архиепископ Никифор (Феотокис)

Толкование Воскресных Евангелий
с нравоучительными беседами
Часть 1

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю десятую (Мф.17:14–23)

Что еще искони диавол, видя в рае блаженное и преславное человека состояние, позавидел оному и, ухитрився, причинил ему вред, доныне видимый, о том никто из верующих, читающих или слушающих Божественное Писание, конечно не сомневается; а что он и потом не престал всячески коварствовать и всесильно стараться прельщать и повреждать оному, сие явствует из ныне чтенного священного Евангелия. Сие же священное Евангелие показует купно и три крепчайшие оружия, то есть, веру, пост и молитву, посредством коих далеко отгоняется и совершенно разрушается его сила. Но поелику и доныне, хотя благодатию вочеловечения Господа нашего Иисуса Христа она и измождена, не престает он метать на нас разженные свои стрелы: то премного полезно будете для души слушание толкования прочтенных Евангельских словес.

Мф.17:14–15. Во время оно, человек некий приступи ко Иисусу, кланяяся Ему и глаголя: Господи! помилуй сына моего, яко на новы месяцы беснуется, и зле страждет, множицею бо падает во огнь, и множицею в воду.

Богоглаголивые Апостолы не объявили ни о роде, ни об отечестве, ни о Богослужении, ни о состоянии сего человека, который приходил ко Иисусу и, преклонив колена пред Ним, просил его исцелить сына своего единородного, якоже свидетельствует священный Лука (Лк.9:38). Умолчали же о сем, яко о ненужном и нимало не касающемся величия чуда и душевной нашей пользы. Приступил убо отец отрока ко Иисусу Христу, и кланяясь просил Его, говоря: «Господи! помилуй сына моего, яко на новы месяцы беснуется, и зле страждет». Каковы же были болезни новомесячного беснования, о коих Евангелист Матфей умолчал, описывает подробно Божественный Марко, свидетельствуя: «и идеже колиждо имет его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими, и оцепеневает» (Мк.9:18). Богоглаголивый же Лука придает к сему и вопль, и пену, и сокрушение: «и се дух емлет его, и внезапу вопиет и пружается с пенами, и едва отходит от него, сокрушая его» (Лк.9:39). Люди, видя тогда, что болезнь сия случилась тогда, когда было полномесячие, верили, что луна сей болезни была причиною; почему лунатиками называли тако страждущих. Однако луна, свидетельствует Божественный Златоуст, несть вина луннаго беснования; но бесы, замечающие лунныя времена, в полномесячии нападали на человеков, да покажут, что дела Божия суть виною их несчастия (Злат. в бесед.). Приметь, что многое имеет сходство новомесячное беснование с болезнию, которую называют врачи падучею болезнию. Ибо что пишут два Евангелиста о сих луннобесных, то же самое видим и до ныне страждущих падучею болезнию. Хотя же врачи и утверждают, что падучая болезнь есть болезнь естественная, так как горячка, корчение жил, истерика и другие болезни, – а наипаче потому, что некоторые из них посредством врачебного искусства исцелили, как говорят, некоторых страждущих падучею болезнию: – однако из того, что повествуют Евангелисты, явствует, что бес мучил новомесячною болезнию страждущего (Смотр. о пад. болез. Тиссот.). И так что принять надобно за истину? Мы, во-первых, видим, что подверженные падучей болезни не токмо страждут во время полномесячия, но и во всякое другое время, и иные редко, иные же часто падают; иные токмо каждого месяца, другие в каждую неделю; одни в каждый день, а другие и на день часто. Убо следует, что другая болезнь есть новомесячная, а другая – падучая, хотя и имеют они сходство. Во-вторых же, что хотя и положим, что новомесячная болезнь есть падучая и следственно естественная; но из сего не следует, что бес не мучил таковою болезнию повествуемого в нынешнем Евангелии. Ибо диавол, по Божескому попущению, бывает причиною различных естественных болезней для человеческого наказания. Глухота и слепота суть естественные болезни: однако мы видим, что бес оных был причиною в немом и слепом, которых исцелил Иисус Христос. «И се, свидетельствует священное Евангелие, приведоша к Нему человека нема, то есть не могущего говорить, беснуема: и изгнану бесу, проглагола немый» (Мф.9:32–33). И на другом месте: «тогда приведоша к Нему беснующася слепа и нема: и исцели его, яко слепому и немому глаголати и глядати» (Мф.12:22). Болезнь и Иовля, хотя казалась естественною, однако была искушение и мучение диавольское. Мудры убо и достойны похвалы суть те христиане, которые, когда приключится им болезнь, немедленно призывают не токмо врача, да подаст им врачебные составы, но и священника, да принесет о здравии их прошения и молитвы. Но обратим внимание теперь и на прочее, что говорил отец отрочате.

Мф.17:16. И приведох его ко учеником Твоим, и не возмогоша его исцелити.

Ужели по неверию так сказал отец на новый месяц беснуемого, уничижая учеников Христовых, или по простоте сердца и желая показать, что поелику те не могли, для того и пришел ко Христу, яко Всемогущему? Он пришел к Иисусу Христу с весьма малою верою, и более искушая, нежели веруя; ибо сказал Иисусу: «аще что можеши, помози нам» (Мк.9:22). А если бы имел веру твердую и горячую, не сказал бы сего, но прямо бы веровал, что Иисус вся может, яко Бог всемогущий. И из ответа Иисусова к нему видно, что Он сказал сие, презирая учеников Его, и не доверяя, чтоб они могли исцелить того. Вот же какой ответ Господа Иисуса:

Мф.17:17. Отвещав же Иисус, рече: о роде неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе терплю вас? приведите Ми его семо.

Негодует кроткий и смиренный сердцем, и обличает беззлобный (Мф.11:29). Виждь же мудрость Боголепную и снисхождение Божественное: поелику всеобщее обличение есть легчайшее и сноснейшее пред частным и личным, то и говорит к нему вообще. Ибо не сказал: о неверный и развращенный! но: «о роде неверный и развращенный!» относя обличение к тамо сущему народу, или ко всему Иудейскому роду; почему и сие присовокупил: «доколе буду с вами? доколе терплю вас?» означая, что приближалось время страдания и смерти Его, и что лучше соглашается терпеть страдания и смерть, нежели их неверие и развращение. И сие было правосудия Его дело; поелику же «хвалится милость на суде» (Иак.2:13), умилосердясь над страждущим, «приведите Ми, сказал, его семо».

Мф.17:18. И запрети ему Иисус: и изыде из него бес, и исцеле отрок от часа того.

Евангелист Марко показал здесь некоторые случаи, о которых священный Матфей умолчал. Вопроси Иисус, пишет Марко, отца в новомесячии беснуемого: колико времени есть, с которого сын его страждет? (Мк.9:21) Тот же ответствовал: издетска. И сей вопрос предложен был для ответа: ибо ответ показал болезнь долговременную, долговременные же болезни суть неудобоизлечимы, по мере продолжения времени. Кроме сего, пишет той же Марко, что отец больного сказал: «но аще что можеши, помози нам, милосердовав о нас» (Мк.9:22). Сии слова показывают сомнительность и маловерие. «Иисус же рече ему: еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему» (Мк.9:23). Сие показывает всемогущество горячности веры. «Вся, говорит, возможна верующему»: аки бы так сказал, что если бы ты веровал, ты сам бы сына твоего исцелил (Злат. в бесед.). Сие же услышав, отец отрока возопил со слезами, говоря: «верую Господи! помози моему неверию» (Мк.9:24). Слова Господни, как видно, привели его в покаяние в рассуждении прежнего маловерия; ибо слезы его суть доказательством покаяния. Потом показывает сей Евангелист, что когда Иисус запретил духу нечистому, тогда тот вопил и много мучил больного, наконец исшел из него. «И бысть яко мертв, яко многим глаголати, яко умре» (Мк.9:26). Богоглаголивый же Лука присовокупил, что дух мучил больного еще прежде запрещения: «еще же, пишет, грядущу ему, поверже его бес и стрясе» (Лк.9:42). Сему же попустил быть Иисус не для любославия, аки бы Он, когда увидел, что стекся мног народ, «запретил бесу» (Злат. в бесед.): но для самого отца его, то есть, чтобы он, видя беса, трясущегося от единого воззрения и запрещения Иисусова, хотя бы ради сего поверил имущему быть чуду. Но что сказал Иисус, запрещая бесу, сие показал нам Марко, говоря: «запрети духу нечистому, глаголя ему: душе немый и глухий! Аз ти повелеваю, изыди из него, и ктому не вниди в него» (Мк.9:25, 42). А Лука повествует, что по исцелении отдал его отцу его. И сие правильно было; ибо чрез все время, когда больной был мучим, не был во власти отца своего, но под властию мучащего беса. Исцелив убо, отдал во власть отца его.

Мф.17:19. Тогда приступльше ученицы ко Иисусу наедине, реша: почто мы не возмогохом изгнати его?

Праведно изумевали ученики, не могше изгнать того беса, и тако вопрошали: «почто?» Ибо наперед сего, «даде им власть Иисус на дусех нечистых, яко да изгонят их, и целити всяк недуг, и всяку болезнь» (Мф.10:1). Почему и размышляли о данной им благодати чудотворений, не отъята ли оная от них? Не того убо ради, что они стыдились, не явно вопрошали его; но того ради, что вопрос был о великом и неизглаголанном деле, спрашивали Его наедине (Злат. в бесед.). Из чего заключаем: первое, что как приявшие дар пророчества не всегда и о всем пророчествуют, так и приявшие благодать чудотворения не всегда и во всем чудодействуют. Второе, что бывает препятствием для соделания чуда или маловерие и сомнение чудодеятеля, или недостоинство ищущего чудеси. Сие подтверждает следующий Господень ответ:

Мф.17:20. Иисус же рече им: за неверствие ваше. Аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам.

Святые Апостолы не были неверными, но усомнились тогда и впали в недоверчивость о том, могут ли изгнать такового сильного беса. Сие маловерие и хладную их веру назвал Христос неверием: за маловерие же и отец больного был недостойным благодеяния (Злат. в бесед.). Что же хладную их веру назвал неверием, сие явствует из того, что немедленно присовокупил и дела горячей веры. Если бы имели вы, сказал Он, веру горячую, каково есть зерно горушно, горы бы с места на место могли преставлять, и ничтоже вам будет невозможно. Хотя же таковое чудо и не писано есть в повествованиях о святых Апостолах; однако Божественный Златоустый заметил сие: глаголются же по сих, сиречь Апостолах, святые нецыи, оных (Апостол) низшие добродетелию и саном, яко и горы, егда нужда бе, преставиша. Не сказал же Господь, подлинно преставят горы; но ежели нужда потребует, могут и сие творить. Если же гор не преставляли, то сего не сотворили не потому, что не могли, но потому, что никакой не было нужды. Вероятно же, что было когда-либо содеяно и таковое чудо, но только не написано; ибо не все бывшие чудеса писаны суть. Научив же Господь, какую имеет силу горячая вера, присоединил и то, какие суть противу бесов оружия, говоря:

Мф.17:21. Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом.

Сей род: какой? Род бесовский. Заметь, что не сказал: сей род исходит молитвою и постом, но: «не исходит, токмо молитвою и постом», – да покажет, что из всех прочих добродетелей единая молитва и пост суть оружия верного противу бесов (Злат. в бесед.). Для уврачевания же беснуемых нужно поститься и молиться не токмо врачу, но и страждущему. Итак Иисус Христос неверие отца того отрочате исцелил обличением, маловерие учеников – показанием действий горячей веры, бесовский недуг страждущего на новомесячия – запрещением, показав купно и средство, чрез которое верные могут изгонять бесы. Потом предрек и о страдании и воскресении Своем.

Мф.17:22–23. Живущим же им в Галилеи, рече им Иисус: предан имать быти Сын человеческий в руце человеком, И убиют Его, и в третий день востанет.

Совершив Иисус показанные чудеса, исшед от того места, якоже пишет Евангелист Марко, иде со учениками Своими сквозь Галилею. Тамо, в Галилеи, живя, предсказал Он ученикам Своим о предании Иудином, о страдании и смерти Своей, дабы при событии сего нечаянность таковая не возмутила их (Мк.9:31): поелику же сие предсказание достодолжно их опечалило, то предвещает им и тридневное Свое воскресение, да уменьшит печаль их сердечную.

Беседа о искушении диавола и оружиях против него

Почему Евангелист Матфей умолчал о всех страданиях, каковыми немилостиво мучил нечистый дух на новый месяц страждущего, обстоятельно же заметил то, что часто его ввергал в огнь, и часто в воду? Сие замечание Евангелистово заключает мысль весьма достовнимательную. Два суть источника всех грехов: гнев и любовь. Какой бы ты грех ни представил, оный проистекает или от гнева, или от любви. Споры, непокорливости, вражды, насилия, жестокосердия, предательства, укоризны, клеветы, уязвления, терзания, брани, убийства, хуления и тысяча других страшных грехов гнев имеют отцем. Похищение, неправды, ковы, зависть, блудодеяния, прелюбодейства, пьянство, обжорство и другие премногие дела тьмы суть произрастения злые любви. Кого же диавол себе поработит, того ввергает часто то в огнь, то есть, в огненные грехи гнева, то в воду, то есть, в преступления злые любви. По сей-то убо причине Евангелист Матфей именно заметил, что нечистый дух часто ввергал бесного в огнь, и часто в воду. Сему же нечто подобное и Пророк царь Давид означил, когда молясь говорил: «во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию» (Пс.120:6): чрез сожжение солнечное описуя пламень гнева и чрез луну ночную – плотские похоти. Нет сомнения, что страданием и Крестом Спасителя Иисуса Христа разрушена сила бесовская. «Ныне суд есть миру сему, сказал Владыка всяческих, – ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31). И поистине есть изгнан; ибо по пришествии во плоти Христа онемели идолы, которые говорили и прорицали будущее; оракулы и предсказатели заключили уста свои; совсем почти погасло многобожие, или, справедливее сказать, бесовское служение (см. Плутарх.); уменьшились бесные; никакой власти не имеет диавол над скончавшимися благочестиво и праведно: отверзлась для благочестивых и благолюбивых дверь райская, которую он хитростию своею заключил, и заграждены уста адские, которые он разверз. Единая токмо власть искушать осталась в нем. Блаженный Петр свидетельствует, что «диавол ходит яко лев рыкая, иский кого поглотити» (1Пет.5:8). Богоглаголивый же Павел возвещает нам, яко несть наша брань с людьми, кровь и плоть носящими, так как и мы, но «к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф.6:12). Там же Апостол научает, что диавол имеет коварства, козни, сети неприязненные, преобразуется во Ангела светла (Еф.6:11; 1Тим.3:7).

Он есть дух; поелику же и человеческая душа есть дух, то весьма удобно сообщает оной злые свои умышления и возбуждает в ней злые мысли. Прежде нежели ты согрешишь, представляет он пред тобою грех простительным и маловажным, да падешь скорее; когда же согрешишь, изображает преступление великим и непростительным, чтобы ты не покаялся, но отчаялся. (2Тим.2:26; Еф.6:16; 2Кор.11:14). Се есть един из его ковов. Попадается тебе, по содействию его, чуждая вещь, и он удобным открывает тебе и путь, и способ оную похитить и присвоить: се есть единая из козней, которую он тебе изготовил! Во время бедствий твоих похищает надежду твою, да останешься отчаянным; во время болезней окрадывает терпение твое, да возропщешь на Бога; во время несчастия твоего изощряет скорбь твою, да убиешь себя; во время гнева твоего воспламеняет ярость твою, да поносишь, биешь, уязвляешь, умерщвляешь, богохулишь; пожеланий твоих расторгает обуздание и воспаляет неистовость, да соделает тебя поношением человеков и уничижением людей, да осквернит тело и вечной муке предаст душу твою. Сии-то суть разженные его стрелы! Преображает часто грех в добродетель, почему поносишь и биешь, будто для того, чтобы исправить виновного; неправдуешь, будучи судиею, с тем аки бы мнением, чтобы помочь бедному; гонишь брата твоего, аки бы по ревности к Богу. И сие-то есть преображение его во Ангела светла.

Но кто может, братие, подробно описать все коварства, злоумышления, козни и обольщения сатанинские? И во дни и в ночи искушает и соплетает сети; будучи же дух, перелетает скоро во всякое время и место, и коварствует как над праведными, так и грешниками. Входит в домы и насаждает соблазны между мужем и женою, между отцем и сыном, между материю и дщерию; соблазняет и связанных любовию братий. Бегает на торжища, и рассевает между продающими и покупающими раздоры, коварства, обман, клятву. Заходит в монастыри, и возмущает спокойствие монашествующих. Пролезает даже в олтари, и вводит вражду между освященными лицами. В нощи, когда спишь, искушает тебя; утром, когда востаешь, бросает на тебя быстрые стрелы; в полдень уготовляет скрытные сети и многоразличные соблазны. Непрестанно «приседит в тайне, яко лев во ограде своей, еже привлещи и восхитити тебе» (Пс.9:30).

Для чего же убо Бог попускает сатане творить таковые искушения над несчастным человеком? Известно, для чего: да он, воюющий, победится и посрамится; мы же, воюемые. победим и увенчаемся. Но да не устрашишься ратования его, се како тебя Бог ободряет гласом Пророка Своего: «не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго» (Пс.90:5–6). Правда, наступают тысячи от шуйцы твоей, и тьмы от страны десныя твоей; но падают, и не могут повредить тебе: «падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится» (Пс.90:7). Бог пошлет к тебе святых Ангелов, да сохранят тебе во всех путех твоих. «Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих» (Пс.90:11).

Страшишься ли, человече, искушений диавольских, и недоумеваешь ли о том, почему попущает Бог искушать? Если вникнешь в историю о Иове, то отбежит страх твой и разрешится недоумение. Там узришь ты, что диавол просил позволения от Бога, чтобы искусить Иова; прияв же оное, расставил на него все козни свои, употребил всякие коварства, поверг все разженные стрелы, истощил все свои силы. Погубил все имение его, почему богатейший во мгновение стал быть беднейшим; умертвил всех сыновей и дщерей его, почему многочадный в едино мгновение стал быть бесчадным; поразил все тело его язвами лютыми, почему бывший прежде здравым лежал на земли изъявлен, покрыт червием и чрепом стружащь язвы свои; наслал друзей его, чтобы вместо утешения горесть и вместо помощи поношения ему принесли; наконец склонил и жену его, да жалостливыми своими словами приведет его в отчаяние и возбудит к богохулению. «Доколе терпиши? говорила она ему: но рцы глагол некий ко Господу, и умри» (Иов.2:9). Но что же чрез сие диавол получил? Совершил ли намерение свое? Прегрешил ли Иов? Никако! «Во всех сих, приключившихся ему, ничимже согреши Иов, ниже устнама пред Богом» (Иов.2:10). Что ж убо совершил он? То, что он показал бессилие свое и остался посрамлен, а Иов приял от Господа «сугубая, елика бяху прежде, и прославился от конец до конец земли» (Иов.42:10). От того же времени и доныне, и во веки будет прославляться и ублажаться терпение его, и мужество, и повиновение Богу, и благоговение. Сверх же сего, и сие достойно замечания: хотя дал Бог позволение диаволу вредить имению его, и чадом его, и собственному телу; но не позволил ему души его касаться. «Рече же Господь диаволу: се предаю ти его, токмо душу его соблюди» (Иов.2:6).

Если же убо ни сатана власть имеет, ни Бог попущает вредить души нашей, и если им погубленные земные блага усугубляются, и брани его доставляют венец неувядаемый, и славу повсеместную и вечную: то почто страшимся его? Когда мы имеем веру горячую, то все его ухищрения суть ребяческие стрелы, и бывают еще дарами душеполезными и спасительными.

Наконец, имеем оружия Богосозданные и Богом данные, посредством коих, если хощем, можем прогнать его далеко от нас, почто устрашаемся? Два имеет он оружия противу нас: два оружия имеем и мы против него. Он искушает плотскими похотьми и суетою мирскою; а мы постом и молитвою изгоняем его вон. Ни он иные оружия имеет, ни мы: «сей род не исходит, токмо молитвою и постом».

Кто сомневается, что пост иссушает и укрощает похоть плотскую? Приходит он, возбуждает мерзкое пожелание и ищет ввергнуть душу твою в тину плотских грехов; ты не откладывай поститься в среду или пяток, но не медля постись тогда целый день. Вечером вкуси токмо хлеба и пий воду. Увидит он тогда бессилие свое и убежит; не наляжет на искушение, боясь, чтоб ты не умножил поста, и чрез то не получил бы более венцев. Пришел ли он, распростер ли перед тобою сети суетности морской, – прибеги немедленно с верою и благоговением к молитве; ищи благодати Божией, проси с Давидом: «отврати очи мои, еже не видети суеты» (Пс.118:37). Ни одного таким образом о сих спасительных вещах молящегося молитва не останется бездейственною и бесплодною. Ибо сия-то есть та молитва, о которой Бог сказал, что «вся, елика аще воспросите в молитве, верующе приимете» (Мф.21:22). Бог бо, услышав молитву твою, ниспошлет тебе Божественную Свою благодать, которая отвратит очи твои от мирской суеты, и тако тот отъидет постыжден, ты же останешься победителем и торжествователем во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.



Источник: Никифор Феотокис. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Ч. 1. Пер. в Казан. Духовн. Академ. — М: Синодальная типография, 1890 г

Комментарии для сайта Cackle