Источник

Толкование на Апостол из первого послания Апостола Павла к Коринфянам, читаемый в тридцать четвертую неделю блудного (1Кор.6:12–20)

Столь гнусны, скверны и бесчестны все плотские грехи, что и одни имена их производят стыд и заставляют краснеть. Говорим мы свободно о всяком грехе, представляя и открывая все его обстоятельства: но когда хотим описать тяжесть плотских грехов, тогда оберегательство, стыд, и боязнь чтобы не впасть в бесстыдство, отъемлют и от ума нашего надлежащие мысли, и от уст наших слова и выражения, довольные представить студодействование оных. Един Апостол Павел, который имел не земную, но небесную мудрость, и говорил не свои мысли, но от Бога ему открываемые, тяжесть одного из плотских грехов, то есть блуда, представил и доказал мыслями толико высокими, и словами толико выразительными, что слушающие и попирающие оные не только изумляются, и в содрогание приходят, но и удерживаются от такового Богоненавистного деяния. Сие содержит в себе нынешнее чтение из послания его к Коринфянам. Но по высоте мыслей и по связи их, многое сказуемое здесь Апостолом оказывается неудобовразумительным и неудобоистолкуемым. Если же Бог по бесконечной Своей милости споспешит предлагаемому нами толкованию оных словес, то надеюсь, что вы увидите сущую истину, и уразумевши Апостольские мысли, многую отсюда и великую получите душевную пользу.

1Кор.6:12. Братие, вся ми лет суть, но не вся на пользу: вся ми лет суть, но не аз обладан буду от чего.

Как? « Вся ми лет суть »? Имею я свободу делать, что хочу? Позволительно мне посему делать и зло. Истинно то, что имею я свободу и власть делать, что ни захочу, ибо сотворен свободным и самовластным. « Бог из начала сотвори человека, и остави его в руце произволения его: Предложил ти огнь и воду, и на неже хощеши простреши руку твою » (Сир.15:14:16). Но вижу и следующие за тем слова: « но не вся на пользу ». Имею я власть делать все, что хочу, но не все полезно мне. Ежели делаю добрые дела, то получаю пользу: а ежели худые, то получаю вред. « Вся ми лет суть, но не аз обладан буду от чего ». Имею я власть делать все, и доброе и злое, но не должно мне обладану быть от некоего зла, не полезно мне соделаться рабом некоего греха.

1Кор.6:13. Брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит.

Бог создал яства для употребления чреву: « брашна чреву ». И чрево сотворил, чтобы оно, принимая пищу, питало и подкрепляло тело: « и чрево брашном ». Имею я власть принимать всякую пищу, ибо для того сотворил оную Бог; но не пользует мне употреблять оную без меры и без рассуждения: пoелику безмерное оной употребление вред причиняет телу, а запрещенное законами вред причиняет душе моей. Имею я власть принимать всякую пищу, но не прилично и не полезно мне то, чтобы я обладан был какою-либо пищею, мясоядением, или рыбоядением, или другою нравящеюся мне пищею, и чтобы соделался рабом чрева моего. Ибо брашна и чрево суть вещи тленные и временные, кои Бог по смерти делает пустыми и бездеятельными. « Бог же и сие и сия упразднит ». Сии Апостольские слова суть предуготовление, коим Божественный Апостол доказывает, что никто не имеет власти блудодействовать.

1Кор.6:13–14. Тело же не блужению, но Господеви, и Господь телу. Бог же и Господа воздвиже, и нас воздвигнет силою Своею.

Все благочестивые Христиане составляют едино тело, тело, то есть, Иисуса Христа: каждый же есть член сего Святого Тела. « Вы же есте тело Христово, и уди от части » (1Кор.12:27). Имеешь ты, говорит Апостол, власть вкушать всякую пищу, ибо брашна произведены для чрева, и чрево для брашен: но никакой не имеешь свободы, чтобы блудодействовать; ибо тело не для того сотворено, чтобы блудодействовало, но чтобы было член тела Иисус Христова. « Тело же не блужению, но Господеви ». Брашна твои суть, под твоею суть властию, ибо произведены для питания тебя: тело же твое не есть твое, не есть под твоею властию, ибо оно есть Господне, яко член тела Его: « и Господь телу ». Посмотри же, как он противополагает одно из сих другому: « брашна чреву ». « Тело же не блужению, но Господеви ». « И чрево брашном: и Господь телу ». Брашна и чрево уничтожаются Богом. « Бог же и сие и сия вся упразднит ». Тела же наши в день суда всемогуществом Божиим воздвигнутся и соделаются бессмертными, как и Тело Господа Иисуса по тридневном погребении восстало из гроба, соделалось нетленно и бессмертно. « Бог же и Господа воздвиже, и нас воздвигнет силою Своею ». А сими словами доказал, что брашна, как временные, суть во власти нашей, тела же наши, как вечные члены Тела Иисус Христова, не суть в нашей власти: что подтверждают и следующие слова, показывающие тяжесть блуда.

1Кор.6:15. Не весте ли, яко телеса ваша удове Христовы суть? Взем ли убо уды Христовы, сотворю уды блудничи? Да не будет.

Почему тела наши суть уды Христовы? Потому что Христос есть Глава Церкви, Церковь же есть тело Его, как тот же Павел учит, говоря: « Того даде Главу выше всех Церкви, яже есть тело Его » (Еф.1:22–23). Уды же Церкви суть все верные. По сей-то причине все мы верные есмы уды Иисуса Христа. Бываем же « Тело Христово и уды от части » (1Кор.12:27), во-первых, усыновляясь благодатию Святого крещения, а во вторых, приобщаясь от единого и тогожде хлеба, то есть, тогожде Тела Христова, и с Ним соединяясь и едино тело соделоваясь. « Чаша благословения », говорит тот же Апостол, « юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть? Хлеб, егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть? Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся » (1Кор.10:16–17). Сказав же, яко телеса наша суть удове Христовы, отсюда заключает, сколь ужасен есть грех – блудодеяние. Неужели, говорит, не ведаете вы, что тела ваши суть члены Христовы? Потом обращает слово к лицу своему, говоря так: что убо иное я делаю, когда блудодействую, разве что вземлю члены Христовы от тела Его, и делаю оные члены блудничими? Замечательно здесь выражение слова, не сказал, соединяю, но вземлю, то есть, отделяю члены Христовы, и делаю оные члены блудничими. И кто не ужаснется слыша сие? Распинатели « не пребиша Ему голений » (Ин.19:33), блудник же раздирает оные и рассекает. Сказав то Павел возопил: « да не будет ». А сие значит отвращение: то есть, молится он словом сим, да не будет, чтобы никогда не оставил его Бог впасть в таковой грех. Следующими же словами изъясняет, как блудодействующий делает уды Христовы удами блудничими.

1Кор.6:16–17. Или не весте, яко прилепляяйся сквернодейце едино тело есть (с блудодейцею)? будета бо, рече, оба в плоть едину. Прилепляяйся же Господеви, един дух есть с Господем.

Почему слово сие: « и прилепится к жене своей: и будета два в плоть едину » (Быт.2:24): что Адам произрек о жене всякого человека, приноровляет Апостол и к блуднице? Потому что дело естества есть одно и то же, как в законном браке, так и в блудодействе, то есть, совокупление и сожитие мужа с женою, делающее двух единою плотию. А чтобы доказать Божественным Писанием, что прилепляющийся блуднице едино тело с нею бывает, то привел сии Адамовы словеса. Но пoелику естественно дело оное есть одно и то же, то почему соединяющийся со своею женою не отделяет уды Христовы, как отделяет оные и делает удами блудничими прилепляющийся блуднице? Потому что со своею женою соединяющийся соединяется со своими собственным членом, присовокупленным к нему от Бога Церковию. Со блудницею же смешивающийся совокупляется с чуждым членом: ибо « честна женитва во всех », яко имеющая целию деторождение: « блудником же и прелюбодеем судит Бог » (Евр.13:4). Пoелику они совокупляются по единому сладострастию. Потому что законный брак есть образ духовного соединения Иисуса Христа с невестою Его Церковию. « И будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь » (Еф.5:31–32). Посмотри же, как Апостол речением Божественного Писания доказав, что « прилепляяйся сквернодейце едино есть тело с нею », готовит таким образом доказательство и на то, что блудодей делает уды Христовы удами блудничими. « Прилепляйся же », говорит, « Господеви, един дух есть с Господем ». А сие значит, что верою и добродетелию соединяющийся со Христом бывает весь духовен, не имеяй никакого плотского мудрования, но и ум, и сердце, и хотение имеет духовное. Кто соединяется со блудницею, тот бывает едино тело с нею. Кто соединяется с Господом, тот бывает един дух с Ним. А отсюда явственно следует то, что кто соединяется со блудницею, тот делает уды Христовы удами блудничими. Научив же сему, преподает заповедь, чтобы бегали мы от блуда, говоря:

1Кор.6:18. Бегайте блудодеяния, всяк бо грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй во свое тело согрешает.

Зависть, гнев, ненависть не суть вне, но внутрь тела. Согрешает же во свое тело и завистливый, и гневливый, и ненавистливый, поколику сии страсти иссушают и растлевают тело. Како убо говорит, что всяк грех кроме тела есть, и что блудяй во свое тело согрешает? Многие и различные суть толкования на сии неудобоистолкуемые слова (Смот. Икум. в он. месте): но мы предложим то, которое кажется достовернейшим. Зависть, гнев и ненависть не суть действия, но страсти: ибо ни зависти, ни гнева, ни ненависти мы не делаем, но страждем от них и мучимся. Апостол же не говорит о прегрешениях, от которых мы страждем, но о грехах, кои мы делаем. « Всяк грех », говорит, « егоже аще сотворит человек, кроме тела есть ». И сие истинно. Ибо коликие грехи мы ни делаем, все они кроме тела суть. Делаем зависть, воровство, хищение, клевету, лжесвидетельство, хулу, и прочие, и оные грехи суть кроме тела нашего, поколику они вредят душе и другим, телу же нашему никакого не причиняют вреда. А блудяй производя блуд вредит и злотворит своему телу, расслабляя, оскверняя и нечистым оное делая. Заметь здесь две некие вещи, во-первых, сие, « бегайте », что значит скорое и совершенное отвращение от такового греха: а во-вторых, что не только яко законоположник сказал, « бегайте блудодеяния », но и яко учитель объявил, по каким причинам надобно убегать оного. « Бегайте », говорит, « блудодеяния ». Ибо всякий другой грех, который вы сделаете, вредит душе, а не и телу; блудодеяние же и самому телу нашему вредит: и сия есть одна причина, к которой присовокупляет потом и другую, говоря:

1Кор.6:19. Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, егоже имате от Бога, и несте свои?

По предреченных словах предлагает еще три предмета, то есть, благодать, достоинство и право. Сими же тремя ужасает и убеждает нас бегать блудодеяния. Благодать есть превелия, потому что тела наши суть храм обитающего в нас Святого Духа; достоинство дающего благодать есть превысочайшее, потому что благодатель есть Сам Вседержитель Бог, рекий: « излию от Духа Моего на всяку плоть » (Деян.2:17). Право Божие над человеком есть превыше всех прав, потому что Бог и сотворил и искупил человека. Почему никакой власти не имеют люди ни над душою своею, ни над телом. Не знаете ли, говорит, человеки, что тело ваше есть храм Всесвятого Духа в вас обитающего? « Или не весте, яко тело ваше храм живущаго в вас Святаго Духа есть? » Не знаете ли, что прияли вы сию превелию благодать от Самого Творца всяческих Бога, « егоже имате от Бога »? Не знаете ли, что никакие власти не имеете вы ни над душою, ни над телом вашим, потому что вы твари сотворшего и рабы искупившего вас Бога: « и несте свои »? Не произнес же следующее из слов сих заключение, как явное и всякому известное. Како убо дерзаете, вот оное заключение, осквернять блудодеянием храм Святого Духа, и вместе бесчестить Подателя такового дара? Како дерзаете творить уды ваши удами блудничими, не имея никакой власти, но будучи творения Божии, искупленные Им бесценною ценою?

1Кор.6:20. Куплени бо есте ценою: прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия.

Почему сказал только, « куплени », а не сказал еще, создани? Потому что довольно того, что « куплени », к доказательству рабства, ибо всякой купленный раб есть купившего его, хотя и не сотворен от него: или потому что искупление человеческого естества, то есть воссоздание оного, есть дело и самого создания высшее и славнейшее. Наперстный же Иоанн изъявил нам, как Христу в Откровении сказал: « яко заклался на кресте » (Апок.5:9), и на оном излиянною кровию Твоею искупил нас от рабства диавола, и соделал нас рабами Бога и Отца Твоего. Павел убо говорит, что пoелику « куплени есте ценою », то есть, бесценною Кровию единородного Сына Божия, то прославите Бога и телом и духом вашим, пoелику и тело и дух суть Бога создавшего и искупившего оные: прославляется же Бог в теле нашем целомудрием, милостынею, постом, бдением, телесными трудами для добродетели совершаемыми: а в духе нашем прославляется Бог правою верою, надеждою на Бога, любовию к Богу и к ближнему, чистотою от всякого лукавого помысла, святыми помышлениями, и Божественными воспарениями. Тогда прославляется Бог и в духе твоем и в теле твоем, когда душа твоя, имея мысли благочестивые и помыслы Богоугодные, возбуждает тело твое к произведению всякой деятельной добродетели; а тело служит охотно святым души помышлениям.

Беседа о грехе – блудодеянии

Богодухновенный Апостол Павел в чтенном ныне послании своем с великою ревностию и весьма сильно говорил нам о грехе, блудодеянии. Мы веруем, что чему он учил, не суть слова человеческие, но Божеские, не суть учения от предания, или изобретения человеческого, но от просвещения и откровения Божия. « Сказую же вам », говорил он, « благовествование благовещенное от Мене, яко несть по человеку. Ни бо от человека приях е, ниже научихся, но явлением Иисус Христовым » (Гал.1:11–12). Он был орган Духом Святым бряцаемый, трость книжника скорописца, который говорил то, что Бог ему открывал, и писал то, что Бог ему говорил. Почему нет никакого сомнения, слова его суть слова Божии. Но сильный образ, коим выражался он о блудодеянии, и причина, по которой таким образом говорил об оном, суть неизвестны и заставляют сомневаться. На рассмотрение убо и исследование сих двух любопытных предметов обратим теперь слово.

О всех почти грехах как великих, так и малых говорил Богоглаголивый Павел. Но ежели рассматривать, что сказал он о грехах, блудодеянии, то видеть можно, что говорил об оном более, и тяжчае, нежели что он говорил о всяком другом грехе. Он о грехе сем сказал: « тело же не блужению, но Господеви, и Господь телу » (1Кор.6:13). А сии слова значат, что кто впадает в сей грех, тот обижает не человека, но Самого Создателя и Господа твари: ибо тело не для того создано, чтобы блудодействовало, но чтобы работало Господу своему Иисусу Христу; блудник же делает оное рабом блуда. Он о грехе сем сказал: « взем ли убо уды Христовы, сотворю уды блудничи? » (1Кор.6:15) А сими словами показывает, что кто производит сей грех, тот есть худший распинателей Христовых. Ибо те не дерзнули раздирать уды Христовы, а блудник отъяв оные, делает их удами блудничими. Он сказал еще: « а блудяй во свое тело согрешает » (1Кор.6:18). Сим же научает, что делающий сей грех есть жестокосерднее всех человеков. « Никтоже бо когда свою плоть возненавидит, но питает и греет ю » (Еф.5:29). Блудник же ков строит, и зло творит собственной своей плоти. Он о грехе сем говоря, сказал, что тело наше есть жилище Святого Духа, егоже прияхом от всещедрого Бога. « Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, егоже имате от Бога? » (1Кор.6:19) И что ни над душою, ни над телом нашим не имеем мы власти, ибо куплены предрогою Кровию Иисус Христовою. « И несте свои, куплени бо есте ценою » (1Кор.6:19–20). Видите убо ясно, что он делателя сего греха представил лукавнующим против Бога, худшим распинателей, жестокосердейшим всех жестокосердых, презрителем Святого Духа, отступником от достодолжного повиновения своему Владыце. О выражение сильное! Страх и трепет производят сии словеса. Что сего вящше? Но казнию, коею наказал он блудодействовавшего Коринфянина, грех сей блуд еще ужаснейшим представил.

Поставил страстное судилище на сего грешника, собрал на оное верных, взошел и сам туда духом, и Самого Владыку Христа представил там седящего, и провозглашающего определение. « О имени », рек, « Господа нашего Иисуса Христа собравшимся вам и моему духу, с силою Господа нашего Иисуса Христа, предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа Иисуса » (1Кор.5:4–5). О страстное и ужасное определение! Какого когда-либо или лихоимца, или хищника, или убийцу, или разбойника, или еретика, или хульника столь жестоко наказал? Коего из грешников предал во власть сатаны, чтобы он, муча его, изгубил тело и жизнь его? Кто же есть так определивший? Павел, который всюду велегласно проповедывал бесконечное к грешным благоутробие и милость Иисуса Христа, вопия и глаголя: « яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти » (1Тим.1:15). А дабы кто не подумал, что он за другой какой грех, а не за блуд наказал его с толикою строгостию, то прежде нежели провозгласил определение казни, открыл имя греха грешника того, написав сие: « отнюдь слышится в вас блужение, и таково блужение, яковоже ни во языцех именуется » (1Кор.5:1).

Но чем подвигнут был Павел произвести толикие и таковые строгости против греха сего? « Явлением Иисус Христовым » (Гал.1:12). Ибо он коликократно не по повелению Божию, но сам от себя учил, толикократно изъявлял, что говорит он свое мнение, а не повеление Божие излагает. Когда о девах говорил, тогда ясно сказал: « о девах же повеления Господня не имам: совет же даю, яко помилован от Господа верен быти » (1Кор.7:25). Равно и когда советовал о состоянии вдовствующей жены, произрек: « блаженнейша же есть, аще тако пребудет, по моему совету: мнюся бо и аз Духа Божия имети » (1Кор.7:40). Сие самое рек и тогда, когда увещевал Коринфян, чтобы они подали милостыню нищим во Иерусалим более, нежели другие. « И совет », рек, « даю о сем » (2Кор.8:10). Бог убо, Который есть самая чистота и святость, Который отвращается нечистоты и срамоты сего гнусного греха, открыл ему то, что к осуждению оного и произрек он, и соделал. Видел однако он и в Божественном Писании тяжесть сего греха. Ибо из начала благочестивые люди, или от первосозданного Адама друг другопреемственно научившись, или от примера всемирного потопа познавая, или Божественным откровением просвещаемы, грех сей, блудодеяние, гнусным и богоненавистным почитали. Доказательством сему служит пример благочестивых людей до письменного закона бывших, кои хотя никакого письменного законоположения не имели касательно греха сего, но отвращались оного как дела богоненавистного и бесчестного.

Когда Патриарх Иаков пришел в Салим град Сикимск (Быт.33:18), тогда Сихем, князь земли оной, похитив дщерь его Дину, растлил оную. Сынове же Иаковли Симеон и Левий коварным образом убивши Сихема и всех Сикимитян расхитили все их имение. Увидя сие Иаков весьма возмутился, и страх великий объял сердце его. Обличал он в том строго Симеона и Левию: соделали вы, говорил к ним, меня ненавистным, и показали меня человеком злым пред Хананеями и Ферезеями, которые собравшись, истребят и меня и дом мой. Симеон же и Левий ответствовали ему, говоря: но что? потерпишь ли ты, чтобы Сикимитяне имели сестру нашу яко блудницу? « Они же рекоша: аки блудницу ли возъимеют сестру нашу? » (Быт.34:31) Услышав сие святой Божий человек успокоился, почетши убийство и расхищение праведною казнию за грех оный, блудодеяние: и Бог, явившись ему, отъял страх от него, завещевав ему отъити оттуда, и тако избежать всякой опасности. « Рече же Бог ко Иакову: востав, взыди на место Вефиль, и живи тамо » (Быт.35:1).

Определение также Иуды сына Патриарха Иакова, произнесенное на вдовствующую Фамарь невестку его, доказывает, сколь великим грехом блудодеяние почитали благочестивые до закона бывшие. Когда некоторые, пришедши к нему, сказали: « соблуди Фамарь невестка твоя, и се, во утробе имать от блуда » (Быт.38:24): тогда ни сродство не преклонило его, ни любовь к умершим сынам, мужам Фамары, не сделало его снисходительным, но тотчас определил, чтобы сжечь оную. « Изведите ю, рече, и да сожгут ю » (Быт.38:24). Но ежели сей грех, скажешь ты, толикой казни достойным судился, то как сам Иуда соделал оный с тою Фамарью, не узнав ее, но почетши, что она блудница? Иуда яко судия осудил грех, а яко человек согрешил. Посему и познал свой грех, и исповедался откровенно, что согрешил. « Позна же Иуда и рече: оправдася Фамарь паче мене » (Быт.38:26).

Когда же Бог давал письменный закон на горе Синайской, тогда столь явственно и столь в выразительной речи узаконил совершенное удаление от сего греха, что никого нет, который бы не разумел Божьего повеления о сем грехе. « Да не будет », рек Он, « блудница от дщерей Исраилевых, и да не будет блудник от сынов Исраилевых » (Втор.23:17). Что сего яснее, и вразумительнее? Подтвердил же Бог сию волю Свою и делами. Убийство есть великий грех, есть преступление осмыя заповеди Десятословия. Убийц наказует Бог наистрожайше, ибо глас крови убиенного вопиет к Богу, требуя отмщения. « Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли » (Быт.4:10). И однако Бог убийство Финееса, который убил Замврия и Хазвию, кои явно блудодействовали, почел правдою. « И ста Финеес, и умилостиви, и преста сечь. И вменися ему в правду в роде и род до века » (Пс.105:30–31). Не только же правдою почел Бог таковое убийство, но и ревностию Божественною. Почему удостоил Финееса вечного жречества: « и будет ему », рече Бог к Финеесу, « и семени его по нем завет жречества вечный, понеже возревнова по Бозе своем, и умилостиви о сынех Исраилевых » (Чис.25:13). Если же откроем книги законов благодати, то увидим в оных определение о грехе сем Единородного Сына Божия. Он законом положил, что и одно похотение такового греха, хотя оно невидимо, недействительно и бездеятельно, но оскверняет душу. « Аз же глаголю вам: яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем » (Мф.5:28). В оных книгах мы видим, что и Духовные Апостолы, когда писали первое и краткое законоположение, то о многом другом для краткости умолчали, об удалении же от сего греха ясно яко от уст Всесвятого Духа узаконяя проповедывали: « изволися бо », писали они, « Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, разве нуждных сих: огребатися от идоложертвенных и крове и удавленины и блуда » (Деян.15:28–29). Сие все, скажешь ты, истинно, и то известно не только Павлу, но и другим многим. Но почему никто другой, ни Пророк какой, ни Апостол не сказали того, и не определили того за грех сей, что произрек Павел? Потому что Бог послал его проповедывать Евангелие язычникам. « Иди, рече, Аз во языки далече послю тя » (Деян.22:21). Почему он и называл себя Апостолом язычников. « Вам бо глаголю языком: понеже убо есмь аз языком Апостол, службу мою прославляю » (Рим.11:13). Язычники же преданы были как другим многим порокам, так особенно сему греху столько были порабощены, что не только оный ни за грех, ни за бесчестие не почитали, но и богиню имели начальницею оного, наставницею и учительницею. А в сем превосходили других язычников Коринфяне, имея посвященных жертвеннику Венеры свыше тысячи общенародных блудниц, из коих многие были весьма богаты от дохода сбираемого с беззаконничества сего, и по всей Греции славны. Пoелику убо язычники и наипаче Коринфяне предавались сему греху, то Павел яко Апостол и учитель языков, чтобы истребить насажденное в сердцах их от родителей и от воспитания пагубное сие заблуждение и обыкновение, и вместе обуздать всех прочих человеков неудободержимое стремление к гнусной сей нечистоте, просвещен будучи Богом, наказал примерно блудодействовавшего Коринфянина, и описал с Богодухновенным тщаливословием тяжесть и вред сего гнусного греха.

Мужие братие, сие нимало не дивно, что во градах идолопоклонников находились тысячи блудниц. Они не только не имели ни законов положительных, возбраняющих сей грех, ни учителя проповедующего, сколь велик есть грех сей, но еще и богов заблудшие имели прелюбодейных и блудных, кои защищали блуд. Дивно же то, что находятся блудницы и во градах Христианских: и мы видим, что иные расточают имение и погубляют здравие свое в блудничих домах, а другие без страха и стыда живут и растлеваются с чуждыми и беззаконными женами. Христиане ли, наученные законом Божиим, руководимые Святым Евангелием, оглашенные учением Богоносных Апостолов, и особенно Богодухновенным учением Павловым, просвещенные наставлением блаженных Отцев и Учителей, Христиане ли, кои и знают, и уверены, что блуд есть великий грех, и что осуждение страшное ожидает блудников, они ли держатся блудниц, вводят их дом свой, и согрешая с ними нимало не стыдятся и не страшатся того? Сие поистине дивно, сие неизразимо никаким словом, сие достойно всякой казни.

Христианине! ты от того часа, как сподобился святого крещения, освятился не только душою твоею, но и телом твоим: душа твоя соделалась дщерию Божиею, тело твое членом Иисуса Христа. Како убо дерзаешь творить члены Иисуса Христа членами блудницы? Ты от того часа, как исшел из Божественной купели, соделался храмом Святого Духа. Како убо не ужасаешься растлевать блудодеянием храм Всесвятого Духа? Не слышишь ли страшный глас оный Апостольский: « аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог »? (1Кор.3:17) Како не страшишься страшного судилища Божия? На оном судятся блудники и прелюбодеи: « блудником же и прелюбодеем судит Бог » (Евр.13:4). Не слышишь ли Господа Владыку твоего повелевающего, и глаголющего: никогда же да не разрешиши пояса целомудрия твоего, ниже да погасиши светильника Божественного Моего закона, просвещающего тебя к воздержанию и господствованию над плотскою похотию? « Да будут », говорит, « чресла ваша препоясана, и светильницы горящии » (Лк.12:35).

Но огнь, скажешь ты, плотской похоти попаляет меня, и я не могши снести пламени его, повергаюсь во глубину греха сего. Но премудрый Павел преподал врачевство и на сию страсть, сказав: « но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать, и каяждо жена своего мужа да имать » (1Кор.7:2). Преблаженный Апостол и похвалил еще брак. « Честна », сказал, « женитва, и ложе нескверно » (Евр.13:4). Но, не имею, скажешь ты, способа, чем пропитать жену и чад. Послушай, меня, прошу тебя, ежели бы какой земной Царь обещал тебе все, что потребно и для тебя, и для жены, и для чад твоих, неужели бы ты усомнился? Неужели бы стал говорить, не имею способа чем пропитать жену и чад? Конечно бы не усомнился, и не сказал бы таковых слов. Так знай, что небесный Царь, Тот, « Егоже в руце вси концы земли, и высоты гор Того суть: яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте » (Пс.94:4–5): Сам всесильный и вседержавный и неложнейший Бог обещает тебе, глаголя: ищи Царствия Моего, и ходи путем добродетели, а Я дам тебе при сем все что нужно, все что потребно тебе. « Ищите же прежде », говорит Он, « Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам » (Мф.6:33). Слышишь ли, сколь ясно обещание Божие? Слышишь ли, сколь богатно даяние? Вся обещает дати: « и сия вся приложатся вам ». Что убо сомневаешься? Что маловеруешь? Почто боишься? Бог есть обещаваяй. Когда ты грешишь, тогда бойся глада и наготы, и всякой другой казни: а когда бегаешь греха и делаешь добродетель, тогда отнюдь не бойся, отнюдь не сомневайся. Ибо Бог « волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я » (Пс.144:19). « Юнейший бых », говорит святой Царе-Пророк, « ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы » (Пс.36:25).


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle