архиепископ Никифор (Феотокис)

Толкование Воскресных Евангелий
с нравоучительными беседами
Часть 1

 Толкование 13Толкование 14Толкование 15 

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю шестую (Мф.9:1–8)

«Убо вера от слуха, говорит Богоглаголивый Апостол Павел, слух же глаголом Божиим» (Рим.10:17). Сих Апостольских слов толкование преимущественно понимаем мы из ныне чтенной Евангельской истории. Чудо, на расслабленном сотворенное, неопровергаемую имело силу уверить всех, видевших оное своими глазами, что Иисус Христос есть истинный Бог. Ибо кто иной, или знает тайные грехи, или судит о сокровенных сердечных помышлениях, или единым токмо словом связует и укрепляет расслабленные и бездейственные члены, разве токмо единый сердцеведец и всесильный Бог? Однако книжники говорили, что Иисус Христос есть человек хульник: а простой народ утверждал, что Он есть точию человек творящий чудеса. Бесконечное множество людей ни сего, ни других чудес Иисуса Христа не видели: токмо «глаголом Божиим», то есть, посредством Евангельских слов, слышали повествование о чудесах Иисуса Христа, и однако уверовали что оные сотворивый Иисус Христос есть совершенный Бог. Вотще убо ищут никоторые видения чудес для подкрепления и умножения веры. Ибо достойным оныя довлеет слух и слово Божие, чрез слух входящее в сердце наше. Слово Божие и просвещает, и укрепляет, и приумножает истинное Богопознание и благочестие. Вы убо, благословенные христиане, уготовите внимательный и благоговейный слух ваш, мы же будем влагать в ушеса ваши слово Божие святое и истинное.

Мф.9:1. Во время оно, влез Иисус в корабль, прейде и прииде во Свой град.

Гергесеняне удалили Иисуса Христа от предел страны их. Страна же их, Гергеса или Гераса, было приморское место на море Тивериадском, на восточной его стороне лежащее. Почему вшедши Иисус в корабль, преплыл море Тивериадское и пришел во Свой град, то есть в Капернаум (Мк.2:1). Сей град священный Евангелист собственным Иисуса Христа назвал потому, что в нем было Его жительство, так как на другом месте он же свидетельствует, глаголя: «и оставль Назарет, пришед вселися в Капернаум в поморие» (Мф.4:13).

Мф.9:2. И се принесоша Ему разслаблена (жилами) на одре лежаща, и видев Иисус веру их, рече разслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои.

Двух расслабленных исцелил Иисус Христос: одного при Овчей купели, – о котором только Евангелист Иоанн в пятой главе упомянул, – а другого в Капернауме. О сем повествует не токмо Евангелист Матфей, как слышали мы в нынешнем Евангелии, но и Марко во второй главе, и Лука в пятой. «Се», пишет он, то есть, как скоро пришел Иисус Христос в Капернаум, то принесли и представили пред Ним расслабленного. Если бы расслабленный сей имел хотя малое движение, то без сомнения один бы пришел, идя чрез силу к Иисусу Христу; а если бы и другие могли его поднять с одра его, то принесли бы его на себе носимого и лежащего. Поелику же слышим во Евангелии, что вместе со одром взявши его, принесли его, и тако лежащего на одре представили его пред Иисуса Христа: следовательно все члены его были совершенно расслаблены, недействительны и недвижимы, так что не токмо он не мог встать с одра своего, но ниже другой кто-либо мог его поднять. По сей убо причине и представили его лежащего на одре пред Иисусом Христом. Чию же веру видел Иисус Христос? Расслабленного и тех, кои несли одр его. А для сего и сказал в множественном числе: «их», для показания, что не токмо расслабленный веровал, что получит исцеление, но и несшие одр его и поставившие его пред Христом. Вероятно, что сии были или сродники расслабленного, или друзья, или соседи, или другие сострадательные люди. Таковое же дело показало и их, и расслабленного веру. Ибо если бы расслабленный не веровал, то не назвал бы его Иисус Христос чадом; если бы и несшие его не веровали, то ни одра бы с толикою ревностию приносили, ниже восходили бы на кровлю дома, как повествует священный Марко, ниже раскрывали, бы оную, чтобы оттуда спустя расслабленного, представить его пред Спасителем Христом (Мк.2:4). Понеже убо ведал многоблагоутробный Иисус веру их, то сказал расслабленному: чадо! не бойся, но будь великодушен и дерзай: ибо сей час разрешаются и прощаются греси твои: «чадо! отпущаются ти греси твои!» Сии слова дают нам знать, что расслабленный не токмо уверовал во Иисуса Христа, но и обратился от грехов своих. Ибо никто из неверных не называется чадом Божиим, и ни един нераскаянный не получает отпущения грехов своих. Вера во Христа подает дар всыновления и творит человека чадом Божиим. «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» (Ин.1:12). Истинное покаяние абие подает отпущение грехов. Сего-то ради Богочеловек и глаголет, что подобает во имя Его не токмо проповедатися покаянию, но и чрез покаяние бываемому оставлению грехов: «и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех» (Лк.24:47). Виждь, что, во-первых, Иисус Христос отпустил грехи расслабленному, то есть, исцелил душевную его немощь; потом расслабление его телесное уврачевал. Из сего научаемся мы, что ради грехов часто немоществуем. А когда загладим покаянием грехи, то получаем тогда и телесное здравие. Что же воспоследовало тогда, когда Иисус Христос возгласил к расслабленному сии благоутробия Своего слова: «отпущаются ти греси твои»?

Мф.9:3. И се нецыи от книжник реша в себе: Сей хулит.

Книжники, то есть законоучители, на Моисееве седалище седящие (Мф.23:2), будучи завистию ослеплены, мнили, что Иисус Христос есть только простой человек, а не купно и Бог. Почему, слыша Господний Его глас: «чадо, отпущаются ти греси твои», помышляли, что Он хулит, похищая Себе власть Божию и творя Самого Себя Богом. Столь-то неправедны и буйственны часто бывают помышления и суждения людей любоосуждателей! Они добродетель ставят пороком и свет называют тьмою. Но рассмотрим, какое есть различие между книжниками и любоосуждателями. Книжники в мысли только содержали на Христа порицания, а не дерзали произнести, ниже сказать, что Иисус Христос хулил. Но злословцы не токмо помышляют в сердце своем, но и уста разверзают и язык движут, явно порицая и неправедно осуждая ближнего своего. Смотри же, каким образом обнаруживает Богочеловек сокровенные, лукавые и хульные книжников помышления.

Мф.9:4. И видев Иисус помышления их, рече: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих?

Виждь свойство или характер Божества Иисуса Христа! Един Бог видит помышления человеческие, Он един судит и лукавые, и благие мысли сердец наших. Подтвердил сие Сам Бог, говоря чрез пророка Иеремию: «Аз Господь испытуяй сердца и искушаяй утробы, еже воздати комуждо по пути его, и по плодом изобретений его» (Иер.17:10); и чрез Пророка-порфироносца Давида: «испытуяй сердца и утробы Боже» (Пс.7:10). Сие вливает страх в сердца наши и убеждает нас не токмо воздерживаться от худых дел, но и от худых помышлений. Ведая убо Иисус Христос, яко истинный Бог, что о Нем помышляли книжники, сказал им: почто вы мыслите лукавая и хульная о Мне? Сие же сказав, открывает потом и самые помышления их, сказуя:

Мф.9:5. Что бо есть удобее рещи: отпущаются ти греси? или рещи: востани и ходи?

Книжники, слышав Христа, сказавшего расслабленному: «отпущаются ти греси твои», думали, что Он сказал слова богохульные. Убо Иисус Христос, желая показать, что Он имел власть и силу отпущать грехи, во-первых, открыл Божескую Свою силу, явив тайная сердец их; потом предлагает им следующий вопрос: книжники, говорит Он: – вы подумали, аки бы Я хулу сказал, что не имея Божеской власти, рек расслабленному: «отпущаются ти греси твои»; скажите убо Мне: что есть удобнее, отпущение ли грехов, или восставление расслабленного от одра его? На сей вопрос ничего не сказали книжники. Из сего следует, что Кто единым словом восставляет расслабленного, неподвижного, лежащего на одре, Тот имеет Божественную силу; Кто же имеет Божественную силу, Тот может отпущать грехи. Сии оба дела суть дела единого Бога. Первое дело есть дело всемогущества Его, второе – беспредельного Его благоутробия. А понеже книжники не дали никакого ответа на предложенный Иисусом Христом вопрос, то Сам Он разрешает оный и словом и делом, говоря:

Мф.9:6. Но да увесте, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи (тогда глагола разслабленному востани, возми твой одр, и иди в дом твой.

Отпущение грехов есть невидимая вещь; исцеление расслабленного каждый видел своими очами. Доказывает убо всесильный Иисус Божескую и невидимую Свою власть отпускать грехи видимым и чувственным исцелением расслабленного, и творит видимое чудо невидимого дара доказательством. Смиряясь же, образовал слово Свое в третьем лице, назвав Самого себя Сыном человеческим, поелику родился от святой Девы, дщери Адамовой. «Но да увесте, говорит Он, яко власть имать Сын человеческий отпущати грехи на земли», – се, каковое доказательство полагаю пред очами вашими! Тогда обратився к расслабленному, сказал: «востани», положи одр твой на рамена твои, и иди в дом твой. Заметь, во-первых, что не сказал Он: власть получил, или власть Ему дана, но: «власть имать»; ибо по естеству таковую имел власть, естеством Бог сый, единосущный Отцу. Во-вторых, что слова сии: «на земли отпущати грехи», показывают то, что отпущение грехов в сей токмо дается жизни, а не в будущей, то есть не после суда и воздаяния. В-третьих, что для избежания хвалы человеческой, повелел расслабленному идти в дом свой: «востани, возми твой одр, и иди в дом твой».

Мф.9:7. И востав, (взем одр свой,) иде в дом свой.

О преславного чудеси! Слово Господне подало движение жизненному духу, укрепило жилы, связало плоти, усилило члены. Пригвожденный ко одру возбуждается, невосстававший с ложа восстает, расслабленный движется, недвижимый взмлет одр на рамена свои, возложив и ходя, приходит в дом свой. Кто же иной может сотворить сие, кроме единого Бога? (Мк.2:12)

Мф.9:8. Видевше же народи чудишася и прославиша Бога, давшаго власть таковую человеком.

Предстоящий многочисленный народ, видя чудо, правда, удивился и прославил Бога; но не так, якоже подобало. Ибо не прославили Иисуса Христа, яко Бога и яко собственною Божества Своего силою сотворшего сие чудо: но прославили Бога, яко давшего Ему власть чудотворить, то есть почли Его точию чудотворным человеком. «Прославиша, пишет Евангелист, народи те Бога, давшаго власть человеком», то есть, Иисусу Христу, воздвигнуть расслабленного от одра и исцелить его. Таковая вера несовершенна есть. Может же быть, руководствовала она их после того к верованию, яко Той же Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек.

Беседа противу лжецов

В сей о расслабленном истории весьма достопримечательное дело есть ревность и преследование Иисуса Христа противу книжников. Они не говорили, ниже единое произносили слово, но внутрь глубины сердец своих помышляли, что Он хулит; Он же тотчас не токмо открывает и оглашает тайное помышление, но и обличает злобу их, и опозоривает исцелением расслабленного. Но к чему толикая горячность и таковой подвиг ради единого тайного и в сердцах книжников погребенного помышления? Иногда Фарисеи явно Его обвиняли, яко изгоняющего бесы о веельзевуле князе бесовстем (Мф.12:24); иногда Иудеи ругались Ему, велегласно взывая и вопия: «Самарянин еси Ты, и беса имаши» (Ин.8:48): однако Он ни противу тех, ни противу сих толикой не изъявил нетерпимости, коликую противу книжников. Сие дело, христиане, имеет причину, достойную слышания и изъяснения. Книжники поносили Иисуса Христа не аки волшебника, так как Фарисеи, ниже аки Самарянина и беснующегося, так как Иудеи, но аки лжеца и обманщика. Ибо воистину, если бы Иисус Христос, по неправедному их суждению, не сый Бог, однако же говорил бы: «отпущаются ти греси твои» (Мф.9:2); тогда был бы лжец и обманщик, друг лжи и враг истины.

А как сие есть противно самому естеству Бога, Иже есть самая истина: то дабы показать, что Он ложь весьма ненавидит, яко грех великий и пагубный, толико возревновал, что опозорил злобу лгущих книжников, хотя и скрытно было лукавое их помышление.

На скрижалях закона, которые Боге на горе Синайской предал Моисею, изображено сие: «не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна» (Исх.20:16); и сия есть девятая заповедь. На скрижалях благодати, то есть, во святых Евангелиях, начертал Той же Бог: «буди же слово ваше ей, ей; ни, ни: лишше же сею от неприязни есть» (Мф.5:37); то же и устами святых Своих Апостолов заповедал, глаголя: «буди же вам, еже ей, ей, и еже ни, ни: да не в лицемерие впадете» (Иак.5:12).

Сие хотя и Бог узаконил: однако мы, приучив уста наши ко лжи, ни за нарушение закона оную почитаем, ниже в оной яко во грехе исповедуемся, ниже совестию обличаемся.

Горе, братие! Она-то, может быть, есть беззаконие пяты нашей, то есть, тот грех, который мы за ничто ставим, подобно ничтожным вещам, ногами нашими попираемым, но она, может быть, есть тот грех, которого боясь, царь Пророк Давид говорил: «чесо убоюся в день злобы? беззаконие пяты моея обыде мя» (Пс.48:6). Мы нерадим о нем, яко ничего незначащем, но он есть многовиден и многообразен; мы малым его почитаем, но он великий причиняет вред.

Виждь, во-первых, виды лжи. Ибо разными образы говорим мы ложь. Иной говорит ложь, которую слышав от другого, поверил ей, как истине: и таковый есть обманутый или лжесловец. Иной, шутя и празднословя, тысячу на каждый день выставляет лжей: и таковому прилично имя лжепразднословца. Иной обещает тысячу дел, а наконец солжет и ничего не исполнит, – и сие не по причине, то есть не ради случившихся препятствий, но без причины и только потому, что вознерадел и переменил намерение: таковый по справедливости называется лжевозвещателем. Иной вымышляет ложь, и таковый есть лжеизобретатель: и когда лжет с обвинением ближнего своего, называется клеветником, когда же лжесвидетельствует на ближнего своего, нарицается лжесвидетель. Ложь имеет и другие виды, и многих своих служителей. Ложь также весьма много возрастает и распространяется. Живет она на торжищах, водворяется в лавках, входит в домы, вползает в царские и вельможеские чертоги, предстоит в судищах, – где бы ты ни был, везде найдешь ложь; она прокрадывается даже и во святой олтарь. Ибо и самые священные люди иногда лгут; ложь выходит из одних уст, а переходит до тысячи. Ложь говорят, пишут, печатают в книгах, читают, провождают из града в град, пропускают во всю вселенную. И посему кто может описать или рассказать, какой вред причиняет ложь?

Она вредит и говорящему, причиняет вред и слушающему. Кто говорит неправду, тот бывает ненавистен, бесчестен, подозрителен; просит в долг, но никто ему не поверяет; дает обещание, но никто не полагается; пишет обязательство, но всякий опасается. Лжеца и слово подозрительно, и писание неверно, и самая клятва нетверда. Говорит лжец иногда и правду, но и тогда никто ему не верит. Кто же слушает ложь, и на ней основывается, тот иногда гоняется за ветром, то есть, тщетно и бесполезно трудится; иногда теряет свое имение; иногда же подвергает опасности жизнь, а иногда и свою душу погубляет.

Ложь часто погубляет целые грады, опровергает сильные царства, вселяет вражду между друзьями, смущает сродников, расторгает супружества. Ложь раздирает и уничтожает самые уды Церкви: ибо о каких вы ни услышите раскольниках, еретиках, неверных, – всех их не иное что развратило, как токмо ложь, то есть, лжеучение их ересеначальников, или книги их лжеучителей.

Премилосердый Бог, ведый, коликий вред причиняет ложь роду человеческому, и коль необходимо нужна истина для утверждения и распространения Церкви, для укрепления градов и царств, для благоденствия общего, для спокойствия между сродниками и друзьями, для водворения всякого согласия и благосостояния каждого человека, не токмо узаконил тако: «не лжите друг на друга» (Кол.3:9): но и ужасно некоторых наказал лжецов, да тако устрашит сердца человеков и убедит их воздержаться от греха лжи.

Царь Египетский Фараон, трижды нарушив обещание свое, трикратно солгал (Исх.8): во-первых, когда жабы покрыли землю Египетскую; во-вторых, когда прииде песиих мух множество в домы Фараоновы и в домы рабов его; в-третьих, когда град поражал всю землю Египетскую от человека до скота (Исх.8). Трижды обещевался отпустить народе Израильский в пустыню послужить Господеви, и трижды, нарушив обещание, солгал и не отпускал их. Но что пострадал сей лжеобещатель, известно всякому: «и обратившися, извещает Божественное Писание, вода покры колесницы и всадники, и всю силу Фараонову, вшедши в след их в море, и не оста от них ни един» (Исх.14:28).

Пророк Елисей очищает Неемана сириянина от проказы. Нееман во мзду за благодеяние приносит Ему дары, но Елисей не хотел ниже малое что из оных приять; лукавый его раб Гиезий, слышавший и видевший все сие, взяв с собою двух мужей, пошел в след за Нееманом. Господине! говорил он ему: – господин мой посла мя, глаголя: «се приидоша ко мне два отрочища от сынов пророчих, даждь убо им талант сребра, и две премены риз» (4Цар.5:22). Нееман же, поверив ему с радостию, дал вместо единого таланта сребра два, и две ризы юношам тем. Получив сие, Гиезий скрыл в потаенное место, потом пришед предстал пред Елисея. Но Елисей, пророческим духом знавший все, что он ни говорил и что ни делал, – Гиезие! сказал, откуда ты пришел? Гиезий же в ответ лживо сказал: «и рече Гиезий: не исходил раб твой никаможе» (4Цар.5:25). И сие услышав, Елисей прежде обличил его: Гиезие, сказал он, почто ты солгал? Или ты думаешь, что я не знаю, что ты солгал? Или ты мнишь, «что сердце мое не ходило с тобою»? Потом проклял его: и «проказа, сказал, Нееманова да прильпнет к тебе и к семени твоему во веки: и изыде от лица его прокажен яко снег» (4Цар.5:26–27). Но послушайте и другого, страшнейшего примера.

В начале проповеди христианской веры все христиане, имея едину мысль, имели едину душу и едино сердце и все вещи общими. Ибо которые уверовали, те, продая имения свои и принося сребро, повергали оное пред ногами Апостольскими. Тогда один человек, именем Анания, согласившись с женою своею Сапфирою, продали едино село, которое имели; и пришедши прежде, Анания поверг пред ногами Апостольскими часть точию цены от того села. Но Петр ему сказал: «Анание! почто исполни сатана сердце твое, и солгал еси Духу Святому?» (Деян.5:3) Село и цена его в твоей власти были; зачем же ты восхотел солгать? Слыша же Анания сии слова, «паде и издше», и был погребен тамо (Деян.5:5–6). По трех же часах пришла и Сапфира, не зная смерти мужа своего. Петр вопросил и сию, говоря: скажи мне, за столько ли село вы продали? Она же ответствовала: точно за столько. Тогда сказал ей Петр: зачем ты согласилась с мужем твоим солгать и искусить Господа? «Се погребшие мужа твоего, они изнесут и тебя в гроб» (Деян.5:9). Она же, сие услышав, абие паде пред ногами его и издше. Кто убо, слыша сие, не устрашится и не возненавидит ложь, и не бежит от нее, яко от лица огня?

Но почему же, скажет кто, Бог тогда толь строго наказывал лжецов, ныне же нимало не казнит таковых же, хотя вящше и вреднее лгут? Почему? – Потому, что есть другая жизнь, то есть, будущая, которая определена для воздаяния по делом. Наказывал же Бог тогда некоторых и в сей настоящей жизни для того, чтобы люди познали, колико Бог ненавидит ложь и колико гневается на лжецов, и чтобы имели ощутительные примеры наказания таковых. Да и кто знает о том, что в наши дни лжецы остаются ненаказанными в сей жизни? Наказываются, может быть, и укрощаются, но не разумеют вины наказания. Иногда постигает нас внезапу болезнь тягчайшая и неисцельная; иногда приключается потеря имущества; иногда же следует беда по беде. Но мы, не хотя возвести очес на небеса, но пригвождая оные к земле, находим естественные несчастия нашего причины. – Но ложь-де говорили, возражают некоторые, и бабы пред Фараоном, когда оживляли, то есть, сохраняли живыми, новорожденных младенцев Еврейских, однако же Бог их благословил: «благо же творяше Бог бабам» (Исх.1:20). Ложь сказала и Раав блудница, когда скрыла соглядателей; но однако Иерихон погиб, она же и дом ее был спасен (Нав.2:4, 6:24–25). Солгал Авраам, сказав, что Сарра есть сестра его; ту же ложь сказал Исаак о Ревекке жене своей (Быт.20:2, 26:7). Кажется быть ложью и то, что Апостол Павел сказал: «не ведах, братие, яко архиерей есть» (Деян.23:5) ибо невероятно, чтоб таков человек, каков был Божественный Апостол, не знал Архиерея своего народа.

Авраам не говорил лжи: ибо Сарра самым делом была его сестра, по отцу, а не по матери (Быт.20:12). Исаак подобно не солгал, ибо Ревекка была его сродственница; сродниц же в то время называли сестрами. А чтобы Павел солгал, тому не имеем мы никакого доказательства. Как вероятно, что он знал Архиерея своей нации: так равно вероятно, что он и не знал его. А поколику и то и другое вероятно, мы же уверены, что лжи никогда не говорил Павел, учитель истины, и других оной научающий и глаголющий: «темже отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему» (Еф.4:25): то верим, что он истинно не зная, что Анания есть Архиерей, сказал сие: «не ведах братие, яко Архиерей есть» (Деян.23:5); посему сказал он истину. Жены убо точию, то есть, бабы и Раав блудница, лживо говорили. Но, во-первых, они были прежде еще Евангельской проповеди, и прежде нежели Иисус Христос исполнил и совершил Моисеев закон; во-вторых, жены неученые, а паче Раав, иноверная и иноплеменная, не знали, что Бог неправду ненавидит и погубляет всех глаголющих «лжу» (Пс.5:7); в-третьих, бабы, говорит Божественное Писание, не повинулись повелению цареву, ибо убоялись Бога (Исх.1:17); а понеже убоявшись Бога, оживляли мужеск пол, то за добродетель почитали ложь. Раав же слышала, какие чудеса сотворил Бог в пользу Израиля, и уверовала в Бога; почему поставила за непременяемый свой долг сохранение соглядателей (Нав.2:10–11). В-четвертых, хотя бабы и говорили ложь, но для того, чтобы спасти незлобивых младенцев от неправедной смерти, и да не истребится род Израильский. Раав же говорила ложно, чтобы спасти возлюбленный Божий народ, а купно и себя самую и весь дом свой. Чего для Бог сих жен неправду вменил в правду, якоже убийство Финееса, о коем пишется: «ста Финеес, и умилостиви, и преста сечь: и вменися ему в правду, в род и род до века» (Пс.105:30–31). И сии жены, прежде Евангельской истины лжу глаголавшие для спасения Израиля, получили Божие помилование. Мы же по Евангельском просвещении глаголюще лжу, или по злой привычке, или ради временной нашей прибыли, или ради вреда братий наших, чего другого должны ожидать, кроме Божия мщения?

Но кто может, скажете, в мире находясь, воздержаться от лжи? Если не солжешь, то и не продашь, ни купишь, ни в долг возьмешь, ни поправишься, ниже в другом каком деле можешь успеть. Убо, по сим словам, Бог обязал к невозможному? Тот, Который знает не только то, что бывает в мире, но и что каждый мыслит в мире, узаконил и сказал: «буди же слово ваше, ей, ей: ни, ни» (Мф.5:37); убо сия заповедь Божия есть или возможное дело, или – Бог есть коварник над спасением человеков. Последнее есть ложно, невозможно, богохульно: следовательно, первое есть истинно, возможно и благочестиво.

Мы притом ясно видим, что сие Божие повеление не токмо возможно есть, но и что не глаголющий лжу, то есть правдолюбец, живет в мире почтенно и благополучно, а лжец бесчестно и несчастливо. Правдолюбец говорит, и все ему верят; лжец говорит – и никто ему не верит. Правдолюбца договор неподозрителен, векселя крепки и купеческая компания благоприятна; лжец и в договорах подозрителен, и в векселях сомнителен, и в компании купеческой неудобоприятен. Правдолюбец почтен, любезен и желателен; лжец бесчестен, ненавистен и всем отвратителен. И сие есть токмо временное; но послушайте и вечного. Правдолюбец есть раб Божий; ибо Бог есть истина: «Аз есмь путь и истина и живот» (Ин.14:6); лжец есть раб диавольский, ибо отец и изобретатель лжи есть диавол. «Той егда глаголет лжу, от своих глаголет: яко лжец есть и отец его» (Ин.8:44), то есть, отец самой лжи. Он первый был ложь и глаголал оную прародителям во уши; от чего последовало страшное осуждение, о котором читаем во Апокалипсисе Евангелиста Иоанна, который причисляет лжецов ко псам, чародеям и любодеям, убийцам, идолослужителям, и извергает их из царствия небесного. «Вне, говорит он, пси и чародеи, и любодеи и убийцы, идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу» (Апок.22:15).

Посему убо, братие, если вы не печетесь о чести и о благосостоянии в мире сем: то пожалейте о душе вашей, «и отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему» (Еф.4:25). Когда мыслишь правду, то душа твоя, соединився с Богом, исполняется света и веселия: когда же ум твой соплетает лжу, то душа твоя бывает рабою диавола и исполняется тьмы и скорби. Когда уста твои глаголют истину, пользуешь тогда себе самому и ближнему: когда же глаголешь лжу, то вредишь душе твоей и ближнему твоему. Бог сотворил уста твои, губы твои и язык твой для славословия и хваления Его: не оскверняй убо оных нечистотою лжи, но освящай чистотою истины, во Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.


 Толкование 13Толкование 14Толкование 15 


Источник: Никифор Феотокис. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Ч. 1. Пер. в Казан. Духовн. Академ. — М: Синодальная типография, 1890 г

Требуется программист