Источник

Толкование на Апостол из первого послания Апостола Павла к Коринфянам, читаемый в тридцать пятую неделю, мясопустную (1Кор.8:8–9:2)

Пoелику завтрашний день начинается преддверие поста, и вся сия седмица есть предочищение и предтеча поста, то святая Церковь Божия предлагает ныне верным из Послания Павлова место то, где говорится о брашнах. А чтобы в точности уразуметь, что говорит об оных Апостол, то нужно видеть, что пред сим пишется. Пред сим Апостол говорил о идоложертвенных, глаголя: « о идоложертвенных же вемы, яко вси разум имамы » (1Кор.8:1). А идоложертвенные были мяса животных, идолам приносимых. Сих идоложертвенных мяс часть сожигали идолопоклонники пред идолами, а другую часть оставляли для трапезы приносящим жертву, и их сродникам и друзьям. Некоторые же из разумных Коринфян, уверовавших во Христа, зная, что идолы не суть боги, рассуждали так, что приносимые им животные не суть жертвы, ни мяса их не суть идоложертвенные. А таковое разумение заставляло их почитать, что имеют они свободу и власть есть идоложертвенные. Почему без всякого сомнения ели оные свободно, входя в идольские капища, и в оных возлежа. Простейшие же люди видя, что ученые и разумные ели без сомнения идоложертвенные, думали, что они то делают из почтения к идолам, чем соблазняясь не только и они ели идоложертвенные, но и чтили идолов. Вопрошали же, как видно, о предмете сем Павла (1Кор.8:4), который ответствуя на вопрос, во первых обличил таковое разумение яко гордостное, и братиям вредное, потом ограничил власть и безразборчивость их, описав пагубные последствия соблазна. Начинает же он слово свое так:

1Кор.8:8. Братие, брашно нас не поставляет пред Богом: ниже бо аще ямы, избыточествуем: ниже аще не ямы, лишаемся.

Соглашается Божественный Апостол с мнением тех, кои говорили: « яко идол ничтоже есть в мире, и яко никтоже Бог ин, токмо един » (1Кор.8:4), и что самое идоложертвенное мясо не есть идоложертвенное, но брашно, то есть, пища простая, как и всякая другая пища. Пусть, говорит, идоложертвенное не иное что есть как пища: пусть имеешь ты власть есть оное, как ешь и другие яства. Так если оная пища может поставить пред Богом тебя праведным и святым, если, когда ты вкушаешь оную, приумножается от того добродетель твоя и хвала добрых дел твоих, а когда удаляешься от оной, остаешься без благих деяний: то имеешь причину и право вкушать от идоложертвенных. Но пища не может оправдать тебя пред Богом, ни ввести тебя в Царствие Его, ни спасти душу твою. « Брашно нас не поставляет пред Богом ». Пища сама по себе ни прилагает, ни отъемлет добродетели. Почему ни, если мы едим идоложертвенное, приумножается добродетель наша: « ниже бо аще ямы, избыточествуем »: ни, если не едим оное, остаемся недостаточными и лишенными добродетели. « Ниже аще не ямы, лишаемся ».

1Кор.8:9. Блюдите же, да не како власть ваша сия преткновение будет немощным.

Смотрите только, говорит, чтобы сия власть ваша, которую вы представляете, говоря, что имеете власть есть без разбору всякую пищу, а следственно и идоложертвенную, не причинила соблазна и падения немощным, то есть простейшим людям, кои по немощи ума их не могут знать, ни рассудить того, что нет в мире ни идола, ни идоложертвенного. Показывает же и то, как и почему от сего немощный соблазняется, и погибает, говоря:

1Кор.8:10. Аще бо кто видит тя имуща разум, в требищи возлежаща, не совесть ли его немощна сущи созиждется идоложертвенная ясти?

Ибо если кто из простейших увидит, что ты будучи разумен, имея познание и рассуждение, входишь в капище идольское, за трапезою идоложертвенных сидя, ешь идоложертвенные мяса, то таковой будучи немощный, яко не имеющий познания твоего, ниже разумеющий, почему ты сие делаешь, отгнав от совести своей всякое сомнение, не расположит ли оную к тому, и не утвердит ли в том, чтобы есть идоложертвенные, и почитать идолов достойными того, чтобы благоговеть к ним? Хотя же вопросительно предлагает сие Апостол, но таковой вопрос имеет силу утверждения.

1Кор.8:11. И погибнет немощный брат в твоем разуме, егоже ради Христос умре.

Знание твое, говорит, делается виною погибели брата твоего. Ибо ты зная, что идол не есть Бог, и что идоложертвенное не иное что есть, как только пища, ешь идоложертвенные мяса пренебрегая идолов: брат же твой будучи немощный, и не имея ни знания, ни рассуждения твоего, ядя идоложертвенные, делается поклонником идолов, и погибает, лишаясь вечного спасения своего. Иисус Христос умер за спасение его, а ты не хочешь удалиться от ястия идоложертвенного, но полагаясь на знание свое, ешь идоложертвенное, и погубляешь душу брата своего.

1Кор.8:12. Тако же согрешающе в братию, и биюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешаете.

Как согрешаем мы пред братиями? Повреждая или душу, или тело их, или и оба вместе. Как поражаем совесть их? Производя дела соблазнительные, возмущающие и уязвляющие совесть их. Почему же согрешая пред братиями, согрешаем пред Христом? Потому что все рабы есмы Иисуса Христа, искупленные честною Его Кровию. Что же соделаешь рабу, то относится ко Владыке. Все братия есмы от тоя же купели рожденные, и того же имеющие первородного Брата (Рим.8:29), по каковой причине не устыдился Он нарещи братиями освящаемых верою в Него: « святяй бо и освящаемии от единаго вси » (Евр.2:11). Почему, что соделаешь единому из братий Его, то относится к Нему, как Он порешил и научил, говоря: « понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе » (Мф.25:40). А почему немощна была совесть братий? Потому что будучи они тогда новопросвещенными, не имели твердой совести к тому потребной, чтобы оставить и пренебречь отцепреданное служение идолам. Заметь же, сколько причин предлагает, чтобы убедить их удаляться от ядения идоложертвенных: первое сказал, что излишня и бесполезна пища идоложертвенных; второе, что она причиняет преткновение и соблазн; третье, что она виною бывает погибели немощного брата; четвертое, что она есть бич совести немощствующего брата; пятое, что грех таковой возводится до греха против Христа. Потом делает следующее заключение.

1Кор.8:13. Темже аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего.

Слышишь ли решение души, исполненной Божественной ревности и истинной святости? Пoелику доказал, что ядущие идоложертвенные соблазняют и погубляют братий, то полагает решение души своей, говоря: ежели ядение соблазняет брата моего, то не только идоложертвенных мяс, но ни мяса просто незапрещенного не буду есть « во веки », то есть, во вся дни жизни моей, « да не соблазню брата моего ». Сего желал преблаженный Апостол, пoелику знал, коликий вред причиняет соблазн, и каково горе провозгласил на соблазняющих Искупитель мира и Господь (Лк.17:1–2). А отсюда мы научаемся, что долг наш есть удаляться не только от грехов, но и от дел таких, кои хотя не суть грехи, но соблазняют братий. Что же не словом только учил сему Апостол Божий, но и делами то доказал, сие показывают следующие слова:

1Кор.9:1–2. Несмь ли Апостол? Несмь ли свободь? Не Иисуса Христа ли Господа нашего видех? Не дело ли мое вы есте о Господе? Аще иным и несмь Апостол, но обаче вам есмь: печать бо моего Апостольства вы есте о Господе.

Пoелику веровавшие во Христа великое имели уважение и почтение к Апостолам, видевшим Иисуса Христа и беседовавшим с Ним, и от Него посланным на Евангельскую проповедь, о Павле же некоторые думали, что он не был един из оных, то сими словами доказывает, что и он Апостол есть, как все оные другие. Несмь ли, говорит, и аз Апостол, от Господа то есть посланный, как и самовидцы Его, посланные от Него на проповедь? Несмь ли и аз свободь, то есть ни чьей власти не подлежащий, ниже имеющий звание подчиненного и ученика, но Апостола и учителя? Не видел ли и я Иисуса Христа, Господа нашего, как и они? Не дело ли вы есте, Коринфяне, Апостольского моего звания? Хотя другим несмь Апостол, но Апостол есмь вам: ибо вы есте печать, то есть, доказательство и утверждение того, что я Апостол, пoелику проповедал вам Евангелие, и обратил вас от заблуждения идольского. Поистине же и Павел Самим Господом послан был на проповедь таким же образом, как и прочие Апостолы. « Шедше убо », сказал Апостолам, « научите вся языки » (Мф.28:19). « Иди », сказал и Павлу, « яко Аз во языки далече послю тя » (Деян.22:21). Видел и Павел Господа многажды, как и другие Апостолы. Видел его, когда ходил в Дамаск, когда учил в Коринфе, когда пришел во Иерусалим, и за четыренадесять лет прежде нежели написал второе послание к Коринфяном (Деян.9:5:17–18:27; 2Кор.12:2). Но какая цель сих слов его? Цель та, чтобы доказать, что он будучи Апостол, как и прочие, имел право брать пищу себе от просвещаемых им, как брали оную себе Апостолы от поучаемых ими. Сие же право сделал он законным многими доводами, содержащимися в следующих стихах, кои для краткости умолчаны, хотя мысль их содержится также и в чтенных. В оных же умолчанных стихах видно, что хотя имел он право и власть брать от Коринфян потребное себе, но не брал того, чтобы соблазнив не пресечь успех и плодоношение Евангельской проповеди. « Аще инии », говорит, « власти вашея причащаются, не паче ли мы? Но не сотворихом по области сей: но вся терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову » (1Кор.9:12). И выше сказал: « не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего » (1Кор.8:13). Потом представляя себя самого примером, показал, что он не хотел поступить по законной своей власти, дабы тем не соблазнить. Пример же сей его велегласно вопиет так: Ежели я, Коринфяне, хотя и имел законную власть брать все мне нужное, однако ничего не брал, но претерпевал всякую бедность, боясь соблазна и могущего произойти от того вреда, то кольми паче вы будете уверены в том, что ядя идоложертвенное соблазняете братию, за них же Христос умре, и никакого бедствия не претерпевая от того, что удаляетесь идоложертвенных, должны удалятся от ядения оных.

Беседа о чревоугодии, и о родах оного

Богодухновенный Павел и ученейший Аполлос проповедали в преславном граде Коринфе Евангелие Господа Иисуса Христа (Деян.18:24:19:1). Откуда убо мудрейшие из Коринфян, уверовавших во Христа, соделавшись учениками таковых учителей, в толь безумное впали заблуждение, что входя в капища идольские, и возлежа при трапезах идолопоклоннических, ели мяса животных, принесенных в жертву идолам? Как они не познавали того, что сие дело показывало почтение к идолам? Как не чувствовали того, что сие делая соблазняли они верных, и привлекали их к поклонению идолам? Неужели они не знали, сколь великий грех есть соблазн? Разумом, то есть, просвещением и мудростию своею познали они, что « идол ничтоже есть в мире, и яко никтоже Бог ин, токмо един » (1Кор.8:4): но как тем же разумом не познавали и не усматривали происходящего от них соблазна, и для простейших людей вреда и погибели? Сильная страсть только обладала и помрачала ум их, что как бы пленных и подвластных влекла их в идольские капища. А какая страсть имела толикую силу и власть над ними, сие открывают дела. Для чего они входили в идольские капища? Для того, чтобы есть мяса и пить вино, принесенное идолам. Почему обличал их в сем Павел, говоря: « не можете чашу Господню пити и чашу бесовскую: не можете трапезе Господней причащатися и трапезе бесовстей » (1Кор.10:21). Кто убо не видит, что страсть, помрачающая их, была чревоугодие? Лучшее вино, и лучшие мяса приносимы были идолопоклонниками идолам: отчего возбуждалось в них и воспламенялось желание оных. Почему прибегали они к жертвенникам идольским, чтобы угодить чреву своему. Велика и сильна, братие, страсть сия, чревоугодие, и великий причиняет вред. А пoелику завтрашний день начинает преддверие поста, чревоугодие же нарушает Богоугодный пост, коим мы укрощаем страсти плотские, и взимая крест Господа Иисуса, приносим себя в жертву Богу, то доброе и полезное будет поговорить теперь о чревоугодии.

Три суть рода чревоугодия, гортанонеистовство, чревонеистовство, и прожорство. Гортанонеистовый есть тот, кто неудержимую имеет похоть к яствам, кои приятны устам и гортани его. Чревонеистовый же есть тот, который пламенеет похотию ко всем яствам, коими наполняется чрево. Почему гортанонеистовый пленяется качеством брашн, а чревонеистовый количеством оных, а прожорливый есть всеядец, жрущий и пожирающий всякую пищу. Пoелику же « брашна чреву, и чрево брашном » (1Кор.6:13), как говорит Богоглаголивый Апостол, и все ядомое входит во чрево, посему кто или гортанонеистовствует, или прожорствует, тот по справедливости и есть, и называется рабом чрева, так как он раболепствует своему чреву. А раболепствующий своему чреву много причиняет вреда и душе и телу своему.

Но почему, скажешь ты, чреву рабствование вредит и телу и душе? желание яств есть естественно, и нужно к соблюдению тела. Ежели я не имею желания к пище, то не ем; а ежели не ем, то умираю. – Поистине все желания, то есть, побуждения телесные суть естественны, и от Бога в теле нашем посаждены для соблюдения оного и спасения души. Побуждения бодрствования и сна, движения и стояния, гнева и кротости, любви и ненависти, силы суть естественные, как и сила побуждение желания пищи: но сии побуждения суть неразумные и стремления суть необузданные. Но посему Бог поставил над оными ум, как вождя и руководца. Ежели сей обуздывать и управлять оными будет, то человек поддерживается и сохраняется: а ежели оставить оные без обуздания и управления своего, то они расстраивают человека и погубляют. Таковые побуждения имеют великое сходство с животными, на службу нашу сотворенными. Когда, например, положишь ты узду на коня, и будешь управлять им, тогда он покоряется желаниям твоим, и невредимым хранит тебя, восседящего на нем; но ежели оставишь необузданным и неуправляемым, то он не покоряется тебе, сбрасывает тебя на землю, уязвляет или и убивает тебя. Когда ты как словесный и разумный полагаешь меры бодрствованию и сну, движению и стоянию, тогда оные сохраняют тебя целым и здравым: а когда безмерно и весьма много или бодрствуешь, или спишь, или ходишь, или сидишь, тогда повреждается здравие твое. Ежели направляешь гнев твой против врага твоего диавола, то спасаешься от душевной смерти: а ежели оставляешь его необузданным, и не препятствуешь ему устремляться против братий твоих, то подвергаешь мучению душу твою. Ежели бываешь кроток к братиям твоим, то получаешь блаженство за кротость твою; а ежели кроток и тих бываешь и в отношении к бранем за Христа и Божии законы, то великому подвергаешь душу твою осуждению. Когда любовию твоею обратишься к благим делам, и ненавистию к злым, тогда наследуешь царствие от сложения мира, уготованное праведным: а когда будешь делать напротив, то есть, любить будешь зло, и ненавидеть добро, тогда повинным делаешься мучению, уготованному диаволу и аггелом его. Сие самое бывает и желанием пищи. Когда ты как рассудительный и благоразумный обуздывать будешь стремления желания твоего, полагать будешь меру в количестве и делать разбор в качестве пищи, при том еще как верный и благочестивый хранить будешь пределы поста, тогда здравым бывает тело твое, и душа твоя освящается. А когда оставишь оное желание необузданным и неудержимым в стремлениях его ко всему, тогда и тело твое повреждаешь, и душу твою осуждаешь.

Иное есть, что содержит в целости тело, и иное, что благо есть для тела. Первое, что содержит в целости тело, есть здравие, первое благо для тела есть честь. Когда не будет здравия, тогда или страждет от болезней весь состав телесный, или расстраивается и совершенно разрушается существование всего тела. Когда нет здравия, тогда ни богатство, ни слава не приносят удовольствия, и всякое благо мира сего бывает нерадостно, скучно и неприятно. Честь же имеет преимущество пред всеми благами телесными. Премудрый Соломон предпочел оную многим и великим сокровищам. « Лучше », сказал он, « имя доброе, неже богатство много » (Притч.22:1). Люди за честь свою предают часто не только богатство, но и жизнь свою. Чреву рабствование повреждает и то, что есть благо для тела. Вопросите врачей, коликий вред причиняет телу многоядение и многопитие, и без всякого разбора употребляемые яства. Они утверждают, что отсюда происходят несварения в желудке пищи, худые мокроты, преизбыточествия соков, сыпи, воспаления, судороги, удары, и другие бесчисленные неисцелимые и смертоносные болезни.

Послушайте же, колико вредит чреву рабствование самому первейшему благу телесному, то есть, чести. Честь первородства весьма великою почиталась и у язычников, а особливо у Иудеев. Бог, чтобы показать нам, что гортанонеистовство есть пагубно для благ телесных, благоволил, чтобы написано было во Святых книгах то, что приключилось Исаву от гортанонеистовства. Он как первородный сын Исаака имел славу и честь первородства, гортанонеистовство же в одно мгновение с бесчестием лишило его многоценнейшего сего преимущества. Возвратился Исав с поля в дом отца своего, где Иаков нес в руках своих « варение сочива » (Быт.25:29–30). К сему сваренному и изготовленному сочиву толикое возгорелось желание в Исаве, что он от того терялся духом. « Напитай мя », говорил он Иакову, « варением сочива сего, яко изнемогаю » (Быт.25:30). Были конечно в дому отца его и хлебы, и мяса, и другие яства, чтобы теми насытиться ему, если гладен был, и укрепиться от изнеможения своего, если ослабел от путешествования: но он ничего другого не желал, как только варения сочевного. Иаков же говорит ему, отдаждь ми первенство твое. Я, ответствовал Исав, нахожусь близ смерти, что пользует мне первенство сие? « Се, аз иду умрети, и Вскую ми первенство сие? И рече Иаков ему: кленися ми днесь: и кляся ему, и отдаде Исав Иакову первенство свое. Иаков же даде Исаву хлеб и варение сочевно » (Быт.25:32–34). Слышите ли, что соделал гортанонеистовый, ослепившись гортанонеистовством? Продал многоценную свою честь за малое варение сочива. « И ни во что же вмени », то есть пренебрег, говорит Божественное Писание, « Исав первенство » (Быт.25:34). И сие угодно было Богу открыть во святых книгах. А мы сколь многих видим, кои, чтобы насытить похоти чрева своего, не только пренебрегают честь своего достоинства, но и свое имение издерживая доходят до состояния бедного. Сверх сего мы видим, что чреву работающие, чревонеистовые и прожорливые не способны бывают к наукам и художествам, и ко всем должностям, требующим ума и рассуждения. Пoелику многоядение и многопитие не только производят многоразличные и тяжкие болезни, но и обессиливают и расслабляют телесные органы оные, посредством коих ум открывает правые свои мысли, мнения и рассуждения. Отсюда и произошла пословица: Толстое брюхо тонким не делает ум, или что то же: сытое брюхо к учению глухо.

Ежели бы чреву рабствование повреждало только тело и блага телесные, то вред от оного имел конец свой; пoелику все телесное и самое тело есть тленно и временно. Но увы! Вред от служения чреву есть вечен, пoелику низвергает человека во многие и великие прегрешения. Многоядение и многопитие приумножает соки, мокроты, кровь, жизненный дух и семя, кои суть материя и пища плотской похоти, как хврастия, смола, нефть, сера и масло суть материи и пища огня. От оных возжигается срамная похоть, и открывается пещь огненная и пламень неугасимый. Отчего и последуют падения в бесчестные, гнусные и срамные грехи плотские. Сверх сего от многоядения и многопития, бывающих на пирах, происходят плясания, непристойные пения, празднословия, болтания, и любострастные игрища, и прочее, что совсем не приличествует верующим во Христа. « Седоша », говорит Божественное Писание, « людие ясти и пити и восташа играти » (Исх.32:6).

Но и другие ужасные грехи происходят от раболепствования чреву, открывают нам святые книги. Манна, яко от Бога произведенная в пищу исшедшим из Египта Израильтянам, и приятна была вкусу, и удобоварима желудку, и питательна телу, и одним словом, имела все совершенства, какие имеет отличная и наилучшая пища: но не понравилось им едино ядение сей манны, « ныне же душа наша изсохла, ничто же точию Манна пред очима нашима » (Чис.11:6). Почему же так? Потому что возжигало похоть их воспоминание многих и многоразличных брашн Египетских. « Кто ны », говорили они, « напитает мясы? Помянухом рыбы, яже ядохом в земли Египетстей туне, и огурцы, и дыни, лук, и червленый лук, и чеснок » (Чис.11:4–5). Слышишь ли неблагодарность? Но сего мало, еще и роптали окаяннейшие на Бога. « И Быша людие ропщуще злая пред Господем » (Чис.11:1). Что же значит сие? Что иное, разве то, хулили они Божий промысл, и Самого Бога? А что таковую неблагодарность и хулу породило в них гортанонеистовство и чревонеистовство, то явствует из слов их: неблагодарность и хула против кого? Против Бога, освободившего их от мучительного рабства Фараонова, питавшего их наилучшею пищею, какова была манна, и изведшего их в землю, кипящую медом и млеком. Что сих грехов тяжчае и ужаснее? Раздражили оные грехи и самое долготерпение Божие. Почему Господь « разгневася гневом, и разгореся в них огнь от Господа и потреби часть некую от полка » (Чис.11:1).

Но и един пример оных раболепствовавших чреву Коринфян, кои ели идоложертвенные, доволен представить нам душевный вред, происходящий от раболепствования чреву. Коликих они соблазнили? В коликих охладили теплоту веры во Христа? Коликих погрузили в идолопоклонство? Колико душ погубили, за кои Христос умер? Ныне не имеем мы брашн принесенных в жертву идолам, но имеем яства запрещенные законами. Коликих убо благочестивых соблазняют рабы чрева ядуще мясо во дни постные? В коликих Христианах охлаждают теплоту веры, и иссушают достодолжное к законам Божеским благоговение? Коликих делают дерзкими презрителями Церкви? Коликие видя оных чреву работающих, кои имеют познание, и почитаются разумными, а составляя трапезы и пиры ядят дерзновенно во время поста не идоложертвенные, но противозаконные брашна, тем соблазняются, и за ничто почитая законы Божеские, с великою дерзостию пренебрегают пост и погубляют души свои? Апостол Божий велегласно вопиет: « не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего » (1Кор.8:13). Чреву же работающие, без зазрения ядя мясо во дни постные, не только заповедь поста попирают, но и братию весьма соблазняют. Праведно убо тот же Апостол плача, называл врагами креста работающих чреву, яко обоготворяющих чрево, яко почитающих чрево, яко почитающих славою студ, яко мудрствующих земная, и не хотящих распять похоти чрева, хотя соблазняют, и погубляют, как свою душу, так и души других. « Мнози бо ходят, ихже многажды глаголах вам, ныне же и плачя глаголю, враги креста Христова: имже кончина погибель, имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют » (Флп.3:18–19).

Возлюбленная моя братия, почто не бываете вы мудры, яко змия, по заповеди Господней? (Мф.10:16) Почто не видите пользы от воздержания и вреда от раболепствования чреву. Посмотрите на воздержных и владеющих чревом, и видите, сколь они целомудры, бодрственны, здравы, долгожизненны, ко всякому учению и ко всякому делу способны. Почто бываете рабами чрева? Оно вмещает многое, вмещает и немногое, приемлет мясо, приемлет и овощи, довольствуется единым ястием, не отвергает и многия яства. Оно покоряется повелению твоему: ты владыка, а оно раб твой. Почто же превращаешь чин, и делаешься рабом вместо владыки? Что приобретаешь ты от сего рабства? Чем вознаграждает тебя таковый владыка? Он подрыв делает чести твоей, расточает имение твое, расстраивает дарования ума твоего, повреждает здравие твое, похищает целомудрие твое, низвергает тебя во многие грехи, и мучит душу твою. Но беспокоит, скажешь ты, чрево, искушает, и требует. А ты понудь оное к тому, чтобы пребывало в пределах рабства своего. « Царство небесное нудится, и нуждницы восхищают е » (Мф.11:12). Я ужасаюсь и трепещу, когда читаю ужасное оное определение Божие на многоядцев и многопийц. « Внемлите », говорит Он, « себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той » (Лк.21:34). Кто же имея ум, чувствие и веру, не ужаснется и не вострепещет, слыша страшное сие определение Божие? « И найдет », говорит, « на вы внезапу день той ». Сие же значит то, что отягченный многоядением и многопитием умирает внезапно, не приготовившись, не исправившись, не расположившись, не покаявшись, без исповедания во грехах, без причастия Божественных Таин. О многомилостивый и всещедрый Господи, избави нас от такового бедственнейшего осуждения!


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle