Б. Старая ризница Троицкого собора в Пскове

Первоначальное построение Троицкого собора, по преданию, восходит к отдаленнейшим временам. Но в его настоящем виде он явился в 1699 году. Несмотря на неоднократные разрушения и пожары он, все-таки, сохранил много предметов церковной старины, относящихся к отдаленной древности и потому заслуживающих внимания, тем более, что до настоящего времени предметы эти, за немногими исключениями, не были изданы в точных снимках. Это особенно нужно сказать о старой ризнице Троицкого собора.

Евангелие 1532 г. Троицкого собора

Евангелие (табл. IV) в формате ип 8°, написано прекрасным полууставом первой половины XVI века. Оклад ажурный серебряный, с кабошонами. Характер ажурной орнаментики показывает, что его основные черты представляют собою эволюцию древней плетушки. Формы плетушки здесь синтезированы и по местам спутаны, – рисунок сбит. В середине изображение распятия И. Христа новое в западно-европейском стиле (табл. IV). Па первом листе: в чернильной рамочке, напоминающей план трехапсидного русского храма, находится запись: «лета 7040 написана бысть книга сия глаголемая Евангелие повелением раба Божия Елисея Борисова сеша на престол святым трем святителем да и Деисус поставил над престолом при игумени при Геронтеи церкви Божии на украшение, а себе на память и родо своему» (табл. IV). Очевидно, Евангелие это первоначально предназначено было для монастыря трех святителей вселенской церкви, где в 1532 г. игуменом был Геронтий. По всей вероятности, это был Спасо-Елеазаров Трехсвятительский монастырь19.

Одно из лучших украшений текста Евангелия составляют прекрасные заглавные буквы, написанные разными красками. Впереди текста каждого из четырех Евангелий находятся изображения соответствующих Евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Изображения эти написаны в строгой новгородской манере. Ев. Марк (табл. IV) – средовек, сидит на табурете среди новгородских шаблонных палат, видимых одновременно изнутри и снаружи, перед ним на столике – пюпитр с развернутым свитком; в другом свитке Ев. Марк пишет: зачало Евангелия Х–ва.

Табл. IV. Евангелие 1532 г. в ризнице Троицкого собора в Пскове.

Посохи Троицкого собора

1. Посох apxиеп. Евфимия (табл. V, I) принадлежит к числу наиболее любопытных предметов соборной ризницы. Память о выдающемся новгородском и псковском Иерархе, очевидно, жива была здесь от XV в. до самого конца XVII в. Прямое доказательство этого представляет «летопись» самого посоха. Посох – деревянный, с одним большим серебряным яблоком на средине стержня. Яблоко это украшено драгоценными камнями и голубою эмалью. Ручка древнейшей формы, обтянута серебряною басмою; на ней надпись, современная посоху: «в лето 6944 (1436) сряжен бысть посох замышлением преосвященнаго Владыки Евфимия архиепископа великаго Новагорода». Пониже ручки на серебряной пластинке восьмиконечный крест с надписью: «Ис. Хс. ника». Судя по стилю надписи, пластинка эта добавлена не ранее времени последнего исправления посоха в конц XVII века. Под нею другая пластинка с надписью: «лета 7097 (1589) месяца июня в 26 день на память преподобнаго отца нашего Давида иже в Селуне поновил посох Епископ Михаил псковский и изборский». Ниже – еще запись об исправлении посоха: «лета 7164 (1656) апреля 4 на память преподобнаго Отца нашего Иосифа песнописца поновися посох сей при архиепископе Макарии». Наконец, еще ниже последняя запись: «(7)199–го (1691) февруария в i поновлен сей жезл новопосвященным Иларионом митрополитом псковским и изборским». Явление редкое со стороны изобилия «летописей».

2. Посох митрополита Илариона. Спустя четыре года после исправления посоха архиеп. Евфимия, митрополит Иларион устроил для себя новый посох (табл. V, 2): этот новый посох построен по образцу старого Евфимиева посоха. В обоих – ручки одинаковой формы, сходны и яблоки; но рисунок чеканки по серебру в посохе митрополита Илариона имеет иной характер; украшения яблока также иные. Надпись – эмалевая: «лета 7203 году (1695) построен жезл сей повелением преосвященнаго Илариона митрополита псковскаго и изборскаго».

Табл. V. Древние посохи ризницы Троицкого собора в Пскове

Кресты напрестольные Троицкого собора

1. Напрестольный серебряный крест (табл. VI, 1): мера 0,38 х 0,19 м. На нем горельефное изображение распятого И. Христа с предстоящими и со Св. благоверным князем Владимиром, представленным в высоком шлем, с крестом и простертой дланью. Крест в руке и простертая длань, в обычном иконографическом порядке, составляют атрибуты мучеников. Но в данном случае они указывают не на мученичество, а на открытое исповедание христианства (длань) и просвещение России светом Евангелия, подобно тому, как изображались с теми же атрибутами равноапостольные Константин и Елена. Что касается шлема, то он составляет также модернизацию, недопустимую в древности ни на молебных иконах ни на крестах. Мастер был западник. На обратной стороне креста (табл. VI, 4) в особых надписях показаны Св. мощи: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иoанна Милостивого, Архидиакона Стефана, Пантелеймона, Евстафия, Плакиды и Евстратия. Здесь же «летопись»: сей животворящий крест построил в соборную церковь Пресв. Троицы во град Псков преосвященный Маркелл первый митрополит псковский и изборский лета 7191 (1683) месяца мая в 7 день.

2. Серебряный крест (0,32x0,15м) с накладными фигурами – распятого И. Христа с Адамовою главою (внизу), предстоящих – Богоматери и Иоанна Богослова (бюсты), двух ангелов и Св. Духа (вверху). Лицевая сторона (табл. VI, 2) украшена превосходною филигранью и жемчугами; на левой сторон и по бокам та же филигрань XVII в.

Табл. VI. Кресты Троицкого собора в Пскове

3. Крест новый (0,21x0,40м) с эмалевыми изображениями распятия с предстоящими и Господа Саваофа (вверху). На главе распятого И. Христа металлический нимб и терновый венок, XVIII века. (Табл. VI, 3)

Наперсный крест (табл. VI) небольшой (0,09х0,16 м), западный. Терновый венок: тело И. Х. обвисло; над главою И. Х. латинское титло I.N.R.I.

Панагии Троицкого собора

Верхняя группа таблицы VII-й.

1. Панагии (табл. VII, 1) серебряная позолоченная большая (0,15 м.), в виде восьмиугольной звезды. Основа её – серебряная пластинка, на которую наложен ажурный орнамент и четыре альмандина. В средине изображен «чин» – 1. Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча и два ангела, писанные на меди под кабошоном. На ушке бирюза – выцветшая. Цепь серебряная позолоченная кольчатая. Левая сторона гладкая, обновленная, с надписью «Серебряков». Панагия эта относится ко второй половине XVII века.

2. Подобная же панагия (табл. VII, 2) в виде звезды (0,10 м.) серебряная позолоченная, с восемью жемчугами. Фон украшен чеканной орнаментикою. В средине под кабошоном на меди изображена Св. Троица ветхозаветная. Вверху ушко с двумя пуговками и цепь серебряная белая панцирная. Внизу привеска в виде корсунчика с распятием, с серебряными наконечниками и парагонами. Обратная сторона – обновленная гладкая, с надписью «Серебреников». Панагия XVII в.

3. Такой же формы панагия (табл. VII, 3), но несколько меньшего размера, с 8 жемчугами. В средине под кабошоном образ И. Христа, ушко с жемчугом. На левой стороне обозначены надписями Св. мощи: Ионы Архиепископа, Иоанна Apxиeп. новгородского, Иакова Боровицкого, Иакова Перского, муч. Акилины и «Плащаница Христова». Век XVII.

4. Роскошная многогранная серебряная панагия (0,13х0,16 м.), закрашенная филигранью, бирюзой, альмандинами и яхонтами (табл. VII, 4). В средине под кабошоном прекрасный «чин»: И. Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча и два ангела. Возле ушка две ажурные пуговки, две пластинки, богато украшенные камнями, и приспособление для цепочки. Бляшки с трех сторон – правой, левой и нижней – ажурные. Левая сторона гладкая. Век XVII.

5. Многогранная панагия (0,12 м.) серебряная с прорезным орнаментом на лицевой стороне; украшена эмалью и 8-ю камнями. Внизу привешен каменный образок. Цепь в виде мониста (табл. VII, 5).

6. Небольшая серебряная овальная панагия (0,05 x 0,07 м.) с ушком и привеской. На лицевой стороне изображение Богоматери «воплощение», на обратной Арх. Михаил, вокруг которого надпись с обозначением мощей. XVII в. (Табл. VII, 6).

Нижняя группа таблицы VII.

1. Маленькая (0,05x0,06 м.) золотая панагия (табл. VII, 1). В средине крупный жемчуг; внизу три привески, из которых средняя имеет форму старинной серьги, украшенной жемчугом. На левой стороне тонко нацированный орнамент.

2. Панагия овальная (0,09x0,11 м.). Середина янтарная, обработана в форме сердца (табл. VII, 2): здесь помещено горельефное изображение Св. Троицы в виде «Отечества», при чем Бог Отец представлен в трехсоставной папской тиаре. На обратной стороне сердца начертана монограмма латинская, может быть, иезуитская. Фигура сердца заключена в овальную серебряную раму с изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи. Вверху и внизу херувимы. Цепочка кольчатая позолоченная. Панагия эта западной paботы XVIII в., оправа русская, также не ранее XVIII в.

3. Панагия в виде сердца (табл. VII, 3): высота её с ушком 0,12 м., поперечник 0,07 м. На ней изображение Знамения Богоматери, по-видимому, на меди. Украшена мелкой бирюзой. Вверху ушко; внизу привеска – синий камень.

4. Крест наперсный складной (табл. VII, 4); высота с ушком 0,12 м., ширина 0,08 м. На лицевой стороне эмалевое изображение распятого И. Христа с предстоящими. Вверху Бог Отец, внизу Адамова глава. Украшен жемчугом. На обратной стороне – орудия страданий И. Христа. Цепь кольчатая. Крест первой половицы XVIII века.

5. Панагия золотая круглая прорезная (табл. VII, 5); диаметр 0,11 м.; украшена бирюзой и прорезными гранеными камнями. Внизу три привески – камни негранёные, в том числе одна выцветшая бирюза. По ободку орнамент в виде крестиков. Вверху была коронка, теперь уже затраченная. На левой стороне по ободку надпись: «Сия панагия дана в дом живоначальныя Троицы первому Маркеллу Митрополиту Псковскому в поминовение души стольника Лва Салтыкова прямое имя ему Мемнон 1683».

6. Панагия серебряная позолоченная восьмигранная (табл. VII, 6); мера 0,08x0,08 м. Украшена яхонтами (?) и жемчугом. В середине круглый, по–видимому, костяной образок Знамения Богоматери хорошей резьбы Вверху ушко и серебряная панцирная цепь. Век XVII.

Табл. VII. Панагии и крест Троицкого собора

Церковные сосуды, шитьё и другие предметы Троицкого собора

1. Дарохранительница серебряная в виде часовни (табл. VIII, 1); высота с крестом 0,60 м., поперечник 0,22 м. С передней стороны – дверь, представленная в виде миниатюрных царских врат с чеканными изображениями Благовещения Пресв. Богородицы и четырёх Евангелистов в овальных медальонах. Другие чеканные изображения по содержанию своему относятся к установлению Евхаристии, распятию и воскресению И. Христа: омовение ног, раздаяние апостолам Евхаристии отдельно под двумя видами – хлеба и вина, распятие, снятие с креста и положение во гроб, сошествие И. X. в ад. Внутри (табл. VIII, 2) устроены три ящичка для запасных даров. Главка рубчатая позолоченная, работа западная новая, не ранее конца XVIII века. Подобная дарохранительница, но несколько меньших размеров, находится также в Псково-Печерском монастыре.

2. Два серебряных подсвечника, витые наподобие спирали; высота 0,35 м. XVIII века (табл. VIII, 3–4).

3. Золотые евхаристические сосуды: потир золотой (табл. IX, 1) высота 0,31 м., диаметр 0,15 м. Надпись вверху: «пийте от нея вси... грехов». Изображения Деисиса, архангелов, ап. Петра и Павла и распятия. Ниже на яблоке ручки – изображены святители; внизу страсти Христовы в девяти моментах и летопись: «лета от сотворения мира 7194 иуниа в первый день состроишася сии сосуды служебные златые во граде Псков в соборную церковь Пресв. Троицы повелешем преосвященнаго Маркелла перваго митрополита псковскаго и изборскаго из домовыя казны».

4. Дискос золотой (табл. IX, 2), высота 0,12 м.; диаметр блюда 0,27 м. На блюде представлен агнец И. Христос, два архангела с рипидами, Господь Саваоф и Св. Дух. Вокруг – двенадцать апостолов; внизу ангелы и запись: в золотых сосудах, в дискосе и в потире веса два фунта четыредесять четыре золотника с полузолотником, в поддонех серебряных веса два фунта двадцать семь золотников с четвертью. Дискос украшен драгоценными камнями.

5. Звездица (табл. IX, 3) позолоченная с славянской надписью: «и пришедши звезда, ста вверху, идеже бе Отроча».

Табл. VIII. Церковная утварь Троицкого собора

6. Изящная серебряная кружка (табл. VIII, 5) в стиле ампир, с надписью: «в знак признательности моей на память 8 ноября 1812 года дарю кружку его любезному другу моему Александр Самойловичу Фигнер благодарный Михаил Бибиков». Размер 0,16х0,16 м. Очевидно, вещь не церковная, а ценный по металлу подарок в собор.

7. Блюдо (табл. IX, 4) серебряное позолоченное, овальной формы, 0,46х0,57 м.; с чеканными изображениями купидончиков, сидящих на рыбах и конях. Работа западно-европейская. На обратной стороне надпись вязью: «лета 7170 году выменена сия миса в честь и славу в дом Пресв. Богородице Святогорскаго монастыря, зовомой на синичей горе и подания всего мира при игумене Геннадии. Клеймо, по–видимому, нюрнбергское I.R.N.

8. Другое блюдо (табл. IX, 5) малое серебряное круглое, мерою в диаметре 0,36 м. Украшено чеканными листьями и купидончиками. Клеймо Е. В.

9. Кувшин (табл. IX, 6) серебряный, высотой 0,40 м. украшен чеканными купидончиками с трубами; на ручке кариатиды с крылышками.

10. Водосвятная чаша (табл. IX, 7); высота 0,32 м.; диаметр 0,45 м. Внутри – чеканное с позолотою изображение крещения И. Христа. Чаша эта сделана в 1674 г. при Арсении архиепископе псковском и изборском. Надпись на вызолоченной кайме славянской вязью: «Лета 7182 года устроена сия чаша при державе великаго Государя нашего Царя и великаго князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России самодержца и при благоверной Царице и великой княгине Наталии Кириловне и при благоверных чада и при благоверных царевнах благословением великаго Господина преосвященнаго Арсения архиепископа псковскаго и изборскаго, а строена мирским поданием.» – На дне начеканены тропарь и кондак праздника Богоявления с некоторыми особенностями в тексте.

Табл. IX. Церковные сосуды Троицкого собора

11. Плащаница шитая золотом и серебром (табл. X, 1). Мера 1,06x0,77 м. В середине вышито положение тела И. X. во гробе: здесь – св. жены, Иоанн Богослов, Иосиф и Никодим, ангелы с рипидами и крест с орудиями страданий. По углам херувимы, а вокруг – роскошный горельефный орнамент. Венцы И. Христа и Св. Духа украшены дробницами. Общий рисунок скомпонован прекрасно. Шитье художественное, техника мастерская. Местное предание полагает, что плащаница эта изготовлена и подарена в Троицкий собор Царицею Софиею Алекеевною.

Табл. Х. Плащаница и било Троицкого собора

12. Подобный же со стороны стиля и техники воздух (табл. XI, 1). Мера 0,63х0,63 м. В середине вышито изображение И. Христа – «агнца безлетнаго» в чаше; возле него четыре ангела с 8-ю рипидами, по углам херувимы. Вокруг рельефный орнамент того же характера, как и на предыдущем воздухе. Конец XVII века.

13. Покров для потира в виде креста (табл. XI, 2): в середине – Знамение Богоматери, а по концам креста – ангелы с орудиями страданий. Конец XVII в. работа такая же, как и в двух предшествующих памятниках.

14. Палица 0,44x0,44 м. (табл. XI, 3). В середине Св. Троица ветхозаветная с Авраамом и Саррою; внизу слуга закалает тельца. По углам – символы четырех Евангелистов. Вокруг шитая надпись: «егда сшед языки размеси разделяше племена вышний, егда же огненные языки раздая в совокупление вся призва единогласно славити всесвятый Дух.» Работа половины XVII века.

15. Такая же палица (табл. XI, 4) с изображением успения Пресв. Богородицы с Авфонием, которому ангел отсекает руки. Кругом вышит известный тропарь: «В рождестве девство сохранила еси...»

16. Било железное (возле собора на улице). (Табл. X, 2). Длина 5 аршин, ширина 6 ½ вершков; изогнуто в виде дуги и снабжено отверстиями для прикрепления к стойке. Это общеизвестный тип била, употреблявшейся у нас до введения колоколов. Такие же образцы бил в музее СПб. Дух. Академии и в музее новгородском.

Табл. XI. Шитье Троицкого собора

* * *

19

Зверинский, Материалы о правосл. монаст. 1. №444. А. Князев указывает на две трехсвятительские церкви в самос Пскове; но ввиду того, что при указанной церкви был игумен Геронтий, нужно думать, что это была церковь монастырская. А. Князев, Опис. Псков. кафедр. Собора. Москва, 1858 г., стр 65.

Комментарии для сайта Cackle