Слово в Неделю двадцать четвёртую91
В чтенном ныне Евангелии слышали мы, братия, о двух необыкновенных явлениях в жизни человеческой, Одно произошло с кровоточивою женою и состояло в чудесном исцелении её от неизлечимой болезни, другое – с умершею дщерию князя Иаира и заключалось в воскрешении её из мертвых. Рассмотрим сии сверхъестественные события подробнее для нашего назидания.
Упоминаемая в Евангелии жена страдала течением крови двенадцать лет. Можете представить, как она была измучена болезнию и озабочена исцелением от оной. Всё, что имела она, истощила на лекарства и врачей, – и что же? – не возможе ни от единого исцелети (Лк.8:43).
Слово Божие не запрещает нам употреблять в болезнях естественные средства и прибегать ко врачам: ибо мудрый Сирах свидетельствует, что Господь созда от земли врачевания, и муж мудрый не возгнушается ими (Сир.38:4). Но тот же Сирах и преподаёт наставление всем болящим прибегать прежде к Богу с молением, потом не делать грехов, за сим принести жертву Богу, и наконец уже обратиться и ко врачу. Чадо, говорит он, в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и той тя исцелит. Отступи от прегрешения, и направи руце, и от всякаго греха очисти сердце твое: даждь благоухание и память семидала, и умасти приношение. И даждь место врачу, Господь бо его созда: и да не удалится от тебе, потребен бо ти есть (Сир.38:9–12). Наставление божественное! Какой больной не воспользуется им? и какой врач не одобрит его? – Но воспользовалась ли им жена кровоточивая? Молилась ли Богу? Уповала ли на Его всесильную помощь? Очищала ли сердце своё от грехов? – Нет. Она молилась врачам и уповала на их искусство и знание. И потому болезнь её становилась день ото дня неисцельнее, опаснее: паче в горшая пришедши (Мк.5:26).
Когда все надежды на помощь человеческую уже исчезли: тогда страдалица обращает мысленный взор свой на помощь небесную. Не поздно ли? – Нет, братия: можно опоздать только надеждою на врачей, но надежда на Бога никогда не поздня. Слух о чудесах Христовых производит в душе болящей жены веру; вера восстановляет надежду на исцеление; вера и надежда влекут и мысль её, и чувства к Спасителю, утешая, что, если только прикоснётся риз Его, спасена будет. Так и сделалось: и приступивши созади, коснуся края риз его: и абие ста ток крове ея (Лк.8:44), и ощути телом, яко исцеле от раны (Мк.5:29).
Очевидно, что кровоточивая жена, так сказать, похитила исцеление: ибо Иисус Христос, ощутив прикосновение, спросил в ту же минуту учеников Своих: Кто есть коснувыйся Мне? Аз бо чух силу, изшедшую из мене (Лк.8:46). Но такое похищение было действием смирения и скромности. Грешница стыдилась предстать пред святейшее лице Божественного Учителя и Чудотворца; совестилась утруждать Его такою просьбою; боялась безпокоить Его своею нуждою и довольствовалась надеждою на одно тайное прикосновение к Его ризе.
Для чего спросил Иисус: кто есть коснувыйся Мне? (Лк.8:45) Неужели Он не знал и не видел прикоснувшейся к Нему жены? – Он хотел заставить тайную похитительницу признаться в деле, ею учинённом, хотел, чтобы она всенародно объявила о своём исцелении, – и сделал.
Трепещущи прииде, и падши пред Ним, еяже ради вины прикоснуся Ему, поведа Ему пред всеми людми и яко исцеле абие (Лк.8:47). Иисус не оставляет трепещущую исповедницу без утешительного ответа. Сперва освобождает её от страха вожделенным именем дщери: дерзай, дщи ; потом усвояет спасение её вере: вера твоя спасе тя; и наконец, дарует мир её душе и сердцу: иди с миром (Лк.8:48). Получив исцеление, получив драгоценнейшее благо душевного мира, могла ли она не одушевиться большею силою веры и упования? Могла ли не возлюбить своего небесного Спасителя чистою и святою любовию?
Заметим при сем, братия, что исцелившаяся чрез прикосновение к ризе Христовой едва ли не первая подает нам пример уважения, благоговения и верования к одеждам святых угодников Христовых, к их утвари, к местам их жительства. Читая историю апостольских деяний, уже находим, что на болящих клали апостольские платы для прекращения болезней, для изгнания злых духов (Деян.19:12). И чем далее простираем мысленный взор в историю чудес, произведённых угодниками Божиими, тем более находим опытов и примеров, доказывающих необходимость верования в святость вещей, употребляемых святыми Божиими для спасения души. Мы не сомневаемся в заразительности платья, носимого больными людьми. Тем менее должны сомневаться в целебности священных одежд, носимых прославленными и на земле и на небе угодниками Христовыми. Прикасайся к ним верою, как прикоснулась жена к краю ризы Христовой, и извлечёшь силу Божественной благодати, извлечёшь утешение в день скорби и облегчение во время болезни.
Другое чудо произошло с дщерию князя Иаира. Приступи ко Иисусу человек некий, емуже имя Иаир, и той князь сонмищу бе. И пад при ногу Иисусову, моляше его внити в дом свой: яко дщи единородна бе ему, яко лет двоюнадесяте, и та умираше (Лк.8:41–42).
Не удивительно, что люди простые, бедные, незнатные, некнижные прибегали к Спасителю с молением о помощи: ибо к сим-то людям Он преимущественно и сошёл на землю, по предречению пророка Исаии, благовестити нищим, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, и утешити вся плачущия (Ис.61:1–2). Но можно ли не удивляться тому, что к толпе бедных людей причёл себя и такой человек, который был князь сонмищу? Такие люди не скорее ли прибегают в нуждах своих к людям же, в заступление к сильнейшим, в недостатках к богатейшим, в недоумениях к мудрейшим, в болезнях к врачам искуснейшим? Что же побудило его сойти в круг простого народа и кланяться пред Тем, которого и он называл другом мытарей и грешников (Мф.11:19)? – Нужда, крайняя нужда: дщи единородна бе ему,... и та умираше.
Иисус исполняет просьбу Иаирову; приходит в дом, и что же? – Не дозволяет никому быть в доме, кроме Петра, Иоанна и Иакова, кроме отца отроковицы и матери. Для чего Спаситель, не утаивший веры жены и чудесного её исцеления от всех учеников и даже от народа, для чего здесь не допустил войти в дом и быть свидетелями Своей силы не только народу, но самим ученикам Своим? Для того, что не хотел обнаружить всенародно своего Божеского величия и силы. Нужно знать о чуде ученикам? – Скажут о том Пётр, Иоанн и Иаков. Народу? – Возвестят отец, мать и сама отроковица.
И емь за руку отроковицу, возгласи, глаголя: отроковице, востани: и возвратися дух ея, и воскресе абие (Лк.8:54–55). – Немного слов сказано, но много силы ими выражено. Взятием руки сообщена была жизнь умершей отроковице, а воззванием она воскрешена. Кто может творить такие чудеса, как не один Господь, всемогущий и всесильный?
И дивистася родители ея: он же повеле има никомуже поведати бывшаго (Лк.8:56). Но можно ли было родителям не хвалиться своим счастием в оживотворении дщери своей и можно ли было утаить воскресшую, которую все видели умершею? Для чего же запретил? Дабы подать нам пример скромности, смирения, и научить, чтобы не хвалились благодеяниями даже и в то время, когда облагодетельствованные обязаны прославлять благодетеля.
Но одно ли сие нравоучение преподаёт нам ныне чтенное Евангелие? Во-первых, оно учит нас прибегать в нуждах к Богу с верою, и чем пламеннее будет вера, тем скорее исполнится прошение. Во-вторых – не полагать надежды на людей, если Господь не содействует. Сила Его тем очевиднее совершается, чем меньше остаётся надежды на помощь человеческую. В-третьих, не только сам Бог, но и Божественные вещи могут подавать нам помощь и исцеление. Взоры Иисуса Христа спасли Закхея, глас воскресил сына вдовицы и дщерь князя сонмища, и Лазаря четверодневного; персты исцелили глухонемого; плюновение возвратило зрение слепому; край ризы уврачевал жену кровоточивую. Чего же не можем получить мы от тела Его, предлагаемого нам ежедневно в таинстве Причащения? Чего не можем ожидать от Его Угодников, освящённых в жилища Ему и получивших власть помогать страждущим и врачевать болящих? Чего не можем приобретать в вещах, освящённых Богом и прославленных чудесною силою? Много, очень много путей, которыми Спаситель идёт к нам на помощь: но много ли путей у нас для сообщения с нашим Спасителем? Один – путь креста. Много ли способов к приятию Его даров? Один – вера.
Веруйте, братия, от всего сердца. Такой вере обещаны чудеса и слава, блаженство и рай, – обещано всё небо! Аминь.
* * *
Произнесено октября 24-го, 1839 года.