Источник

Толкование на Апостол из второго послания Апостола Павла к Коринфянам, читаемый в шестнадцатую неделю по Пятидесятнице (2Кор.6:1–10)

Когда мы читаем Историю Священного Писания, то удивляемся, видя толикое множество людей, проповедью Богоглаголивых Апостолов обращенных к вере. Причины же столь обильного духовного плодотворения полагаем мы три: силу Божественной благодати, многие и великие чудеса, и святое житие оных Богопроповедников: есть однако ж причина и четвертая, а именно, простой, Боголепный и неподражаемый образ их учения. Сие видим мы в ныне чтенном послании Богодухновенного Павла. Апостол, преподавая в нем правила веры и добродетели, три способа употребляет к убеждению слушателей: обещает помощь, просит и представляет пример добродетелей. Пример убеждает ум, прошение смягчает сердце, а помощь ободряет душу: и потому всяк слышащий проповедь таковую, с радостию приемлет оную, и с охотой исполняет то, что слышит. Пoелику же он в пример предлагает собственные свои дела, то и описывает их с великим искусством и смиренномудрием, говоря о них во множественном числе, дабы относились ко всем вообще Апостолам, и преобразуя речь в увещание, дабы более принести пользы душам верующих. Кто со вниманием выслушает толкование ныне чтенного послания, и с благоговением запечатлеет в сердце своем учение, содержащееся в оном, тот не токмо удивится Божией премудрости сущей в Павле, но и принесет спасительный плод Божественной добродетели.

2Кор.6:1. Братие, споспешествующе молим, не вотще благодать Божию прияти вам.

«Споспешествующе», говорит, «молим». Но чем Апостолы споспешествовали или помогали верующим? Святою своею жизнью, сияя яко светила, и примером своих дел руководствуя их к добродетели: молитвами своими, моля непрестанно Бога о спасении их (Рим.1:10; 1Сол.1:2): пастырскою бдительностью, печась по всяк день о них, увещевая, уча, обличая, запрещая: почему и говорил блаженный Павел: «кто изнемогает, и не изнемогаю? Кто соблазняется, и аз не разжизаюся?» (2Кор.11:29) Споспешествуем или помогаем, говорит, и просим вас, чтобы благодать Божия, то есть дарование веры, которое вы приняли, не была в вас бесплодна и тщетна: «не вотще благодать Божию прияли вам». Из сих Апостольских слов мы познаем во-первых, что Бог на всех ниспосылает благодать Свою, то есть, не токмо на тех, которые силою ее плодотворят добрые дела, но и на тех, которые не приносят никакого плода добродетели, так как и «солнце свое сияет Он на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф.5:45): во-вторых, что и самая благодать Божия бывает тщетною, то есть бесполезною в тех, которые не творят добрых дел. Сие самое объясняет Господь в притче о талантах (Мф.25:15). Всем дал он таланты: но не все умножили их, и потому не получили от них пользу. А в-третьих, познаем, каким образом подобает нам учить братию, а именно, не одним токмо увещанием, но благим примером, молением к Богу и братским попечением: не обличениями и поношениями, но прошением и молением. Далее приводит Апостол и причину, для чего он споспешествуя молил их, да не явится благодать Божия в них бездейственною.

2Кор.6:2. Глаголет бо: во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения.

«Глаголет бо». Но кто глаголет? Пророк Исаия. Он, предсказывая о том времени, в которое Сын и Слово Божие воплотившись, имел отверсти дверь к вечному спасению, произнес сии слова: «во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти» (Ис.49:8). Сими словами он объяснил, что время благоприятное, в которое Бог имеет внять молитвам молящихся о спасении своем, есть время пришествия в мир Сына его: а день, в который Он имеет помощи и спасти верующих в Него, начинается со дня страданий, смерти и воскресения Его. С сего времени приемлется прошение всякого верующего, как утверждает сам Спаситель? «да, егоже», говорит, «аще просите от Отца во имя мое, даст вам» (Ин.15:16). Призывание имени Иисусова спасает призывающих оное, как утверждает Пророк Иоиль, говоря Пророчески: «и будет, всяк, иже призовет имя Господне, спасется» (Иоил.2:32). Употребляет убо здесь Павел Пророческие слова Исаии для того, да покажет, что благоприятное время и день спасения, им предсказанные уже, пришли. И потому он сказав, что Бог во время благоприятное послушает, поможет и спасет нас, по уверению Пророка Исаии, объясняет далее, какое то есть время: «се ныне время благоприятно, се ныне, день спасения». Се, говорит он, ныне, потому что Сын Божий уже воплотился, пострадал, умер и воскрес: ныне есть то время, в которое мир может обратиться на путь истины: ныне есть тот день, в который все приходящие ко Христу получают спасение. Сказав сие, упоминает он далее о спасительных деяниях веры, составляя удивительным образом нравственное учение из собственного примера.

2Кор.6:3. Ни едино ни в чемже дающе претыкание, да служение безпорочно будет.

Какое отношение настоящие слова имеют к предыдущим? Они относятся к сим: «споспешествующе молим» (2Кор.6:1). Вот чем, говорит он, мы вам спомоществуем, «ни едино ни в чемже дающе претыкание», то есть, не подая вам ни малого случая к соблазну, да служение наше, то есть, служение Евангельское, которое состоит в проповедании веры во Христа, «безпорочно будет», то есть, не будет опорочено. И поистине, сей Апостол с величайшим вниманием и тщанием избегал всякого случая к соблазну. Он отступал от самых предписаний закона, когда видел, что они могут произвести соблазн. Например: закон предписывал, «да делающии священная от святилища ядят» (Лев.6:16; 1Кор.9:13): но он проповедывал Евангелие без мзды, не взимая ничего от учеников своих, дабы не подать им случая к соблазну. Он говорил даже и то: «аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего» (1Кор.8:13). Посему-то с толиким дерзновением он и говорил о себе, что никогда и ни в чем не подал ни малого повода к соблазну, да не будет опорочено служение его. О сем он писал и в первом послании к Коринфянам.: «Вся», говорит он там, «терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову» (1Кор.9:12). Здесь должно заметить, что Апостол начинает нравственное учение сперва беганием от греха, а потом пишет о делах добродетели, следуя в порядке таковом сим словам Давидовым: «уклонися от зла, и сотвори благо» (Пс.33:15). Споспешествовали, говорит, мы вам, не токмо бегающе всякого случая к соблазну:

2Кор.6:4–5. Но во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, В ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, в бдениих, в пощениих.

Не токмо, говорит, не подали никакого случая к соблазну, но во всяком деле представили себя и доказали, что мы служители Божии: доказали же сие тем, что сносили всякое озлобление. «В терпении». Терпение положил он в начале потому, что в гонениях и страданиях, коими Апостолы были тогда поражаемы, оно было необходимо нужно: так что если бы оного не доставало, то есть Евангельская проповедь должна была прекратиться: сказал же не просто, «в терпении», но: «в терпении мнозе», потому что страдания были многи и жестоки. Далее исчисляет, какие злострадания требовали многого терпения: в скорбех, говорит, «в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, во бдениих, в пощениих». Скорби, какие Павел переносит в Азии и в других местах, описаны им самим (2Кор.1:8:2:4; Еф.3:13). Божественный же Лука описал беды и тесноты, какие Павел терпел в Дамаске от Иудеев и во Иерусалиме от Еллинистов (Деян.9:24–25:16:23): описал раны и заточения его в Филиппах, городе Македонском, от воевод и тамошнего народа: описал нестроения, представив его с места на место беспрестанно преходящего, труды его, изъявив, что он, бывши в Коринфе, питался своим рукоделием, работая с Акилою (Деян.18:3), и бдения сказав, что он «простер слово учения своего до полунощи», и что «три лета нощь и день не преставал уча Ефесеев» (Деян.20:7:31). Пощениями же здесь Павел называет не определенные и с молитвою бывающие пощения (Деян.27:9:14:23), но кои бывают во алчбе и жажди, то есть, от недостатка пищи и пития. Исчислив таким образом деятельные свои добродетели (2Кор.11:27), кои он совершил, подвизаясь против гонителей, преходит далее к умозрительным, то есть к тем, кои душа его плодотворила, движима будучи сама собою.

2Кор.6:6. Во очищении, в разуме, в долготерпении, в благости, в Дусе святе, в любви нелицемерне.

Очищением здесь Апостол называет душевную и телесную чистоту от всякого греха: а разумом Божескую премудрость и откровение: ибо он учил «не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении Духа и силы» (1Кор.2:4). Имел же он не токмо чистоту и Божескую премудрость по откровению, но еще долготерпение и благость. Долготерпением он сносил лютости гонителей, укоряем будучи, благословлял, гоним, терпел (1Кор.4:12), хулим, утешался: а благостию, всем благодетельствовал, уча Еллинов и варваров, мудрых и неразумных (Рим.1:14): делал же он сие, не духом лестчим движим, как лжеапостолы, которые были «делатели льстивии, преобразующеся во Апостолы Христовы» (2Кор.11:13): но просвещаем будучи наставляем Духом Святым, живущим в нем. А дабы уверить, что душа его имела просвещение пресвятого Духа, то он открывает в ней ту добродетель, которая Духа Святого сводит с небес и в нас вселяет, то есть нелицемерную любовь. «В любви нелицемерне». Где любовь чистая, непритворная, не в одних только словах состоящая, но и на самом деле исполняемая: там пребывает Бог. «Аще кто любит Мя», сказал Господь, «слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Выслушайте и прочие чудесные добродетели.

2Кор.6:7. В словеси истины, в силе Божией, оружии правды, десными и шуими.

Во времена Апостольские были лжеапостолы нездравомысленно проповедующие учение веры, о которых Павел сказал: «несмы бо, якоже мнози, нечисто проповедующие слово Божие» (2Кор.2:17): из них некоторые принуждали веровавших во Христа обрезываться (Гал.6:12): иные посевали между верными разногласие и распри, советуя одному называться учеником Павловым, другому Аполлосовым, одному Кифиным, другому Христовым (1Кор.1:12): а другие учили заповедем и учением человеческим (Кол.2:22). Все же они смешивали истину веры с ложью собственных суеверий: а Павел проповедывал учение «в словеси истины», то есть учение неложное и чистое от всякого человеческого вымысла: «но яко от чистоты, но яко от Бога, пред Богом, во Христе глаголем» (2Кор.2:17). «В силе Божией» : сие означает или чудеса, которые он творил силою Божиею, или то, что он силою Божиею и слово истины проповедывал, и добродетели творил, которые выше исчислил. А оружиями десными именует он обстоятельства радостные, шуими же печальные, как то видеть можно из нижеследующих его слов: но что и радости и печали назвал оружием правды, сие потому, что благочестивый человек, в обоих оных вооружаясь против невидимых врагов своих, совершает правду, то есть всякую добродетель.

2Кор.6:8–10. Славою и безчестием, гаждением 12 и благохвалением: яко лестцы, и истинни: Яко незнаеми, и познаваеми, яко умирающе, и се живи есмы: яко наказуеми, а не умерщвляеми: Яко скорбяще, присно же радующеся: яко нищи, а многи богатяще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще.

Слава, благохваление, мнение, что мы любители истины, знаемость и уважение, жизнь, радость, богатство и власть, суть оружия десные: а бесчестие, злохуление, мнение, что мы льстецы, незнаемость и неуважение, смерть, наказание, печаль, нищета и нужда, суть оружия шуии. Верные Апостолов прославляли, восхваляли, почитали учителями истины, признавали их посланниками Божиими, изумлялись, видя их живыми среди смертоносных бед и неумирающими от смертных казней, удивлялись, взирая на них, радующихся в скорбях, получали от них богатство благодати Божией, обитающей в них, и отдавали им во власть все имение свое, повергая оное пред ногами их (Деян.4:33; Гал.4:14): а неверные их презирали, хулили, почитали льстецами и незаслуживающими внимания, определяли их на смерть, мучили жесточайшими казнями, оскорбляли безмерно, и думали о них яко о нищих и ничего неимущих. Среди сих-то десных и шуиих оружий обретаясь, Божественный Павел соделался победителем и всюду одержал торжество в них-то явился чудесным, то есть в радостных обстоятельствах не превозносясь, в печальных не унывая, но соделав и десные и шуии оружия оружиями правды, то есть посредством к исполнению всякой добродетели.

Беседа о том, что как счастие, так и несчастие могут быть орудием добродетели

Схоластические философы говорят, что противные причины никак не могут произвести одного и того же действия: а небесный философ Павел говорит в ныне чтенном послании своем совсем тому противное. Он уверяет, что две противные вещи, десные и шуие, то есть счастие и несчастие суть оружие правды, то есть производят одно и то же действие, а именно добродетель. Которое же из сих учение есть истинное? Схоластиков ли оных, или Павлово? И то и другое истинно: ибо первое относится к вещам физическим: а второе к духовным. Мы, оставив первое доказывать схоластикам, поговорим теперь о учении Павловом.

От Господа посылаются людям и счастия и несчастия. Бог, яко создатель всех небесных и земных творений, имеет во своей власти всяческая, яко Вседержитель содержит вся, яко Всемогущий творит, елика хочет, яко всевидец и промыслитель все видит, и о всем промышляет. Таковое назирание Его и промысл управляет и располагает не токмо великими, но и самыми малейшими вещами. В сей истине уверяет нас сам Единородный Сын Его Богочеловек Иисус, глаголя: не две ли птицы 13 ценятся единым ассарием 14 ? «И ни едина от них падет на земли без Отца вашего: Вам же и власи главнии вси изочтени суть» (Мф.10:29–30). Никто убо, веруя словам сим, не сомневается в том, что от Бога посылаются нам и жизнь и смерть, и богатство и нищета, и благополучие и несчастие, и радость и печаль, и здравие и болезни, одним словом, и десные оружия и шуие, как говорит Апостол Павел. Сие весьма ясно видеть можно во многих местах Священного Писания. «Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит. Возставляет от земли убога, и от гноища воздвизает нища, посадити его с могущими людей, и престол славы дая в наследие им» (1Цар.2:6–8). Он же «низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя. Алчущия исполни благ и богатящиеся отпусти тщи» (Лк.1:52–53). Поступим далее.

Любовь Божия к человеку неизмерима и беспредельна. Он сотворил его по образу и подобию своему, поставил господином, и обладателем над всеми земными тварями. «И благослови их Бог, глаголя: раститеся и можитеся, и наполните землю, господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли» (Быт.1:26). Для него насади Бог рай, «во Едеме на востоцех, и введе его тамо» (Быт.2:8), да наслаждается всякой сладости, радости и веселия. Но человек, забыв великие Божии благодеяния к себе, не поверил словам Его, послушал совета мысленного змия, и презрев заповедь Божию, отступил от повиновения Ему: почему выгнан был из рая, соделался смертным, лишен Божественных дарований, и осужден среди терний и волчцев в поте лица твоего снедать хлеб. Но пoелику человеколюбие Божие есть беспредельно, то послал Бог Сына своего в мир, дабы Он, соделавшись человеком, страданием, крестом и смертию своею восставил человека не токмо в первобытное достоинство, но и в гораздо вышнее, поставив его сыном и наследником небесного своего царствия: что самое Богочеловек назвал лишним живота, сказав: «Аз приидох да живот имут, и лишше», то есть и больше того, имут (Ин.10:10). Сие доказывает безмерную любовь Божию к человеку. «О сем есть любы, не яко мы возлюбихом Бога, но яко той возлюби нас, и посла Сына своего очищение о гресех наших» (1Ин.4:10). Любовь же сия Божия относится не в частности к кому-либо, но ко всем вообще: ибо всех равно любит Бог, яко творение Свое, и для спасения всех без изъятия претерпел крест и смерть. «И аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе» (Ин.12:32). Вот цель страданий и крестной смерти Иисуса Христа, то есть спасение всех человеков. И так пoелику Бог управляет, творит и устрояет все в мире от первой вещи до последней, от великой до самой малейшей: пoелику Он любит всех людей равно, и всем равно хощет спастись. Следовательно, ежели богатство вредит, а бедность пользует, и ежели счастие приводит к будущему мучению, а несчастие к вечному царствию, то как Бог одного делает бедным, другого богатым, одного счастливым, другого несчастливым? Как при столь неравном раздаянии остается ненарушимо равенство любви Его? Как притом хощет Он всем равно спастись? Едва ли можно на земле найти такого отца, который бы одному из детей своих благодетельствовал, а другого всегда токмо наказывал, хотя все люди со страстьми, а потому и любовь их бывает слепая. Как же Бог, будучи бесстрастен и бесконечно совершен в любви, как и в прочих Своих совершенствах, одному благотворит, вручая ему десные оружия, посредством коих он спасается, а другого наказует, дая ему оружия шуии, которые бывают причиною его погибели?

Сверх сего, Бог не токмо человеколюбив, но и праведен. «Праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице его. Праведен Господь во всех путех своих» (Пс.10:7:144:17). Справедливость человеческая несовершенна, как потому, что люди, будучи несовершенны, удобно погрешают, не различая справедливого от должного: или потому, что они, будучи со страстьми, судят пристрастно. «Суетни сынове человечестии: лживи сынове человечестии в мерилех» (Пс.61:10), говорит Царе-Пророк Давид. Пoелику же Бог бесстрастен и всесовершен, то и правда Его есть непогрешительная, самая правая, рассудительная и пресовершенная. «Правда его пребывает в век века» (Пс.110:3), говорит тот же Пророк. Но ежели десные оружия спомоществуют, а шуии служат препятствием в добрых делах, следовательно и в получении спасения: то где бесконечная правда Божия? Как бесконечно праведен Господь, когда Он дает одному оружия спомоществующие, а другому препятствующие в достижении спасения? Где правда Его, когда Он Сам вручает человеку оружия греха, и после его за соделание оного наказует? Пoелику таковое предположение любовь и правду Божию делает несовершенными и достойными обвинения, а отсюда происходят бесчисленные и ужасные нелепости и хулы: то в сем случае потребны нам вера и здравый рассудок, дабы увериться, что и десные и шуии оружия равно споспешествуют к добродетели и спасению, и что от нашей воли зависит счастие или несчастие соделать для себя орудием добродетели или порока, и руководством ко спасению или погибели. Истину сию подтверждают следующие примеры.

Авраам имел при себе оружие: богатство. «Авраам же бяше богат зело скоты и сребром и златом» (Быт.13:2). С кем же он сражался сим оружием? С сребролюбием, которое столь сильно победил, что соделал сень свою гостиницею для странных (Быт.18:2): он не ожидал чтобы странные сами пришли к нему, но сидя пред дверьми сени своей даже до полудня, ожидал проходящих там, дабы принять их к себе: и когда усматривал их, идущих, тек во сретение им, кланялся и прося внити к нему, и принять отдохновение (Быт.18:3). Господи! Сказал он, увидев трех странников, «аще убо обретох благодать пред тобою, не мини раба Твоего. Да принесется вода, и омыются ноги ваши, и прохладитеся под древом. И принесу хлеб, да ясте, и посем пойдете в путь» (Быт.18:3–5). Имел богатство и Евангельский богач. «Человек же некий», говорит Евангелие, «бе богат» . Что же он творил оружием богатства своего? Он сражался им против воздержания и целомудрия. «Облачашеся», говорит Евангелие, «в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло» (Лк.16:19). Сражался с милосердием и сострадательностью, которые победив, наконец, столь далеко прогнал от сердца своего, что нимало не трогался бедностью, и ни малого не оказал милосердия нищему Лазарю, хотя видел его, лежащего пред вратами своими, покрытого ранами, и желающего насытиться от крупиц, падающих от трапезы его, хотя видел псов, лижущих гной его (Лк.16:21).

Воззрите теперь умственно на гору Голгофу: вы там увидите двух разбойников, обоих в одинаковых плачевнейшем состоянии и в самом крайнем бедствии и несчастии, обоих обнаженных, пригвожденных ко кресту и издыхающих. Посмотрите же, как один из них, повешенный по правую сторону животодавца Христа, делает бедствие свое оружием спасения, раскаиваясь во грехах своих, и взывая ко Спасителю: «помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си» (Лк.23:42): а другой, висящий по левую сторону, делает несчастие свое оружием погибели и вечной муки, искушая и хуля Творца твари таковыми словами: «аще ты еси Христос, спаси себе и наю» (Лк.23:39). Подобных примеров можно найти великое множество не токмо в Священном Писании, но и в священных Историях, и даже между людьми нынешнего времени. Для большего однако ж уверения в сей истине я приведу теперь в пример одного человека, который как десные оружия, так и шуии соделал орудием добродетели: который, говорю, как в великом благополучии своем, так и в крайнем несчастии показал многие, великие и чудные добродетели.

Иов был человек богатый. «И бяху скоти его, овец седмь тысящ, вельблюдов три тысящи, супруг волов пять сот, и ослиц пасомых пять сот, и слуг много зело, и дела велия бяху ему на земли» (Иов.1:3). Был человек благородный между живущими людьми на востоке: «и бе человек оный благороднейший сущих от восток солнца» (Иов.1:3). Имел также и счастие, во многочадстве состоящее: ибо родил сынов седмь и дщерей три. Но какие и коликие добродетели совершил человек сей посредством десных оружий, оные исчислять излишне: пoелику сам всевидец и сердцеведец Бог засвидетельствовал, что не было тогда человека, подобного ему в добродетели и святости: внял ли еси, сказал Он диаволу, «мыслию твоею на раба моего Иова? Зане несть яко он на земли: человек непорочен, истинен, Богочестив, удаляяйся от всякия лукавыя вещи» (Иов.1:8). Бог, испытав Иова чрез десные оружия, благоволил еще испытать его и посредством шуих, да и в сих преуспев, и по всему соделавшись примером добродетели, получив неувядаемый Божия славы венец. Вдруг многочадный Иов делается бесчадным, пребогатый, сидит на гноищи вне града. К приумножению несчастия поражается болезнью: жестокие раны, гной и черви мучат его так, что он «взя череп, да острогает гной свой» (Иов.2:8). Приходят к нему друзья, но не для утешения, а для приумножения скорби и печали: они обличают его яко человека несправедливого, и поносят яко лицемера и лукавца: самая жена его приумножила искушения его, огорчая словами своими, и побуждая к богохулению. «Но рцы», говорила она ему, «глагол некий ко Господу, и умри» (Иов.2:9). Выслушаем же теперь, что сотворил Иов посредством сих шуиих оружий. «Во всех сих приключившихся ему», говорит Писание, «ничимже согреши Иов пред Богом» (Иов.2:10). Так, он не токмо не согрешил, но еще показал великие добродетели: как то, смирение. «Сам наг», говорил он, «изыдох от чрева матере моея, наг и отъиду тамо» (Иов.1:21): повиновение к Богу: «Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть» : богомыслие и благодарение к Богу: «буди имя Господне благословенно во веки!» : мужество, великодушие и блаженное терпение даже до конца.

Вот убо открыта истина слов Павловых: вот как две противные причины, а именно: счастие и несчастие производят одно и то же действие, то есть, добродетель, как оружия десные и шуии бывают оружием правды. Иов и в богатстве, и во многочадстве, и в бесчадстве, и в здравии и в болезни совершал дела добродетели. И так Богодухновенные слова Павловы отъемлют у нас всякое оправдание и извинение. Ибо ежели и десные и шуии оружия бывают оружием правды, то какое оправдание или извинение может иметь богатый или нищий, чинами почтенный или простолюдин, здравый или больной, одним словом: счастливый или несчастный, когда не творит дела добродетели?

Тщетно извиняется богатый, говоря: многие мои попечения о приумножении имения не дают мне времени заняться молитвою и раскаяться во грехах. Тщетно говорит он: ничего не остается у меня для Лазаря, просящего крупиц от трапезы моей, потому что обычай мира принуждает меня иметь богатую трапезу, светлые одежды, многоценные колесницы, многих коней, многих рабов и рабынь. Таковые оправдания во грехах неизвинительны.

Напрасно говорит бедный: бедность моя заставляет меня коварствовать, лгать и красть: напрасно говорит он: нужда чего не делает? Извинения сии бесполезны и безрассудны. Безрассудно человек в радостном находящийся состоянии извиняется в бесчестных своих делах тем, что великая радость довела его до оных: и печалями также удручаемый представляет печаль к оправданию себе в негодовании, говоря, что великая печаль помрачает ум. Безрассудно благополучный приводит в причину распутства своего благополучие, а несчастный в причину своих преступлений злополучие свое. Богатый, ежели пожелает, может насытить алчущего, одеть нагого, призреть странного и облаготворить нуждающегося: честями украшенный, ежели пожелает, может оправдать невинного, осудить виновного, защитить сирого и заступить вдовицу. Благополучный, ежели пожелает, может разделить со всеми дары счастия: а нищий, оскорбленный, немощный и несчастный может быть мужественным, великодушным, терпеливым, и тако увенчается со святыми мучениками. Человеколюбивейший и Всещедрый Бог дал одному из нас оружия десные, а другому шуии, комуждо противу силы его, да соделавши их оружием правды, удостоимся вечной славы и Царствия, во Христе Иисусе Господе и Спасителе нашем, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

* * *

12

Хулением или злословием.

13

Не два ли воробушка или не две ли маленькие птички?

14

Ассарием или Ассом назывался у древних Римлян кусок меди в 12 унцов весом, что было у них самою первою и мелкою ходячею монетою.


Источник: Толкование воскресных апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва: Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle