Азбука верыПравославная библиотекаИстория ЦерквиВведение в историю Церкви - Часть 1 - Обзор источников по общей истории Церкви - Учебное пособие


В. В. Симонов

Введение в историю Церкви – Часть 1 – Обзор источников по общей истории Церкви – Учебное пособие

Содержание

Введение
Раздел 1. Нарративные источники (письменные документы) Глава 1. Античные источники по раннему христианству § 1. Раннехристианские источники § 2. Нехристианские источники Глава 2. Произведения древних и средневековых историков церкви § 1. Греческая историография § 2. Латинская историография § 3. Восточные «церковные истории» § 4. Армянская историография Глава 3. Хроники и произведения гражданских историков § 1. Ранние греческие и византийские хронисты и гражданские историки. § 2. Новогреческие литературные источники по истории Церкви § 3. Латинские церковные хронисты § 4. Восточные хроники § 5. Русские литературные источники по истории греческой Церкви османского периода Глава 4. Юридические и канонические (церковно–правовые) документы § 1. Гражданские юридические предписания касательно христиан § 2. Канонические источники § 3. Издания канонических источников Глава 5. Агиографические источники § 1. Житийная литература § 2. Монастырские правила § 3. Аскетические сборники § 4. Обзор основных изданий Глава 6. Труды богословов § 1. Апологетическая литература § 2. Святоотеческая письменность (патристика). § 3. Труды католических богословов § 4. Труды основоположников протестантской Реформации § 5. Греческое богословие османского периода § 6. Источники «протестных» социальных групп (ереси; секты; агностицизм и атеизм) § 7. Обзор основных изданий святоотеческой письменности Глава 7. Литургические источники § 1. Типы богослужебных книг § 2. Литургические памятники § 3. Издания литургических памятников § 4. Толкования литургии § 5. Гимнография (церковное песнотворчество) Глава 8. Мемуарная литература § 1. Путевые заметки, записки паломников § 2. Мемуары § 3. Дневники и личная переписка § 4. Живое предание как исторический источник по истории Церкви Глава 9. Документы и материалы международных христианских организаций § 1. Всемирный совет церквей § 2. Конференция европейских церквей § 3. Комиссия епископских конференций Европейского сообщества Римско–католической церкви Глава 10. Массовые источники, доступные статистическому наблюдению § 1. Периодические издания § 2. Статистические источники Глава 11. Архивные собрания § 1. Собрания Ватиканской апостолической библиотеки, иные крупные библиотеки и архивы § 2. Греческие архивы и библиотеки § 3. Коллекции монастыря Св. Екатерины на Синае. § 4. Собрание Патриаршей библиотеки в Иерусалиме § 5. Собрание монастыря Гроттаферрата § 6. Коптский музей в Каире § 7. Собрание Государственного исторического музея (г. Москва) § 8. Библиотека Российской Академии наук (БАН) в Санкт–Петербурге основана декретом Петра I в 1714 г. § 9 § 10. Собрание Российской национальной библиотеки § 11. Российская государственная библиотека § 12. Собрание Научной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Раздел 2. Археологические и эпиграфические источники Глава 1. Христианская и церковная археология § 1. Христианская археология § 2. Археология поздней античности § 3. Византийская археология § 4. Библейская археология § 5. Церковная археология Глава 2. Христианский город § 1. Топография христианского города § 2. Современные тенденции § 3. Епископ и город § 4. От языческого здания к христианской церкви Глава 3. Христианское кладбище § 1. Христианские погребения § 2. Культовое здание и захоронения § 3. Погребение апостола Петра в Ватикане § 4. Катакомбы § 5. Крымские склепы § 6. Саркофаги Глава 4. Хризма и крест. Распятие § 1. Христианская монограмма § 2. Крест § 3. Распятие Глава 5. Языческое и иудейское культовое здание эпохи поздней античности Глава 6. Христианское культовое здание § 1. Дома собраний первых христиан § 2. Базилика § 3. Центрально–купольное сооружение § 4. Мартирий § 5. Баптистерий § 6. Интерьер церкви: декор § 7. Литургическое пространство храма § 8. Предметы церковного обихода и личного благочестия. § 9. Паломничества Глава 7. Эпиграфические источники и их публикации § 1. Христианские надписи § 2. Собрания и издания эпиграфических памятников § 3. Иные виды эпиграфических источников Приложение 1. Содержание томов «латинской патрологии» Миня Приложение 2. Содержание томов «греческой патрологии» Миня Приложение 3. Содержание томов серии Приложение 4. Перечень авторов, опубликованных в corpus christianorum  

 
Введение
Данное учебное пособие своим возникновением обязано введению в систему дисциплин, преподаваемых на историческом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, курса истории Церкви (общей и русской) в качестве обязательной дисциплины и дисциплины специализации.
Систематическое преподавание истории Церкви как отдельной исторической дисциплины в Московском университете началось в 1863 г.: именно тогда на историко-филологическом факультете была создана кафедра церковной истории. Ее возглавляли крупные отечественные специалисты, обогатившие русскую историческую науку высококлассными трудами, большинство которых не потеряло своего значения до настоящего времени. Это – профессор протоиерей Николай Александрович Сергиевский (до 1872 г.), профессор протоиерей Александр Михайлович Иванцов–Платонов (1872–1894 гг.), профессора Алексей Петрович Лебедев (1895–1908 гг.) и Александр Иванович Алмазов (1912–1917 гг.).
К сожалению, традиция прервалась, по понятным политико–идеологическим причинам, в 1918 г.
За 55 лет профессорами кафедры были разработаны систематические и проблемные учебные курсы, существенная часть которых была издана в виде монографий. Однако источниковедению в этом корпусе публикаций не повезло – возможно, в связи со специфичностью самого предмета, слишком сухого и конкретного, чтобы вызвать интерес массового читателя.
Не сложилась издательская судьба и тех источниковедческих курсов, которые продуцировались другими крупными центрами отечественной историко–церковной науки: Московской, Санкт–Петербургской и Казанской духовными академиями, Санкт–Петербургским и Новороссийским (в Одессе) университетами.
Единственная публикация, представившая читателю систематизированный обзор основных групп источников по церковной истории, обязана своим появлением не специфике и академической важности предмета исследования, а личности исследователя. Речь идет о лекционном курсе церковной истории, читанном в течение ряда лет в Санкт–Петербургской духовной академии членом-корреспондентом Императорской академии наук профессором Василием Васильевичем Болотовым (1854–1900) и опубликованном посмертно (на основании ученических конспектов) большим почитателем его таланта и преемником по кафедре А.И. Бриллиантовым. В этом труде при рассмотрении «вспомогательных наук для церковной истории» значительный объем занимает обзор источников 1.
Этот содержательный обзор мы использовали при подготовке настоящего издания, однако само содержание лекций В.В. Болотова существенно ограничивало ретроспективу и объем рассматриваемых им источников: в силу специфики предмета курса 2 он затрагивает главным образом лишь те источники, которые связаны с историей древней и, отчасти, средневековой Церкви. Кроме того, обзор В.В. Болотова имеет естественные временные ограничения: со времени его составления прошло более 100 лет, в течение которых корпус источников по истории Церкви существенно обогатился, в него вошли, помимо прочего, совершенно новые группы источников (например, материалы международных христианских организаций). В этой связи мы не можем рекомендовать это издание в качестве полноценного пособия для современных студентов.
Отметим еще одно пособие, в коем весьма подробно рассмотрены канонические источники, – учебник церковного права московского профессора церковного права Николая Семеновича Суворова 3, активно используемый современными отечественными авторами при подготовке учебной литературы по данному предмету.
Источниковедческие проблемы рассматриваются практически во всех монографических исследованиях, связанных с изучением отдельных аспектов истории Церкви, однако во всех этих случаях изложение подчинено стоящим перед авторами конкретным исследовательским задачам, в круг которых систематический обзор источников по общей церковной истории, к сожалению, обычно не входит.
Подготовленная в виде отдельного учебного пособия Часть 1 учебника «Введение в общую историю Церкви» представляет собой первую в отечественной науке с конца 19 в. попытку систематического обзора источников по общей истории Церкви.
Принимая во внимание специфическое состояние источниковедения истории Церкви как отрасли отечественной исторической науки в современный период, книга ставит перед собой задачу свести воедино (по возможности – лапидарно) разрозненную информацию касательно основного источникового материала, характеризующего двухтысячелетнее развитие Церкви как религиозно–социального института (в максимальной степени избежав при этом лакун, существенных с точки зрения как полноты изложения, так и методологии профессиональной работы с историческими источниками разных типов).
Методологическая сложность поставленной задачи и невероятная обширность требующего экспозиции материала привели к необходимости сочетать в издании общий методический характер, определенный самим жанром учебника, с элементами справочно–энциклопедического подхода.
В этой связи книга содержит, помимо прочего, существенный справочный материал (по возможности собранный в примечаниях и приложениях к тексту) и научный аппарат, нацеленный на всемерную помощь изучающим общую историю Церкви (прежде всего, многочисленные ссылки на издания источников и литературу в тексте и примечаниях, глоссарий, а также указатели).
Учебное пособие предназначено для студентов, слушающих общий курс истории Церкви (Раздел 1, Главы 1–3; Раздел 2), и для студентов, изучающих историю Церкви в порядке специализации, по специальным дисциплинам «история канонического права», «историческая литургика», «история догматических учений» (Раздел 1, Главы 4–11).
В подготовке издания приняли участие: д.э.н., профессор, заслуженный экономист Российской Федерации В.В. Симонов (Раздел 1, в т.ч. Главы 2–3 – при участии к.и.н., доцента П.В. Кузенкова; Раздел 2, Глава 7), д.и.н., профессор Л.Г. Хрушкова (Раздел 2, Главы 1–6, Глоссарий к Разделу 2), к.и.н., доцент К.А. Аветисян (в Разделе 1: § 4 Главы 2; а также § 4 Главы 3, § 2 «и» Главы 4, § 1 Главы 5, § 6 Главы 6, § 5 Главы 7 и § 3 Главы 8 – в части, касающейся армянских источников), к.и.н. Г. Зоитакис (в Разделе 1: § 2 Главы 3, § 6 Главы 5, § 2 Главы 11, § 4 Главы 8; а также § 3 Главы 4, § 4 Главы 5, § 3 Главы 7, § 1 Главы 10 – в части, касающейся новогреческих источников и греческих архивов). Общая редакция осуществлена В. Симоновым, указатели составлены И.Н. Бузыкиной, М.Н. Бузыкиной.
Источники по истории Церкви могут быть разделены на ряд групп. В наиболее общем плане выделяют источники археологические и нарративные.
В группе археологических источников (памятники материальной культуры) выделяются, в частности: памятники архитектуры и изобразительного искусства (христианская живопись и скульптура, ремесленные изделия – керамика, изделия из дерева, металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и проч.); эпиграфические источники (надписи на твердых предметах – камнях, керамике и проч.); надписи на печатях (изучаются специальной исторической дисциплиной сфрагистикой, или сигиллографией) и монетах (являются предметом нумизматики).
В группе нарративных источников (письменные документы) выделяют:
раннехристианские источники – литературу, возникшую в недрах первохристианской общины (Св. Писание Нового завета, апокрифические произведения, труды ранних апологетов и полемистов);
немногочисленные сообщения античных языческих авторов о первых христианах (Тацит, Светоний, Плиний Младший, Элий Лампридий и др.);
произведения древних и средневековых историков Церкви (т.е. историков, чьи труды посвящены главным образом церковной истории) и гражданских историков и хронистов (в центре внимания которых стоит главным образом политическая и социальная история; она, однако, в древности и Средневековье в существенной степени переплетается с историей Церкви – постольку, поскольку последняя представляла собой активный субъект политической и экономической жизни общества);
юридические и канонические (церковно–правовые) документы, отражающие специфичность положения Церкви в социальной и институциональной структуре общества;
труды богословов, где отражены как история христианства как религиозно–общественной идеи, так и многочисленные исторические реалии, в среде которых эта история развивалась;
агиографическую и связанную с ней аскетическую литературу (жития святых, акты мучеников, описания аскетической жизни и сборники изречений, фиксирующие индивидуальный и коллективный аскетический опыт, и т.д.), которая содержит информацию относительно практического применения богословских идей в христианском обществе;
литургические источники (богослужебные тексты и комментарии к ним), содержащие не только информацию касательно способов христианского богопочитания в их исторической динамике, но и массу сведений относительно исторических условий и событий (включая сюда и персоналии), в которых осуществлялось это богопочитание в конкретном историческом времени;
архивные документы (в первую очередь – индивидуальные и массовые источники официального характера: официальная переписка и иные официальные документы, протокольные записи, регистрационные документы разного рода, документы правоприменительной практики и т.п.);
источники, характеризующие главным образом индивидуальное восприятие исторического процесса ( мемуары, дневники, путевые заметки, личная переписка) .
Все эти виды источников, взятые в комплексе, позволяют системно реконструировать совокупность исторических событий и явлений, составляющих церковную историю.
Они также дают, помимо прочего, существенную статическую (при рассмотрении в рамках отдельных временных срезов) и динамическую (при рассмотрении во временной последовательности) информацию относительно уровня развития культуры христианского общества, включая сюда: философский фон; психологические аспекты; особенности литературного выражения индивидуально и коллективно воспринимаемых и оцениваемых событий и явлений; развитие языка, изобразительного искусства, монументального творчества; христианскую педагогику, т.е. целенаправленное формирование личности (в ее индивидуальном и коллективном качестве), «благонадежной для Царствия Божия» (Лк. 9:62), с учетом исторической динамики понимания содержания и конечной цели данного процесса; формирование и развитие научных воззрений и отношение к ним христианского общества в целом и его составляющих (различных слоев клира, монашествующих, мирян); и др.
В качестве специфических источников можно рассматривать документы международных христианских организаций.
Особую группу образуют массовые источники, доступные статистическому наблюдению (древние рукописи на папирусе, пергамене, бумаге и первопечатные книги, рассматриваемые в данном случае не семантически, а как специфические единицы – самостоятельные памятники материальной культуры; данные различных переписей; иные статистические материалы; периодическая печать), что связано, прежде всего, со спецификой методов их научного исследования. К подобного рода источникам возможно применить различные методы квантитативного анализа, позволяющие сделать определенные выводы, исходя не из содержательной стороны таких документов, а из их количества и пространственного распределения.

* * *

1 См.: Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4–х т. СПб., 1907–1918 (репринт: М, 1994). Т. 1.С. 106–212.
2 Богословское понимание Церкви предполагает ряд ограничений, которыми должна обладать социально-религиозная структура, претендующая на наименование Церкви. Неотъемлемыми характеристиками Церкви с этих позиций являются, в частности: 1) догматическая неповрежденность, 2) сохранение апостольского преемства и 3) системы Таинств, существовавших в Церкви с первохристианских времен.
Рассматривая Церковь в этом контексте, православное богословие (частью преподавания которого являлся курс В.В. Болотова, читавшийся в духовном учебном заведении) признает Церковью только Церковь Православную, коль скоро в ней 1) неповрежденно хранятся догматы и иные установления, сформулированные отцами и учителями Церкви и закрепленные решениями семи Вселенских соборов (т.е. соборов, в коих участвовали представители всей полноты Церкви – и с Востока, и с Запада), что отличает ее от Католической церкви, которая не только ввела ряд новшеств (Filioque в никео–цареградском Символе веры, некоторые особенности совершения богослужения, статуса клира и др.), ставшие причинами разделения Церквей в 1054 г., но и продолжала формулировать подобные новшества в дальнейшем, на основе теории «догматического развития» (догматы о непорочном зачатии Девы Марии, о папской непогрешимости и проч.); 2) в ней не просто наличествует священство (что отличает Православную Церковь от реформатских общин, не признающих священство Таинством Церкви), но и не прерывается апостольское преемство – ее иерархия может быть прослежена (по порядку епископских рукоположений) до самих апостолов, а через них – до Христа (в этом – отличие Православной Церкви от последователей Реформации, признающих епископат); наконец, в отличие от реформационных учений, в православии налицо все церковные Таинства.
Этот методологический подход ограничивает историю Церкви временем до 1054 г., когда, в результате разделения Церквей («Великой схизмы»), между православием и католичеством была воздвигнута стена, которая со временем только укрепляется. После этого разделения церковная история распадается на ряд направлений: история Православной Церкви (в ее географических проявлениях в виде Поместных Церквей) и история других христианских деноминаций (католичества и различных течений протестантизма; к ним примыкает история т.н. дохалкидонских – монофизитских и несторианской церквей, отколовшихся от Вселенской Церкви после IV Вселенского собора в Халкидоне).
Нужно сказать, что этот методологический подход – вовсе не специфическое порождение православного богословия. Современный католицизм придерживается аналогичных богословских посылок, с той лишь разницей, что «схизматиками» в католическом богословии считаются православные (и, естественно, покинувшие лоно Католической церкви реформаты), а единственным организмом, обладающим всей полнотой признаков Церкви, признается только Католическая церковь.
3 См. переизд.: Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 2004.

Требуется опытный backend-программист по совместительству