священноисповедник Никодим (Милаш)

Правило 2 Василия Великого

Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкаго различения плода образовавшегося, или еще необразованнаго, у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода, яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их в общение, по исполнении десяти лет: врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния.

(Ап. 65; Трул. 91; Анкир. 21; Василия Вел. 8, 33, 52).

В настоящем правиле Василий Великий повторяет предписание 21 прав. анкирского собора, подтвержденное затем и на трулльском соборе (прав. 91), причем напоминает, что относительно данного преступления в христианской церкви не делается различие, получил ли плод в утробе человеческий облик или нет; этим он оттеняет предписание ветхозаветной церкви, в которой различение делалось, а потому и о преступлении иначе судили. В книге Исход сказано: Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу (Исх.21:22–23). В первом случае виновник должен был уплатить денежную пеню, во втором – подлежал смерти. В христианстве денежная пеня не требуется, но жена, умертвившая зачатый в утробе плод, осуждается наравне с убийцей, во-первых за то, что умертвила плод, и во-вторых за то, что подвергла себя смертельной опасности, так как женщины по большей части и сами от этого умирают27. Подобных преступниц Василий Великий подвергает десятилетней епитимии, допуская притом сокращение срока в случае, если таковые искренно и от сердца покаются в своем грехе. В 8-м своем правиле Василий Великий подвергает наказанию и тех женщин, которые дают лекарства для того, чтобы произвести выкидыш (см. толкование 21 Анкир. правила).

Данное преступление считается бракоразводной причиной. Если муж узнает, что жена его намеренно умертвила плод в утробе, то он имеет право требовать, чтобы брак с нею был расторгнут. Это предписано было еще императором Юстинианом, а впоследствии повторено специальною новеллою (XXXI) императора Льва Мудрого, которую упоминает Вальсамон в толковании 91 трулльского правила28. Эта бракоразводная причина имеет силу и ныне в православной церкви.

* * *

27

Толкование Зонары в Аф. Синт IV, 304.

28

Аф. Синт., II, 520.



Источник: Издательство «Отчий дом» Москва 2001 г.

Вам может быть интересно:

1. Правила Поместных Соборов с толкованиями священноисповедник Никодим (Милаш)

2. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов. Правила святого Василия Великого святитель Василий Великий

3. Толкование на пророка Исайю – Глава 64 святитель Иоанн Златоуст

4. Творения древних отцов-подвижников – Святой Аммон профессор Алексей Иванович Сидоров

5. Толкование на Вторую книгу Паралипоменон блаженный Феодорит Кирский

6. О 83-х различных вопросах в одной книге блаженный Аврелий Августин

7. Вопросы и недоумения преподобный Максим Исповедник

8. Предисловие к книге блаженного Исихия Иерусалимского преподобный Василий Поляномерульский

9. Беседа, сказанная в Ефесе, в собрании отцов преподобный Акакий, епископ Мелитинский

10. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход святитель Кирилл Александрийский

Комментарии для сайта Cackle