священноисповедник Никодим (Милаш)

Правило 44 Святых Апостолов

Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен.

(I Всел. 17; Трул. 10; Лаод. 4; Карф. 5, 16; Василия Вел. 14; Григория Нис. 6).

Ростовщичество изображается в правилах как стремление к корысти и отвратительному любостяжанию (I Всел. 17), т.е. как действие, происходящее из одного источника с кражею и вообще всяким незаконным способом приобретения денег. В Ветхом Завете воспрещается избранному народу давать в рост деньги или пищу (Исх. 22:25; Лев. 25:36; Втор. 23:19; Иез. 18:8, 22:12) и говорится, что «праведник серебра своего не отдает в рост и не приниает даров против невинного» (Пс. 14:5). В Новом Завете Иисус Христос повторяет это, и утверждает старый закон для христиан (Мф. 5:42; Лк. 6:30, 34–35). Если божественный закон осуждает ростовщичество вообще, то тем большее значение должен иметь этот закон для самого учителя закона, для духовного лица. о ростовщичестве мы говорим в толковании параллельных правил. Здесь же следует только заметить в связи с 16-м правилом Карфагенского Собора, что духовному лицу не только не возбраняется давать деньги в заем, но такой поступок его заслуживает похвалы, показывая в нем сострадательное сердце по отношению к нуждающимся; но оно должно делать это без всякого расчета и принимать назад не более того, что дало в займы, так как в противном случае оно становится ростовщиком, не взирая на количество полученного им сверх долга, т.е. не взирая на большую или меньшую прибыль. В этом смысле и необходимо понимать слова этого (44) правила, которым осуждается каждое духовное лицо, требующее процентов со своего должника. Строгость наказания, налагаемого этим правилом, объясняется тем, что взимание процентов за занятые деньги считается в отношении духовных лиц равносильным краже и всякому другому незаконному приобретению225.

* * *

225

§ 62 кн. “О должностях пресвитеров приходских”, a относительно монахов 138-е прав. в Номоканоне при Б. требнике.



Источник: Издательство «Отчий дом» Москва 2001 г.

Вам может быть интересно:

1. История христианской Православной Церкви – 10. Апостольский собор в Иерусалиме (51 г. по Р. X.) протоиерей Пётр Смирнов

2. Правила Поместных Соборов с толкованиями священноисповедник Никодим (Милаш)

3. Правила первых четырех Вселенских Соборов архиепископ Петр (Л’Юилье)

4. Послания к коринфянам Климент Римский, священномученик

5. Апостольское Предание священномученик Ипполит Римский

6. Вселенские Соборы – VII Вселенский собор 787 г. профессор Антон Владимирович Карташёв

7. Семь Вселенских Соборов архиепископ Аверкий (Таушев)

8. Беседы на Деяния Апостольские – Беседа 32 святитель Иоанн Златоуст

9. Толкование послания апостола Павла к римлянам – Нравоучительная часть (Рим. 12:1–15, 13) святитель Феофан Затворник

10. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния архимандрит Амвросий (Погодин)

Комментарии для сайта Cackle