Источник

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Галатам, читаемый в двадцать вторую неделю (Гал.6:11–18)

Иудеи те, которые были дебелы умом, не различая заповедей закона от предзнаменований, в оном содержащихся, почитали, что как заповеди, так и предзнаменования равно суть вечны, и равно сильны. Почему хотя некоторые из них уверовали во Христа, но учили соблюдать предзнаменовательные завещания как святые заповеди. Обрезание было предзнаменованием святого крещения. « И обрезани бысте », говорит Павел, « обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением » (Кол.2:11–12). Явственно убо отсюда, что когда настали означаемые вещи, то праздны соделались предзнаменования. Но они проповедывали, что обрезание нужно ко спасению (Деян.15:1): и сие делали они охотно, видя, что таковым проповеданием избегают гонений неверных Иудеев. Достигши же сие учение их и даже до Галатов, многих из них расстроило. Почему Богоугодный Павел с горячайшею ревностию писал к ним против такового учения: и все послание его к ним клонится к опровержению сего душепагубного учения, а чтенная ныне часть оного ясно доказывает, что по пришествии Христовом излишне есть обрезание. Уразуметь же чтенные слова хорошо и полезно тем более, что даже доселе целый находится народ господствующий в Абиссинии, или Хамепесии, кои столь слепотствуют, что и по толико ясном учении Павла против обрезания, хотя веруют во Иисуса Христа и крестятся, но вместе и обрезываются по обычаю Иудейскому. А уразумение есть плод внимательного слушания толкования. Так мы предложим толкование: а вы послушайте оное со вниманием, да, уразумевши истолкованное, приимете плоды познания.

Гал.6:11. Братие, видите, колицеми книгами писах вам моею рукою.

Что значит сие « колицеми книгами ». Некоторые говорят, что сие означает великие писания, а другие, писания неблагообразные, потому что Павел не был хороший писец: другие же говорят, что сие означает многостишие послания, а иные, высоту мыслей (Феодорит. Злат. Феоф. и Икум. новейшие). « Писах », говорит, « моею рукою ». Иные послания свои он сказывал, а другой оные писал, как явствует из сих слов, читаемых в послании его к Римлянам. « Целую вы аз Тертий написавый послание сие о Господе » (Рим.16:22): так же из сего слова, значащегося в первом послании к Коринфянам, в послании к Колоссаям, и во втором послании к Солунянам: « целование моею рукою Павлею » (1Кор.16:21; Кол.4:18; 2Сол.3:17). А сие было вместо подписи, и означало, что сии слова собственною рукою Павел писал, прочие же другой некто, почему и говорил: « еже есть знамение во всяком послании: сице пишу » (2Сол.3:17). Делал же он сие для тех, кои вымышляли послания под именем его, и прельщали благочестивых: почему писал к Солунянам: « не скоро подвизатися вам от ума, ни ужасатися, ниже духом, ниже словом, ни посланием, аки от нас посланным » (2Сол.2:2). А что послание к Галатам писал он собственною рукою, в том никакого нет сомнения: и некоторые говорят, что все послание писал он своею рукою, а некоторые от сих только слов: « колицеми книгами », до конца (Злат. Феодорит. Феоф. Икум. и Иерон.). Равно своею же рукою писал и к Филимону послание, ибо и в оном читаем: « аз Павел написах рукою моею » (Флм.1:19). Сие же произошло или потому, что не имел он тогда в готовности писца, или потому, что хотел усилить более пишемое: почему и говорил: видите, что я собственною моею рукою писал вам сие, хотя и некрасивым пишу почерком.

Гал.6:12. Елицы хотят хвалитися по плоти, сии нудят вы обрезатися, точию да не креста ради Христова гоними будут.

« Кои хотят », говорит он, « хвалитися по плоти », то есть, угодить людям и покоиться телесно, те принуждают вас обрезываться. А сие делают они с тем токмо намерением, « да не креста ради Христова гоними будут », то есть, чтобы не потерпеть им гонений, яко верующим в распятого Христа. В рассуждении сего заметь, что Римские Императоры, Кесарь Август и Тиверий, позволяли находящимся под державою их Иудеям провождать жизнь по своему Богослужению и исполнять обряды законов их (Смот. Иерон. в он. месте). Почему, кои обрезывались, те почитались Иудеями, хотя и веровали во Иисуса Христа, потому что обрезание было отличным знаком и доказательством Иудейства. Посему лжеапостолы, обольщавшие Галатов, желая избежать гонений, понуждали верных обрезываться. Ибо иудеи и язычники, видя, что они не только хранят обрезание, но и других заставляют обрезываться, ни мало не гнали их.

Гал.6:13. Ни бо обрезающиися сами закон хранят: но хотят вам обрезоватися, да в вашей плоти похвалятся.

Почему ни сами обрезывающиеся не хранят закона? Потому что кто обрезывается, тот должен хранить весь закон. « Свидетельствую же паки всякому человеку обрезающемуся, яко должен есть весь закон творити » (Гал.5:3). Но сами, говорит, учители ваши обрезывающиеся, одно обрезание исполняют, принуждая и вас обрезываться, а об исполнении других законных обязанностей ни малого не имеют попечения. Сего же токмо хотят, то есть, чтобы и вы обрезывались « да хвалятся в вашей плоти », то есть, обрезанием плоти вашей, проповедуя, что они убедили вас обрезаться, и да избегнут таким образом гонений как от язычников по уложениям Римских Императоров, так и от Иудеев по уважению их к обрезанию. Лжеапостолы убо хвалились тем, что убеждали они верных обрезываться: послушай же, чем хвалился истинный Апостол Божий.

Гал.6:14. Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: имже мне мир распяся, и аз миру.

Пусть хвалятся, говорит, лжеапостолы тем, что убедили они вас обрезаться: мне же не даст Господь хвалиться иным хвалением, точию хвалением креста. Крестом Господа нашего Иисуса Христа я хвалюсь, понеже Христос подъял распятие крестное для спасения моего, крест Христов свободил меня от тирании диавола, и соделал меня наследником вечного царствия Божия. Силою же креста Христова мир для меня распят, и я распят миру. Но како сие? Кто ни гонений от язычников, ни нападений от Иудеев не страшится, кто телесное упокоение, уважение к себе от людей, честь и славу мира, одним словом, вся мирская вменяет за уметы, да Христа приобрящет (Флп.3:8), кто благоволит « в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах по Христе » (2Кор.12:10), как подкрепляемый благодатию креста Павел, в том мире ничего творить не может, но для такового он есть распят, то есть мертв и недействителен. Таким образом мир распят был Павлу: о чем о говорил он: « мне мир распяся ». А кто будучи от мира гоним, поносим, презираем, почитаем якоже отребие и всем попрание (1Кор.4:13), великодушно и радостно то претерпевает, как подкрепляемый силою креста Павел: того мир почитает как бы распятым, то есть, как бы мертвым и неподвижным. И сие-то значит: « Имже мне мир распяся, и аз миру ».

Гал.6:15. О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но нова тварь.

Что есть новая тварь? Уверовавшие во Христа отлагают во святом крещении « ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных: обновляются же духом ума их, и облекаются в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины » (Еф.4:22–24). Сему учил Ефесеев Богоглаголивый Павел, о сем писал он и к Коринфянам: « темже аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се Быша вся нова » (2Кор.5:17). А сии словеса научают, что новая тварь есть отложение ветхого, плотского греховного жития и созидание жизни новой, духовной, Евангельской по подражанию Иисусу Христу. Почему говорит всехвальный Апостол, что никакой не имеет силы, и ничего соделать не может ни обрезание, ни необрезание, но Евангельская жизнь силою Христовою может спасти человека. Хотя бы ты обрезан был, хотя бы не обрезан, сие нимало не сильно. Если же, уверовав во Иисуса Христа, отложит ветхого человека греховного, и облечется в нового добродетельного, таковое обновление благодатию Христовою оставит тебе вечное спасение.

Гал.6:16. И елицы правилом сим жительствуют, мир на них и милость, и на Исраили Божии.

Правилом называет предписания сего учение своего, коим открыл, что ни обрезание, ни необрезание, но обновление верою во Христа пользует и спасает человека: выражением, « на них », показывает уверовавших от язычников: а выражением, « на Исраили Божии », уверовавших от Израильского рода, и по вере соделавшихся чадами Божиими. Желает же как язычникам, так и Израильтянам верным и по предписанию учения его ходящим, мира и милости Божией. Кои, говорит, из язычников уверовавши ходить будут по правилу сего учения моего, да будет мир и милость Божия с ними, и со Израильтянами, верою усвоившимися Богу.

Гал.6:17–18. Прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь.

Неужели по небрежению не приемлет трудов; неужели от тяжести и лютости ран, пришедши в бессилие, не может понести трудов, и потому их от себя отклоняет? Да не будет сего. Как? Дышащий ревностию и любовию мог ли быть побежден небрежением? Или как обессилел во страданиях своих радующийся? Завещевал всеблаженный Апостол никому не утруждать его состязанием об обрезании, чтобы утвердил он правило учения своего и уверил, что такое учение ни малой не подлежит перемене, хотя бы тмочисленно его тем утруждали. Но как воины, чтобы доказать верность службы их, представляют знаки ран на теле их: так и он, чтобы утвердить истину проповеди своей, представляет язвы на теле его, то есть знаки ран, какие он претерпел, проповедуя веру во Христа. Имеете, о Галаты, говорит он к ним в настоящих словах, знаки ран на теле моем, свидетельство довольное и доказательство твердое того, что проповедывал я и писал вам всю истину. Почтите убо сии язвы мои из любви к Господу Иисусу подъятые, никто да не сомневается более, ниже беспокоит меня, надеясь произвести перемену в том, чему я учил. Сие же сказав, молитвою по обычаю своему запечатлевает послание к ним, моля, да благодать Божия, вшедши в душу их, утвердит их в истине того, чему от него научены. « Благодать », говорит, « Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь ».

Беседа о человекоугодии, что человекоугодие низвергает человека во многие и великие грехи

Чтенное ныне учение Богоглаголивого Павла открывает грех неведомый многим, хотя оный как источник источает смертоносную струю многих и великих прегрешений. Известно всем, кои читают священные книги, коликие соблазны, коликие возмущения и коликое повреждение произвели в церкви Христовой те, кои учили, что нужно обрезываться уверовавшим во Христа. Сии лжеапостолы и злоучители, распространивши душепагубное заблуждение свое по многим градам, местам и областям, отвлекли многих от Евангельской истины к Богослужению странному, которое ни Иудейское есть, ни Христианское. Возмутили тем Апостолов, соблазнили учеников, расторгли верных на два отделения тотчас как начала только составляться Церковь. Бурю же сию не мог укротить ни самый Апостольский собор, хотя в оном Всесвятой Дух судил и определил (Деян.15:28), что обрезание есть излишняя тяжесть. Испытываю, во-первых, кто были учители сего безрассудного дела : вижу, что были то Иудеи. Они первые пришедши из Иудеи в Антиохию, учили уверовавших во Христа, что ежели не обрежутся по Моисееву обыкновению, то не могут спастись: « и нецыи », говорит Святой Лука, « сшедше от Иудеи, учаху братию, яко аще не обрежетеся по обычаю Моисеову, не можете спастися » (Деян.15:1). Не только же Иудеи то были, но от ереси Фарисейской, то есть, Фарисеи, как свидетельствует тот же Апостол, говоря: « восташа же нецыи от ереси фарисейския веровавшии, глаголюще, яко подобает обрезати их, завещавати же блюсти закон Моисеов » (Деян.15:5). Во-вторых, исследываю, по какому побуждению сии учили обрезываться, хотя и веровали во Иисуса Христа: вижу, что фарисеи были человекоугодники. Пoелику все дела свои творили « да видими будут человеки » (Мф.23:5). Зная убо они то, что и Иудеям угодно было обрезание по причине Моисеева закона, и язычники не гнали обрезанных по причине узаконений Римских императоров, проповедывали обрезание, чтобы угодивши им, избежать гонений и получить честь и покой. По справедливости убо заключаю я отсюда, что человекоугодие причинило толико великая злая. Подтверждает сие заключение Божественный Апостол Павел, говоря: « елицы хотят хвалитися по плоти », то есть, угодны быть людям, « сии нудят вы обрезатися » (Гал.6:12). То же самое человекоугодие, которое причинило тогда толикий вред и растление, повергает и доныне людей во многие и великие прегрешения.

Каждый почти человек нечувствительно стремится к тому, чтобы искать своей пользы. Рассуждая же так, что при любви и предстательстве человеков получит, чего себе желает, старается всячески показаться им благоугодным: повинуется им, ласкательствует, раболепствует, течет поспешно к исполнению желании их, праведные они или неправедные, законные или беззаконные. А самолюбие столько помрачает ум его, что и не познает, что он человекоугодник, ниже чувствует, колико человекоугодие повреждает душу его. От сего весьма немногие находятся непричастны сей страсти. Питается же страсть сия, возрастает и укрепляется от других страстей. Страх, стыд, желание наслаждаться тем, что нравится, суть побудители, питатели и подкрепители человекоугодия.

Когда Богочеловек Иисус просветил слепого от рождения, тогда старейшины Иудейские, призвавши родителей его, предложили им два вопроса, первый, сын ли то их, который, как они говорили, слеп родился: « сей ли есть сын ваш, егоже вы глаголете, яко слеп родися? » (Ин.9:19) Второй, каким образом получил он свет очей: « како убо ныне видит? » (Ин.9:19) Они же на первый вопрос в ответ сказали всю истину: « вемы », сказали, « яко сей есть сын наш, и яко слеп родися »: а на второй не восхотели сказать истину, но скрыли оную, сказав: « сам возраст имать, самого вопросите » (Ин.9:20–21). Но почему они, бедные, не объявили, кто был чудотворец и благодетель, просветивший очи слепого сына их? Почему ответствовали таким образом? « Сия рекоша родителя его, яко бояшася жидов » (Ин.9:22). Они боялись, потому что если бы ответствовали, что Иисус Христос просветил его, то раздражили бы их до чрезвычайности. Страх же сей родил человекоугодие, которое заставило угождать мыслям Иудеев, и не открывать истины. Коликократно мы вопрошаемы будучи от сановных людей, узнав, что ежели откроем истину, то огорчим их, устрашаемся негодования их, страх же сей производит человекоугодие, которое заставляет нас, как родителей оного слепого, в угождение вопрошающим умолчать о истине: коликократно истина из уст наших, быв произнесена, могла бы освободить невинного от осуждения, или бесчествуемого от клеветы, или сирого и вдовицу от притеснения сильного, но мы, чтобы угодить людям, о истине умалчиваем, и молчанием нашим наносим вред ближнему.

Не подумайте же, чтобы впадали в таковые грехи одни простолюдины и низкие люди, боясь вельможей и начальников, ибо и самые первостоятели и начальники, побеждаясь человекоугодием, низвергаются в подобные пропасти беззакония. Многие из начальников Иудейских уверовали во Иисуса Христа, но не открывали исповедания веры своей. Почему так? Они были начальники, богатые, достоинством почтенные, кого убо страшились или кого стыдились? « Фарисей ради не исповедоваху, да не из сонмищ изгнани будут » (Ин.12:42). Фарисеи определили, чтобы тот, кто исповедует, что Иисус есть ожидаемый Христос, изгнан был из сонмища. Начальники убо оные, не терпя сего стыда и бесчестия, умалчивали о исповедании веры своей. Желали сделать лучше угодное Фарисеям, нежели благоугодное Богу. « Возлюбиша бо », говорит Божественный Евангелист, « паче славу человеческую, неже славу Божию » (Ин.12:43). О, коликим начальникам, чиновникам и первостоятелям человекоугодие заграждает и обуздывает уста? О, и коликие чтобы не прогневать людей, то есть, чтобы угодить людям, молчат, не исповедуют догматы веры, не увещевают бесчинных, не обличают согрешающих, не угрожают преступникам законов? Коликие затворяют уста, когда нужда требует, чтобы растворить оные и сказать истину веры и правды законов? Нечастные таковые и всеокаянные стараются угодить людям, и любят славу человеческую более, нежели славу Божию.

Послушайте и другое нечто гораздо тяжчайшее. Судия, когда сидит на седалище судебном, тогда представляет он лице Божие. Посему Бог изгнал из судилищ всякое человеческое пристрастие и человекоугодие, посему Он рек: «Яко суд Божий есть. Да не познаете», рече Бог, «лица в суде, малому и великому судиши, и не устыдишися лица человеча, яко суд Божий есть» (Втор.1:17). Однако человекоугодие входит и в судилища. Приводят Иисуса Христа Иудеи связанного на судилище Пилатово: садится Пилат на седалище судебном, чтобы судить Иисуса. И первые дела суда были добрые и праведные. Расспросив Иисуса Христа, узнал, что по зависти предали Его Иудеи на судилище его, и открыто исповедал, что Иисус никакого зла не сотворил: « Что бо », говорил он, « зло сотвори? » (Мк.15:14) Сказал явно, что не обретает в Нем вины, достойной смерти или казни. « Никоея же обретаю вины в человеце сем » (Лк.23:14). После сего, однако же, отпустил Варавву, начальника разбойнического, безгрешного же Иисуса бив, предал на распятие. О беззаконный и безрассудный! Не ты ли узнал, что по зависти предали Его? не ты ли исповедал, что никакого зла не сотворил Он? Не ты ли сказал, что не обретаешь в Нем вины, и потом биешь и предаешь Его на крестную смерть? Откуда таковое безрассудное решение? Откуда таковая странная перемена? От человекоугодия, братия. Человекоугодие, вшедши в сердце его, и мысли его смутило, и ум его помрачило. « Пилат же », говорит Евангелист Марко, « хотя народу хотение сотворити, пусти им Варавву, и предаде Иисуса, бив, да пропнут Его » (Мк.15:15). Слышишь ли? Хотя, говорит, народу хотение сотворити, то есть, хотя угодить народу, сделал неправеднейший суд. Народ убежден быв Архиереями, требовал отпустить Варавву, и вопил более, чтобы распял Иисуса. « Они же излиха вопияху: пропни Его » (Мк.15:14). Тогда Пилат, побежден быв человекоугодием, чтобы угодное сделать народу, пременил праведный суд на неправедное решение, и разбойника отпустил, Праведника же распял. Сколько же есть Пилатов и в наши времена? Сколько таких, кои знают, кто невинен и кто виновен, кто прав и кто не прав, и однако ж, чтобы угодить сродникам, или друзьям, или ходатаям, отпускают Варавву, и распинают Иисуса, то есть, оправдывают виновного и неправого и наказывают невинного и правого?

Послушайте и еще нечто удивительнейшее. Человекоугодие дерзает восходить и на самые престолы Царские, входит и в сердца самых царей. Ирод Царь мучил неких из верующих во Христа, умертвил же и Иакова, брата Иоаннова, убийством меча (Деян.12:1–2). Дела то были неукротимого его гнева и безрассудного его стремления. Когда же утихли в нем сии зверские страсти, тогда восстала против него лукавая страсть человекоугодия. Узнав он, что сии неправедные и беззаконные дела угодны Иудеям, чтобы показаться им угодным, приложил беззаконие к беззакониям и неправду к неправдам: то есть, поймав верховного из Апостолов Петра, заключил его в темницу, сковал, и под стражу отдал многим воинам, дабы по прошествии дней Пасхи убить его пред всем народом. « И видев », говорит священная История, « яко годе есть Иудеем, приложи яти и Петра. егоже и ем всади в темницу, предав четырем четверицам воинов стрещи его, хотя по Пасце извести его к людем » (Деян.12:3–4). Сей пример есть страшный, поучающий судей и начальников и возбуждающий внимание их к тому, чтобы они, хотя угодить людям, не прогневляли Бога преступлением законов.

Слышали ли вы, возлюбленная моя братия, до чего доходит гнусная страсть человекоугодия? Слышали ли, что бывают человекоугодниками не только подчиненные, простолюдины и чернь, но и самые начальники, и достоинством почтенные? Слышали ли, колико страшные грехи производит человекоугодие? Так, скажете вы, слышали мы, но сие слово есть весьма жестоко: ибо оно учит, чтобы мы не являлись угождающими предстателю нашему, чтобы не делали угодное тому, от кого надеемся себе помощи, и не старались угодить людям. Ежели же будем так поступать, то как можем жить в мире и обращаться с людьми? Надобно бежать от мира и вселиться в пустынях. Никакой ни рассудок, ни закон не предписывают, чтобы сие вы делали: но еще напротив учит Богодухновенный Павел так: « промышляюще добрая не токмо пред Богом, но и пред человеки » (2Кор.8:21). « Промышляюще добрая пред всеми человеки » (Рим.12:17). Не только же словом сему учил, но и делами доказал, что всяким образом старался он угодить людям. « И бых », говорит, « Иудеем, яко Иудей, да Иудеи приобрящу: подзаконным яко подзаконен, да подзаконныя приобрящу: беззаконным яко боззаконен » (не сый беззаконник Богу, но законник Христу), « да приобрящу беззаконныя. Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу: всем бых вся, да всяко некия спасу » (1Кор.9:20–22). Се человек человекоугодливый. Заметь цель человекоугодия его. « Да приобрящу », говорит, « да всяко некия спасу ». С сею же целию будь и ты человекоугодлив. Угождай, сколько желаешь, и благоугождай, сколько можешь, делай все угодное не только предстателям и благодетелям твоим, но и гонителям и обидчикам твоим, не только сродникам и друзьям твоим, но и чуждым и врагам твоим. Но угождай им не с тем, чтобы потерю причинить, но чтобы спасти и оных, и свою душу.

Будь благоугодлив людям, сколько желаешь, но не преступай заповеди Божией для того, чтобы показаться, что ты угождаешь людям. Когда тебя вопрошают, ответствуя, не говори ложь, чтобы показаться благоугождающим сроднику твоему. Когда призывают тебя во свидетельство, не лжесвидетельствуй в угождение предстателю твоему. В обращениях не скрывай православия веры твоей и истины законов, в угождение находящимся пред тобою неверным. В советах и увещаниях не умолчи дать полезный совет и надлежащее увещание, боясь, чтобы не разгневать слушающих. Ежели заседаешь в судилище, не суди неправедно в угождение благодетелю твоему: не обижай сирого, не причиняй вреда вдовице, оберегаясь или страшась обидевших их начальников. Одним словом, во всяком деле не пренебрегай закона Божия в угождение людям.

О сколь заблуждают те, кои предпочитают тварь Творцу, стараясь угодить не Богу, но человекам. Почто надеемся « на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения »? (Пс.145:3) Сыны человеческие суть немощны и бессильны, легко переменяют мысли свои, часто судят неправедно, ежедневно являются неблагодарными, часто оставляют свое обещание… Люди наконец суть тленны и временны, ныне являются, движутся и действуют, завтра бывают персть бесчувственная, недвижимая и бездействительная. Посему не обращаем всю любовь, надежду и внимание наше к тому, чтобы угодить Богу, Который сотворил « небо и землю, и море, и вся яже в них? Той хранит истину в век, творит суд обидимым, дает пищу алчущим » (Пс.145:6–7). Когда предашь сердце твое Ему, то если ты будешь нечастным, Он разрешит узы злоключений твоих: « Господь решит окованныя » (Пс.145:7). Если как слепой не узнаешь того, что полезно тебе, Он просветит слепые очи твои к уразумению благополучия твоего: « Господь умудряет слепцы » (Пс.145:8). Ежели падешь во глубины греховные, Он воздвигнет тебя: « Господь возводит низверженныя ». Ежели будешь ходить путем правды, Он тебя возлюбит: « Господь любит праведники ». Ежели приидешь к Нему с верою и благоговением, Он тебя сохранит под кровом Божественных Своих крил: « Господь хранит пришелцы » (Пс.145:9). Он есть Отец сирого, Он есть заступник вдовы: « сира и вдову приимет ». Он разрушит предприятия злых людей, против тебя восстающих: « и путь грешных погубит ». Бог Сиона Той есть Царь Твой, Господь твой, Бог твой, бессмертный, царствующий в век века, в род и род. « Воцарится Господь во век, Бог твой Сионе в род и род » (Пс.145:10). Почему убо не подвизаемся мы всеми силами нашими угодить Ему, но стараемся сколько возможно угодить злым пожеланиям человеческим?

Братия, памятуйте слово оное Господне: « никтоже может двема господинома работати: любо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадити начнет » (Мф.6:24). Братия, не заблуждайте, не можете угодить и лукавым человеком, и всеблагому Богу: « не можете Богу работати и мамоне » (Мф.6:24). Сему самому учил и Богоглаголивый Павел, говоря так: « аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был » (Гал.1:10).


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle