архиепископ Никифор (Феотокис)

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю пятую (Мф.8:28–9:1)

Как искусный травоиспытатель чем более испытует свойства злаков, тем способнейшие находит на телесные немощи врачевства: тако и благоговейный христианин, чем более поучается слову Божию, тем вящие находит для душевных болезней врачевства. Если ты безвнимательно слушал историю нынешнего Евангелия, то слышал токмо одно чудо, то есть исцеление беснующихся; если же вникал во все исторические обстоятельства, то найдешь премного полезных для души твоей размышлений. Сего для Богочеловек Иисус повелевал Иудеям испытывать Божественные Писания, яко о Нем свидетельствующие. «Испытайте Писания, яко вы мните в них живот вечный имети. И та свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Порфироносец-Пророк Давид ублажает тех, кои, всем сердцем изыскивая свидения о Боге, испытывают Божественные Его Писания: «блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его» (Пс.118:2). Таковое испытание просвещает ум к различению добрых и злых дел, и согревает сердце к сладкой любви воистину сладчайшего и дражайшего Бога и небесного Его царствия. Но испытание Божественных словес есть дело нашего благоговения и усердия: уразумение же оных, и оттуда польза, есть милость всещедрого Бога, на Него же уповая, предлагаем толкование нынешнего Евангелия.

Мф.8:28. Во время оно, пришедшу Иисусу на он-пол, в страну Гергесинскую, сретоста Его два бесна от гроб исходяща, люта зело, яко не мощи никому минути путем тем.

Святые Евангелисты Марко и Лука, повествуя о сей же истории, пишут, что в стране Гадаринской было сие чудо, и что не двух, но одного беснующегося исцелил Господь (Мк.5:1; Лк.8:26). Однако не подумай, аки бы Божественные Евангелисты себе противоречили. Ибо тот же град имел два наименования, Гадара и Гераса или Гергеса. Хотя же бы и два были города, но один от другого отстояли только на два часа пути (Евсев. о мест. имен.). Того убо ради, что чудо совершилось вне оных градов, то есть на рубеже, оные разделяющем, два Евангелиста повествуют об оном чуде, как о содеянном во граде Гадаринском, а другой – во граде Гергесинском. Что же касается об одном и двух беснующихся, упоминаемых во Евангелиях, то заметь, что хотя два Евангелиста и упомянули об одном беснующемся, как знатнейшем и всем известном, который был и гражданин Гадаринскаго города, якоже свидетельствует Божественный Лука: не сказали однако, аки бы один точию был беснующийся. А поелику мы видим, что Марко и Лука описывают над одним беснующимся гораздо сильнейшие мучения, нежели Матфей на двух: то правдоподобно заключаем, что хотя и два были мучимы бесами, но один, то есть, тот гражданин, страдал гораздо горше, нежели другой. А понеже Матфей изъявил токмо, каковые мучения наравне терпели оба бесами одержимые, то для того и написал о двух беснующихся; Марко же и Лука, описав подробно все мучения, каковые причиняли бесы, принуждены были упомянуть об одном только беснующемся, то есть, о том, который мучим был горше, и был пресловутым и знатнейшим. Слыша же, что беснующиеся, исшед из гробов, вышли на встречу Господу Иисусу, не подумай, аки бы встреча сия была по случаю, или ненарочно; ибо ничто не бывает без Божия благоволения и хотения. «И власи главнии вам вси изочтени суть» (Мф.10:30). Богочеловек, яко вся ведый, умилосердися о одержимых бесами, нарочно пришел в тот самый час, в который, по Божию смотрению, беснующиеся вышли из гробов: чего для «и сретоста Его». Достойно любопытства и сие, почему беснующиеся жили в гробах. В рассуждении убо сего приметь, что издревле некие, заблуждая, думали, аки бы души умерших бывают бесами. Почто такового же заблуждения держатся и доныне некоторые невежи, кои верят рассказам о мертвецах, о тенях, о колдунах, с того света выходцах (Злат. бесед. 22 на Мф.11). Бесы убо, чтобы таковое вредное заблуждение укрепить, понуждали беснующихся жить во гробах. Были же, пишет Евангелист, сии бесные люты зело, то есть, весьма злы и свирепы, так что от страшилищ и козней их наглости никто не мог проходить чрез то место, где они пребывали. Таковыми же они были не естественно, яко люди, но противоестественно, яко бесами движимые и действуемые. Когда же встретили Иисуса Христа и приближились к Нему, тогда вострепетали бесы.

Мф.8:29. И се возописта, глаголюще: что нам и тебе, Иисусе Сыне Божий? пришел еси семо прежде времене мучити нас.

Велия, Господи, сила твоя! и беси признали и исповедали, что Иисус Христос есть Сын Божий. «Что нам и тебе», возопили они, – то есть, какое есть дело между нами? Чего требуем мы от Тебе, или Ты от нас? Подобное выражение найдешь ты и в главе шестойнадесять книги второй Царств, и в главе тридцать пятой книги второй Паралипоменон, и во второй главе Евангелия от Иоанна. Слова же оные возопили бесы потому, что боялись, чтобы Иисус Христос силою Божества Своего не послал их в адские муки. Неужто Ты «пришел, вопияли они, в сие место с тем, чтобы мучить нас прежде времене», то есть прежде дня судного? Из чего двоякое выводим следствие: первое, что не только прежде умершие злочестивые и нераскаянные грешники, но и самые бесы не восприяли еще доныне совершенного мучения, страшного дня судного ожидающе. О сем же весьма ясно возвестили и два Апостола. Петр, пиша: «аще бо Бог ангелов согрешивших не пощаде, но пленицами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти» (2Пет.2:4). Равным образом и Иуда: «ангелы не соблюдшия своего начальства, но оставльшия свое жилище, на суд великаго дне, узами вечными под мраком соблюде» (Иуд.1:6). Второе, что мука толико есть страшна, что и бесы, ужасаясь оной, предпочитают оному осуждению сожительство с нечистыми свиниями, якоже показуют следующие Евангельские слова:

Мф.8:30–31. Бяше же далече от нею стадо свиний много пасомо. Беси же моляху Его, глаголюще: аще изгониши ны, повели нам ити в стадо свиное.

Далече от того места, где были беснующиеся, паслось многочисленное стадо свиное. Бесы же молили Иисуса Христа, говоря: Господи! если повелением Твоим изгонишь нас из тел сих человеков, позволь нам, молим Тебя, идти в стадо свиное. Се, каковая есть сила присутствия Господа Иисуса, и каковое бессилие бесов, которые, если без попущения Божия ниже свиниям могут вредить, кольми же паче человекам, сотворенным по образу и по подобию Божию! Но как тогда присутствие Господа Иисуса отгоняло бесы, так ныне образ креста и призывание Всесвятого имени Его прогоняет их. «О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» (Флп.2:10). Убо когда приходят бесы и тебя искушают; то, если хочешь, изженешь их далеко от себя, знаменуясь крестным знамением и призывая имя Иисуса Христа. Но обратимся паки к предлежащей Евангельского слова связи. Господь снисшел на прошение бесов.

Мф.8:32. И рече им: идите. Они же изшедше идоша в стадо свиное: и се (абие) устремися стадо все по брегу в море, и утопоша в водах.

За словом Господним и действие последовало. Рече бесам: «идите»; они же абие повинувся, вышли из тех людей и вошли в стадо свиное. И се абие свинии устремились ко брегу, с которого сверзившись в море, потонули все в водах морских. Но для чего беси просили, а Господь послушал их просьбы, – позволил им войти в стадо свиное? Где свинии, тамо тина и нечистота. Сие убо бысть смотрительне, то есть, да познаем, что где нечистота греховная и тина гнусных дел, тамо покоятся и нечистые беси: туда и Бог попускает им входить. Но как же правосуднейший Бог попустил сделаться таковому убытку, каковой претерпели владетели свиней? Наказуя грешников и подкрепляя праведников, навел Бог всемирный потоп, пожег с людьми грады, целые народы истребил: так о сем ли усомнимся, почему правосудие Его снесло убыток, претерпенный владетелями свиней? Во граде Гергесинском жили язычники, но жили и Евреи12. Убо, может быть, Евреи, последуя сообитавшим с ними язычникам, не только кормили свиней, но и питались свиными мясами, нарушая Моисеев закон. Следовательно, в научение и уцеломудрение таким образом и были наказаны. Достойно и сие замечания, то есть, что вход бесов в свиней соделал чудо знаменитым и гласным, а следовательно, и весьма полезным. Понеже свинопасы, видев то, что пострадали свинии их, разгласили повсюду Божественную Чудодеятеля оного силу.

Мф.8:33. Пасущии же бежаша, и шедше во град, возвестиша вся, и о бесною.

Видите ли, каким образом случившееся с свиньями несчастие соделало самых свинопасов учителями и проповедниками чудеси? Когда свиньи погибли, то пасшие оных тогда же, побежав оттуда и пришед во град, возвестили вся, то есть все, что случилось с свиньями, еще же и то, что случилось с беснующимися.

Мф.8:34. И се весь град изыде в сретение Иисусови: и видевше Его, молиша, яко дабы прешел от предел их.

Слышите ли, какое любопытство возбудилось от слышания чуда? Се, пишет Евангелист, все живущие во граде Гергесинском, мужи, жены, юноши, старцы, всякого возраста и состояния люди, оставя город, вышли в сретение Иисусу Христу, имея намерение очевидно видеть то, о чем слышали. «И изыдоша, пишет священный Марко, подобно как и Лука, – видети бывшее» (Мк.5:14; Лк.8:35). Но как же поступили, и слыша о чуде, и сретя Иисуса Христа, и видя очевидно бывших прежде бесноватых, сущих уже в разуме и одеждою прикровенных, и уверившись о погибели свиней? Поклонились ли Чудотворцу? благодарили ли Благотворителю? восхотели ли слушать наставления Учительского? Ничего из сего не сотворили: но еще и молили Его, дабы прешел от пределов града их. На что же сие? Почему прогоняют Благотворителя? Страха ради, свидетельствует Евангелист Лука: «яко страхом велиим одержими беху» (Лк.8:37). Убо и великий страх помрачает разум, так как и другие страсти, и ввергает его в неблагодарствие и безумие. Незлобивый же Иисус, услышав прошение их, с кротостию и незлобием входит в корабль, и прешед море, пришел во Свой град.

Мф.9:1. И влез в корабль, прейде и прииде во Свой град.

Удалившись оттуда, Богочеловек пришел в Капернаум, как подтверждает Евангелист Марко, говоря: «и вниде паки в Капернаум» (Мк.2:1). Назвал же его собственным Христовым градом священный Матфей потому, что хотя Он в Вифлееме родился и в Назарете воспитан был, но в Капернауме имел Свое пребывание (Мф.4:13).

Беседа о том, что не должно требовать воздаяния за благодеяние

Не оставим, братие, без рассуждения незлобие Господа нашего Иисуса Христа к неблагодарным Гергесенянам. Ибо о сем рассуждение послужит к исправлению нашему от того греха, в который почти все мы нечувствительно впадаем.

Мы, по привычке, злобствуем безрассудно на тех, кои неблагодарными бывают к нашим благодеяниям. Что неблагодарность есть великий грех, сие Сам Богочеловек Иисус показал, узрев десяти прокаженных неблагодарность. Сии десять, купно вознося глас, велегласно взывали: «Иисусе наставниче! помилуй ны» (Лк.17:13). Иисус же, умилосердився, сказал им: идите к священникам, и покажите им прокаженные ваши члены. Они же, с охотою повинуясь Божественному Его повелению, потекли к священникам: но прежде, нежели туда пришли, на самом, то есть, пути, «очистилися» (Лк.17:14). Един же только из них, Самарянин, тогда же возвратился к Иисусу Христу, и пад на лице пред ногами Его, хвалу Ему воздавал (Лк.17:16). И тогда Иисус обличил грех неблагодарности, говоря: «не десять ли очистишася, да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей?» (Лк.17:17–18) Неблагодарный презирает законы не токмо разумные, но и бессмысленные природы. Ибо и несмысленные животные, будучи облагодетельствованы, сколько могут, благодетельствовавшим им человекам являют благодарность. Сим-то самым укорял Бог Израильтян, непознавших чрезмерных Его к ним благотворений. "И вол, – говорит им чрез Пророка Исаию, – познает благодетеля своего, и осел разумеет ясли господина своего»: вы же, Израильтяне, не познаете, ниже разумеете множество Моих благодеяний. «Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша» (Ис.1:3). Грешит поистине неблагодарный против всех законов, поелику и чувствительность, и рассудок, и Бог требуют благодарности. Однако и сам благодетельствующий, если негодует на неблагодарного, теряет благодеяния мзду, и тяжко грешит.

Много грешит неблагодарный, но грехом единым, грехом неблагодарности. Благотворящий же, если ищет воздаяния и оного не получает, впадает во многие грехи. Падает в гнев, в осуждение, в ненависть, искореняет из сердца своего любовь к ближнему и благотворительное расположение. Неблагодарный, сколько бы ни был жестокосерд, чувствует важность греха своего, почему и подает надежду, что со временем может покаяться и быть чувствительным пред благотворителями. Благотворящий же, когда представляет себе, что имеет он сильное право требовать от облагодетельствованного им воздаяния, не токмо не раскаивается, но ниже знает греха своего. Убо нет никакой надежды к обращению его и к исправлению таковых его грехов.

Благотворение есть весьма великая добродетель: понеже есть плод любви, есть самая любовь, в дело производимая. Но лукавое человеческое изволение превращает добродетель во грех. Развращенное намерение портит настоящую цель и конец благотворения: и от того добродетель превращается в порок, или справедливее сказать, великая добродетель делается поводом ко многим грехам.

Человече! Для чего ты негодуешь на неблагодарного? Точно ты негодуешь, или поелику не получил воздаяния, или поелику не приял соразмерной твоему благотворению мзды, или поелику вместо добра получил ты зло. Убо, когда ты благотворил, то предполагал воздаяние; делал добро, да и сам оное получишь; давал, да и сам приимешь: убо благодеяние твое не есть благодеяние, но займы: ибо точно так и заимодавец дает, что да обратно получит. Благодеяние твое не есть благодеяние, но торг; ибо и купец дает тебе то, а себе берет другое. Но иное есть заимство и торговля, и иное – благодеяние. Те суть мздоимства, а сие есть милость и дар. Если ты ищешь воздаяния: то для чего имя благодетеля похищаешь и называешься благотворителем? И если называешься благотворителем, то почто требуешь за то мзды, чем благоприятствовал? Когда говоришь ты о себе, что благотворительствуешь, а потом мзды требуешь: тогда делаешься ты лицемером и лжецом, обманываешь только людей. Ибо люди, слыша, что ты благотворишь, и видя, что даешь без векселей и расписок, превозносят тебя, яко милосердого благотворителя: но ты по молве кажешься благотворитель, а самым делом – заимодавец, или совершенный торгаш.

Но, говорят некие, мы ни большего, ни равного, ни меньшего не требуем от облагодетельствованных, а то только терзает утробу нашу, то несносно, что тот, коему мы благотворили, бывает гонителем, и коварным, и клеветником, и изменщиком нашим. Сие, братие, возмущает нас тогда, когда мы думаем, что имеем право над облагодетельствованными, и мысли о воздаянии из головы не выпускаем. Сие несносно тогда, когда благодетельствуем наподобие язычников и идолопоклонников. Возмущает сие и несносно, когда сами не знаем, что есть благодеяние, и для чего мы благодетельствуем.

Кто хочет познать достоинство, важность и благодать благотворения, тому нужно приити во училище Господа нашего Иисуса Христа. Тамо-то он услышит наставления о истинном благотворении: тамо научится, в чем состоит истинное благотворение, и каким образом соделывается, и какое за оное есть воздаяние; тамо усмотрит и то, в чем состоит ложное благотворение и кто тако поступает, и узнает, что таковое благотворение есть весьма низко, подло и нимало не благодатное. Тамо-то наставляет Святой Учитель, сказуя: «егда сотвориши обед или вечерю, не зови другов твоих, ни братии твоея, ни сродник твоих, ни сосед богатых». Почему же? «еда, говорит, когда и тии тя такожде воззовут, и будет ти воздаяние» (Лк.14:12). Слышишь ли, коль далеко изженяет Он из сердца благодетеля мысль о воздаянии? Но послушай, колико предостерегает и Он душу его от толь великого искушения. «Но егда твориши пир, зови нищия, маломощныя, хромыя, слепыя» (Лк.14:13). Се каковым образом из корене исторгает всяку надежду о воздаянии. Тако убо узаконив о благодеянии, и научив, что есть истинное благодеяние, показует вскоре и то, коль высока есть таковая добродетель и каковую имеет мзду, когда бывает без ожидания воздаяний от облагодетельствованных. «И блажен, вещает Он, будеши, яко не имут ти что воздати: воздаст же ти ся в воскрешение праведных» (Лк.14:14). Убо кто благотворит сим истинным благотворением, тот поставляется в чине блаженных и приемлет вечное с праведниками воздаяние, егда все воскреснут люди и предстанут пред праведным Судиею. Послушайте же теперь и о том, коль ничтожно бывает благодеяние, когда творец оного ожидает воздаяния от облаготворенного: «и аще, говорит, благотворите благотворящим вам, кая вам благодать есть?» (Лк.6:33) Но почему таковое благотворение лишается всякого достоинства и благодати? Потому, что не есть истинное благотворение, но промен, не есть истинное благотворение, но притворство: есть дело человек грешных. «Ибо и грешницы тожде творят» (Лк.6:33). Видите убо, что истинное благотворение есть дело праведников, а ложное есть изобретение грешников.

Все святые мужи благодетельствовали, никогда не помышляя о земном воздаянии. Святые Пророки и советами своими, и пророческою и провидческою проповедию, и чудодействиями благотворили царям, священникам, владыкам, всему народу Иудейскому: но воздаяния никакого не искали от облагодетельствованных ими. Нееман князь Ассирийский, видя, что Пророк Елисей очистил его от проказы, принес к нему дары и просил, и понуждал его принять оные: «и ныне приими, сказал Нееман, благословение от раба твоего» (4Цар.5:15). Но принял ли Елисей хотя мало что от них? Никак. И рече Елисей: «жив Господь, Емуже предстах пред Ним, аще прииму: и понуждаше его взяти, и не послуша» (4Цар.5:16). Чем же платили им облагодетельствованные ими? Исаию пилою древяною перепилили, Иеремию камением побили, Илию изгнали, Михея заушили, Даниила в ров львиный ввергнули, Захарию среди церкви и олтаря умертвили. Но они же, хотя сие и предвидели, но поелику не взирали на земные воздаяния, того для нимало не преставали наставлять, проповедывать, пользовать, всячески Божественнейшее благотворения дело исполнять.

Богочеловек известил Богопроповедникам Апостолам, какие им воздаяния заготовляют ими благодетельствуемые. «Возложат, сказал Он, на вы руки своя и ижденут, предающе на сонмища и темницы, ведомы к царем и владыкам, имене Моего ради. Предани же будете и родители и братиею, и родом, и други, и умертвят от вас: и будете ненавидими от всех имене Моего ради» (Лк.21:12–13, 16–17). Что ж? воспятились ли они, сие услышав? убоялись ли, и удержали ли руки от благотворения? отвратились ли от дела благотворения, яко толикая злая причиняющего? Нимало. Прошли великодушно всю землю, всю вселенную научая, просвещая, чудодействуя, изливая на всех спасительные благотворения струи. Почему же они не искали воздаяния от облагодетельствованных, хотя и имели на то право, как писал Павел к Коринфянам: «аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем? Аще инии власти вашея причащаются, не паче ли мы? Но не сотворихом по области сей (но мы не воспользовались сею властию): но вся терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову» (1Кор.9:11–12). Не взирали они на ничтожные и временные воздаяния, поелику ожидали воздаяния превосходнейшего паче всех честей и вечного. «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия» (2Тим.4:7–8). Слышите ли, откуда они чаяли воздаяния за подвиг, который претерпели, благодетельствуя ближнему? Не от облагодетельствованных человеков, ибо человецы суть лживы, но от Бога, Иже есть праведный Судия. Слышите ли, в кое время они ожидали за благодеяния свои к человекам воздаяния? Не в настоящее время, ибо настоящее время несть время воздаяния; но «в день он», то есть, в день суда, в который Бог воздаст комуждо по делом его. поелику же они, треблаженные, удостоверены были, что неблагодарность облагодетельствованных бывает благодеянием для самого благодетеля (понеже Бог, чем неблагодарнее бывают благодетельствуемые, тем вящие для благотворителей соплетает венцы): того для столь великодушно переносили зло вместо добра, и терпели неблагодарность неблагодарных, что укоряеми благословляли, гонимы терпели, хулимы утешались. О чудесе! Не были ли и они люди, так как и мы? Не имели ли и они плоть и страсти, так как и мы? (1Кор.4:12–13) Ей тако! Но они не взирали на землю низу, а горе – на небо. Они ни на что другое не взирали, как на образ Начальника и Совершителя веры, Господа нашего Иисуса Христа; на Него устремляли очи свои, почему с терпением и текли на предлежащий подвиг: «терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса» (Евр.12:1–2). Если убо и мы душевные и сердечные наши очеса водрузим в Него, то ни во что же вменяя неблагодарствие, а токмо благодетельствуя, сподобимся неувядаемого венца.

Сам Он по крещении, «еже проповеда Иоанн, пройде благодетельствуя и исцеляя вся насилованныя от диавола» (Деян.10:38). Сам алчущих напитал, слепых просветил, прокаженных очистил, расслабленных укрепил, сляченных восставил, глухим даровал слышание, немым глаголание, больным исцеление, беснующимся освобождение, мертвым воскресение, всем немощным исцеления: но за благодеяния Его что Ему воздали Иудеи? Предательство, оклеветания, осмеяния, заушения, бичи, биения, тернов венец, червленицу, ругательства, трость, поношения, крест, желчь и оцет. Той же «укаряем, противу не укаряше, стражда не прещаше» (1Пет.2:23). Той «яко безгласен, тако не отверзаше уст Своих» (Ис.53:7). Той до последнего Своего издыхания не преставал благодетельствовать, но и издше, имея во устах благотворение: «Отче, остави им: не ведят бо, что творят!» (Лк.23:34)

Христианине! ты ученик еси Иисуса Христа; благодетельствуй убо всегда всем: иному советом твоим, другому заступлением твоим, одному имением твоим, другому покровительством твоим; того увещевай, другому послужи, и иному помогай, сколько можешь. Благодеяние есть великая добродетель: ибо есть плод и исполнение любви. Оным Бог соделывается должником человеку, а человек соделывается яко Бог человеку. Но когда благодетельствуешь, то смотри, да не обнепотребиши благодати благодеяния твоего, ища воздаяния, или соблазняясь противу неблагодарных; ибо чем паче благодетельствуемые отвергают долг благодарности, тем паче Бог приумножает венцы мзды твоей. Не предпочитай воздаяние человеческое, которое есть временно, воздаянию Божескому, которое есть вечно. Имей всегда пред очами твоими образ Благодетеля и Спасителя твоего. Колькратно бываешь ты неблагодарным за благодеяния Его; однако Он никогда не престает тебе благодетельствовать. Повинуйся Божественному Его повелению: «благотворите и взаим дайте, ничесоже чающе» (Лк.6:35) и веруй Божественному Его обещанию: «и будет мзда ваша многа, и будете Сынове Вышняго».

* * *

11

Католики действительно некогда думали, что бывают выходцы из гробов, коих они называют вампирами; но православная восточная Церковь велит таковых бабьих басен отгребатися.

12

Смот. Иосиф. глава 35, книга 3, о Иуд. гр.


Источник: Никифор Феотокис. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Ч. 1. Пер. в Казан. Духовн. Академ. — М: Синодальная типография, 1890 г

Комментарии для сайта Cackle