митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в неделю двадцать четвертую92

Блажени слышащии слово Божие и хранящии е. (Лк. 11, 28)

Кто не желает быть блаженным или счастливым? Любовь к блаженству врождена в нашем сердце; все мы. Царь и раб, ученый и неученый, богатый и бедный, ищем его всеми возможными силами и средствами в разных местах и вещах; и однако ж не все находим; потому что ищем или не там, где оно заключается, или не так, как должно искать.

Господь Иисус, называя слушающих слово Божие и хранящих его, блаженными, ясно показывает нам, братия, где заключается истинное блаженство, и как должно достигать его. Блажени слышащии слово Божие и хранящии е, говорит Он в Евангелии. Вникнем в это назидательное и утешительное изречение Спасителя нашего.

Слово Божие! – Какое это слово? – Ибо есть Его слово в видимой природе, которое говорит нам неумолкно о премудрости, благости и могуществе Творца нашего; есть слово во глубине души, которое свидетельствует, что добро и что зло, что надобно делать и чего убегать; есть слово, заключенное в священных письменах Закона и Евангелия, которое учит – в законе: уклонися от зла и сотвори благо, а в Евангелии: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный. Какое же из этих слов делает слушающих блаженными? – Без сомнения, Господь Иисус разумел не внешнее слово природы, – ибо оно в настоящем состоянии человека не может удовлетворять существенным потребностям его духа. Безбожник, взирая на природу и слушая вещание тварей, проповедующих невидимую силу и славу Божества, может познать Верховное Существо над природою и над собою, и – не более. Разумел и не внутреннее слово души, ибо оно, одобряя добро и осуждая зло, не может сообщить слушающим силы к творению добрых дел и к уклонению от зла. Разумел Господь откровенное слово – закон и Евангелие, из коих первый называется у Царя-Пророка светильником и светом, а второе называется у Ап. Павла силою всякому верующему во спасение. Вспомните, кому и когда сказал Иисус: блажени слышащии Слово Божие и хранящии е. – Он сказал некоторой жене, которая, слушая Его божественное учение, так была проникнута им, что громким голосом сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссал. Очевидно, Иисус разумел не внешнее слово и не внутреннее, но откровенное, слово Евангелия.

И так Слово Божие, или Слово Христово не иным чем должно быть для нас, братия, как сокровищницею многообразных и многоразличных духовных благ, наслаждение которыми составляет истинное блаженство. И подлинно, чего нет в слове Божием? Есть свет истины, который просвещает сидящих во тьме и сени смертной, хлеб жизни, который насыщает алчущих, вода спасения, которая напояет жаждущих правды, соль благодати, которая предохраняет благодатное семя жизни от порчи и тления; в нем проповедуется вера, спасающая и оправдывающая нас, внушается любовь, соединяющая нас с Господом, и возвещается надежда, обещевающая нам жизнь вечную. Как не слушать и не читать такое спасительное и благотворное слово! – Только надобно слушать и читать с благоговейным вниманием и смирением сердца: ибо невнимательность и рассеяние заграждают слову Божию вход в наше сердце.

Блаженство слушающих и хранящих слово Божие состоит в просвещении их ума светом веры Евангельской и в согретии сердца любовию Божиею. Слушая слово Божие, мы приобретаем веру, которая, по свидетельству Апостола, рождается от слуха, возбуждаемого глаголом Божиим, и преуспеваем в любви, которую учение Евангельское питает и возгревает. Вера и любовь есть благодатная жизнь нашего духа; жить такою жизнию, – не есть ли блаженство? Что вере и любви не обещано? Какими сокровищами неба не могут обладать они на земле? Посмотрите на Апостолов, не беднее ли они были всех? И между тем сами о себе говорили, что они, ничего не имея, всем владели, и быв нищи, всеми благами обиловали. – Я скажу более, что вера и любовь вселяют Христа в сердца тех слушателей слова Божия, которые сохраняют и исполняют его. Есть ли и может ли быть счастие и блаженство выше того, какое дарует нам вера и любовь?

Но такое блаженство достигается не вдруг, а постепенно. Слово Божие называется семенем; а семя, посеянное в землю, не скоро выходит на поверхность земли, дает клас и созревает. Подобным образом и блага, сообщаемые нам в слове Божием, не скоро развиваются в нашем сердце и не вдруг производят спасительные плоды. Успех зависит от упражнения. Чем чаще, усерднее и внимательнее читаем или слушаем слово Божие, тем более просвещаемся и умудряемся во спасение, и чем тщательнее сохраняем его и соображаем с ним свои действия, тем более ощущаем в себе веселия, радости и мира Божия.

Говоря о блаженстве слушающих слово Божие и хранящих его, не забудем сказать, кого разумел Иисус Христос под именем слушающих и хранящих. Это не те слушатели, кои слыша не слышат, и видя не видят. И не те хранители, кои хотя приемлют слово Божие в сердце свое, но в скором времени и забывают; Нет! – Это такие слушатели, которые к слушанию слова Божия приносят сердце чистое, т. е. свободное от страстей, сердце доброе, кроткое, смиренное, послушное, и отходят с назиданием и утешением в душе; это такие хранители слова Божия, которые не только не забывают принятое и понятое и повторяют оное в душе своей, но чрез размышление и упражнение обращают оное в ясное и твердое познание, а потом и в дело и жизнь. Таковыми слушателями и хранителями были ученики Христовы; таковыми бывают и все те, которые слушают слово Божие с чистым сердцем и исполняют с усердием.

Чтобы светоносное и животворное слово Христово было плодоносно в нашем сердце, необходимо нужно очистить сердце от грехов и страстей; только такое сердце может во всей чистоте принять слово Божие, сохранить и исполнить; только оно одно может носить в себе дух и силу Христову; только оно одно в полном смысле может быть блаженным. Слушатель с нечистым сердцем, исполненным грехов и страстей, или не приемлет слова Божия и остается глухим, как безчувственный истукан, или приемлет, но не во спасение. Во время пребывания Господа Иисуса на земле, когда мытари и рыбари внимали и веровали слову Христову и когда весь народ дивился о учении Его и говорил: николиже тако глаголал, человек, яко сей человек глаголет, от чего одни, почивавшие на законе, фарисеи не понимали и не чувствовали словес Его? От чего спасительные струи животворящего слова Его, напоившие множество душ и сердец, не нашли пути только к сердцам фарисеев? От того, что сердца их были полны гордости, высокомерия и тщеславия; от того, что сии страсти не допускали их познать Господа Иисуса. – Посмотрим на другой пример. Не принял ли учение Христово Иуда? Не удостоился ли вместе с прочими учениками слушать самое Слово Животное, видеть Его своими очами и осязать своими руками? И что ж? – К чему все это послужило, когда в сердце его господствовало сребролюбие? Он предал своего Господа и Учителя на смерть и сам погиб ужасною смертию.

Из сих примеров не трудно усмотреть, почему слушающие не все бывают блаженны. Одни слушают – и не приемлют; другие приемлют – и не сохраняют; у одних сердце так жестко как камень, а у других исполнено греховного терния.

Благочестивые души! Вы любите слушать Слово Божие; ваше усердие и внимание выражают вашу любовь к благочестию. Не скучайте, если слушая слово Божие, не ощущаете спасительных плодов его. Я уже сказал вам, что слово Божие есть семя. Вы не приметите, как оно взойдет и произрастит в вас благие плоды: – только, слушая слово Божие, храните его и исполняйте. Аминь.

* * *

92

Произнесено октября 29, 1844 года в варшавск. Кафедральн. Соборе.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 189. IV. Иероним – пламенный ревнитель духовной жизни. Замечания об отзывах его относительно некоторых предметов. Общее заключение о нем. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

2. Слова и речи. Том II – Слово в день Святителя и Чудотворца Николая митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Предполагаемая реформа церковного суда – Об отделении в Церкви судебной власти от административной архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

4. Письма – 394. Что Матушка не велит, того и не делай. Лучше здесь потерпеть за грехи ради Царствия Небеснаго преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

5. Отечник Проповедника – Непоколебимость игумен Марк (Лозинский)

6. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 4. Славяно-русский пролог, Ч. 2. Январь-апрель – Примечания к тексту издаваемых чтений из Пролога (январь – апрель) профессор Александр Иванович Пономарёв

7. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Неверие схиархимандрит Иоанн (Маслов)

8. Служба Богу и России (слова и речи) – Слово в день рождения Государя Императора (6 мая) архиепископ Феодор (Поздеевский)

9. Из Румелии – Кастория. 6 июня. Вечер. архимандрит Антонин (Капустин)

10. Биографические материалы. Том I – Семинария архиепископ Никанор (Бровкович)

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс