священномученик Николай (Добронравов)
История Древней Церкви
Священное Писание Ветхого Завета
священномученик Николай (Добронравов)
История Древней Церкви
Священное Писание Ветхого Завета
Архиепископ Владимирский и Суздальский.
В миру Добронравов Николай Павлович.
Родился 21 ноября 1861 года в селе Игнатовка, Дмитровского уезда, Московской губернии в семье священника.
Окончил Заиконоспасское духовное училище (1875), Московскую духовную семинарию (1881) и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1885). Магистр богословия (1886; тема диссертации: «Книга пророка Иоиля»). Тогда же обвенчался с Анной Александровной Иванцовой-Платоновой.
В 1885 году стал преподавателем Священного Писания, догматического, нравственного и основного богословия в Вифанской духовной семинарии. Был рукоположён во диакона, затем во иерея.
С 1890 года — законоучитель и настоятель домового храма Александровского военного училища в Москве. Одновременно с 1894 года законоучитель в 7-й Московской мужской гимназии, в гимназии Поливановой и в гимназии Арсеньевой; протоиерей храма святого великомученика Никиты в Старых Толмачах.
В 1917 г. - член Предсоборного Совета. В 1917-1918 гг. член Священного Собора Российской Православной Церкви. Поначалу резко выступал против восстановления патриаршества; однако, после избрания Святейшего Патриарха Тихона, стал одним из его соратников.
После революции 1917 года и закрытия Александровского военного училища, в 1918 году отец Николай был переведен в храм Всех Святых на Кулишках. Служил настоятелем, овдовел.
19 августа 1918 года, без предъявления обвинения, был арестован сотрудниками ЧК во главе с комиссаром Реденсом; содержался в Бутырской тюрьме; в апреле 1919 года был освобожден.
С 1920 года назначен настоятелем Крутицкого Успенского собора.
13 августа 1921 года был пострижен в монашество (с оставлением имени Николай), и хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии.
В 1922 году был арестован и осужден в связи с несогласием признать обновленцев. Власти приговорили его к одному году ссылки в Зырянский край, г. Усть-Сысольск, Вологодской губернии (ныне Сыктывкар). Из архиереев там же были: Кирилл (Смирнов) - митрополит Казанский и Фаддей (Успенский) - архиепископ Астраханский.
В 1923 году, по окончании ссылки, приехал в Москву; стал одним из ближайших сподвижников Патриарха Тихона, оказывая ему помощь в защите Церкви от натиска обновленцев. Твердо и непоколебимо владыка Николай стоял у кормила Церкви: по его настоянию был отменен принятый было Церковью новый стиль.
16 апреля 1924 года снова арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Обвинений в антисоветских выступлениях не признал. 14 июня 1924 года был освобожден. В этом же году назначен архиепископом Владимирским и Суздальским.
После кончины Святейшего Патриарха Тихона владыка Николай подписал акт о передаче церковной власти митрополиту Крутицкому Петру. В ноябре 1925 года арестован одновременно с группой проживавших в Москве иерархов — сторонников патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра. В заключении находился во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке. 1 февраля 1926 года митрополит Петр назначил его первым архиереем в коллегии из трёх архиепископов, которые должны были временно управлять церковью, но, находясь в тюремном заключении, архиепископ Николай не смог приступить к исполнению своих обязанностей.
По окончании следствия, был приговорён Особым совещанием при коллегии ОГПУ к трём годам ссылки в Сибирь, и с июня 1926 по апрель 1929 года находился в посёлке Полой, Туруханского края. Затем был переведён в город Великий Устюг, Северного края. После окончания ссылки поселился в Москве (2-й Зачатьевский пер., д. 15/2). Вёл строго аскетический образ жизни, ночи проводил в молитве. В отношениях с людьми был необычайно прост, внимателен и любвеобилен.
Повторно арестован 27 октября 1937 года. Был обвинён в «контрреволюционной агитации и участии в нелегальной контрреволюционной церковно-монархической организации Истинно-Православная Церковь». На следствии отказался признавать себя виновным.
7 декабря 1937 года приговорён тройкой УНКВД СССР по Московской области к расстрелу (ст. 58-10 Уголовного кодекса РСФСР). Расстрелян и захоронен 10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне НКВД в Московской области.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Праздник священномученику архиепископу Николаю установлен 10 декабря (27 ноября по ст. ст.), а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.
Священник Сергей Сидоров вспоминал о владыке:
"Много благодарен я ему лично за свою судьбу. К 8 января 1926 года у меня было двадцать три допроса, всю ночь под 9 января я был почти под непрерывным допросом. Утомленный и нравственно и физически, я готов был сдаться на требование следователей, готов был наклеветать на себя и друзей. Пробило четыре часа утра, когда меня вызвали к следователю. Его допрос вертелся на одном месте, он обычно требовал выдать людей, причастных к письму митрополиту Петру. Привели архиепископа Николая. «Я требую, — сказал владыка, — чтобы вы оставили в покое Сидорова. Я его знаю как нервнобольного человека, а вам, — обратился он ко мне, — я запрещаю говорить что бы то ни было следователю властью епископа». Меня увели в коридор, я слышал неистовую ругань следователя. Вряд ли эти мои строки будут прочтены многими, но если… близкие прочтут их, пусть они склонятся перед дивным ликом архиепископа Николая, некогда в застенках ГПУ избавившего меня от самого большого несчастья — от выдачи друзей врагам веры и Церкви".