Николай Петрович Остроумов

Приложение 2-е. Koгo нужно разуметь под именем пророка Салиха, упоминаемого в Коране?

Готтйнгер говбрит, что Салих есть ветхозаветный патриарх, прославляемый в Коране, но по своому происхождению не определенный очень многими авторами. Бяйзави составил его родословную, которой ни основания, ни следов нельзя найти в священных книгах. Он измыслил неизвестному сыну еще более неизвестного отца, какого-то Тсямуда661. Кассаи приписывает ему отца Кянуга, а мать Зягуму. Тем не менее, Готтингер думаетъ, что Салих никто другой, как библсйский Фалек662. Свое мнение Готтингерг подтверждает, во-первых, сходством самых имен: Салих и Фалек, а во-вторых, сходством истории Салиха, рассказанной в Коране с библейскою историей вавилонского столпотворения, во время которого жил Фалек663.

Марракчи прямо говорит, что под Салихом Корана нужно разуметь библсйского Фалека664.

Д'Ербело говорит, что Салихом арабы называли патриарха Салиха, сына Арфаксадова и отца Еверова665.

Гейгер затрудняется дать обстоятельное объяснение этому имени и рассказанной в Коране истории, но тем не менее убежден, что как имя Салиха, так и история его составлена под влиянием иудейских источников666.

Шпренгер не говорит отдельно о Салихе и его истории, а замечает о народе Гада и народе Тсямуда вместе следующее: Гадяне и Тсямудяне были два могущеетвенные племени – потомки узитов и южных идумеян, – которые ослабели и погибли, потому что торговля приняла новое направление. Тсямудяне населяли, как известно, Хаджр, названный Птоломеем Egra, а Страбоном отождествленный с Петрою, потому что Хаджр значит: камень. Поэтому мы находим у Страбона две Петры и он в рассказе о походе Элия Галла говорит, что караваны, идущие из Нетры (главного города Идумеи) в Петру (Хаджр), были столь велики, как армии. Гадяне владели Корхом, который уже в Библии (Быт. 36. 5) упомиинается под этим именем, и Хаурою, Лейцеком греков, где развалины циклопских построек свидетельствуют о его раннем величии. Гадяне были также владетелями плодоносной Вадий аль-Кора667, где они кочевали. Эти два племени существовали еще во время Птоломея. Гадян он называет Oaditae, потому что совершенно правильно букву аин заменил коротким о. Имя Тсямудян он оставил без изменения. Развалины их местопребывания в Хаджре доселе еще возбуждают удивление путешественников. Они высвечены в скалах и так многочисленны и обширны, что, по свидетельству одного просвещенного турка, который доставил мне сведение об этом, могли легко вместить в себя жителей Дамаска (около 160000 душ). При входе в пещеры стоят столбы, частью совершенно открытые, частью наполовину высеченные в скалах; над дверьми находятся частые надписи неизвестного характера и во многих местах виднеется римкий орел! Внутренность домов обширна и состоит иногда из двух жилищ. После гибели этих двух племен, вся эта страна была заселена почти исключительно иудеями, которые и ранее могли поселяться здесь в большом количестве. Развалины содержат в себе указания на более ранних обитателей, но эти указания сохранились между позднейшими поселенцами, как очень понятно, в легендарной форме, которая была в духе нации. О погибели гадян и тсамудян мы не имеем никаких исторических сведений. Сохранившиеся в Коране легенды имеют иудейское происхождение и могут быть приведены в согласие с историей, если мы признаем, что цари Ямана, обратившиеся в иудейство, (может быть Тубба Хассан, который по Коссен-де-Персевалю царствовал в 297–320 г. по Р.Х.) предпринимали военные походы против обитателей северной Аравии, находившихся под римским покровительством, и совершенно истребили их. Это предположение находит себе некоторое подтверждение в одном выражении иудеев у Ибн Исхака S. 134. Иудеи грозили своим врагам истребить их при помощи Мессии так же именно, как гадян и ирамеев (арамеев). Прямое доказательство на то, что северная Аравия даже в более поздние времена находились под чужеземной властью и что иудеи были там могущественны, мы находим у Ибн Хордадбеха (Ms. Oxford. S. 130): « Ятсрибом (Медина) и Тихамою (соседняя прибрежная страна) во времея их язычества повелевал один правитель, который находился под властью Марзована (персидского градоначальника) Бадийя. Иудейские племена Курайза и Надзыр были владетелями Медины и господствовали над арабскими племенами Авс и Хазрадж". Это известие относится, вероятно, к тому времени, когда персы управляли Сирией. Если же тогда ещс иудеи были владетелями Медины, то нужно предполагать, что этим городом они владели раньше. Но Медина во всяком случае была самого южною и самою слабою иудейскою ко- лонией. Центром иудейского могущества были: Тайма, Хаджр, Хайбар и Корх.

«Вce арамейское народонаселение на окраине пустыни, как и в поселениях по торговому пути идущему на юг, между которыми упомянутые местности были самыми важными, названо было арабами набатеями, потому что они принадлежали к этой нации. Столь широко расселились набатеи и их родственные иудейские колонии, а также рассеянные ессеи, евиониты и их сообщники. Эти последние приписали разрушение помянутых местностей668 божественному наказанию, подобно падению Иерусалима и составленные в этом духе рассказы распространились между ними.

«Не только внешние основания побуждают меня считать не арабскими коранические легенды о Гадянах и Тсямудянах, но и дух этиз легенд; мы не находим в них ни отважных геройских подвигов, ни хвастливого ораторства победителей, но видим кичливых пророков, странные чудеса и дух мстительности».

Так как Гадяне и Тсямудяне существовали еще во время Потоломея. то Мухаммеду и хотелось отодвинуть далее их существование ко времени еврейского законодателя, чтобы тем доказать древность свитков Авраама и Моисея, из которих он узнал самые легенды о погибели Гадян и Тсямудян, потому что рассказами о событиях недавних подрывался авторитет этих свитков. Вот Мухаммед и заставлял говорить самого Моисея в Коране: «не получали ли вы известий о тех, которые были прежде вас, о народе Ноя, в Гадянах и Тсямудянах»669.

Из всего этого видно, что Мухаммед отчасти по своему невежеству, а отчасти умышленно представил неправильно историю Гадян и Тсямудян. По библейскоиу обычаю производить народ от имени какого-нибудь одного родоначальника, он приписал Гадянам родоначальника Гада и Тсямудянам Тсямуда и отнес их историю к до-Моисеевым временам. Выходя из общего своего взгляда на историю Божественного откровения670 он измыслил, может быть, на основании иудейских преданий, двух пророков: Гуда и Салиха, которым в позднейшее время приписаны были своеобразные родословные, подходящие отчасти к рассказам Библии о до-Моисеевых праотцах. В имени Гуда Мухаммед, может быть, действительно увлекся сходством этого имени с названием иудеев, которые с давних пор населяли эти места, а имя Салиха само по себе означает просто: благочестивого человека, так что Салиха отождествлять с Фалеком можно только потому, что Салих, по Корану, может быть послан Богом после Гуда и что Фалек, по Библии, жил после Евера, отца своего. Сближение имен Гуда и Салиха с именами Евера и Фалека, по нашему мнению, потому уже представляется натяжкою, что, по мухаммеданскому представлению, Гадяне и Тсямудяне были арабами и что Гуд и Салих были пророки из арабов, между тем как Евер был отец евреев, оставивший им свое имя, а Фалек был сын Евера.

* * *

661

Hstoria orientalis. p. 44–45.

662

По Библии Фалек был сын Евера. Быт. Гл. 10, ст. 25.

663

Retutatio Alcorani, p. 285.

664

Bibliotheque orentale, t 5. р.75.

665

Was hat Mohammed... S. 118–120.

666

Я думаю говорпгь Шпренгер, что Хаджр, как в эфиопском языке, означает: город. После Мухаммеда Ятсриб, как известно, стал называться городом, (аль-мядина, которое не арабское слово). Страбон, следовательно, не понимал этого значения. Sprenger, B. 1, S. 63. Anmerk 1. Cp. В. 1. S. 505–526.

667

Vakut in Mugam und Tabary, siehe V. As soc. Beug. 1848.

668

То есть жилищ Гадян и Тсямудян.

669

Коран, гл. 14. св. 9. Sprenger, H. 1. S. 62–65. Высказав такую ошибку против хронологии, Мухаммед был обличен в своем невежестве и вследствие этого перестал упоминать о свитках Авраама и Моисея. Ср. 62 стр. наш сочин.

670

К каждому народу Бог посылал особенного пророка. Коран, гл. 10, ст. 75.



Источник: Остроумов Н. Критический разбор мухаммеданского учения о пророках. – Казань: Унив. тип., 1874. – 286 с.

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс