Источник

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Евреям, читаемый в третью неделю Великого поста (Евр.4:14–5:6)

Богодухновенный Апостол Господень в ныне чтенных словах поучает, какое есть дело первосвященства, и какая от оного польза. Дело, говорит, Архиерея есть ходатайство к Богу и приношение жертв и даров, польза же вечное спасение душ. А пoелику Пророческими словами доказывает, что Иисус Христос есть Архиерей вечный, восшедший на небеса, то дабы кто, помышляя о превыспреннейшей высоте Божественной Его славы, не усомнился в том, приемлет ли Он на Себя звание Ходатая, и не устрашился бы представить Его Ходатаем к Богу за грехи свои, для сего удостоверяет всех, что пoелику Он яко человек испытал все немощи естества человеческого, кроме греха; то весьма снисходителен и сострадателен есть, и пoелику от Бога избран Архиереем как и Аарон, чтобы ходатайствовал о спасении человеков, посему повелевает Павел, чтобы мы со дерзновением приступали к Нему, прося милости, благодати и помощи от Него. Надежду подает сие учение, и великое влагает дерзновение в сердца грешников. Но колико слово сие творит нас дерзновенными, толико высокие и неудобопонятные заключает оно в себе мысли. Самое сих мыслей толкование нелегко уразумевается и требует внимания. Почему кто внимательно толкование сие слушать будет, тот оное уразумеет, и сердце того исполнится Божественной и спасительной надежды.

Евр.4:14. Братие, имуще Архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания.

Почему Иисус Христос есть Архиерей? Судя по человечеству. Пoелику не яко Бог, но яко человек предопределен от Бога во Архиерея, и яко истинный Архиерей исполнил дело Первосвященства, быв Ходатай Бога и человеков: « един бо есть Бог, и един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус » (1Тим.2:5), – и принесши Себя в жертву о гресех: « сие бо сотвори единою, Себе принес » (Евр.7:27), – примирил человеков с Богом, и освятил их: « единем бо приношением совершил есть во веки освещаемых » (Евр.10:14). Великий Он Архиерей есть, поколику не человек токмо есть, но и Сын Божий и Бог истинный. Прошел же Он небеса, вознесшись по воскресении Своем из мертвых на небо, и одесную Бога и Отца седши (Мк.16:19), что предъизъявил Сам Бог и Отец, рекши устами Пророков: « рече Господь Господеви Моему, седи одесную Мене » (Пс.109:1). Ангелы еще проповедали так: « сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо » (Деян.1:11). Апостолы же очами своими видели, яко « взятся, и облак подъят Его от очию их » (Деян.1:9). А пoелику выше говорил Апостол о покое Израильтян в земле обетования, что было прообразованием покоя на небесах верующих во Христа: сказал же, что « слово сие », то есть, Божественное обещание покоя не пользовало Израильтян, ибо они не веровали в Него: « но не пользова онех слово слуха, не растворенное верою слышавших » (Евр.4:2): посему научив, что Христос взошел уже в небесный покой, завещевает, « да держимся исповедания », то есть, да храним непоколебиму и тверду веру сему, веруя и исповедуя, что имеет быть покой жизни вечной и Царствия бессмертного, исповедуя и все, чему вера во Христа учит. Ибо ежели не будем держаться сего исповедания, то не внидем в истинный покой блаженства, как неверовавшие Израильтяне не взошли в прообразовательный покой земли обетования, но их « кости падоша в пустыни » (Евр.3:17). В следующих же словах представляет сострадание и милость Архиерея Христа, говоря:

Евр.4:15. Не имамы бо Архиереа не могуща спострадати немощем нашым, но искушена по всяческим по подобию, разве греха.

Два суть рода немощей человеческого естества, одни немощи предосудительные или обвинительные, как-то: ярость, гордость, зависть, распутство, ненависть и сим подобные, кои и сами по себе суть грехи, и многих грехов бывают виною, а другие непредосудительные, то есть, не обвинительные, как-то: глад, жажда, сон, по труде изнеможение, от скорбей болезнование, и сим подобные, кои ни сами по себе не суть грехи, ни греха какого-либо не производят: но одно злоупотребление сих есть грех, и грех производит. Непредосудительные немощи суть свойства естества, неразлучные от оного, предосудительные же суть погрешности злого произволения, и естеству чуждые. Человеческое естество Иисуса Христа, по причине Ипостасного соединения с Божеством, предосудительных немощей всеконечно было чуждо и непричастно, как естество совершенного человека: почему Он и « алкал по четыредесятодневном посте, и утруждался и жаждал по путешествовании » (Мф.4:2; Ин.4:6–7), и « спаше в корабли » (Мф.8:24), и « прискорбна бысть душа Его до смерти, когда приближалося время страстей Его » (Мф.26:38), и толико утруждался от подвигов Своих, что « бысть пот Его яко капли крове каплющыя на землю » (Лк.22:44). В сих непредосудительных немощах, говорит Павел, Иисус Христос «искушен» был, то есть, оные испытал и узнал по всему. А сие, по подобию, значит равно прочим человекам, и совершенно, как и сие, « Иже во образе Божии сый » (Флп.2:6), значит то, что совершенный будучи Бог и равный Отцу; также и сие: « зрак раба приим » (Флп.2:7), значит, что совершенный быв человек и равный всем человекам. Имело убо человеческое естество Иисус Христово непредосудительные сии немощи, как свойства неразлучные от естества, но без всякого греха, и не так как мы, кои угнетаясь оными ропщем часто и унываем, и следовательно грешим. Ибо Иисус Христос хотя чувствовал во время спасительного Своего страдания лютость мучительных страстей, но с толиким терпением переносил оные, что превелие терпение Его провидя, Пророк Исаия говорил: « и Той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст Своих, яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих » (Ис.53:7). Вот и колико дерзновенными делает Павел приходящих ко Христу: имеем, говорит, Архиерея, который может сострадателен быть к немощам нашим, как по всему равно с нами испытавший оные, без всякого только греха. А из сего выводит следующее заключение.

Евр.4:16. Да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость, и благодать обрящем во благовременну помощь.

О престоле суда говорил Давид, сказав: « сел еси на престоле, судяй правду » (Пс.9:5). А по нем престолы суда видел Даниил, и Ветхаго денми на оных седящаго (Дан.7:9), Но и Сам Иисус Христос удостоверил о престоле суда, говоря так: « егда приидет Сын человеческий в славе Своей и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея » (Мф.25:31). Павел же проповедует о престоле благодати, посылая нас к оному, да приимем, говорит, милость, обрящем благодать Божию, помоществующую нам в потребное и подобающее время, то есть, во время настоящей жизни. Два убо суть престола, престол суда, и престол благодати, один имеющий быть во дни суда, а другой, который есть во днех настоящей жизни нашей. Почему, ежели ты доколе живешь, будешь приходить чрез покаяние к престолу благодати, то получишь милость, то есть прощение грехов твоих, и обрящешь благодать, в потребное время помоществующую тебе к соделованию добрых дел: а ежели не будешь приходить к престолу благодати, то придешь к престолу суда, где Бог « тогда воздаст комуждо по деяниям его » (Мф.16:27). Посему преблаженный Апостол, поставляя и себя в числе приходящих к престолу благодати, говорит не увещательно, но повелительно, « да приступаем », вместо сего, да приходим ныне доколе живем, к престолу благодати, чтобы получить милость и помощь. С дерзновением же, сказал, пoелику веруем, что Богочеловек Иисус « есть одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас » (Рим.8:34), то есть, ходатайствует яко Архиерей о нашем спасении. А после сего, дабы еще более ободрить всех, показывает отличительные признаки Архиерея.

Евр.5:1. Всяк бо Первосвященник, от человек приемлем, за человеки поставляется на службы, яже к Богу, да приносит дары же и жертвы о гресех.

Описывает характеры Первосвященника по закону. Всяк Первосвященник, говорит, от человек приемлется, сиречь, не есть Ангел, но един от человеков, как и прочие люди: вот первый характер! Поставляется же, то есть, определяется Архиерей, да приносит Богу дары и жертвы о гресех: сие есть второй характер, ходатайство то есть о прощении грехов.

Евр.5:2–3. Спострадати могий невежествующим и заблуждающим: понеже и той немощию обложен есть. И сего ради должен есть, якоже о людях, такожде и о себе приносити за грехи.

Сие означает, что Архиерею подобает иметь снисхождение и сострадание, пoелику и сам он обносит немощь, то есть, бессилие естества, от коего происходит грех. Почему по учреждению законному должен он приносить жертвы как об оставлении грехов народа, так и о прощении собственных своих преступлений (Лев.5:6). Благоутробен есть Архиерей « невежествующим и заблуждающим », то есть, и к согрешающим в неведении, и к признающим грех, но заблуждающим от бури страстей и насилия искушений. Вот и третий характер Архиерея, то есть, сострадание и милосердие.

Евр.5:4. И никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон.

Архиерей приемлет достоинство Архиерейства не по собственной своей силе и власти, но по Божию благоволению и званию. Бог то есть призывает его, как призвал и Аарона, сказав к Моисею: « и ты приведи к себе Аарона, брата твоего, и сыны его от сынов Израилевых, да священнодействуют мне Аарон и Надав, и Авиуд и Елеазар и Ифамар, сынове Аарони » (Исх.28:1). Вот и четвертый характер Архиерейства, призывание от Бога. Но для чего напоминает сие Апостол? Для того, что были то прообразования и предзнаменования Архиерейства Иисус Христова. Пoелику же сказал, что Христос есть Архиерей, то описал характерические признаки законного Архиерея, дабы показав сходство сих двух Архиереев, представить, колико Христос истинный Архиерей превосходит бывшего в законе прообразовательного Архиерея. Прообразовательный Архиерей от человеков Христос истинный Архиерей совершенный есть человек: прообразовательный Архиерей приносил дары и жертвы за согрешающих, истинный Архиерей принес в дар и жертву Себя Самого за грехи всего рода человеческого: ибо он есть « Агнец Божий, вземляй грехи мира » (Ин.1:29). Прообразовательный Архиерей приносил жертву за одних подающих дары и жертвы: истинный Архиерей принес в дар себя Самого за всех. Ибо « не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас » (Тит.3:5). Посмотри же и другое преимущество. Прообразовательный Архиерей приносил жертву и за собственные грехи: Иисус Христос Архиерей будучи « преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник и вышше небес бывый, не имел по вся дни нужды, якоже Первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, Себе принес » (Евр.7:26–27). В следующих же словах показывает Апостол и другое преимущество еще высшее.

Евр.5:5–6. Тако и Христос не Себе прослави быти Первосвященника, но глаголавый к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Якоже и инде глаголет: Ты еси Священник во век по чину Мелхиседекову.

Как Аарон, так и Иисус Христос не от Себя Самого, но от Бога и Отца Своего приял, яко человек, славу и честь Архиерейства. Почему и сказал: « аще Аз славлюся Сам, слава Моя ничесоже есть: есть Отец Мой славяй Мя, егоже вы глаголете, яко Бог наш есть » (Ин.8:54). Смотри же, с коликою мудростию Богонаученный Павел, прилагая Пророческие словеса, доказывает, что Иисус Христос есть Сын Божий и Архиерей, имеющий преславное и превосходнейшее Архиерейство. Аарон человек только, Иисус Христос – Бог и человек. Аарона призывает Бог чрез Моисея (Исх.28:1), к Иисусу Христу говорит непосредственно, свидетельствуя Его Сыном Своим: « Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя » (Пс.2:7), – и возвещая его Иереем: « Ты еси Иерей во век по чину Мелхиседекову » (Пс.109:4). Имя же Иерей в Ветхом Завете показывает самого Аарона и всякого другого Архиерея. Почему имя сие, Иерей, в отношении к Иисусу Христу, значит – Архиерей. Посему Павел, относя оное к Иисусу Христу, не говорит Иерей, « но Первосвященник». «Наречен », говорит, « от Бога Первосвященник по чину Мелхиседекову » (Евр.5:10). А сие, по чину Мелхиседекову, значит, по подобию Мелхиседекову, как тот же Павел истолковал, сказав: « и лишше еще яве есть, яко по подобию Мелхиседекову востает Священник ин » (Евр.7:15). При сем и учил о Мелхиседеке так: « уподоблен же Сыну Божию, пребывает выну » (Евр.7:3). Заметь же сходство. Во-первых, о Мелхиседеке говорится, что он « без отца, без матере, без причта рода, ни начала днем, ни животу конца имея » (Евр.7:3): пoелику Божественное Писание по смотрению Божию умолчало и о родителях, и о роде, и о времени рождения и смерти его. Иисус же Христос яко человек есть без отца, а яко Бог без матери, безродствен, безначален, и бесконечен. Ибо « род Его кто исповесть? » (Ис.53:8) Или кто возвестит Божественного естества Его безлетность и присносущие? Во-вторых, Мелхиседек был Царь и Священник. « И Мелхиседек Царь Салимский изнесе хлебы и вино: бяше же Священник Бога вышняго » (Быт.14:18). Царь был и Иисус Христос, как изъявил то Ангел Пресвятой Деве, сказав: « и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца » (Лк.1:32–33). И Сам Христос то же самое исповедал пред Пилатом. « Царство », рек Он, « мое несть от мира сего » (Ин.18:36). Был же Христос и Иерей, как засвидетельствовал то и клялся Бог и Отец Его, говоря: « из чрева прежде Денницы родих Тя: Клятся Господь и не раскается: Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову » (Пс.109:3–4). В-третьих, рукоположение как Мелхиседека, так и Иисуса Христа было непосредственно от Бога, невидимо и таинственно. В-четвертых, Мелхиседек « изнесе хлебы и вино, егда благослови Авраама » (Быт.14:18–19). Христос же хлеб и вино, всемогущим Своим благословением преложил в Тело и Кровь Свою, и преподав оные Божественным Своим ученикам освятил оные. В-пятых, Мелхиседек « пребывает священник выну » (Евр.7:3), пoелику в Божественном Писании умолчано о смерти его. « Сей же », то есть, Христос, « занеже пребывает во веки, непрестанное имать Священство: темже и спасти до конца может приходящих чрез него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них » (Евр.7:24–25). По сим убо сходствам Христос есть Священник во век по чину Мелхиседекову.

Беседа о покаянии, и о всесильном ходатайстве Иисуса Христа, Сына Божия

Велико поистине и неизъяснимо милосердие к грешникам преблагого и Премилосердого Бога. Исполнено все Божественное Писание как ветхое, так и новое, слов тех, кои в сердца грешников влагают великую надежду спасения. Открой книги Святых Пророков: там услышишь Исаию, проповедующего: « приидите, истяжимся, глаголет Господь, и аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю » (Ис.1:18). Захарию же, призывающего грешников как бы от лица Господня сими выразительными словами: « сице глаголет Господь вседержитель: обратитеся ко Мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам, глаголет Господь сил » (Зах. 1:3). Прочти послания Богопроповедников Апостолов: в них найдешь Петра, поучающего так: « покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся от грех ваших » (Деян.3:19). Павла же, исповедающегося и глаголющего: « яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз » (1Тим.1:15). Займись святым Евангелием: в нем увидишь сии благоутробнейшие словеса Спасителя нашего Иисуса Христа: « придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы » (Мф.11:28). Во всех почти частях Святого Писания видим, что многоблагоутробный Бог призывает грешников к покаянию, обещает восприять их, изгладить грехи, и спасти души их.

Но, о Господи милости! Беспредельно есть благоутробие Твое. Не только истиннейшими Твоими словами ободрил Ты грешников, но и благоволил, чтобы написаны были во Святых книгах Твоих всякие примеры, насаждающие в душах их надежду Небесного Царствия. В одной части Божественного Писания видим прелюбодеев и убийц, соделавшихся Святыми, как то Давида: в другой людей обольстительных и немилосердых, вовлекших многих в заблуждение от Веры, и проливших много крови невинной, и однако помилованных, как то Манассию. Здесь читаем, что смоковничный Закхей получил спасение, и мытарь Матфей рукоположен в Апостола и Евангелиста; там, что блудница получила оставление всех грехов своих, и беззаконная Самаряныня проповедала, что Христос есть чаемый Мессия. Посмотри на блудного там сына: он есть образ всякого растленного и во глубине греховной потопшего грешника. Посмотри, как видя его Бог идущего к Себе, и еще далече отстоящего от него, сжаливается над ним, течет во сретение его, объемлет и целует его, одевает его в первую одежду, кладет перстень на руку его и сапоги на ноги, что означает дары Божественного милосердия его: закалает наконец для него тельца упитанного, то есть преподает ему и самые тайны Божественной Евхаристии, при чем происходит пение, лики и веселие, знамения радости праведных и небесных Ангелов, « о едином грешнице кающемся » (Лк.15:7). Обращая очи твои ко двору Каиафы, слышишь внутрь оного, что Петр трижды с клятвою отрекся Иисуса Христа, а вне оного двора видишь Петра, плачущего горько и оправдываемого. Взирая на Голгофу, видишь одесную распятого Спасителя, разбойника на кресте висящего, который признает свои грехи, и раскаивается; слышишь, что распятый Господь обещает ему вечное царствие, разбойник вопиет: « помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем » (Лк.23:42): Господь же отвещает ему: « аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи » (Лк.23:43). Приникая умными очами твоими к Дамаску, видишь, что в одно мгновение времени гонитель Христиан Павел делается сосудом избранным и проповедником Христианской Веры, и разоритель Церквей утверждает Церкви по всей вселенной. Велий еси Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес милосердия Твоего. Какой грешник, слыша толикие обещания Божии, и видя толикие примеры спасенных грешников, не будет надеяться и веровать тому, что, ежели он покается, то отверзет ему Бог дверь райскую.

Поистине и словеса Божии, и примеры оправданных грешников сильны и довольны удостоверить, что Бог приемлет радостно кающихся и прощает милосердо грехи их. Но всякий сомневается в том, что покаяние его явится ли Богу благоприятно. Всякий видит в раскаявшихся и оправдавшихся умиление, слезы, труды, подвиги, пощения, молитвы, милостыни, дела добродетели дивные и чрезвычайные. Почему помышляя, что он сих всех не имеет, недоумевает о спасении своем, и по справедливости сомневается. Сие недоумение и сомнение изгоняет из сердца нашего Богодухновенный Павел чтенным ныне учением его.

« Имеем », говорит, « Архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия » (Евр.4:14). Слышишь ли? Архиерей есть той, от Которого просишь ты прощения грехов. Архиерея же дело есть ходатайство об оставлении грехов. Но и великий есть Архиерей сей, – великий, пoелику прошед небеса, « седе одесную престола величествия на высоких » (Евр.1:3); – великий, пoелику Он есть Иисус Сын Божий, пришедый в мир грешники спасти; – великий, пoелику не только есть человек, как прочие Архиереи, но есть и Бог истинный от Бога истинного. Сильно убо и действительно сие ходатайство. Тако веруйте, держите, говорит, сие исповедание, « да держимся исповедания » (Евр.4:14). Не бойтесь. Сей Архиерей не есть не сострадательный, но сострадательнейший, пoелику Он испытал кроме греха все немощи естества человеческого. « Не имамы бо Архиереа не могуща спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха » (Евр.4:15). Приидите убо со дерзновением: « да приступаем убо с дерзновением » (Евр.4:16). Слышишь ли, с дерзновением, говорит. Где убо имеет место недоумение и сомнение твое, когда Павел, то есть, уста Христовы, повелевает и говорит тебе, приступи с дерзновением? Где дерзновение, там нет недоумения, и нет никакого сомнения. Слыши, и куда посылает тебя, « к престолу », говорит, « величествия » (Евр.1:3), то есть, пред лице самого всемогущего и премилосердого Божества. На какой же конец посылает нас туда? « Да приимем », говорит, « милость, и благодать обрящем » (Евр.4:16). А откуда благодать сия и милость? От ходатайства великого Архиерея: ибо Он жив есть, и ходатайствует навсегда, и может даровать совершенное спасение приступающим чрез ходатайство его к Богу. « Темже и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них » (Евр.7:25). После сего какое остается сомнение?

Ежели человек тот, который презрит закон земного Царя, имеет посредником и ходатаем к Царю единородного и возлюбленного сына его; един же из первых служителей царских скажет ему: прииди безбоязненно к Царю, проси у него прощение, и не сомневайся, ибо сын его ходатайствует всегда о тебе; посему помилует тебя Царь, и возведет тебя в первое достоинство и состояние: усомнится ли тогда оный человек? Нимало: но тотчас потечет смело, падет к ногам Царя, и будет просить прощения. Пoелику однако же люди суть обманчивы и превратны, то может быть, что или служитель обещавший прощение коварствует и лжет, или что между тем временем сын Царев прекращает свое ходатайство, или Царь пременяет свои мысли. В Божественные же вещи ни коварство не входит, ни ложь не приближается, ни премена какая-либо не имеет в оных места. « Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею » (Пс.11:7). В деле покаяния Царь есть Бог, преступник закона – грешник, ходатай о прощении грехов – великий и сострадательнейший Архиерей Иисус Христос, единородный и возлюбленный Сын Божий, един же из первых служителей Царствия Божия есть сосуд избранный, восшедший до третиего небеси, и видевший и слышавший неизреченные глаголы, Павел Апостол, в котором жил Христос, самая истина. Он убо призывает: приступи, говорит, с дерзновением; он подтверждает, что единородный Сын Божий ходатайствует непрестанно об оставлении грехов; он свидетельствует, что ежели ты приступишь, то приимешь милость и обрящешь благодать. После сего ли сомневаешься, что ежели приступишь к Богу в покаянии и исповедании, то получишь оставление грехов и спасение души твоей? Ежели и при сем сомневаешься, то грешишь, ибо не веруешь словесам Божиим, ни силе всесильного ходатайства Иисуса Христа Сына Божия.

Поистине, и проповедания Пророков, и учение Апостолов, и призывание Иисуса Христа, и многие покаявшихся и спасшихся примеры ободряют грешников, а словеса Богоносного Павла изгоняют из сердца нашего всякое сомнение. Замечаю однако я в словесах оных речение одно, речение то есть сие, « благовременну ». Оно не иное что означает, как время благоприятное. « Да приступаем убо », говорит, « с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость и благодать – во благовременну помощь » (Евр.4:16). Приступи, говорит, с дерзновением к престолу величествия во время благоприятное, да приимешь милость и помощь Божественной благодати. Вижу при сем, что тому же самому, как бы от лица Господня, учил еще прежде Павла Пророк Исаия, сказуя: « тако глаголет Господь: во время приятно послушах тебе и в день спасения помогох ти » (Ис.49:8). Отсюда явствует, что ежели я приступлю к Богу во время неблагоприятное, то ни милости не получу, ни благодати не обрящу. Какое же есть время сие благоприятное, столь нужное ко спасению? не иное какое, как время настоящей жизни нашей. Ибо по смерти ни покаяние не сильно, ни исповедания не бывает. « Яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся Тебе? » (Пс.6:6) Число дней жизни нашей есть сокрыто и неведомо. Умирают люди не только достигши старости, но и в самом цвете юношества, и в самые дни отроческого и младенческого возраста, сокрыт от нас час смерти. Кто из человеков знает, достигнет ли он, не говорю следующего года, ни следующего месяца, ни следующей недели, но и завтрашнего дня? Никто. Ибо многие восстают утром, и не достигают видеть вечера.

Окаянны мы, мы грешники есмы. Ежели не приступим к Иисусу Христу, и не будем просить милости Его, то не будем иметь надежды спасения. Ко Христу же не можем мы приити, как токмо чрез покаяние: а покаяние ежели не совершится в благоприятное время, то нимало не пользует. Благоприятное время суть дни жизни нашей, но они преходят яко тень, и яко сновидение пробуждающегося, исчезают яко трава, и увядают яко цвет полевой, « человек, яко трава дние его, яко цвет селный, тако оцветет » (Пс.102:15). Никто не знает, ни в каком возрасте, ни в какой день, ни в какой час, жизнь его получит конец. В таковых тесных обстоятельствах какой нам путь есть ко спасению? Показывает оный нам святой Пророк Божий. « Днесь », говорит он, « аще глас его услышите, не ожесточите сердец ваших » (Пс.94:7–8). Днесь слышишь ты глас Господа твоего, призывающий тебя и глаголющий: прииди безбоязненно ко престолу величествия, да приимеши милость, и обрящеши помоществующую тебе благодать, не ожесточи сердца твоего похотьми плоти и суетою мира, но омой оное покаянием и умилением. Посмотри же, что сие, днесь, мудрствующий небесная Павел сократил в пределы самые кратчайшие. Он во первых приводя слова Пророка Исаии, сказал, что во время приятно внемлет Бог молению покаяния твоего, и в день спасения подает тебе Божественную свою помощь. « Во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти » (2Кор.6:2). Потом как бы толкуя сии Пророческие слова, сказал, что приятное время и день спасения есть ныне, то есть настоящий час и мгновение. « Се », сказал, « ныне время благоприятно, се ныне день спасения » (2Кор.6:2).

Се ныне убо, братия, время благоприятное, се ныне день спасения. Все время жизни нашей есть благоприятно для покаяния, но пoелику конец оного неизвестен, то нынешнее время есть благоприятнейшее. Все дни жизни нашей суть дни благоприятные для покаяния, но преимущественно настоящие дни: ибо оные собственным примером предал нам Иисус Христос постившись четыредесять дней, дабы и мы в оные воздерживаясь не только от брашн, но и от всякого греха, приступили к Нему посредством покаяния, да приимем милость, и обрящем благодать и помощь. Не презрим убо сего благоприятнейшего времени, ибо не знаем, достигнем ли другого такого же. Не говори, о человече, я юн, и имею еще время, смерть пожинает равно и юных и старых. Не надейся на здоровье твое, ниже уповай на крепость тела твоего, ибо ни здоровья смерть не уважает, ни мужества не страшится, секира смерти и здоровых посекает, и мужественных убивает. « Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения » (2Кор.6:2). Настоящее время есть во власти нашей, а в будущем времени никакой не имеем мы власти. Настоящие дни суть дни спасения, яко определенные от Бога для того, чтобы мы в оные покаявшись, приступили к Богу, и получили по ходатайству Иисуса Христа милость и благодать, и помощь. Не говори убо, брате, что имею я время, ибо ты в том ошибаешься. Не ожидай другого четыредесятодневного поста, чтобы тогда покаяться и исповедаться, ибо время не есть во власти твоей. Не отлагай день от дне обращения твоего, ибо прогневляешь таким образом Господа, и навлекаешь на себя внезапное наказание. « Не медли обратитися ко Господу, и не отлагай день от дне: внезапу бо изыдет гнев Господень » (Сир.5:8–9).


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle