Источник

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Евреям, читаемый в четвертую неделю Великого поста (Евр.6:13–20)

Многое обещевал Бог часто Аврааму, но ничего другого не обещевал с клятвою, как токмо умножение чад его, и благословение в семени его всем народам земным: и поистине мы видим, что потомки Авраамовы, от Исаака и Исмаила сынов его происшедшие, умножились во многочисленные тьмы, но они не суть множество оное, которое от Бога предозначено сими словами: « умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря » (Быт.22:17). « И сотворю семя твое, яко песок земный: аще кто может исчести песок земный, то и семя твое изочтет » (Быт.13:16). « Изочти звезды, аще можеши исчести я: и рече, тако будет семя твое » (Быт.15:5). Благословение же в семени Авраамовом на все народы: « и благословятся о семени твоем вси язы́цы земнии » (Быт.22:18): есть дело столь непонятное, что принимающий слова сии плотски, буквально, как принимают Евреи, впадая в неразрешимые сомнения, или произносит слова невероятные и несбыточные, или заграждаясь в устах неудобопостижимостию мысли сея ничего не отвещает вопрошающим. В гадании открыл правда несколько значений сих слов Предтеча Иоанн, сказав: « глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму » (Мф.3:9): но сие не изъяснило мысли оного обещания Божия. Павел Богонаученный открыв таинственный смысл сих Божественных слов, разрешил совершенно непостижимое сомнение. Он в чтенных ныне словах изъявил и причину, почему Бог клялся, когда обещевал благословение, и как о семени Авраамовом благословились все народы земные, и следственно как семя его умножилось паче песка земного, и звезд небесных. Послушайте со вниманием толкования чтенных Апостольских слов, да почудившись тайнам Божия смотрения утвердитесь в вере во Христа, которая источает благословение и возводит на путь спасения.

Евр.6:13–14. Братие, Аврааму обетовая Бог, понеже ни единем имяше болшим клятися, клятся собою, глаголя: воистинну благословя благословлю тя, и умножая умножу тя.

Когда Патриарх Авраам, послушав повеления Божия, простер руку свою взять нож, и заклать сына своего Исаака, тогда Бог воззвал его с небеси, и во первых удержал его от такового заклания, « и рече, да не возложиши руки твоея на отрочища, ниже да сотвориши ему что » (Быт.22:12): потом возвестил великую оную добродетель его, любовь и послушание, сказав: « ныне бо познах, яко боишися ты Бога, и не пощадел еси сына твоего возлюбленнаго Мене ради » (Быт.22:12): и после сего обещал ему с клятвою благословение и умножение, яко мздовоздаяние за добродетель его, говоря: « воистинну благословя благословлю тя, и умножая умножу тя ». Клялся же Бог не только Аврааму, но и Давиду: клялся и пред Исаием, и Иеремием, и Иезекиилем (Ис.45:25; Иер.22:6?; Иез.16:18? Ам.6:8), и пред Амосом. А сие, «Собою», значит, святынею Своею, или истиною Своею, или славою Своею. « Единою », говорит, « кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу: клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея » (Пс.88:36:131:11). « Клятся Господь десницею Своею и крепостию мышцы Своея » (Ис.62:8). Сказал Павел, что Бог клялся Собою, пoелику не имел иного большего себя, чтобы именем того клясться: « понеже ни единем имяше болшим клятися, клятся Собою ». Поистине кто более Бога? Но должно ли принимать сие, « клятся », в собственном значении речения сего, и верить, что Бог установил клятвы, слыша, что тойже Бог сказал: « Аз же глаголю вам, не клятися всяко »? (Мф.5:34) Какую нужду имел Бог в клятве к утверждению Своих обещаний, когда Он говорил о Себе к верующим, что Он есть непреложная самая истина? Почему явствует, что сие, « клятся », сказано о Боге, как и, « вдуну », и « насади », и « хождаше », и сим подобное, для понятия того немощному уму нашему (Быт.2:7–8:3:8) (Смот. Васил. Велик. в 17. Псалм.). Коликократно же хотел Бог представить людям твердое и непреложное Свое определение, всегда благоволил, чтобы писано было в Божественных его книгах сие, « клятся ». Подтверждает сие самое слово оное клятвенное, « и воистинну », то есть, непреложно, верно и безсомнительно благословлю тя и умножу тя, умножая потомство твое.

Евр.6:15. И тако долготерпев, получи обетование.

Бог давал Аврааму не одно, но многие обещания, как то: обещевал ему умножение потомства, возвеличение имени Его, защищение и многую мзду, завет, землю Ханаанскую, сына и наследника, благословение ему самому, и благословение в семени его всем народам земным (Быт.12:2:15:1:17:2:8:17:21:17–18). Апостол же не сказал, что получил обетования, но обетование, в семени его всем народам земным. Апостол же не сказал, что получил обетования, но обетование, в единственном числе. Какое убо из сих обещаний, говорит, что получил Авраам долготерпев? Обещание о Исааке сыне его: ибо оно есть выше всех других обещаний, и все другие содержит в себе, потому что от Исаака произошел Давид, а от Давида Пресвятая Дева, от нее же Сын и Слово Божие, плоть приявший и вочеловечившийся, сыном соделался Аврамовым по плоти. Почему Авраам есть отец Сына Божия по человечеству. От Иисуса же Христа дано благословение всем народам земным: пoелику Он дал власть всем верующим в Него « чадом Божиим быти » (Ин.1:12). « Сии же суть чада Авраамли, яко сущии от веры, сии суть сынове Авраамли » (Гал.3:7:9). Онии же сущии от веры благословляются с верным Авраамом. Почему они суть благословенное его семя, о котором Бог сказал к нему: « яко во Исааце наречется тебе семя » (Быт.21:12). Так и Павел к Галатам пишет: « мы же, братие, по Исааку обетования чада есмы » (Гал.4:28). А от сего благословения Христова и духовного усыновления народов соделалось умножение чад Авраамовых. Отсюда мы видим духовных его чад, умножившихся по числу звезд небесных и песка вскрай моря. Обетование таковое в Исааке преимущественно получил Авраам не тотчас по обещании Божии, но по прошествии некоего времени. Почему и сказал Апостол, что долготерпев получил оное, то есть, терпеливно ждав, и нимало не сомневаясь. « И не изнемог верою », говорит инде о нем, « ни усмотри своея плоти уже умерщвленныя, столетен негде сый, и мертвости ложесн Сарриных. Во обетовании же Божии не усумнеся неверованием, но возможе верою, дав славу Богови » (Рим.4:19–20). Сие же как бы мимоходом сказав о обетовании, которое получил Авраам, обращает слово к обетованию клятвою, говоря:

Евр.6:16. Человецы бо болшим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть.

Выше сказал, что Бог клялся Собою, понеже не имел другого кого большего, кем бы клясться (Евр.6:13): теперь же говорит, что люди клянутся большим, то есть, Богом и делами Божественными: и сие весьма часто бывает. Иногда однако и люди клянутся собою. Почему Господь сказал: « ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити » (Мф.5:36). Показывает же и действие клятвы. Клятва, говорит, утверждая свидетельствы и обещания, оканчивает и прекращает всякое сомнение и противоречие в предметах свидетельствуемых и обещеваемых.

Евр.6:17. В немже лишше хотя Бог показати наследником обетования непреложное совета Своего, ходатайствова клятвою.

Наследники обетования суть духовные чада Авраама, то есть уверовавшие во Христа по плоти сына Аврамова. « Яко сущии от веры, сии суть сынове Авраамли » (Гал.3:7). Обетование же, которое наследствуют духовные чада Авраама, есть благословение Иисус Христово, которое обещал Бог Аврааму, когда сказал ему: « и благословятся о семени твоем вси язы́цы земнии » (Быт.22:18). « Понеже сущии от веры благословляются с верным Авраамом » (Гал.3:9). По благословению же оному наследники обетования соделываются наследниками небесной славы, « идеже Предтеча о нас вниде Иисус » (Евр.6:20). А сие, « в немже », положил вместо, тем же. Посему, говорит, что клятва прекращает всякое прекословное недоверие, и запечатлевает верность, желая Бог « лишше показати », то есть, сильнее доказать верующим во Христа, что совет Его есть непреложен и неизменен, « ходатайствова клятвою », то есть, употребил в посредство клятву. Заметь же, что такое сильнейшее доказательство было не для Авраама: ибо он толико веровал Слову Божию, что вера его « вменися ему в правду » (Гал.3:6): но для наследников обетования, дабы они потом слыша, что Бог клятвенно обещал дать им благословение, уверовали и удостоверились в том.

Евр.6:18. Да двема вещми непреложными, в нихже не возможно солгати Богу, крепкое утешение имамы прибегшии ятися за предлежащее упование.

Две непреложные вещи суть, обещание Божие, и клятва, по коим двум невозможно, чтобы Бог солгал. Предлежащее же упование есть надежда получить во Христе Иисусе благословение, которое доставляет Царствие небесное. Сие благословение с клятвою обещал Бог Аврааму, говоря: « благословя благословлю тя: и благословятся о семени твоем вси язы́цы земнии » (Быт.22:17–18). Сотворил, говорит, Бог клятву, дабы мы сими двумя неизменяемыми и непреложными вещми, то есть, обещанием и клятвою прибегая верою к Иисусу Христу, сильно убеждались к несомненному надеянию получить благословение и спасение, и уверяясь, что пoелику Бог с клятвою обещал, то невозможно не исполнить ему обещания, пребыли бы непоколебимыми в сем надеянии, при всех обстоятельствах, встречающихся с нами в продолжении временной жизни нашей.

Евр.6:19. Еже аки котву имамы души тверду же и известну, и входящую во внутреннейшее завесы.

Волнуемся мы в настоящей жизни от усилия страстей, как корабли в море от усилия волн, и как якорь твердый и неудобосокрушаемый спасает корабль от опасностей морских, так и твердая и несомненная надежда спасает душу от опасностей погибельных. Посему Божественный Павел назвал якорем предлежащее упование, то есть, надежду спасительного благословения Иисус Христова. Заметь же, как витийственный Апостол изображает сие упование, и представляет оное яко человека входящего « во внутреннейшее завесы »: означая сим, что мы верные, силою сего упования входим во внутреннейшее завесы. Но что такое есть внутреннейшее завесы? Завеса Скинии Закона разделяла Святое в ней место от места, Святая Святых, где был Кивот свидения. Сие место, Святое Святых, называлось внутреннейшее завесы. Предзнаменование же и образ оно было истинная внутреннейшее завесы, в которую входят верующие во Христа. Потом показывает в следующих словах, какое есть сие истинное внутреннейшее завесы, говоря:

Евр.6:20. Идеже предтеча о нас вниде Иисус, по чину Мелхиседекову Первосвященник быв во веки.

Вот что есть внутреннейшее завесы место то, « идеже предтеча о нас вниде Иисус ». Куда же взошел Христос для нас? « Не в рукотворенная бо святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас » (Евр.9:24). Небо есть завеса, отделяющая престол Божий от земли, как завеса Скинии отделяла место святое от Святое Святых. В оное небо Христос яко человек восшедши по вознесении от земли, вшел для нас и « седе одесную престола величествия ». А сие, « о нас », значит то, чтобы ходатайствовать Ему о нас, как подтверждает Павел, говоря: « Христос умерый, паче же и воскресый, Иже и есть одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас » (Рим.8:34). По какой же причине зовет Христа Архиереем по чину Мелхиседекову? Мелхиседек не был Архиерей, но Священник: « и Мелхиседек », говорит, « Царь Салимский изнесе хлебы и вино, бяше же Священник Бога вышняго » (Быт.14:18). В Божественном Писании имя Священник означает и Архиерея. Явствует сие из книги Левит, где тот же Аарон сперва именуется Архиереем: « аще убо Архиерей помазанный согрешит » (Лев.4:3): Потом Иереем, сиречь Священником, или жрецом: « и взем жрец помазанный совершен » (Лев.4:5): И ниже еще: « и дах я », говорит, « Аарону жерцу » (Лев.7:34). Отсюда мы видим, что сие, о Мелхиседеке сказанное: « бяше же Священник Бога Вышняго » (Быт.14:18). Также и сие: « Ты еси Иерей во век по чину Мелхиседекову » (Пс.109:4): означает Архиерея. А по чину, говорит, Мелхиседекову Христос был Архиерей, потому что Мелхиседек « уподоблен Сыну Божию, пребывает Священник выну » (Евр.7:3). Заметь же и сие, Предтеча и Архиерей. Предтеча есть предшествующий, а кто предшествует, тот имеет последователей. Кто же суть другие последователи Иисуса Христа и по Нем идущие во внутреннейшее завесы, разве верующие в Него и заповеди Его хранящие? Архиерей есть Пастырь: а где пастырь, там и овцы. Сие-то утверждает в сердцах наших надежду получить вечную славу и блаженство.

Беседа о клятве, или что есть клятва, добродетель или порок, или дело ни доброе ни худое!

Богоглаголивый Павел сказал, как слышали мы ныне, что люди чинят клятвы, и что клятва прекращает всякое прекословие, подтверждая точность дел. « Человецы бо болшим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть » (Евр.6:16). Но пoелику он ни похвалил, ни осудил сей обычай, то заставляет делать любопытный и нужный вопрос таковой, что есть клятва, добродетель или порок, или дело ни доброе ни худое. Решение сего вопроса сколь нужно, столь и трудно. Нужно, пoелику во всякое время и во всяком месте и обстоятельстве делают люди без осторожности всякой и без нужды многие и страшные клятвы: почему ежели мы коликократно божимся, толикократно и согрешаем, то горе нам. Трудно же решение сего вопроса потому во-первых, что касательно клятвы Ветхий Завет противен кажется Новому, во вторых, потому, что столько родов есть клятвы, что едва может кто исчислить оные и говорить о каждом роде, как должно, в-третьих, потому, что люди не только приобыкли, но и законом постановили себе делать клятвы. Что нужно нам знать, грех есть клятва или нет, дабы впредь или престать от клятв, или бесстрашно продолжать божиться, сие ни малого не требует доказательства, как дело явственное. Потщимся убо мы, сколько возможно, отразить трудности оные.

Ветхий Завет утверждает, что Бог узаконил именем Его клясться. Ибо во Второзаконии читаем сие: « Господа Бога твоего да убоишися, и тому единому послужиши, и именем Его кленешися » (Втор.6:13). В книге же Исхода видим, что в делах сомнительных и не засвидетельствованных определил Бог явственно, чтобы клятва разрешала сомнение. « Аще же кто », говорит, « дает другу осля или телца, или овцу, или всяк скот хранити, и умрет или погибнет, или пленено будет, и никто же увесть, клятва да будет Божия между обоими » (Исх.22:10–11). Тому же самому поучают и Святые Божии Пророки. Пророк Исаия как бы от лица Божия говорит: « Мне поклонится всяко колено, и исповестся, или клятися будет, всяк язык Богови » (Ис.45:23). Потом подтверждает то, говоря: « кленущиися на земли клятися будут Богом истинным » (Ис.65:16). Царе-Пророк же Давид и похвалы достойным судил клянущегося Богом. « И похвалится », сказал, « всяк кленыйся Им » (Пс.62:12). Слыша сие, нельзя не увериться в том, что клятва не только не есть грех, но есть дело похвальное, есть добродетель.

Но открыв книгу Нового Завета, слышим там единородного Сына Божия, повелевающего и глаголющего: « Аз же глаголю вам не клятися всяко: ни небом, яко престол есть Божий: ни землею, яко подножие есть ногама Его: ни Иерусалимом, яко град есть великаго Царя. Ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити. Буди же слово ваше: ей, ей, ни, ни: лишше же сею от неприязни есть » (Мф.5:34–37). То же самое кратчае только повторил брат Божий Иаков: « прежде же всех », говорит он, « братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою: буди же вам, еже ей, ей, и еже ни, ни: да не в лицемерие впадете » (Иак.5:12). Читая сие, удостоверяемся мы, что клятва есть преступление Апостольской и Владычней заповеди, и следовательно грех есть великий.

Но что есть сие, скажешь ты? Не согласны, или прямее сказать, противны одни другим словеса Божии. В Моисееве законе повелел Бог клясться именем Его, а в Евангельском повелел уклоняться всякой клятвы: одно другому противно то. Нет, повеления Божии ни противны, ни не согласны между собою. Но пoелику Евреи, коим дан Ветхий Закон, были весьма дебелы и плотяны, как рожденные и воспитанные между злобожнейшими идолопоклонниками, каковы Египтяне, и не могли вместить законоположений о совершенстве, посему данный им закон был несовершен. « Ничтоже бо совершил закон » (Евр.7:19). Сверх других же грехов их и сей они грех соделовали всеокаянные, что клялись именем идолов, как бы боги были идолы. Почему Бог обличал их чрез Пророка Иеремию, говоря: « сынове твои оставиша Мя, и кляшася теми, иже не суть бози » (Иер.5:7). Чрез Пророка же Амоса и еще явственнее: « кленущиися », говорил, « очищением Самарийским и глаголющии: жив Бог твой Дане, и жив Бог твой, Вирсавие: и падут и не востанут ктому » (Ам.8:14). Сей великий грех, то есть идолопоклонство, желая Бог прекратить, и зная яко сердцеведец, что, ежели бы Он тогда закон положил, чтобы отнюдь не клялись, то не послушали бы Божественного повеления Его, приобыкши ко клятвам, снисходя к немощи их, повелел, чтобы оставя делать клятвы именем идолов, клялись именем Его (Смот. Злат. бесед. 16 на Деян.). « И будет », произрек Он, « аще учащеся научатся путем людей Моих, еже клятися именем Моим: жив Господь, якоже научиша людей Моих клятися Ваалом, и созиждутся посреде людей Моих » (Иер.12:16).

Когда же единородный Сын Божий пришел в мир не для того, чтобы разорить, но чтобы исполнить закон (Мф.5:17), то есть, чтобы возвести законные повеления в законоположение совершенное, тогда обретши от рода Еврейского предрасположенных законом к принятию совершенства, а язычников просветивши силою Божественной Своей благодати, научил совершенству. Как возвел Он до совершенства закон, повелевающий удаляться убийства, пресекши причину убийства сими словами: « Слышасте, яко речено бысть древним, не убиеши: иже бо аще убиет, повинен есть суду. Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду » (Мф.5:21–22): еще, как возвысил до совершенства закон о целомудрии, запретив не только соделование, но и похоть плотского греха, и сказав: « Речено бысть древним: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем » (Мф.5:27–28): Тако открыл совершенным и закон о клятве. « Паки слышасте », сказал, « яко речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя. Аз же глаголю вам не клятися всяко » (Мф.5:33–34). Пресек корень, дабы истребить ветви, исторгнул причину, дабы прекратить ее произведения, заградил мутный источник, дабы остановить струи нечистоты. Кто делает клятвы, тот легко впадает в клятвопреступления: а кто удаляется совершенно от клятв, тот никогда клятвопреступником не бывает.

Отсюда всякий видит, что словеса Божественного Писания не суть ни противны одни другим, ни не согласны: но словеса Моисеева закона суть предуготовительные, а Евангельского совершительные. Соделал же Бог для человеков то, что делает мудрый учитель с учениками своими. Во первых учит он их тому, что легко и что может ум их вместить, а когда тем изострит мысль их, то преподает им учения труднейшие и высшие. Во первых учил Бог людей чрез Моисея закону, которой был удобовместим и удобоприемлем, потом когда Законом оным и Божественною Своею благодатию предуготовил сердца их, тогда предал им чрез единородного Сына Своего наисовершеннейшее учение Евангельское.

Пoелику убо, скажешь ты, ветхим законом дал Бог позволение людям делать клятвы, то клятва не есть грех. Ибо ежели бы почитался за грех, то бы никогда не позволил нам Бог клясться. Конечно допустил Бог клятвы по причине сказанной нами: но положил пределы, и постановил правила для клятвы, кои кто преступает, тот весьма тяжко согрешает. Первый предел есть, чтобы никому не клясться в вещах низких, ничтожных и суетных. « Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе » (Исх.20:7). Второй предел есть, чтобы никогда мы не клялись в намерении обиду сделать ближнему. « И не кленитеся именем Моим в неправде, и да не оскверните имене святаго Бога вашего » (Лев.19:12). Не только же пределы Бог положил, которые когда не соблюдаются, то клятва бывает в грех, но и образец представил позволенной клятвы, то есть, самые словеса клятвы, и правила оной. « И кленешися, живет Господь, во истине и в суде и в правде » (Иер.4:2). Когда делаешь клятву, вопиет Он, говори сии словеса, живет Господь. Клятва же твоя да будет истинная, рассудительная и праведная. Когда ты клянешься, что ни видел, ни знаешь то, что и видел и знаешь, тогда клятва твоя не есть истинная, но ложная, есть лжеклятвие. Такова была клятва Петра во дворе Архиереовом, ибо Петр и видел и знал Иисуса Христа, но клялся, говоря: « не знаю человека » (Мф.26:72). Равно и когда клятву даешь сохранить то, в чем обещался, и потом не сохраняешь, но нарушаешь клятвенное обещание твое, тогда клятва твоя не есть истинная, но ложная, и называется клятвопреступление. Такова была клятва Седекии, который с клятвою обещался в верности Царю Навуходоносору (2Пар.36:13), потом преступив клятву отступил от него. А когда клятву делаешь не рассуждая, возможно то, в чем клянешься, или невозможно, удобно или неудобно, верно или неверно, во власти есть твоей, или во власти других, тогда клятва твоя не есть « в суде », но есть нерассудительная, и безрассудная: такова была клятва Саула (1Цар.14:28), который клятвенно обещался в деле весьма трудном, и что не во власти есть его. Ибо дал обещание, что будет целый день поститься все воинство, в десяти тысячах человек заключающееся. Таковая нерассудительная клятва была и клятва Иродова, который « с клятвою изрече дати Иродиаде, егоже аще воспросит от него » (Мф.14:7): потом чтобы сохранить клятву « усекну Иоанна Крестителя » (Мф.14:10), то есть, отсек ему главу. Неправедна же есть клятва, когда божимся с тем, чтобы вред причинить ближнему. Такова была клятва оных Иудеев, кои закляли себя, обещавшись « не ясти ни пити, дондeже убиют Павла » (Деян.23:12).

Что говорите вы почасту клянясь? Храните ли в клятвенных произношениях образец оный клятвы, « живет Господь » (Иер.4:2), или произносите другие слова, страшные и ужасные, призывая Бога и Ангелов и Святых во свидетели того, о чем говорите? Блюдетесь ли, чтобы не делать клятв в вещах ничтожных и суетных, и без всякой нужды, или клянетесь и в лепте, и в гроздии и в зелии? Клятва ваша утверждает ли истину, или подтверждает ложь? Делаете ли клятву с рассмотрением и рассудительностию, или клянетесь нерассмотрительно и нерассудительно? Клятва ваша бывает ли в делах праведных, достодолжных и полезных, или в делах неправедных, не достодолжных и вредных? Столь трудно соблюсти все правила клятвы, особливо когда часто клянемся, так что нимало не погрешит тот, кто определительно скажет, что дело есть то невозможное.

Но предложи, скажешь ты, что я и образец клятвы соблюл, и не сделал клятвы ни всуе, ни в неправде, но во истине, в суде и правде, неужели согрешаю и когда такую делаю клятву? До Евангельской проповеди таковая клятва почиталась делом похвальным, по оному, « и похвалится всяк кленыйся Им » (Пс.62:12): по открытии же Евангельского законоположения, почитается преступлением по оному повелению Господню: « Аз же глаголю вам не клятися всяко » (Мф.5:34). Таковое преступление ты делаешь, когда произносишь оную клятву, каковое и – когда гневается на брата твоего всуе, и когда взираешь на жену ко еже вожделети ее, и когда не обращаешь левой ланиты ударяющему тебя в десную. Почему же так? Потому что когда Богочеловек, восполняя несовершенство законных постановлений, поучал совершеннейшим постановлениям, тогда между совершеннейшими завещаниями положил повеление и касательно клятвы, сказав: « Аз же глаголю вам не клятися всяко ».

Но вопреки скажешь ты, что « не клятися всяко », есть дело невозможное, не только по обыкновению, но и по законам человеческим, от коих происходит нужда в том. Ежели я не сделаю клятвы, то не поверят мне. Повелевает судия, или начальник, сделай, говорит, клятву: как же могу я тогда не клясться совсем? Сие убо одно делает клятву необходимо нужною. Слыши, что говорит о нужде клятв великий учитель, Божественный Златоуст. « Где преступается закон, там представлять нужду не должно » (Злат. Сл. 28 о клятве). Ибо одно есть неминуемо нужное то, чтобы не прогневать Бога. Но я скажу при сем: пресечем излишние клятвы, бывающие просто и без нужды, клятвы в домах с друзьями и с домочадцами. Отринув хотя сии, в оных, по нужде бывающих, нимало не потребуешь уже ты моего научения. Ибо самые уста твои, научившись страшиться и бегать клятв, хотя бы тысячекратно кто понуждал, не потерпят уже впасть тебе в оный обычай клятвы.

Хорошо, скажешь ты, учение сие, пусть так, что и произволение есть, и уста приобыкли к тому, чтобы совершенно удалиться клятв. Но когда и гражданские законы и судия понуждают делать клятву, что тогда делать должно? После учения такового премудрого и святейшего мужа, каков есть Златоуст, что могу я советовать? Толкователи Священных правил заметили (Васил. прав. 81. Соб. Трул. 64), во-первых, что правила запрещениям подвергают делающих языческие клятвы, и посмеяния достойные, или кои клятвы делают с тем, чтобы зло причинить, также и клятвы преступающих: на клянущихся же клятвою законною, истинною и праведною никакого запрещения не полагают (Васил. прав. 28 и 29). Во-вторых, что сие « не клятися всяко » (Мф.5:34), есть сходственно и равную имеет силу с оными завещаниями, « продаждь имение твое и даждь нищим » (Мф.19:21). И еще, « кто тя ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую » (Мф.5:39). Пoелику же таковые дела суть совершенных, то совершенства дело есть и сие, « не клятися всяко ». Почему как тот, который хранит оные завещания, восходит на высоту совершенства, а кто не хранит, тот остается несовершенным, но не подлежит однако же наказанию: так и никогда не клянущиеся достигают до совершенства добродетели, делающие же клятву законную, то есть истинную, рассудительную, праведную и непреступную, хотя не восходят на высокие степени совершенства, но не достойны осуждения: а в-третьих, что православные Цари не просто и не без причины узаконили производить клятву, но цель имея ту, чтобы воспрепятствовать неправде коварных и лживых людей. Сие заметив толкователи священных правил, произрекли: « не всякая клятва законная и беззаконная возбраненна есть, но беззаконная и безрассудная » (Валс. в 28 и 29 прав. Вас.).

Отсюда следует, что достоблаженны те, кои никогда не клянутся именем Божиим, ни иною коею клятвою: а те извинительны, кои властем предержащим повинуясь, клянутся (Рим.13:1), но во истине и в суде и в правде, и клятву хранят непреступно (Иер.4:2), Всеокаянны же те, кои или по неразумию и злой привычке, или в делах пустых, или для причинения вреда ближнему клянутся именем Всевышнего Бога, нимало не помышляя о том, что когда они клянутся, то призывают во свидетеля и отмстителя произносимых ими слов Вседержителя и Всесильного Творца твари, коего ужасаются все небесные силы Ангелов, и трепещут все преисподние полчища демонов, и коему повинуются все видимые и невидимые твари. Горе клянущимся всуе, ибо они не очистятся от скверны греха своего! (Исх.20:7) Горе клянущимся в неправде, ибо они оскверняют и пренебрегают страшное имя Божие! Горе Мною клянущимся (Лев.19:12), ибо многоклятствование исполняет их всякого беззакония, и не отступит от дому их наказание. « Муж кленыйся много исполнится беззакония, и не отступит от дому его язва » (Сир.23:11). Пророк Захария изъявил и казнь на клятвопреступников полагаемую. « Аз вижду », рек он, « серп летящ в долготу лактей двадесяти и в широту десяти лактей » (Зах.5:2). Слышишь ли? Серп, потому что казнь есть неизбежная: летящ, потому что постигает весьма скоро: долгий и широкий, потому что распростирается не только на клятвопреступника, но и на весь дом его. Ужасная вещь есть серп оный, ибо то клятва есть, сказал Бог Пророку, посылаемая на всю землю. « Сия клятва исходящая на лице всея земли » (Зах.5:3). Серпом же сим казнится даже до смерти всякой тать и всякой во лжи клянущийся. « Зане всяк тать от сего даже до смерти отмщен будет, и всяк кленущийся во лжу от сего до смерти отмстится. И изнесу его », то есть серп оный, « глаголет Господь Вседержитель, и внидет в дом татя, и в дом кленущагся именем Моим во лжу, и вселится посреде дому его, и скончает его, и древа его, и камение его » (Зах.5:3–4).

Кто слыша сие не ужаснется и не вострепещет от лица отмщевающего так Вседержителя Бога? Для чего, братия, подвергаем мы себя сему страшному осуждению? Какое удовольствие доставляет нам клятва? Никакого. Какая от клятвы польза? Верными ли от того делаются слова твои? Но чем легче и чаще клянешься, тем менее верят клятвам твоим слышащие оные, ибо отсюда заключают, что нет страха Божия в сердце твоем. Многократно клянущийся весьма легко бывает клятвопреступником. Кто же не устрашится казни за клятвопреступление? Бегай частого употребления клятв, да не впадешь в ужасный грех клятвопреступничества, что легко быть может, и без труда и без иждивения. Бегай того, чтобы почасту делать клятвы, да избежишь ложных, суетных, неправедных, безрассудных и глупых клятв. « Заклинанию не обучай уст твоих, и клятися именем святым не навыкай » (Сир.23:8–9). Ежели сей совет сохранишь, который ничего другого не требует, как только внимания, то всякой беззаконной клятвы избавишься, и клятвопреступничества свободишься, и от страшной за оное казни соблюдет тебя Господь Бог наш, Коему слава и держава во веки веков. Аминь.


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle