее становилась день ото дня неисцельнее, опаснее: паче же в горшая прииде.

Когда все надежды на помощь человеческую уже исчезли: тогда страдалица обращает мысленный взор свой на помощь небесную. Не поздно ли? – Нет, братия: можно опоздать только надеждою на врачей, но надежда на Бога никогда не поздня. Слух о чудесах Христовых производит в душе болящей жены веру; вера возстановляет надежду на исцеление; вера и надежда влекут и мысль ее, и чувства к Спасителю, утешая, что, если только прикоснется риз Его, спасена будет. Так и сделалось: и приступивши созади, коснуся края риз его: и абие ста ток крове (Лк. 8, 44), и ощути телом, яко исцеле от раны (Мк. 5, 29).

Очевидно, что кровоточивая жена, так сказать, похитила исцеление: ибо Иисус Христос, ощутив прикосновение, спросил в ту же минуту учеников Своих: кто есть коснувыйся Мне? Аз бо чух силу, изшедшую из мене (Лк. 8, 46). Но такое похищение было действием смирения и скромности. Грешница стыдилась предстать пред святейшее лице Божественного Учителя и Чудотворца; совестилась утруждать Его такою просьбою; боялась безпокоить Его своею нуждою и довольствовалась надеждою на одно тайное прикосновение к Его ризе.

Для чего спросил Иисус: кто есть коснувыйся Мне? Неужели Он не знал и не видел прикоснувшейся к Нему жены? – Он хотел заставить тайную похитительницу признаться в деле, ею учиненном, хотел, чтобы она всенародно объявила о своем исцелении, – и сделал.

Трепещущи прииде, и падши пред Ним, еяже ради вины прикоснуся Ему, поведа Ему пред всеми людми и яко исцеле абие (Лк. 8, 47). Иисус не оставляет трепещущую исповедницу без утешительного ответа. Сперва освобождает ее от страха вожделенным именем дщери: дерзай, дщи; потом усвояет спасение ее вере: вера твоя спасе тя; и наконец, дарует мир ее душе и сердцу: иди с миром (48). Получив исцеление, получив драгоценнейшее благо душевного мира, могла ли она не одушевиться большею силою веры и упования? Могла ли не возлюбить своего небесного Спасителя чистою и святою любовию?

Заметим при сем, братия, что исцелившаяся чрез прикосновение к ризе Христовой едва ли не первая подает нам пример уважения, благоговения и верования к одеждам святых Угодников Христовых, к их утвари, к местам их жительства. Читая историю Апостольских Деяний, уже находим, что на болящих клали апостольские платы для прекращения болезней, для изгнания злых духов (Деян. 19, 12). И чем далее простираем мысленный взор в историю чудес, произведенных Угодниками Божиими, тем более находим опытов и примеров, доказывающих необходимость верования в святость вещей, употребляемых Святыми Божиими для спасения души. Мы не сомневаемся в заразительности платья, носимого больными людьми. Тем менее должны сомневаться в целебности священных одежд, носимых прославленными и на земле и на небе Угодниками Христовыми. Прикасайся к ним верою, как прикоснулась жена к краю ризы Христовой, и извлечешь силу божественной благодати, извлечешь утешение в день скорби и облегчение во время болезни.

Другое чудо произошло с дщерию князя Иаира, Приступи ко Иисусу человек некий, емуже имя Иаир, и той князь сонмищу, и пад при ногу Иисусову, моляше его внити в дом свой: яко дщи единородна бе ему, яко лет двоюнадесяте, и та умираше.

Не удивительно, что люди простые, бедные, незнатные, некнижные прибегали к Спасителю с молением о помощи: ибо к сим-то людям Он преимущественно и сошел на землю, по предречению пророка Исаии, благовестити нищим, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, и утешити вся плачущия. Но можно ли не удивляться тому, что к толпе бедных людей причел себя и такой человек, который был князь сонмищу? Такие люди не скорее ли прибегают в нуждах своих к людям же, в заступление к сильнейшим, в недостатках к богатейшим, в недоумениях к мудрейшим, в болезнях к врачам искуснейшим? Что же побудило его сойти в круг простого народа и кланяться пред Тем, которого и он называл другом грешников и мытарей? – Нужда, крайняя нужда: дщи единородна бе ему, и та умираше.

Иисус исполняет просьбу Иаирову; приходит в дом, и что же? – Не дозволяет никому быть в доме, кроме Петра, Иоанна и Иакова, кроме отца отроковицы и матери. Для чего Спаситель, не утаивший веры жены и чудесного ее исцеления от всех учеников и даже от народа, для чего здесь не допустил войти в дом и быть свидетелями Своей силы не только народу, но самим ученикам Своим? Для того, что не хотел обнаружить всенародно своего Божеского величия и силы. Нужно знать о чуде ученикам? – Скажут о том Петр, Иоанн и Иаков. Народу? – Возвестят отец, мать и сама отроковица.

И емь за руку отроковицу, возгласи: отроковице, востани: и возвратися дух ея, и воскресе абие. – Немного слов сказано, но много силы ими выражено. Взятием руки сообщена была жизнь умершей отроковице, а воззванием она воскрешена. Кто может творить такие чудеса, как не один Господь, всемогущий и всесильный?

И дивистася родители ея: он же повеле има никомуже поведати бывшаго. Но можно ли было родителям не хвалиться своим счастием в оживотворении дщери своей и можно ли было утаить воскресшую, которую все видели умершею? Для чего же запретил? Дабы подать нам пример скромности, смирения, и научить, чтобы не хвалились благодеяниями даже и в то время, когда облагодетельствованные обязаны прославлять благодетеля.

Но одно ли сие нравоучение преподает нам ныне чтенное Евангелие? Во-первых, оно учит нас прибегать в нуждах к Богу с верою, и чем пламеннее будет вера, тем скорее исполнится прошение. Во-вторых – не полагать надежды на людей, если Господь не содействует. Сила Его тем очевиднее совершается, чем меньше остается надежды на помощь человеческую. В-третьих, не только сам Бог, но и божественные вещи могут подавать нам помощь и исцеление. Взоры Иисуса Христа спасли Закхея, глас воскресил сына вдовицы и дщерь князя сонмища и Лазаря четверодневного; персты исцелили глухонемого; плюновение возвратило зрение слепому; край ризы уврачевал жену кровоточивую. Чего же не можем получить мы от тела Его, предлагаемого нам ежедневно в таинстве причащения? Чего не можем ожидать от Его Угодников, освященных в жилища Ему и получивших власть помогать страждущим и врачевать болящих? Чего не можем приобретать в вещах, освященных Богом и прославленных чудесною силою? Много, очень много путей, которыми Спаситель идет к нам на помощь: но много ли путей у нас для сообщения с нашим Спасителем? Один – путь креста. Много ли способов к приятию Его даров? Один – вера.

Веруйте, братия, от всего сердца. Такой вере обещаны чудеса и слава, блаженство и рай, – обещано все небо! Аминь.

* * *

91

Произнесено октября 24-го, 1839 года.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Преподобного Сергия митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 148. Содержание 3-го и 4-го слова о богословии. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

3. The City of God – The City of God (Book IX) блаженный Аврелий Августин

4. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Мартиниан преподобный Исаак Сирин Ниневийский

6. Луч Света. Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия – Б. Н. Компанейский († 1965 г.) Критика маркизма-ленинизма. архимандрит Пантелеимон (Нижник)

7. Блаженный Диадох, епископ Фотики древнего Эпира, и его творения – Указатели профессор Константин Дмитриевич Попов

8. Биографические материалы. Том I – Семинария архиепископ Никанор (Бровкович)

9. Охридский пролог – 1. Святые мученик Хрисанф, мученица Дария, и другие мученики с ними святитель Николай Сербский

10. The Stromata – BOOK III пресвитер Климент Александрийский

Комментарии для сайта Cackle