протоиерей Николай Боголюбов

(08.05.1872–13.05.1934 )
протоиерей Николай Боголюбов
протоиерей Николай Боголюбов

Богослов и духовный писатель. Отец советских учёных Николая, Алексея и Михаила Боголюбовых.

Биография

Образование

Николай Михайлович Боголюбов родился 8 мая 1872 года в селе Павловском в семье священника Нижегородской губернии.

Учился в Лысковском духовном училище, потом в Нижегородской духовной семинарии, которая тогда была одним из лучших учебных заведений в России. Изучаемые предметы делились на основные — богословские дисциплины; практические, где изучались практические моменты священнослужения; и вспомогательные. Последние состояли из большого количества гуманитарных (теория словесности, история русской литературы, всеобщая гражданская история, русская гражданская история, логика, психология, начальные основания и краткая история философии, а также греческий, латинский и один из современных языков) и физико-математических предметов (алгебра, геометрия, тригонометрия и физика), то есть семинаристы получали и достойное образование. В Нижегородской семинарии основательно готовили студентов по философским дисциплинам, и изучение философии рассматривалось как «важное средство для лучшего уяснения православных истин». В семинарии учились 6 лет, Николай Михайлович окончил ее в 1892 году, а в 1896 году — Московскую духовную академию (МДА) со степенью кандидата богословия.

Преподавание и научная работа

По окончании работал в церковно-приходской школе села Высоково Балахнинского уезда Нижегородской губернии, через год, в 1893 году стал преподавателем Закона Божия, географии, русского языка и дидактики в Нижегородском женском епархиальном училище. С 1900 года преподавал логику, психологию и историю философии в Нижегородской духовной семинарии.

Главными темами научных трудов Боголюбова являются богословские и философские аспекты религии. В марте 1900 года в МДА он защитил магистерскую диссертацию на тему «Теизм и пантеизм. Опыт выяснения логического взаимоотношения данных систем», получившую в 1901 году премию митрополита Макария (Булгакова). В диссертации он, в частности, написал, что пантеистическая вера в Бога как в безличное бытие подрывает человеческое познание. «Лишь христианская религия удерживает истинное понятие о Божественном откровении, только она говорит, что Бог оправдывает или дает смысл человеку, а не человек оправдывает или осмысливает существование Бога», «мы можем познавать Бога только в живом союзе с Ним». Рецензент отметил, что в работе Боголюбова видны «искренняя любовь к занятиям философией, сильная логика и обширная начитанность», «трепетание духа, явно открывающаяся любовь к исканию истины. Он читал многое, не потому что искал материала для своей темы, но потому что искал ответов на занимающее его дух вопросы… Твердость православных убеждений, сила и самостоятельность мышления, любовь и готовность трудиться чувствуются в предлежащем сочинении».

В 1906–1909 годах Н. М. Боголюбов был главным редактором «Нижегородского церковно-общественного вестника». На его страницах он публикует некоторые свои работы, принимает активное участие в просветительских мероприятиях братства. Например, на заседании 18 ноября 1907 года им был прочитан доклад на тему «Нравственный облик и историческое значение Московского святителя Филарета».

Иерейская хиротония

В 1909 году рукоположен во иерея и стал законоучителем в Нежинском историко-филологическом институте князя Безбородко. С 1913 года — профессор богословия и настоятель домового храма Императорского университета святого Владимира в Киеве.

Советом МДА в 1917 году ему присуждена степень доктора богословия за сочинение «Философия религии».

Служение после революции

С 1919 по 1922 год — настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Великая Круча Полтавской губернии, после этого был ключарем Покровского храма на Приорке в Киеве.

С 1925 года настоятель храма Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде, председатель Нижегородского епархиального совета.

В 1928 году без предъявления обвинения заключен в тюрьму на Арзамасском шоссе. Семью лишили квартиры, и матушка Ольга Николаевна с сыновьями Алексеем и Михаилом вынуждена была поселиться на хорах Спасской церкви. Старший сын Николай жил и работал в это время в Киеве, в Академии наук; ежемесячно он посылал семье деньги из своего жалованья. По совету митрополита Сергия (Страгородского)1 он ходатайствовал за отца перед руководителем ОГПУ В. Менжинским, состоялась встреча Николая Боголюбова младшего с Менжинским, и в августе 1931 года отца Николая выпустили на свободу. Из заключения он вышел тяжелобольным, но до своей кончины продолжал служение в нижегородской церкви Всемилостивого Спаса, работу над рукописями своих книг: завершил второй том «Философии религии» и написал книги о Богоматери и «Жизнь Иисуса Христа».

Скончался митрофорный протоиерей и профессор Николай Михайлович Боголюбов 13 мая 1934 года, на 62-м году жизни. Заупокойная литургия и священническое отпевание были отслужены в Спасской церкви, службу возглавил митрополит Сергий (Страгородский).

Похоронен отец Николай за алтарем храма на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.


1 Митрополит Сергий (Страгородский) с марта 1924 года был Нижегородским митрополитом и, возможно, лично знал отца Николая Боголюбова.