Источник

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Ефесеям, читаемый в двадцать третью неделю (Еф.2:4–10)

Ефес был столица малой Азии: живущие же в оном, исключая некоих Иудеев, были идолопоклонники, преимущественно чтущие ложную богиню Артемиду, во имя коей и преславный жертвенник там построили. В сем граде первый проповедывал Евангельское слово Богоглаголивый Павел, дважды туда приходивший (Феодорит в Предисл. посл. к Ефес.): во первых, когда малое некое время провел там, хотя и просили его веровавшие пребыть у них « на много время » (Деян.18:20): во вторых, когда проведши там « лета два, распростирал слово Господа Иисуса по всей Асии, и творил многия и великия чудеса » (Деян.19:10–11). Тогда многие уверовали, и приходили к нему, исповедуя и сказуя дела свои (Деян.19:18). Многие при сем толикое множество волшебных книг сожгли, что считали ценою на пятьдесят тысяч драхм сребра (Деян.19:19). Писал же к ним послание Павел во узах будучи в Риме. А пoелику Ефесяне добре преднаучены были вере во Христа, и следственно способны были к принятию твердейшей пищи духовной, посему он наполнил послание к ним глубочайшими мыслями и догматами веры, и правилами нравственности небесного учения. Чтенная же ныне часть оного содержит в себе два учения, которые представляют нам основание Евангельской веры, учение то есть о любви Божией к людям и учение о спасении благодатию Божиею. Почему кто обратит ум свой к уразумению толкования чтенных словес, тот просветит душу свою, и наставится на блаженный путь спасения.

Еф.2:4–6. Братие, Бог богат сый в милости, за премногую любовь Свою, еюже возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешенми, сооживи Христом: благодатию есте спасени: и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе.

Бог богат есть в милости, то есть, многую и безмерную имеет милость. А пoелику милость и любовь совмещает взаимно одна другую, и где многая милость, там многая и любовь, посему многая есть и любовь, еюже Бог возлюби нас. Какое же есть доказательство многой к нам любви Божия; грех праотца и произвольные согрешения умертвили силы Боговедения и добродетели. Хотя же мертвы были люди прегрешениями их, но сооживотворил их Бог воскресением Иисус Христовым. Как сооживотворил? « И нас мертвых сущих в прегрешениих, и в необрезании плоти нашея, сооживил есть с ним, даровав нам вся прегрешения » (Кол.2:13). Вот как сооживотворил, даровав вся прегрешения, оставлением то есть грехов. Грех умертвил душу, Иисус Христос разрушил грех, почему мы оживотворились. « аще бо единаго прегрешением смерть царствова единем, множае паче избыток благодати, и дар правды приемлюще, в жизни воцарятся единем Иисус Христом » (Рим.5:17). Не сказал же, оживотвори, но сооживотвори, да покажет, что когда воскрес Христос из мертвых и оживе, тогда мы, приемши совершенное оставление прегрешений наших, оживотворились с воскресшим Христом. Для того сказал и сие, « с Ним воскреси », да утвердит, что по воскресении из мертвых Иисус Христову воскресли и мы с Ним. Он воскрес от гроба, а мы от глубины греховной: Он восприял жизнь, а мы спасение. Не токмо же сооживи и совоскреси, но « и спосади на небесных, во Христе Иисусе ». Какой же смысл имеют сии слова? Все естество человеческое содержится как в первом Адаме от земли перстном, так и во втором Господе с небесе. А пoелику « яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии » (1Кор.15:48): небесный же « седе одесную престола величествия на небесех » (Евр.8:1). Почему явственно отсюда, что и мы во Христе рассматриваемы совоссели на небесных, соделавшись наследниками Царствия Его. Сие убо есть доказательство многой Божией любви к нам, то есть, что оставил Он прегрешения наша, сооживил, совоскресил и спосадил нас на небесных во Христе Иисусе. Заметь же, как сими словами « благодатию есте спасени »: научил Божественный Апостол тому, что и спасение, и славу небесную получили мы не по делам нашим, но туне. О сем самом писал он к Титу: « не от дел », говорит он, « праведных, ихже сотворихом мы, но по своей его милости спасе нас » (Тит.3:5). Явственнее же будет смысл настоящих Апостольских слов, если изразить их так: «хотя мы по прегрешениям нашим» были мертвы духовными силами, но Бог, безмерную имея милость, по великой Его любви к нам, оживотворил нас со Иисусом Христом (благодатию же Божиею, то есть, милостию и человеколюбием Его спасени есте, о Ефесеи), и совоскреси и спосади на небесных в Нем, во Иисусе Христе.

Еф.2:7. Да явит в вецех грядущих презельное богатство благодати Своея благостынею на нас о Христе Иисусе.

Веками грядущими называет будущий век, имеющий быть по общем воскресении и последнем определении Божии о едином коемуждо из человеков. Тогда откроется преизобильное богатство Божественной Его благодати. Ибо в сем временном веке одни верные и сии « зерцалом в гадании видя верою благая, яже уготова Бог любящым Его » (1Кор.13:12:2:9), удостоверяются в том, что преизобильный дар дан людям Иисус Христом от Бога сподобившего нас оживотвориться со Христом, с Ним совоскреснуть, и совоссесть на небесных: в будущем же веке, когда « праведницы просветятся яко солнце » (Мф.13:43), и царствовать будут со Иисусом Христом, тогда не только верным, но и неверным видимо будет преизобильное богатство благодати Божией, тогда и верные и неверные, увидевши славу праведных, познают ясно величие дара, данного от Бога уверовавшим во Христа. И сие то есть, что говорит Богодухновенный Апостол: сооживи нас Бог, совоскреси, и спосади на небесных, да по естественной Своей благости, окажет в будущем веке нам, во Христа уверовавшим, безмерное богатство благодати Его. То же самое изъявил он и в начале сего послания, сказал: « прежде нарек нас во усыновление Иисус Христом в него, по благоволению хотения Своего, в похвалу славы благодати Своея, еюже облагодати нас о возлюбленнем » (Еф.1:5–6).

Еф.2:8–9. Благодатию бо есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится.

Благодать и вера суть два орудия спасения. « Благодатию есте спасени чрез веру », то есть, верою и благодатию получаем мы вечное спасение. « И сие не от вас ». А что не от вас, значит не от дел ваших, то показал Апостол, сказав, « не от дел »: речение же, « и сие », относится и ко « спасени », таким образом: и сие, то есть, и сие спасение ваше дар есть Божий и не мзда дел: относится также и к тому, « благодатию чрез веру ». Ибо ни благодать не дается за дела, ни вера не происходит от дел. Благодать не дается за дела, потому что, ежели бы давалась она за дела, то не была бы благодать, но мзда. « Аще ли от дел, ктому несть благодать » (Рим.11:6). Вера не происходит от дел, потому что никто не может уверовать, ежели не просветит и не наставит его Бог. « Никтоже », рек Господь, « может «приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его » (Ин.6:44). Ни вера, ни благодать, ни спасение не даются за дела, потому что ежели бы мы получали оные за дела наши, то бы имели причину тем хвалиться: и отнюдь не мысля, что хотя велики и дивны дела наши, но не суть достойны Царствия Божия, хвалились бы яко приявшие Божии благодеяния в награду за добрые дела наши (Рим.5:18), а не яко то дар есть, происходящий от Божией милости и Божиего человеколюбия. А что таковое мудрствование есть неправедно и безрассудно, тому учат последующие Апостольские слова:

Еф.2:10. Того бо есмы творение, создани в Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим.

Но и хотя бы яко воздаяние за дела наши давалось нам спасение, то и тогда бы не было места хвалению нашему. Почему же? « Того бо », говорит, « есмы творение ». Сильно сие слово. Ежели бы сосуд имел голос, и хвалился бы красотою своею, таковое хваление было ли бы справедливо? Никак. Хвалиться приличествует не сосуду, но художнику, который с художественным искусством сделал оный. Пoелику убо мы есмы творение Божие, то безрассудно хвалиться нам добрыми своими делами. Хваление, слава и честь подобает не нам, но Богу Творцу нашему, Который создал нас довольными и способными к соделованию добродетели. « Создани в Христе Иисусе на дела благая ». Вот и другая причина, которая усиливает первую. Сие, « создани в Христе Иисусе », означает воссоздание наше вочеловечением Единородного Сына Божия. Пoелику убо не токмо в начале создал нас Бог способными к добродетели, но и изнемогших грехом воссоздал благодатию святого Крещения, и укрепил даром Всесвятого Духа к деланию благих дел, то Ему, а не нам подобает за добродетель хвала. « Яже прежде уготова Бог, да в них ходим ». Вот и третья причина. Пoелику Бог и пророческою проповедью и Евангельским учением научил и показал, какие суть добрые дела, и многими святыми примерами предуготовил путь добродетели, посему Ему, а не нам подобает за добрые дела слава, честь и песнословие.

Беседа о том, что делание добродетелей есть необходимый долг

Виждь Богодухновенную премудрость Богоносного Павла. Пoелику сказал, что верою и благодатию спасены мы: « благодатию бо есте спасени чрез веру » (Еф.2:8): то, дабы кто погрешительно не подумал, что сими токмо можем мы спастись, хотя бы и не творили добродетели, научил, что для того мы и созданы, и воссозданы, да делаем добрые дела. « Того бо есмы творение », рек, « создани в Христе Иисусе на дела благая » (Еф.2:10). А сими словами показал, что делание добродетелей есть необходимый долг. Послушайте, сколь безсомнительны и истинны суть сии Апостольские слова.

Всякой твари определил Бог свое дело, насадив в естестве каждой силы оные, кои нужны к исполнению того. Земле определил Бог, да произращает « былие травное и древо плодовитое творящее плод » (Быт.1:11): светилам, то есть, солнцу, луне и звездам, да посылают свет « на землю: всем животным, да растут и множатся и пребывают под властию человека » (Быт.1:16–17:26): воде, да напояет « все лице земли » (Быт.2:6): воздуху, да подает дыхание. Какое же дело определил Бог человеку, которого сотворил по образу Своему и поставил обладателем всей видимой твари? Не иное, как разве делание добродетели, дав ему и силы к соделованию оной нужные. Сему научает нас Божественное Писание, сему самому научают нас и видимые вещи. « И взя », говорит Священное Писание, « Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити » (Быт.2:15). Ежели сии слова понимать только буквально, то многие встретятся затруднения. Ибо рай сладости, будучи тогда неизменяем, никакой не имел надобности в делании со стороны человека, и ниже в хранении, пoелику тогда не было ни татей, ни наветников, ни губителей. Разрешаются же сии затруднения, ежели понимать иносказательно так, что делание и хранение рая сладости означает хранение и делание Божия заповеди, то есть, добродетели. Обозревая все, видим, что из всех земных тварей один человек имеет силы к деланию добродетели, и когда хочет, делает добродетельные дела. Какая другая земная тварь поклоняется Богу, или хранит правду, или показывает произвольное воздержание, или самопроизвольно владычествует своими страстями, или делает другую какую добродетель?

Всякой твари определил Бог свое дело, и всякая тварь от сложения мира до сего дня со всяким тщанием исполняет дело свое. Почему святой Пророк, славословя Творца всяческих, воспевал: « хвалите Господа от земли: змиеве, и вся бездны: огнь, град, снег, голот, дух бурен, творящая слово Его » (Пс.148:7–8). Один человек в начале еще тотчас по создании своем оставил дело свое, послушав совета диавола, и возмечтав быть Богом. От сего впал он в бедственную и неизмеримую пропасть. Грех одеял его в кожаные ризы, то есть, в грубейшую и смертную плоть: помрачил ум его, и уклонил сердце его во все душепагубные страсти. Почему и сказано о нем: « прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его » (Быт.8:21). Грех соделал его рабом диавола: откуда « князем мира сего » диавол назван (Ин.12:31): сделал его всего плотяным, почему и отступил Дух Божий от него. «И рече Господь Бог: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть » (Быт.6:3). Одним словом, грех изменил и самые свойства естества его: « человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им » (Пс.48:21). Ни закон, ни Пророки, ни все Праведные, ни Ангелы не могли восставить его от толико жалостного падения. Сие совершило единое бесконечное благоутробие Божие. Един Единородный Сын и Слово Божие от недр Отчих во утробу Девы Матери сошедши и воплотившись, и вторым человеком быв, возобновил, воссоздал, и восставил падшее естество человеческое. Он воскресением Своим из мертвых совоскресил и нас: Он небесным Своим учением наставил ум человеков к служению единосущному и триипостасному Божеству, и обратил сердце их к желанию творить дела Божественные. Он всемогуществом Своим дал человекам власть над силою диаволею, рекши: « се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит » (Лк.10:19). А Божественным Своим дуновением возобновил и воссоздал всего человека, дав ему Духа Божия, Коего он лишился грехом. « И сие рек дуну, и глагола им: приимите Дух Свят » (Ин.20:22). Ежели снесешь слово оное, которое произрек Бог, создав человека, то есть сие: «и взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити » (Быт.2:15), со словом, которое произрек Богоглаголивый Павел, по Христовом нас воссоздании, то есть, с сим, « создани в Христе Иисусе на дела благая » (Еф.2:10): то увидишь, что одна и та же цель и создания, и воссоздания нашего, увидишь, что для одного и того же конца и созданы мы от Бога, и воссозданы Единородным Его Сыном, то есть, для делания благих дел.

Пoелику убо Бог и создал, и воссоздал нас для одного и того же конца, то есть для делания добродетели, то кто не видит, сколь великий имеем мы долг творить оную? Неведение законов Божиих и бессилие естества к исполнению оных суть два извинения, уменьшающие тяжесть долга оного: « не ведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало » (Лк.12:48). Неведение уменьшает наказание, потому что уменьшает долг. Извинение же бессилием не отринул Бог как суетное. Он повелевает Моисею, да пришед во Египет избавит народ Израильский от работы Фараоновы: Моисей же предлагает бессилие свое. « И рече Моисей к Богу: кто есмь аз, яко да пойду к Фараону царю Египетскому, и яко да изведу сыны Израилевы от земли Египетския? » (Исх.3:11) « Худогласен и косноязычен аз есмь » (Исх.4:10). И не отринул Бог сие извинение его бессилием, но обещал ему Божественную Свою помощь: « яко буду с тобою », рек (Исх.3:12). Обещал ему и уста, и язык, и слово. « Аз », рек, « отверзу уста твоя, и устрою тебе, еже имаши глаголати » (Исх.4:12). Почему ежели бы мы не имели ни познания Божиих законов, ни естественных сил к добродетели, ни помощи Божия благодати, тогда бы и долг к исполнению добрых дел был меньший, и извинение было бы благословное, и наказание за преступление законов меньшее.

Но мы, Христиане, имеем и знание Божиего законоположения, и естественные побуждения к добру, и помощь благодати Божией. Сие показывают слова оные Боговдохновенного Павла: « создани в Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим » (Еф.2:10). Предуготовал Евангельскою проповедью, даровал нам естественные побуждения к добру, предуготовал содействием благодати Своей. Кто не знает Божиих законов? Кто не различает добра от зла? Кто не ведает добродетели и греха? кто не видит, что имеем мы побуждение к любви, да любим Бога и ближнего, расположение к правде, да не обидим ни самих себя, ни других, к целомудрию, да будем целомудры, к послушанию, да не мним себя высшими быть других, к милосердию, да милуем нищих? Кто не чувствует, что имеет в себе наклонность к соделованию добродетели? или кто слыша Бога, глаголющего к Апостолу Своему: « довлеет ти благодать Моя: сила бо моя в немощи совершается » (2Кор.12:9): И самого Спасителя мира обещавающего: « и се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века » (Мф.28:20): кто, говорю, слыша сие, не поверит, что тот, который преклоняется к деланию добродетели, имеет всемогущую благодать, подкрепляющую слабость естества? Пoелику убо неведения нет, побуждение же от природы есть, и благодать содействует, то долг наш более увеличивается. Чем убо извиняться мы можем в том, что преступаем повеления Божии?

Когда же помыслим о великости сей обязанности нашей, тогда исчезнет сомнение, заключающееся в сих словах Господних. Господь рек: « Тако и вы, егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы » (Лк.17:10). Почему же исполнивши все повеления Божии, рабы мы неключимы? Потому что, говорит, исполнили весь долг наш, сотворили все то, чего долг от нас требовал. « Яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом ». Но раб, когда творит все повеленное ему, тогда он не есть неключим, но благопотребен и верен, и многих похвал достоин. Почему убо мы и исполнивши все повеления Божии, то есть, и исполнивши весь долг наш, рабы есмы неключимы? Не рек ли тойже Господь: « вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам? » (Ин.15:14) Како убо Он же глаголет, что когда сотворим вся повеленная нам, тогда раби есмы неключимы? Други и рабы неключимые суть две вещи противоположные. Други поистине, и други Божии возлюбленные суть творящие волю Его. « Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам ». Они же суть и рабы неключимые. Другами они познаются, ежели смотреть на благость сердца их и на безмерное человеколюбие Божие: а рабами неключимыми, ежели принять в рассуждение высоту и глубину, и величество обязанности их к Богу.

Вот и способы, коликие Бог употребил, да наставит нас к исполнению сего неотрицаемого долга. Сошел Он на Синайскую гору, и дал там в письменах Божественные Свои заповеди, обещав хранящим оные награды великие, а отвергающим казни великие. Потом « многочастне и многообразне глагола усты святых Пророков » (Евр.1:1), научив нас убегать греха и творить добродетель. « Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего » (Гал.4:4), Начальника веры и совершителя (Евр.12:2), учителя, образ и начертание всякой добродетели и совершенства. Сей же Сын Божий, по вознесении Своем на небеса, послал Божественных Апостолов проповедывать всюду Евангельское слово, поспешествуя им и утверждая проповедь их « последствующими знаменми » (Мк.16:20).

Сверх всего того заметь совершенное всех тварей послушание законам Божиим. Оное их послушание дал Бог всем людям в пример деятельный, живый и видимый от начала мира до днесь. Они от начала доныне непрестанно со всею точностию исполняют вложенный в них закон, творя дело то, для которого и созданы. Ежели же когда отступали на время от сущего в них закона, то сие не было преслушание, но послушание повелению Божию. Престали солнце и луна от дела естественного своего движения: но сие они сделали потому, что Бог устами Иисуса Навина рек к ним: « да станет солнце прямо Гаваону, и луна прямо дебри Елон » (Нав.10:12). Одождили облака не воду, а огнь и жупел: но сие они сделали потому, что Бог так восхотел. « И Господь одожди на Содом и Гоморр жупел, и огнь от Господа с небесе » (Быт.19:24). Расступилось Чермное море, и стала вода оного яко стена одесную и ошуюю: но сие было потому, что по повелению Божию, « Простре Моисей руку свою на море: и разступися вода. И вода им стена бысть одесную, и стена ошуюю » (Исх.14:21–22). Жег огонь купину, и не попалял оную: жег огонь и орошал, жег бывших при пещи Вавилонской, и орошал бывших в оной трех отроков. Но сия и елика таковая слышите не суть не покорение тварей, но послушание совершенное Божию мановению и хотению. Один человек, который одолжается Богу послушанием более нежели все другие твари, без Божией заповеди, или паче, против заповеди Божией, не только престает от дела своего, но и производит дела, противные назначенному для него делу, то есть, вместо добродетели делает всякой грех.

Но сие, скажешь ты, бывает потому, что другие твари находящимися в них силами принуждаются делать определенное им дело: человек же, пoелику сотворен самовластным, то ничем не будучи принуждаем, преклоняется куда хочет. Однако виждь, что Бог не только самовластие дал человеку, но приложил к тому и соединил с тем еще разумную и рассудительную силу. Конечно сотворил Бог человека самовластным, но сотворил его и разумным и рассудительным. Имеешь ты самовластие, но имеешь и разум, и рассудок. Рассудком рассуждаешь, что есть добро и что зло, и узнаешь, что добро есть полезно и славно, а зло вредно и бесчестно: разум же убеждает тебя и некоторым образом принуждает, убегать греха и творить добродетель. Конечно прочие твари не имеют самовластия, но и не имеют ни рассудка, ни разума, руководствующих их к исполнению свойственного им дела. Ты же имеешь самовластие, но имеешь и два неугасаемые светильника, разум и рассудок, двух сих неусыпающих путеводителей, которые просвещают и путеводствуют тебя к избранию добрых дел. Имеешь при том и учителя искуснейшего, совесть твою, которая, когда ты делаешь добрые дела, наполняет сердце твое тишиною, ум твой миром, душу твою веселием: а когда учинишь грех, то обличает и мучит тебя, наполняя сердце твое смущением, душу твою страхом, и лице твое стыдом.

Господи Боже мой, Ты создал меня, и даровал мне жизнь, дыхание и душу « на дела благая »: Ты грехом сокрушенного меня восставил животворящею Кровию Единородного Твоего Сына, да творю волю Твою: дал закон, послал Пророков, проповедал Евангелие, даровал Апостолов, поставил учителей, да делаю я дела добродетели. Господи Боже мой, отверзаю я очи мои телесные и вижу, что все твари со всяким тщанием повинуются законам, Тобою в них вложенным. Отверзаю очи мои душевные и вижу, что даровал Ты мне силы, нужные к совершению всякой добродетели. Рассудок, разум, совесть убеждают меня творить всесвятую волю Твою. Струи Божественного слова Твоего и святой Твоей благодати напояют меня, « яко древо насажденное при исходищах вод » (Пс.1:3). Но я, всеокаянный, не приношу животворного плода добродетели, а произращаю смертоносные терния греха. Увы мне, чего я должен ожидать?

Чего должны мы ожидать, презирая закон, Пророков, Евангелие, Апостолов, учителей, и самое телесное и душевное чувство? чего должны ожидать, погасивши свет рассудка, расстроивши силу разума и сделавшись нечувствительными к обличениям совести? Возлюбленная моя братия, определение произнесено: « всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо » (Мф.3:10). Господи милости, умилосердись! Ты все можешь, ничтоже Тебе невозможно есть, и от Тебя происходит все: даждь покаяние, даждь обращение, даждь умиление, даждь слезы, даждь плодоношение добрых дел, избави создание Твое от ужасного посечения и огня вечного. Аминь.


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle