Азбука веры Православная библиотека профессор Николай Иванович Ивановский Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Часть 1. История раскола


профессор Николай Иванович Ивановский

Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Часть 1. История раскола

Часть 2 →

Содержание

Введение. Общий характер русского сектантства. Каноническое определение раскола

Часть первая. История старообрядческого раскола Глава 1. Происхождение раскола Спор в Пскове о двоении аллилуйя Спор о хождении посолонь и другие недоуменные вопросы Разности и погрешности в богослужебных книгах Попытки книжного исправления Преподобный Максим грек, как книжный справщик Преподобный Дионисий, как книжный справщик Исправление богослужебных книг по принятым приемам со времени Стоглавого собора до п. Иосифа включительно Начало нового направления в патриаршество Иосифа Патриарх Никон: его характер и стремление к реформам Возвращение Арсения Суханова с востока и его «Проскинитарий» Начало обрядовых исправлений и первые противники патриарха Собор 1654 года; сношение с константинопольским патриархом и послание п. Паисия Осуществление дела книжного исправления на новых началах. Взгляд русских на греков и западно-руссцев Прибытие в Москву антиохийского патриарха Макария и сербского Гавриила: соборныя заседания в 1655–56 годах: утверждение и введение исправленных книг. Вопросы о перстосложении и о приеме латин. Начало раскола Взгляд на книжныя исправления как на введение ересей латинских Размолвка Никона с царем и влияние этого обстоятельства на усиление раскола Соборы 1666 и 67 годов Глава II. Состояние раскольнической общины при жизни первых расколоучителей Взгляд раскольников на православную церковь Происхождение раскольнического учения о наступлении царства антихристова Определение понятия об антихристе первыми расколоучителями Практическия отношения раскольников к православной церкви Отношения раскольников к власти гражданской. Челобитныя, их содержание и тон Возмущение в Соловецком монастыре Возмущение стрельцов в Москве Указ 1685 г. и следствия этого указа в положении раскола. Кратковременное применение указа и колонизация раскольников Глава III. Дробление раскола на частные секты 1) Вопрос об иерархии. Образование беспоповщины Образование поповщины 2) Разделение беспоповщины на частныя секты Вопрос об отношении к гражданскому обществу, как причина дробления беспоповщины 3) Беспоповщинские секты «нетовского направления» Движение в беспоповщине рационалистического характера. Самочинное священство 4) Разделение поповщины на частныя секты Вопросы о принятии попов и о способе каждения Вопрос о принятии беглых попов в царствование Екатерины II Вопрос об искании поповцами архиерея в 18 веке Волнение в поповщине по вопросам обще-раскольническим. Согласия: Суслово, Чернобольское и Лужковское 5) Австрийское старообрядческое священство Распространение белокриницкого священства в пределах Турции и Румынии, и правительственныя к нему отношения. Австрийское священство в России; отношение к нему правительства и попытки создать лучшее внешнее положение 6) Внутренняя история австрийского священства. Неурядицы между русскими поповцами Волнение между заграничными половцами из-за метрик Окружное послание и происшедшие по поводу появления оного волнения. Окружники и противоокружники Сознание неудовлетворительности коренных оснований белокриницкого священства: а) Наиболее замечательныя присоединения к православной церкви, б) Появление епископа-самозванца Остатки беглопоповства Глава IV. Стремление раскольников вступить в единение с православною Церковью, под условием содержания старых книг и обрядов (единоверие) 1) Начало единоверия или «согласия» в Стародубье 2) Распространение «Согласия» за пределами Стародубья и правила «Единоверия» 3) Распространение единоверия в центрах раскола в царствование Николая I Глава V. Внешнее положение раскола в государстве и духовные действования к ослаблению оного 1) Краткий статистический очерк правительственных к расколу отношений Существующее законодательство по отношению к расколу 2) Духовныя действования к ослаблению раскола Жезл Правления Увет духовный п. Иоакима Розыск св. Димитрия Ростовского Пращица епископа нижегородского Питирима Обличение неправды раскольническия Феофилакта Лопатинского, архиепископа тверского Увещание во утверждение истины и в надежду действия любви евангельския Ответы архиепископа Никифора на вопросы старообрядцев Противораскольническое миссионерство  

 
Введение. Общий характер русского сектантства. Каноническое определение раскола

Русское сектантство не имеет одного определенного характера. Все наши секты можно разделить на три рода: секты старообрядческие, рационалистические и мистические, иначе именуемые «тайными». Характер каждого рода сект существенно отличается от сект другого рода, хотя между ними и есть некоторые, как бы переходные ступени. Но эти ступени не суть звенья, связующие частные разнородные секты в одно целое, а имеют сходство только по некоторым случайным, или выводным признакам.

Старообрядческий раскол образовался во второй половине ХVІІ столетия; поводом к его образованию послужило исправление книг и обрядов при патриархе Никоне. Существенную характеристическую черту этого раскола составляет обрядоверие, т. е. смешение обряда с догматом, усвоение обряду и букв богослужебных книг значения неизменности. Старообрядство состоит в содержании обрядов, употреблявшихся до п. Никона; с ним соединяется ложное представление, что эти обряды существовали в русской церкви от лет князя Владимира, что исключительно оные только и употреблялись, при патриархе же Никоне введены новые обряды. Отсюда видна узкость религиозного понимания, заключающаяся в том, что православие церкви будто бы тесно связано с содержанием известных обрядов. Религиозная практика и нравственность раскольников-старообрядцев имеет ту особенность, что заключается в безусловном содержании всего, что существовало до п. Никона, в точном содержании внешнего устава в богослужении и в жизни; сюда относятся: исполнение поклонов, какие когда положены, соблюдение постов, даже строгое содержание прежних житейских обычаев, коим придается значение религиозное, – например: – что в церковь можно ходить только в известном, употреблявшемся в то время одеянии. Таким образом, старобрядство представляетъ собою как бы застывшую жизнь XVII столетия.

Совсем иное представляют собою секты рационалистические: – духоборчество, молоканство, новейший штундизм и многии другии. Начало этого рода сект относится ко второй половине ХVIII столетия. Эти секты появились без всяких видимых поводов; понятия, в них заключающиеся, развивались незаметно. Секты старообрядческие представляют слепое следование русской старине – до мелочей; секты рационалистические отражают занесения в начале XVIII в. западно-европейские понятия. Рациалистическими эти секты называются потому, что отвергают авторитет церкви и призывают свободомыслие в толковании священного писания, в некоторых из них (духоборчество) весьма заметна примесь западных мистических идей. Отсюда общий характер этих сект существенно отличается от старообрядчества; там излишнее уважение к обряду, здесь отвержение обряда. Сектанты не придают должного значения церковной внешности и церковным тайнодействиям; они отвергают почитание икон и мощей, не полагают на себя крестного знамения. И в нравственной жизни у означенных сектантов не придается должного значения внешним подвигам; посты, в смысле неядения того или другого рода пищи, они отвергают. Богослужение их состоит из чтения молитв и пения гимнов. Сами себя они называют «духовными христианами».

Секты мистическия или тайные суть хлысты и скопцы в разных видах. Начало их относится к половине XVII столетия. Происхождение их остается невыясненным, хотя частные черты их учения можно отыскивать в глубокой древности, частию в язычестве, частию в древних ересях христианства. Коренная психическая черта этих сектантов та, что они не поборники внешности и буквы, как старообрядцы, не люди рассудка, как молокане, а мистики, – люди безотчетного чувства; они учат о непосредственном отношении человека к Богу; последователи их делаются богами, христами. пророками, богородицами, пророчицами. Тайными эти секты называются по особенной скрытности; пред людьми посторонними последователи их называют себя почти всегда православными христианами.

Секты эти резко отличаются от старообрядческих и рационалистических сект по источникам, по учению, по нравственным понятиям и богослужению.

а) Хотя Христа Спасателя означенные сектанты признают и видимо уважают, но в отношении к возвещенному Им откровению, как источнику вероучения, они идут гораздо далее духоборцев и молокан. Последние, – особенно молокане – думают все свое учение основать на библии; поэтому они стараются изучать её. Хлысты говорят, что писанная вера им не нужна; у них свое внутреннее откровение. Из писанных же заповедей в основе лежат у них заповеди Данилы Филиппова, – их мнимого «саваофа». «Аз есмь бог пророками предсказанный, вторично сшедший на землю, да не будут тебе бозии инии, разве мене», говорит первая заповедь ересиарха.

б) Основным догматом означенных сектантов служитъ учение о перевоплощении, т. е., что Христос (понятие это определенной личности не означает) не один раз воплотился, но может воплощаться много раз и действительно, воплощается в разных лицах. Отсюда как неизбежное следствие является человекообожание; почему хлысты хотя молятся и св. иконам, но более – «живому богу», т.е. своему христу, или пророку, а иногда и их изображениям.

в) В учении о нравственности они держатся дуалистических идей, т. е. что в мире два начала или два бога:– бог добрый и бог злой; первый сотворил душу человека, последний – тело. Как произведение злого бога, тело следует умерщвлять, ибо потребности оного сами по себе греховны. Хлысты стараются достигнуть этого разными способами изнурения тела, скопцы оскоплением.

г) Богослужение означенных сектантов заключается не в тихой и благоговейной молитве христианской, а в, так называемых, «радениях». Радения заключаются в быстрых кружениях, верчениях, при пении особенных стихов. Смысл и цель этих радений с одной стороны та, чтобы изнурить свою плоть, а с другой, чтобы дойти до состояния экстаза, в коем и предполагается соединение с божеством. В это время дух накатывает на радеющего; он начинает пророчествовать, говорит то, чего сам не сознает. Здесь-то и происходит единение Бога с человеком; человек ставовится обоженным.

Ясно, что это секты прямо не христианские; они существенно отличаются не только от старообрядства, но и от сект рационалистических.

Наиболее распространены у нас секты старообрядческие. Они носят название раскола. По взгляду церкви все отделившиеся от нее сектанты разделяются на три рода: еретиков, раскольников и подцерковников или отщепенцев, (1-е прав. св. Василия Великого). Еретик, который верою чужд, т. е. в исповедании веры содержит иное, неправое учение. Раскольник, который отделяется от церкви «по некоему незнаемому вопрошению», это значит – по предметам, вселенскою церковию соборне неутверждевным, по предметам, в коих возможно и разнообразие, напр. из-за содержания тех или других обрядов. Наконец, третий род церковных сектантов составляют «подцерковники», когда какой либо епископ или священник отделяется от законной власти и созидает свой алтарь; тут разностей никаких может и не быть.

Наши сектанты-старообрядцы называются раскольниками, как отделившиеся от церкви из-за обрядов. Хотя впоследствии между ними появились неправельные мнения и относительно некоторых догматических вопросов; но так как эти мнения не общи всем частным согласиям, появились не сначала раскола и общим существенным признаком служить не могут, то Церковь и удерживает за ними название раскольников.

В изложении «Истории раскола» должны быть разъяснены следующие вопросы: 1) От чего и как раскол произошел? (происхождение раскола); 2) Каков он был на первых порах? (Раскол при первых расколоучителях); 3) Как он развивался и разнообразился во все последующие время? (История раскола в собственном смысле, деление его на частные секты и характеристика оных); 4) Движение среди раскольников в пользу единения с православною церковью (появление Единоверия и его распространение); 5) Внешнее положение раскольников в государстве (краткий очерк правительственных к расколу отношений в разное время и современное положение раскольников) и 6) Духовные действования, направленные к ослаблению раскола (краткий обзор полемических против раскола сочинений и противораскольнического миссионерства. Современные духовные действования).

Вам может быть интересно:

1. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Часть 2. История раскола профессор Николай Иванович Ивановский

2. Отношение русской церковной власти к расколу старообрядчества в первые годы синодального управления при Петре Великом архимандрит Августин (Синайский)

3. Старообрядчество и освободительное движение Сергей Петрович Мельгунов

4. Краткие известия о существующих в расколе сектах, об их происхождении, учении и обрядах, с краткими о каждой замечаниями архимандрит Павел Прусский

5. Критический разбор мухаммеданского учения о пророках Николай Петрович Остроумов

6. Религии древнего мира в их отношении к христианству. Т. 3 епископ Хрисанф (Ретивцев)

7. Христианство и ислам профессор Василий Александрович Соколов

8. Корейцы-христиане епископ Павел (Ивановский)

9. Ценность религии священномученик Александр Туберовский

10. Наша Православная вера и заблуждения иеговистов архимандрит Георгий (Капсанис)

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс