архиепископ Никифор (Феотокис)

Толкование Воскресных Евангелий
с нравоучительными беседами
Часть 2

Толкование 22 Толкование 23 Толкование 24

Толкование на Евангелие от Иоанна в неделю Ваий (Ин.12:1-18)

Светлое и славное ныне совершается празднество входа во Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. При совершении сего Богославного входа не было ни искусственных убранств, ни повелительных приуготовлений, ни ради страха поклонений, ниже других каких действий, каковые были чинимы древними Римскими военачальниками тогда, когда, возвращаясь победителями, торжественно входили в царственные грады: но были токмо естественная простота, самопроизвольное почитание, душевное благоговение, пророчеств Божеских исполнение. Иисус, воссед на жребяти осли, вшел во Иерусалим, да тако исполнит бывшее о Нем таинственное проречение: множество же народа, и как жители Иерусалимские, так и пришедшие для праздника Пасхи, услышав, яко грядет Иисус, прияв не медля в руки свои ваия от финик, обратясь вышли на сретение Ему, велегласно взывая: «осанна, благословен грядый во имя Господне Царь Израилев»! (Ин.12:13) И иные из них постилали свои одежды на пути; другие же древесными ветвями устилали землю, по которой надлежало проходить Иисусу. Иные, заходя наперед, а иные, последуя Ему, взывали: «осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!» Иные же вопияли: «благословенно грядущее Царство, во имя Господа, отца нашего Давида: осанна в вышних»! (Мк.11:10) И множество учеников Его, когда Иисус приближался уже к нисхождению с Елеонской горы, возвышали все глас и славословили Его, глаголюще: «благословен грядый Царь во имя Господне! мир на небеси и слава в вышних!» Также и незлобивые отроки, когда Он, пришед во Иерусалим, вшел во храм, взывали: «осанна Сыну Давидову!» Лазарево воскресение и преславное вхождение Господа Иисуса Христа во Иерусалим воспалили зависть у Архиереев, Фарисеев и старейшин народа; почему за сим последовали страдание Его, крест, смерть, – нашего спасения посредствия. Повествует же о сем ныне чтенное Евангелие, начинающееся так:

Ин.12:1-2. «Прежде шести дний пасхи, прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых. Сотвориша же Ему вечерю ту, и Марфа служаше. Лазарь же един бе от возлежащих с Ним.»

Богочеловек, воскресив в Вифании Лазаря, отлучился оттуда, и пришел в некий град, называемый Ефремом; прежде же шести дней праздника Иудейской Пасхи, пришел паки в Вифанию, где находился и Лазарь, воскрешенный Им из мертвых (Ин.11:55). И тамо в доме Симона прокаженного, как свидетельствуют Евангелисты Матфей и Марко, была приуготовлена для Него вечеря, и Марфа, так как и в других местах, служила, приуготовляя Ему вечерю (Мф.26:6; Мк.14:3); Лазарь же един бе с Симоном из числа совечерявших с Иисусом Христом (Лк.10:40).

Ин.12:3. «Мария же, приемши литру мира нарда пистики многоценны, помаза нозе Иисусове, и отре власы своими нозе Его: храмина же исполнися от вони масти благовонныя.»

Иные утверждают, якобы пистика значит то же, что достойный веры и истинный; другие же, яко род есть сосуда нарда, каковый пистиком назывался. Что же сия Мария была сестра Лазарева и Марфы, о том нет никакого сомнения. Вифания, отечество ее, Лазарь, тамо сосидевший, и Марфа, служившая при вечери, и единоустное свидетельство всех толковников – суть доказательства, довольно сие подтверждающие. Сомнение только в том есть, все ли три Евангелисты писали о сей Марии. Златоустый утверждает, что все три Евангелисты об одной и той же писали Марии, а Иоанн – о другой чудесной, то есть сестре Лазаревой. Ориген же пишет, якобы о другой напоминал Матфей, и о другой Лука: а Аполлинарий и Феодор Мопсует утверждают, якобы все четыре Евангелисты писали об единой и той же, только что Иоанн подробнее описал. Весьма однако вероятнее есть, яко все три Евангелисты, Матфей и Марко и Иоанн, об одной и той же Марии повествуют, то есть о сестре Лазаревой; ибо все согласно пишут, яко таковое действие было в Вифании, и яко о сем негодовали ученики. Что же есть другая, упоминаемая Лукою, убеждают принять сие следующие доказательства: сия была грешница, то есть, блудница, – «и се», пишет священный Лука, «жена во граде, яже бе грешница»; та же Мария была целомудренная, благочестивая и Самим Христом похваленная, яко избравшая благую часть. Сия, как явствует, жертвовала миром во граде Наине, а та Мария в Вифании; сия в доме Фарисея Симона, а та – в доме же Симона, но не Фарисея, но зовомого прокаженным. Сия за долгое время прежде праздника Пасхи, та же прежде шести дней Пасхи, пред тем, когда Христос был осужден на пропятие. О сей соблазнился Фарисей Симон, думая, якобы Иисус Христос не ведал, что она была грешница: на ту же негодовали ученики, а паче Иуда, о напрасном издержании мира. И так Мария, сестра Лазаря и Марфы, – сия, о которой Матфей и Марко повествуют, – умыла нозе Иисуса Христа тем драгоценным миром пистика нарда. Толико же благовонным было сие миро, что благовонием наполнило весь Симонов дом. Кто же побуждал таковое учинить действие? Употребление мира на вечерях не токмо имело место между язычниками, но и между Иудеями: однако сия, от Бога будучи вразумленною, сие сотворила, якоже Сам Богочеловек о сем засвидетельствовал, говоря: «да в день погребения Моего соблюдет е» (Ин.12:7); следовательно, Мариино помазание Господа было не в обыкновении. Матфей и Марко еще написали, яко сия приносила алавастр мира, то есть сосуд, сделанный из камени алавастра и миром наполненный, и яко возлияла сей на главу Иисуса Христа и, по словам Марка, «сокрушши алавастр». И сие все точно таким образом происходило: ибо Мария, во-первых, сокрушила сосудный верх, да беспрепятственно и некоснительно течет из него миро, – и сие есть то, о чем упомянул Марко: «и сокрушши алавастр»; потом возлила миро на главу Иисуса Христа, и сие подтверждают Марко и Матфей; напоследок оставшимся в сосуде миром помазала нозе Его, и отерла их власами своей главы. И о сем, яко умолчанном теми двумя Евангелистами, напомянул Иоанн, присовокупив к сему и следующие слова предателя Иуды:

Ин.12:4-6. «Глагола же един от ученик Его, Иуда Симонов Искариотский, иже хотяше Его предати: Чесо ради миро сие не продано бысть на трех стех пенязь, и дано нищим? Сие же рече, не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше.»

Матфей пишет, яко «ученицы», сие видя, негодовали (Мф.26:8): Марко же, яко нецыи бяху негодующе в себе и прещаху жене, а Иоанн упоминает о соблазнившемся Иуде. Каким же образом сие согласуют? Все сие, так как Евангелисты показали, было следующим образом: ученики, слышав прежде от Иисуса Христа, яко приятнее Ему есть милость, нежели жертва, негодовали на Марию, думая, что она сотворила Ему неугодное дело: равным образом и нецыи из находящихся тамо негодовали, запрещали и говорили: «почто гибель сия мирная бысть?» Могло бы сие продано быть вящше трех сот пенязей, и роздано нищим. Иуда же негодовал и досадовал не потому, якобы пекся о нищих; но поелику был тать, и хотел триста пенязей положить в ковчежец, то есть в ящик, который он носил, яко собиратель и распорядитель нужного для сущих с Иисусом Христом, что потом, по привычке своей, воровски себе присвоял. Внемли же, что Иисус Христос сказал Иуде на его негодования:

Ин.12:7-8. «Рече же Иисус: не дейте ея, да в день погребения Моего соблюдет е. Нищия бо всегда имате с собою: Мене же не всегда имате.»

Оставь сию, относит Иоанн слово Христово к Иуде; ибо о нем только упомянул, умолчав о других негодовавших, так как о них пространнее написали два Евангелиста, Матфей и Марко. Почему и ответ Иисуса Христа, бывший ко всем, кратко показуется бывшим к Иуде: «что ей труды даете? добро дело содела о Мне. Всегда нищия имате с собою, и егда хощете, можете им добро творити: Мене же не всегда имате. Еже име сия, сотвори: предвари помазати Мое тело на погребение» (Мк.14:6-8). Почто, говорил, досаждаете сей жене? Она доброе дело о Мне сотворила. Вы говорите, яко цена мира, то есть триста пенязей, могла бы быть роздана нищим, но нищих всегда имеете пред вашими очами, и когда захочете, можете благотворить им, Мене же не всегда имате; ибо по немногих днях осужден буду на смерть. Она, Богом вразумленная и предусмотревшая Мою смерть, сотворила со Мною все, что токмо могла: предварила смерть Мою и, помазав Мое тело, приуготовила к имеющему скоро быть Моему погребению: «возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори» (Мф.26:12). Таковым убо образом оправдав Богочеловек Мариин поступок и показав ее добродетель, и действующую в ней Божию благодать, обнаружил и мзду, имеющую быть за таковое ее действие, говоря: «аминь глаголю вам, идеже аще проповестся Евангелие сие во всем мире, и еже сотвори сия, глаголано будет в память ея» (Мк.14:9). Видим же собственными нашими очами сие пророчество Спасителя нашего исполняемое; ибо доселе, идеже токмо проповедуется Евангелие, то есть, по четырем частям света, в Европе, и Азии, и Африке, и Америке, тамо проповедуется и сея святое дело, и воспоминается благочестивое ее имя. Показав же Иоанн касательно сея жены, повествует и о других действиях, говоря:

Ин.12:9-11. «Разуме же народ мног от Иудей, яко ту есть: и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых. Совещаша же Архиерее, да и Лазаря убиют. Яко мнози его ради идяху от Иудей, и вероваху во Иисуса.»

Многое множество народа Иудейского узнали, яко Иисус Христос находился тамо, то есть в Вифании; чего для пришли туда, не токмо ради Иисуса, то есть, не только для того, да слышат учение Иисуса Христа, но да и видят Лазаря, которого Он воскресил от мертвых. Архиереи же, видя, яко многие Иудеи приходили к Иисусу Христу, желая видеть и Лазаря, и узрев Лазаря, веровали в Иисуса Христа, и что Лазарь был магнитом, притягивающим к вере во Христа, совещались, да и Лазаря убиют. Несмысленные! Воскресивший умершего Лазаря ужели бы не мог, если бы восхотел, воскресить его и вами убитого? Всезлобные! совещаетесь на невозможное, совещаетесь воспрепятствовать человеческому спасению! Посем Евангелист повествует и о том, что в следующий день воспоследовало.

Ин.12:12-13. «Во утрий же день народ мног пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваиа от финик, и изыдоша в сретение Ему, и зваху глаголюще: осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!»

По силе закона, ни в каком другом граде не совершался праздник Иудейской Пасхи, кроме единого Иерусалима: «не возможеши жрети Пасхи ни в едином от градов твоих, яже Господь Бог твой дает тебе: но токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, призывати имя Его ту» (Втор.16:5-6); почему каждого года сходилось во Иерусалим многое множество людей, да празднуют «тамо Пасху». Поколику же расславлено было по Иерусалиму преславное чудо Лазарева воскресения из мертвых, и безмерное множество народа, слыша о шествии Иисуса во Иерусалим, принимали в руки свои ваиа от финик, и вышед из града на сретение Ему, взывали: «Осанна, благословен грядый во имя Господне!» Так же поступали и взывали тогда Иудеи, думая, яко Иисус Христос есть обещанный Мессия и яко, пришед во Иерусалим, сядет на Давидовом престоле владычествовать над Израильским родом. И как дела, так и слова их были по действию Святого Духа, и являли Его Богочеловеком, ваиа же были знаками победы, знаменуя, яко Христос есть победитель диавола и смерти: осанна же еврейски значит «спаси же». Сему подобное есть пророчество Давида, предсказывавшего о Христовом пришествии: «о Господи, спаси же! Благословен грядый во имя Господне» (Пс.117:25-26). Вместо же сего спаси же, говорится еврейски: осанна.

Ин.12:14-15. «Обрет же Иисус осля, вседе на не, якоже есть писано: Не бойся дщи Сионя, се Царь твой грядет, седя на жребяти осли.»

Иисус Христос посылал двух Своих учеников, да приведут к Нему жребя осле; и сии, приведши, возложили ризы свои и всадили на него Иисуса. Иоанн же о сем и о других обстоятельствах, так как уже написали о том прежде его писавшие Евангелисты, умолчав, написал токмо, что Иисус «обрет осля, вседе на не, якоже есть писано», то есть, по предсказанию пророка Захарии, которого Иоанн и Матфей содержание токмо изобразили, а не все в точь слова. Ибо Захария, пророчествуя о входе Христовом во Иерусалим, тако предвозвещал: «радуйся зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подьяремника и жребца юна» (Зах.9:9); Иоанн же написал только сие: «не бойся дщи Сионя». Ибо народ, когда юный царь восходит на престол, страшится, опасаясь жестокости и злости бывших некоторых своих царей. Но что же означает жребя осле, пророком Захарием предсказанное, Богочеловеком же то пророчество седением на оном исполненное? Жребя осле, так как жребя, бывает зверско и неудобоукротимо, но так как осле, нечисто; почему, по закону, ниже приятно было Богу; но пременяемо было овцею. И так, поколику нечисты были, по неверию их, все языки земные, были также они зверски и неудобоукротимы, яко не имеющие Божеских законов: седение Иисуса Христа на жребяти осли означало покорение Ему языков. Также, что и Апостолы привели жребя осле к Иисусу Христу и возложили на него одеяния и всадили на него Спасителя мира: «и приведоста е ко Ииусови», пишет Богоглаголивый Лука, «и возвергше ризы своя на жребя, всадиша Иисуса» (Лк.19:35), – сие ясным было знаком и образованием того, что Апостолы, возвергая Евангельскую проповедь на языки, привели оные и покорили Христу, обогатившему оные Божественными Своими дарованиями.

Ин.12:16. «Сих же не разумеша ученицы Его прежде, но егда прославися Иисус, тогда помянуша, яко сия быша о Нем писана, и сия сотвориша Ему.»

Чего прежде не знали ученицы? Сего Захариина пророчества, предсказаний и прообразований его о Иисусе Христе. Тогда же узнали, что Пророк сие о Нем предсказывал, и народ потому учинил таковое преславное сретение и торжество, когда Иисус прославился; то есть, когда после страдания и смерти, и погребения, и из мертвых Воскресший отверз «им ум разумети Писания» (Лк.24:45), и когда вознесся на небеса, ниспослал Святого Духа и сотворил их по Своей благодати премудрыми: тогда познали не токмо сие Захариино пророчество, но и другие прочие.

Ин.12:17-18. «Свидетельствоваше же народ, иже бе прежде с Ним, егда Лазаря возгласи от гроба, и воскреси его от мертвых. Сего ради и срете Его народ, яко слышаша Его сие сотворша знамение.»

Народ, бывший с Ним в Вифании и пришедший во Иерусалим, видев и будучи уверенным о Лазаревом воскресении, свидетельствовал в Иерусалиме, яко истинно Иисус Христос возгласил Лазаря от гроба, говоря: «Лазаре, гряди вон!» и воскресил его из мертвых. Но поколику и прежде сего свидетельства слышно было во Иерусалиме, яко Господь Иисус сотворил сие чудо: того для множество народа, находившееся во Иерусалиме, вышло оттуда и сретило Его с ваиями и ветвьми.

Беседа о приготовлении к Божественному причащению

Богочеловек Иисус когда по крайнему Своему благоутробию пришел во Иерусалим, ради человеческого спасения претерпеть страдание, крест и смерть: тогда прокаженный Симон приуготовил для Него вечерю, Мария же, сестра Лазарева, драгоценным миром помазала пречистые Его нозе, и отерла я власы главы своей, а Иерусалимский народ сретали Его с ваиями, и иные из них бросали древесные ветви по пути, другие же постилали свои ризы по земле, где надлежало проходить Иисусу; ученики же Его славословили, незлобивые младенцы воспевали Его, множество народа принимали Его, взывая и глаголюще: «осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!» и другие многие славословия. Но предатель Иуда располагался своим лобзанием предать Его, также Архиереи и весь сонм их совещавались умертвить не токмо Иисуса Христа, но и Лазаря.

Нынешний день есть день, сущий прежде шести дней Пасхи; завтрашний же день есть первый день страстей, а следующий – второй, равно и прочие, до субботнего дня; после же шести дней, считая от нынешнего, празднуем Пасху. Чего ж сие знаменованием? Ужели без всякой пользы установлены – чтение Евангелия о страстях Иисуса Христа, умовение, церковные псалмы, изъявляющие Христово страдание, и годовое распоряжение сих дней? Нет! Сие установлено для того, да мы не забываем тех самых дней, в которые сие было, и да размышляем, что настоящие дни суть воспоминанием тех, и что и ныне приходит Иисус Христос не от Вифании, но с высоты Своего жилища, да тако внидет Иисус Христос не во Иерусалим, но в каждого из верующих в Него: приходит же, да с нами соединится и пребудет в нас. Обнаружил же сию тайну человеческого на земли соединения с воплощенным Богом Сам Богочеловек пред Своим страданием, то есть, в пятый час таинственной вечери, изрекший сии многоблагоутробные, призывательные купно и повелительные словеса: «приимите, ядите, сие есть тело Мое. Пийте от нея вси, сия бо есть кровь Моя» (Мф.26:26-28). Совершаем же воспоминовение сего дня и предания сего таинства во святой и великий пяток; а воспоминаем для того, да и мы приобщимся, якоже тогда Божественные Апостолы, Телу и Крови Иисуса Христа. И посредством приобщения сего вышеестественного таинства, соединяется с нами наш Спаситель, и в нас пребывает: «ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:56). Како убо мы приуготовляемся к приятию сего таинства? Святым ли и благочестивым приуготовлением тех людей, которые достойно приобщились сего, или зловредным, какое показал предатель Иуда и всезлобное Архиерейское сонмище?

Христианине! Се грядет Иисус Спаситель твой: готовишь ли и ты для Него вечерю, якоже прокаженный Симон? – Но я, скажешь, не вижу Его; како убо уготовлю для Него вечерю? Погрешаешь! Ты всегда почти Его видишь: ты, видя бедного, видишь и Его. Почему все, что токмо ни сотворишь бедному, творишь Иисусу Христу, по слову Его: «аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф.25:40). Ежели в сии самые дни отверзешь сердечную твою утробу, и сотворишь вечерю для бедных, препитаешь алчущих, препитаешь сира и вдову: уготовишь тогда и ты, якоже Симон, вечерю грядущему Иисусу Христу, – будешь и ты, якоже Симон, достойным Его принятия; «обаче от сущих дадите милостыню, и се вся чиста вам будут» (Лк.11:41).

Христианине! Се грядет Господь твой; помажешь ли и ты, якоже Мария, миром пречистые Его нозе? – Но как, скажешь, не видя Его, сие могу сотворить? Он, яко Бог, есть везде сый, всегда стоит одесную тебя. Или не слышишь что Пророк глаголет: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся»? (Пс.15:8) Хотя ты телесными твоими очами не зришь Его, видишь однако душевными. Мария помазала нозе Его миром нарда пистика многоценного: ты омый оные горячими слезами покаяния о твоих грехах. Мариино миро стоило триста пенязей: миро же слез твоих есть бесценное. Ибо едина слеза покаяния равномерна бывает святому крещению, по свидетельству святого Григория Нисского. Бог, когда узрит твои слезы, омыет твои грехи и подаст тебе вечное блаженство и спасение: «блажени плачущии ныне, яко возсмеетеся» (Лк.6:21). Мария во-первых помазала Иисусовы ноги, потом отерла их власами своей главы: ты помажь оные своими слезами, потом обрати к Нему все твои умственные помышления, покорив оные святой Его воле. Власы главы суть телесные отрасли; умственные же помышления суть плоды сердечные, Бог же требует сердца нашего: «даждь Ми, сыне, твое сердце» (Притч.23:26).

Христианине, се грядет Господь наш! Те убо, которые в предварившие дни святой Четыредесятницы победили телесные страсти, и попрали силу диаволю, и восторжествовали над суетностию мира, – выходите во сретение Ему, покланяйтесь, нося не токмо ваия, знаки победы над смертию, но и победоносные лавры над грехом; те, которые покаянием и исповеданием очистили себя от ваших грехов, которые говели и смирялись, целомудрствовали и творили милостыню, и преуспевали в добродетелях, имеете ветви добродетелей, посему постилайте ныне сердце ваше, якоже народ одеяния свои, и, приобщаясь Божественных таин, принимайте Его не в законный храм, якоже отроцы, но во храм души и тела вашего. Принимайте Царя славы, поюще со учениками: «благословен грядый Царь во имя Господне: мир на небеси, и слава в вышних»! (Лк.19:38) и славословяще со отроки: «осанна Сыну Давидову»! (Мф.21:15)

Но те, которые либо по неверию вашему, не токмо не приемлете грядущего Иисуса, но еще поносите, хулите и гоните как веру Его, так и верующих в Него, якоже сонмище неверных, покушавшихся на жизнь Его и на Лазареву, либо будучи заражены коварством, злобою, похотию, либо другими какими пороками, якоже Иуда сребролюбием; либо принесите покаяние и исправьтесь, либо бежите от лица и скрыйтесь! Ибо ежели приближитесь к Нему и лобжете Его наподобие Иуды, горе вам! Огнь есть, недостойных пожигаяй.

Братие моя возлюбленная! какое есть милосердие Господа Иисуса, таковое и правосудие Его. Являлся кротким и спасающим, но явится и правосудным, по предсказанию святого Пророка: «се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна» (Зах.9:9). Для тех, которые принимают Его, яко Симон, во благоухании добродетели, яко Мария, со благоговением, яко народ, сретивший Его, в чистоте и незлобии, яко отроцы, – для тех пришел кроток и спасаяй: а тем, которые либо не приемлют Его, якоже сонмище беззаконных, либо недостойно приемлют, якоже сребролюбивый и страстный Иуда, – изречет, яко правосудный, толико грозный и страшный суд, что один токмо о нем слух приводит в страх и трепет. Толико же праведное Его будет решение, что явит каждого человека совершенно безответным.

Если бы земной твой царь, желая посетить дом твой, тебе благодетельствуя, послал бы прежде к тебе вестника, возвещающего тебе и глаголющего: грядет твой царь к тебе в дом, чего для уготови себя к приятию его; но ты бы, вознерадев о сем, видя грядущего царя, либо затворил двери твои пред его лицем, отвращаясь принять его, либо хотя бы и отворил, но он, вшед, не только бы обрел нечистый и неубранный твой дом, но еще от уст твоих услышал бы хулу и поношение: какое бы ты тогда мог принести извинение, когда бы каким наказанием восхотел тебя тот царь наказать? Небесный Царь, Господь неба и земли, хощет внити в твою душу для твоего спасения, изъявляет милость Свою к тебе чрез Церковь, внушающую тебе и вопиющую: после шести дней будет Пасха, уготови тебя, да приобщением Святых Таин приимешь Царя славы: ты же, будучи бесчувствен, либо отвергаешь Тайны, либо недостойно приобщаешься: какой убо даси ответ на то страшное решение, которое о тебе Бог сотворит? Помните убо все о таковом страшном суде, да в сокрушении сердца и в отвержении пустых извинений, приступите к Нему с должным приуготовлением. Се грядет ныне многомилостивый Иисус Христос и, желая внити в дом души вашей, призывает нас, говоря: «приимите, ядите, сие есть тело Мое: пийте от нея вси, сия есть кровь Моя» (Мф.26:26-27). И так, которые бесчувственно отвратились от Него, либо, дерзнув, приемлете Его недостойно, отъидет Он от вас, и вы в смертный час поищете Его, да простит ваша согрешения, но не обрящете, и умрете во гресех ваших. Вот что вам Сам говорит Спаситель: «Аз иду, и взыщете Мене, и во гресе вашем умрете»! (Ин.8:21)


Толкование 22 Толкование 23 Толкование 24


Источник: Никифор Феотокис. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Ч. 2. / Пер. в Казан. Духовн. Академ. — М: Синодальная типография, 1890 г. Сочинено на Еллино-Греческом языке Преосвященным Никифором, бывшим Архиепископом Астраханским и Ставропольским.

Помощь в распознавании текстов