Источник

Б. Старая ризница Троицкого собора в Пскове

Первоначальное построение Троицкого собора, по преданию, восходит к отдаленнейшим временам. Но в его настоящем виде он явился в 1699 году. Несмотря на неоднократные разрушения и пожары он, все-таки, сохранил много предметов церковной старины, относящихся к отдаленной древности и потому заслуживающих внимания, тем более, что до настоящего времени предметы эти, за немногими исключениями, не были изданы в точных снимках. Это особенно нужно сказать о старой ризнице Троицкого собора.

Евангелие 1532 г. Троицкого собора

Евангелие (табл. IV) в формате ип 8°, написано прекрасным полууставом первой половины XVI века. Оклад ажурный серебряный, с кабошонами. Характер ажурной орнаментики показывает, что его основные черты представляют собою эволюцию древней плетушки. Формы плетушки здесь синтезированы и по местам спутаны, – рисунок сбит. В середине изображение распятия И. Христа новое в западно-европейском стиле (табл. IV). Па первом листе: в чернильной рамочке, напоминающей план трехапсидного русского храма, находится запись: «лета 7040 написана бысть книга сия глаголемая Евангелие повелением раба Божия Елисея Борисова сеша на престол святым трем святителем да и Деисус поставил над престолом при игумени при Геронтеи церкви Божии на украшение, а себе на память и родо своему» (табл. IV). Очевидно, Евангелие это первоначально предназначено было для монастыря трех святителей вселенской церкви, где в 1532 г. игуменом был Геронтий. По всей вероятности, это был Спасо-Елеазаров Трехсвятительский монастырь19.

Одно из лучших украшений текста Евангелия составляют прекрасные заглавные буквы, написанные разными красками. Впереди текста каждого из четырех Евангелий находятся изображения соответствующих Евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Изображения эти написаны в строгой новгородской манере. Ев. Марк (табл. IV) – средовек, сидит на табурете среди новгородских шаблонных палат, видимых одновременно изнутри и снаружи, перед ним на столике – пюпитр с развернутым свитком; в другом свитке Ев. Марк пишет: зачало Евангелия Х–ва.

Табл. IV. Евангелие 1532 г. в ризнице Троицкого собора в Пскове.

Посохи Троицкого собора

1. Посох apxиеп. Евфимия (табл. V, I) принадлежит к числу наиболее любопытных предметов соборной ризницы. Память о выдающемся новгородском и псковском Иерархе, очевидно, жива была здесь от XV в. до самого конца XVII в. Прямое доказательство этого представляет «летопись» самого посоха. Посох – деревянный, с одним большим серебряным яблоком на средине стержня. Яблоко это украшено драгоценными камнями и голубою эмалью. Ручка древнейшей формы, обтянута серебряною басмою; на ней надпись, современная посоху: «в лето 6944 (1436) сряжен бысть посох замышлением преосвященнаго Владыки Евфимия архиепископа великаго Новагорода». Пониже ручки на серебряной пластинке восьмиконечный крест с надписью: «Ис. Хс. ника». Судя по стилю надписи, пластинка эта добавлена не ранее времени последнего исправления посоха в конц XVII века. Под нею другая пластинка с надписью: «лета 7097 (1589) месяца июня в 26 день на память преподобнаго отца нашего Давида иже в Селуне поновил посох Епископ Михаил псковский и изборский». Ниже – еще запись об исправлении посоха: «лета 7164 (1656) апреля 4 на память преподобнаго Отца нашего Иосифа песнописца поновися посох сей при архиепископе Макарии». Наконец, еще ниже последняя запись: «(7)199–го (1691) февруария в i поновлен сей жезл новопосвященным Иларионом митрополитом псковским и изборским». Явление редкое со стороны изобилия «летописей».

2. Посох митрополита Илариона. Спустя четыре года после исправления посоха архиеп. Евфимия, митрополит Иларион устроил для себя новый посох (табл. V, 2): этот новый посох построен по образцу старого Евфимиева посоха. В обоих – ручки одинаковой формы, сходны и яблоки; но рисунок чеканки по серебру в посохе митрополита Илариона имеет иной характер; украшения яблока также иные. Надпись – эмалевая: «лета 7203 году (1695) построен жезл сей повелением преосвященнаго Илариона митрополита псковскаго и изборскаго».

Табл. V. Древние посохи ризницы Троицкого собора в Пскове

Кресты напрестольные Троицкого собора

1. Напрестольный серебряный крест (табл. VI, 1): мера 0,38 х 0,19 м. На нем горельефное изображение распятого И. Христа с предстоящими и со Св. благоверным князем Владимиром, представленным в высоком шлем, с крестом и простертой дланью. Крест в руке и простертая длань, в обычном иконографическом порядке, составляют атрибуты мучеников. Но в данном случае они указывают не на мученичество, а на открытое исповедание христианства (длань) и просвещение России светом Евангелия, подобно тому, как изображались с теми же атрибутами равноапостольные Константин и Елена. Что касается шлема, то он составляет также модернизацию, недопустимую в древности ни на молебных иконах ни на крестах. Мастер был западник. На обратной стороне креста (табл. VI, 4) в особых надписях показаны Св. мощи: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иoанна Милостивого, Архидиакона Стефана, Пантелеймона, Евстафия, Плакиды и Евстратия. Здесь же «летопись»: сей животворящий крест построил в соборную церковь Пресв. Троицы во град Псков преосвященный Маркелл первый митрополит псковский и изборский лета 7191 (1683) месяца мая в 7 день.

2. Серебряный крест (0,32x0,15м) с накладными фигурами – распятого И. Христа с Адамовою главою (внизу), предстоящих – Богоматери и Иоанна Богослова (бюсты), двух ангелов и Св. Духа (вверху). Лицевая сторона (табл. VI, 2) украшена превосходною филигранью и жемчугами; на левой сторон и по бокам та же филигрань XVII в.

Табл. VI. Кресты Троицкого собора в Пскове

3. Крест новый (0,21x0,40м) с эмалевыми изображениями распятия с предстоящими и Господа Саваофа (вверху). На главе распятого И. Христа металлический нимб и терновый венок, XVIII века. (Табл. VI, 3)

Наперсный крест (табл. VI) небольшой (0,09х0,16 м), западный. Терновый венок: тело И. Х. обвисло; над главою И. Х. латинское титло I.N.R.I.

Панагии Троицкого собора

Верхняя группа таблицы VII-й.

1. Панагии (табл. VII, 1) серебряная позолоченная большая (0,15 м.), в виде восьмиугольной звезды. Основа её – серебряная пластинка, на которую наложен ажурный орнамент и четыре альмандина. В средине изображен «чин» – 1. Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча и два ангела, писанные на меди под кабошоном. На ушке бирюза – выцветшая. Цепь серебряная позолоченная кольчатая. Левая сторона гладкая, обновленная, с надписью «Серебряков». Панагия эта относится ко второй половине XVII века.

2. Подобная же панагия (табл. VII, 2) в виде звезды (0,10 м.) серебряная позолоченная, с восемью жемчугами. Фон украшен чеканной орнаментикою. В средине под кабошоном на меди изображена Св. Троица ветхозаветная. Вверху ушко с двумя пуговками и цепь серебряная белая панцирная. Внизу привеска в виде корсунчика с распятием, с серебряными наконечниками и парагонами. Обратная сторона – обновленная гладкая, с надписью «Серебреников». Панагия XVII в.

3. Такой же формы панагия (табл. VII, 3), но несколько меньшего размера, с 8 жемчугами. В средине под кабошоном образ И. Христа, ушко с жемчугом. На левой стороне обозначены надписями Св. мощи: Ионы Архиепископа, Иоанна Apxиeп. новгородского, Иакова Боровицкого, Иакова Перского, муч. Акилины и «Плащаница Христова». Век XVII.

4. Роскошная многогранная серебряная панагия (0,13х0,16 м.), закрашенная филигранью, бирюзой, альмандинами и яхонтами (табл. VII, 4). В средине под кабошоном прекрасный «чин»: И. Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча и два ангела. Возле ушка две ажурные пуговки, две пластинки, богато украшенные камнями, и приспособление для цепочки. Бляшки с трех сторон – правой, левой и нижней – ажурные. Левая сторона гладкая. Век XVII.

5. Многогранная панагия (0,12 м.) серебряная с прорезным орнаментом на лицевой стороне; украшена эмалью и 8-ю камнями. Внизу привешен каменный образок. Цепь в виде мониста (табл. VII, 5).

6. Небольшая серебряная овальная панагия (0,05 x 0,07 м.) с ушком и привеской. На лицевой стороне изображение Богоматери «воплощение», на обратной Арх. Михаил, вокруг которого надпись с обозначением мощей. XVII в. (Табл. VII, 6).

Нижняя группа таблицы VII.

1. Маленькая (0,05x0,06 м.) золотая панагия (табл. VII, 1). В средине крупный жемчуг; внизу три привески, из которых средняя имеет форму старинной серьги, украшенной жемчугом. На левой стороне тонко нацированный орнамент.

2. Панагия овальная (0,09x0,11 м.). Середина янтарная, обработана в форме сердца (табл. VII, 2): здесь помещено горельефное изображение Св. Троицы в виде «Отечества», при чем Бог Отец представлен в трехсоставной папской тиаре. На обратной стороне сердца начертана монограмма латинская, может быть, иезуитская. Фигура сердца заключена в овальную серебряную раму с изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи. Вверху и внизу херувимы. Цепочка кольчатая позолоченная. Панагия эта западной paботы XVIII в., оправа русская, также не ранее XVIII в.

3. Панагия в виде сердца (табл. VII, 3): высота её с ушком 0,12 м., поперечник 0,07 м. На ней изображение Знамения Богоматери, по-видимому, на меди. Украшена мелкой бирюзой. Вверху ушко; внизу привеска – синий камень.

4. Крест наперсный складной (табл. VII, 4); высота с ушком 0,12 м., ширина 0,08 м. На лицевой стороне эмалевое изображение распятого И. Христа с предстоящими. Вверху Бог Отец, внизу Адамова глава. Украшен жемчугом. На обратной стороне – орудия страданий И. Христа. Цепь кольчатая. Крест первой половицы XVIII века.

5. Панагия золотая круглая прорезная (табл. VII, 5); диаметр 0,11 м.; украшена бирюзой и прорезными гранеными камнями. Внизу три привески – камни негранёные, в том числе одна выцветшая бирюза. По ободку орнамент в виде крестиков. Вверху была коронка, теперь уже затраченная. На левой стороне по ободку надпись: «Сия панагия дана в дом живоначальныя Троицы первому Маркеллу Митрополиту Псковскому в поминовение души стольника Лва Салтыкова прямое имя ему Мемнон 1683».

6. Панагия серебряная позолоченная восьмигранная (табл. VII, 6); мера 0,08x0,08 м. Украшена яхонтами (?) и жемчугом. В середине круглый, по–видимому, костяной образок Знамения Богоматери хорошей резьбы Вверху ушко и серебряная панцирная цепь. Век XVII.

Табл. VII. Панагии и крест Троицкого собора

Церковные сосуды, шитьё и другие предметы Троицкого собора

1. Дарохранительница серебряная в виде часовни (табл. VIII, 1); высота с крестом 0,60 м., поперечник 0,22 м. С передней стороны – дверь, представленная в виде миниатюрных царских врат с чеканными изображениями Благовещения Пресв. Богородицы и четырёх Евангелистов в овальных медальонах. Другие чеканные изображения по содержанию своему относятся к установлению Евхаристии, распятию и воскресению И. Христа: омовение ног, раздаяние апостолам Евхаристии отдельно под двумя видами – хлеба и вина, распятие, снятие с креста и положение во гроб, сошествие И. X. в ад. Внутри (табл. VIII, 2) устроены три ящичка для запасных даров. Главка рубчатая позолоченная, работа западная новая, не ранее конца XVIII века. Подобная дарохранительница, но несколько меньших размеров, находится также в Псково-Печерском монастыре.

2. Два серебряных подсвечника, витые наподобие спирали; высота 0,35 м. XVIII века (табл. VIII, 3–4).

3. Золотые евхаристические сосуды: потир золотой (табл. IX, 1) высота 0,31 м., диаметр 0,15 м. Надпись вверху: «пийте от нея вси... грехов». Изображения Деисиса, архангелов, ап. Петра и Павла и распятия. Ниже на яблоке ручки – изображены святители; внизу страсти Христовы в девяти моментах и летопись: «лета от сотворения мира 7194 иуниа в первый день состроишася сии сосуды служебные златые во граде Псков в соборную церковь Пресв. Троицы повелешем преосвященнаго Маркелла перваго митрополита псковскаго и изборскаго из домовыя казны».

4. Дискос золотой (табл. IX, 2), высота 0,12 м.; диаметр блюда 0,27 м. На блюде представлен агнец И. Христос, два архангела с рипидами, Господь Саваоф и Св. Дух. Вокруг – двенадцать апостолов; внизу ангелы и запись: в золотых сосудах, в дискосе и в потире веса два фунта четыредесять четыре золотника с полузолотником, в поддонех серебряных веса два фунта двадцать семь золотников с четвертью. Дискос украшен драгоценными камнями.

5. Звездица (табл. IX, 3) позолоченная с славянской надписью: «и пришедши звезда, ста вверху, идеже бе Отроча».

Табл. VIII. Церковная утварь Троицкого собора

6. Изящная серебряная кружка (табл. VIII, 5) в стиле ампир, с надписью: «в знак признательности моей на память 8 ноября 1812 года дарю кружку его любезному другу моему Александр Самойловичу Фигнер благодарный Михаил Бибиков». Размер 0,16х0,16 м. Очевидно, вещь не церковная, а ценный по металлу подарок в собор.

7. Блюдо (табл. IX, 4) серебряное позолоченное, овальной формы, 0,46х0,57 м.; с чеканными изображениями купидончиков, сидящих на рыбах и конях. Работа западно-европейская. На обратной стороне надпись вязью: «лета 7170 году выменена сия миса в честь и славу в дом Пресв. Богородице Святогорскаго монастыря, зовомой на синичей горе и подания всего мира при игумене Геннадии. Клеймо, по–видимому, нюрнбергское I.R.N.

8. Другое блюдо (табл. IX, 5) малое серебряное круглое, мерою в диаметре 0,36 м. Украшено чеканными листьями и купидончиками. Клеймо Е. В.

9. Кувшин (табл. IX, 6) серебряный, высотой 0,40 м. украшен чеканными купидончиками с трубами; на ручке кариатиды с крылышками.

10. Водосвятная чаша (табл. IX, 7); высота 0,32 м.; диаметр 0,45 м. Внутри – чеканное с позолотою изображение крещения И. Христа. Чаша эта сделана в 1674 г. при Арсении архиепископе псковском и изборском. Надпись на вызолоченной кайме славянской вязью: «Лета 7182 года устроена сия чаша при державе великаго Государя нашего Царя и великаго князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России самодержца и при благоверной Царице и великой княгине Наталии Кириловне и при благоверных чада и при благоверных царевнах благословением великаго Господина преосвященнаго Арсения архиепископа псковскаго и изборскаго, а строена мирским поданием.» – На дне начеканены тропарь и кондак праздника Богоявления с некоторыми особенностями в тексте.

Табл. IX. Церковные сосуды Троицкого собора

11. Плащаница шитая золотом и серебром (табл. X, 1). Мера 1,06x0,77 м. В середине вышито положение тела И. X. во гробе: здесь – св. жены, Иоанн Богослов, Иосиф и Никодим, ангелы с рипидами и крест с орудиями страданий. По углам херувимы, а вокруг – роскошный горельефный орнамент. Венцы И. Христа и Св. Духа украшены дробницами. Общий рисунок скомпонован прекрасно. Шитье художественное, техника мастерская. Местное предание полагает, что плащаница эта изготовлена и подарена в Троицкий собор Царицею Софиею Алекеевною.

Табл. Х. Плащаница и било Троицкого собора

12. Подобный же со стороны стиля и техники воздух (табл. XI, 1). Мера 0,63х0,63 м. В середине вышито изображение И. Христа – «агнца безлетнаго» в чаше; возле него четыре ангела с 8-ю рипидами, по углам херувимы. Вокруг рельефный орнамент того же характера, как и на предыдущем воздухе. Конец XVII века.

13. Покров для потира в виде креста (табл. XI, 2): в середине – Знамение Богоматери, а по концам креста – ангелы с орудиями страданий. Конец XVII в. работа такая же, как и в двух предшествующих памятниках.

14. Палица 0,44x0,44 м. (табл. XI, 3). В середине Св. Троица ветхозаветная с Авраамом и Саррою; внизу слуга закалает тельца. По углам – символы четырех Евангелистов. Вокруг шитая надпись: «егда сшед языки размеси разделяше племена вышний, егда же огненные языки раздая в совокупление вся призва единогласно славити всесвятый Дух.» Работа половины XVII века.

15. Такая же палица (табл. XI, 4) с изображением успения Пресв. Богородицы с Авфонием, которому ангел отсекает руки. Кругом вышит известный тропарь: «В рождестве девство сохранила еси...»

16. Било железное (возле собора на улице). (Табл. X, 2). Длина 5 аршин, ширина 6 ½ вершков; изогнуто в виде дуги и снабжено отверстиями для прикрепления к стойке. Это общеизвестный тип била, употреблявшейся у нас до введения колоколов. Такие же образцы бил в музее СПб. Дух. Академии и в музее новгородском.

Табл. XI. Шитье Троицкого собора

* * *

19

Зверинский, Материалы о правосл. монаст. 1. №444. А. Князев указывает на две трехсвятительские церкви в самос Пскове; но ввиду того, что при указанной церкви был игумен Геронтий, нужно думать, что это была церковь монастырская. А. Князев, Опис. Псков. кафедр. Собора. Москва, 1858 г., стр 65.


Источник: Заметки о памятниках псковской церковной старины / Проф. Н.В. Покровский. - Москва : Изд. журн. "Светильник", 1914. - 39 с., 23 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle