Источник

Иерусалим конфессиональный: перекрестки племен и вер

Эфиопская церковь Пресвятой Богородицы

Храм, принадлежащий Эфиопской Церкви, одной из автокефальных монофизитских Церквей Востока, расположен в центре Иерусалима, на Эфиопской улице, чуть в глубине от улицы Пророков.

Императоры (негусы) Эфиопии возводили свою родословную к легендарному браку Соломона с царицей Савской. В Библии рассказывается: Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце... И увидела... всю мудрость Соломона и дом, который он построил... и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем... И подарила царю 120 талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону (3Цар. 10, 1–10). Но в Библии ничего не сказано о том, что результатом поездки в Иерусалим стал сын, рожденный царицей от Соломона. Сыну, по имени Менелик, суждено было стать основателем знаменитой царской династии.

Соответственно лев – символ колена Иудина – стал гербом Эфиопского царства. Лев с короной и крестом изображен на воротах в иерусалимскую эфиопскую церковь Пресвятой Богородицы. Эта необычная, единственная в Иерусалиме круглая церковь, подражающая ротонде Гроба Господня, является главным зданием религиозного комплекса, который эфиопы называют Дабра Ганнат («Райская гора»). Он расположен на живописной улице, принадлежащей эфиопской общине. Большой темный купол ротонды увенчан символом Эфиопской Церкви – кругом с восьмиконечным крестом, древним знаком Приснодевы.

По преданию, церковь воздвигнута на месте, где в последний раз заночевала Мария на пути из Назарета в Горнее, к своей двоюродной сестре Елизавете. Строительство храма было начато императором Эфиопии Иоанном IV в 1882 г. К этому времени когда-то богатая и влиятельная эфиопская община Иерусалима впала в крайнюю нищету и потеряла почти все из принадлежавших ей святых мест, так как оказалась неспособна платить турецким властям высокие налоги, не считая неотъемлемых от образа жизни на Востоке непрестанных бакшишей и прочих поборов. Негус решил поддержать соотечественников, основав в городе отдельный квартал с обителью для эфиопских монахов. Завершил строительство его преемник Менелик II. В 1893 г. церковь во имя Пресвятой Богородицы была освящена. Окружающая ее высокая стена появилась несколькими годами позже.

Ротонда храма украшена четырьмя фронтонами, с каменными крестами наверху, и четырьмя надоконными карнизами в простенках между ними. Весь цилиндрический объем опоясан стройным рядом арочных окон. Позади храма на монастырском дворе возвышается звонница.

Входя в эфиопскую церковь, нужно так же, как в мусульманской мечети, снимать обувь. Весь пол устлан коврами. В центре храма расположен своеобразный алтарь, повторяющий форму Кувуклии Гроба Господня – эфиопы называют его «Святая Святых». Перед входом в него стоит величественный митрополичий трон. Покрыта часовня шестигранным куполом. Интересен и внутренний купол церкви, изображающий небо, с ангелами и звездами, придающими изображению иллюзию трехмерности. Эфиопы, как и копты, сохранили с древних времен использование в богослужении музыкальных инструментов.

Сирийская церковь Святого Марка

После того как Ангел Господень освободил Петра из темницы, апостол, не теряя времени, скрылся в знакомом доме, расположенном неподалеку. В соответствии с сирийской традицией, это жилище располагалось на том месте, где стоит теперь церковь Святого Марка. Считается, что Петр постучался в ту самую узорчатую дверь, через которую и мы входим в храм.

И действительно, при реставрации церкви в 1940-х гг. была открыта важная для историков арамейская надпись VI в. Надпись гласит: «Это дом Марии, матери Иоанна, именуемого Марк. Церковь была освящена святыми апостолами во имя Пресвятой Девы Марии, Матери Божией, после того как Господь Спаситель вознесся на небеса. Она была восстановлена после разрушения Иерусалима Титом в 73 году».

Расположенная в Старом Городе, на границе между Еврейским и Армянским кварталами, современная церковь Святого Марка представляет собой памятник эпохи крестоносцев, построенный на византийской основе. Она принадлежит древней сирийской общине Иерусалима. (Сирийская, или Сирояковитская, монофизитская Церковь оформилась как самостоятельная в 532 г.) Сирийский язык, который используется здесь в богослужении, близок к арамейскому, на котором говорил Спаситель. В храме совершается литургия святого апостола Иакова, Брата Господня – первого епископа Иерусалима.

Сирояковиты – уточнение «яковиты» связано не с использованием ими литургии Святого Иакова, а с памятью об основателе самостоятельной сирийской иерархии епископом Иаковом Барадеем († 644 г.) – считают, что Иисус и Его ученики встречались иногда в доме Марии, матери Марка. По их традиции, именно здесь Иисус омыл ноги ученикам перед Тайной Вечерей (см. Ин. 13, 1–12), а Фома вложил персты в крестные язвы Иисуса, сомнением утверждая веру (см. Ин. 20, 24–28).

Но, главное, согласно сирийской традиции, здесь совершилась Тайная Вечеря и, значит, установление Христом Таинства Евхаристии. Другие христиане (и католики, и православные) полагают, что Тайная Вечеря происходила на горе Сион. Но, как утверждают сирийцы, Горницей Тайной Вечери было как раз то помещение, на месте которой находится церковь святого Марка.

Сирийская традиция утверждает также, что в доме Марка было совершено Таинство Крещения над Пресвятой Девой Марией и что каменная купель, стоящая в крипте храма, является будто бы Ее крещальней. Лестница ведет вниз в пещеру, которая служила в свое время нижним этажом в доме евангелиста Марка и его матери Марии. На стене в крипте висит старинная икона, изображающая Христа, восходящего в небо с кроваво-красным крестом. Икона никогда не реставрировалась и потому хранит оригинальный, хотя и сильно потемневший облик. В храме находится также древний образ Богородицы с Младенцем, написанный, по преданию, святым евангелистом Лукой, врачом и художником, уроженцем Сирии. Золотая риза на иконе позднейшего происхождения.

Кроме крещальной купели, чудотворной иконы Богородицы и декоративной «двери апостола Петра», предметом особой гордости является резной деревянный трон архиепископа, главы иерусалимской сирийской общины.

Шотландская церковь Святого Андрея Первозванного

Расположенный над крутым склоном горы Злого Совещания, апсидой к самому обрыву, храм наиболее выигрышно смотрится с шоссейной дороги на Вифлеем. Принадлежит Пресвитерианской (Реформатской) Церкви Шотландии и посвящен небесному покровителю Шотландии – святому апостолу Андрею Первозванному. История храма связана с красивой древней легендой о шотландском короле Роберте Брюсе.

Герой-полководец, отстоявший в кровавых битвах с англичанами независимость Шотландии, Роберт дал обет совершить паломничество в Святую Землю, но за постоянными войнами не смог выполнить обещания. Умирая, король завещал, чтобы его сердце было похоронено в Иерусалиме.

...В 1329 г. рыцарь по имени Черный Дуглас с небольшой дружиной отправился в долгое и трудное путешествие с необычной ношей: он вез заключенное в специальный драгоценный ларец сердце своего короля. В Испании на паломников напали мавры, и Черный Дуглас был смертельно ранен. И хотя последним усилием рыцарь бросил в отчаянии заветный ларец в направлении Святой Земли, его подобрали враги. Увы, вопреки тому, что написано во многих путеводителях, сердце Роберта Брюса вернулось в конце концов на родину, где и покоилось, до погибельной для древних святынь Реформации, в отдельной раке, в 160 км от праха короля, в знаменитой по вальтер- скоттовским балладам Мельрозской обители. В год 600-летия со дня кончины Роберта – в 1929 г. – в Иерусалиме как раз заканчивали сооружение церкви апостола Андрея. Тогда-то в честь национального героя Шотландии и была помещена в храме перед престолом медная мемориальная доска, вновь напомнившая паломникам и экскурсоводам о его беспокойном сердце. Тем более что храм был с самого начала задуман как памятник шотландским солдатам, павшим в 1917 г. за освобождение Святой Земли от османского владычества.

Над проектом церкви совместно работали английские и местные архитекторы. То ли случайно, то ли по замыслу зодчих мягкий камень, выбранный для кладки, быстро покрывается мхом. Вот почему, хотя церковь была построена лишь 80 лет назад, из-за темных лишайников, ползущих по ее светлым стенам, она выглядит вполне «средневеково». Нарочитое смешение восточных и западных черт в церковном стиле привело к тому, что рядом с почти византийским куполом возвышается квадратная белая, сугубо «европейская» башня-звонница, над которой развевается бело-голубой шотландский флаг с андреевским косым крестом.

Декоративные оконные витражи, преимущественно голубых оттенков, также контрастируют со светлой плоскостью стен. Чистые линии арочного свода придают интерьеру храма впечатление особой глубины и просторности. Каждое место на строгих деревянных скамьях посвящено тому или иному шотландскому полку, или городу, или графству.

Престол, кафедра и пол в алтарной апсиде отделаны зеленоватым мрамором, специально доставленным в Иерусалим с острова Айона. Это остров у западных берегов Шотландии, прославившийся в VI в., когда на нем основал монастырь святой Колумба, знаменитый миссионер, «апостол шотландцев». Так что священник, совершая богослужение на мраморах Айоны, всегда стоит хотя и в Иерусалиме, но на родной шотландской земле...

Церковь Святого Андрея известна также археологическими раскопками, находящимися буквально в нескольких метрах. Напластования эпох спрессовали здесь на небольшом участке и древние погребальные пещеры, и находки времен Первого Храма, и руины византийского времени – монастырь святителя Модеста, возобновителя иерусалимских святынь после персидского разорения. Именно здесь были найдены два маленьких древнееврейских серебряных свитка (VII в. до н.э.) с текстом благословения, которому Господь научил Моисея на Синае: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! (Числ. 6, 24–26).

От церкви открывается – рекомендуем фотографам – великолепный вид на гору Сион, западную стену Старого Города и пролегающую внизу, между нами и Сионом, Геенну Огненную.

Англиканский собор Святого Георгия

На углу Наблусской дороги и улицы Саладина, в Восточном Иерусалиме, стоит собор Святого Георгия – кафедральный храм Англиканской (Епископальной) общины Иерусалима.

...В 1914г., когда политические разделения Первой мировой войны прошли по Святой Земле (Турция участвовала в войне на стороне Германской и Австро-Венгерской империй) и подданные России, Англии, других стран Антанты были высланы из Святой Земли, турецкий губернатор Иерусалима приказал собор опечатать, а в помещениях аббатства разместить гарнизон. Три года спустя, в 1917 г., именно здесь, в бывшей резиденции Англиканского епископа, был подписан турками акт о сдаче Иерусалима британскому генералу Эдмунду Алленби.

И еще одна страничка истории. В церкви, на северной стене, висит британский королевский герб, который украшал до 1948 г. здание британского верховного комиссара. Тридцать лет Палестиной на основании мандата Лиги Наций управляла Англия. По истечении мандата, весной 1948 г., герб перенесли сюда, в последнюю цитадель английского военного и административного присутствия. Мемориальная доска рядом посвящена памяти британских солдат, павших в Палестине через три года по окончании Второй мировой войны в борьбе с сионистским террором.

Собор Святого Георгия – величественное здание в неоготическом стиле, неотличимое внешне от сотен подобных английских аббатств. Стандартная планировка участка с обязательной квадратной площадкой, обстроенной по периметру, напоминает старинные университетские колледжи. Единственная разница, что вместо зеленых оксфордских лужаек внутренний двор вымощен каменными плитами и в центре воздвигнута колонна с крестом на вершине.

Чтобы попасть в храм, нужно пройти в арочные ворота, и тогда колонна окажется прямо перед вами. Квадратный дворик аббатства окружен сводчатыми аркадами с ажурной каменной резьбой. В архитектурный комплекс входят резиденция архиепископа (справа), хоспис для паломников (слева), собор и башня- звонница, носящая имя короля Эдуарда VII, известного любителя и покровителя искусств, умершего в 1910 г., в год окончания ее строительства. Квадратная в плане, 33-метровая кампанилла, увенчанная четырьмя стрельчатыми башенками-пинаклями по углам, уникальна для Иерусалима. Зодчий поставил ее отдельно, в нескольких метрах от собора, опасаясь последствий случающихся в Святой Земле землетрясений. Рядом, в саду, именуемом «Библейским садом» (здесь действительно культивируют растения, упоминаемые в Библии, и возле каждого дерева, с учебными целями, имеется табличка с названием вида по-латыни, по-английски, по-арабски и соответствующей цитатой из Священного Писания) находится Сент-Джордж Колледж, в котором учатся как местные арабские студенты, так и учащиеся других стран. Библиотека колледжа считается лучшим англоязычным книжным собранием на всем Ближнем Востоке.

Но вернемся в собор. Как войдем, слева – два различных по устройству баптистерия. Мраморная, византийского типа крещальня предназначена для полного погружения – так, как совершается крещение у православных. Она воспроизводит древнехристианскую купель – каменный бассейн со ступенями для спуска, напоминающий еврейскую ритуальную купальню (микву).

Другая, типично англиканская, купель, подаренная королевой Викторией, стоит посреди придела и накрыта дубовой крышкой-киворием из особой породы заиорданского дуба. Весь интерьер собора отделан темным деревом – перегородки приделов, декор кафедр в алтарной части и органа у задней, западной стены.

Центральный неф собора имеет 52 м в длину. В северной части трансепта устроена капелла святого Иоанна Крестителя, принадлежащая Мальтийскому ордену. Четкие восьмиконечные кресты, украшающие придел, так и называются мальтийскими. Оконные витражи воспроизводят сцены из жития Иоанна Предтечи.

Епископская кафедра в алтаре в точности воспроизводит древнейшую кафедру в мире – трон папы Пасхалия I, найденный в катакомбах Рима. На колонне, слева от епископского трона, помещена копия древнего англосаксонского креста, найденного в Кентербери и растиражированного по всем англиканским соборам мира как символ единения с религиозной столицей англиканства.

Справа, симметрично к мальтийской капелле, расположен придел, посвященный памяти епископа Иерусалимского Дж. Блайта, при котором было закончено строительство собора.

Отдельно, справа от входа в храм, находится еще один придел – Архистратига Михаила и всех Сил Небесных. Здесь совершается ежедневная служба. На кафедре декана («декан» в Англиканской Церкви – настоятель храма, вообще, второе лицо после епископа) изображен Моисей с молитвенно воздетыми руками – вечный символ неутомимой священнической молитвы. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Но руки Моисеевы отяжелели... Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца (Исх. 17, 11–12).

Посреди двора, перед входом в храм, как мы уже говорили воздвигнута византийская мраморная колонна и на ней крест – над круглым каменным ядром из римской катапульты, служащим здесь в качестве подкрестного яблока.

Лютеранский храм Искупителя на Муристане

Эта церковь, колокольня которой, почти как Купол-над-Скалой видна отовсюду с окружающих Иерусалим холмов, расположена на улице Муристан, в сотне метров от Гроба Господня, напротив русского Александровского подворья.

В 1869 г. турецкий султан Абд уль-Азиз решил сделать дорогой подарок прусскому кронпринцу Фридриху-Вильгельму – подарить ему участок земли в Иерусалиме, на которой немецкие зодчие могли бы построить свою церковь. Участок был выбран в районе древнего Муристана, весь в камнях и руинах, среди которых, как считали археологи, находились и фундаменты знаменитой средневековой церкви Санта Мария Латина, построенной в начале IX в. на участке, подаренном императору Карлу Великому легендарным халифом Гаруном ар-Рашидом.

Когда в 1064 г. владельцем участка стал купец из итальянского портового города Амальфи, все здесь – и церковь, и хоспис при ней – было давно разрушено. Представлявшая один из значительнейших памятников старого христианского Иерусалима, церковь была тогда заново отстроена.

Современный храм Искупителя проектировался таким образом, чтобы быть максимально похожим на церковь Карла Великого и крестоносцев, архитектор встроил даже древний декоративный портал во внешнюю стену храма.

Хотя архитектурный проект был разработан еще в начале 70-х годов XIX в., строительство – с немецкой основательностью – растянулось на несколько десятилетий. Кронпринц стал в 1888 г. германским кайзером Фридрихом III – ровно на 99 дней. Он умер от рака, так и не увидев своего создания. Только его сын Вильгельм II (и последний) сумел осуществить мечту своего отца. Вильгельм, увлекавшийся искусством и архитектурой, лично спроектировал башню-звонницу в 45,5 м высотой, воспроизводящую почти точно старую романскую башню в Тиволи. 31 октября 1898 г. храм Искупителя был освящен в присутствии германского императора, специально прибывшего для этого с паломничеством в Святую Землю.

...Древнее предание местных арабов-мусульман гласит, что однажды Иерусалим будет завоеван императором, который въедет в городские ворота на белом коне. Кайзер Вильгельм, прусский король и германский император, выбрал белого скакуна для торжественного въезда в Святой Город. По этому случаю рядом с Яффскими воротами был сделан пролом в стене – специально для того, чтобы дать простор для пышной императорской кавалькады.

Впрочем, может быть, все обстояло как раз наоборот: кайзера заставили въехать в Иерусалим через стену, а не через ворота, чтобы не пугать местных жителей иллюзией сбывшихся пророчеств.

Построенная в нарочито средневековом стиле, церковь Искупителя была первоначально украшена всем богатством орнамента и росписи. Но в 1970 г. интерьер храма при реставрации подвергся строгой «цензуре» с точки зрения иконоборческой по сути протестантской эстетики, что привело к утрате прежнего великолепия, соответствовавшего вкусам кайзера-основателя. В результате церковь приобрела строгий, почти суровый облик, с гладкими оштукатуренными сводами и голыми массивными каменными стенами.

В этом мрачноватом интерьере невольно приходят на память стихи великого русского поэта Ф.И. Тютчева, сумевшего, кажется, наиболее образно и емко выразить самую суть протестантской архитектуры (напомним, что храм Искупителя принадлежит немецкой лютеранской общине).

Я лютеран люблю богослуженье,

Обряд их строгий, важный и простой, –

Сих голых стен, сей храмины пустой

Понятно мне высокое ученье.

Не видите ль? Собравшися в дорогу,

В последний раз вам Вера предстоит:

Еще она не перешла порогу,

Но дом ее уж пуст и гол стоит, –

Еще она не перешла порогу,

Еще за ней не затворилась дверь...

Но час настал, пробил... Молитесь Богу.

В последний раз вы молитесь теперь.

Единственные две иконы украшают интерьер. Мозаический медальон с головой Спасителя реставраторы решили сохранить на стене в центральной апсиде. И странно, куда бы вы ни шли, кажется, что глаза Иисуса поворачиваются, следят за вами. Второе изображение – икона в православном стиле, именуемая «Иконой мира». На ней изображен праведный Ной, вышедший из ковчега на берег после потопа и принимающий от Христа «завет радуги» – в знак того, что, взглянув каждый раз после дождя на радугу, Всевышний вспомнит о Своем примирении с человечеством и не захочет больше губить людей всемирным потопом.

Икона находится в правой абсиде, которую и называют поэтому иногда «приделом мира». Такие иконы – в православном духе – пишут в современном Иерусалиме сестры немецкого бенедиктинского монастыря на Елеоне. Одна из них и подарила свою икону в храм Искупителя в 1991 г. Мощные столпы храма увенчаны коринфскими капителями, как две капли воды схожими между собой. Дело в том, что в развалинах Муристана археологами была найдена лишь одна подлинная капитель времен крестоносцев, ее и использовал архитектор как образец для всех колонн.

Абстрактные по рисунку, цветные стекла витражей лишены каких-либо библейских сюжетов или изображений. Их автором является иерусалимская художница Андерс-Маркус. Они представляют, по замыслу автора, иллюстрацию к словам 129-го псалма: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи. Господи, услыши мя». Лучшие витражи расположены в центральной апсиде и воплощают собой тему Троицы. Не менее интересны витражи в куполе. Коричневые, белые и желтые стекла подобраны так, чтобы солнечный свет, проходя через них, падал золотым лучом к центральному алтарю храма.

Вход в церковь украшает скульптурное изображение Агнца – символ Иисуса Христа. По одну сторону дверей – характерный германский орел, по другую – шлем крестоносца, рыцаря ордена иоаннитов.

Чтобы увидеть средневековый портал, упомянутый выше, придется выйти из церкви и повернуть за угол, к русскому Александровскому подворью. Посреди арки, обрамляющей портал, художник поместил барельефы солнца и луны. Хотя не все из древних барельефов сохранились, отчетливо читается левая их часть, изображающая месяцы года. Латинские надписи позволяют отождествить некоторые из них. Под надписью «Август» можно различить сливовое дерево, под надписью «Сентябрь» – бородатого мужчину с гроздью винограда.

Вернувшись на улицу Муристан, проследуем мимо современного входа и попробуем войти во вторую дверь, на которой написано «Англоязычная лютеранская конгрегация и Капелла крестоносцев». Войдя вовнутрь и миновав конторку, мы окажемся в другом мире – в средневековом клуатре.

...Муристан сегодня – это живописный городской рынок. Но первоначально... По- персидски «Муристан» означает «больница, госпиталь». Название связано с деятельностью располагавшейся здесь в XII в. резиденции Ордена госпитальеров, или, по-другому, Ордена святого Иоанна Милостивого. (Шлем рыцаря-госпитальера мы как раз и видели у дверей храма.)

Рыцари ордена, созданного вскоре после освобождения Иерусалима крестоносцами, занимались организацией приютов для воинов и пилигримов и ухаживали за больными. Они жили в небольшом уютном двухэтажном монастыре, лучше всех других сохранившемся в современном Иерусалиме. Выразителен сводчатый монастырский рефекторий (в русском монашеском обозначении – трапезная), переделанный в 1871 г. в небольшую капеллу и вновь отреставрированную столетием позже – уже в наши дни. Капелла украшена глиняными светильниками и деревянным резным балконом.

Поднявшись на башню, построенную, напомним, по проекту самого кайзера Вильгельма, паломник оказывается на одной из лучших в городе смотровых площадок. Подниматься нелегко, нужно преодолеть более 200 ступеней, но, преодолев себя и трудности подъема, вы вполне будете вознаграждены.

Церковь покаяния апостола Петра

На восточном склоне горы Сион, над современной арабской деревней Силуан, стоит монастырь с церковью, построенной не то в модернистском, не то, как пишут в некоторых западных путеводителях, в неовизантийском стиле. Впрочем, у католических историков архитектуры свои, для нас иногда удивительные, представления о «византийском» стиле.

...В мае 1887 г. монахи Ассумпционистского ордена (от Assumption – Успение), являющегося одним из августинских орденов, решили обосноваться в Иерусалиме. Во время первого же своего паломничества они посетили на склоне Сиона, покрытом тогда огородами, полузаваленную пещеру, именуемую местными жителями «Пещерой Петровых слез». Ассумпционисты купили эту пещеру и весь прилегающий участок.

Первым настоятелем обители стал Иосиф Жерме-Дюран из французского города Нима, который большую часть своей жизни прожил в Иерусалиме. Благодаря познаниям в археологии, эпиграфике и нумизматике он идеально подходил для раскопок на приобретенной земле.

Они начались официально 25 октября 1888 г. Когда начали копать в северной части участка, обнаружились фундаменты, занимающие большую и глубокую площадку. Убрав штукатурку от отверстия ямы, использовавшейся в средние века в качестве дождевой цистерны, они обнаружили три византийских креста, вырезанных в каменной цилиндрической «шейке» цистерны. В самой же глубокой яме, по удалении строительного мусора, было найдено еще семь красных и четыре черных креста византийского времени, расположенных в определенном порядке.

В развалинах было найдено также большое число мозаик христианской эпохи, некоторые in situ (на месте), местами со следами пожара, в золе и прахе. Мозаики были того же типа, как открытые незадолго до того при раскопках храма Первомученика Стефана у Дамасских ворот. Церковь Стефана была, как известно, построена императрицей Евдокией, т.е. датируется серединой V в. Фундаменты храма лежали поверх археологического слоя, содержавшего значительные постройки евангельского времени, да и предметы, найденные в развалинах, датировались хасмонейским и иродианским временем.

С накоплением материала возникла гипотеза, что раскопанные развалины могли быть остатками дворца первосвященника Каиафы. Раскопки вскрыли также высеченные в скале ступени, оказавшиеся частью террасной древнееврейской улицы, ведущей с Сиона к Силоамской купели.

Руины дома Каиафы впервые видел и описал в 333 г. анонимный «Бордосский путник» (паломник из Бордо). Пятнадцатью годами позже о них говорил святитель Кирилл Иерусалимский.

Рубежом 50–60-х гг. V в. датируется базилика, построенная на этом месте на средства, пожертвованные императрицей Евдокией. В ее фундаментах, впервые раскрытых в 1907 г., археологами были найдены монеты с изображениями византийских императоров, современников Евдокии, – ее мужа Феодосия Младшего (408–450), Маркиана (450–457) и Льва Великого (457–474). Специалисты считают, что большая церковь Петра к востоку от Сенакля изображена даже на мозаической Мадабской карте (конец VI в.) – древнейшем изображении Иерусалима.

Церковь серьезно пострадала в период самаритянского восстания 529 г., а затем была полностью разрушена персами в 614 г. После победы императора Ираклия над персами преподобный Модест, архимандрит Лавры святого Феодосия Киновиарха, восстановил, как известно, практически все христианские святыни Иерусалима. Во всяком случае, в 30-е гг. VII столетия несколько монахов из Лавры Феодосия служили, по свидетельству источников, в храме Апостола Петра.

В начале XI в. иерусалимские храмы подверглись новому разгрому. На этот раз инициатором антихристианских гонений стал Хаким Безумный, халиф новой, фатимидской династии. Тем не менее место «плача апостола Петра» на склоне холма по-прежнему почиталось. Крестоносцы восстановили находившуюся здесь прежде церковь. Современное ее название в латинской форме «Sanctus Petrus- in-Gallicantu» (Святого Петра там, где пел петух) впервые появляется в «хождении» англосаксонского паломника Сэвульфа в 1102 г.

Храм крестоносцев был разрушен в 1219 г. Августинский монах Джакомо из Вероны писал в 1335 г.: «На той же горе Сион, на склоне, по направлению к долине Иосафата, существовала когда-то церковь, но сейчас от нее нет никаких следов. Это – место, где Петр оплакивал свое троекратное отречение».

Таким образом, проходили столетия, строились и разрушались храмы, но церковное предание бережно хранило память о происходивших здесь евангельских событиях. Судите сами.

Евангельская археология in Gallicantu включает большую усадьбу с хозяйственными службами и фундаментами жилых строений – все, что может относиться предположительно к «дому Каиафы», и глубокую яму, напоминающую древние иерусалимские узилища, описанные в книге пророка Иеремии.

Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму... которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь. Потом царь дал приказание освободить пророка. И потащили Иеремию на веревках и вытащили его из ямы. (Иер. 38, 6¬13). Именно такую яму-тюрьму нашли археологи в доме первосвященника Каиафы – под фундаментами современной церкви Св. Петра.

Рядом находится большое подземное помещение с каменными лавками вдоль стен, служившее то ли общей камерой, то ли комнатой для стражи. Среди находок привлекает также внимание большая дверная перемычка с надписью на древнееврейском: «Это Корван – хранилище для жертвы за грех». Наличие Корвана в доме первосвященника полностью соответствует библейскому разъяснению: Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень (т.е. в храм): священникам оно принадлежало (4Цар. 12, 16).

К археологическим находкам христианской эпохи относятся многочисленные кресты, начертанные на каменных стенах, греческая надпись на мозаике с остатками саркофага, кольцо с изображением петуха, рукоятка печати в форме петуха, светильники с христианскими надписями или крестами, паникадило с цепями и греческой надписью, обломки колонн с капителями византийской и крестоносной эпох.

Современная, хронологически уже четвертая на этом месте церковь, построена ассумпционистами в 1924–1931 гг. Закладная доска на внешней восточной стене храма, за алтарем, гласит, что «первый камень восстанавливаемого храма» был заложен Латинским патриархом Иерусалима 30 июня 1924 г. Архитектором и дизайнером этого необычного по архитектуре и богато украшенного мозаиками храма был Этьен Бубе. Храм представляет собой ротонду, единственным источником света для которой является окно в куполе, сделанное в форме креста. Крест Христов есть единственный источник духовного света для христианина. Главная тема мозаических изображений – преображающая сила покаяния. Слева и справа от престола изображены великие грешники и грешницы, сделавшиеся в результате раскаяния великими подвижниками. Слева – мужчины, во главе с Благоразумным Разбойником. Справа – святые жены, бывшие блудницы: Мария Магдалина, Мария Египетская, Пелагия, обращенная в христианство епископом Антиохийским Нонном. (Ее келью мы увидим с вами на Елеоне.)

Крипта реконструирована в стиле ранневизантийского церковного зодчества. Находящийся здесь нижний храм посвящен непосредственно покаянию апостола Петра. Иконы – XX в., но написанные вполне в византийском духе, – изображают два основных момента в истории апостола: его отречение от Господа («Не знаю этого человека») и последняя его беседа с Иисусом Христом на Геннисаретском озере, когда Спаситель вернул ему апостольский посох со словами: «Паси овец Моих».

Еще глубже, под криптой храма, находится, как мы сказали, яма-узилище, в которой, возможно, провел несколько часов Иисус до того, как предстать пред неправедным судом Каиафы. Слева от храма начинается идущая вниз по склону холма лестница, по которой дважды прошел Спаситель в последнюю ночь Своей жизни. В первый раз – когда уходил с учениками после Тайной Вечери за Кедрон в Гефсиманский сад. И второй раз – когда, поруганного и связанного, влачили Его слуги первосвященников, чтобы ложно обвинить в богохульстве и приговорить к смерти.

...В годы Второй мировой войны монастырь был занят британскими войсками, оставившими его лишь за два дня до провозглашения государства Израиль в мае 1948 г. В период первой израильско-арабской войны он сильно пострадал и оказался затем, при разделе Иерусалима, в его восточной, «иорданской» части.

В эти годы, хотя храм поддерживался монахами в порядке, обитель в целом использовалась как католический госпиталь для арабского населения. Затем, с 1956 г., как гостиница для паломников. После Шестидневной войны 1967 г. недвижимость перешла под юрисдикцию Израиля и монастырь вновь стал резиденцией ассумпционистов. В годы, прошедшие от начала Второй мировой войны, орден практически не имел возможности ни ремонтировать здание храма, ни поддерживать связанной с ним археологической зоны.

Лишь в последние годы были осуществлены ремонт, реставрация, благоустройство территории общей стоимостью в 750 тысяч долларов. Это привело к необходимости ввести входную плату за посещение паломниками храма, территории и бельведера, с которого действительно открывается прекрасный вид на гору Елеон, гору Соблазна, гору Злого Совещания и долину Кедрона, уходящего к югу, в глубь Иудейской пустыни. Повторное освящение храма после реставрации состоялось 13 мая 1997 г.


Источник: Откровение Святой Земли / Н.Н. Лисовой. - М.: ДАРЪ, 2012 г. - 476 с. ISBN 978-5-485-00372-2

Комментарии для сайта Cackle