архимандрит Никифор (Бажанов)

Римляне

Овладев Иудеей, за 64 года пред пришествием Спасителя, римляне оставили ее жителям, как делали и в других завоеванных ими провинциях, свободу отечественного вероисповедания и щадили даже предрассудки иудеев. Равно и судопроизводство в делах обыкновенных предоставили они местным властям иудейским и только в делах уголовных, по-видимому, ограничили силу верховного иудейского судилища, то есть синедриона. Но вместе с тем римляне подчинили Иудею и ее жителей своей подушной и пошлинной системе, которая была очень тяжела для иудеев. Чтобы придать потребную силу распоряжениям назначаемых в Иудею правителей, римляне всегда содержали в Иудее часть своих войск, даже и при царях династии Иродовой.

Главная квартира войск была в Кесарии (приморской). Но в праздник Пасхи большие отряды когорт римских должны были находиться в самом Иерусалиме, где центральным пунктом для сосредоточения военной силы служила крепость Антониева, позиция которой у самого храма, где собирается масса народная, была очень важна для римлян. Военные отряды их состояли из пехоты и кавалерии, под командой трибунов, или тысяченачальников, и центурионов, или сотников. Делом римских солдат было, между прочим, выполнять смертные приговоры, содержать стражу на месте казни, причем пользовались они снимаемой с казнимых одеждой, и блюсти под караулом или препровождать куда следует арестантов.

В то же время под управлением римской власти вошла в обращение в Иудее и римская монета, прежде которой введена уже была греческая. Вошла в употребление и римская система мер и весов. Тогда же и самый язык римлян мог сделаться знакомым, по крайней мере, иудеям высших сословий, так как и в провинциях римских обыкновенно он употреблялся при судебных делопроизводствах и в публичных актах. Свобода в отправлении богослужения по своей вере предоставлена была иудеям не только в их отечестве, но и в других провинциях римских.

Кроме этой снисходительности римлян, иудеи могли пользоваться еще одной важной их милостью – они могли получать право «Римского гражданства», освобождавшее, между прочим, от телесных наказаний в судах римских и обеспечивавшее против насильственного действования судей вообще. Право это давалось и целым провинциям!, и городам, и частным лицам – последним, конечно, за особенные заслуги кесарю и его дому и, пожалуй, даже за деньги. Апостол Павел наследовал право это от своих родителей.


Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Комментарии для сайта Cackle