архимандрит Никифор (Бажанов)

Праздники

Праздники (Лев. XXIII, 2 и др.). В Ветхозаветной Церкви праздничные дни были указаны и узаконены самим Богом.

Важнейшие из них следующие:

а) Суббота – по выражению раввинов, царица праздников; установлено праздновать субботу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения;

б) Пасха и праздник опресноков, установленный в память избавления евреев от плена и рабства египетского;

в) Пятидесятница, называемая праздником седмиц и праздником жатвы, в 50-й день по Пасхе, установлена в память Синайского законодательства для принесения благодарений Богу за новые плоды земные;

г) Праздник Труб, служивший началом нового еврейского года, начинавшегося в первый день осеннего месяца тисри;

д) День Очищения – десятый день месяца тисри, праздник, в который первосвященник однажды в год входил в Святая Святых с кровью жертвенного животного и кропил над очистилищем для очищения грехов народа;

е) Праздник Кущей – в 15-й день седьмого месяца, в воспоминание странствования евреев в пустыне, когда они, останавливаясь, жили в палатках;

ж) Новомесячия. Начало каждого нового месяца возвещалось звуком труб и освящалось жертвоприношениями, что показывало евреям, что Бог есть начало всего и что все к Нему должно возвращаться. Особенными празднествами для Евреев были:

з) субботний год и и) юбилей. Каждый седьмой год по закону Моисееву должен был считаться священным (Исх. XXIII, 10–12). В этот год прекращалось земледелие, прощались долги должникам, всенародно читался закон, самородные плоды делались общим достоянием для всех по всей земле. Еще более торжественным и радостным празднеством для евреев был год юбилейный, или пятидесятый (Лев. XXV, 8–13). Кроме того что предписывалось соблюдать относительно субботнего года, в юбилейный год объявлялась свобода на земле всем ее жителям, возвращались наследственные земли потерявшим их владельцам и проч.

Впоследствии к этим великим праздникам присоединены были еще следующие:

к) Праздник Пурим, в 14-й и 15-й день адара, установленный в память избавления евреев от гибели, уготованной им Аманом (Есф. IX);

л) Праздник Дровоношения, т. е. доставления дров для храма, установленный Неемией (Неем. X:34, XIII:31);

м) Праздник Обновления храма, установленный Иудой Маккавеем (I Мак. IV, 59, Ин. X, 22);

н) Праздник, установленный в память победы, одержанной Иудой над Никанором (I Мак. VII, 49) и

о) праздник, установленный в память взятия и очищения Иерусалимской крепости первосвященником Симоном Маккавеем (I Мак. XIII, 52).

Новозаветная Церковь издревле также имеет свои праздники. Главнейшие из них по своему началу восходят к самым временам апостольским, другие получили начало и образование свое в последующие времена.

Первый и древнейший праздник Церкви Xристианской есть день воскресный, установленный в воспоминание воскресения Христова. Следы празднования его мы находим в самом Свящ. Писании. В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, т. е. христиан, во едину от суббот, т. е. в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба, т. е. для совершения Таинства Причащения (Деян. XX, 7). У апостола и евангелиста Иоанна в Откровении также упоминается день недельный, или воскресный (Апок. I, 10).

Но как в Ветхозаветной Церкви под именем субботы разумелись и другие дни, установленные для празднования, как, напр., праздник Пасхи, так и в Христианской Церкви должно наблюдать, кроме воскресного дня, и другие во славу Божию, в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых, установленные праздники.

Важнейшие из этих праздников суть следующие: Пасха – праздник Воскресения Христова, праздник праздников и торжество из торжеств, предначалие вечного блаженства, особенно торжественно отправляющийся во славу страданий и воскресения Господа.

Затем важнейшие дванадесятые праздники Господские и Богородичные суть следующие:

1) День Рождества Пресвятыя Богородицы.

2) День Ее введения во храм, для посвящения Ее Богу.

3) День Благовещения, т. е. ангельского возвещения Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия от Нее.

4) День Рождества Христова.

5) День крещения Господня и купно Богоявления Пресвятыя Троицы.

6) День Сретения Господа во храме Симеоном.

7) День преображения Господня.

8) День входа Господня в Иерусалим.

9) День вознесения Господня на небо.

10) Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Св. Духа и купно во славу Пресвятыя Троицы.

11) День воздвижения Креста Господня, обретенного царицей Еленой.

12) День Успения Пресвятой Богородицы.

За дванадесятыми праздниками следуют некоторые другие праздники во славу Господа и в честь Божией Матери и потом праздники в честь Святых Божиих. К последним принадлежат праздники – в честь св. ангелов, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, св. ап. Петра и Павла и других апостолов, св. пророков, великих святителей, мучеников, преподобных и других святых.


Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Комментарии для сайта Cackle