Николай Петрович Остроумов

Приложение 3-е. Кого нужно разуметь под именем Шугаиба пророка, упоминаемого в Коране?

Нет никакого сомнения, что Мухаммед и позднейшие мухаммеданские авторы разумели под именем Шугаиба библейского Иофора и Рагуила, мадиамского священника, к которому убежал Моисей от Фараона и который выдал за Моисея дочь свою Сепфору671. Это видно из самой истории Шугаиба и Моисея, изложенной в Коране и у Рабгузы672.Так думают и западно-европейские ученые: Готтингер673, Марракчи674, Д'Ербело675, Гейгер и Шпренгер. Гейгер замечает, что по уверению раввинов, в саду Иофора вырос жезл, которым потом владел Моисей. Жезл по-арабски называется шагбат и Шугайб; отсюда имя: Шугаиб может означать владетеля жезла676. Далее Гейгер упоминает и о том, что народ, к которому был послан Шугаиб, не всегда называется в Коране Мадиниатянами, но имеет также название и «товарищей кустарников». Шпренгер говорит об этом следующее: «По некоторым местам Корана (15, 78, 50, 13, 38, 12) ІІІугаиб был послан к жителям аль-айка, а по другим (7, 83, 11, 85, 29, 35, 22, 43, 9, 71) он был послан к жителям Мадьяна. Мадьян есть название того самого города, который мы называем Мадиамом. Аль-айка буквально означает: лес, Табук. Дрейний Табук более не существует и удален от нового города этого имени на далекое расстояние. Следовательно, история Шугаиба и истории разрушения того города, в который он был послан, была местною легендою, которую Мухаммед рассказывал сначала, а позднее поставил ее в связь с библейским рассказом, переместив Шугаиба в соседний Мадиам и отождествив его с Иофором. Если это предположение основательно, то мы должны считать более древними те стихи Корана, в которых встречается выражение: аль-айка (50, 13, 15, 78, 26, 176, 38, 12), чем те, в которых говорится, что Шугаиб был послан в Мадиам (7, 83, 9, 71, 11, 85, 22, 43, 29, 35). Действительность этого предположения подтверждается и другими фактами: Таляби (Proph. Leg. S. 81) говорит о Шугаибе: «По показаниям сведущих в законе, он был сын Сыгуна, сына Набита, сына Мадьяна, сына Авраамова. Пo Ибн Исхаку, он был сын Майкиля из детей Мадьяна.» По Катаде, он был сын Нувайба, Гата и другие называют его Шугаибом, сыном Майкиля, сына Яшджура, сьгна Мадьяна, сына Авраамова. Сирийское имя eгo (Шугайба) было Ятруб, а его бабка, мать Майкиля, была дочь Лота. Впрочем, предания немного измыслили о нем такого, чего нет в Коране, хотя легенды эти рано были обработаны поэтически. Ибн Исхяк у Таляби сохранил стих, который проговрил один современник Шутаиба, когда увидел подвергшийся несчастью народ:

О, народ! Шугаиб есть посланник и пророки Сумаир и Гымран говорили истину.

Я уже видел эти народы и им громовым голосом возвещено было о наказании этой пустыни.

Вы не увидите более завтрашнего полдня. Только Раким (собака названных двух пророков) будет ходить по этим высотам.

В Исаба под словом: Салими рассказывается, что Мухаммед называл братьями Шугаиба посланных к нему (Мухаммеду) из племени Ганц. Вероятно племя жило в той стране677.

* * *

671

Кн. Исход, гл. 2, ст. 15–22.

672

Ср. 142–145 стр. наш сочин.

673

Hstoria orientalis. p. 78.

674

Retutatio Alcorani, p. 284.

675

Bibliotheque orentale, t 5. р.209.

676

Was hat Mohammed... S. 176–180.

677

Sprenger, B. 1. S. 480–484. Anmerk 1.



Источник: Остроумов Н. Критический разбор мухаммеданского учения о пророках. – Казань: Унив. тип., 1874. – 286 с.

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс