Источник

Иерусалим

Иерусалим (основание, или жилище мира) – этот всемирно известный город, древнейший и знаменитейший из городов Обетованной Земли, назывался в древности Иевусом (Нав. XVIII, 28) по имени родоначальника иевусеев, Иевуса. Впрочем, думают, что древность его восходит даже ко временам Авраама, предполагая в нем Салим, в котором, во времена Авраама, царем и первосвященником был Мельхиседек. Иевус был завоеван у иевусеев Давидом, который сделал его метрополией своего царства и построил к с.-з. от старого города крепость, или новый город, названный Иерусалимом. Таким образом, Иерусалим сделался столицей Иудеи.

Новейшие исследования Палестины, тщательно производимые доселе, пролили много света на г. Иерусалим, равно как и на прочие места так называемой Святой Земли. По общему мнению, первое понятие о первобытном положении города несомненно сообщается в XXII гл. кн. Бытия, именно: по словам книги, он должен был находиться в земле Мориа, на одной из гор которой Авраам по Божественному повелению готовился некогда принести в жертву сына своего Исаака (II Пар. III, 1). Точное определение положения города Иерусалима никогда не подлежало сомнению. Он лежит в 12 часах пути от Средиземного моря и в 8 – от Иордана, на широкой плоской возвышенности, состоящей более чем из 4 горных вершин и возвышающейся более чем на 2500 футов над уровнем моря. Долина Иосафатова с потоком Кедрон на в. и долина Гион на ю. и з. служат его границей.

Библейская историческая гора Мориа находится в настоящее время на одном общем уровне с прочими частями города и занята мечетью Омаровой, стоящей, вероятно, на прежнем месте храма Соломонова. Это здание считается настолько священным в глазах турок, что ни одному христианину не дозволяется вступать даже в ограду, окружающую мечеть. Хотя возвышенность горы теперь мало заметна, но высота оной неоспорима. Чтобы приготовить место на г. Мориа для постройки храма, Соломон обнес ее громадной стеной. Местность между горой и стеной представляла обширную площадь, удобную для сооружения на ней храма и его огромных притворов. На с.-з. углу означенной площади находилась величественная башня, названная Иродом башней Антония в честь Марка Антония. Гора Сион находилась на ю.-в. от г. Мориа; настоящее положение и высота ее вполне соответствуют древнейшим повествованиям о сей свящ. горе различных историков. После многократных опустошений, которым подвергался Иерусалим, к сожалению, невозможно с точностью определить границы Сиона. Впрочем, между Сионом и Мориа доселе существует еще значительный подъем почвы, который настолько соответствует восточной стороне Акры, по описанию древних историков, что не оставляет никакого сомнения в том, что она составляла некогда часть г. Сиона. Иудеи доселе называют весь этот подъем земли Сионом. Акра (называемая так от греч. слова, значащего высокий) иногда называется также нижним городом, а самая гора Сион верхним и, находясь на с. от означенной горы, отделялась от нее долиной.

Город был построен некогда на вершине Акры. После 25-летнего существования город был срыт и гора подведена под общий уровень с близлежащей местностью. Настоящий Иерусалим главным образом расположен на г. Мориа, имеет около 2,5 миль в окружности с 20 000 населением. Относительно наружной формы город можно назвать квадратом. Восточная стена тянется прямо во всю свою длину. На с. и ю. сторонах в ней находится по одному изгибу с наружной стороны и один изгиб с западной внутрь. Близ изгиба с западной стороны находятся Яфские ворота, называемые иначе Вифлеемскими. На южной стороне находятся врата Сионские, называемые иначе Давидовыми. На восточной стороне, близ купели Вифезда, – врата Стефана, именуемые также Овчими и вратами Св. Девы. На западной стороне между Голгофой и Везефой находятся врата Дамасские. Означенные четверо ворот суть главные городские ворота, и они всегда открыты с утра до солнечного заката. Кроме указанных существует еще двое небольших ворот, которые открываются только в известных случаях: одни на ю. стороне, несколько на з. от г. Мориа, так называемые Навозные, а другие, под названием Иродовых, находятся на з. стороне, и ими проходят из Везефы. На в. от Мориа находятся седьмые ворота или, лучше сказать, место, где они находились в то время, когда христиане владели городом, потому что в настоящее время они совершенно заложены, – это так называемые Золотые врата.

Доселе у магометан господствует предание, что в эти ворота войдет христианский победитель мусульман. Несомненно, что этими вратами вошел Господь в храм Божий во время торжественного Своего входа в Иерусалим. Кроме означенных, в Свящ. Писании упоминаются еще ворота: Ефремовы, Вениаминовы, Рыбные, Водяные, Конские, Темничные, Железные и некоторые др.

Евреи занимают меньшую часть города сравнительно с тем, что занимают турки и арабы. Армяне живут в своем монастыре на Сионской горе и в окрестностях. Греки и католики имеют свои монастыри поблизости с Голгофой, близ которых и находятся их жилища. Турки и арабы занимают Везефу, всю восточную часть города и почти в каждой части города имеют свои разбросанные дома. Евреи живут на пространстве между Сионом и Мориа, занимаемом в настоящее время мечетью Омара, огражденной стенами. Как мы уже заметили выше, ни одному из христиан не дозволяется входить в эту мечеть под опасением смерти, а также магометанам, хотя означенное запрещение в последнее время не имеет уже такого значения как прежде. В ней и по сторонам оной высятся четыре минарета.

У евреев в Иерусалиме находится значительное число синагог, и почти все они выстроены в местности, ими занимаемой.

Храм Гроба Господня стоит близ г. Голгофы, там же и Камень помазания. Это здание, отличающееся своей массивностью и объемом, вмещает в себе придел Распятия, Погребения и Воскресения Господа Иисуса, семь небольших других приделов, монастырь, и различные монастырские пристройки. Греки имеют здесь 12 монастырей и один близ Сионских ворот. Армяне имеют три монастыря на Сионской горе, два в Иерусалиме и третий поменьше вне Сионских врат, на том самом месте, где, по преданию, стоял дом первосвящ. Каиафы, в котором стоял Господь Иисус на судилище и на дворе которого ап. Петр отрекся от Него. У коптов, сириян, абиссинцев также находится во владении по небольшому монастырю.

Дома в Иерусалиме большей частью каменные, в большинстве, впрочем, они низки, неправильной архитектуры, с плоскими кровлями или террасами. Окна в них небольшие и выходят преимущественно на улицу; они ограждены толстыми железными решетками, а за ними виднеются красивые деревянные решетки, устроенные с целью, чтобы мимоходящие не могли видеть из-за них женщин. Улицы узкие и большей частью неправильны. Садов в городе очень немного.

Из особенных достопримечательностей Иерусалима, без сомнения, первое место занимает Храм св. Гроба, священнейшее здание для всего христианского мира. Он выстроен несколько на з. от улицы, ведущей к Дамасским воротам, Константином Великим или, вероятнее, матерью его, Еленой, над Гробом Господним. Храм св. Гроба и разрушали и возобновляли несколько раз, потому-то в настоящем своем виде он принадлежит уже к более позднему времени, за исключением некоторых частей его лицевой стороны, существовавших, быть может, до времен крестоносцев. Он состоит, так сказать, из неправильной громадной глыбы здания и вмещает в себе все традиционные священные места, соединенные с воспоминаниями о земной жизни, смерти и погребении Спасителя, как-то: Голгофу, Камень помазания и св. Гроб, в котором было положено Тело Иисусово. Голгофа и погребальная пещера находились, по словам Свящ. Писания, вне врат Иерусалима, но известно, что город был расширен по направлению к оным, и вот они вошли в состав города и помещаются под одной кровлей храма.

В том же самом храме показывают, кроме сего, много других свящ. достопримечательностей, как то: место погребения Адама, Мельхиседека, гробницы Иосифа и Никодима, место, на котором стояла Мария во время помазания Тела Иисусова, и место, где явился Христос по воскресении Марии Магдалине и Богоматери и где позже, спустя 300 лет, был обретен Животворящий Крест Господень. Храм разделен между лицами различных христианских вероисповеданий (за исключением протестантских), монахи и священники которых живут в соседстве или в самом даже здании храма, для исправления своих дневных и ночных богослужений; впрочем, храм всегда тщательно охраняется мусульманами, которым платится известная плата за посещение и осмотр святынь оного.

Засим достойны внимания: монастырь св. Иакова, принадлежащий армянам, одно из обширнейших зданий в Иерусалиме, с прекрасным садом и очень ценной библиотекой. В нем показывают место мученической кончины Иакова, брата Господня, камень, покрывавший дверь св. Гроба и др. Дом св. Марка принадлежит сирийским христианам и служит местом пребывания их епископа. Монастырь Константина принадлежит грекам. Абиссинский монастырь – несколько к ю. от храма Гроба Господня; в нем показывают масличное дерево, в ветвях которого, по преданию, запутался рогами агнец, принесенный Авраамом в жертву вместо Исаака. Латинский монастырь с 15 францисканскими монахами из испанцев, коптский монастырь и некоторые другие.

Гробница Давида, или Ель-Неби-Дауд, находится на южной вершине Сиона, вне городской стены. Она одно из замечательнейших зданий в Иерусалиме. Означенное сооружение над местом погребения царя пророка Давида, как говорят, существовало уже в IV столетии и считалось христианами означенного века за Сионскую горницу, в которой Спаситель совершил Тайную вечерю со Своими учениками и установил таинство св. Причащения. Ее охраняют с большим тщанием, чем даже самую мечеть Омара.

Церковь Христова, принадлежащая английским и прусским протестантам, расположена на Сионской горе, несколько к ю.-в. от Яфских ворот.

Есть и другие общественные церковные здания в Иерусалиме, но поименованные нами суть главнейшие.

Вообще можно сказать, что настоящий Иерусалим, по различию вероисповеданий, разделяется на четыре квартала: 1) христианский, имеющий своим центром храм Гроба Господня, в котором церковь г. Голгофской, ц. Гроба Господня, храм Воскресения и церковь Обретения Креста с множеством различных свящ. достопримечательностей; 2) армянский квартал, заключающий з. часть Сиона и населенный главным образом армянами, имеющими здесь два монастыря с разными другими достопримечательностями; 3) еврейский квартал, расположенный на в. стороне Сионского холма, с остатком з. стены Соломонова храма, куда обыкновенно собираются евреи в пятницу для молитвы и плача о древнем своем храме, и, наконец, 4) самый большой квартал, магометанский, занимающий две трети города, где главное строение мечеть Омара, главную святыню которой составляет каменная скала, с которой, по мусульманскому поверью, Магомет вознесся на небо. Среди означенного квартала возвышается также большая еврейская синагога и находятся различные другие достопримечательности, священные в глазах евреев.

Скажем в заключение несколько слов и о наших русских постройках в Иерусалиме, занимающих место на Гионской возвышенности на с.-з. стороне Иерусалима, в одной из самых здоровых местностей, и составляющих немалое украшение пустынных окрестностей святого града. Самые постройки здесь следующие: обширный двор и среди него церковь, построенная по образцу одной из древнейших афонских церквей, в византийском стиле; госпиталь – огромный двухэтажный дом, большое каменное здание, в центре которого домовая церковь Прав. Русской духовной миссии. В верхнем этаже квартиры для членов миссии, важных посетителей, библиотека и др., а в нижнем – приют для русских путешественников. Кроме означенных построек, существуют еще два одноэтажных корпуса, занятые мужским и женским приютами: Русский храм в Иерусалиме, с его украшениями и величественным, совершающимся в нем богослужением, обращает на себя общее внимание и привлекает тысячи приходящих иноверцев.

Размеры нашей Библейской Энциклопедии не дозволяют нам входить в дальнейшие подробности касательно истории Иерусалима, названия оного, местоположения составных частей, окрестностей, его древностей и т. п. Пусть любознательный и благочестивый читатель, при помощи Библии и творения Иосифа Флавия, сам постарается изучить оные с географической картой Иерусалима в руках, причем, конечно, он может руководствоваться и наиболее известными русскими и иностранными учеными сочинениями по означенному предмету. Полное описание Иерусалима в настоящем его виде можно найти у Норова, Диксона и проф. Олесницкого.


Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Комментарии для сайта Cackle