Источник

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Евреям, читаемый во вторую неделю Великого поста (Евр.1:10–2:3)

Пoелику Евреи чтили словеса святых Пророков, веруя, что словеса то суть Божии, и поучались оным всегда, посему Богоглаголивый Павел в послании к ним собрав Пророческие речения, из оных составил доказательство на Апостольские свои слова. Толико же сильно Пророческими речениями доказывает, что Иисус Христос есть Сын Божий, Бог истинный, нетленный и неизменяемый и Создатель всея твари, с толикою при том небесною мудростию относит ко Христу Пророчества о человечестве Его, что отъемлет всякое сомнение, и удостоверяет всякую душу верующую словесам Пророческим, что Христос есть оный самый, о котором Божественные Пророки предвидя то пророчествовали: но и нравственное свое учение преблаженный основал на примерах Божественного Писания. Ибо не внимающих и нерадящих о спасении своем устрашает преступившими повеления Закона, и от Бога наказанными, показуя, что и сих неизбежимая ожидает казнь. Излагается в чтенных ныне Апостольских его словесах от Писаний доказательство сошедшихся во Христе двух естеств, Божеского то есть и человеческого. В них содержится – учение веры высокое и спасительное, также и побуждение к добродетельному житию умилительное и дивное. Сосуд подлинно суть словеса сии содержащий в себе миро небесное, только сосуд запечатленный неудобством писмени. Я печати его потщусь открыть толкованием, вы же вниманием приближитесь к оному, да обонявши благоухание его исполнитесь Божественной благодати, путеводительствующей вас к вечному спасению.

Евр.1:10. В начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса.

Во сто первом псалме Давидовом читаем мы: « Ты воскрес ущедриши Сиона » (Пс.101:14): и, « созиждет Господь Сиона во славе Своей » (Пс.101:17), и другие о Христе пророчества. Удостоверил же нас Богодухновенный Павел, что Давид говорил о Иисусе Христе во псалме сем, пoелику из оного взял предлежащие словеса, чтобы доказать Божество Иисуса Христа. А пред сими словами к доказательству преестественных преимуществ человеческого естества Христова, из другого Давидова псалма положил сие: « Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости » (Пс.44:7–8). Посмотри же, как соединяет он сии слова с предлежащими, чтобы показать, что Иисус Христос есть Создатель твари и Бог истинный. И, Ты в начале Господи: не только, говорит, предреченные слова произрек Давид о Христе, но сии: « в начале Ты Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса ». Оными убо словами, во-первых, Пророк предрекши то, а во-вторых, Апостол уразумевши то, показали, что Христос есть Творец неба и земли, и следовательно Бог истинный. Пoелику Бог в начале сотворил небо и землю. « В начале сотвори Бог небо и землю » (Быт.1:1). Но почему Моисей сказал « небо » в единственном числе: а Давид говорит, « небеса », во множественном числе? Потому что свойство таково, говорят некоторые, Еврейского языка, что говорится на оном, небо, и небеса – во множественном числе. А может быть « небеса » сказал, разумея под сим атмосферу и воздух, объемлющие и окружающие всю землю. Под делами же рук разумел зиждительные силы Божеские, дабы тем разительнее изъявить, что небеса суть дело Божие.

Евр.1:11–12. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают: И яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют.

О небе Исаия говорит: « и свиется небо аки свиток » (Ис.34:4). Об оном же небе и о всех прочих тварях Петр поучает так: « Приидет же день Господень яко тать в нощи, в оньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят. Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет » (2Пет.3:10:13). Подтверждает сие и Павел, говоря: « суете тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю, на уповании, яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих » (Рим.8:20:21). Отсюда явствует, что сие, « та погибнут », не значит, что небеса в день пришествия Господня уничтожатся, и обратятся в не сущее по существу и бытию своему, но только по свойствам своим, подлежащим тлению, пред оным днем и небеса и вся тварь потерпят премены и изменения, и подлежать будут тлению, по дни же оном будут непременяемы и свободны от рабства тления, то есть, будут нетленны во славу чад Божиих унетленившихся. Заметь же мудрость и Пророка, и Апостола. Сказав они сие, « та погибнут », дабы не подумал кто, что небеса тогда придут в совершенное уничтожение, присовокупили к тому сии истолковательные слова: « и вся яко риза обетшают: и яко одежду свиеши их, и изменятся ». Как бы так говорили они чрез сие: погибнут, значит, что как ветхое нечто изменяется, то есть, пременятся от тления в нетление. Так убо говорит Пророк и с ним Апостол: Господи Иисусе, и самые небеса пременят свойства свои, Ты же пребудеши непременен, все они обветшают как обветшевает риза: Ты свиешь их, как свивается одежда; и они изменятся, из тленных соделавшись нетленными: Ты же будеши навсегда, и лета бытия Твоего никогда не прекратятся, пoелику они вечны и бесконечны. Сими же Пророческими словами показав Апостол Богочеловека Иисуса нетленным, неизменяемым, непременяемым и вечным, преходит потом и другому доказательству, говоря:

Евр.1:13. Кому же от Ангел рече когда: седи одесную Мене, дондeже положу враги Твоя подножие ног Твоих?

Бог будучи Дух бестелесен, невеществен, неразделяем, неизобразуем, неописуем, везде сый и вся исполняяй, не имеет ни десные ни шуие руки, ни седит, ни востает, и не имеет ни ног, ни подножия ног. Человечески же говорил так Давид, и от него Павел, дабы от того, что в нас есть, уразумели мы сколько-нибудь и то, что свыше нас. И убо « седи » – означает твердое, постоянное и непоколебимое пребывание во Царствии и славе: а « одесную Мене », равночестие Сына и совершенное сообщение и соучаствование во всем, что имеет Отец: а « дондeже положу враги Твоя подножие ног » – всеконечную и всецелую победу над врагами. Заметь же, что сие «дондeже» – значит не только дотоле, но и потом во век века, как явствует то из сего: « не возвратися (вран), дондeже изсяче вода от земли » (Быт.8:7): и из сего, « Аз есмь, и дондeже состареетеся, Аз есмь » (Ис.46:4). Ибо никогда вран не возвратился в ковчег, и Бог не до состарения только Иудеев существовал, но существует в беспредельные веки веков, яко бессмертный и бесконечный. А враги, державно побежденные от Господа Иисуса, суть смерть, начала, власти, и силы тьмы (1Кор.15:24–25). Но почему Апостол предлагает словеса Давидовы, прелагая их в вопрос? Были некоторые из Евреев, как видно, кои толковали сие, « рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене » (Пс.109:1), – говоря так, что Бог рек к некоему из Ангелов, « седи одесную Мене ». Почему Павел вопрошает таковых толкователей, кто есть сей Ангел, к коему Господь рекши, « седи одесную Мене », поставил его равночестным себе и равносильным? Давид не говорит, рече Господь Ангелу моему, но « рече Господь Господеви моему »: Ангел же не есть Господь, но раб и служитель Божий: что доказывает словами того же Давида, говоря:

Евр.1:14. Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?

Пророк Давид первый учил, что Ангелы суть духи и служители Божии. Он произрек: « творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный » (Пс.103:4). Сими убо словами доказывает Апостол, что Ангелы суть духи, то есть, существа бестелесные и невещественные, и слуги и рабы Божии, посылаемые на служение по Божественному Его изволению для просвещения и помощи тем людям, кои по вере и добродетели своей имеют быть наследниками вечного спасения. Видим же мы служение Ангелов, на которое они посылаемы были, и в Ветхом Завете и в Новом: в Ветхом видим, что Ангел научил Агарь возвратиться к госпоже своей (Быт.16:9): Ангелы предвозвестили Аврааму рождение Исаака (Быт.18:10): Ангелы объявили Лоту определение Божие о Содоме, и сохранили как его, так и жену, и дщерей его от пожара, взявши их за руки, и вон из града изведши (Быт.19:16). Ангел избавил Иакова от всех приключившихся ему зол (Быт.48:16). Ангел был ходяй пред полком сынов Израилевых (Исх.14:19), и во многих других местах Ветхого Завета видеть можно Ангелов, исполняющих веления Божии и помогающих праведным людям. В Новом же Завете видим мы, что Ангелы благовествовали зачатие Предтечи и рождество Приснодевы, они путеводительствовали Иосифа и пастырей, воспевали при рождестве Иисуса Христа сие, « слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение » (Лк.2:14): они служили Ему по совершении Им поста (Мф.4:11), возвестили Мироносицам воскресение Христово, и проповедали во время вознесения Его второе пришествие: извели Апостолов из темницы, отрешили узы с рук Петровых, восхитили Филиппа, научили Корнилия, и другие многие таковые служения и благодеяния Ангелов читаем мы в Божественном Писании. Сим убо доказав Божественный Апостол, что Давид не об Ангелах, но о человеческом естестве Иисус Христове говорит, « рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене » (Пс.109:1), обращает слово заключительно к увещанию и наставлению, поучая так:

Евр.2:1. Сего ради подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем.

Сие, « лишше », значит сравнение. Что убо есть сравниваемое? И к кому относит он то, « лишше »? Сказал прежде: « многочастне и многообразне древле Бог глаголавый Отцем во Пророцех » (Евр.1:1). Вот одна часть из сравниваемых, то есть, Пророки: « в последок дний сих глагола нам в Сыне » (Евр.1:2): вот и другая часть из сравниваемых, Сын, то есть, Божий. Сего ради подобает нам, говорит, с большим тщанием внимать тому, что слышали мы от Сына Божия, « да не когда отпадем », да не когда, не внимая тому более, отпадем и погибнем. Но пoелику Той же Бог говорил и в Пророках, и в Сыне Своем, то почему нужно иметь большее внимание к словесам Сына, нежели к словесам Пророков? Потому что Пророки были рабы, а Сын есть Владыка. Потому что Пророки говорили прообразовательно и сенновидно: « сень бо имел закон грядущих благ, а не самый образ вещей: Сын же говорил ясно истину вещей » (Евр.10:1). Потому что закон « никогда же может приступающих совершити » (Евр.10:1). Евангельская же проповедь дала совершенство закону и проповеданиям Пророков. Посему сказал Богочеловек: « не мните, яко приидох разорити закон, или Пророки: не приидох разорити, но исполнити » (Мф.5:17). Потому что проповедь Пророков есть детоводителем только ко Христу, а то, чему учил Иисус Христос, дарует нам спасение. Откуда явствует, что, чему учил Сам Владыка, и что явственно Он заповедал, что и пресовершенно и спасительно, сие требует большего внимания, нежели что рабами гадательно проповедано, и есть несовершенно и только предуготовительно к истине. А таковое Апостольское завещание весьма приличествовало уверовавшим тогда во Христа и Еврействующим, кои предписания Закона почитали за равное с Евангельским законоположением. По завещании же сем полагает Апостол следующее из того заключение, говоря так:

Евр.2:2–3. Аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно, и всяко преступление и ослушание праведное прият мздовоздаяние: како мы убежим, о толицем нерадивше спасении?

Ежели имя Ангелов брать в смысле том, что значит речение сие, то слово, Ангелами глаголанное, есть слово Пророков. Пoелику святые Пророки были Ангелы, то есть, провозвестники и проповедники Божиих повелений. Почему и Пророк Креститель Иоанн назван Ангелом, то есть, провозвестником и проповедником пришествия Иисус Христова (Мал.3:1). По сему значению в смысле будет не только достоверность, но и связь с предыдущими словами. Ежели же под именем Ангелов разуметь оные Ангельские служебные духи, то глаголанное Ангелами слово означает или закон, данный от Бога на Синае при служении Ангелов (Смот. Злат. Феодорит. Икум и Феоф. в он месте), как доказывает то Первомученик Стефан, сказав: « иже приясте закон устроением Ангельским » (Деян.7:53): и Павел, написав: « Что убо закон? Преступлений ради приложися, дондeже приидет Семя, Емуже обетовася, вчинен Ангелы, рукою ходатая » (Гал.3:19), ходатаем назвав Моисея: или означает повеления Божии чрез Ангелов, в различные времена объявленные людям (Смот. Феодорит. в 3 гл. посл. к Галат.). Почему не сказал, глаголанный закон, но – глаголанное слово. Но «Ангелы глаголанное слово» – означает ли слово Пророками или Ангелами глаголанное, или означает оный на Синае данный закон, точию таковое слово « бысть известно », то есть подтверждено и доказано событием вещей. Всякое притом преступление закона, и всякое преслушание Божиего повеления прияло праведное мздовоздаяние, то есть, праведную казнь. Посмотри же, сколь сильно доказывает Павел, что не повинующихся Евангельскому законоположению и преступающих оное ожидает неизбежное осуждение. Если, говорит, слово глаголанное Ангелами, подтверждено событием вещей, и все преступники наказаны, то как мы можем избежать наказания, если будем нерадеть о толико спасительном слове Иисуса Христа, которое есть слово Евангелия? В следующем же потом изречении показывает, каким образом спасительное сие слово твердо соделалось.

Евр.2:3. Еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися.

Пoелику спасительное слово Евангелия наименовал спасением, сказав, « о толицем спасении », посему следуя правилам сочинения слов, говорит: « еже зачало приемше глаголатися от Господа »: оное, говорит, Евангельское спасения слово первый начал провозглашать и проповедывать Господь Иисус, а мы твердо удостоверились в том от слышавших оное из уст его. Потом прилагает и сие: свидетельствует еще Бог истину слова сего знамениями и чудесами преславными, и различными силами, и дарованиями Святого Духа, разделяемыми по воле Его. « Сосвидетельствующу Богу знаменми же и чудесы, и различными силами, и Духа Святаго разделенми, по своей Ему воли » (Евр.2:4). Но как Павел к Галатам писал: « ни бо аз от человека приях е », то есть Евангелие, « ниже научихся, но явлением Иисус Христовым » (Гал.1:12): ко Евреем же проповедовал, говоря: « слышавшими в нас известися »? В разсуждении сего заметь во-первых, что к Галатам говорит, «аз», ко Евреем же, «в нас», заключая под сим себя и уверовавших Евреев, кои научились Христианской вере и удостоверились в оной от других Апостолов, слышавших Евангельское слово из уст Самого Иисуса Христа, дабы таким образом более усилить достоверность. А во-вторых заметь, что хотя Павел из откровения Иисус Христова научился догматам и правилам Христианской Веры, и не имел нужды слышать оные от человеков, однако нет никакого в том сомнения, что Апостолы бывши самовидцы Слова, Анания, крестивший его – Павла (Деян.9:18), Варнава, представивший его пред лице Апостолов (Деян.9:27), Петр, коего приходил он во Иерусалиме соглядать, и пребыл « у него дний пятьнадесять » (Гал.1:18), Иаков, коего он видел, Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, познавшие благодать в нем сущую, и согласившиеся, чтобы он и Варнава проповедывали язычникам, а они Евреям (Гал.2:9), безсомнительно, говорю, то, что сии Апостолы возвестили ему все, что слышали от Иисуса Христа, и что в нем видели. Следственно и по сему истинно говорил он то, что от слышавших известися.

Беседа о нерадящих о душевном своем спасении, и что таковые по справедливости соединены Апостолом с преступниками и преслушниками

Премудрый Соломон обличает ленивого человека, который лежит празден и никакого дела не делает, но спит. « Доколе », говорит, « о лениве, лежиши? Когда же от сна востанеши? » (Притч.6:9) Потом описывает обличительно бездельные дела лености его, говоря так: « мало убо спиши, мало же седиши, мало же дремлеши, мало же объемлеши перси руками » (Притч.6:10). После сего возвещает ему, какое ожидает его наказание за леность. « Потом же найдет тебе аки зол путник убожество, скудость же аки благий течец » (Притч.6:11). А Богоглаголивый Павел не обличает ленивого, но устрашает и поражает душу его, как слышали мы ныне, представляя праведное Божие наказание на преступающих и преслушающих Божественные Его повеления. « Всяко преступление », вопиет он, « и ослушание праведное прият мздовоздаяние » (Евр.2:2). Ниже описывает он то, что приключается ленивому от нерадения его, но определяет, что наказание предлежит ему неизбежное. « Како убо », говорит, « мы убежим о толицем нерадивше спасении? » (Евр.2:3) Соломон предсказует ленивому, что леность наводит на него убожество: Павел определяет, что нерадение наводит неизбежно на нерадивых наказание Божие. Но почему Соломон столь снисходителен к ленивому, что представляет наказание мирское и временное, а Павел столь строг, что устрашает наказанием Божеским и вечным? Соломон, братия, говорил о ленивом, который нерадит о телесных делах, и довольным ему наказанием есть происходящие от убожества – скорбь и теснота. Павел же пoелику говорил о нерадивом, который не печется о духовных делах, доставляющих душевное спасение, то справедливо поражает его ужасом, показуя ожидающее его вечное наказание.

Но слово оное Павлово требует еще рассмотрения, по причине той, что соединяет он нерадящего о спасении своем с преступающими Божественные заповеди, и преслушающими повеления Божии. Ежели кто нерадит о спасении своем, никакой добродетели не делая, но ни преступает заповеди Божии, ни преслушает повеления Божественные, таковой неужели за одно нерадение свое получит то же праведное возмездие, которым наказуются преступники законов, и преслушники Божественных повелений? Толико страшны наказания на сих полагаемые, что неимоверным кажется Павлово учение.

Возвожу я ум мой на небо, там вижу праведное возмездие, делаемое возгордившимся Ангелам. Молниеобразная их светлость пременяется во мрачную тьму, небесная же слава и Божественное веселие в пламень огня, жгущего их вечно, пoелику пали они с небеси яко молния. « Видех сатану яко молнию с небесе спадша » (Лк.10:18): для них и огнь уготован вечного мучения: « Огнь », говорит, « вечный, уготованный диаволу и аггелом его » (Мф.25:41). Низвожу мысли мои в рай, там вижу праведное возмездие первосозданным, преступившим спасительную Божию заповедь; вижу одеяние – кожаны ризы, каково одеяние есть грубая и тленная плоть; вижу изгнание из рая, означающее отлучение от Бога, и пламенное оружие, стрегущее врата Едема, которое означает отчуждение благодати Божия и гнев Божий на человека. Слышу клятву, клятва же сия произращает на земли терния и волчцы, а на лице человека производит пот. Слышу страшное определение смерти: « яко земля еси, и в землю отъидеши » (Быт.3:19). Извожу помыслы мои из рая на землю, и вот сретаю Каина. Возделывает он землю, но всуе, ибо она не приносит ему плода: он стенает из глубины души, и трясется от главы до ног, толикое же мучение испытывает, что желает смерти, призывает оную, и ищет кто бы его убил. « И будет », говорит, « всяк обретаяй мя, убиет мя » (Быт.4:14). Но ни сего утешения не получает. « И рече ему Господь Бог: не тако » (Быт.4:15). Вот праведное возмездие братоубийства! « Разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася. И бысть дождь на землю четыредесять дней и четыредесять нощей » (Быт.7:11–12). « И бысть потоп » (Быт.7:17). « И умре всякая плоть движущаяся по земли, птиц и скотов, и зверей, и всякий гад движущийся на земли, и всякий человек » (Быт.7:21). Вот праведное мздовоздаяние плотских грехов. « И рече Господь Бог: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть » (Быт.6:3). « И Господь одожди на Содом и Гоморр жупел, и огнь от Господа с небесе. И преврати грады сия, и всю окрестную страну, и вся живущыя во градех, и вся прозябающая от земли » (Быт.19:24–25). Что есть сие? Праведное то возмездие оным человекам. Потому что « греси их велицы зело » (Быт.18:20). « Роптаху » Израильтяне « на Бога и на Моисеа »: и тотчас смертоносные змии « угрызаху их. И умроша люди мнози от сынов Исраилевых » (Чис.21:5–6). « Егда же блудодействоваша Исраильтяне со дщерьми Моавли, и послужиша Веельфегору, тогда убиени Быша двадесять четыре тысящи » (Чис.25:1:3, 9). Пройдет целый день, ежели описывать праведное Божие возмездие за все преступления и преслушания. Но таковые ли возмездия получают и нерадевшие о спасении своем? Таковые, по изречению Павлову.

Но нерадивые, скажешь ты, ни преступники, ни преслушники Божественных повелений: почему убо они наказуются так как и те? О! о сем послушай. « Да будут », рек Господь, « чресла ваша препоясана, и светилницы горящии » (Лк.12:35). Сие, « да будут », есть повелительное речение: повеление убо суть сии словеса. Что же иное означают они, если не внимание ума, и беспрестанное бодрствование души? « И вы », рек он, « подобни человеком чающым Господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему » (Лк.12:36). Что делают рабы оные, кои ожидают с часа на час господина своего, чтобы, когда приидет и постучит, тотчас отворить ему двери? Что делают они? Нерадят, или внимают? Спят, или бодрствуют? Явственно отсюда, что сими словами повелел нам Господь, чтобы мы, отринувши всякое нерадение, обрелись во всяком бодрствовании готовыми к тому часу, когда придет Он воспринять душу нашу, и вселить оную в чертог Божественной Своей славы. Посему и ублажил Он бдящих рабов. « Блажени », рек, « раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих » (Лк.12:37). Требует ли и другого о сем слова Господня? Слыши: « а яже вам глаголю, всем глаголю, бдите » (Мк.13:37). Что иное есть сие, ежели не повеление Божие, ясное и открытное? Кто же не знает, что, бдите, и не нерадите, одно и то же означают? Не сказал притом сие Господь просто и без причины, но приложил и причину, почему нужно нам бдеть. « Бдите », рек, « яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет » (Мф.25:13). Посмотри же и на праведное возмездие оному ленивому рабу, который по нерадению своему скрыл данный ему талант. Во первых обличил его строго Господь, яко развратного и злочестивого. « Лукавый рабе », рек ему, « и лениве » (Мф.25:26). Потом яко преступника и преслушника наказал его лютейшею казнию, рекши: « и неключимаго раба вверзите во тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом » (Мф.25:30). Како убо не преступник есть и не преслушник тот, который нерадит о душевном своем спасении? Или како избежит наказания тот, который нимало не печется о исполнении спасительного слова Господа Иисуса Христа?

Ежели уразумеем, кто есть нерадящий о душевном своем спасении, то ясно увидим, что он есть преступник заповедей и преслушник: и следовательно удостоверимся в том, что благословно Божественный Апостол совокупил его с преступниками и преслушниками. Многие находятся в мире, кои никогда на небо очей своих не возводят, но как бессловесные животные долу всегда преклонившись, о земных только вещах, то есть, о неге, покое и телесном услаждении пекутся, и о том только всячески стараются. Но пoелику Богочеловек Иисус описал одного такового человека, то к оному надлежит нам обратить все внимание свое. « Человеку некоему богату », рек Господь, « угобзися нива, и мысляше в себе » (Лк.12:16–17). Богат был сей человек, и земля приносила ему многие и хорошие плоды. Что убо мыслил он? Помышлял ли, что Бог дал ему богатство до преизбытка, поставив его домоправителем, дабы раздавал оное убогим? Помышлял ли, что долг он имеет приносить благодарение Богу, облагодетельствовавшему его? Помышлял ли о тленности жизни, или о бессмертии души, или о часе смертном, или о страшном Божии суде, или о славе, ожидающей праведных и милостивых, или о мучении, уготованном грешникам и немилосердым? « И мысляше », говорит, « в себе, глаголя: что сотворю? » (Лк.12:17) Что убо говорил он? И что хотел сотворить? Говорил ли и хотел ли насытить алчущих, одеть нагих, оказать милость сирым и вдовам? Говорил ли и хотел ли принести хотя часть некоторую богатства своего в небесные житницы горнего Иерусалима, где блаженное отечество наше и жилище вечное? Ни о чем из сих не помышлял, и ничего такого не хотел сотворить. О сем помышляют, и сие творят те, кои бдительно пекутся о спасении своем. А богач оный нимало не стараясь о душе своей, ни на небо очей не возводя, но и ум и сердце имея пригвожденные к земле, иное мыслил, иным занимался, и иное творил. Он мыслил, и в размышлениях своих стеснялся, видя, что не имеет места, где бы положишь новопожатые плоды свои. « И мысляше в себе, глаголя: что сотворю, яко не имам где собрати плодов моих? » Решился разорить житницы свои, и построить другие большие, и, чтобы собрав туда плоды свои, есть, пить, веселиться и покоиться. « И рече: се сотворю: разорю житницы моя, и большыя созижду: и соберу ту вся жита моя и благая моя. И реку души моей: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа, почивай, яждь, пий, веселися » (Лк.12:18–19). Так он размышлял, и так решался, но предварило замыслы его страшное и праведное Божие возмездие. « Рече же ему Бог: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от Тебе: а яже уготовал еси, кому будут? » (Лк.12:20) Безумне, то есть, глупый и безрассудный человече. Сие есть обличение колико строгое, толико достодолжное и истинное, « в сию нощь »: это значит смерть нечаянная и внезапная. « Душу твою истяжут от Тебе » – значит разлучение души с телом, насильственное и жестокое. « А яже уготовал еси, кому будут? » А по смерти ни наследника сему человеку не обрящется. Великое осуждение.

Великое поистине наказание: но пoелику Бог есть праведен, то безсомнительно, что осуждение таковое есть соответственно преступлениям и преслушаниям сего человека. Какую же заповедь он преступил нерадением о душевном своем спасении? Правую и великую: потому что не только совсем не любил Бога, и не принес ему благодарения за богатство, которое получил от него, но ниже воспомянул всесвятое Его имя. Преступил же и вторую заповедь, подобную первой, потому что не любил ближнего как себя самого, ни милости ему не оказал, и ниже воспомянул о нем. Любил же только себя самого, и о себе только говорил: « почивай, яждь, пий, веселися ». Преступником он убо сделался двух заповедей любви. А пoелику, « в сию обою заповедию весь Закон и Пророцы висят » (Мф.22:40), то явственно отсюда, что человек оный, нерадевший о спасении своем, преступил весь закон и преслушал все учения Пророков.

Христиане, Господь наш Иисус Христос, представив сего человека и описав праведное осуждение его, провозгласил страшное и ужаснейшее слово: « тако собираяй себе, а не в Бога богатея » (Лк.12:21). Собирающий же себе, а не в Бога богатеющий, есть человек, преданный попечению о земных и временных вещах, и нимало не пекущийся о бессмертных и небесных. Он будучи весьма ревностен и рачителен к телесным вещам собирает сокровище земное, покоющее и услаждающее похоти плоти его. Будучи же весьма ленив и нерадив в духовных делах, лишенным остается Божественного богатства добродетелей. Увы таковому! Ибо о нем произрек Господь сие, « тако собираяй себе, а не в Бога богатея »: то есть, осуждается он так, как и богатый совсем не радевший о душевном своем спасении. Отсюда видим мы, колико вредно нам нерадение о спасении, и колико полезно попечение и старание об оном.

Рачение и бдение о душе во всякое время нужно: ибо враги души во всякое время коварствуют над нами. Мир беспрестанно поставляет нам сети суетности своей: плоть беспрерывно искушает пламенными своими похотьми: сатана непрестанно мечет против нас разжженные свои стрелы. « Сие же ведите », сказал Господь о сих врагах, « яко аще бы ведал дому владыка, в кую стражу тать приидет, бдел убо бы и не бы дал подкопати храма своего » (Мф.24:43). Кто же знает, когда приидет тать? Пробуждаешься ли ты от сна, или спишь тогда, бдишь, или нерадишь? Ежели бдишь, то видишь сколь суетны все вещи мира сего, укрощаешь стремления плоти, сокрушаешь стрелы диавола, удерживаешь врагов и не даешь им раскопать и разрушить добродетель души твоей. Ежели же нерадишь и спишь, то и мирская суетность обольщает ум твой, и плотская похоть оскверняет душу твою, и сатана уязвляет сердце твое. И о сем-то сказал Господь: « уподобися Царствие небесное человеку сеявшу доброе семя на селе своем: спящым же человеком прииде враг его, и всея плевелы посреде пшеницы, и отъиде » (Мф.13:24–25). Бдительный воин стрежет град, а сонливый оставляет его при нашествии врагов. Христианин бдящий стрежет душу свою, а нерадивый и беспечный предает оную коварствам врага своего. Сие подтверждает завещание оное Вседержителя Бога. « Вонми себе, и снабди душу твою зело » (Втор.4:9).

Бдение во всякое время пользует душе, а нерадение во всякое время вредит оной: и особенно вредит оной в определенные для духовного делания дни, каковы суть настоящие четыредесять дней поста. Сии дни определила Церковь Христова на то, чтобы мы не только по подражанию Иисус Христову постились, но и прочим Божественным Его добродетелям по возможности подражали. Ибо для сего и постился Господь, и пострадал за нас, образ дав им « да последуем стопам Его » (1Пет.2:21). Настоящие убо дни суть дни купли, в кои всякий благочестивый покупает не сребром и златом, по подвигом и трудом, не сосуды златые и сребреные, ни маргариты или камни драгие, или иные какие драгоценности, вещи то есть тленные и временные, и на земле по смерти остающиеся: но купует пост, молитву, бдение, милостыню, умиление, слезы, прощение врагам, исповедание грехов, причащение Таинств, и всякое другое Богоугодное дело, вещи нетленные и вечные, вещи последующие нам даже до неба, и являющиеся пред престолом Имеющего судить живых и мертвых.

Окаянен убо я, что и в сии дни, определенные от Бога для спасения души моей, дремлю и нерадею, и ни единой добродетели не соделоваю. Буду ли я жить в наступающее лето, достигну ли паки сих спасительных дней, чтобы мне поститься, плакать, обратиться к Богу и получить прощение во грехах своих? Да не прельщаемся. Определение Божие есть непреложно. Бог определил, чтобы час смерти сокровен был от нас. Не знаем ни часа, ни дни, в который смерть придет к нам. Что же сохраняет нас от толикого бедствия, коликое производит неведение смертного часа? Что иное, разве повеление оное Владычнее: « а яже вам глаголю, всем глаголю, бдите »? (Мк.13:37) Да не нерадим убо, да не дремлем, и не отлагаем времени исправления нашего. Настоящие дни суть дни покаяния, обращения, и исправления Богоугодных дел. Увы нерадящим и в сии святые дни! Братие, все, чему ни учит вера, подтверждено самым делом, все преступники и преслушники прияли праведное и подобающее им наказание. Како убо мы преступая и преслушая повеление Божие, и не бодрствуя ниже в самые дни покаяния, можем избежать праведного Божия наказания? « Аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно, и всяко преступление и ослушание праведное прият мздовоздаяние: како мы убежим, о толицем нерадивше спасении? » (Евр.2:2–3) « Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго » (Евр.10:31). « Ибо Бог наш огнь поядаяй есть » (Евр.12:29).


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle