Источник

Толкование на Апостол из второго послания Апостола Павла к Коринфянам, читаемый в пятнадцатую неделю по Пятидесятнице (2Кор.4:6–15)

Богоглаголивый Апостол предлагает нам в ныне чтенном послании высокое Богословское учение, взяв рассуждение от создания мира и от воплощения Сына и Слова Божия. Два света описывает сей небесный человек: свет созданный, который Бог сотворил в начале миротворения, рекий: «да будет свет, и бысть свет» (Быт.1:3): и свет несозданный, который был в начале, то есть от века вкупе со Отцем, по сим словам: «в начале бе, слово, и слово бе к Богу, и Бог бе слово. Сей же бе свет истинный» (Ин.1:1:9). Свет созданный произведен из небытия в первый день, а свет несозданный рожден от Отца прежде всех век. Свет созданный освещает тела, а несозданный освещает души. Тот невидимые вещи делает видимыми, а сей неверных делает верными. Тот же самый Бог, который создал вещественный свет, для освещения вещественных тел, послал свет и невещественный, Единородного Сына своего и Слово, соделавшегося человеком для просвещения всех невещественных душ, да сим все, просветившись, познают, что Он есть истинный Бог. Сей свет Богопознания положил Бог в сосуды скудельные, то есть в сердца бедных, немудрых и немощных Апостолов, да просветит чрез них всю вселенную. В сосуды скудельные Он положил его для того, дабы уверить всех, что распространение и исправления сего света не суть дела человеческие, но преславные чудеса беспредельной силы Всемогущего Бога. Сие яснее и совершеннее уразуметь можно из толкования. Посему кто, со вниманием выслушав оное, уразумеет совершенно мысли Апостольские, тот озарится сиянием преначального света, иже есть Господь наш Иисус Христос.

2Кор.4:6. Братие, Бог рекий из тьмы свету возсияти, иже возсия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия о лице Иисус Христове.

Прежде, нежели создан был свет, тьма обдержала всю землю. Почему земля и все находящееся на ней было невидимо: «земля же бе невидима и неустроена, и тьма ношашеся верху бездны» (Быт.1:2). Рече же Бог: «да будет свет, и бысть свет» (Быт.1:3). Когда же воссиял свет, тогда все земное соделалось видимым. Но что означают сии слова: «возсия о лице Иисус Христове»? Они означают, что чрез воплощенного Сына и Слова, то есть Иисуса Христа, иже есть «свет истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир» (Ин.1:9), воссиял свет в объятых тьмою сердцах человеческих: «к просвещению разума славы Божия», то есть дабы тем просветившись, люди познали, что есть слава Божия. Почему же он не сказал: «разума Божия», но разума «славы Божия»? Потому, что Бог и до воплощения Сына своего не был совершенно незнаем, понеже «ведом бе во Иудеи» (Пс.75:2): но слава Его тогда была неведома, потому что существенную славу Божию составляет не создание иносущных творений, но рождение Единосущного Сына и исхождение Единосущного Духа. Слава Божия состоит и в творении видимого и невидимого мира, но не есть то существенная слава Божия. Быть Отцем Сына и испустителем Духа, се существенная слава Божия. Сын есть «сияние славы Божия и образ ипостаси Отчия» (Евр.1:3): Дух Святый, исходящий от Отца, есть слава Божия. Почему и рек о Нем Сын: «Он мя прославит» (Ин.16:14). Отца и Сына и Духа Святого Иисус Христос возвестил в мире, сказав Апостолам своим: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). Пoелику же Он просветил людей к уразумению преимущия славы Божия, которую составляют поклонение и служение триипостасному Единосущному Божеству: посему и рек к Богу и Отцу своему: «аз прославих тя на земли» (Ин.17:4). Вот убо смысл предлежащих Апостольских слов: Бог, который при создании мира рек, да воссияет из тьмы, покрывающей землю, чувственный свет к просвещению творений: сей Бог, «егда прииде кончина лета» (Гал.4:4), послал Сына своего вочеловечшегося, Господа нашего Иисуса Христа, который просветил сердца наши, да познаем истинную славу Божию. О сем просвещении говорится и в следующих словах:

2Кор.4:7. Имамы же сокровище сие в скудельных сосудах, да премножество силы будет Божия, а не от нас.

Сокровищем Апостол называл свет Богопознания, который Единородный Сын Божий, быв человек, просветил сердца наши, открыв нам таинство Единосущного и Триипостасного Божества. И поистине, сокровище есть бесценное, просвещение сие, яко залог небесных благ и вечной жизни. «Се же есть живот вечный», рек Господь, «да знает Тебе Единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисус Христа» (Ин.17:3). Мы имеем, говорит, сие небесное просвещение Иисуса Христа, вечного света, содержащееся в сосудах скудельных, то есть в смертных и немощных человеках: и сие так устроил премудрый Божий промысл для того, да мир уверует, что не мы, Апостолы, но Всемогущая Сила Божия распростерла сие спасительное просвещение веры. Подтверждает же сие и следующими словами, доказывая, что сила Благодати Божеской действует в бессилии естества ко исполнению сего великого дела.

2Кор.4:8–9. Во всем скорбяще, но не стужающе си: нечаеми, но не отчаяваеми: Гоними, но не оставляеми: низглагаеми, но не погибающе.

Посмотрите, как Божественный Апостол описывает силу Божия благодати, подкрепляющую немощь естества. Во всем, говорит он, то есть во всякое время, во всяком месте и во всяком обстоятельстве «скорбяще». Скорбим мы яко человеки, от насилия неверных, восстающих на нас: но, будучи укрепляемы благодатию, «не стужаем си», то есть не стесняемся, ниже затворяем уста, ниже престаем проповедывать слово веры. «Нечаеми», недоумеваем, что нам должно делать в ужаснейшем нападении на нас и в бедственнейших обстоятельствах: «но не отчаяваеми» : но будучи просвещаемы благодатию Божиею, не вдаемся в отчаяние, а изобретаем пути и средства к избежанию самых неизбежных бедствий. «Гоними». Бываем гонимы от тиранов, но Бог не оставляет нас, а защищая и покрывая, избавляет от гонений и бед. «Низлагаеми». Бываем угнетаемы, и ослабеваем яко человеки, но будучи подкрепляемы Божественною силою, никогда не погибаем.

2Кор.4:10–11. Всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится. Присно бо мы живии, в смерть предаемся Иисуса ради, да и живот Иисусов явится в мертвенней плоти нашей.

Что значит мертвость Господа Иисуса, которую Божественные Апостолы носили в теле своем? Сие истолковал сам Павел: следовательно никакое иное толкование здесь не имеет места. Он знал, как видно, что слово сие неудобопонятно, тотчас объяснил оное, сказав: «присно бо мы живии, в смерть предаемся Иисуса ради». Ежели уразумеете сие, уразумеете и то, что значит мертвость Господа Иисуса Христа. Выслушайте убо. Богоглаголивые Апостолы, проходя всюду, учили неумолчно Иудеев и Еллинов. Иудеям говорили, что закон Моисеев был прообразование и сень Евангельской проповеди, и что он без вера во Христа никого не спасает (Евр.10:1; Гал.2:16): а Еллинам проповедывали, что злато, сребро и камение изваянное, коим они поклоняются, не суть боги, и что они не могут спастись, ежели не оставят их, и не примут веры во Иисуса Христа (Деян.17:29). Кои убо из Иудеев и Еллинов по своему недостоинству не веровали во Христа, сии слыша слова оные, гневом и яростью воспалялись против Апостолов, и всячески искали умертвить их. Таким образом смертная опасность была неизбежна для Апостолов за их проповедь: но они, не взирая на сие, не преставали проповедывать учение свое. Отсюда видно, что они всегда: предавали жизнь свою на смерть из любви ко Иисусу Христу: а сие и означает мертвость Господа Иисуса, носимую в теле их, то есть смерть, на которую они сами себя ежедневно предавали. По сей-то причине Павел сказал: «по вся дни умираю» (1Кор.15:31). Для чего же они носили мертвость Господа Иисуса в теле своем? Для того, говорит, «да и живот Иисусов явится в мертвенней плоти нашей», то есть, да не словом токмо проповедуем жизнь Иисуса Христа, но и от самых дел тела и смертной плоти нашей явится и откроется святость жизни Его. Зане якоже Он волею предал самого себя на смерть за спасение всего мира: так и мы по собственной нашей воле ежедневно предаем себя опасностям смерти (Ин.10:17–18), да покажем людям путь к вечному спасению, и да явится живот Иисусов в теле нашем.

2Кор.4:12. Темже смерть убо в нас действует, а живот в вас.

Сии слова основаны на предыдущих. Апостолы подвергали себя по всяк час опасности смертной, дабы токмо распространить веру Евангельскую, и таким образом соделать верующих наследниками вечной и блаженной жизни. Пoелику же Коринфяне, к коим сие послание писано, уверовали во Иисуса Христа, и потому соделались благодатию Его наследниками жизни вечной: для сего он и сказал: мы Апостолы, проповедуя веру, предаемся на смерть «Смерть убо в нас действует» : а вы верующие делаетесь чрез веру вашу наследниками вечной жизни: «а живот в вас». Но как предложил он здесь о жизни вечной, которую мы не можем видеть очами телесными, а постигаем единою волею посредством умных сил души, для сего он присоединяет к тому следующее:

2Кор.4:13–14. Имуще же тойже дух веры, по писанному: веровах, темже возглаголах, и мы веруем, темже и глаголем: Ведяще, яко воздвигий Господа Иисуса, и нас со Иисусом воздвигнет, и предпоставит с вами.

Пoелику некоторые на сии Апостольские слова могут сказать: почему ты, Павел, с толиким дерзновением и уверенностью проповедуя о вечной жизни, говоришь, что Бог, который воскресил из мертвых Господа Иисуса, воскресит и тебя со всеми верующими и предпоставит с ними? (Ин.6:40; Мф.25:32) Что все мертвые воскреснут, сему научает сам Иисус Христос: а ты еще говоришь: «предпоставит», да и предпоставит (как видеть можно, хотя ты и умолчал о том), для наслаждения Божия славы, потому что выше сказал: «а живот в вас» (2Кор.4:12). Посему Богодухновенный Апостол для предупреждения такого вопроса предлагает в пример святых Пророков, Пророк Давид, когда говоря о стране живых, то есть о вышнем Иерусалиме, отечестве и жилище вечно пребывающих с Богом, сказал: «благоугожду пред Господом во стране живых» (Пс.114:9), когда засвидетельствовал, что он говорил о стране сей, руководствуясь верою: «веровах, темже возглаголах» (Пс.115:1). Павел убо говорит: пoелику мы, Апостолы, имеем тот же дух веры, то есть такую же благодать, и такое же просвещение веры, каковое имели святые Пророки, которые будучи верою просвещаемы, говорили о будущей жизни и ее наслаждении, как свидетельствуют оные слова Псалмопевца: «веровах, темже возглаголах». Пoелику мы уверовали словам Иисуса Христа, для сего и говорим, якоже и те, о предметах чувствам неподлежащих, но постигаемых верою: говорим, понеже от веры научились и познали, что Бог, который воздвиг из мертвых Господа Иисуса, яко человека, веры ради нашей в Господа оного Иисуса воздвигнет и нас, Апостолов, с вами верующими, и поставит пред своею славою, да во веки пребываем с Ним, и наслаждаемся Божественным Его царствием и блаженством.

2Кор.4:15. Вся бо вас ради, да благодать умножившаяся, множайшими благодарении избыточествит в славу Божию.

Вся бо: что такое вся? Воплощение Единородного Сына Божия, Его страдание, смерть, воскресение из мертвых, все, что ни устроил Бог для спасения человеческого: также гонения, бедствия, повседневная смерть и все, что Апостолы претерпели для того, чтобы отвратить людей от заблуждения их на путь спасения. Вся сия, говорит, Быша для вас, то есть для спасения вас, верующих, для того, да обильно дастся вам благодать, да так множайшие множайшее принесут благодарение во славу и хвалу Бога, вся таковая устроившего для спасения человеческого.

Беседа о том, что не должно страшиться подвига добродетели

Мужие братие! вы, которые страшась врагов добродетели, или отнюдь не печетесь о ней, или приступаете к ней вначале охотно, а потом, убоявшись последствий, оставляете ее и обращаетесь в бегство, послушайте, колико ободряют вас ныне чтенные слова из послания Павлова. «Во всем», говорит сей Апостол, «скорбяще, но не стужающе си: нечаеми, но неотчаяваеми: Гоними, но не оставляеми, низлагаеми, но не погибающе» (2Кор.4:8–9). Поистине жестока брань плоти: оружия ее суть сладострастные похоти, коими она день и ночь пронзая, тщится похитить у нас сокровище целомудрия, и низвергнуть нас в смрадную пропасть распутства. Поистине прелестна и коварна брань мира: войска его суть богатство, пышности, достоинства и чести: он притом тьмы тем имеет хитростей, могущих привести в обман и младых и старых, и мужей и жен, и мудрых и неученых, и всякого чина и состояния людей, даже и самых преуспевших в делах добродетели: он тщится своими ухищрениями изгладить из души нашей простоту и незлобие, и поселить в ней всякого рода злобу и коварство. Поистине велика брань диавола: он имеет крепкие луки, пламенные стрелы, многоразличные сети, бесчисленные ухищрения и орудия, посредством коих ищет всячески нанести вред душе человеческой. Так, Христиане, сии три врага беспрестанно воюют на нас: посему-то мы и называемся воинами Христовыми. Павел писал к Тимофею: «ты убо злопостражди яко добр воин Иисус Христов» (2Тим.2:3): он же описал нам и оружия, коими мы можем побеждать сих врагов наших. «Станите убо», говорит, «препоясани чресла ваша истиною» (Еф.6:14): вот оружие против плоти: «и оболкшеся в броня правды, И обувше нозе во уготование благовествования мира» (Еф.6:14–15): вот оружия против мира. «Над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете все стрелы лукавого разженныя угасити» : вот оружия и против диавола: «и шлем спасения восприимише, и меч духовный, иже есть глагол Божий» (Еф.6:16–17): вот и награда за победу.

Пoелику же мы воины Небесного Царя: то рассмотрим теперь воинов Царей земных, и сделаем из того полезные заключения. Земные воины, имея при себе таких помощников, которые сильнее и искуснее неприятелей их, нимало не страшатся врагов своих. Ежели они уверены, что помощники их непреоборимы и непобедимы, то забыв все ужасы, идут храбро на поле сражения, бьются мужественно и дотоле не оставляют места сражения, доколе победят врага своего и увенчаются лаврами. Почему же вы, души слабые, или совсем не вступаете в поприще добродетели, или, вступив, устрашаетесь, обращаетесь вспять, и убегаете? Чего боитесь? воспаления ли плоти? прелести ли мира? хитростей ли демонских? Не убойтесь от лица их, вы имеете помощников несравненно сильнейших и искуснейших, нежели враги, воюющие на вас: они страшатся силы помощников ваших. Злопостраждите яко добрые воины, да тако совершенно поразите их. Пусть они мечут в вас стрелы недоумений, скорбей и гонений: но доколе им противоборствуете, нимало не могут иметь успеха в своих предприятиях: они падут пред ногами вашими, и вы получите трофеи победы. Сию истину подтверждает Божественный Павел, преславный оный подвижник, в подвиге добродетели чудесно победивший и преславно увенчавшийся. Во всем говорит он «скорбяще, но не стужающе си: нечаеми, но неотчаяваеми: Гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе» (2Кор.4:8–9). Когда мы в скорбях не чувствуем тесноты, в недоумениях имеем прибежище, в падениях не погибаем: то чего нам страшиться, чего трепетать?

Убоялся Гедеон войны врагов своих Мадиамитян, врагов всего рода его: потому что они, как говорит Священная История, «бяху яко песок на краи морстем» (Суд.7:12). Почему когда Ангел посылал его сражаться с ними, то он в недоумении и страхе говорили ему: «в чесом спасу Израиля? Се тысяща моя хуждша и аз есмь мний в дому отца моего» (Суд.6:15). Но когда он услышал от Ангела, что Бог будет ему помощником: «Господь будет с тобою» (Суд.6:16): тотчас ободрился, и собрав народ свой, ополчился безбоязненно против полка Мадиамскаго. Господь же да покажет, что он не силою своего народа, но помощию Его благодати одержит победу над Мадиамитянами, повелел ему взять с собою токмо триста мужей и идти с ними на поражение неприятеля, а прочих всех отпустить в домы их. «И рече Господь к Гедеону: треми сты мужей локавшими воду спасу вас, и предам Мадиама в руку твою: и вси людие да пойдут, кийждо на место свое» (Суд.7:7). И якоже рече Бог, тако и бысть. Поразил Гедеон Мадиамитян с тремястами мужей, и убил двух князей их, Орива и Зива, и Царей их, Зевеа и Салмана побил, и довел народ Мадиамский до того, что он смирился, и не мог вознести главы своей, но в мире и тишине пребывал четыредесять лет (Суд.7:25:8:21): «и смирися Мадиам пред сыны Израилевыми, и не приложиша воздвигнути главы своея, и бысть в покое земля четыредесять лет во дни Гедеоновы» (Суд.8:28).

Убоялся и Моисей, когда Бог повелел ему идти в Египет для избавления народа своего от власти Фараоновой. «Кто есмь аз», ответствовал он Господу, «яко да пойду к Фараону Царю Египетскому, и яко да изведу сыны Израилевы из земли Египетския?» (Исх.3:11) Но как Бог рек ему: гряди, «яко буду с тобою» (Исх.3:12): то он тотчас, отложив сомнение и страх, пошел в Египет, предстал безбоязненно пред Фараона, объявил ему с великим духом повеление Божие: потом сотворил пред ним великие и сверхъестественные чудеса, вывел народ Израильский из Египта, провел его чрез Чермное море, и тем избавил его от жестокой власти Фараоновой.

Вот достоподражаемые примеры неустрашимости против неприятелей. Почему же вы, души боязливые, убоявшись врагов своих, не повинуетесь повелениям Божиим, и небрежете о исправлении благих дел? Гедеон не устрашился Мадиамитян, коих толикое было множество, что яко песок на краи морстем: а вы устрашаетесь брани плоти, которая уменьшает жар воспаления злых похотей своих, когда вы бегаете соблазнительных лиц: когда, же препоясуетесь по бедре своей постом, тогда она, вострепетав, укрощает и умерщвляет свои восстания! Гедеон сражался и побил бесчисленное и сильное войско неприятеля: а вы сомневаетесь вооружиться против суеты мира, о которой ежели рассудить, что она такое есть, то видеть можно, что «всяка плоть яко трава, и всяка слава человеча, яко цвет травный! Изсше трава, и цвет ее отпаде» (1Пет.1:24): можно, говорю, видеть, «что мир преходит, и с ним похоть его: а творяй волю Божию пребывает во веки» (1Ин.2:17). Моисей не убоялся ни тиранской души Фараоновой, ни Царской власти его, ниже непобедимой его силы: а вы страшитесь, и трепещете нападений демонов, которые, ежели только вы поднимете руку свою и сотворите знамение Креста, тотчас исчезают от лица нашего подобно Амалику, когда Моисей, возвысив свои руки, представил образ Креста (Исх.17:11). Но что, спросите вы, удостоверяет нас том, что Бог есть с нами, как был Он с Гедеоном и Моисеем, и помогает нам на брани против врагов наших, как помогал и оным? О! в сем нет ни малого сомнения. Ибо во-первых Святой Пророк Давид столь ясно о том говорит, что один токмо бесчувственный человек не доверять тому может. Выслушайте, что он говорит «яко Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия» (Пс.90:11–13). Здесь приметить должно, что путями называет Пророк пути не беззаконий, но добродетели. Ибо тогда токмо Бог сопутствует нам, когда мы идем по пути добродетели: в противном случае Он удаляется от нас, и мы остаемся одни. Камень преткновения здесь означает грех: ибо как тот, кто претыкается о камень, упадает и убивается, так и грешник падает и погибает. Под именем же аспида разумеет здесь Пророк плоть, а под именем василиска мир. Ибо как аспид глухотствует и затыкает уши свои, чтобы не слышать гласа поющих при нем: так и плоть глухотствует и заграждает чувственные силы свои, чтобы не чувствовать закона духа. Как василиск причиняет вред человеческому телу своим взглядом: так и мир растлевает души наши раздаянием благ своих. Но что диавол называется львом и змием по причине наносимого им вреда, о сем свидетельствуют Боговидцы Апостолы, Петр и Иоанн: первый, говоря: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1Пет.5:8), а второй: «и явися ино знамение на небеси, и се змий велик чермен» (Апок.12:3). И так, когда мы идем по пути добродетели, тогда Святые Ангелы, по уверованию Пророка, несут нас на руках своих и предохраняют от греха: тогда мы можем без страха наступить на аспида и василиска, то есть на плотские пожелания и на мирские соблазны, можем попирать льва я змия, то есть демонские силы. Когда мы вооружаемся против ополчения сих трех врагов наших: тогда имеем вспомогательное воинство, состоящее из сил небесных. Ангелы небесные окружают нас, когда мы делаем дела добрые: они защищают нас тогда и сохраняют от поражений вражиих. Напрасно убо страшимся, напрасно обращаемся в бегство с подвига добродетели.

Во-вторых, отъемлет от нас всякое сомнение в истине сей Божественная благодать Господа нашего Иисуса Христа, который по бесконечной своей благодати дал нам власть и господство над тремя оными врагами добродетели и спасения. «Се даю вам», сказал Он, «власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит» (Лк.10:19): речением, змии, означив ядовитые похоти плоти: скорпии, пагубные соблазны мира, сии острейшие жала, а силою вражескою диавольские искушения: и утвердив, что никакая тварь не может повредить делающих благое. Дерзая на сие Павел говорил: «известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, Ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия» (Рим.8:38–39). Выслушайте же теперь и человеколюбивейшее самого подвигоположника Господа Иисуса обещание, относящееся и к тогдашним верным и нынешним, и впредь до скончания века быть имеющим: обещание оное, которое прогоняя далече всякое сомнение, удостоверяет всякий ум человеческий в победе над всеми врагами спасения, которое ободряет ко вступлению, и утверждает в пребывании в подвигах добродетели: «и се аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:20).

О человеколюбие безмерное! О благодать бесконечная! О благотворение, слава и безопасность неизреченная! Господи Иисусе мой! Ты Всемогущий со мною еси: а я, страшась нападения лукавых человеков, тлению подлежащих, уклоняюсь от Божественных Твоих законов, и небрегу о Святом Твоем Евангелии! Господи Иисусе мой! Ты Всесильный всегда со мною, а я преступаю заповеди Твои, боясь, дабы не оскорбить суемудрого человека! Ты Господи мой Вседержителю, и самые горы, со мною, а я не пощусь, не бодрствую, не порабощаю плоть мою, боясь, дабы не повредить здравия и не умереть! Ты Иисусе мой, который «отверзаеши руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения» (Пс.144:16), со мною еси, а я не уделяю бедным от благ, которые Ты дал мне, страшась, дабы не дойти самому до тягостной нищеты! Ты Зиждитель твари и Владыка всяческих, непрестанно со мною, а я не исполняю Святой воли Твоей, боясь, дабы не раздражить безумствующий мир, или не причинить вреда бренному своему телу, или не возбудить против себя искушений диавольских! Что сие есть, как не маловерие мое, как не безумие, или и то и другое вместе, притом же и беспечность о спасении? Всегда смотрю долу на землю, подобно бессловесным животным, и никогда, яко словесностью одаренный, не возвожу очей моих горе на небо: лежу всегда в блате грехов моих, и никогда не восстаю от гроба беззаконий моих.

Обещание Иисуса Христа есть обещание истинное, потому что Он есть Бог истинный и самая истина. И так Он есть с нами по обещанию своему во вся дни: а сего уже и довольно, чтобы нам не страшиться в подвигах добродетели. Ежели Всесильный и Всемогущий Вседержитель, егоже всяческая боятся и трепещут, есть с тобою: то в чем сомневаешься? или чего боишься? Не исполняешь воли Божией и не делаешь добрых дел, страшась врагов добродетели? Но пoелику Бог с тобою, то ни коварства плоти, ни соблазны мира, ни искушения злых духов не могут победить тебя, ежели мужественно и разумно противоборствовать оным будешь. «Падет от страны твоея тысяща и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится» (Пс.90:7). Ежели будешь сражаться с ними, врагами твоими, то падет их тысяща ошуюю тебе, и тьма одесную тебе, и ни один из них не осмелится даже приблизиться к тебе. Из всего вышесказанного явствует, что мы не заслуживаем извинения, если не творим дел добродетели. Братия моя возлюбленная! Час смертный нам неизвестен: ожидающий нас суд весьма страшен: судия нелицеприятен и всеведущ: не имеющие одеяния брачного, то есть благих дел, отторжены будут от Божественного чертога и ввержены «во тьму кромешную: где будет плач и скежет зубом: сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия» (Мф.22:13; Еф.5:17). «Прочее же братие моя, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель, и аще кая похвала, сия помышляйте, сия творите: и Бог мира будет с вами» (Флп.4:8–9). Аминь.


Источник: Толкование воскресных апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва: Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle