архиепископ Никифор (Феотокис)

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю седьмую (Мф.9:27–35)

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго! сотвори и над нами чудеса, каковые мы ныне слышали во священном Твоем Евангелии! Якоже даровал еси свет очам двух слепых, тако просвети мысленные очеса души нашей, да познаем неисповедимую Твою силу. Ты, Господи Иисусе, Иже отверзл еси ушеса глухого, отверзи слух души нашей, да услышим небесное и душеспасительное Твое учение. Ты, Господи, Иже тогда исцелил еси всякую болезнь и немощь, исцели ныне многоразличные страсти коегождо из предстоящих и слышащих Евангельскую проповедь. Понеже страсти иногда, якоже акриды (саранча) и хрущи, истребляют все новосаждения, каковые произращает в сердцах наших посев Божественного слова Твоего; иногда же алчные семеноядные птицы самое семя слова при самом посеве поядают. От сего происходит, что и самых первоначальных ростков добродетели не возникает, то есть, страха и сокрушения в душе нашей. Сыне Давидов, помилуй нас! вопием и мы, якоже два слепца. А понеже верим мы, что Ты, яко многоблагоутробный и милостивый, слышишь молитву истинно о спасении своем Тя призывающих; то приступаем к толкованию, упование полагая на Божественное Твое милосердие.

Мф.9:27. Во время оно преходящу Иисусови, по Нем идоста два слепца, зовуща и глаголюща: помилуй ны, Иисусе Сыне Давидов!

Когда Господь наш Иисус Христос преходил из дома князя Иаира в другой некий дом, тогда два слепца по Нем шли, вопиюще: «помилуй ны, Сыне Давидов»! (Мф.9:18, 27; Мк.5:22; Лк.8:41) Но какого состояния были люди сии, два слепца, и како случился им недуг слепоты, и колико времени пребывали они лишенными зрения? О сем, яко о излишнем, святой повествователь Евангелист умолчал; однако понять не трудно, чем они будучи побуждены, последовали за Иисусом Христом, взывая: помилуй нас. Ибо прежде, нежели их исцелил, Господь воскресил дочь Иаирову; слух же о вышеественном сем чуде разнесся по всем местам страны тоя, как повествует той же Евангелист (Мф.9:26). О сем убо чуде, как кажется, слыша, слепцы текли в след за Иисусом Христом, прося велегласно помилования от Него и чая, что получат и они свет, так как дщерь Иаирова жизнь. Благоговением же убеждаемые, называли Иисуса Христа Сыном Давидовым не потому только, что Давида все почитали и благоговели, яко к святому царю и Пророку Божию, но и потому, что все вообще верили, что Мессия, по предсказанию святых Пророков, имел родиться от семени Давидова; почему и Сыном Давидовым Его называли. Но хотя слепцы велиим гласом взывали на пути: «помилуй ны Сыне Давидов»; однако Иисус Христос, убегая, сколько можно, человеческой славы, никакого ответа не давал им, пока вшел в дом.

Мф.9:28. Пришедшу же Ему в дом, приступиста к Нему слепца, и глагола има Иисус: веруета ли, яко могу сие сотворити? глаголаста Ему: ей Господи.

Когда же вшел Иисус Христос в дом, тогда пришедшие туда же слепцы приближились к Нему, Он же их вопросил, глаголя: веруете ли, что Я могу сотворить то, чего вы просите, то есть, веруете ли, что Я могу просветить очеса ваши? «Ей, Господи, ответствовали они, веруем!» Но какая была надобность в сем вопрошении? Иисус Христос, яко сердцеведец Бог, и веру знал, и благоговение слепцов видел. Сам Он не имел в том никакой нужды, однако вопрошал для того, чтобы мы научились, что без веры никакия не дается благодати человекам, и что, якоже от слепцов требовал Он веры, да дарует им зрение земных, тако и от нас требует веры, да подаст сведение вещей небесных; ибо предшествует вера познанию. Сего ради Пророк и глаголал: «веровах, темже возглаголах» (Пс.115:1); сие и Апостол подтвердил: «и мы веруем, темже и глаголем» (2Кор.4.13). Когда же слепцы показали веру свою, говоря: «ей, Господи!»

Мф.9:29. Тогда прикоснуся очию их, глаголя: по вере ваю буди вама.

Тогда и прикоснулся очесам их, и сказал: поелику веруете, то по вере вашей да будет вам желаемое. Могло и единое всесильное слово Господа Иисуса, то есть: «да будет вам!» просветить очеса слепых: понеже тожде слово Той же Господь и Бог рече, егда созда свет: «да будет, рече, свет, – и бысть свет» (Быт.1:3); однако коснулся очес их, да покажет, что Он не есть бесплотен, якоже бе тогда, егда созда свет, но воплощен, и совершенный есть человек, так как и совершенный Бог: и да представит, что якоже всесильно есть Божественное Его веление, тако всесильна есть и десница пренепорочного и Божественного Его тела. О сем ясно предсказал Богодухновенный Псалмопевец, поя: «десница Господня сотвори силу» (Пс.117:15–16), то есть, когда из брения сотворила человека; «десница Господня вознесе мя», то есть, когда испадшего мя из рая вознесла на небо; «десница Господня сотвори силу», то есть, когда различные и многие исцелила болезни. Трижды же повторил сие: «десница Господня», да покажет три лица, и едину силу и существо Божества, и яко един и триипостасный Бог, Той есть и создавый, и возобновивый, и исцеливый человеческое естество. Якоже убо, егда Светодавец рече: «да будет свет, и бысть свет»; тако егда рече: «да будет вама по вере ваю», тогда же слепцы получили просвещение очей.

Мф.9:30. И отверзостася очи има, и запрети има Иисус, глаголя: блюдита, да никтоже увесть.

Сие «отверзостася очи има» означает, что болезнь их очная была исцелена, и слепцы совершенно прозрели. Но может быть и то, что затворены были зеницы и вежди очес их. Почему сродно и пристойно написал Божественный Евангелист тако: «отверзостася очи има». Однако заключает сие и другую мысль. Чувства наши суть так как двери, посредством коих входит в ум наш ощущение или понятие о телесных вещах; почему и пророк Иеремия сказал: «взыде смерть сквозе окна» (Иер.9:21). Когда убо чувственное орудие есть здраво, тогда дверь бывает отверста: когда же повреждено коим либо недугом, тогда оная есть затворена. Премудро убо сказал Евангелист, что отверзлись у слепцов очи, то есть, что Владыка всяческих отверз те двери, который, будучи недугом слепоты затворены, не допускали входить свету. Заметь еще и сие: «запрети»; ибо сие слово означает, что с великим напряжением и повелительным выражением заповедал Господь слепым, да не объявляют не о исцелении (поелику сего невозможно было скрыть от тех, которые слепых знали), но чтобы никто не знал, кто есть их Врач. Причина же сего строгого запрещения известна: убегал Богочеловек человеческой славы, научая, да и мы бегаем суетного человеческого прославления. Но сохранили ли слепцы сию заповедь?

Мф.9:31. Она же изшедша прослависта Его по всей земли той.

Преслушали заповедь оную исцелевшие слепцы. Величие благодеяния, преизобилие радости, сильное и сердечное ощущение благодарности виною были преслушания. Едва вышли из дома, в котором получили они свет своим очам, как уже и расславили чудо, – потекли вскоре проповедывать по всем странам земли той, что Иисус Христос отверз очеса им, и даровал им свет. Се каковая добродетели сила! Чем более оную мы скрываем и утаиваем, тем паче она открывается и просиявает.

Мф.9:32–33. Тема же исходящема, се приведоша к Нему человека нема (глуха), беснуема. И изгнану бесу, проглагола немый.

Богатая и неисчерпаемая чудес благодать! За одним чудодеянием вскоре последовало и другое. Едва вышли из дома слепые, получив прозрение, как привели к Нему человека нема (глуха) и беснуема. Сего Господь видев и милосердовав исцелил, изгнав из него беса. Но для чего Евангелист не написал – услышал, но: «проглагола немый»? Немым называется не токмо глухой, но и немой купно и глухой. Священный Лука повествует, что пророк Захария, отец Предтечи, по видении Ангела пребысть нем (κωφός – глух и нем). Но Захария не токмо пребыл нем, но и глух (Лк.1:22). Что он пребыл глух, сие явствует из того, что если бы он слышал, то не помавали бы ему, то есть, не делали бы ему помизаний, чтобы дать знать ему, какое он хочет возложить имя сыну своему. Видно также и то, что он пребывал и нем, то есть, безгласен; поелику не могши проглаголать, написал на дщице: «Иоанн будет имя ему. – Тогда же отверзостася уста его и язык» (Лк.1:63–64). Убо и сей бесный не токмо был глух, но и безгласен, то есть нем. В кратких, но и премудрых словах Богоглаголивый Матфей представил оба недуга: глухоту чрез слово «нема»13, безгласие же, еще же и вину недугов, чрез слова: «и изгнану бесу, проглагола немый». То есть, показал Он, что бес связал и язык, и слух оного человека: а посему когда бес вон исшел, тогда абие «немый проглагола». Подобного же беснуема, то есть, немого и глухого, и в другое время исцелил Иисус Христос, сказав: «душе немый и глухий! Аз ти повелеваю, изыди из него, и ктому не вниди в него» (Мк.9:25). Сверх сего мы видим, что и творящие бесовские хотения, и чрез грех и нераскаянность рабами его соделывающиеся, подобным образом бывают глухи и немы. Глухи, понеже никогда не слушают слова Господня; немы же, понеже никогда не глаголют слово о правде и добродетели. Но сии чудеса хотя довольную имели силу к убеждению всех видящих оные, что Он есть истинный Бог; однако ж некоторые удивлялись, а некоторые осуждали Его и хулили.

Мф.9:33–34. И дивишася народи, глаголюще, яко николиже явися тако во Израили. Фарисее же глаголаху: о князе бесовстем изгонит бесы.

Народ удивлялся, Фарисеи же хулили. Народ судит судом праведным и истинным: николиже, говорил он, таковые чудеса бывали в роде Израильском. И воистину: ибо хотя и Пророки чудотворили, наипаче Моисей, Илия и Елисей, однако ни един таковых не сотворил чудес, каковые Иисус Христос. Притом те чудодействовали чрез молитву к Богу, Иисус Христос – чрез повеление; Пророки благодатию Божиею, Иисус Христос – силою и властию. Каждый из Пророков некоторые только творил чудеса: Иисус Христос – всякие виды чудес. Фарисеи судят неправедно и ложно. Силою, говорят, князя бесовского изгоняет Иисус бесов; но аще сатана сатану изгонит, без сомнения, разделится на части и, наконец, истребится власть его и сила. Таковым образом негде Богочеловек, праведно, купно и богомудро, заградил уста тех же Фарисеев и книжников (Мф.12:24; Мк.3:22; Лк.11:18). Но почему же простой народ, будучи неучен, судит справедливее учителей, то есть, Фарисеев? Потому что зависть равно и ученых ослепляет ум, и неученых. Народ, не причастный зависти, судит праведно, завистию ослепленные Фарисеи безумствуют и судят неправедно. Для чего же ничего не ответствовал на неправосудие и хуление фарисейское Спаситель? Для того, что Он негде уже на сие ответствовал, как мы выше сказали; ныне же, поспешая на проповедь, во изобличение их буесловий оставил Он самые дела Свои.

Мф.9:35. И прохождаше Иисус грады вся и веси, уча на сонмищах их, и проповедая Евангелие царствия, и целя всяк недуг и всяку язю в людех.

Виждь, како промысл и милосердие Божие распростирается равно как на многих и славных, так на малых и низких! Проходил Иисус Христос и грады, где живут и многие, и богатые, и знатные; и веси, где малые, недостаточные и незнатные. Входя же в сонмища, то есть, в домы, где собирался народ, и проповедуя Евангелие царствия, то есть, обещая верующим небесное и нескончаемое царствие, разгонял тьму неверия и просвещал души. Целил же и всякую болезнь и немощь плотскую, Благодетелем и Спасителем души и тела показуясь.

Беседа противу тщеславия

Вижу я в нынешней Евангельской истории молчание Иисуса Христа, когда два слепца на пути, среди множества народа, великим взывали гласом: «Сыне Давидов! помилуй ны». Примечаю еще и запрещение, которое Он дал им, отверзши и просветивши очеса их: «блюдита, да никтоже увесть» (Мф.9:30). Полагая же, что и молчание и запрещение Его клонились к сокрытию чудодеяния Его, удивляюсь и изумеваюсь. Если бы Господь сотворил сие с одними двумя слепцами, то сомнение бы решилось; а понеже мы видим, что колькратно Богочеловек ни чудодействовал, то же самое всегда творил, то от сего недоумение не токмо не решится, но еще умножается и возрастает.

Очищает сретившегося Ему прокаженного от проказы, и абие заповедует ему глаголя: внемли, заключи уста твоя, никому не объявляй сего чуда; «виждь, никомуже повеждь» (Мф.8:4). Иссушает долговременное течение крови кровоточивой, – потом чудо относит не к силе Своей, но к вере болевшей. Вера твоя, говорит, исцелила твою немощь: «дщи, вера твоя спасе тя» (Мф.9:22). То же самое сказал, когда связал расслабленные члены сотникова раба: «иди, и якоже веровал еси, буди тебе» (Мф.8:13). Равно и тогда, когда избавил от мучения бесовского дщерь жены Хананеаныни: «о жено! велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши» (Мф.15:28, 8:14, 16). Пришед в дом Петров, исцеляет тещу его, жегомую огневицею, изгоняет бесов из приведенных туда бесных, врачует тамо всех немощных: но видя, что многий окружает его народ, немедленно оттуда убегает. «Видев же Иисус многи народы окрест Себе, повеле ити на он пол» (Мф.8:18, 24). То же сотворил и тогда, когда укротил трус морский и усмирил ветров свирепство: ушел, то есть, немедленно и, прешед на он пол моря, прииде в страну Гадаринскую (Мк.5:1). Когда воздвиг расслабленного от одра, абие уклонился от среды народа, да не познан будет (Ин.5:13). Когда пятью хлебами насытил пять тысяч, понудил учеников Своих, да отступят оттуда (Мк.15:41). Когда седмию хлебами напитал четыре тысячи, абие отъиде, и прииде в пределы Магдалински (Мф.15:38). Когда пришел в дом княжеск, да воскресит дщерь его, стараясь утаить чудо, во первых сказал предстоящим: «отъидите, не умре девица, но спит» (Мф.9:24), потом изгнал весь народ вон, и тогда уже воскресил умершую девицу. Вышед из сонмища, когда исцелил от разных недуг всех тех, кои Ему представлены были, не токмо сказал: «молчите, не объявляйте, что Я вас исцелил», но и запрещал им, чтоб не разглашали: «и запрети им, да не яве Его творят» (Мф.12:16). Когда на Фаворстей горе просветилось лице Его, яко солнце, и одеяния Его убелились яко свет, и слышан был глас из облака глаголющ: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоизволих» (Лк.9:35): тогда дал заповедь молчания ученикам Своим и сказал: «никому поведите видения, дóндеже Сын человеческий из мертвых воскреснет» (Мф.17:9).

Вера во Христа для спасения нашего необходимо нужна; возвещение чудес Его есть светильник светящий и магнит, привлекающий сердце человеческое к вере во Христа. Но Иисус Христос, пришедый в мир возвестить веру, Сам же толикое предприемля старание и ревнование воспретит разглашению чудес, возжигает светильник и потом скрывает его под спудом. О, поистине сие достойно удивления! Ужели Он для избежания тщеславия так поступал? Но ради одного греха, столь маловажным кажущегося, не препинается ли самое распространение веры? Ей, для избежания тщеславия! «Вера без дел мертва есть» (Иак.2:26). Тщеславие разрушает всех благих дел силу: убо мертвою творит веру. Но какая же есть польза от таковой мертвой веры? Для того-то убо Богочеловек толико и старался избегнуть тщеславия, дабы показать, колико то тщеславие для спасения есть пагубно. Воистину великий и страшный есть грех тщеславие: оно от начала и до конца жизни человеку бывает всякими образы врагом во спасении его.

Прежде всех произвольных страстей является в человеке страсть тщеславия: во младенце не примечаешь никакой произвольной страсти, но тщеславие в нем прежде всего возникает. Когда ласкаешь его, показывает знаки радости, и когда похваляешь, смеется и весел бывает; но коль скоро скажешь ему презрительное слово, вдруг раздражается и плачет. Тщеславия страсть и до самого гроба провождает; ибо и младенцы, и юноши, и старцы, и дряхлые, и даже полумертвые ищут и желают чести и похвалы. А что и сего чуднее, тщеславие часто и по смерти не отстает. Многоценные погребальные приборы, дорогие гробы, высокие пирамиды, изображения лиц и надписи, величественные столпы, громкие эпиграммы и прочее все, что или мы сами прежде смерти, или сродственники наши по смерти устрояют, что другое суть, ежели не зловонный смрад славолюбия? О таковых-то святой Божий Пророк написал тако: «гроби их жилища их во век: селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях» (Пс.48 12). Тщеславие находит себе к каждом и место рождения и пищу. Дары природы, счастия, навыка, произволения, бывают жилищем и пищею тщеславия. Один старается, чтобы его хвалили, как красавца, как храброго, как разумного, как остроумного; другой желает и домогается показаться благородным, богатым, чиновным; третий ищет прослыть учителем, мудрецом и во всем искусным; четвертый о том только и думает, чтоб почитали его правдолюбивым, воздержным, благим, добродетельным. Но ужели убегает от нас тогда тщеславие, когда не находит в нас такового гнезда и пищи? Ужели, говорю, убегает, когда человек лишен бывает всех вышесказанных благ? Никак! Оно тогда повреждает воображение, и делает человека почти безумцем и дураком. Хочет тогда и безобразный показаться и почитаться красивым и пригожим, и подлый – богатым и знатным, и невежа – ученым и мудрецом, и развратник – праведным и святым. Таковая-то есть сила тщеславия!

Сверх сего, сия страсть есть зело обманчивая и коварная и покоряет нас под власть свою почти нечувствительно. Когда, например, поешь, или читаешь один в церкви, тогда ты дремлешь, слабеет глас твой, связуются уста твои, никакой ревности не имеет дух твой; когда же, обратив очи твои, увидишь, что пришли и предстали слушатели, – то отбегает вдруг дремание, отверзаются уста твои, просветляется голос твой, слова твои произносятся явственно и громко, рождается в тебе более охоты и более силы, – одним словом, из одного бываешь другим. Откуда же таковая, весьма скорая, перемена? Ты, может быть, подумаешь, что таковая перемена от десницы Вышнего; но погрешаешь. Ибо таковое пременение есть со стороны сатанинской, который нечувствительно напоевает тебя водою тщеславия, который хотя телесные твои силы утучняет, но благодать добродетели твоей в тление обращает и истребляет.

То же самое случается и во всяком добром деле. Когда я слышу, что похваляют мое мужество, или удивляются моему богатству, или прославляют мои сочинения, или величают добродетельные мои деяния, то радуюсь и весьма веселюсь; когда же примечаю, что никто ниже похваляет, ниже говорит, ниже имеет сведение о моих делах, – тогда скучаю, томлюсь и унываю. Се-то есть дух тщеславия, обладающий моим сердцем: я же, несчастный, того не чувствую и нимало не познаю!

Бог противу сея страсти столь строго возгремел, что хотя бы человеческая совесть и глубочайшим сном была объята, пробудят однако оную Божественные сии слова: «внемлите милостыни вашея не творити пред человеки, да видими будете ими, аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, иже есть на небесех» (Мф.6:1). Сие узаконил Он о милостыне: о молитве же и посте сказал, что которые молятся или постятся для того, да покажутся добродетельными пред человеки, те никакой другой мзды не восприемлют, кроме той человеческой похвалы: «аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою» (Мф.6:16). Впрочем, хотя бы и сие единое сказал Господь о грехе сем, то и тогда долженствовал бы убедить всякого человека далече бежать от оного, да не лишится небесного мздовоздаяния: однако Он произнес многие и другие на тщеславцев горшие и страшнейшие определения о них. Упомянул Богодухновенный пророк Давид, назвав тщеславцев человекоугодниками, поколику все делают, да покажутся и угодят человекам: «яко Бог, вещает он, разсыпа кости человекоугодников» (Пс.52:6). Здесь под костьми разумеются силы, средства, способы, чрез кои угождая человекам, снискиваем от них похвалу. Когда выставляем мы или красоту, или богатство, или мудрость, или добродетель для уловления славы, тогда-то Бог рассыпает и отъемлет от нас сии благие, и мы остаемся обнаженными и посрамленными: «постыдешася, яко Бог уничижи их». Слышите ли? Рассыпание и истление костей, посрамление и уничижение есть Божия казнь на тщеславие.

Но для чего, скажешь ты, таковое наказание? Неужели ради единого суемудрия, которое никому не вредит, таковая казнь? Как? разве никого не обижает тщеславец? Обижает он самого себя, обижает ближнего своего, покушается обидеть и Самого Бога. Обижает самого себя, понеже продает небесное царствие, да купит себе пустую мечту: ибо суемятется, сея слезами и пожиная скорбь и посрамление. Обижает ближнего своего, понеже обманывает его, притворяясь, аки бы творит добродетель ради славы Божия, и крадет доброе мнение, и любовь и похвалу. Покушается обидеть и Самого Бога, понеже предпочитает славу человеческую славе Божией; понеже поставляет мздовоздаятелем за добродетель человека; понеже изменяет время и место, которое Бог определил для воздаяния; понеже похищает славу, подобающую за добродетель Богу. Богу слава достоит за дела добродетельные: «Бог бо есть действуяй в вас, и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Флп.2:13); но тщеславец присвояет оную славу себе, желая и ища оной от человек.

Кроме сего, чего достойны суть дела тщеславца? Они подобятся гробам «повапленным, иже внеуду являются красны, внутрьуду же полны суть костей мертвых и всякия нечистоты» (Мф.23:27); подобятся тем плодам, которые снаружи красивы и прелестны, но внутри полны суть гнилости и червей. Добродетель имеет душу и тело, так как оную творящий человек. Душа добродетели есть намерение, для которого она содевается: тело же ее есть самое добродетельное дело. Душа человеческая дает образование телу своему, или характеры; намерение добродетели изображает добродетельное дело. Если душа есть добра, то добры суть и телесные характеры; если же душа лукава есть, то лукавы суть и телесные деяния: если намерение свято, то свято и дело добродетели; если же намерение грешно, то грешны суть и дела таковой добродетели. Намерение пременяет добродетель в порок, и порок в добродетель. Видим мы сие в Священном Писании: молитва Фарисея соделалась грехом и его осудила, понеже намерение ее состояло в гордыне и самохвальстве (Лк.18:11). Пост судей Навуфеовых пременился в беззаконие, понеже постились, имея намерение, да утвердят неправосудие и умертвят неповинного (3Цар.21:12). Непорядочный поступок пророка Осии, взявшего в жену некую блудницу и родившего от нее чада блужения, стал благочинием, понеже намерением имел повиновение Богу и обличение Израильского беззакония (Ос.1:2). Убийство, которое учинил Финеес, вменилось в правду и было умилостивлением негодования Божия, понеже намерение убийства была истинная ревность к Богу, защищение Божеского закона и прекращение общего пагубного соблазна. «И ста, пишется, Финеес, и умилостиви, и преста сечь: и вменися ему в правду» (Пс.105:30–31). Убиение трех тысяч мужей освящает руки Левитов и доставляет им благословение. «И рече им Моисей: наполнисте руки ваша днесь Господу, кийждо в сыне своем, и в брате своем, да дастся на вас благословение» (Исх.32:29). Как? таковое убийство есть освящение и благословение? Воистину так! Ибо цель убийства было исполнение повеления Божия о истреблении поклонения тельчного. Вникни же в намерение добродетели тщеславного: какой конец есть его добродетели? Не другой какой, разве собственная прибыль, собственная польза, пустая слава, человеческая похвала. Сего ради намерение его искажает благодать добродетели, рассыпает ее святость и превращает ее в зловоние и нечистоту, – превращает добродетель в порок. «Дух есть Бог» (Ин.4:24); посему хощет Он поклонения и служения нашего духовного, и оно-то есть святое намерение. Посему, когда бывает намерение худое, тогда Бог отвращает лице Свое от нашего жертвоприношения, так как и от приношения Каинова: гневается тогда на нас, подобно как и на Каина гневался. «Яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их» (Пс.52:6).

Братие! Доколе мы пребываем во тьме сего мира, то, обманывая лицемерием человеков, можем присвоять себе оных любовь и похвалу: ибо они, не видя сокровенного нашего намерения, думают, что мы добрые дела творим в славу Божию и в пользу ближнего; но приидет день, в который раздерется завеса притворства, – обнажатся тайные дела тьмы и явятся вся, как бы на дске изображенные, сокровеннейшие сердечные наши помышления. О, какой стыд покроет тогда лице наше, когда все сущие от века люди узрят срамоту тщеславия нашего! О, какой страх, когда страшный Судия изобличит притворную цель нашей добродетели, которая клонилась к славе нашей, а не к славе Его! О, какая скорбь, когда узрим сотворших добрые дела в славу Божию – увенчаваемых, прославляемых, сияющих яко светильников, нас же – лишенных всякого воздаяния и изгоняемых вон из Божественного блаженства! О какие стенания, слезы, какое раскаяние, когда познаем, что променяли мы царствие небесное на единый цвет травный! «И всяка слава человеча яко цвет травный. Изсше трава, и цвет ея отпаде» (1Пет.1:24). Но тогда ни слезы уже подадут утешение, ниже раскаяние пользу.

«Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2Кор.6:2). «Отложим отныне дела темная» (Рим.13:12) суетные славы, отложим пагубную сию страсть, которая нечувствительным образом похищает спасение наше. Да удалится от мысли, да удалится от сердца нашего тщеславие! «Да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя»! (Мф.6:3) А хотя бы, по нужде, и явно случилось тебе творить добродетель, но ты имей концом всегда не твою славу, но славу Божию. И тогда Отец твой, видяй тайное намерение твое, воздаст тебе яве. Тогда-то добрыми делами прославишь Бога и получишь славу, которую Бог обещал прославляющим Его: «яко прославляющих Мя прославлю» (1Цар.2:30).

* * *

13

Должно заметить, что на греческом языке сие слово нем изображено чрез слово κωφός, которое означает собственно глухого: а поелику родившиеся глухими всегда бывают и немы, то оно означает и глухого и немого. И российское слово немый есть тоже, что не имый, не имеющий, то есть, или гласа или слуха.



Источник: Никифор Феотокис. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Ч. 1. Пер. в Казан. Духовн. Академ. — М: Синодальная типография, 1890 г

Вам может быть интересно:

1. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Часть 1 – Толкование на Евангелие от Матфея в неделю шестую (Мф.9:1–8) архиепископ Никифор (Феотокис)

2. Толкование на Евангелие по Матфею – Глава IX блаженный Иероним Стридонский

3. Толкование на Евангелие от Матфея – Глава 9 епископ Михаил (Лузин)

4. Толкование на Евангелие от Матфея – Глава 9 праведный Иоанн Кронштадтский

5. Толкование на Евангелие от Луки – Глава 5 протоиерей Иоанн Бухарев

6. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I – Избранные места из свято-отеческих толкований на 7-ю главу Евангелия от Матфея Матвей Васильевич Барсов

7. Толкование на Евангелие от Иоанна – Книга шестая святитель Кирилл Александрийский

8. Толкование Евангелия от Иоанна – Глава XVII Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

9. Сорок бесед на Евангелия – Беседа 5 святитель Григорий Великий (Двоеслов)

10. Толкование на пророка Осию – Глава 6 блаженный Феодорит Кирский

Комментарии для сайта Cackle