Источник

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Колоссаям, читаемый в тридцатую неделю (Кол.3:12–16)

Чтенным в прошедшую неделю учением совлек нас Апостол Божий « ветхаго человека с деянми его »: ныне же проповеданным учением облек нас « в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго » (Кол.3:9–10). Как тогда научил он, кто такой есть ветхий человек, показав составляющие его грехи: так ныне проповедал, кто такой есть новый, показав добродетели, из коих он образуется и составляется. А таким образом преблаженный Апостол, описывая добродетели Святых, и облеченных в нового человека представляя в ризы позлащенные одеянными и преиспещреными, тем самым во всякой душе возбуждает желание облечься в таковое небесное одеяние. Похваляя увещевает, увещевая убеждает, убеждая же привлекает к исполнению добродетелей. Показывает, какая добродетель, имея первенство пред другими, возводит на совершенство, какой нужно восседать яко судии и подвигоположнику, какой добродетели исполнение имеющее в себе и премудрость, должно обитать всегда в сердцах наших, и каким образом должно нам учить и вразумлять самих себя. Блажен тот человек, который запечатлеет в уме своем сие Апостольское учение, и поспешит всеми силами своими исполнить то, чему оно поучает. А пoелику те учения удобно напечатлеваются в уме нашем, кои совершенно мы понимаем, для сего потщимся изъяснить предлежащие словеса: вы же, слушатели, попекитесь не только запечатлеть оные в уме вашем, но и исполнить то, что в них содержится, да сподобитесь той славы и блаженства, кои уготованы от Бога хранящим оные.

Кол.3:12. Братие, облецытеся якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.

Восхваляя увещевает всеславный Апостол. Но ежели Колоссаи были избранные, Святые и возлюбленные Божии, то почему завещевает им, чтобы были милосерды, благи, смиренномудры, кротки и долготерпеливы? кто не имеет сих добродетелей, тот не есть ни избранный, ни Святой, ни друг Божий. Пoелику убо они были таковы, как сам он говорит, то никакой нужды не имели в таковом увещании. Таковы подлинно они были со стороны Божией: потому что Бог избрал их по оному: « Аз избрах вы от мира » (Ин.15:19). Бог освятил их по ходатайству единородного Сына Своего, Который молился, говоря: « Святи их во истину Твою. За них Аз свящу Себе, да и тии будут священи воистинну » (Ин.17:17:19). Бог соделал их другами Своими по оному: « вы друзи Мои есте » (Ин.15:14). Были они избранные и Святые, и возлюбленные Божии, со стороны Его таковыми соделавшись благодатию Святого Крещения. Однако ж надлежало, чтобы они и со стороны своей посредством Богоугодных дел таковыми соделались. Завещевает убо им Божественный Апостол, а чрез них и всем нам, во Христа верующим, дабы мы как со стороны Божией есмы избранные, святые и возлюбленные, так и по добрым нашим делам явились достойными избрания, святости и любви той, которую оказал нам Бог. Заметь здесь, сколь приличествует предлежащей цели Апостольской переносное речение сие: « облецытеся ». Как светлые одежды украшают тело, так и светлость добродетели украшает дух: и как тело когда обнажится одежд, является гнусным и безобразным: так и душа когда лишится добродетелей, бывает гнусною и безобразною. Сию самую переносную речь употребил и Царе-Пророк Давид, говоря о Господе: « Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу, и препоясася » (Пс.92:1). Завещав же предреченные добродетели, завещевает потом хранить и другие две добродетели, кои от реченных оных происходят и рождаются. Говорит убо:

Кол.3:13. Приемлюще друг друга и прощающе себе 23, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы.

Речение: « дарствующе », значит прощающе, и подобно оному, « дадите ми неправду сию » (2Кор.12:13), то есть, простите. А сие « себе », положил вместо «друг другу», как и у Евангелистов: « глаголюще к себе » (Мк.10:26), то есть, друг к другу: и « прежде бо беста вражду имуща между собою » (Лк.23:12), то есть, друг с другом. Почему тем « приемлюще друг друга », завещевает иметь снисхождение и терпение, а сим « прощающе себе », прощение друг другу погрешений. « Аще кто », говорит, « на кого имать поречение ». Ежели имеешь причину винить ближнего твоего, что погрешил он против тебя, то снеси и прости ему прегрешение его. Заметь же, что один милосердый, благий, смиренномудрый, кроткий и долготерпеливый имеет сии две великий добродетели, то есть, снисхождение и расположение к прощению: а немилосердый, злой, гордый, гневливый и вспыльчивый не сносит и не прощает другим погрешения. Посему-то во первых завещал « утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение » (Кол.3:12), а потом « снисхождение и прощение ». А чтобы убедить к исполнению сих двух добродетелей, то представляет пример Иисуса Христа: « якоже и Христос простил есть вам, тако и вы ». Как, говорит, Иисус Христос терпеливо понес безумные клеветы и хулы Иудеев, и простил грехи распявших Его, так и вы сносите и прощайте погрешения других. Послушай же, какой добродетели дает Он первенство, поучая, что она есть союз совершенства.

Кол.3:14. Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства.

Сие « над всеми же сими облекитеся в любовь », – вместо того, чтобы сказать, пред всеми другими добродетелями преимущественно и по особенной причине вложите в сердце ваше любовь. Благословно и праведно сказал так, потому что любовь есть первая и великая заповедь. Она есть исполнение закона и основание Евангельского нравственного учения. Почему же говорит, что она есть « соуз совершенства »? Потому что духовное совершенство не иное что есть, как стечение и исполнение всех добродетелей: все то есть добродетели вместе сошедшись составляют совершенство души. Ежели посмотришь на всякую добродетель, то увидишь, что она произрастает или от любви к Богу, или от любви к ближнему. Не можешь найти добродетели, которая бы не имела начала своего от любви. Ибо всякое дело, не имеющее началом и корнем своим любовь, есть ничто, есть лицемерие и ложь, хотя кажется добродетелию (1Кор.13:3). Почему как все ветви от ствола дерева произрастая, стволом связуются: так и все добродетели от любви происходя, оною связуются. По сей убо причине сказал Апостол, что любовь « есть соуз совершенства ». А после завещания о любви поучает и о мире, говоря:

Кол.3:15. И мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во едином теле, и благодарни бывайте.

Мир имеют часто и злые люди, согласны бывая в делании злых дел: но таковый мир есть мир мирской и вредный. Мир же Божий есть духовный и спасительный. Посему-то сказал, « мир Божий », чтобы различить оный от мирского и вредного мира. Но где любовь, там есть и мир. Почему убо предписав нам облещись в любовь, завещевает, да водворяется в сердцах наших мир? Потому что часто от безрассудной любви один другого обвиняет, и один на другого жалуется (Смот. Злат. в он. месте). Часто любят друг друга два брата или два друга, но пoелику мысли их различны, то не престают один другого обвинять, и один другому сопротивляться, почему не имеют мира, хотя и любят друг друга. Что же значит сие « да водворяется, да владычествует в сердцах ваших »? Владычествователями или судьями, мздовоздаятелями назывались те, кои на Еллинских подвижничествах судили, кто были достойны наград, и достойным оные раздавали, как надлежало. Поставил убо премудрый Павел в сердцах наших судилище, завещав, да седит на оном мздовоздаятельный судия – мир. Каким же образом мир судит и награждает, и кто суть подвизающиеся и награждаемые? Ежели, например, обесчестит тебя кто, тотчас восстают в таком случае два подвижника, то есть, помысл отмщения и помысл терпения. Один борется, говоря, сделай отмщение обесчестившему тебя: а другой противоборствует, говоря, претерпи и прости согрешение. Подвизаются равно они оба, да победивши приимут награду. Почему ежели мир Божий седит в сердце твоем, яко судия и мздовоздаятель, то Он осуждает помысл отмщения, и судит достойным награды помысл терпения и прощения, осуждает помысл омщательный, и награждает терпеливый и прощательный. Почему же не сказал, да победит помысл мира, но сказал да владычествует? потому что не восхотел положить в чине борющихся Божественный и неборимый мир, но дал оному достоинство и честь, поставив его судиею и воздаятелем между двумя помыслами, благим и злым. Для сильнейшего изражения сказал то, да владычествует, дабы слышащие сие поставили мир владыкою над помышлениями сердец их. Убеждает же к сему и другим доказательством, говоря: « в оньже и звани бысте во едином теле ». В оный, говорит, мир Божий призвал вас Иисус Христос, поставив всех единым телом. Как будет состоять тело, ежели не в мире будут члены его, но сопротивляются друг другу и борются? Где нет мира, там последует разлучение и разделение. Пoелику убо сподобились вы быть единым таинственным телом, имеющим главою Самого Иисуса Христа, то мир имейте, « и благодарни бывайте », то есть, приносите Ему и словами и делами благодарение. Сказав же сие о Божественном мире, преходит к завещанию другой добродетели, к завещанию о Слове Божии.

Кол.3:16. Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости: учаще и вразумляюще себе самех во Псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви.

Слово Христово суть словеса Святого Евангелия, Богоносных Апостолов и Божественных Пророков. Как же вселяется в нас Слово Божие во всякой премудрости? Слушанием Божественных Писаний, чтением и поучением в оных. Когда мы часто и прилежно в оных поучаемся, тогда и память наполняется, и ум обогащается, сердце отрыгает и уста изливают обильные струи Божественного учения. А пoелику некоторые с надмением и своемыслием занимаясь Божественными Писаниями впадают в пагубные ереси, другие же без понятия и без рассудка оные читая, и не различая заповедь от совета, делаются суеверными и сожженными « своею совестию » (1Тим.4:2); посему сказал, « во всякой премудрости », то есть, чтобы мы со всякого рода мудростио, и с духовною, и со схоластическою, с благоговейным расположением читали и рассматривали Божественные Писания, и чтобы от оных научались как сами, так и других бы учили. А пoелику есть и песни мирские, то есть, такие, кои возбуждают похоти суеты мирские и вожделения плоти, посему сказал: « песнех духовных ». Сие же « во благодати », значит с удовольствием и с духовною готовностью, а не со скукою и неприятностию, или нерадением. Приложил же и сие « в сердцах », дабы научить, что не только устами, но и духом надлежит нам воспевать и славословить всеблагого Бога. Сими убо словами научает Апостол, во-первых, тому, чтобы мы почасту со всяким благоразумием занимались Божественными Писаниями, дабы таким образом богатно вселялось в нас Слово Божие; во-вторых, чтобы от Божественных Писаний наставляли и вразумляли как самих себя, так и других; и в-третьих, чтобы с охотою и благодарностию не только устами, но и сердцем приносили Богу песни и славословия.

Беседа о пользе от поучения в Божественном Писании

Чтенное ныне Апостольское увещание, мужие братие, есть духовный рай, имеющий цветы благовоннейшие и плоды краснейшие и душеспасительные. Входящие в оной инде обоняют всесладостное благовоние милосердия, инде чувствуют приятнейшее испарение благости; здесь видят красоту смиренномудрия, там – благолепие кротости; в ином месте открывается им польза долготерпения, высота любви, а в другом удивляются величеству мира. Инде познают, что Слово Христово есть рай, и видят, коликая благодать проистекает от песнословия и славословия Божия. Все в раю сем усладительно, все веселит, все привлекает и пользует. Но чтенные ныне Богопроповеднические наставления содержат часть только всего духовного рая. Ибо весь таковый рай заключается во всем вкупе Божественном Писании. Почему тот входит в весь рай сей и, проходя его весь, наслаждается всеми в нем благами, кто поучается всем Божественным словесам, в Писании оном содержащимся. По сей убо причине Божественных Таин провозвестник столь выразительно завещевает поучаться словесам Христовым, сказав: « слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости » (Кол.3:16).

Доколе человек пребывал в состоянии безгрешном, дотоле жилище его было земной рай. Имея тогда он чувства свои чистые от всякой страсти душевной и телесной, видел Бога и удостаивался собеседования с Ним; видя же Бога, не имел нужды в догматах, научающих его тому, что есть Бог; видя Бога, видел в Нем все добродетели и совершенства: почему не имел нужды во многих заповедях и советах, чтоб научиться добродетели и совершенству. Когда же преступив едину заповедь, которую дал ему Бог для испытания самовластного его произволения, соделался страстным, и изгнан был из рая; тогда не видя Бога, не видя добродетелей и совершенств Божиих, помрачившись, как слепой ходил, не ведая куда идет. Ходил к тварям, думая, что приближается к Творцу, тек по стремнинам греховным, думая, что ходит по пути добродетели. Сей мрак погрузил его в бездну идолослужения и низверг во глубину греховную. Бог, имея милость бесконечную и милосердие беспредельное, умилостивясь к человеку и умилосердясь к нему, устроил другой земной рай, насадивши в нем учения, заповеди и советы, дабы всякий входящий в оный видел от учений, что есть Бог, от заповедей, что есть зло и что добро, а от советов, что составляет совершенство человека. Открылось же устроение сего второго рая не вкупе с потерею первого, но по истечении многих лет. Ибо во первых сошед Бог на гору Синайскую, дал письменный Закон, потом послав просвещение Святого Духа на Пророков, произглаголал чрез оных Божественные свои хотения. А Закон и Пророки были как бы преддверием и основанием нового рая. « Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемаго от жены, бываема под законом » (Гал.4:4). Который проповедав Евангелие и наитием Святого Духа на учеников Его, подав им силы проповедать оное во всей вселенной, совершил все строение сего второго рая. И вот здесь вещь достойная замечания: Бог как насадил первый рай « во Едеме на востоцех » (Быт.2:8), так на востоке открыл и второй рай, в Синае дав закон, и во Иерусалиме Евангелие.

Какую же доставляет пользу сей новый рай? Пользует он уму, пользует сердце, пользует душу того, кто входя в оный тщательно все в нем рассматривает. Любопытный ум беспрестанно любопытствует и никогда не успокаивается, доколе не удостоверится в том, что познал он истину. Видя телесными очами небо и землю, и все в них содержащееся, желает знать, кто есть Творец того. Исследывает системы философов, и видит, что иной полагает творцом всех тварей атомы, то есть, неразделимые самомалейшие тела, не имеющие ума, души и чувств, другой говорит, что начало и вина всего мира есть судьба и случай, кои суть ничто, и не существуют, или только суть слова, а более ничего. Другой еще, хотя видит, что ничего нет без начала и вины, но учит, что мир есть безначален. Таковые учения ум находя недоказательными, нетвердыми, неимоверными, и невозможными, не останавливается и не успокаивается на оных. Но если уверует, что в книге Божественного Писания писаны словеса Божии, и поучаться оным будет, то найдет в оных решение сомнения своего, и успокоится.

Первые слова на странице первой Священного Писания поучают, кто есть Творец неба и земли, четырех стихий и всех тварей. « В начале », говорит оно, « сотвори Бог небо и землю » (Быт.1:1). Вкупе же с землею сотворил воздух и воду. « И Дух Божий ношашеся верху воды » (Быт.1:2). Он рек: « да будет свет: и бысть свет » (Быт.1:3). Он рек: « да прорастит земля былие травное » (Быт.1:11). И тотчас произросло все, что видишь ты произрастающим, цветущим и плодоносящим на земли. Он рек: « да будут светила на тверди небесней » (Быт.1:14). И тотчас произошли солнце и луна, и все звезды небесные. Он рек: « да изведут воды гады душ живых, и птицы летающия по земли » (Быт.1:20). Он рек: « да изведет земля душу живу по роду » (Быт.1:24). И тотчас произошли киты великие, гады и птицы, четвероногие насекомые и звери, и все прочие роды животных. Он рек: « сотворим человека по образу Нашему и по подобию » (Быт.1:26). Сотворил же человека, дав ему ум и дух и слово. Отсюда убо всякий, кто занимается Божественным Писанием, научается, что Бог есть Творец неба и земли, и всех содержащихся в оных тварей. Усмотря же, что сотворил Он все единым повелительным словом, удостоверяется, что Творец есть Всесилен. Видя еще бесчисленное множество тварей, многоразличные роды, приятнейшие красоты, различные движения, чудеснейший союз их между собою, непременяемые законы всех созданий, познает, что Творец не только есть Всесилен, но и Премудр. Читает в Божественном Писании господствование и обладание, которое дал Бог человеку, сказав: « и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли » (Быт.1:28). Пoелику еще узнает, что Богу никакой в том не было нужды, но сотворил сие по единой Своей благости, милости и человеколюбию, то справедливо отсюда заключает, что Создатель твари есть не только Всесилен и Премудр, но и Преблаг, и Премилосерд, и Человеколюбивейший.

Новый Завет открыл яснее, нежели Ветхий, кто есть Творец всего. Ветхий Завет учит, что Бог сказал: « сотворим человека по образу Нашему и по подобию » (Быт.1:26): означив множественным глаголом сим, сотворим, Триипостасие и единство Божества. Представляет же и образ Божий, дабы от образа уразумел ты образуемого. Образ, то есть человек, един есть, судя по естеству, но имеет ум, слово и волю: так и первообразный, то есть, Бог, един есть по естеству и Троичен в Лицах, Отец, Сын и Святой Дух. Если же посмотрим в Евангелие, то найдем в оном ясное и открытое учение о Триипостасном Божестве. « В начале бе Слово », говорит Евангелие, « и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово » (Ин.1:1). Слово же есть « Единородный Сын, сый в лоне Отчи. Дух истины, Иже от Отца исходит » (Ин.1:18:15:26). Вот Отец безначальный, и Сын от Отца рожденный прежде всех век, и Пресвятой Дух от Отца исходящий, со Отцем и Сыном спокланяемый и сславимый. Три Лица, и един Бог. « Слыши Исраилю », сказал Бог в Ветхом Завете, « Господь Бог наш Господь един есть » (Втор.6:4): сими словами Господь, Бог, Господь – Триипостасие, а сим, Един, единство Божества показав. В Новом же учит: « шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа » (Мф.28:19). « Трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух » (1Ин.5:7). Когда таким образом поучаешься в Божественном Писании, тогда воссиявает в уме твоем свет и благодать, от которой научаешься всему о Творце твари. Таковое же святое поучение составляет утешение, услаждение, успокоение, и истинную пользу для ума. Посему Царе-Пророк, который поучался всегда в Законе Божии, воспевал велегласно: « коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим » (Пс.118:103).

« От сердца человека исходят помышления злая » (Мф.15:19). От оного исходят лукавый помысл гордости. Сей меня надмевает, возносит, и наполняет смрадом. Почему и почитая себя выше других, желаю первенств, честей и поклонений себе. Замечаю и дела и слова и мановения людей. Подозрение же презрения к себе возмущает всегда сердце мое. Но когда открою Священное Писание, то нахожу в оном врачевство сей немощи моей. Ветхий Завет говорит мне, памятуй, что, « земля еси, и в землю отидеши » (Быт.3:19). « Господь гордым противится, смиренным же дает благодать » (Притч.3:34). А Новый учит, говоря: « всяк возносяйся смирится: и смиряяйся, вознесется » (Лк.14:11). Отрыгает сердце зависть, которая снедает меня, как снедается воск от лица огня, вражду, которая повреждает, как повреждает ржа железо, и стремление ко мщению, которое смущает, как возмущают корабль сильные ветры. Гражданские книги и учение мирское ни зависть не исцеляют, ни вражду не искореняют, а дух мщения возжигают. Ежели поучаешься в Божественном Писании, то в оном находишь бальзам для немощей сердца нашего. Там видишь, что зависть Каина убила брата его Авеля, и зависть Иудеев предала на смерть Спасителя мира (Мф.27:18). Там читает, что « не любяй брата своего, пребывает в смерти » (1Ин.3:14). Там узнаешь, какой грех есть ненависть, и коликой вред она делает: « всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть: и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечнаго в себе пребывающа » (1Ин.3:15). Там находишь удостоверение, что не имеешь ты власти отмщевать причинившим вред тебе, ибо Бог восприемлет Себе отмщение за тебя, и Он наказует обидевших тебя. « Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь » (Рим.12:19). Сии небесные врачевства уничтожают горечь зависти, тяготу вражды и мятеж мщения, исцеляют язвы сердца твоего, и исполняют оное тишиною и радостию духовною. Поучение в словесах Божиих не только врачует, но и предохраняет сердце от грехов. « Закон Бога в сердце его, и не запнутся стопы его » (Пс.36:31).

Не токмо же от всякого греха, но и от всякой скорби, и от всякого страха и страсти сильные врачевства Божественное Писание в себе содержит. Посему и Пророк Божий во время скорбей и нужд своих прибегал к поучению во Святом Писании: « скорби и нужды обретоша мя, заповеди твоя поучение мое » (Пс.118:143). Приходят дни скорби или от потери имения, или от смерти родственников, или от нападений вражиих. Часто обстоятельства скорбей столь велики и сильны бывают, что мы нигде не находим утешения. Прибываем к покровителям, но в них находим отвращение, или много слов, а на деле ничего. Просим друзей, но счастливым все люди друзья, а несчастным ни самые родные. А ежели сродники и печалятся о несчастии нашем, то помочь не могут. Почему мы скорбим чрезвычайно, и страдаем горестно, но утешение ни откуда нам не является. Если же открываем Божественное Писание, там находим утешение сердцу нашему; ибо там слышим Бога глаголющего: кто скорбит, тот « воззовет ко Мне, и услышу его, с ним есмь в скорби, и изму его и прославлю его, долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое » (Пс.90:15–16). Слышишь ли; во время скорби твоей Бог всемогущий, всеблагий, и всеблагоутробнейший с тобою есть. Обещается же, что, когда призовешь ты Его в помощь, тогда не только избавит тебя от скорби твоей, но и прославит тебя за терпение твое, и в награду готовит тебе жизнь многолетную и спасение душевное.

Какое другое обстоятельство горестнее обстоятельства смерти? и одно воспоминание о смерти наводит людям скорбь и страх. Печаль, что лишаемся настоящей жизни, и страх будущего состояния мучение производят неописанное. Скорбь же и страх, объемлющие нас в час смерти, ни друзья, ни сродники, ни князи, ни правители, ни цари, и ниже весь мир укротить не могут. Единое памятование словес Божиих и сильную скорбь укрощает, и мучительный страх прогоняет. Ежели тогда приведешь на мысль сии слова: « веруяй в Мя, аще и умрет, оживет » (Ин.11:25), то отбежит печаль: и ежели вспомнишь сии: « яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти » (1Тим.1:15), то удалятся от тебя ужасы смерти. Если же в покаянии и умилении возопиет яко разбойник на кресте: « помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем » (Лк.23:42), то престанет быть отчаяние спасения, и войдет в сердце твое упование насладиться Царствием Божиим, и радость войдет Господня. Кто же другой в час смерти помышляет о словесах Господних, разве тот, которой всечасно поучается оным?

Посмотри же, коликую пользу приносит и душе поучение в Божественных словесах. Все в мире вещи суть уметы, дым и ветр, суть тень и грезы, они никакой не приносят пользы душе. « Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? Или что даст человек измену на души своей? » (Мк.8:36–37) Польза бессмертной души нашей состоит в наслаждении Царствием Божиим. Душу же удобовмещающею Царствие Божие соделывают вера правая, отвращение от греха и хранение добродетели. Но кто другой кроме Святого Писания научает нас православным догматам веры, открывает срам и вред греховный, славу же и пользу добродетели? Кои не просвещены светом Богодухновенных книг, или до предания оных не просвещены были непосредственно самим Богом, как то праведные до закона бывшие, те поклонялись солнцу, огню, животным, каменным и деревянным истуканам, поклонялись всеокаяннейшей твари вместо Творца. Кои лишены были сего Божественного света, те боготворили страсти, как то прелюбодеяние и отцеубийство в лице Юпитера, пьянства в лице Бахуса, студодеяние в лице Венеры, сребролюбие в лице Меркурия, кровопролития в лице Марса. Видим же и ныне, что те, кои презрели Божественные Писания соделавшись без веры, простерли убийственные руки не только на своих единоплеменных, но и на Самого Отца – Царя своего: вымыслили системы ложные и самые коварные, обещевающие хотя свободу, но производящие рабство, возмущение и безначалие, от коего бывают все злострадания: они впали в неслыханную гордость, ища восстановить всю вселенную, дабы господствовать ею, обольщают всяким притворством, и всяким образом, похищают неправедно чуждое, грабят бесстыдно с дерзновением и похвальбою: и кто довольно может описать злодействия, кои они производят? До такового состояния доходят все, кои презирая Божественные Писания погружаются во глубины нечестия.

Господи Боже мой, бесконечно человеколюбие Твое, неизмерима милость твоя к человеку. Грех изгнал нас из рая, и лишил того, чтобы видеть тебя и слышать Божественный глас Твой, низринул нас во тьму и в бездну зол: но Ты уготовал другой рай, Божественные Писания, дабы мы в оных видели черты Божества Твоего, и слыша в оных спасительное Слово Твое просвещались тем, и избавлялись от зол вечного мучения. Они суть свет ума нашего: « зане свет повеления Твоя на земли » (Ис.26:9). Они суть успокоение и веселие сердца: « оправдания Господня права, веселящая сердце » (Пс.18:9). Они суть жизнь души и спасение. « Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть » (Ин.6:63). Посему в Ветхом Завете Господь повелел всегда оными заниматься, сказав: « и да будут словеса, яже Аз поведаю тебе днесь, в сердце твоем, и в души твоей: и да накажеши ими сыны твоя, и да возглаголеши о них седяй в дому, и идый путем, и лежа и востая » (Втор.6:6–7). А в Новом завещал то, говоря: « испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный » (Ин.5:39).

Но повинуемся ли мы сим Божественным повелениям? Некоторые ответствуют, говоря: мы не занимаемся чтением Божественных Писаний потому, что не понимаем смысл в оных содержащийся. Но во-первых, не все во Святых Писаниях неудобопонятно. Ибо кто не понимает сего: « возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе» (Мф.22:37:39). « Не прелюбы твори: не убий: не укради: не лжесвидетельствуй: чти отца твоего и матерь твою »? (Лк.18:20) А во-вторых, потому-то наипаче надлежало и заниматься оными почасту, потому, то есть, что непонятны. Что делает прилежный ученик, когда не понимает смысл учебной книги? Закрывает ли книгу, и совсем не смотрит в оную, не надеясь понять? Нет, но тогда наипаче много раз прочитывает оную, повторяя и то, что писано выше, и что потом после непонятного оного места, ищет толкователей, вопрошает учителей, и употребляет все усилия к тому, чтобы понять мысль читаемой книги. Ежели и вы делаете то же, когда читая святые книги, встречаете неудобопонятности, тогда неудобства разрушаются, и непонятный смысл делается понятным. Тогда и Сам всещедрый Бог, видя желание и усердие ваше, посылает вам просвещение к уразумению того, что неудоборазумеваемо, посылает вам учителя и толкователя, как послал Филиппа Евнуху, который толикую имел охоту к чтению Божественных Писаний, что и в пути, сидя на колеснице, читал « Пророка Исаию » (Деян.8:30), хотя и не понимал, о ком Пророк говорит. Бог же, видя его желание и усердие, послал к нему Филиппа, который истолковал слова Пророческие, и разрешил сомнение. Почему просветившись умом Евнух, уверовал во Иисуса Христа, и крестился от Филиппа.

Другой говорит: как могу я, будучи безграмотен, читать Писания и поучаться в оных? Хотя не имеешь ты, брате, сведения грамотного, но имеешь орган слуха. Господь же и слышащих слово Его, и хранящих оное ублажил: « блажени », сказал, « слышащии Слово Божие и хранящии е » (Лк.11:28). Читаются в церкви Божественные Писания вечер и утро и полудне. Да не нерадиши убо, но почасту приходи в церковь. Вшедши же в оную, не дремли, и не позволяй уму твоему носиться туда и сюда, но пригвозди оный к слушанию слова Божия: а вышедши оттуда, занимайся тем, что слышал, дабы то запечатлелось в памяти твоей и взошло в сердце твое. Царе-Пророк Давид день тот, в который пребывал во дворех дома Господня, предпочитал тысячам других дней жизни своей. « Яко лучше », говорит он, « день един во дворех Твоих паче тысящь » (Пс.83:11). А о поучающемся день и ночь закону Господню, сказал: « и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся елика аще творит, успеет » (Пс.1:2–3). Премилосердый Боже, даждь нам желание к поучению в Божественных Твоих словесах, щедротами Единородного Твоего Сына, с Ним же благословен еси во веки веков. Аминь.

* * *

23

По оригиналу греческому: сносяще, или снисходяще друг другу, и дарствующе, или прощающе один другому.


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle